Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иррациональная психология. 
Психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Штайнер называл себя «наблюдателем сверхчувственного». Без познания сверхчувственного мира невозможна полнота знания, считал он. Благодаря этому познанию раскрывается «око духа» и появляется «высшее чувство». «Каждое духовное око может быть раскрыто», и лишь вопрос времени, когда оно «откроется». Штайнер выступил за расширение границ познания, которое вполне возможно для каждого человека, но ему… Читать ещё >

Иррациональная психология. Психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными и вообще рациональными методами. Религиозное знание относится к такому типу знаний и традиционно противопоставляется научному знанию. Наука и религия — два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание души основано на вере и сопереживании.

Термином «религиозная психология» может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в разных верованиях, религиях и философско-религиозных учениях (язычество, буддизм, христианство, ислам и др.). В силу сложности и неоднозначности психического мира многие явления не находят рационального объяснения в научной психологии, поэтому в них остается только верить. Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость — их характерная черта.

К иррациональной психологии относятся также; эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей. Эзотерика — знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.

Информационная справка.

Хиромантия (от греч. chir— рука и manteia — гадаю — гадание или предсказание по руке) — искусство определения характера человека и предсказание его судьбы по линиям и холмам на ладони, а также, но внешнему виду рук (рис. 1.1).

Хиромантия.

Рис. 1.1. Хиромантия.

Нумерология — древняя эзотерическая наука о числах. Ее нередко называют магией чисел, на самом же деле, эта наука гораздо ближе к астрологии, чем к магии. Считается, что каждый из нас обладает собственным индивидуальным циклом, основанным на индивидуальных числах, полученных путем различных операций с датой рождения и (или) буквами полного имени. Предполагается, что нумерология, как и астрология, позволяет определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и действий.

К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиромантия, а также мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера.

Исторический экскурс.

Е. П. Блаватская (1831 — 1891) — русская писательница и мыслитель, много путешествовавшая по Тибету и Индии. Пол влиянием индийской философии в 1875 г. основала в Нью-Йорке теософское общество.

Е. П. Блаватская.

Е. П. Блаватская.

Основной труд Е. П. Блаватской — «Тайная доктрина» (1888), в нем была сделана попытка дать синтез научной, философской и религиозной мысли всех времен и народов. На русском языке книга впервые появилась в Риге в 1937 г. Истина, по мнению Блаватской, не является достоянием какого-то одного народа или какого-то одного учения, одной религии.

Блаватская стремилась объединить различные религии через раскрытие тождественности сокровенного (эзотерического) смысла всех религиозных символов.

Свое учение Блаватская называла теософией, отделяя его тем самым от известных религий. Более того, Блаватская полагала, что вообще не было в истории человечества «новых» учений, религиозных основателей ни у одного народа, не было изобретателя новой религии или новой истины, а все предполагаемые изобретатели были лишь передатчиками (адептами), посредниками, не самобытными учителями, а лишь авторами новых форм и толкований. Сами же истины, на которых основывались их учения, были стары, как само человечество.

Алиса Бейли (1880—1949) родилась в Манчестере в зажиточной семье. В пятнадцатилетием возрасте пережила мистическое видение, результатом которого стало духовное преображение — Бейли уверовала в то, что ей явился сам Иисус Христос, избравший ее на роль реформатора христианства. В юности Бейли работала в Ирландии и Индии, после первого замужества уехала в США, где позднее рассталась с мужем и стала одна воспитывать троих детей. К 1917 г. она близко познакомилась с американскими теософами и, подобно им, попала под влияние книг Е. П. Блаватской. В том же году она вторично вышла замуж за одного из своих единомышленников, Фостера Бейли. В 1919 г. Алиса Бейли услышала «голос свыше», который стал надиктовывать ей книгу за книгой — всего этих книг насчитывается восемнадцать. В 1923 г. она основала Тайную школу — сообщество тех, кто готов был воспринимать «информацию из космоса» .

Рудольф Штайнер (1861—1925) — немецкий философ. Основные произведения Р. Штайнера — «Теософия.

