Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль духовно-ориентированного диалога в развитии ценностной сферы медицинских работников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нравственно-этическая направленность новой авторской программы по психологии, преподаваемой традиционным методом, способствует развитию сочувственно-сопереживающего отношения к пациентам, позитивного, но недостаточно осмысленного и устойчивого отношения к ценности жизни. Нравственно-этические проблемы, поднимаемые в новой программе, актуализируют у студентов ценностное самоопределение, однако… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Нравственные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников
    • 1. 1. Нравственно-этические аспекты взаимоотношений медработников и пациентов
    • 1. 2. Проблема эвтаназии и роль ценностного отношения к жизни в работе с терминальными больными
    • 1. 3. Структура и содержание ценностного отношения к жизни у медработников
    • 1. 4. Особенности развития ценностной сферы в позднем юношеском возрасте
    • 1. 5. Различные подходы к психологической подготовке специалистов, направленные на развитие ценностной сферы
  • ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Описание метода духовно-ориентированного диалога в образовательном процессе
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование развития у студентов-медиков ценностного отношения к жизни
    • 3. 1. Результаты предварительного этапа исследования и их анализ
    • 3. 2. Анализ возрастной динамики отношения к эвтаназии в зависимости от содержания учебной программы по психологии и метода ее преподавания
    • 3. 3. Анализ связи отношения к эвтаназии с личным опытом по ухаживанию за больными
    • 3. 4. Сравнительный анализ возрастной динамики ценностных установок в профессиональной деятельности медработников и отношения к эвтаназии в зависимости от содержания и методов преподавания психологии
    • 3. 5. Сравнительный анализ возрастной динамики ценностных ориентаций студентов-медиков и отношения к эвтаназии в зависимости от содержания и методов преподавания психологии
    • 3. 6. Анализ конкретных случаев изменения ценностной сферы студентов

Роль духовно-ориентированного диалога в развитии ценностной сферы медицинских работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй половине XX века развитие медицинской науки привело к возникновению качественно новых технологий помощи пациентам. Современные медработники получили реальную возможность не только лечить, но и вмешиваться в процессы естественного зарождения жизни (производя искусственное оплодотворение или аборт), произвольно изменять время наступления смерти (с помощью реанимационных, трансплантологических мероприятий или с помощью эвтаназии), определять и изменять качественные параметры физического здоровья и жизни человека (с помощью генной инженерии и транссексуальной хирургии). Например, при оказании реаниматологической помощи современные медицинские технологии позволяют восстанавливать деятельность сердечной и дыхательной систем через 15−20 мин после наступления клинической смерти. Последствием такого вмешательства становится гибель клеток коры головного мозга и дальнейшее существование человека как биологического тела, имеющего физиологические функции, но не проявляющего разумной деятельности (В.А.Неговский, 1986). Медикам приходится определять границы времени, когда реанимация теряет свой смысл, и ее надо прекращать. В медицинской практике в настоящее время существует множество иных ситуаций, которые требуют осознанного принятия решений, сопряженных с необходимостью делать морально-нравственный выбор (И.В.Силуянова, 2001).

Основным принципом профессиональной медицинской этики всегда была заповедь «Не навредикоторая требовала бережного, уважительного, предельно внимательного отношения к жизни пациента. Однако систематическое соприкосновение с горем и болью другого человека приводит к ограничению сопереживания больному и его родственникам как к своеобразной психологической защите. Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц (1998), Р. Конечный, М. Боухал (1983), И. Харди (1988) пишут о том, что определенная степень профессиональной адаптации к эмоциональным состояниям другого человека нужна медработнику. Она позволяет сохранять выдержку и самообладание при оказании помощи пациентам, особенно в экстренных случаях. Однако чрезмерная отчужденность от переживаний больного может привести к механистичности в проведении лечебных мероприятий (Н.В.Элыитейн 1986; P. Benner, 1994). В таком случае для медработника пациент может предстать как объект для медицинских манипуляций., .

Кроме того, медицинское образование основано на изучении естественнонаучных дисциплин, логика которых требует исследования объектов природы. Например, анатомия и физиология описывают строение и функции отдельных органов и систем организма как объектов изучения, а клинические дисциплины способствуют развитию умений и навыков восстанавливать нарушенную структуру и функции органов и систем. Для медработников эти умения и навыки являются важной составляющей их профессиональной подготовки. Однако, как писал И. Харди (1988), клиническая направленность обучения приводит: 1) к преобладанию физических, химических, биологических знаний и недостаточной психологической подготовке к установлению отношений с больными и их родственниками- 2) к формированию привычки доверять только той информации, которую можно перепроверить объективно, в чувственно-материальной форме, и критично относиться к субъективным данным (в частности, к словам больного) — 3) к возникновению представления о болезни как о структурном и функциональном нарушении органов и систем без учета внутреннего психологического состояния пациента и т. д. В результате складывается установка воздействовать на конкретный орган, поврежденный в результате конкретной болезни, то есть лечить болезнь, а не больного (Р.Конечный, М. Боухал, 1983). Такое образование провоцирует у студентов-медиков объектное отношение к человеку в целом (Л.Н.Валенкевич, 1982; В. П. Петленко, В. Ф. Сержантов, 1984; Л. П. Урванцев, Н. В. Яковлева, 1996).

И.Н.Гурвич (1981), М. И. Жукова (1990), Е. В. Кузнецова,.

A.В.Желябина (1997), Г. В. Малыгина (1997), И. В. Силуянова (2001), И. Харди (1988), Н. В. Элыитейн (1986) пишут о нравственной культуре медика как принципиальной составляющей его профессионализма. Не объектное отношение, а внимание к пациенту, готовность выслушать его, дать необходимые разъяснения, откликнуться на его запросы делает пациента сотрудником врача в деле излечения. На существование непосредственной зависимости между человеколюбием и результативностью врачебной деятельности справедливо указывал еще Гиппократ. Следовательно, медицинское образование должно включать развитие не только клинического мышления, но и способности относиться к пациенту не как к объекту для медицинских манипуляций, а как к больному страдающему человеку. То есть, в профессиональной подготовке медработников большое значение имеет развитие их нравственной сферы.

В последнее десятилетие в России активно развивается концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, 2000;

B.В.Сериков, 1999; И. С. Якиманская, 1996 и др). Она подразумевает, что знания являются не целью, а средством развития ценностно-смысловой сферы студентов в образовательном процессе. Принципы личностно-ориентированного образования отразили в своей разработке авторы нового государственного образовательного стандарта профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. Новый образовательный стандарт предусматривает некоторые меры по обеспечению гуманизации воспитания и гуманитаризации обучения студентов-медиков (Ф.Т.Михайлов, 1994; А. М. Новиков, 1998; В. В. Николина, 2003). Например, увеличен объем дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, в том числе и психологии. Введен в учебный план новый предмет «Этика отношенийс больным человеком». Однако, информирование студентов о необходимости гуманного отношения к пациентам, о высоком призвании медиков наращивает интеллектуальный потенциал учащихся, но не всегда становится личностным регулятором поведения.

В многочисленных социологических опросах современной молодежи за последние 10 лет (Т.Г.Исламшина, О. А. Максимова, Г. Р. Хамзина, 1999; В. Т. Лисовский, 1998; Л. Р. Яруллина, 2002) зафиксировано преобладание утилитарно-прагматических ценностей эгоистического характера. В рамках прагматического подхода к определению ценности жизни неполноценная в физическом или психическом отношении жизнь оказывается бесполезной для общества, что актуализирует опасность легитимизации произвольного прекращения такой жизни (Г.В.Малыгина, 1997). Таким образом, выявляется^ серьезная проблема поиска адекватных средств и способов для решения проблемы развития ценностного отношения к жизни больного человека у будущих медработников.

