Роль духовно-ориентированного диалога в развитии ценностной сферы медицинских работников
Диссертация
Нравственно-этическая направленность новой авторской программы по психологии, преподаваемой традиционным методом, способствует развитию сочувственно-сопереживающего отношения к пациентам, позитивного, но недостаточно осмысленного и устойчивого отношения к ценности жизни. Нравственно-этические проблемы, поднимаемые в новой программе, актуализируют у студентов ценностное самоопределение, однако… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Нравственные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников
- 1. 1. Нравственно-этические аспекты взаимоотношений медработников и пациентов
- 1. 2. Проблема эвтаназии и роль ценностного отношения к жизни в работе с терминальными больными
- 1. 3. Структура и содержание ценностного отношения к жизни у медработников
- 1. 4. Особенности развития ценностной сферы в позднем юношеском возрасте
- 1. 5. Различные подходы к психологической подготовке специалистов, направленные на развитие ценностной сферы
- ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Методы исследования
- 2. 2. Описание метода духовно-ориентированного диалога в образовательном процессе
- 2. 3. Организация исследования
- ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование развития у студентов-медиков ценностного отношения к жизни
- 3. 1. Результаты предварительного этапа исследования и их анализ
- 3. 2. Анализ возрастной динамики отношения к эвтаназии в зависимости от содержания учебной программы по психологии и метода ее преподавания
- 3. 3. Анализ связи отношения к эвтаназии с личным опытом по ухаживанию за больными
- 3. 4. Сравнительный анализ возрастной динамики ценностных установок в профессиональной деятельности медработников и отношения к эвтаназии в зависимости от содержания и методов преподавания психологии
- 3. 5. Сравнительный анализ возрастной динамики ценностных ориентаций студентов-медиков и отношения к эвтаназии в зависимости от содержания и методов преподавания психологии
- 3. 6. Анализ конкретных случаев изменения ценностной сферы студентов
Список литературы
- Абрамова E.G., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. — М: Кафедра-М, 1998. — 272 с.
- Аверин В.А. Психология в структуре медицинского образования: Дис. докт. психол. наук. С-Пб-, 1997. — 412 с.
- Аверинцев G.G. Поэтика ранневизантийской культуры. — М: Coda, 1997.-343 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. 282с.
- Ананьев В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов: Дис. докт. психол. наук. СПб, .1998- -394 с.
- Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981.- 64 с.
- Аниськина- Н. Н. Формирование профессиональной направленности студентов средних медицинских учебных заведений: Автореф. дисканд. психол. наук. М., 1999 г. — 28 с.
- Антилогова JI.H. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Диссер.. докт. психол. наук. -Новосибирск, 1999. 420 с.
- Апресян P.F. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности //Философские науки.'- 1986.-№ 6.,-С.53−59.
- Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образовании // Философско-психологические проблемы развития образования (под ред:
- B.В. Давыдова). М: Педагогика, 1981. — С.54−73. '.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М-: Прогресс-Академия, 1992.-527с.
- Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности // Вопросы психологии. 1971'. — № 4. —1. C. 105−124.
- Бастракова Е.Г. Профессиональное становление личности медработника среднего звена: Диссер.. канд. психол. наук. — Калуга, 2003.-206 с.
- Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. -№ 3. -С.109−123.
- Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М: Советская Россия, 1979.-318 с .(а)
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М: Искусство, 1979.-424 с. (б)
- Бахтин М.М. К философии поступка // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1991. — № 1. — С. 59−67.
- Безродная Г. В. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего врача: Диссер. канд. пед. наук. М., 1990. — 204 с.
- Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С.148−153.
- Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. диссер. канд. пед. наук. Волгоград, 1995 г. — 24 с.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинта, 1999.-311с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М: Политиздат, 1991. — 412 с.
- Блейхер В.М., Боков С. Н. О психологическом образовании врачей //Психологический журнал, т.18. 1997. -№ 3. — С.173−175.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Международная пед. академия, 1995. — 209 с.
- Божович Л. И. Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С.80−89.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. — 352с.
- Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии' // Психология- с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997 (а). — С.67−91.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997 (б). — № 5. — С. 3−19.