Введение

в сверхчувственное познание мира и назначение человека", «Очерк тай поведения», «Мистерии древности и христианство». Эти произведения написаны в начале XX в.; в них с антропософской точки зрения излагается космология и история человечества. Штайнер вел интенсивную лекционную деятельность и был в начале XX в. властителем дум не только в Германии, но и в России. Его лекции собирали огромные аудитории, а книги переводились на многие языки. Штайнер был не только теоретиком, но и практиком. Им были сформулированы основные положения новой педагогики и создана первая Вальдорфская школа. В 1921 г. его последователями был открыт Клинико-терапевтический институт в Арлесхайме. В основе их деятельности лежало антропософское понимание существа человека.

Штайнер называл себя «наблюдателем сверхчувственного». Без познания сверхчувственного мира невозможна полнота знания, считал он. Благодаря этому познанию раскрывается «око духа» и появляется «высшее чувство». «Каждое духовное око может быть раскрыто», и лишь вопрос времени, когда оно «откроется». Штайнер выступил за расширение границ познания, которое вполне возможно для каждого человека, но ему должно предшествовать «развитие познавательных сил». «Высшее знание» дается, по Штайнеру, с помощью «высшего зрения», т. е. определенной степени духовности человека. Должно быть «духовное призвание». Штайнер называл его «божественным» знанием и чувством, «божественной мудростью», то есть теософией.

Эзотерика характеризуется таинством методов получения знаний, отсутствием возможности рационального объяснения на основе научных принципов. Способы доказательства истинности таких знаний иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Важнейшей особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность. Они всегда предполагают опору на особое иррациональное мировоззрение. Без принятия этого целостного мировоззрения как жизненной позиции невозможно понять способы их получения. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и доступными для конкретизации на все случаи жизни. Наглядный пример тому — предсказания Нострадамуса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.

Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность. Они, как правило, содержат советы и рекомендации по определенным жизненным ситуациям (встречи, разлуки, дальняя дорога, казенный дом и т.и.). И потому несмотря ни на что интерес к ним велик, поскольку люди устроены так, что желают знать свое будущее и получить совет компетентного специалиста. От специалистов по эзотерической психологии чаще всего ждут чуда и готовы в него поверить.

К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Предмет ее изучения — мистические переживания, космическое сознание, т. е. особые формы духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (психологии за пределами личности) — так называемые измененные состояния сознания. Согласно идеям представителей этого направления в психологии, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансцендентні) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Исторический экскурс.

Станислав Гроф (род. 1931 г.) — чешско-американский врач и ученый, до 1967 г. — практикующий психиатр-клиницист. Как ученый получил известность благодаря своим работам, но изучению измененных состояний сознания, которые вызываются психоделическими препаратами или различными другими методами по изменению сознания.

В 1967 г. С. Гроф был приглашен в качестве исследователя и психиатра в Университет Джона Хопкинса в Балтиморе. После завершения двухлетнего контракта он остался в США и продолжил свои исследования, заняв пост руководителя психиатрических исследований в Психиатрическом исследовательском центре штата Мериленд. С 1973 по 1987 г. жил и работал в Калифорнии.

Он активно организовывал семинары, читал лекции и вместе со своей женой Кристиной развивал технику холотронного дыхания — уникальный метод психотерапии, самопознания и личностного роста. Станислав Гроф основатель и руководитель Международной трансперсональной ассоциации. Под эгидой этой организации устраиваются большие международные конференции во многих странах.

Гроф поставил под сомнение современные нейрофизиологические модели мозга. Он утверждает, что человеческое сознание выходит за пределы головного мозга и представляет собой часть космического сознания, является фундаментальным элементом действительности.

Фантастичность представлений, описываемых Грофом, делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру. Опыт ощущений и переживаний измененных состояний сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.

К иррациональной психологии относятся также и многие знания, полученные в парапсихологии, которая занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения. Отсутствие убедительных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объяснения и доказательства достоверности этих знаний, не позволяет относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто «ловкость рук». Многие парапсихологичeские факты не удовлетворяют научным критериям проверки.

Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающая внимания и даже упоминания, ее не называли наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние десятилетия ситуация стала заметно меняться, меньше ученых принципиально отрицают реальность парапсихологических явлений, а материалы парапсихологических исследований порой используются в академических курсах по психологии[1].

Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний может существенно дополнить наши знания о психическом мире человека. В гороскопах может содержаться важная психологическая информация[2], а эзотерические идеи используются в некоторых направлениях современной психотерапии[3].

