Развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков
Диссертация
Я-концепция представляет собой субъективную, осознанную динамическую структуру, в которой происходит развитие самопознания, самооценки, саморегуляции и образа Я. Процессуально, понятие «Я-концепция» определяется как устойчивый динамический результат личностного развития человека в процессе социализации. Я-концепция участвует во всех личностных взаимодействиях, определяя направление личностной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки исследования самооценки в структуре Я-концепции подростков
- 1. 1. Состояние проблемы исследования
- 1. 2. Место позитивной самооценки в структуре Я-концепции подростка
- 1. 3. Механизмы и функции самооценки в структуре Я-концепции подростка
- Глава 2. Эмпирическое исследование развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков
- 2. 1. Критерии, показатели и уровни развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков
- 2. 2. Особенности развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков
- 2. 3. Оптимизация развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.-22 с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 225 с.
- Агапов B.C. Механизмы продуктивного становления Я-концепции руководителей. М.: Институт молодежи, 2000. — 26 с.
- Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции. М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001.-40 с.
- Агапов B.C. Модель Я-концепции руководителя. М.: МОСУ, РАГС, 2001.-52 с.
- Агапов B.C. Функции Я-концепции руководителя в управленческой деятельности. М.: РАГС, МОСУ, 2002. — 34 с.
- Агапов B.C., Василец М. В. Содержание и пути развития профессиональной Я концепции студентов-менеджеров. — М.: РУДН, МОСУ, 2003.- 124 с.
- Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 18 с.
- П.Ананьев Б. Г. Вопросы детской психологии. Труды. М. — JL, Известия АПН РСФСР, 1948. — с. 105−115.
- Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии//Вопросы психологии. 1957. № 5. С.156−169.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
- Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1984. 17 с.
- Араканцева Т.А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки//Мир психологии. 1999. № 3(19). С. 147−155.
- Арестова О. Н, Шильштейн Е. С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структурных «Я» // Вестник МГУ.-сер. 14.-Психология. 1998. № 1. С. 8−18.
- Артемьева П. Психология самопознания или как найти формулу жизни. М.: АСТ-ПРЕСС, СКД, 2001. — 303 с.
- Асафов В.Г. Социально-психологические особенности самооценки группы как коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1985.-20 с.
- Ахвердова О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.-43 с.
- Ахиезер А.С. Между Я и Другим (социокультурное исследование) // Мир психологии. 2001. № 3. С. 16−27.
- Ахмедханов A.M. Влияние самооценки и характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983.- 15 с.
- Байкова Л.А. Влияние педагогической оценки на формирование старших подростков в процессе нравственного воспитания: Дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 182 с.
- Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 119 с.
- Барышникова И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 26 с.
- Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. № 2. С.118−125.
- Батурин Н.А. Оценочная функция психики. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.-306 с.
- Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «Я» // Вопросы психологии. 1980. — № 5 — С.41−46.
- Белановская О.В. Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 2000. — 20 с.
- Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ-сер. 14-Психология. 1997. С. 25−31.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3(19). С.140−147.
- Белинская Е.П., Куликова И. В. Представления подростков о своем социальном будущем // Мир психологии. 2000. № 4 (24). С.135−147.
- Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. — 368 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
- Бетанели Н.И. «Мы» и «Я»: концепции общественного и индивидуального самосознания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Тбилиси, 1980.-22 с.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2-х т. -СПб.: Алетейя, 1999. Т.2. — 283 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах. Т. 1. -М.: Педагогика, 1979. 304 с.
- Богданова Н.А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Калуга, 2000.-20 с.
- Бодалев А.А. О психологическом понимании Я человека // Мир психологии. 2002. № 2. С. 12−17.
- Бодалев А.А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения)//Мир психологии. 2000. № 1 (21). с. 89−108.
- Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. 40 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 — 464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1979. № 4. С.23−34.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. -М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК». 1995. — 352 с.
- Боев И.В., Золотарев С. В. Психофизиологическая диагностика и дифференциальная диагностика конституционально-типологического личностного континуума подростков. Ставрополь: СГМА, 1999. — 55 с.
- Болотова А.К., Штроо В. А. Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте // Мир психологии. 2002. № 2. С.106−110.