- Братусь Б.С., Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности — М.: МГУ, 1980. 157с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.-230 с.
- Брушлинский А.В., Воловикова М. И. О мышлении как прогнозировании // Вопросы психологии. — 1976. — № 4. — С. 31−40.
- Брушлинский А.В., Темнова JI.B. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности и решение нравственных задач. М.: ИП РАН, 1993. — С. 45−56.
- Булгаков С. Свет невечерний. М.: ACT Фолио, 2001. — 667 с.
- Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2001. — № 2. — С.69−77.
- Быкова С.Ю. Эвтаназия: гуманна ли она? // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1992. — № 6. — С.80−82.
- Быкова С.Ю., Юдин Б. Г., Ясная JI.B. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. 1994. -№ 2. -С. 147−151.
- Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984. — 200с.
- Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336 с.
- Видинеева О.В. Особенности ценностных ориентаций и их формирование в старшем школьном возрасте (на примере уроков обществоведческого цикла): Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. 186с.
- Визгина А.В., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 6. — С. 50−57.
- Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 5. -С.16−31.
- Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале.- М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 312 с.
- Волочков А.А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004 — Т.25. — № 2. — С. 17−33.
- Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. 1995. — № 2 — С. 19−30.
- Воспитание студентов в процессе преподавания медико-биологических и клинических дисциплин / под ред. Л. Н. Валенкевича и-др.- Ленинград: ЛПМИ, 1982. 82'с.
- Вулф С.М. Эвтаназия: не переходить границу // Человек. — 1993. -№ 5 — С.53−61.
- Габдулина Л.И. Особенности системы ценностных ориентаций педагогов с диалогической направленностью в общении // Психологический вестник РГУ. Вып.1, 4.1. — 1996. — С.223−229.
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. — 1974. -№ 5.-С. 107−114.
- Гаева М.И. Ценностные ориентации врачей «скорой помощи»: Дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 142 с.
- Гейлин У., Касс Л. Р., Пеллегрино Э. Д., Сиглер М. Врачи недолжны убивать // Человек. 1993. — № 2 — С.52−54.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68.
- Глотова И.Г. Профессиональное поведение медсестер и его этическое регулирование. — Белгород: Кооперативное образование, 2000. — 156 с.
- Глушков В.А. Социологические и правовые аспекты эвтаназии// Социологические исследования. 1992. — № 7. — С.12−19.
- Гурвич A.M. Морально-этические проблемы, реаниматологии // Вестник АМН СССР. 1989. — № 4. — С. 60−67.
- Гурвич И.Н. Социально-психологические факторы эффективности врачебной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. -Ленинград, 1981 г. 225с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах: т.2. — М.: Русский язык, 1979. —780 с.
- Дёмина М.Н. Формирование ценностного отношения к профессионализму у медработников: Дис.. канд. психол: наук. М, 1999. — 164 с.
- Денисова Г. С., Радовель М. Р., Чеботарев Ю. А., Шогенов В. Х. Молодежь Северного Кавказа: общее и особенное в профессиональной- ориентации,// Социологические исследования. 1999. -№ 5. — С. 62−69.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Вопросы психологии. — 1974. № 5. — С. 67−76.
- Дробницкий О.Г. Моральная философия. М.: Гардарики, 2002. -521с.
- Дусева И.П. Социальные ценности учащейся молодежи в современной России: Диссер.. канд. социол. наук. Новочеркасск, 2000. -122 с.
- Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: ЛГУ, 1991.- 108с.
- Ермакова И.Е. Формирование этико-профессиональных представлений учащихся средних медицинских учебных заведений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1989. — 28 с.
- Жукова М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Дис. канд: психол. наук. — М., 1990. — 213 с.
- Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: ИП РАН, 2006. 335с.
- Завьялов А.В., Плотников В. В. О путях вовлечения психологии в практическую медицину // Психологический журнал- т.17. — 1996. — № 4. — С.126−133.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 271 с.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 3−16.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. -С.219−233.
- Иванюшкин А.Я., Дубова Е. А. Эвтаназия: проблемы, суждения,. поиск альтернативы // Вестник АМН СССР. 1984. — № 4. — С.72−77.
- Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.: Медицина, 1990.-222с.