С.В.Белова (1995), В. В. Сериков (1999) отмечают, что учебные дисциплины гуманитарного цикла имеют большой потенциал в развитии нравственной сферы учащихся. В. В. Сериков (1999, с. 184−185) пишет о том, что изучение гуманитарных предметов способствует усвоению знаний «не просто о человеческом, а о специфически человеческом, прежде всего о нравственно-духовной сфере его бытия» (курсив авт. — Т.К.). Авторы отмечают роль изучения школьниками старших классов произведений литературы, фактов1 истории, в которых изучаемый материал актуализирует ценностно-смысловые искания личности. М. А. Шемшурина (2000) описывает опыт проведения уроков этики в общеобразовательной школе. Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров (1995) обращают внимание на то, что изучение психологии приводит у старшеклассников к развитию ценностного отношения к себе, к людям, к миру. Предлагаются формы проведения занятий в виде факультативов или психологических тренингов. Обзор литературы показывает, что большое внимание уделяется морально-этическим аспектам профессиональной деятельности будущих педагогов (Л.М.Митина, 1997; Н. Н. Савина, 2001; Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева, 2003).

Современные подходы к преподаванию психологии в учебных учреждениях медицинского профиля таковы, что основной задачей преподаватели считают развитие успешности в обучении, передачу знаний о закономерностях функционирования психики человека, освоение психотехнологий работы с людьми (будущими пациентами и их родственниками), развитие клинического мышления (Г.С.Абрамова, Ю. А. Юдчиц, 1998; В. А. Аверин, 1997; Н. Д. Творогова, 1998). Рассмотрение морально-этических аспектов профессиональной деятельности в практике психологической подготовки будущих медработников недостаточно.

Работы, описывающие роль психологии в медицине, касаются высшего медицинского образования и эффективности врачебной деятельности (Г.С.Абрамова, Ю. А. Юдчиц, 1998; В. А. Аверин, 1997; Г. В. Безродная, 1990; В. М. Блейхер, С. Н. Боков, 1997; И. Н. Гурвич, 1981; М. И. Жукова, 1990; А. В. Завьялов, В. В. Плотников, 1996), однако в лечебном процессе важная роль в уходе за больным принадлежит не только врачу, но и медицинской сестре. Она находится в непосредственном контакте с пациентом во время обхода и при решении организационных вопросов в отделении, при сборе анализов и выполнении назначений. К ней идут с просьбами и жалобами больные люди и их родственники. От того, насколько устойчиво и осознанно ее отношение к ценности жизни пациента, насколько ответственно, четко, аккуратно, внимательно она выполнит свои обязанности, будет зависеть исход лечения. Тем не менее, ни в психологии, ни в педагогике нет работ, посвященных развитию ценностного отношения к жизни пациента со стороны медперсонала среднего звена.

Работ, изучающих средства и способы развития ценностного отношения к жизни пациента со стороны будущих медработников, крайне мало, а об организации этого процесса в учреждениях среднего медицинского образования они отсутствуют вовсе. В этой связи настоящее диссертационное исследование является откликом на запросы науки и практики.

Это и определило объект и предмет исследования, его цели, гипотезы и задачи.

Объект исследования: ценностная сфера будущих медработников.

Предмет исследования: ценностное отношение к жизни.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что в позднем юношеском возрасте в процессе медицинского профессионального образования духовно-ориентированный диалог способствует развитию ценностного отношения к жизни человека.

Цели исследования:

1. изучение роли духовно-ориентированного диалога в развитии у студентов-медиков ценностного отношения к жизни человека;

2. изучение отношения студентов-медиков к эвтаназии.

Цели и гипотезы определили решение следующих задач.

1. Провести теоретический анализ состояния проблемы ценностного отношения к жизни человека.

2. Выявить и сопоставить структуру и содержание ценностного отношения к жизни человека на различных этапах позднего юношеского возраста. Определить структурные и содержательные особенности отношения к жизни человека на различных этапах позднего юношеского возраста.

3. Провести сравнительный анализ отношения’студентов-медиков к ценности жизни и отношения к применению процедуры эвтаназии.

4. Выявить психологические условия успешного развития ценностной сферы в позднем юношеском возрасте у студентов-медиков.

5. Разработать рабочую программу по психологии для студентов средних специальных образовательных учреждений медицинского профиля, направленную на развитие ценностной сферы учащихся.

6. Исследовать у будущих медработников динамику ценностного отношения к жизни в процессе медицинского профессионального образования.

7. Изучить роль практики ухода за больным в развитии ценностного отношения к жизни.

8. Проанализировать влияние духовно-ориентированого диалога на динамику и устойчивость ценностного отношения к жизни в процессе медицинского профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследования является:

— понимание человека как телесно-душевно-духовного существа отраженное в работах А. А. Ухтомского, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, С. Л. Франка,.

B.Франкла, Т. А. Флоренской, А.А.Мелик-Пашаева, М. И. Воловиковой, Б. С. Братуся, Ф. Е. Василюка, В. И. Слободчикова;

— теория диалога, представленная в работах М. М. Бахтина, Г. С. Батищева, Т. А. Флоренской, А. Ф. Копьева, М. Ю. Колпаковой;

— представление о роли образования и профессиональной подготовки человека в развитии его ценностно-смысловой сферы (В.В.Зеньковский,.

C.Л.Рубинштейн, А. С. Арсеньев, Л. И. Божович, Л. М. Митина, В.Э.Чудновский);

— подход к рассмотрению роли переживания в процессе выработки эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности, к людям, к самому себе (С.Л.Рубинштейн, Ф. В. Бассин, Ф.Е.Василюк) — теория отношений человека (А.Ф.Лазурский, В. Н. Мясищев, А.И.Донцов).

Методы исследования. В исследовании были использованы: эмпирические методы (письменный опрос с помощью психодиагностических методик «Незаконченные предложения», стандартизированное интервью, беседа, формирующий эксперимент, лонгитюдное наблюдение) — методы качественного и количественного анализа результатов исследования (микросемантический анализ, контент-анализ, статистические методы обработки данных).

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования является Новочеркасский медицинский колледж. В исследовании приняли участие 328 студентов-медиков первого, второго и третьего годов обучения в возрасте от 18 до 22 лет.

Научная новизна исследования. Уточнено и конкретизировано понятие ценностного отношения к жизни человека. Проведен анализ динамики ценностного отношения к жизни пациента в процессе среднего медицинского профессионального образованиявыявлено и описано конкретное содержание ценностного отношения к жизни человека и его особенности, характерные для каждого возрастного периода в границах позднего юношеского возраста. В образовательном процессе для развития ценностной сферы студентов применен духовно-ориентированный диалог. Ценностное отношение к жизни рассматривается как проявление духовного в человеке. Исследование обращено к духовно-нравственному потенциалу личности, раскрывающемуся в образовательном процессе. Полученные в исследовании данные подтверждают продуктивность использования духовно-ориентированного диалога для развития ценностной сферы будущих медработников.

Теоретическая значимость работы обусловлена вкладом в расширение представлений о развитии ценностного отношения к жизни. Выявлены структура и содержание ценностного отношения к жизни человека. Установлена зависимость развития ценностного отношения к жизни от содержания и метода преподавания психологии. Результаты исследования имеют значение для разработки теоретического подхода к гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в профессиональной подготовке медработников, направленного на развитие ценностной сферы учащихся.

Практическая значимость исследования обусловлена направленностью исследования на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Разработаны методические рекомендации для построения образовательного процесса как духовно-ориентированного диалога. Разработана, утверждена и апробирована в образовательном процессе новая авторская программа по психологии, направленная на развитие ценностной сферы студентов-медиков. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для разработки программ по гуманитарным дисциплинам в учебных заведениях медицинского профиля. В психодиагностических целях может применяться модификация теста «Неоконченные предложения», адаптированная для изучения отношения к эвтаназии и актуальных жизненных ценностей студентов.

Апробация работы. Материалы исследования апробируются в образовательном процессе Новочеркасского медицинского колледжа. Основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях лаборатории научных основ психотерапии и консультирования ПИ РАОна областных конференциях преподавателей средних специальных образовательных учреждений Ростовской области (Волгодонск, ноябрь 2005, Новочеркасск, январь 2007) — на чтениях, посвященных памяти Т. А. Флоренской (Москва, октябрь 2004, октябрь 2007) — на Международной конференции «Психология общения-2006» (Москва, ноябрь 2006) — на IV съезде Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, сентябрь 2007) Основные положения, выносимые на защиту:

1. В позднем юношестве в процессе профессионального медицинского образования наблюдается определенная динамика ценностного отношения к жизни, на которую оказывает влияние содержание программы по психологии, метод преподавания и личный опыт студентов.

2. Мотивы нравственного выбора, лежащие в основе отношения к эвтаназии, служат индикатором ценностного отношения к жизни.

3. Содержание ценностного отношения к жизни составляют направленность личности, ценностные ориентации, ценностные установки в профессиональной деятельности.

4. Эгоистическая и потребительская направленность личности, отсутствие духовно-нравственных ценностей в структуре ценностных ориентаций, доминирование установки на выполнение медицинских процедур препятствуют развитию ценностного отношения к жизниальтруистическая и созидательная направленность личности, наличие духовно-нравственных ценностей в структуре ценностных ориентаций и доминирование ценностной установки на соучастие пациенту свидетельствуют о развитии такого отношения.

5. Изменение отношения к ценности жизни в образовательном процессе связано с осмыслением и переосмыслением личного опыта студентов.

6. Нравственно-этическая направленность программы по психологии, изучаемой традиционным методом, способствует развитию позитивного, но недостаточно осмысленного и устойчивого отношения к ценности жизни.

7. Духовно-ориентированный диалог, направленный на осмысление личного опыта переживания духовно-нравственных ценностей способствует развитию ценностной сферы студентов и становлению более определенного, осмысленного и устойчивого ценностного отношения к жизни.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные в исследовании результаты подтверждают данные специалистов сестринского дела о том, что в процессе профессиональной деятельности у медработников среднего звена развивается личностная отстраненность от переживаний больных людей, которую Н. В. Козина (1998) назвала «профессиональной черствостью». Отмечено, что уже в процессе медицинского профессионального образования происходит изменение отношения будущих медработников к ценности жизни. Развитию гуманного ценностного отношения к жизни способствуют доминирование установки на соучастие пациенту, альтруистическая и созидательная направленность ценностных ориентаций. Развитие прагматичного отношения к ценности жизни связано с доминированием установки на отстраненное механистичное выполнение лечебных процедур, преобладание эгоистической и потребительской направленности ценностных ориентаций.

Прагматический взгляд на ценность жизни приводит к развитию положительного отношения к применению в клинической практике процедуры преждевременного прерывания жизни пациента. Такое отношение не всегда обоснованно и осознанно, чаще оно* бывает противоречивым и имеет невысокую личностную значимость для студентов. Оно основывается не столько на личном опыте ухаживания за тяжелыми больными, сколько на обобщенном либерализованном представлении о праве человека распоряжаться своей жизнью, характерном для современного общества.

Установлено, что личный опыт в ухаживании за больными способствует повышению значимости нравственных аспектов медицины, однако недостаточное осмысление личного опыта, недостаточное сопряжение его с духовно-нравственными ценностями приводит к развитию дифференцированного отношения к «своим» и «чужим» больным, прагматичного отношения к жизни человека.

Исследование подтвердило на уровне изучаемой выборки наличие ценностного кризиса у современной молодежи, проявляющегося в низком уровне развития духовно-нравственных ценностей, а также в преобладании ценностей, свидетельствующих об эгоистической и потребительской направленности личности.

Психология в ее традиционном понимании как науки о наиболее общих закономерностях развития и функционирования психики в сочетании с традиционным методом трансляции знаний, умений и навыков вызывает интерес к познанию возможностей человека, позволяет повысить коммуникативную компетентность, усвоить психологические технологии работы с людьми, однако ее влияние на ценностно-мотивационную сферу студентов оказывается недостаточным. В нашем исследовании у студентов, изучавших психологию традиционным методом по традиционной программе, не удалось выявить статистически значимых изменений в структуре ценностных установок в профессиональной деятельности и ценностных ориентаций. Отмечена устойчиво низкая личностная значимость нравственных аспектов медицины, в результате чего происходит развитие прагматичного отношения к ценности жизни.

Нравственно-этическая направленность новой авторской программы по психологии, преподаваемой традиционным методом, способствует развитию сочувственно-сопереживающего отношения к пациентам, позитивного, но недостаточно осмысленного и устойчивого отношения к ценности жизни. Нравственно-этические проблемы, поднимаемые в новой программе, актуализируют у студентов ценностное самоопределение, однако традиционный метод преподавания создает условия для развития ценностной сферы в недостаточной мере. Студенты усваивают моральные знания, которые, однако, не становятся личностно значимыми. Усвоение чуждых студентам ценностей оказывается неустойчивым. Через год после окончания обучения личностная значимость нравственных аспектов жизни возрастает, но количество духовно-нравственных ценностей в структуре ценностных ориентаций снижается. Это свидетельствует о недостаточном и неустойчивом влиянии новой программы по психологии на ценностную сферу студентов, что вызывает необходимость поиска метода, адекватного нравственно-этическому содержанию программы.

В группе, изучавшей психологию по новой авторской программе традиционным методом' обращает на себя внимание подавляющее доминирование характеристик отношения к пациенту в структуре ценностных установок профессиональной деятельности. Преувеличенная сензитивность, склонность к сопереживанию и одновременно импульсивность медиков, неустойчивость осознаваемых ими ценностей может приводить к чрезмерной вовлеченности в эмоциональное состояние больного. Согласно исследованиям Н. В. Козиной (1998), в дальнейшем это может стать причиной эмоционального выгорания медработников и развития психологической защиты в виде отчужденности от переживаний пациента и доминирования установки на технологические аспекты профессиональной деятельности. Следовательно, психологическая подготовка медработников должна включать в себя не только развитие направленности на другого, но и передачу опыта сохранения устойчивости личностных ценностей, что становится возможным только в диалогическом общении.

Личностные ценности как проявление духовного в человеке раскрываются, проявляются в диалоге. Им невозможно «научить», ими невозможно «овладеть» или «управлять» с помощью различных психологических технологий, их можно выявить как личностно значимое внутреннее, глубинное отношение человека к кому-то или чему-то. Поэтому духовно-ориентированный подход к образованию, направленный на выявление голоса нравственной интуиции учащихся, его укрепление и поддержание, является методом, наиболее адекватным для развития ценностной сферы будущих медработников.

Преподаватель, вопрошая, но не навязывая свой взгляд на проблему, внимательно выслушивая студентов, соучаствуя в сомнениях, размышлениях, переживаниях студентов, вместе с ними рассматривая различные подходы к обсуждаемым вопросам, веря в духовное достоинство участников диалогического общения, способствует созданию атмосферы психологической безопасности, в которой раскрываются глубинные личностные ценности студентов, имеющие духовно-нравственную природу. С позиции духовно-нравственных ценностей, разделяемых участниками диалога, а не с позиции индивидуального мнения кого-либо из собеседников или актуальных социально одобряемых ценностных установок, происходит оценивание точек зрения на обсуждаемые вопросы экзистенциального характера, осмысление и переосмысление личного опыта студентов, поиск путей разрешения тех или иных жизненных проблем, возникших у них самих или у других людей. Такое глубинное общение приводит к редуцированию эгоцентрической доминанты, способствуя снижению дифференцированности отношения к «своим» и «чужим» больным людям,.

В образовательном процессе студенты получают опыт соучастия людям, и в то же время учатся не заражаться их эмоциональными состояниями, получают опыт уважительного и внимательного отношения к позиции другого человека, и в то же время учатся сохранять личностно значимые духовно-нравственные ценности, которые становятся осознанными и устойчивыми.

Эмпирическое исследование подтвердило, что преподавание психологии по новой авторской программе методом диалога, теоретические основы которого разрабатывались Т. А. Флоренской, создает условия для становления более определенного, осмысленного и устойчивого позитивного отношения к ценности жизни, развитию альтруистической и созидательной направленности ценностных ориентаций, повышению личностной значимости для студентов нравственных аспектов медицинской профессии, доминированию установки на соучастие больному человеку.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Отношение к эвтаназии и отношение к ценности жизни имеют определенную возрастную динамику в рамках позднего юношества: под влиянием образования и практики ухода за больными к 19-ти годам доминирует отрицательное отношение к эвтаназии и развивается* более гуманное отношение к жизнив дальнейшем наблюдается доминирование положительного отношения к эвтаназии и более прагматичного отношения к жизни.

2. Отношение к эвтаназии в групповой динамике свидетельствует о ценностном^ или неценностном отношении кжизни. Мотивация индивидуального выбора позиции по отношению к эвтаназии может не совпадать с доминирующей мотивацией в группе, но доля нетипичных выборов мала.

3. У сторонников эвтаназии, по сравнению с противниками этой процедуры, среди ценностных установок в профессиональной деятельности доминируют технологические аспекты, менее выраженыдуховно-нравственные ценности, более проявляется эгоистическая и потребительская направленность личности.

4. У противников эвтаназии, в отличие от ее сторонников, среди ценностных установок в профессиональной деятельности доминируют характеристики гуманного" отношения к пациенту, в структуре ценностных ориентаций отмечается наличие духовно-нравственных ценностей, более проявляется альтруистическая и созидательная направленность личности.

5. У сторонников эвтаназии отмечается дифференцированное отношение к «своим» и «чужим» больным, у противников — менее дифференцированное.

6. Личный опыт ухаживания за больными делает проблему ценности жизни более значимой, но требует осмысления и сопряжения с духовно-нравственными ценностями.

7. В i структуру ценностного отношения входят ценностные установки в профессиональной деятельности, ценностные ориентации и направленность личности. Динамика ценностного отношения к жизни в позднем юношеском возрасте происходит под влиянием профессионального образования и связана с изменением содержания ценностных установок в профессиональной деятельности и направленности? личностиструктура ценностных ориентаций остается более стабильной;

8. Традиционная программа по психологии, недостаточно влияет на развитие ценностной сферы студентов. В> процессе образования развивается недостаточно устойчивое, недостаточно осознанное отношение к эвтаназии, появляется прагматичное отношение к ценности жизни.

9. Нравственно-этическая направленность программы по психологии способствует развитию позитивного, но недостаточно осознанного и, устойчивого отношения к ценности жизни.

10. Духовно-ориентированный диалог, направленныйна осмысление личного, опыта переживания духовно-нравственных ценностей способствует: развитию созидательной и альтруистической направленности личности, повышениюзначимости духовно-нравственных ценностей^ доминированию установки на соучастие другому, уменьшению дифференцированности отношения к «своим» и «чужим» и развитию более определенного, непротиворечивого и устойчивого позитивного отношения к ценности жизни.

11. Духовно-ориентированный диалог как непосредственный^ опыт ценностного отношения к жизни и личности другого человека* является продуктивным в развитии у студентов-медиков ценностной сферы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. E.G., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. — М: Кафедра-М, 1998. — 272 с.
  2. В.А. Психология в структуре медицинского образования: Дис. докт. психол. наук. С-Пб-, 1997. — 412 с.
  3. G.G. Поэтика ранневизантийской культуры. — М: Coda, 1997.-343 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. 282с.
  5. В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов: Дис. докт. психол. наук. СПб, .1998- -394 с.
  6. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981.- 64 с.
  7. Аниськина- Н. Н. Формирование профессиональной направленности студентов средних медицинских учебных заведений: Автореф. дисканд. психол. наук. М., 1999 г. — 28 с.
  8. JI.H. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Диссер.. докт. психол. наук. -Новосибирск, 1999. 420 с.
  9. P.F. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности //Философские науки.'- 1986.-№ 6.,-С.53−59.
  10. А.С. Проблема цели в воспитании и образовании // Философско-психологические проблемы развития образования (под ред:
  11. B.В. Давыдова). М: Педагогика, 1981. — С.54−73. '.
  12. Ф. Человек перед лицом смерти. — М-: Прогресс-Академия, 1992.-527с.
  13. Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности // Вопросы психологии. 1971'. — № 4. —1. C. 105−124.
  14. Е.Г. Профессиональное становление личности медработника среднего звена: Диссер.. канд. психол. наук. — Калуга, 2003.-206 с.
  15. Г. С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. -№ 3. -С.109−123.
  16. М.М. Проблема поэтики Достоевского. М: Советская Россия, 1979.-318 с .(а)
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. — М: Искусство, 1979.-424 с. (б)
  18. М.М. К философии поступка // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1991. — № 1. — С. 59−67.
  19. Г. В. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего врача: Диссер. канд. пед. наук. М., 1990. — 204 с.
  20. Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С.148−153.
  21. С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. диссер. канд. пед. наук. Волгоград, 1995 г. — 24 с.
  22. Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М.: Флинта, 1999.-311с.
  23. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М: Политиздат, 1991. — 412 с.
  24. В.М., Боков С. Н. О психологическом образовании врачей //Психологический журнал, т.18. 1997. -№ 3. — С.173−175.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Международная пед. академия, 1995. — 209 с.
  26. Л. И. Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С.80−89.
  27. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. — 352с.
  28. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии' // Психология- с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997 (а). — С.67−91.
  29. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997 (б). — № 5. — С. 3−19.
  30. .С., Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности — М.: МГУ, 1980. 157с.
  31. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.-230 с.
  32. А.В., Воловикова М. И. О мышлении как прогнозировании // Вопросы психологии. — 1976. — № 4. — С. 31−40.
  33. А.В., Темнова JI.B. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности и решение нравственных задач. М.: ИП РАН, 1993. — С. 45−56.
  34. С. Свет невечерний. М.: ACT Фолио, 2001. — 667 с.
  35. Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2001. — № 2. — С.69−77.
  36. С.Ю. Эвтаназия: гуманна ли она? // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1992. — № 6. — С.80−82.
  37. С.Ю., Юдин Б. Г., Ясная JI.B. Эвтаназия: мнение врачей // Человек. 1994. -№ 2. -С. 147−151.
  38. Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984. — 200с.
  39. Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336 с.
  40. О.В. Особенности ценностных ориентаций и их формирование в старшем школьном возрасте (на примере уроков обществоведческого цикла): Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. 186с.
  41. А.В., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 6. — С. 50−57.
  42. М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 5. -С.16−31.
  43. М.И. Представления русских о нравственном идеале.- М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 312 с.
  44. А.А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004 — Т.25. — № 2. — С. 17−33.
  45. Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. 1995. — № 2 — С. 19−30.
  46. Воспитание студентов в процессе преподавания медико-биологических и клинических дисциплин / под ред. Л. Н. Валенкевича и-др.- Ленинград: ЛПМИ, 1982. 82'с.
  47. С.М. Эвтаназия: не переходить границу // Человек. — 1993. -№ 5 — С.53−61.
  48. Л.И. Особенности системы ценностных ориентаций педагогов с диалогической направленностью в общении // Психологический вестник РГУ. Вып.1, 4.1. — 1996. — С.223−229.
  49. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. — 1974. -№ 5.-С. 107−114.
  50. М.И. Ценностные ориентации врачей «скорой помощи»: Дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 142 с.
  51. У., Касс Л. Р., Пеллегрино Э. Д., Сиглер М. Врачи недолжны убивать // Человек. 1993. — № 2 — С.52−54.
  52. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68.
  53. И.Г. Профессиональное поведение медсестер и его этическое регулирование. — Белгород: Кооперативное образование, 2000. — 156 с.
  54. В.А. Социологические и правовые аспекты эвтаназии// Социологические исследования. 1992. — № 7. — С.12−19.
  55. A.M. Морально-этические проблемы, реаниматологии // Вестник АМН СССР. 1989. — № 4. — С. 60−67.
  56. И.Н. Социально-психологические факторы эффективности врачебной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. -Ленинград, 1981 г. 225с.
  57. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах: т.2. — М.: Русский язык, 1979. —780 с.
  58. М.Н. Формирование ценностного отношения к профессионализму у медработников: Дис.. канд. психол: наук. М, 1999. — 164 с.
  59. Г. С., Радовель М. Р., Чеботарев Ю. А., Шогенов В. Х. Молодежь Северного Кавказа: общее и особенное в профессиональной- ориентации,// Социологические исследования. 1999. -№ 5. — С. 62−69.
  60. А.И. О ценностных отношениях личности // Вопросы психологии. — 1974. № 5. — С. 67−76.
  61. О.Г. Моральная философия. М.: Гардарики, 2002. -521с.
  62. И.П. Социальные ценности учащейся молодежи в современной России: Диссер.. канд. социол. наук. Новочеркасск, 2000. -122 с.
  63. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л.: ЛГУ, 1991.- 108с.
  64. И.Е. Формирование этико-профессиональных представлений учащихся средних медицинских учебных заведений: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 1989. — 28 с.
  65. М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Дис. канд: психол. наук. — М., 1990. — 213 с.
  66. Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: ИП РАН, 2006. 335с.
  67. А.В., Плотников В. В. О путях вовлечения психологии в практическую медицину // Психологический журнал- т.17. — 1996. — № 4. — С.126−133.
  68. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 271 с.
  69. В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 3−16.
  70. О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. -С.219−233.
  71. А.Я., Дубова Е. А. Эвтаназия: проблемы, суждения,. поиск альтернативы // Вестник АМН СССР. 1984. — № 4. — С.72−77.
  72. А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.: Медицина, 1990.-222с.
  73. А.Я. Новая медицинская этика приходит из хосписов // Человек. 1994.-№ 5 — С. 108−115.
  74. А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987. -№ 8. — С.32−36.
  75. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. — 257 с.
  76. Икономова-Славова И. Милосердие, гуманизм, медицина1, // Советская медицина. 1990. — № 6. — С.60−64.
  77. И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. — 418с.
  78. Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие' нравственного сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С.57−66.
  79. М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. М.: Смысл, 2003. — 270 с.
  80. А.В., Карпушина JI.B. Аксиологическая направленность личности. Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007. — 44с.
  81. В.А. Стать человеком. -М.: Б/и, 1993. 79с.
  82. Н.В. Диалогическое общение и возможности преобразования личности // Мир психологии. 1996. — № 3. -С.89−94.
  83. Т.Ю. Совесть и ее роль в нравственном развитии личности. М.: Изд. МГУЛ, 1999. — 215 с.
  84. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск: Принтер, 1993. 57с.
  85. Е.М. Особенности когнитивной дифференцированности интеллектуального и личностного развития студентов средних медицинских учебных заведений: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005.-178 с.
  86. Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на синдром эмоционального выгорания у медработников: Дис.. канд. психол. наук. -С-Пб., 2000.-159 с.
  87. М.Ю. Диалог с тревожным ребенком // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. З М.: ИП РАН. -2002.-186−201.
  88. М.Ю. Духовно ориентированный диалог в выявлении и разрешении внутренних конфликтов у матерей, отказывающихся от новорожденного: Автореф. дис. канд. психол. наук — М., 1999 22 с.
  89. Кон И. С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989. -252с.
  90. Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум- 1983. — 340 с.
  91. А.Ф. О диалогическом понимании психотерапевтического контакта // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд. АПН СССР, 1987. — С. 50−57.
  92. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С.13−18.
  93. Т.Ю. Роль духовно-ориентированного диалога в психологической подготовке специалистов помогающих профессий — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. 47с.
  94. Т.Ю. Диалог на занятиях по психологии как средство нравственного развития студентов-медиков Вопросы психологии. — 2007. — № 3. — С. 169−177.
  95. Т.Ю. Развитие у студентов, ценностного отношения к жизни // Среднее профессиональное образование. — 2007. № 9. — С. 4448.
  96. Т.Ю. Педагогический диалог как средство развития у студентов ценностного отношения к жизни. // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2005. — № 7. — С.90−98.
  97. .Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопросы психологии. 1995. — № 6. — С. 9−20.
  98. Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000. — 992 с.
  99. М.А. Национально-русская система нравственного воспитания молодежи. — Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 2003. — 244с.
  100. Е. В. Желябина А.В. Особенности восприятия и оценки невербального поведения врачей больными с сердечно-сосудистой патологией // Психологический вестник РГУ. — Вып. 2. — 1997. — С.487−501.
  101. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. // Вопросы психологии 1988. — № 2. — С. 87−96.
  102. ЮЗ.Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988. — 304 с.
  103. И.Н. Тверские врачи: отношение к эвтаназии // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С.95−98.
  104. Н.И. Модернизация базисных ценностей россиян // Социологические исследования'. 1996. — № 5. — С.3−19.
  105. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 3. — С.73−87.
  106. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  107. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 40−46.
  108. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр СЭИ, 1991. — С. 97−295.
  109. ПО.Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. — № 4. -С. 3−21.
  110. М.Н. Уйти достойно // Человек. 1993. — № 2. — С. 4751.
  111. Г. В. Принцип ценности человеческой жизни как регулятор нравственных отношений в медицине: Дис.. канд. фил ос. наук. Омск, 1997. — 149 с.
  112. ПЗ.Маслоу А. Психология бытия. М.- Киев: Рефл-бук- Ваклер, 1997.-300с.
  113. Г. В. Взаимосвязь системы личностных терминальных ценностей и типов межличностных отношений: Дис.. канд. психол. наук. — Красноярск, 2004. 146 с.
  114. Н.Н. Жизненные ценности в понимании студентов: Дис.. канд. психол. наук. С-Пб., 2004. — 213 с.
  115. Пб.Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 26−36.
  116. Мелик-Пашаев А. А. Художественное творчество и «художество из художеств» // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. З Социальные представления и мышление личности. — М.: Изд. ИП РАН, 2002. С. 202−216.
  117. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997.-№ 4.-С. 28−38.
  118. Митр. Антоний Сурожский. Исцеление тела и спасение души // Человек. 1995.-№ 5.-С. 109−124.
  119. Митр. Антоний Сурожский. Труды. М.: Практика, 2002. -1080с.
  120. Ф.Т. Философия и гуманитарное образование в высшей школе // Гуманитаризация высшего медицинского образования / под ред. В. Г. Владимирова, М. С. Дианкиной. М.: РГМУ, 1994. — С. 8−16.
  121. Ф.Т. Душа страдающего тела (образование врача по шкале ценности жизни) // Жизнь как ценность / под ред. Л. В. Фесенковой. М.: ИФ РАН, 2000. — http://filosof.historic.ru/books/item/ro0/s00/z0000659 /index.shtml
  122. М. Физическое воздействие на индивида коллективно -внушенной мысли о смерти // Человек. 1992. — № 6. — С.53−63.
  123. В.Н. Психология отношений. М. — Воронеж: МОДЭК, 1998.-363с.
  124. В.А. Очерки по реаниматологии. М.: Медицина, 1986.-252с.
  125. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. — № 4. — С.3−8.
  126. В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореф. дис.. докт. психол. наук. — М., 1992.- 48 с.
  127. В.В. Воспитание духовных ценностей личности в целостном педагогическом процессе // Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация > в средних специальных учебных заведениях. М.: Изд. ИПР СПО, 2003. — С.7−25.
  128. Новиков* A.M. Проблема гуманизации профессионального образования // Специалист. 1998. — № 11. — С.2−8.
  129. А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы-философии. 1994. — № 3. — С. 49−61.
  130. И.В. Психологические особенности обучения общению учащихся медицинских училищ: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2004. 247с.
  131. Т.И. Методические рекомендации по диагностике эмоциональной отзывчивости у подростков и старшеклассников для учителей и студентов пединститутов. Кировоград: КГПИ, 1990. — 20 с.
  132. В.П., Сержантов В. Ф. Проблема человека в теории медицины. — Киев: Здоров’я, 1984. 200 с.
  133. Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 82−89.
  134. Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму // Вопросы философии. 1994. — № 3. — С. 73−76.
  135. А.В. Два лика нравоучения // Человек. — 1998. — № 6. -С. 37−47.
  136. Психология. Словарь (под ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского). М.: Политиздат, 1990 г. — 337с.
  137. А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. -2000, т.21. — № 3. С. 88−95.
  138. Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ: на примере болезней и нарушений системы кровообращения: Дис.. докт. психол. наук. Томск, 2004. — 339с.
  139. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс-универс, 1994. 480 с.
  140. C.JI. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер, 2006.-713 с.
  141. C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  142. Е.Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: Дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 170 с.
  143. Т. Детская медсестра глазами пациентов и их родителей // Сестринское дело. 2004. — № 4−5 — С. 15−16.
  144. Н.Н. Диалогическое общение как фактор развития нравственного потенциала будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2001.- 197 с.
  145. С.Х. Концептуальный и организационный подходы к формированию среднего медицинского персонала для службы общей врачебной практики: Автореф. дис. доктора мед. наук. М., 2002. — 44 с.
  146. А.Г. Психологический анализ в среде Excel. М.: Ось-89,2005.-142 с.
  147. Е.Е. Психология развития. М.: Аспект-пресс, 2001. -460 с.
  148. Селецкая 0: В. Корректировка- нравственного развития личности подростка средствами эмоционально-ценностного стимулирования: Дйс.. канд. пед. наук. — Киров, 2000. 170 с.
  149. Н.Н. Формирование профессиональной пригодности специалистов сестринского дела: Автореф. дис.. доктора мед. наук. М., 1995.-52 с.
  150. В.В. Образование и личность. Теория: и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  151. Е.В. Методы математической обработки в психологии: — С-Пб-: Речь^ 2006. 350с.153- Сидоркин А. Диалог/ в, воспитании: к постановке- проблемы- // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 48−53.
  152. И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. — М.: Грантъ, 2001.- 192 с.
  153. Т.П. Два вида диалоговых отношений в общении // 0бщение-2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы Междунар. конф. М.: ПИ РАО, 2006. — С. 97−102.
  154. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию: субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. — 348 с.
  155. В.А. Психология лечебного процесса. Ленинград: Медицина, 1984. — 191с.
  156. Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских ВУЗов.-М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998. 376с.
  157. Тихоненко В-А. Жизненный смысл выбора смерти- // Человек. — 1992. — № 6. — С.19−29.
  158. А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. -223 с.
  159. О.М. Проблемы милосердия и духовности в медицинской практике // Возрождение духовности' и милосердия в сестринском деле: сб. работ научно-практической конференции. Томск: Тандем-Арт, 2004. -309 с.
  160. С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности, (в сфере помогающих профессий): Дис. канд. психол. наук.-Томск, 2001. 162 с.
  161. Л.П., Яковлева Н. В. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в мед. вузе. // Психологический журнал. 1996. — № 4. — С. 97−106.
  162. Ю.М. Условия гуманитарности как факторы ценностного отношения к здоровью // Здоровье человекам как предмет социально-философского познания. М.: Наука, 1989. — С. 107−120.
  163. А. А. Доминанта. С-Пб.: Питер, 2002. — 448 с.
  164. Р.Д. Тревога и- ее влияние на отношение к болезни и лечение у больных хроническим соматическим заболеванием: на материале хронического гломерулонефрита: Дис.. канд. психол. наук. — М, 1998.- 117с.
  165. Л.В. Предисловие // Жизнь как ценность / под ред. Л. В. Фесенковой. М.: ИФ РАН, 2000. — http://filosof.historic.ru/books/item /ГОО /s00/z0000659 /index.shtml
  166. Т.А. Диалогические принципы, в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд. АПН СССР, 1987^ - С. 27−36.
  167. Т.А. Диалог в практической психологии. М.: ИП АН СССР, 1991.-244 с.
  168. Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия. — М.: Школьная пресса, 2001. — 68 с.
  169. П. Столп и утверждение истины. — М.: Лепта, 2002. — 809 с.
  170. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.-511с.
  171. И.А. Медсестра глазами пациента стационара // Возрождение духовности и милосердия в сестринском деле: сб. работ научно-практической конференции. Томск: Тандем-Арт, 2004. — С. 134 137.
  172. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С.88−93.
  173. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510с.
  174. В. Психотерапия на практике. С-Пб.: Речь, 2001. — 251с.
  175. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -367с.
  176. Д. Когда суицид рационален // Человек. 1992. — № 6. -С. 30−40.
  177. С. Православие и биоэтика // Человек. 1994. — № 2. — С. 91−100.
  178. И. Врач. Сестра. Больной. Психология работы с больными. Будапешт: Изд. АН Венгрии, 1988. — 338 с.
  179. Г. И., Кармазина Е. В. Проблема эвтаназии в зарубежной медицинской этике // Вопросы философии. — 1984. № 12. -С.111−122.
  180. Г. И., Шмаков А. В. Этико-деонтологические проблемы медицины в условиях научно-технической революции // Медицинская этика и деонтология. М.: Медицина, 1983. — С.260−270.
  181. JI.A. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: Дис. канд. психол. наук. М., 2005. — 178 с.
  182. Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. — № 2. — С. 27−41.
  183. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М.: Интерпракс, 1995. 280 с.
  184. А.А. Копинг-поведение врача и больного в процессе преодоления болезни: Дис. докт. психол. наук. Бишкек, 1998. — 414 с.
  185. Ю.И. Современные взгляды врачей на традиционные нравственные ценности // Советское здравоохранение. 1990. — № 1. -С.26−29.
  186. В.Э. Смысложизненные ориентации как фактор педагогического общения // 0бщение-2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы Междунар. конф. М.: ПИ РАО, 2006. — С. 350−353.
  187. В. А. Психологическое исследование личностных реакций на болезнь при раке молочной железы: Дис.. канд. психол. наук. С-Пб., 1999.-190 с.
  188. А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. -572 с.
  189. М.А. Диалогическое взаимодействие на уроках этики как средство нравственного воспитания: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.- 142с.
  190. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М.: Наука, 1971. -223 с.
  191. Е.Н., Недбаева С. В. Развитие личности средствами психологической практики // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 16−21.
  192. Н.В. Диалог о медицине. Таллин: Валгус, 1986. -255с.
  193. .Г. Возможно ли рациональное самоубийство? // Человек. 1992-вып. 6-С. 41−52.
  194. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии /под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975. — С. 88−96.
  195. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95с.
  196. М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы нравственной ориентации личности: Дис.. докт. психол. наук. — Новосибирск, 2000. — 302с.
  197. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. -М.: Просвещение, 1986. 155 с.
  198. М.Я. Медработник и пациент // Медицинская помощь. 1996. -№ 3. — С.42−48.
  199. М.Я. Медработник и пациент // Медицинская помощь. 1996. -№ 4.- С.41−46.
  200. Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений // Прикладная психология. 2002. — № 5−6. — С. 140−144.
  201. .А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 3. — С.71−81.
  202. AUigood M.R., Marriner-Tomey А. (1997). Nursing Theory: Utilization and Application. St. Louis: Mosby Company.
  203. M.P. (2003). Meeting the Need: Ethics Consultation in the Health Care Today. // Ethics Consultation: From Theory to Practice. Ed. by Aulisio M.P. and others. Baltimore and London: The John Hopkins University Press.
  204. L. (2005). Dialog, Knowledge, and Teacher-Student Relations: Freirean Pedagogy in Theory and Practice. // Comparative Education Review. Vol.49, no.3. P.344−364.
  205. R.N. (1994). Understanding Caring in Contemporary America. // The Crisis of Care: Affirming and Restoring Caring Practices in Helping Professions. Ed. By Phillips S.S., Benner P.E. Washington: Georgetown University Press.
  206. P. (1994). Caring as a Way of Knowing and Not Knowing. // The Crisis of Care: Affirming and Restoring Caring Practices in Helping Professions. Ed. By Phillips S.S., Benner P.E. Washington: Georgetown, University Press.
  207. M. (2001). Probleme der Neugeborenen euthanasie und der Behandlungsgrenzen bei schwerstgeschadigten Kindem und ultrakleinen Frugeborenen aus rechtlicher und ethischer sicht. Frankfurt a. M.: Lang. .
  208. Gethmann-Siefert A-M. (2003). Consultation Instead of Prescription -a Model for the Structure of the Doctor-Patient Relationship. // Poiesis and Praxis Springer-Verlag. Published on line 23 August 2003. P. 1−27.
  209. J. (1991). Value of life. An Introduction to medical1 ethics. London, New York: Routledge.
  210. P. (2004). Medicine, The Low and Medical-Ethics in a Changing Society. // World Medical Journal. V. 50, no 1. P: 5−8.
  211. E.H. (2000). The Ethic of Terminal Care: Orchestration the End of Life. New York: Kluer Academ. Plenum corp.
  212. N. (2002). Educating Moral People: a Caring Alternative to Character Educating. London, New York: Teachers College, Columbia University Press.
  213. L.E., Harmin M., Simon S.B. (1978). Values and teaching. Toronto, London, Sydney: Charles E. Merrill Publishing Company, A Bell & Howell Company.
  214. S.B. (1985) Caring and Compassion in Clinical Practice: Issues in Selection, Training and Behavior of Helping Professionals. San Fransisco- London: Jossey-Bass Company.
  215. I., Freire P. (1987). What Is the «Dialogical Method» of Teaching? // Journal of Education. Vol.169, no 3. P. ll-31.
  216. C. (2001). Nursing Education for the Twenty-First Century. // Transforming Nursing Education through Problem-Based Learning. Sudbury: Jones and Bartlett Publishers.
  217. Vella J. Introduction: Dialog Education Today // Dialog Education at Work: a Case Book. Ed. by Jane Vella and Associates. San Francisco: Jossey-Bass Company, 2004. — P. 1−10.
  218. W. (2004). Moral Education and the Construction of Meaning. // Educational Review. Vol.56, no 2. P. 183−192.
  219. ПРОТОКОЛЫ СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ Вопросы для проведения стандартизированного интервью
  220. Как Вас зовут (достаточно просто имени)?