- Борисов М.Б. Я-концепция в системе профессионального мастерства актера. М.: ВТУ им. Б. В. Щукина, 2003. — 72 с.
- Боровикова Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1998.-25с.
- Бороздина JI.B. Исследование уровня притязаний. М.: МГУ, 1985. -102 с.
- Бороздина JI.B., Данилова Е. Е. О различии в характеристиках уровня притязаний мужчин и женщин//Вестник МГУ. сер. 14. — Психология. 1987. № 2. С. 31−40.
- Бороздина Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в первой зрелости//Вестник МГУ. сер. 14. — Психология. 1990. № 2. С. 24−37.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка?//Психологический журнал -1992. Т. 13. № 4. С. 99−100.
- Бороздина Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Сообщение 1: Формальные параметры//Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 40−50.
- Бороздина Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Сообщение 2: Содержание//Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 34−47.
- Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: (Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний влияние на продуктивность деятельности): Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 413 с.
- Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М. 2000. 18 с.
- Бохорский Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъективного отношения к труду: Дис.. канд. психол. наук. М., 1991.
- Бояринцева А.В. Я-концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя // Педагогика. 1995. № 5 С.24−33.
- Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 17−27.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 392 с.
- Брылина B.JI. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1985.- 155 с.
- Булыгина А.В. Формирование субъектных компонентов самопознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Шадринск, 2003. 22 с.
- Быков А.С. Содержание и организация профессионального самоопределения подростков воспитанников детского дома: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2000. -20 с.
- Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии: Дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1995.
- Васюра С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и её развитие//Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 35−44.
- Вахромов Е.Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии. 2002. № 2. С.30−44.
- Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 271 с.
- Власова Е.В. Личностные механизмы становления социальной активности подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Киев, 1989.- 18 с.
- Власова Е.В. Личностные механизмы становления социальной активности подростков. Киев, 1989. — 140 с.
- Волокова М.В. Взаимосвязь рефлексии и уровня принятия в решении мыслительных задач: Дис.. канд. психол. наук. М, 1989. — 184 с.
- Выготский JI. C Собрание сочинений: В шести т.: Т. 4. Детская психологи. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: ИПП, Воронеж. МПО «МОДЭК», 1996. — 512 С.
- Гавриленко Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1993. — 160 с.
- Гаврищак Л.И. Притязания подростков как фактор их взаимодействия в коллективе сверстников: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1989. -160 с.
- Галузо П.Р. Понимание младшими подростками своих учителей: Дис.. канд. психол. наук. Гродно, 1986. — 192 с.
- Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1996. — 59 с.
- Глуханюк Н.С., Дьяченко Е. В., Семенова С. Л. Практикум по общей психологии. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 224 с.
- Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков//Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132- 135.
- Гоов В.В. Возрастная динамика формирования социогенных потребностей у городских и сельских подростков: Дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, Пятигорск, 1989. — 136 с.
- Горбатков А.А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидности//Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 89−103.
- Горбачева В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей//Вопросы психологии. Труды. М.Л.: Известия АПН РСФСР, 1948. С. 3−26.
- Горбов Ф.Д. Я-второе Я. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 224 с.
- Гостев А.А. Образная сфера человека -М: ИП РАН, ВНИЦ традиционной народной медицины «ЭННОМ», 1992. 194 с.
- Григорьева Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001.-26 с.
- Гусева С.В. Коррекционно-развивающая работа как средство формирования учебной мотивации младших подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 170 с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 176 с.
- Дандарова Ж.К. Психологические особенности личности подростка при различных типах соотношения самооценки и оценки: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1999. — 175 с.
- Дашковский И.А. К вопросу коммуникации с внутренним Я// Мир психологии. 2002 — № 2 — С.64−70.
- Деркач А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. 156 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. — 392 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 3. Акмелогические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2000. — 538 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала. М.: РАГС, 2001.-483 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 5. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. М.: РАГС, 2001. -541 с.
- Деркач А.А., Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: РАГС, 2003. — 297 с.
- Деркач А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. — 158 с.
- Деркач А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
- Дорфман Л.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2 С. 3−17.9.
- Душкина М.Р. Взаимосвязь структуры Я-концепции ребенка испецифики внутрисемейных отношений: Автореф. дис. канд.психол. наук. М., 2003. -23 с.
- Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2000. — 21 с.
- Егорова Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки. Дис.. канд. психол. наук. М., 1997−233 с.
- Ершова О.В. Особенности настроения личности в юношеских группах: Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 1981. — 209 с.
- Жилин С.В. Особенности Я-концепции личности спортсменов (На материале детско-юношеского спорта): Автореф. дис.. канд. психол. наук.-СПб., 2003.- 16 с.
- Забазнова Е.М. Влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2001. — 24 с.
- Залученова Е.А. Соответствие самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995.- 187 с.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки//Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5−14.
- Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Мн., 199 399 с.
- Зимачева Е.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 181 с.
- Зобков В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1993. 30 с.
- Зуб А. Т. Модели и методы стратегического управления// Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2003. № 3. С. 107−126.
- Иванов А.В. Рефлексия как психологический механизм развития Я-концепции взрослого человека в обучении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Калуга, 2003. — 23 с.
- Иванушкина С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1998. -25 с.
- Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии. Монография. М.: МГСА, Социум, 2000.- 155с.
- Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Методики изучения Я-концепции личности. М.: МГСА, Социум, 2000 — 265 с.
- Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии -2002-№ 2-С. 17−30.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
- Иноземцева А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002.-225 с.
- Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образа Я» у подростков.//Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53−62.
- Казакина М.Г. О чем мечтают сегодня американские подростки//Педагогика 1995. № 5. С. 97 — 101.
- Каимов А.В. Оптимизация развития управленческой Я-концепции руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. -20 с.
- Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Автореф. дис. .д-ра. психол. наук. -М., 1999. -42 с.
- Кайгородов Б.В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. 2002. № 2. С. 117−127.
- Карнацкая JI.A. Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с левосторонней конституциональной латеральностью: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1997.
- Карпова Г. А. Влияние оценочных отношений на формирование действенности нравственного идеала подростков: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1987. — 178 с.
- Карцева Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1989. 161 с.
- Касаткина Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2000. -15 с.
- Кваде В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. //Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 130−133.
- Кириллов JI.A. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: Дис.. канд. психол. наук. Саратов, 1991. — 175 с.
- Кирилюк Л.Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 186 с.
- Климов Е.А. Образ мира разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
- Клее М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М:. Педагогика. — 1994. — 176 с.
- Ключникова Г. А. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка: Дис.. канд. психол. наук.-Л., 1979.- 196 с.
- Кованов А.Ю. Личное и профессиональное Я в практике психосоциального консультирования // Мир психологии. 2002. № 2. С.135−143.
- Козак М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1978. — 25 с.
- Козинцева Т.Н. Психологические особенности отношения подростков к организационно-общественной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 232 с.
- Колесникова М.Е. Динамика представлений о себе участников совместной управленческой деятельности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995.- 182с.
- Колотаев В.А. О порождении субъекта речи и проблеме идентификации личностных структур Я в эстетическом опыте кинематографа // Мир психологии. 2002. № 2. С. 76−92.
- Комарова Т.К., Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности//Психологический журнал. -1991. Т. 12. № 3. С. 30−37.
- Кон. И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. т.2. № 3. С.25−38.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Коноваленко С. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998. — 64 с.
- Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 2002.43 с.
- Корнева Л.И. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1984. — 17 с.
- Кричевский Р.Л. Социальная психология: личность и общение. -М.: РАГС, 2000.- 158 с.
- Куликов И.В. Развитие профессионального «Я» государственного служащего средствами информационных технологий: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 23 с.
- Куненков С.А. Проблема самовосприятия личности в отечественной психологии. -М.: МОСУ, 2003. 20 с.
- Куненков С.А. Я-концепция в зарубежной психологии. М.: МОСУ, 2003.- 18 с.
- Лагонда Г. В. К проблеме содержания понятия «Я-усилия» // Журнал практического психолога 1998 — № 7 — С. 19−22.
- Лагонда Г. В. Клинико-феноменологический анализ показателей развития «Я» взрослого человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Минск, 2000.-21 с.
- Лазарев B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности/ТВ опросы психологии. 1999. № 3. С. 18−27.
- Лекарева М.П. Анализ изменений Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения основ гештальттерапии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 20 с.
- Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психического развития ребёнка//Советская педагогика. 1957. № 6. С.93−105.
- Леонтьев А.Н. Психология образа//Вестник МГУ сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3−13.
- Липкина А.Н., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1968. 141 с.
- Липкина А.Н. Психология самооценки школьника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М.: 1974 — 35 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. — 350 с.
- Лубовский Д.В. Диагностика отношений подростков к другим людям как показатель развития личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М.: 1990. — 16 с.
- Лушин П.В. Личностное изменение как «управляемая метаморфоза» // Мир психологии. 2002. № 2. С. 70−76.
- Лыкова Н.М. Базисные стратегии совладания младших подростков. М.: МОСУ, РУДН, 2004. — 23 с.
- Лыкова Н.М. Исследование восприятия социальной поддержки младшими подростками и их самоэффективности. М.: МОСУ, РУДН, 2004. — 22 с.
- Лыкова Н.М. Развитие коммуникативных ресурсов младших подростков. М.: МОСУ, 2004. — 13 с.
- Лыкова Н.М. Совладающее поведение младших подростков. М.: МАИ, МОСУ, 2004. — 88 с.
- Лыкова Н.М. Теории развития личности в подростковом возрасте. -М.: МАИ, МОСУ, 2004. 12 с.
- Лыкова Н.М. Эффективность программы изменения стратегий совладания у младших подростков. М.: МАИ, МОСУ, 2004. — 15 с.
- Макарова И.Н. Взаимосвязь потребностей в гуманистических знаниях у учащихся ПТУ с особенностями их личности: Дис.. канд. психол. наук. М.: 1989. — 201 с.
- Макеева Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2002. — 18 с.
- Максимова Н. Ю Диагностика и коррекция поведения трудных подростков//Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 93- 99.
- МарасановГ.И., Рототаева Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. М.: Когито-Центр, 2003. -172 с.
- Марцинковская Т.Д. Рефлексологические исследования детского развития//Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 117−125.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
- Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Дис.. канд. психол. наук. М.: 1988.- 196 с.
- Меграбян А.А. О природе индивидуального сознания (В норме и патологии) Ереван: Армгосиздат, 1959. — 247 с.
- Мелешенкова И.П. Комплексное исследование личности подростка в условиях социально-психологического кризиса: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2001. — 22 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.: Изд-во «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448с
- Мещеряков Б.Г. Логика-симантический анализ концепции Л.С. Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций//Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 3−15.
- Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 436 с.
- Митюрина Н.Ю. Профессиональная Я-концепция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2002. -24 с.
- Мозжилин С.И. Обретение Я и возникновение ранних форм социальности: Саратов: СГСЭУ, 2002. — 118 с.
- Молчанова О.Н. Динамика самооценки в зрелом и позднем возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 16 с.
- Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2 (18). С. 133−141.
- Молчанова О.Н. Описание индивидуального случая: особенности Я-концепции. М: ИЧП «Сенат», 1997. — 23 с.
- Мольц М. Я это Я, или КАК стать счастливым. — М.: Прогресс, изд-во агентства «Яхтсмен», 1994. — 192 с.
- Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Автореф. дис.. психол. наук.- Н. Новгород, 2003. 24 с.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. М.: Треугольник, 1993. — 96 с.
- Муравьева К.В., Шильштейн Е. С. О ролевом компоненте Я-концепцин // Вестник МГУ сер. 14 — Психология. 2000. № 1. С.22−35.
- Мурашко С.Ф. Акмеологические условия развития профессионального Я государственных служащих. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 24 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -456 с.
- Назьо Ж.-Д. Понятие кожи Я//Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 3. С.35−58.
- Наливайко Б.Л. Воспитание дисциплинированности у младших подростков в досуговой деятельности (На материале работы тех. кружков): Дис.. канд. пед. наук. Л., 1988. — 188 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995.-360 с.
- Овчинникова Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.- 135 с.
- Овчинникова Ю.Г. О путях разрешения кризиса идентичности// Вестник МГУ. Серия 14. Психологи. 2003. № 4. С. 37−45.
- Ольшанский Д.Б. Об экспериментальном изучении структуры самосознания//Новые исследования в психологии. 1984. № 2 (31). С. 17−22.
- Ольшанский Д.В. «Я сам!»: Очерки становления и развития детского «Я». М., 1986. — 93 с.
- Ольшанский Д.В. Взросление «Я» М.: Знание, 1988, — 190 с.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5−19.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система (спецкурс). М.: Изд-во МГУ, 1991. — 108 с.
- Петер СЛ. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2001. -20 с.
- Петрова С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1995.-220 с.
- Петрулите А.Р. Когнитивные и эмоциональные компоненты в структуре образа Я у студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1984.- 16 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254 с.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста.// Вопросы психологии. 1996. № 1. С.20−34.
- Прихожан И.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1977. -141 с.
- Прихожан A.M., Толстых М. Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990. 79 с.
- Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А. А. Реана -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
- Психология современного подростка/Под. ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова.- М.: МГСА, 2002. 230 с.
- Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова.- М.: МГСА, 2002.-271 с.
- Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2002. — 278 с.
- Пулккинен JI. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков//Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. -С.153−158.
- Радченкова Е.П. Педагогическая помощь подростку в преодолении морального конфликта: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 186 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
- Разинов Ю.А. Онтологический статус «Я»: принцип объективной ошибки в конструировании EGO: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Самара, 2003.-22 с.
- Рахимова А.Ф. Особенности структуры Я-концепции наркозависимых, прошедших реабилитацию: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2003. — 19 с.
- Рейковский Я. Просоциальная деятельности и понятие собственного «Я» // Вестник МГУ. сер. 14. — Психология. 1981. № 1. С. 14−22.
- Рождественская Н.А., Березина А. В. Формирование у подростков способности вероятностного оценивания сверстников//Мир психологии. 2001. № 3. С. 112−115.
- Розин М.В. Посторенние сценария жизни как механизм личностного развития юношества: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.- 19 с.
- Романова А.В. Влияние визуальной самоподачи образа «Я» на конфликтность субъекта общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2002. 19 с.
- Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис.. канд. психол. наук. Ростов на Дону, 1997.-242 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
- Рубинштейн С.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. — 463 с.
- Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. -24с.
- Румянцева П.В. Особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников из русско-еврейских семей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2002. -21 с.
- Рылько О.П. Становление чувства совести у подростка: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1972. — 262 с.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста//Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 107−116.
- Садыкова Е.М. Проектирование и реализация системы формирования профессионально важных качеств студентов колледжей на основе «Я-концепции»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Тольятти, 2000. 26 с.
- Сайко Э.В. Я как феномен социальной эволюции// Мир психологии. 2002. № 2. С. 3−11.
- Салимова Т.И. Профессиональное становление Я-концепции руководителя системы образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. 20 с.
- Самопознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский Самара: Издательский Дом «БАХРАХМ», 2000. — 656 с.
- Санников А.И. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Оренбург, 2002. 40 с.
- Сапожникова Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998.- 166 с.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмов её сохранения в подростковом и юношеском возрасте//Вопросы психологии. 1982. № 1.С. 69−75.
- Свани JI.A. Формирование осознанных представлений о правах и обязанностях у подростков в процессе внеклассной работы: Дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1986. — 145 с.
- Секач М.Ф. Акмеологические основы саморегуляции психологической устойчивости кадров военного управления: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 510 с.
- Селезнева Ю.А. Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания темпераментно-обусловленных особенностей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001. — 23 с.
- Селюч М.Г. Реализация творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. -234 с.
- Селюч М.Г. Реализация творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1999.-24 с.
- Семенова С.В. Формирование Я-концепции у подростков страдающих эпилепсией: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2001.- 18 с.
- Семенчев В.М. Понятие развития и законы диалектики//Вопросы философии. 1968. № 2. С. 103−109.
- Серебрякова К.А. Условия формирования образа «Я» и представления о сверстнике у подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 24 с.
- Ситников В.JI. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса): Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -СПб., 2001.-40 с.
- Славнова Т.О. Условия и факторы продуктивной саморегуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел. М.: -МГСА, 2002. 25 с.
- Славнова Т.О. Оптимизация саморегуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 2003.-23 с.
- Славская А.Н. Я эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии. 2002. № 2. С. 44−53.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
- Снегирева Т.В. Процесс социально-психологической адаптации подростков в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико-математических школ): Дис.. канд. психол. наук. -М., 1978.