Таким образом, типы психологических знаний достаточно многообразны, и каждый из них характеризуется своими особенностями, достоинствами и недостатками. Развитие психологического знания приводит порой к тому, что разные типы знаний взаимодействуют, взаимопроникают и дополняют друг друга. Поэтому иногда трудно бывает отнести современные концепции к одному из пяти перечисленных типов психологических знаний. Так, например, на пересечении научной и религиозной психологии рядом авторов разрабатывается христианская психология[4].

Безусловно, взаимодействие разных типов психологических знаний может способствовать их расширению. Однако чем теснее их сотрудничество и взаимодействие, тем реальнее становится ошибка отождествления и смешения этих «жанров» психологического знания, приводящая вместо взаимного дополнения к взаимной подмене[5].

Каждый из этих типов психологического знания оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако взаимная подмена жанров или, говоря словами H. П. Акимова, «жанровый оползень»[6] в науке, как и в театральной сфере, может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания.

Информационная справка.

" Эффект Кашпировского" . В обеденный перерыв 31 марта 1988 г. большинству жителей Советского Союза было не до обеда. Люди в конторах и на заводах столпились у телевизоров. В прямом эфире программы «Взгляд» проходила уникальная операция — удаление опухоли груди без анестезии. Психотерапевт Анатолий Кашпировский «дал пациентке установку» не чувствовать боль. Опухоль вырезали, что называется, но живому. На следующий день Анатолий Кашпировский проснулся знаменитым.

В марте 1989 г. Центральное телевидение транслировало знаменитые передачи психотерапевта. Сейчас кажется, что программ было много и продолжалось это несколько лет. На самом деле их было всего шесть. Кашпировский приобрел популярность в конце 1980;х гг. благодаря массовым сеансам психотерапии на стадионах и по телевидению. Затем Академия наук СССР попыталась исследовать результаты его деятельности. Со скандальными телепередачами связывают увеличение числа психических расстройств в Советском Союзе. Некоторые врачи писали в больничных картах: «Диагноз — синдром Кашпировского» .

Российские СМИ постарались донести неудачи Кашпировского до широкой общественности. «Психотэрапэвт» пробовал судиться с разоблачающими его передачами на ТВ. но безуспешно. Вокруг имени и методов лечения скандально известного психотерапевта всегда было много легенд и сплетен.

После многочисленных жалоб и исков со стороны «исцеленных», Кашпировский практически свернул свою деятельность в России и занялся в основном доверчивыми эмигрантами в США и Германии. Последние годы он проводил свои встречи преимущественно в США.

Он утверждает, что его методика позволяет активизировать скрытые возможности организма и излечить от многих болезней.

Недавно прошли первые после длительно перерыва выступления Кашпировского в России. Директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев считает, что методы работы психотерапевта Анатолия Кашпировского носят «цирковой» характер (интервью «Интерфаксу»).

Следствием таких «жанровых оползней» становится полная путаница людей в том, кто такой психолог и что такое психология, — целителя Кашпировского отождествляют с психологией, психолога сравнивают со священником в церкви, «психология», проповедуемая в различных сектах, смешивается с научной и практической психологией.

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается психологией в теоретическом или практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии.

Важно подчеркнуть, что только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, являются психологами по профессии, их деятельность может называться профессиональной психологической работой.

Владение психологическими знаниями других типов может обогатить профессиональный опыт психолога. Например, как писала Ю. Б. Гиппенрейтeр, «отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первый, прикасаясь ко второй, черпает из нее силу»[7]. По опорой его деятельности должна быть научная и практическая психология.

  • [1] См.: Леонтьев Д. А. Самая обыкновенная парапсихология // ІІсихологический журнал. 1995. № 1.Т. 16. С. 170−172.
  • [2] См .-.Дружинин В. //. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. № 3. Т. 16. С. 44−52.
  • [3] См.: Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (Проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. № 6. Т. 15. С. 121 — 127.
  • [4] См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии; Начала христианской психологии: учеб, пособие для вузов / Б. С. Братусь (и др.]. М.: Наука, 1995.
  • [5] См.: Веккер Л. M. Психические процессы. Т. 3. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С. 58.
  • [6] Там же.
  • [7] Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996. С. 18.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой