Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я-концепция представляет собой субъективную, осознанную динамическую структуру, в которой происходит развитие самопознания, самооценки, саморегуляции и образа Я. Процессуально, понятие «Я-концепция» определяется как устойчивый динамический результат личностного развития человека в процессе социализации. Я-концепция участвует во всех личностных взаимодействиях, определяя направление личностной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования самооценки в структуре Я-концепции подростков
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Место позитивной самооценки в структуре Я-концепции подростка
    • 1. 3. Механизмы и функции самооценки в структуре Я-концепции подростка
  • Глава 2. Эмпирическое исследование развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков
    • 2. 1. Критерии, показатели и уровни развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков
    • 2. 2. Особенности развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков
    • 2. 3. Оптимизация развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков

Развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Существующие перемены в социально-экономической жизни страны требуют максимальной актуализации самовыражения и самоопределения личности. Поэтому изучение особенностей развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков во всей сложной её социальной опосредованности необходимо, прежде всего, через поиск субъективных резервов личности и возможностей оптимизации общественных влияний с учетом особенностей данного возраста.

Многочисленные психологические, педагогические и социологические исследования показывают, что специфика социальной ситуации развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к окружающим, выбором дальнейшего жизненного пути, интенсивным развитием компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в предлагаемые роли, особой чувствительностью к оценкам окружающих.

Актуальность проблемы исследования усиливают и существующие противоречия процесса развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков:

— между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в подростковом возрасте;

— между новой внутренней позицией и прежним объективным положением подростка;

— между актуальной для подростка системой отношений с действительностью и его способностью реализовать эти отношения.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Значение социальной среды в становлении личности подростка достаточно детально обосновано в философской, социологической, педагогической и психологической литературе (К.А. Абульханова, С. А. Анисимов, В. Г. Афанасьев, В. М. Бехтерев, Л. П. Буева, JI.C. Выготский, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, В. И. Купцов, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Маркин, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, Б. Ф. Поршнев, С. Л. Рубинштейн, А. К. Уледов, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Г. Юнг, Е.А. Яблокова). В отечественной психологической науке, и прежде всего в научной школе Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева разработаны фундаментальные положения, раскрывающие закономерности становления личности подростка в онтогенезе (Л.И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Л. Ф. Обухова, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин). Раскрытие разных уровней становления личности подростка через призму социального развития представлено в работах Л. И. Анцыферовой, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Т. В. Драгуновой, И. В. Дубровиной, А. В. Иващенко, Т. Е. Конниковой, А. Г. Лидерса, А. Н. Лутошкина, А. К. Марковой, B.C. Мухиной, В. Н. Мясищева, A.M. Прихожан, А. А. Реана, В. В. Рубцова, Н. Н. Толстых.

Исследования различных аспектов социально-психологического феномена Я-концепции отражены в работах B.C. Агапова, А. Ю. Агафонова, С. А. Баклушинского, И. В. Барышниковой, Е. П. Белинской, Р. Бернса, А. В. Бояринцевой, М. Г. Гитиновой, С. В. Жилина, Е. М. Забазновой, А. В. Иващенко, Б. В. Кайгородова, Г. В. Лагонды, М. П. Лекаревой, Г. Г. Овчинниковой, С. М. Петровой, А. Ф. Рахимовой, Е. М. Садыковой, Э. В. Сайко, М. Г. Селюч, С. В. Семеновой, К. А. Серебряковой, И. Е. Шейнюк, Е. С. Шильштейн.

В исследованиях (Н.А. Батурин, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, К. Левин, А. И. Липкина, Д. В. Ольшанский, К. К. Платонов, Е. А. Серебрякова, Л. С. Славина, Ф. Хоппе) обсуждаются, с одной стороны, проблемы связи личности и самооценки, с другойсоотношение самооценки с уровнем притязаний.

Вместе с тем важные аспекты исследования развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков остаются недостаточно изученными. В исследованиях не раскрыто соотношение самооценки и Я-концепции в процессе становления личности подростка.

Цель исследования — изучить развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков, а также условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию изучаемого процесса.

Объект исследования — развивающаяся личность современного подростка.

Предмет исследования — развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков.

Гипотеза исследования: развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков детерминируется сложным взаимодействием объективных и субъективных условий. Развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков может быть обеспечено при условиях: принятия подростком себя, адекватного представления о себе, уверенности в себе и отсутствии чувства виныобращенности к процедурам рефлексивности Я-концепции личностипостроения системы внешне задаваемой деятельности, адекватной реальности и осуществляющей переструктурирование внутренней деятельности подросткавключенности подростка в разные виды деятельностисубъект-субъектного типа взаимоотношений подростка с его окружениемформирования потребностей в самовыражении, самовоспитании и положительной самооценке.

Задачи исследования:

1) проанализировать состояние проблемы самооценки и Я-концепции в психологической науке;

2) определить место позитивной самооценки в структуре Я-концепции современного подростка;

3) рассмотреть социально-психологические механизмы и функции самооценки в структуре Я-концепции современного подростка;

4) выявить критерии, показатели, уровни и особенности развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков;

5) установить условия и факторы, обеспечивающие развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков.

Методологическую основу исследования составили научные принципы: системности, развития, детерминированности процессов, состояний и свойств личностиметодологические концепции: субъектно-деятельностного, акмеологического и личностного подходов.

Теоретической основой исследования выступают научные работы, раскрывающие проблемы:

— психического развития личности (К.А. Абульханова, С. А. Анисимов, А. Г. Асмолов, Т. Ф. Базылевич, А. В. Брушлинский, Е. А. Климов, Л. Г. Лаптев, К. К. Платонов, В. В. Рубцов, М. Ф. Секач, И. Н. Семенов, Д. И. Фельдштейн, Е. А. Яблокова и др.);

— структурной организации самосознания (Б.Г. Ананьев, М. И. Боришевский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Меграбян, B.C. Мерлин, О. В. Москаленко, А. Б. Орлов, В. Ф. Петренко, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, О. В. Хухлаева, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова и др.), самопознания, саморегуляции и самоконтроля (О.А. Конопкин, В. И. Моросанова, Г. С. Никифоров, Ю. М. Орлов и др.), самооценки (Л.В. Бороздина, А. В. Захарова, А. И. Липкина и др.) и образа Я (Ф.В. Бассин, Н. Д. Завалова, И. С. Кон, М. И. Лисина, Д. А. Ошанин, С. Д. Смирнов, Е. Т. Соколова и др.);

— становления Я-концепции субъекта (B.C. Агапов, Р. Берне, А. А. Деркач, У. Джеймс, С. Джурад, А. В. Иващенко, М. Кун, Д. Куперсмит, А.

Маслоу, В. Н. Маркин, Дж.Г. Мид, Г. Олпорт, А. А. Реан, J1.A. Степнова, Т. Шибутани, Б. Шленкер и др.).

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, наблюдение и беседа. Применялись эмпирические методы: методики исследования самооценки (Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн), диагностики межличностных отношений (Т. Лири) и исследования ценностных ориентаций (М. Рокич), личностный дифференциал, анкеты для исследования отношений подростков к родителям и ценностных представлений о семье (М.Е. Айрапетова). Специальную группу методов составили количественные и качественные методы обработки эмпирических методов.

Эмпирическую базу исследования составили: 109 подростков, из которых 57 девочек и 52 мальчика, средний возраст — 14,5 лет. Для сравнительного анализа были использованы материалы исследования структуры ценностных ориентаций 160 подростков, выполненного совместно с М. Е. Айрапетовой. Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (2001;2002гг.) имел своей целью изучение методологических основ развития самооценки в структуре Я-концепции подростков.

2 этап (2002;2003гг.) был связан с эмпирическим изучением развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков.

3 этап (2003;2004гг.) посвящен анализу и интерпретации полученных эмпирических данных, обобщению теоретических положений, что позволило выявить условия и факторы развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Представлен теоретический анализ взглядов ученых, позволяющий уточнить содержательные характеристики Я-концепции. В зависимости от общего направления личностной теории получают различную содержательную характеристику понятия «самооценка», «самосознание» и «Я-концепция» с её структурными компонентами. В научных направлениях психологии подростковый возраст выделяют как стержневой период развития Я-концепции. Общие тенденции и недостатки в решении проблемы самооценки и Я-концепции личности демонстрируют правомерность использования взаимодополняющих идей различных научных направлений.

2. Определено место позитивной самооценки в структуре Я-концепции подростка. Самооценка как системное образование Я-концепции имеет следующие характеристики:

— самооценка является формой отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующей принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельностиопосредованное познание внешнего мира, активным взаимодействием с ним субъекта, самооценка является по своей природе социальным феноменом, функционирующим в качестве системного образования как компонент Я-концепции;

— как целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими компонентами Я-концепциибудучи обусловлена ими она сама в тоже время выступает необходимой детерминантой их дальнейшего развитиясистема самооценки представлена двумя элементамикогнитивным и эмоциональным, отражающими знания субъекта о себе и его отношение к себе, функционирующими в неразрывном единствекачественное своеобразие этих элементов придает их единству внутренне дифференцированный характер;

— самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах общей и частнойпервая отражает обобщенное знание субъекта о себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая — оценку конкретных социально-психологических и физических качеств;

— развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции — это непрерывный процесс, в ходе которого её элементы, формы, виды, уровневые репрезентации претерпевают определенную возрастную и индивидуальную динамикуобъединяющим элементы самооценки в целостную функционально-динамическую систему выступают средства её обеспечения, реализация которых определяет структурно-содержательные характеристики Я-концепции.

3. Рассмотрены социально-психологические механизмы (идентификация, личностная рефлексия, социальное сравнение, самоатрибуция, смысловая интеграция жизненных переживаний, интериоризация, самопредъявление, самооценивание) и функции (системообразующая, прогностическая, защитная, регуляции и саморегуляции, интерпретации, самомотивации) самооценки в структуре Я-концепции подростка, которые способствуют практической возможности психокоррекции неадекватной самооценки личности.

4. Выявлены критерии (когнитивная сложность, цельность, субъективная значимость, осознаваемость), показатели (высота, устойчивость, адекватность самооценочного профиля, степень рассогласования между реальными и идеальными представлениями о себе) и уровни (низкий, средний, высокий, очень высокий) развития самооценки в структуре Я-концепции подростков, определяющие стратегию оптимизации изучаемого процесса.

Низкий уровень развития самооценки характеризуется не глубоким содержанием самооценочных суждений, преимущественной неадекватностью самооценок, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных факторов, каузальной атрибуцией за счет субъективно не управляемых условий. Среднему уровню свойственны непоследовательность реалистичных самооценок, каузальная атрибуция за счет внешних условий, ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания. Высокий уровень отличается реалистичной самооценкой, каузальной атрибуцией за счет внутренних условий, преимущественной ориентацией подростков при обосновании самооценки на знание своих особенностей, глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений. Очень высокий уровень свидетельствует о неумении правильно оценить себя и сравнить себя с другими, нечувствительности к своим неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих, неблагополучии в развитии личности.

На основе выявленных критериев и показателей осуществлен эмпирический анализ самооценки содержательного структурирования Я-концепции подростков в процессе её развития.

Доказательно представлено, что специфика Я-концепции подростка выражается в стремлении к самостоятельности, к независимости от родительской опеки, ориентации на нормативы, принятые в среде сверстников. Чувство взрослости есть основная психологическая особенность подросткового периода развития Я-концепции. Эта особенность реализуется во всех видах деятельности, определяет характер общения со сверстниками, с родителями и другими значимыми взрослыми. Выявлено, что представления подростков о себе не только отражают особенности их половой и социальной принадлежности, но и определяются социальными стереотипами, основываются на подражании престижным" социальным моделям разрешения жизненных противоречий.

5. Установлено, что характер развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков в существенной мере определяется объективными (политика, экономика, культура, средства массовой информации, стратегия воспитания) и субъективными условиями (акцентуация черт характера, опыт взаимодействия с окружающими людьми, поиск индивидуального способа включения в действительность, социальная активность, нравственно-религиозные установки, которые могут влиять как положительно, так и отрицательно.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения, выводы и научно-практические рекомендации могут быть использованы в оптимизации изучаемого процесса. Материалы исследования используются в процессе подготовки, переподготовки и повышении квалификации практических психологов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные теоретические и эмпирические данные нашли отражение в монографии и учебно-методических пособиях автора. Основные теоретические положения и выводы исследования докладывались на II межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология и педагогика XXI века» (Москва, 2001), международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2004). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психологии Сергиево-Посадского гуманитарного института и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлена исходными методологическими принципами, репрезентативностью выборки и использованием совокупности апробированных методик, соответствующих целям и задачам исследованияприменением методов математической статистики в обработке полученных эмпирических данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

Исследователи разрабатывают модель Я-концепции по следующим основным принципам: интериоризация чужих оценок и мнений, социальное сравнение, самоатрибуция и смысловая интеграция всех предыдущих процессов, взаимосвязанных и часто переходящих друг в друга. Я-концепции является элементом личностного образования, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства и поведение, психологическое здоровье и успех в различных видах деятельности. Я-концепция как ядро личности осуществляет её интеграцию и создаёт типологию.

Я-концепция представляет собой субъективную, осознанную динамическую структуру, в которой происходит развитие самопознания, самооценки, саморегуляции и образа Я. Процессуально, понятие «Я-концепция» определяется как устойчивый динамический результат личностного развития человека в процессе социализации. Я-концепция участвует во всех личностных взаимодействиях, определяя направление личностной объективизации, жизненных смыслов, цели и перспективу их достижения. Она определяет ориентацию личности в меняющихся жизненных обстоятельствах. Я-концепция возникает как вторичное производное образование типологического характера. Она максимально индивидуализирована (в отличие от личности).

Подростковый возраст считается сенситивным к формированию самооценки. В изучаемом возрасте начинается переориентация с внешних оценок на самооценку, усиливается её роль в жизни личности. Это связано с ростом познавательных возможностей подростка, усилением интереса к себе. Дифференцируется содержание самооценки, усложняется её структура, растет критичность в отношении к себе. Развитие самооценки в этот период характеризуется рядом противоречивых тенденций. Эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием в жизни подростка. Рост эмоциональной напряженности в отношении к себе как бы блокирует развитие когнитивного элемента самооценки.

Социально-психологическими механизмами развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции подростков являются идентификация, личностная рефлексия, самопредъявление, самооценивание, социальное сравнение, самоатрибуция, смысловая интеграция жизненных переживаний, интериоризация. Основные функции самооценки в структуре Я-концепции: системообразующая, прогностическая, защитная, регуляции и саморегуляции, интерпретации, самомотивации — обеспечивают устойчивость соотношения между реальным и идеальным Я, осуществляют поиск гармонии между отношениями личности к себе и внешнему миру, способствуют приобретению и воспроизводству знаний личности о себе.

Системно детерминирует развитие самооценки в структуре Я-концепции современных подростков сложное взаимодействие личностных (внутренняя согласованность Ясила Яхарактер активности сознанияадекватность между отношением к себе и внешнему миру, между системой потребностей и способом их удовлетворенияволямотивацияпсихологическая защитаполовое созревание и идентичность) и социально-психологических (образ жизнисовместная деятельностьсоциальные отношения со сверстниками и взрослымистатус в классе и референтной группесоциальная адаптациясоциальные нормы, ценности, обычаи и традиции) факторов, а также объективных и субъективных условий.

В результате эмпирического исследования выявлено, что развитие позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков обеспечивается: принятием подростком себя, адекватным представлением о себе, уверенностью в себе и отсутствием чувства виныобращенностью к процедурам рефлексивности Я-концепции личностипостроением системы внешне задаваемой деятельности, адекватной реальности и осуществляющей переструктурирование внутренней деятельности подросткавключенностью подростка в разные виды деятельностисубъект-субъектным типом взаимоотношений подростка с его окружениемформированием потребностей в самовыражении, самовоспитании и положительной самооценкеуспешной социальной адаптацией. Соблюдение данных условий позволяет оптимизировать изучаемый процесс.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Результаты исследования Э. Л. Носенко (1998) свидетельствуют, что у подростков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эта тенденция объясняется худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности.

В ходе корреляционного анализа А. В. Булыгина (2003, С. 15) выявила соотношение психологической позиции и субъектных свойств самосознания социально и педагогически запущенных подростков (см. табл. 2).

Заключение

.

Развитие проблемы самооценки и Я-концепции находится в прямой зависимости от соотношения методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования. Научное понимание изучаемых социально-психологических феноменов основано на интеграции сложившихся подходов в основных направления психологии к рассмотрению проблемы структурирования Я-концепции личности.

Разнообразие научных школ и направлений в современной психологии способствует широкому использованию ключевых идей для выявления содержательных характеристик Я-концепции и её структурных компонентов. В современной психологии исследования самопознания в основном ведутся в символической интеракционистской теории «отраженной самооценки» (основано преимущественно на психологическом анализе коммуникации, общении людей), в когнитивных теориях самовосприятия и объективного самосознания, в теориях социального сравнения (В.В. Знаков, 2002).

Проблема развития важнейших структурных компонентов Я-концепции рассмотрена в различных научных направлениях психологии. Выявлено, что учеными интеракционистского направления разработана система понятий, позволяющих объяснить феномен Я-концепции, рассмотрена психоструктура Я в социальном, материальном и духовном измеренияхпредставлено развитие Я-концепции как целостное психическое явлениесделана попытка описать её структуру.

В ходе исследования установлено, что в рамках психодинамического направления интегрируются индивидуальные биологические факторы и факторы социального окружения, влияющие на процесс развития Я-концепции у подростковпризнано наличие конфликта между подсознанием личности и внешней реальностьюв тоже время не уделено внимание соотношению сознательного и бессознательного в структуре Я-концепциине учитывается содержание ценностных ориентаций личности в процессе развития Я-концепции.

Отмечается, что представители когнитивного направления рассматривают развитие Я-концепции с модификацией нравственного сознания и рефлексивного мышления подростковвыделяют феномен самовосприятия, но специфику Я-концепции подростков и её развития сводят только к когнитивным изменениям.

В гуманистическом направлении представлена достаточно надежная теоретическая система, находящаяся в состоянии модификации и использующая множество конструктов, проверенных гипотез, связанных с восприятием личностью себя и окружающихраскрывается операциональное определение Я-концепции, разработана серия измерений её конструктовинтегрируются теории гуманитарных наук. Попытки моделирования Я-концепции не дают обоснованного и цельного представления о природе и механизме оценочного процесса личности.

В общей проблематике исследований самооценки и Я-концепции обращается внимание на особенности её развития в подростковом возрасте. Анализ исследовательских подходов к изучению Я-концепции позволил выявить основные трудности её рассмотрения: сложность «масштабирования» проблемы изучения социально-психологического феномена Я-концепциинеобходимость одновременно закономерного и уникального результата развития Я-концепции.

Системность Я-концепции, как и её содержание, также является результатом социализации личности. Системные характеристики Я-концепции выступают как результат двуединого потока процессов индивидуализации и социализации (Д.И. Фельдштейн).

В работе выясняется соотношение понятий «Я-концепция», «самосознание», «образ Я» и «самооценка». Обнаружено, что на уровне разведения анализируемых понятий возникает ряд проблем, вызванных трудностями их эмпирического изучения (Н.А. Батурин, 1997). В процессе самооценивания оценка и знание функционируют в неразрывном единстве, следовательно, ни образ Я, ни самооценка не могут быть представлены в «чистом виде».

В анализе соотношения Я-концепции и самосознания допускается, что первая связана именно со способом взаимодействия личности с действительностью, теоретически и практически выработанным ею в жизни, тогда как самосознание, при всей его опосредованности соотношением личности с действительностью, имеет эпицентрическую, «эгоцентрическую» направленность. «Я-концепция — взгляд личности на своё соотношение с миром, самосознание — взгляд на себя (в своем соотношении с миром)» (К.А. Абульханова).

Изучение научной литературы показало, что в большинстве разработанных моделей Я-концепции исследователи выделяют образ Я как когнитивную подструктуру и эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое самоотношением, которые порождают поведенческие реакции. При этом в научных работах самооценка чаще всего отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже — с образом Я.

Я-концепция как связующая сила личности подростка организовывает, синтезирует опыт и компоненты структуры личности, составляет ядро жизненных перспектив в изменяющемся обществе. Я-концепция как глубинное личностное образование пронизывает всю психическую жизнь подростка.

Осуществленный в диссертации анализ свидетельствует о том, что в структуре Я-концепции на основе самопознания у подростка вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к себе выражающееся в самооценке. Подростки создают свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого. Во многих анализируемых работах Я-концепция представлена триадой: когнитивность, эмоции, поведение.

Основной акцент в анализе социально-психологических механизмов и функций самооценки в структуре Я-концепции подростка сделан в диссертации на изучении непосредственного изменения самооценки и самоотношения личности в процессе разрешения противоречий между реальным и идеальным Я.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что современные подростки склонны идеализировать свои личностные характеристики и возможности (уровень притязаний), но при этом большинство из них адекватно оценивает себя (уровень самооценки). Сравнительно-сопоставительный анализ практики развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков показал ярко выраженное стремление к индивидуальному достижению определенной целиподвижность самооценки, увеличение открытости в системе отношений и деятельностиусложнение и качественное изменение структуры Я-концепции.

Оптимизация изучаемого процесса должна отвечать следующим требованиям: обеспечения гармонии структуры Я-концепцииформирования структурно-функциональных компонентов Я-концепции и потребностей в самопознании, самовыражении и самовоспитании.

Алгоритм оптимизации развития самооценки в структуре Я-концепции рассматривается в диссертации как целенаправленная, упорядоченная соответствующим освоением ситуации, совокупность и последовательность действий, методических приемов и операций, направленных через анализ личностных и социально-психологических факторов на оптимизацию изучаемого процесса и переход от имеющегося уровня развития к требуемому.

Обобщая результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, сформулируем следующие выводы.

1. Анализ современных научных подходов к осмыслению содержания самооценки и структуры Я-концепции показал объективную необходимость интеграции различных концептуальных схем в моделировании изучаемого социально-психологического феномена, учета логики развития в современной науке изучаемой проблемы и взаимосвязи теории, эмпирии и практики становления личности современного подростка в изменяющемся обществе.

2. Структурно-функциональная организация самооценки и Я-концепции современного подростка отражает закономерное взаимодействие самооценок, оценок внешнего мира и рефлексивных оценок в оценочном процессе когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик содержания реальной структуры Я-концепции.

3. Основные функции самооценки в структуре Я-концепции современного подростка находятся в тесном взаимодействии с социально-психологическими механизмами её развитияидентификацией, личностной рефлексией, самопредъявлением, самооцениванием, социальным сравнением, самоатрибуцией, интериоризацией и смысловой интеграцией жизненных переживаний личности в изменяющемся обществе.

4. Эмпирический анализ изучаемого процесса показал, что происходит усложнение, структурная интеграция, половая дифференциация и вариативность содержательного обогащения реальной Я-концепции современных подростков. Процесс развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков характеризуется интенсивным формированием взглядов и убеждений, освоением социальных норм и ценностей, вхождением в жесткий мир взрослых отношений и социальным расслоением в подростковой среде.

5. Пути оптимизации развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков основаны на учете выявленных объективных и субъективных условий. Эффективным средством развития позитивной самооценки в структуре Я-концепции современных подростков является социально-психологический тренинг.

Научно-практические рекомендации исследования направлены на оптимизацию развития самооценки в структуре Я-концепции подростков, которую можно обеспечить следующими путями.

1. Реализацией комплексной психолого-педагогической программы развития позитивной самооценки современных подростков, включающей:

— регулярную психодиагностику с целью выявления и учета подростков с низкой самооценкой;

— психологическую работу по формированию у подростков уверенности в себе, потребностей в самопознании, самовыражении и самовоспитании;

— построение системы внешне задаваемой деятельности с использованием современных психотехнологий личностного роста.

2. Совершенствованием взаимодействия в социально-психологической системе «подросток — сверстники — родителиучителя», предусматривающем:

— укрепление чувства взрослости и расширение представлений подростков о своей внешности, о происходящих изменениях физического Я, связанных с ростом и половым созреванием;

— побуждение подростков к формированию навыков самоанализа и положительных эмоций, порождающих уважение к себеразвитие эффективного стиля общения и способов взаимопонимания подростков со сверстниками и взрослыми;

— формирование у подростков интереса к другому человеку как личности;

— уважительное отношение взрослых к субъектности подростков, сосредоточение на позитивных сторонах;

— обогащение просоциальными элементами содержания активности подростков;

— учет в воспитательном воздействии возрастных особенностей подростков.

3. Повышением уровня научно-практических разработок психологического сопровождения процесса развития самооценки в структуре Я-концепции, предполагающее:

— разработку психологических методов воздействия, направленных на снятие невротических защит и позволяющих достичь большей открытости и гибкости Я-концепции подростков;

— внедрение в психологическую работу с подростками достижений современной практической психологии и психотехник самосовершенствованияобобщение практики развития позитивной самооценки современных подростков и ее осмысление в системе подготовки и повышения квалификации практических психологов, организаторов воспитательной работы с детьми и подростками, руководителей образовательных учреждений.

Перспективы дальнейших исследований связаны с комплексным изучением процесса развития самооценки на разных этапах онтогенеза личностиобобщением эмпирического материалаоценкой продуктивности используемых психологических методов диагностики и коррекции самооценки подростковотработкой алгоритмов и психотехнологий развития позитивной самооценки с выявлением индивидуального своеобразия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.-22 с.
  4. B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 225 с.
  5. B.C. Механизмы продуктивного становления Я-концепции руководителей. М.: Институт молодежи, 2000. — 26 с.
  6. B.C. Сущностная характеристика Я-концепции. М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001.-40 с.
  7. B.C. Модель Я-концепции руководителя. М.: МОСУ, РАГС, 2001.-52 с.
  8. B.C. Функции Я-концепции руководителя в управленческой деятельности. М.: РАГС, МОСУ, 2002. — 34 с.
  9. B.C., Василец М. В. Содержание и пути развития профессиональной Я концепции студентов-менеджеров. — М.: РУДН, МОСУ, 2003.- 124 с.
  10. А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 18 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. Вопросы детской психологии. Труды. М. — JL, Известия АПН РСФСР, 1948. — с. 105−115.
  12. .Г. О системе возрастной психологии//Вопросы психологии. 1957. № 5. С.156−169.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  14. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1984. 17 с.
  15. Т.А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки//Мир психологии. 1999. № 3(19). С. 147−155.
  16. Арестова О. Н, Шильштейн Е. С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структурных «Я» // Вестник МГУ.-сер. 14.-Психология. 1998. № 1. С. 8−18.
  17. П. Психология самопознания или как найти формулу жизни. М.: АСТ-ПРЕСС, СКД, 2001. — 303 с.
  18. В.Г. Социально-психологические особенности самооценки группы как коллектива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1985.-20 с.
  19. О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.-43 с.
  20. А.С. Между Я и Другим (социокультурное исследование) // Мир психологии. 2001. № 3. С. 16−27.
  21. A.M. Влияние самооценки и характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983.- 15 с.
  22. Л.А. Влияние педагогической оценки на формирование старших подростков в процессе нравственного воспитания: Дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 182 с.
  23. С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996. — 119 с.
  24. И.В. Интегративный подход к исследованиям Я-концепции личности в отечественной психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 26 с.
  25. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы философии. 1969. № 2. С.118−125.
  26. Н.А. Оценочная функция психики. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.-306 с.
  27. В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «Я» // Вопросы психологии. 1980. — № 5 — С.41−46.
  28. О.В. Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Минск, 2000. — 20 с.
  29. Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ-сер. 14-Психология. 1997. С. 25−31.
  30. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3(19). С.140−147.
  31. Е.П., Куликова И. В. Представления подростков о своем социальном будущем // Мир психологии. 2000. № 4 (24). С.135−147.
  32. О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. — 368 с.
  33. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  34. Н.И. «Мы» и «Я»: концепции общественного и индивидуального самосознания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Тбилиси, 1980.-22 с.
  35. В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2-х т. -СПб.: Алетейя, 1999. Т.2. — 283 с.
  36. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах. Т. 1. -М.: Педагогика, 1979. 304 с.
  37. Н.А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Калуга, 2000.-20 с.
  38. А.А. О психологическом понимании Я человека // Мир психологии. 2002. № 2. С. 12−17.
  39. А.А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения)//Мир психологии. 2000. № 1 (21). с. 89−108.
  40. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. 40 с.
  41. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 — 464 с.
  42. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии. 1979. № 4. С.23−34.
  43. Л.И. Проблемы формирования личности. -М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК». 1995. — 352 с.