- Снегуров А.В. Особенности процесса персонального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
- Совиньский А. Психолого-педагогические основы самовоспитания учащихся старших классов. М.: Социум, 2002. — 176 с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 213 с.
- Соловьева А.Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1973.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М.: Политиздат, 1972. -303 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -286 с.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1985. — 530 с.
- Творогова Н.Д. Я в контексте психологии успеха// Мир психологии. 2002. № 2. С. 53−60.
- Тихомирова О.В. Пути и условия формирования культуры использования свободного времени подростков: Дис.. канд. пед. наук. Орел, 1992.-201 с.
- Тобин С.А. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология. 1993. Т. I. № I. С. 7−18.
- Токарева М.М. Самооценка в структуре Я-концепции младшего школьника. М.: МОСУ, 2002. — 46 с.
- Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей//Вопросы психологии. 1984. № 3. С.79- 86.
- Трубенский А.В., Трубенская О. Н. Матрица жизни самопознания. -СПб.: Питер- Питер Бук, 2001.- 152 с.
- Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- СПб., 2001.- 19 с.
- Туруслва О.В. Динамика становления субъекта самооценивания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ленинград, 1991, — 16 с.
- Тхостов А.Ш., Степанович Д. А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки//Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 128−133.
- Усманова А.А. Психологические особенности подростковой мечты как показатель личностного развития: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1993.-205 с.
- Уланова О.Б. Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста на занятиях английским языком: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2000. 199 с.
- Уляева Л.Г. Динамика образа «Я» и мотивации в процессе занятий таэквон-до: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 144 с.
- Федоришина И.Л. Влияние «образа Я» на особенности профессионального самоопределения старшеклассника: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1990, — 15 с.
- Федорова Г. Г. Влияние самооценки на формирование общественно активной позиции старшего подростка: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1981.- 184 с.
- Федотова Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 198 с.
- Федотова М.В. Развитие Я-концепции специалистов таможенной службы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2002. 24 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности, а онтогенезе/УВопросы психологии. 1985. № 6. С. 26−37.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
- Фельдштейн Д. И Психология развивающейся личности. М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
- Филиппов А.В. Психология изучения «человеческого фактора в управлении//Психологический журнал. 1984. № 1. С. 35−44.
- Фридман JI.M. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -480 с.
- Халтагарова О.Д. Гражданственность как компонент «Я-концепции» государственного служащего: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2003. — 26 с.
- Хороших В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб, 2001. -18 с.
- Чаус И.Н. Психолого-педагогическое исследования самооценки как составляющей Я-концепции младших школьников с высоким уровнем интеллектуального развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Самара, 2001.-23 с.
- Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки -мужчины и женщины // Мир психологии. 2002. № 2 С. 110−117.
- Чернышев А. С. Лунев Ю.А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах) // Мир психологии. 2002. № 2 С. 92−106.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 19 977.- 144 с.
- Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я»//Психологический журнал. 1999. т.20 № 5. С. 45−50.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. -349 с.
- Шейнюк И.Е. Развитие Я-концепции личности будущего госслужащего на этапе допрофессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 24 с.
- Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 69−78.
- Шипицына J1.M., Иванов Е. С., Стеценко Н. В. Мотивы суицидального поведения у подростков/УРоссийский психиатрический журнал. 2000. № 5. С. 40−44.
- Шредер X., Петерман X. О структурном анализе Я-концепции // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л., 1987. С. 141−145.
- Цветкова Р.И. Аффект неадекватности в структуре личности подростка: Дис.. канд. психол. наук. М., 1976. — 137 с.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития//Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С. 7−13.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 — 416 с.
- Энциклопедия практического самопознания/Сост. А. Н. Красило. -М.:МПА, 1994.-352 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996 — 592 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, Универс., 1994.-336 с.
- Якимович О.В. особенности гуманистических черт характера у подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1990. — 211 с.
- Яновская М.Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков: Дис.. д-ра пед. наук. -Киров, 1991.-400 с.
- Ярошевский М.Г. Предметная деятельность как основа системы психологии//Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 169−172.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. 1999. № 6. с. 54−59.