Межпоколенные связи в семье: родители, дети, внуки
При выделении стадий родительства в качестве критерия обращают внимание на последовательность задач, решаемых родителями на разных стадиях взросления детей. Согласно концепции Э. Галински, существуют шесть отдельных стадий родительства. Каждая ступень родительства знаменуется перестройкой детско-родительских отношений с учетом перспектив развития ребенка и его возрастающей автономии. На каждой… Читать ещё >
Межпоколенные связи в семье: родители, дети, внуки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
- • основные категории, используемые для анализа проблемы межпоколенных связей в обществе и семье;
- • задачи родителей и специфику родительско-детских отношений в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей;
уметь
- • ориентироваться в многоуровневой структуре взаимоотношений представителей различных поколений в семье;
- • различать варианты позиций в семье прародителей, родителей, детей;
- • устанавливать типичное и индивидуальное в семейных позициях представителей разных поколений в семье;
владеть
• способностью оценить адекватность задач, требований и санкций старших членов семьи возрастным характеристикам детей.
Возрастная динамика детско-родительских отношений
Стадии родительства
Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя — одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ребенка родительская роль многократно видоизменяется, наполняется все новым и новым содержанием. Вспомним, что главными характеристиками оптимальной родительской позиции считаются адекватность, гибкость и прогностичность.
«Горячая и прочная привязанность членов семьи — это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными», — отмечает чешский психолог 3. Матейчек, глубоко исследовавший проблему психического здоровья детей[1].
При выделении стадий родительства в качестве критерия обращают внимание на последовательность задач, решаемых родителями на разных стадиях взросления детей. Согласно концепции Э. Галински[2], существуют шесть отдельных стадий родительства. Каждая ступень родительства знаменуется перестройкой детско-родительских отношений с учетом перспектив развития ребенка и его возрастающей автономии. На каждой стадии родители должны работать с собственными внутренними конфликтами и переживаниями, интегрируя новые способности и качества личности. Успешность выполнения родительской роли и связанных с ней задач на разных стадиях может различаться.
Первая стадия — стадия формирования образа — продолжается от момента зачатия до рождения ребенка. В этот период у ожидающих ребенка супругов создаются образы «желательного» ребенка и идеального родителя; они мысленно примеривают предстоящую родительскую роль, анализируя собственные качества и возможности.
Вторая стадия — стадия выкармливания — связывается с промежутком от рождения до исполнения ребенку двух лет (автор указывает и определенный психологический критерий — до тех пор, когда малыш научится говорить: «Нет»). У родителей формируются чувство привязанности к своему малышу, первые формы сотрудничества с ним, но одновременно они решают задачи распределения времени и своего участия в других важных сферах жизни (работа, отношения с супругом, со старшими родственниками и др.).
Третья стадия — стадия авторитета (примерно от 2 до 5 лет) — связана с необходимостью оценить свою родительскую успешность, сравнить свои ожидания в отношении ребенка и достигнутые результаты. Ключевым моментом является осознание того факта, что и сами они, и их дети не всегда соответствуют созданному первоначально идеальному образу. А значит, необходимы коррекция отношений, безоговорочное принятие одних аспектов и более продуманное построение других.
Четвертая стадия — стадия интерпретации, отнесенная на младший школьный возраст ребенка, — требует еще более радикального анализа, а часто и трансформации родительских установок. Здесь родители, столкнувшиеся со школьными трудностями детей, проблемами их взаимоотношений со сверстниками, подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспитания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми.
Пятая стадия — стадия взаимозависимости — приходится на нодростничество. Центральный момент этого этапа — перестройка властных отношений с учетом выраженного стремления взрослеющих детей к самостоятельности и независимости (кто решает, когда приходить домой, с кем дружить, чем заниматься в свободное время и т. п.). Игнорирование тенденции к автономии, или конкурентные отношения родителя и подростка, составляют негативный полюс; позитивный связан с партнерскими отнотениями, основанными на сравнении двух способов видения мира: старшим и младшим.
Шестая стадия — стадия расставания — связана с уходом (прежде всего «психологическим») детей из родительского дома, когда родители должны окончательно признать их взрослость, отпустить их и в определенной мере критически переосмыслить свои родительские достижения и ошибки.
В другом подходе, более нам близком, выделение стадий родительства не ограничено периодом детства и юношества и далеко выходит за эти возрастные рамки (в обе стороны). Учитывается как значимый и период до зачатия, и период родительства со взрослыми детьми, и период постродительства. Так, обозначены следующие стадии родительства1:
- • принятие решения о рождении ребенка;
- • беременность;
- • период становления родительства;
- • период зрелого родительства;
- • период постродительства, т. е. бабушек и дедушек.