- Иванюшкин А.Я. Новая медицинская этика приходит из хосписов // Человек. 1994.-№ 5 — С. 108−115.
- Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987. -№ 8. — С.32−36.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. — 257 с.
- Икономова-Славова И. Милосердие, гуманизм, медицина1, // Советская медицина. 1990. — № 6. — С.60−64.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 418с.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие' нравственного сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С.57−66.
- Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. М.: Смысл, 2003. — 270 с.
- Капцов А.В., Карпушина JI.B. Аксиологическая направленность личности. Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007. — 44с.
- Караковский В.А. Стать человеком. -М.: Б/и, 1993. 79с.
- Карпова Н.В. Диалогическое общение и возможности преобразования личности // Мир психологии. 1996. — № 3. -С.89−94.
- Кирилина Т.Ю. Совесть и ее роль в нравственном развитии личности. М.: Изд. МГУЛ, 1999. — 215 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск: Принтер, 1993. 57с.
- Коваленко Е.М. Особенности когнитивной дифференцированности интеллектуального и личностного развития студентов средних медицинских учебных заведений: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005.-178 с.
- Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на синдром эмоционального выгорания у медработников: Дис.. канд. психол. наук. -С-Пб., 2000.-159 с.
- Колпакова М.Ю. Диалог с тревожным ребенком // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. З М.: ИП РАН. -2002.-186−201.
- Колпакова М.Ю. Духовно ориентированный диалог в выявлении и разрешении внутренних конфликтов у матерей, отказывающихся от новорожденного: Автореф. дис. канд. психол. наук — М., 1999 22 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989. -252с.
- Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум- 1983. — 340 с.
- Копьев А.Ф. О диалогическом понимании психотерапевтического контакта // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд. АПН СССР, 1987. — С. 50−57.
- Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С.13−18.
- Коренюгина Т.Ю. Роль духовно-ориентированного диалога в психологической подготовке специалистов помогающих профессий — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. 47с.
- Коренюгина Т.Ю. Диалог на занятиях по психологии как средство нравственного развития студентов-медиков Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 169−177.
- Коренюгина Т.Ю. Развитие у студентов, ценностного отношения к жизни // Среднее профессиональное образование. — 2007. № 9. — С. 4448.
- Коренюгина Т.Ю. Педагогический диалог как средство развития у студентов ценностного отношения к жизни. // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2005. — № 7. — С.90−98.
- Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. 1995. — № 6. — С. 9−20.
- Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000. — 992 с.
- Кузнецов М.А. Национально-русская система нравственного воспитания молодежи. — Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 2003. — 244с.
- Кузнецова Е. В. Желябина А.В. Особенности восприятия и оценки невербального поведения врачей больными с сердечно-сосудистой патологией // Психологический вестник РГУ. — Вып. 2. — 1997. — С.487−501.
- Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. // Вопросы психологии 1988. — № 2. — С. 87−96.
- ЮЗ.Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988. — 304 с.
- Лаврикова И.Н. Тверские врачи: отношение к эвтаназии // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С.95−98.
- Лапин Н.И. Модернизация базисных ценностей россиян // Социологические исследования'. 1996. — № 5. — С.3−19.
- Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 3. — С.73−87.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
- Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 40−46.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр СЭИ, 1991. — С. 97−295.
- ПО.Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. — № 4. -С. 3−21.
- Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек. 1993. — № 2. — С. 4751.
- Малыгина Г. В. Принцип ценности человеческой жизни как регулятор нравственных отношений в медицине: Дис.. канд. фил ос. наук. Омск, 1997. — 149 с.
- ПЗ.Маслоу А. Психология бытия. М.- Киев: Рефл-бук- Ваклер, 1997.-300с.
- Массой Г. В. Взаимосвязь системы личностных терминальных ценностей и типов межличностных отношений: Дис.. канд. психол. наук. — Красноярск, 2004. 146 с.
- Мачурова Н.Н. Жизненные ценности в понимании студентов: Дис.. канд. психол. наук. С-Пб., 2004. — 213 с.
- Пб.Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 26−36.
- Мелик-Пашаев А. А. Художественное творчество и «художество из художеств» // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. З Социальные представления и мышление личности. — М.: Изд. ИП РАН, 2002. С. 202−216.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-С. 28−38.
- Митр. Антоний Сурожский. Исцеление тела и спасение души // Человек. 1995.-№ 5.-С. 109−124.
- Митр. Антоний Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002. -1080с.
- Михайлов Ф.Т. Философия и гуманитарное образование в высшей школе // Гуманитаризация высшего медицинского образования / под ред. В. Г. Владимирова, М. С. Дианкиной. М.: РГМУ, 1994. — С. 8−16.
- Михайлов Ф.Т. Душа страдающего тела (образование врача по шкале ценности жизни) // Жизнь как ценность / под ред. Л. В. Фесенковой. М.: ИФ РАН, 2000. — http://filosof.historic.ru/books/item/ro0/s00/z0000659 /index.shtml
- Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно -внушенной мысли о смерти // Человек. 1992. — № 6. — С.53−63.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж: МОДЭК, 1998.-363с.
- Неговский В.А. Очерки по реаниматологии. М.: Медицина, 1986.-252с.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
- Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — М., 1992.- 48 с.
- Николина В.В. Воспитание духовных ценностей личности в целостном педагогическом процессе // Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация > в средних специальных учебных заведениях. М.: Изд. ИПР СПО, 2003. — С.7−25.
- Новиков* A.M. Проблема гуманизации профессионального образования // Специалист. 1998. — № 11. — С.2−8.
- Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы-философии. 1994. — № 3. — С. 49−61.
- Островская И.В. Психологические особенности обучения общению учащихся медицинских училищ: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2004. 247с.
- Пашукова Т.И. Методические рекомендации по диагностике эмоциональной отзывчивости у подростков и старшеклассников для учителей и студентов пединститутов. Кировоград: КГПИ, 1990. — 20 с.
- Петленко В.П., Сержантов В. Ф. Проблема человека в теории медицины. — Киев: Здоров’я, 1984. 200 с.
- Петровская Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 82−89.
- Покуленко Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму // Вопросы философии. 1994. — № 3. — С. 73−76.
- Прокофьев А.В. Два лика нравоучения // Человек. — 1998. — № 6. -С. 37−47.
- Психология. Словарь (под ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского). М.: Политиздат, 1990 г. — 337с.
- Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. -2000, т.21. — № 3. С. 88−95.
- Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ: на примере болезней и нарушений системы кровообращения: Дис.. докт. психол. наук. Томск, 2004. — 339с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс-универс, 1994. 480 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 2006.-713 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
- Рукавишникова Е.Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: Дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 170 с.
- Русьянова Т. Детская медсестра глазами пациентов и их родителей // Сестринское дело. 2004. — № 4−5 — С. 15−16.
- Савина Н.Н. Диалогическое общение как фактор развития нравственного потенциала будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2001.- 197 с.
- Садреева С.Х. Концептуальный и организационный подходы к формированию среднего медицинского персонала для службы общей врачебной практики: Автореф. дис. доктора мед. наук. М., 2002. — 44 с.
- Сапегин А.Г. Психологический анализ в среде Excel. М.: Ось-89,2005.-142 с.
- Сапогова Е.Е. Психология развития. М.: Аспект-пресс, 2001. -460 с.
- Селецкая 0: В. Корректировка- нравственного развития личности подростка средствами эмоционально-ценностного стимулирования: Дйс.. канд. пед. наук. — Киров, 2000. 170 с.
- Семенков Н.Н. Формирование профессиональной пригодности специалистов сестринского дела: Автореф. дис.. доктора мед. наук. М., 1995.-52 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория: и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии: — С-Пб-: Речь^ 2006. 350с.153- Сидоркин А. Диалог/ в, воспитании: к постановке- проблемы- // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 48−53.
- Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. — М.: Грантъ, 2001.- 192 с.
- Скриикина Т.П. Два вида диалоговых отношений в общении // 0бщение-2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы Междунар. конф. М.: ПИ РАО, 2006. — С. 97−102.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию: субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. — 348 с.
- Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Ленинград: Медицина, 1984. — 191с.
- Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских ВУЗов.-М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998. 376с.
- Тихоненко В-А. Жизненный смысл выбора смерти- // Человек. — 1992. — № 6. — С.19−29.
- Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. -223 с.
- Тушева О.М. Проблемы милосердия и духовности в медицинской практике // Возрождение духовности' и милосердия в сестринском деле: сб. работ научно-практической конференции. Томск: Тандем-Арт, 2004. -309 с.
- Умняшкина С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности, (в сфере помогающих профессий): Дис. канд. психол. наук.-Томск, 2001. 162 с.
- Урванцев Л.П., Яковлева Н. В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в мед. вузе. // Психологический журнал. 1996. — № 4. — С. 97−106.
- Устюшкин Ю.М. Условия гуманитарности как факторы ценностного отношения к здоровью // Здоровье человекам как предмет социально-философского познания. М.: Наука, 1989. — С. 107−120.
- Ухтомский А. А. Доминанта. С-Пб.: Питер, 2002. — 448 с.
- Фаиз Р.Д. Тревога и- ее влияние на отношение к болезни и лечение у больных хроническим соматическим заболеванием: на материале хронического гломерулонефрита: Дис.. канд. психол. наук. — М, 1998.- 117с.
- Фесенкова Л.В. Предисловие // Жизнь как ценность / под ред. Л. В. Фесенковой. М.: ИФ РАН, 2000. — http://filosof.historic.ru/books/item /ГОО /s00/z0000659 /index.shtml
- Флоренская Т.А. Диалогические принципы, в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд. АПН СССР, 1987^ - С. 27−36.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: ИП АН СССР, 1991.-244 с.
- Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия. — М.: Школьная пресса, 2001. — 68 с.
- Флоренский П. Столп и утверждение истины. — М.: Лепта, 2002. — 809 с.
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.-511с.
- Фоканова И.А. Медсестра глазами пациента стационара // Возрождение духовности и милосердия в сестринском деле: сб. работ научно-практической конференции. Томск: Тандем-Арт, 2004. — С. 134 137.
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С.88−93.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510с.
- Франки В. Психотерапия на практике. С-Пб.: Речь, 2001. — 251с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -367с.
- Хамфри Д. Когда суицид рационален // Человек. 1992. — № 6. -С. 30−40.
- Харакас С. Православие и биоэтика // Человек. 1994. — № 2. — С. 91−100.
- Харди И. Врач. Сестра. Больной. Психология работы с больными. Будапешт: Изд. АН Венгрии, 1988. — 338 с.
- Царегородцев Г. И., Кармазина Е. В. Проблема эвтаназии в зарубежной медицинской этике // Вопросы философии. — 1984. № 12. -С.111−122.
- Царегородцев Г. И., Шмаков А. В. Этико-деонтологические проблемы медицины в условиях научно-технической революции // Медицинская этика и деонтология. М.: Медицина, 1983. — С.260−270.
- Цветкова JI.A. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Дис. канд. психол. наук. М., 2005. — 178 с.
- Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. — № 2. — С. 27−41.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М.: Интерпракс, 1995. 280 с.
- Чазова А.А. Копинг-поведение врача и больного в процессе преодоления болезни: Дис. докт. психол. наук. Бишкек, 1998. — 414 с.
- Ченцов Ю.И. Современные взгляды врачей на традиционные нравственные ценности // Советское здравоохранение. 1990. — № 1. -С.26−29.
- Чудновский В.Э. Смысложизненные ориентации как фактор педагогического общения // 0бщение-2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы Междунар. конф. М.: ПИ РАО, 2006. — С. 350−353.
- Чулкова В. А. Психологическое исследование личностных реакций на болезнь при раке молочной железы: Дис.. канд. психол. наук. С-Пб., 1999.-190 с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. -572 с.
- Шемшурина М.А. Диалогическое взаимодействие на уроках этики как средство нравственного воспитания: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.- 142с.
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М.: Наука, 1971. -223 с.
- Шиянов Е.Н., Недбаева С. В. Развитие личности средствами психологической практики // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 16−21.
- Элыитейн Н.В. Диалог о медицине. Таллин: Валгус, 1986. -255с.
- Юдин Б.Г. Возможно ли рациональное самоубийство? // Человек. 1992-вып. 6-С. 41−52.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии /под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С. 88−96.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95с.
- Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы нравственной ориентации личности: Дис.. докт. психол. наук. — Новосибирск, 2000. — 302с.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М.: Просвещение, 1986. 155 с.
- Яровинский М.Я. Медработник и пациент // Медицинская помощь. 1996. -№ 3. — С.42−48.
- Яровинский М.Я. Медработник и пациент // Медицинская помощь. 1996. -№ 4.- С.41−46.
- Яруллина Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений // Прикладная психология. 2002. — № 5−6. — С. 140−144.
- Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 3. — С.71−81.
- AUigood M.R., Marriner-Tomey А. (1997). Nursing Theory: Utilization and Application. St. Louis: Mosby Company.
- Aulisio M.P. (2003). Meeting the Need: Ethics Consultation in the Health Care Today. // Ethics Consultation: From Theory to Practice. Ed. by Aulisio M.P. and others. Baltimore and London: The John Hopkins University Press.
- Bartlett L. (2005). Dialog, Knowledge, and Teacher-Student Relations: Freirean Pedagogy in Theory and Practice. // Comparative Education Review. Vol.49, no.3. P.344−364.
- Bellah R.N. (1994). Understanding Caring in Contemporary America. // The Crisis of Care: Affirming and Restoring Caring Practices in Helping Professions. Ed. By Phillips S.S., Benner P.E. Washington: Georgetown University Press.
- Benner P. (1994). Caring as a Way of Knowing and Not Knowing. // The Crisis of Care: Affirming and Restoring Caring Practices in Helping Professions. Ed. By Phillips S.S., Benner P.E. Washington: Georgetown, University Press.
- Everchor M. (2001). Probleme der Neugeborenen euthanasie und der Behandlungsgrenzen bei schwerstgeschadigten Kindem und ultrakleinen Frugeborenen aus rechtlicher und ethischer sicht. Frankfurt a. M.: Lang. .
- Gethmann-Siefert A-M. (2003). Consultation Instead of Prescription -a Model for the Structure of the Doctor-Patient Relationship. // Poiesis and Praxis Springer-Verlag. Published on line 23 August 2003. P. 1−27.
- Harris J. (1991). Value of life. An Introduction to medical1 ethics. London, New York: Routledge.
- Kokkonen P. (2004). Medicine, The Low and Medical-Ethics in a Changing Society. // World Medical Journal. V. 50, no 1. P: 5−8.
- Loewy E.H. (2000). The Ethic of Terminal Care: Orchestration the End of Life. New York: Kluer Academ. Plenum corp.
- Noddings N. (2002). Educating Moral People: a Caring Alternative to Character Educating. London, New York: Teachers College, Columbia University Press.
- Raths L.E., Harmin M., Simon S.B. (1978). Values and teaching. Toronto, London, Sydney: Charles E. Merrill Publishing Company, A Bell & Howell Company.
- Sarason S.B. (1985) Caring and Compassion in Clinical Practice: Issues in Selection, Training and Behavior of Helping Professionals. San Fransisco- London: Jossey-Bass Company.
- Shor I., Freire P. (1987). What Is the «Dialogical Method» of Teaching? // Journal of Education. Vol.169, no 3. P. ll-31.
- Tompkins C. (2001). Nursing Education for the Twenty-First Century. // Transforming Nursing Education through Problem-Based Learning. Sudbury: Jones and Bartlett Publishers.
- Vella J. Introduction: Dialog Education Today // Dialog Education at Work: a Case Book. Ed. by Jane Vella and Associates. San Francisco: Jossey-Bass Company, 2004. — P. 1−10.
- Wardekker W. (2004). Moral Education and the Construction of Meaning. // Educational Review. Vol.56, no 2. P. 183−192.
- ПРОТОКОЛЫ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ Вопросы для проведения стандартизированного интервью
- Как Вас зовут (достаточно просто имени)?
- Назовите, пожалуйста, курс, отделение и группу, в которой Вы учитесь.
- Вы знаете, что такое эвтаназия?
- Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
- Примечание. Знаком И обозначаются вопросы интервьюера (преподавателя, ведущего опрос об отношении к эвтаназии). Знаком С обозначаются ответы студентов.1. Протокол № 1
- Студентка первого года обучения. Называет свое имя, группу и отделение.
- И Вы знаете, что такое эвтаназия? С Нет.
- Студентка первого года обучения. Называет свое имя, группу и отделение.
- И Вы знаете, что такое эвтаназия? С Нет.
- И Эвтаназия это прекращение медработниками жизни пациента. Как Выотноситесь к предложению узаконить применение эвтаназии? С Не знаю, не думала еще.
- И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми? С Нет.1. Протокол № 3
- Студентка первого года обучения. Называет свое имя, группу и отделение.
- И Вы знаете, что такое эвтаназия?
- С Да. Это когда медработники помогают пациенту уйти из жизни. И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- С Я против. Нельзя убивать людей. Хотя, в крайнем случае, если человек сильно попросит и не-будет уже никакой надежды на выздоровление, то можно. Но только в крайних случаях.
- И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?1. С Нет.1. Протокол № 4
- Студентка второго года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
- И Вы знаете, что такое эвтаназия?
- С Да. Это когда медработники не стараются искусственно продлевать жизнь безнадежным больным, а просто ждут, пока он сам умрет.
- И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
- С Нет. Мои родственники, слава Богу, здоровы. В больнице, правда, видела. Но тоже ничего хорошего. Лежит какая-нибудь бабулька никому не нужная. Запах такой, что близко не подойдешь. Кому это надо?1. Протокол № 5
- Студент второго года обучения. Называет свое гшя, группу и отделение.
- И Вы знаете, что такое эвтаназия?
- С Конечно. Это новая технология, когда по просьбе больного ему что-нибудь такое делают, и он умирает.
- И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- С Положительно. И не только больным, но и другим людям, например одиноким и несчастным. Я думаю, надо проводить научные разработки различных способов эвтаназии в зависимости от заболевания пациента. Совершенствовать это дело на научной основе.
- И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
- С Да, на практике в больнице.1. Протокол № 6
- Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
- И Вы знаете, что такое эвтаназия?1. С Нет.
- И Это прекращение медработниками жизни пациента.
- С А! Точно. Слышала. Нам на занятиях по сестринскому делу говорили. й"Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- С Я за. Каждый человек имеет право решать, жить ему или умирать.
- Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?1. С Да. В больнице.1. Протокол № 7
- Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
- ИВы знаете, что такое эвтаназия?
- С Да, это убийство пациента.
- ИКак Вы, относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- И-Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
- Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
- И Вы знаете, что такое эвтаназия?
- С Да. Это умертвление больного.
- И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
- С Да. В больнице. Но там были не сильно больные. Обыкновенные.1. Протокол № 9
- Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
- ИВы знаете, что такое эвтаназия?
- С Да. Это когда врачи специальными мерами завершают жизнь человека.
- UКак Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- С Когда-то была против, а сейчас думаю: почему бы и нет?
- И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
- Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
- И Вы знаете, что такое эвтаназия?
- С Да. Это когда медработники, например, делают укол пациенту или отключают аппараты безнадежному больному, и он умирает.
- И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
- С Не знаю. Страшный вопрос. С одной стороны иногда бывают такие ужасные мучения. А с другой. Страшно. Не хочу даже думать об этом.
- И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
- СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ ОБ ОТНОШЕНИИ К ЛЕГАЛИЗОВАННОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ЭВТАНАЗИИ
- Категории контент-анализа Индикаторы
- СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ОТВЕТОВ ПО ПАРАМЕТРУ «ПРИМЕНЕНИЕ К БЛИЗКИМ» У СТОРОННИКОВ ЭВТАНАЗИИ1. В ГРУППАХ «А», «Б», «В"•¦--А• ш— • Б — В1 опрос2 опрос3 опрос
- СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ОТВЕТОВ ПО ПАРАМЕТРУ «ПРИМЕНЕНИЕ К БЛИЗКИМ» У ПРОТИВНИКОВ ЭВТАНАЗИИ1. В ГРУППАХ «А», «Б», «В"* J. «*, ' ' I, > j, t I > I ! •i *, г * * * i. A> 4 ! «—- Б• i -*- В------. --j, 1 опрос2 опрос3 опрос
- ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПО УХОДУ ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ОТНОШЕНИЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ЭВТАНАЗИИ (ГРУППА «А» -КОЛ-ВО ЧЕЛ. В %)
- Е меют личный опыт Не имеют личного опыта
- Полож отнош к эвтаназ Отриц отнош к эвтаназ Неопред отнош к эвтаназ Всего Полож отнош к эвтаназ Отриц отнош к эвтаназ Неопред отнош к эвтаназ Всего1 опрос
- Готовы применять к близким — - - 13,8 — 3,4 17,2
- Не готовы применять к. близким 1,7 5,2 6,9 24,2 3,4 10,3 37,9
- Не определились — - - 13,8 5,2 19,0 38,0
- Всего 1,7 5,2 6,9 51,8 8,6 32,7 93,12 опрос
- Готовы применять к близким 3,4 — 3,4 5,2 — 3,4 8,6
- Не готовы применять к близким 3,4 6,9 10,3 13,8 25,9 6,9 46,6
- Не определились 3,4 — 3,4 12,1 10,3 5,2 27,6
- Всего 6,8 10,3 17,1 31,1 36,2 15,5 82,83 опрос
- Готовы применять к близким 3,4 — 3,4 13,8 — - 13,8
- Не готовы применять к близким 3,4 6,9 10,3 17,2 19,0 1,7 37,9
- Не определились 8,6 3,4 12,0 15,5 8,6 — 24,1
- Всего 15,4 10,3 25,7 46,5 27,6 1,7 75,8i
- И меют личный опыт Не имеют личного опыта
- Всего — - - 35,3 2,9 61,8 1002 опрос 1. Готовы» применять к близким — - - 5,9 — - 5,91. Не готовы применять к близким 8,8 2,9 11,7 2,9 2,9 20,6 26,4
- Не — 2,9 2,9 17,7 14,8 20,6 53,1определились
- Всего 8,8 5,8 14,6 26,5 17,7 41,2 85,43 опрос 1. Готовы применять к близким — - - 8,8 — 2,9 11,71. Не готовы применять к близким 23,5 5,9 29,4 2,9 20,6 14,8 38,31. Не — - - 5,9 5,9 8,8 20,6определились
- Всего 23,5 5,9 29,4 17,6 26,5 26,5 70,6
- ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПО УХОДУ ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ОТНОШЕНИЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ЭВТАНАЗИИ (ГРУППА «В» -КОЛ-ВО ЧЕЛ. В %)
- И мсют личный опыт Не имеют личного опыта
- Не 6,1 — 6,1 27,3 3,0 13,7 44,0определились
- Всего 10,6 4,5 15,1 37,9 19,7 27,2 84,92 опрос 1. Готовы применять к близким 1,5 — 1,5 1,5 — 1,5 3,01. Не готовы применять к близким 3,0 9,1 12,1 6,1 39,4 15,2 60,7
- Не 1,5 — 1,5 10,6 4,5 6,1 21,2определились
- Всего 6,0 9,1 15,1 18,2 43,9 22,8 84,93 опрос 1. Готовы применять к близким 1,5 — 1,5 1,5 — - 1,51. Не готовы применять к близким 3,0 16,7 19,7 4,5 47,1 9,1 60,7
- Не 1,5 — 1,5 10,6 — 4,5 15,1определились
- Всего 6,0 16,7 22,7 16,6 47,1 13,6 11, Ъ
- СРАВНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАН ИОСТИ ОТНОШЕНИЯ К
- СВОИМ» И «ЧУЖИМ» БОЛЬНЫМ У ИМЕЮЩИХ И НЕ ИМЕЮЩИХ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ УХАЖИВАНИЯ ЗА БЛИЗКИМИ1. В ГРУППАХ «А», «Б», «В"я имеют опыт, диффер. отнош. не имеют опыта, диффер. отнош. имеют опыт, недиффер. отнош. не имеют опыта, недиффер. отнош.
- СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ МЕДРАБОТНИКОВ
- Категории контент-анализа Индикаторы
- ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДРАБОТНИКОВгруппа «А"2 опросо-«