  221. Назовите, пожалуйста, курс, отделение и группу, в которой Вы учитесь.
  222. Вы знаете, что такое эвтаназия?
  223. Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  224. Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
  225. Примечание. Знаком И обозначаются вопросы интервьюера (преподавателя, ведущего опрос об отношении к эвтаназии). Знаком С обозначаются ответы студентов.1. Протокол № 1
  226. Студентка первого года обучения. Называет свое имя, группу и отделение.
  227. И Вы знаете, что такое эвтаназия? С Нет.
  228. Студентка первого года обучения. Называет свое имя, группу и отделение.
  229. И Вы знаете, что такое эвтаназия? С Нет.
  230. И Эвтаназия это прекращение медработниками жизни пациента. Как Выотноситесь к предложению узаконить применение эвтаназии? С Не знаю, не думала еще.
  231. И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми? С Нет.1. Протокол № 3
  232. Студентка первого года обучения. Называет свое имя, группу и отделение.
  233. И Вы знаете, что такое эвтаназия?
  234. С Да. Это когда медработники помогают пациенту уйти из жизни. И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  235. С Я против. Нельзя убивать людей. Хотя, в крайнем случае, если человек сильно попросит и не-будет уже никакой надежды на выздоровление, то можно. Но только в крайних случаях.
  236. И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?1. С Нет.1. Протокол № 4
  237. Студентка второго года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
  238. И Вы знаете, что такое эвтаназия?
  239. С Да. Это когда медработники не стараются искусственно продлевать жизнь безнадежным больным, а просто ждут, пока он сам умрет.
  240. И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  241. И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
  242. С Нет. Мои родственники, слава Богу, здоровы. В больнице, правда, видела. Но тоже ничего хорошего. Лежит какая-нибудь бабулька никому не нужная. Запах такой, что близко не подойдешь. Кому это надо?1. Протокол № 5
  243. Студент второго года обучения. Называет свое гшя, группу и отделение.
  244. И Вы знаете, что такое эвтаназия?
  245. С Конечно. Это новая технология, когда по просьбе больного ему что-нибудь такое делают, и он умирает.
  246. И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  247. С Положительно. И не только больным, но и другим людям, например одиноким и несчастным. Я думаю, надо проводить научные разработки различных способов эвтаназии в зависимости от заболевания пациента. Совершенствовать это дело на научной основе.
  248. И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
  249. С Да, на практике в больнице.1. Протокол № 6
  250. Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
  251. И Вы знаете, что такое эвтаназия?1. С Нет.
  252. И Это прекращение медработниками жизни пациента.
  253. С А! Точно. Слышала. Нам на занятиях по сестринскому делу говорили. й"Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  254. С Я за. Каждый человек имеет право решать, жить ему или умирать.
  255. Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?1. С Да. В больнице.1. Протокол № 7
  256. Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
  257. ИВы знаете, что такое эвтаназия?
  258. С Да, это убийство пациента.
  259. ИКак Вы, относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  260. И-Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
  261. Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
  262. И Вы знаете, что такое эвтаназия?
  263. С Да. Это умертвление больного.
  264. И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  265. И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
  266. С Да. В больнице. Но там были не сильно больные. Обыкновенные.1. Протокол № 9
  267. Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
  268. ИВы знаете, что такое эвтаназия?
  269. С Да. Это когда врачи специальными мерами завершают жизнь человека.
  270. UКак Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  271. С Когда-то была против, а сейчас думаю: почему бы и нет?
  272. И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
  273. Студентка третьего года обучения. Называет свое имя, группу иотделение.
  274. И Вы знаете, что такое эвтаназия?
  275. С Да. Это когда медработники, например, делают укол пациенту или отключают аппараты безнадежному больному, и он умирает.
  276. И Как Вы относитесь к предложению узаконить применение эвтаназии?
  277. С Не знаю. Страшный вопрос. С одной стороны иногда бывают такие ужасные мучения. А с другой. Страшно. Не хочу даже думать об этом.
  278. И Приходилось ли Вам ухаживать за тяжело больными людьми?
  279. СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ ОБ ОТНОШЕНИИ К ЛЕГАЛИЗОВАННОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ЭВТАНАЗИИ
  280. Категории контент-анализа Индикаторы
  281. СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ОТВЕТОВ ПО ПАРАМЕТРУ «ПРИМЕНЕНИЕ К БЛИЗКИМ» У СТОРОННИКОВ ЭВТАНАЗИИ1. В ГРУППАХ «А», «Б», «В"•¦--А• ш— • Б — В1 опрос2 опрос3 опрос
  282. СРАВНЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ОТВЕТОВ ПО ПАРАМЕТРУ «ПРИМЕНЕНИЕ К БЛИЗКИМ» У ПРОТИВНИКОВ ЭВТАНАЗИИ1. В ГРУППАХ «А», «Б», «В"* J. «*, ' ' I, > j, t I > I ! •i *, г * * * i. A> 4 ! «—- Б• i -*- В------. --j, 1 опрос2 опрос3 опрос
  283. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПО УХОДУ ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ОТНОШЕНИЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ЭВТАНАЗИИ (ГРУППА «А» -КОЛ-ВО ЧЕЛ. В %)
  284. Е меют личный опыт Не имеют личного опыта
  285. Полож отнош к эвтаназ Отриц отнош к эвтаназ Неопред отнош к эвтаназ Всего Полож отнош к эвтаназ Отриц отнош к эвтаназ Неопред отнош к эвтаназ Всего1 опрос
  286. Готовы применять к близким — - - 13,8 — 3,4 17,2
  287. Не готовы применять к. близким 1,7 5,2 6,9 24,2 3,4 10,3 37,9
  288. Не определились — - - 13,8 5,2 19,0 38,0
  289. Всего 1,7 5,2 6,9 51,8 8,6 32,7 93,12 опрос
  290. Готовы применять к близким 3,4 — 3,4 5,2 — 3,4 8,6
  291. Не готовы применять к близким 3,4 6,9 10,3 13,8 25,9 6,9 46,6
  292. Не определились 3,4 — 3,4 12,1 10,3 5,2 27,6
  293. Всего 6,8 10,3 17,1 31,1 36,2 15,5 82,83 опрос
  294. Готовы применять к близким 3,4 — 3,4 13,8 — - 13,8
  295. Не готовы применять к близким 3,4 6,9 10,3 17,2 19,0 1,7 37,9
  296. Не определились 8,6 3,4 12,0 15,5 8,6 — 24,1
  297. Всего 15,4 10,3 25,7 46,5 27,6 1,7 75,8i
  298. И меют личный опыт Не имеют личного опыта
  299. Всего — - - 35,3 2,9 61,8 1002 опрос 1. Готовы» применять к близким — - - 5,9 — - 5,91. Не готовы применять к близким 8,8 2,9 11,7 2,9 2,9 20,6 26,4
  300. Не — 2,9 2,9 17,7 14,8 20,6 53,1определились
  301. Всего 8,8 5,8 14,6 26,5 17,7 41,2 85,43 опрос 1. Готовы применять к близким — - - 8,8 — 2,9 11,71. Не готовы применять к близким 23,5 5,9 29,4 2,9 20,6 14,8 38,31. Не — - - 5,9 5,9 8,8 20,6определились
  302. Всего 23,5 5,9 29,4 17,6 26,5 26,5 70,6
  303. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПО УХОДУ ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ БЛИЗКИМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ОТНОШЕНИЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ЭВТАНАЗИИ (ГРУППА «В» -КОЛ-ВО ЧЕЛ. В %)
  304. И мсют личный опыт Не имеют личного опыта
  305. Не 6,1 — 6,1 27,3 3,0 13,7 44,0определились
  306. Всего 10,6 4,5 15,1 37,9 19,7 27,2 84,92 опрос 1. Готовы применять к близким 1,5 — 1,5 1,5 — 1,5 3,01. Не готовы применять к близким 3,0 9,1 12,1 6,1 39,4 15,2 60,7
  307. Не 1,5 — 1,5 10,6 4,5 6,1 21,2определились
  308. Всего 6,0 9,1 15,1 18,2 43,9 22,8 84,93 опрос 1. Готовы применять к близким 1,5 — 1,5 1,5 — - 1,51. Не готовы применять к близким 3,0 16,7 19,7 4,5 47,1 9,1 60,7
  309. Не 1,5 — 1,5 10,6 — 4,5 15,1определились
  310. Всего 6,0 16,7 22,7 16,6 47,1 13,6 11, Ъ
  311. СРАВНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАН ИОСТИ ОТНОШЕНИЯ К
  312. СВОИМ» И «ЧУЖИМ» БОЛЬНЫМ У ИМЕЮЩИХ И НЕ ИМЕЮЩИХ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ УХАЖИВАНИЯ ЗА БЛИЗКИМИ1. В ГРУППАХ «А», «Б», «В"я имеют опыт, диффер. отнош. не имеют опыта, диффер. отнош. имеют опыт, недиффер. отнош. не имеют опыта, недиффер. отнош.
  313. СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВАХ МЕДРАБОТНИКОВ
  314. Категории контент-анализа Индикаторы
  315. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА МЕДРАБОТНИКОВгруппа «А"2 опросо-«
Заполнить форму текущей работой