  44. И.В., Золотарев С. В. Психофизиологическая диагностика и дифференциальная диагностика конституционально-типологического личностного континуума подростков. Ставрополь: СГМА, 1999. — 55 с.
  45. А.К., Штроо В. А. Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте // Мир психологии. 2002. № 2. С.106−110.
  46. М.Б. Я-концепция в системе профессионального мастерства актера. М.: ВТУ им. Б. В. Щукина, 2003. — 72 с.
  47. Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1998.-25с.
  48. JI.B. Исследование уровня притязаний. М.: МГУ, 1985. -102 с.
  49. JI.B., Данилова Е. Е. О различии в характеристиках уровня притязаний мужчин и женщин//Вестник МГУ. сер. 14. — Психология. 1987. № 2. С. 31−40.
  50. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в первой зрелости//Вестник МГУ. сер. 14. — Психология. 1990. № 2. С. 24−37.
  51. Л.В. Что такое самооценка?//Психологический журнал -1992. Т. 13. № 4. С. 99−100.
  52. Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Сообщение 1: Формальные параметры//Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 2. С. 40−50.
  53. Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта. Сообщение 2: Содержание//Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 34−47.
  54. Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: (Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний влияние на продуктивность деятельности): Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 413 с.
  55. Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М. 2000. 18 с.
  56. Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъективного отношения к труду: Дис.. канд. психол. наук. М., 1991.
  57. А.В. Я-концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя // Педагогика. 1995. № 5 С.24−33.
  58. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности//Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 17−27.
  59. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 392 с.
  60. B.JI. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1985.- 155 с.
  61. А.В. Формирование субъектных компонентов самопознания подростков как фактор профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Шадринск, 2003. 22 с.
  62. А.С. Содержание и организация профессионального самоопределения подростков воспитанников детского дома: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2000. -20 с.
  63. Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии: Дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1995.
  64. С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и её развитие//Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 35−44.
  65. Е.Е. Проблема человека: Самость и Я в психологии // Мир психологии. 2002. № 2. С.30−44.
  66. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 271 с.
  67. Е.В. Личностные механизмы становления социальной активности подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Киев, 1989.- 18 с.
  68. Е.В. Личностные механизмы становления социальной активности подростков. Киев, 1989. — 140 с.
  69. М.В. Взаимосвязь рефлексии и уровня принятия в решении мыслительных задач: Дис.. канд. психол. наук. М, 1989. — 184 с.
  70. Выготский JI. C Собрание сочинений: В шести т.: Т. 4. Детская психологи. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  71. Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: ИПП, Воронеж. МПО «МОДЭК», 1996. — 512 С.
  72. Н.Н. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1993. — 160 с.
  73. Л.И. Притязания подростков как фактор их взаимодействия в коллективе сверстников: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1989. -160 с.
  74. П.Р. Понимание младшими подростками своих учителей: Дис.. канд. психол. наук. Гродно, 1986. — 192 с.
  75. М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1996. — 59 с.
  76. Н.С., Дьяченко Е. В., Семенова С. Л. Практикум по общей психологии. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. — 224 с.
  77. Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков//Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 132- 135.
  78. В.В. Возрастная динамика формирования социогенных потребностей у городских и сельских подростков: Дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, Пятигорск, 1989. — 136 с.
  79. А.А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидности//Психологическая наука и образование. 2002. № 3. С. 89−103.
  80. В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей//Вопросы психологии. Труды. М.Л.: Известия АПН РСФСР, 1948. С. 3−26.
  81. Ф.Д. Я-второе Я. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 224 с.
  82. А.А. Образная сфера человека -М: ИП РАН, ВНИЦ традиционной народной медицины «ЭННОМ», 1992. 194 с.
  83. Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001.-26 с.
  84. С.В. Коррекционно-развивающая работа как средство формирования учебной мотивации младших подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 170 с.
  85. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 176 с.
  86. .К. Психологические особенности личности подростка при различных типах соотношения самооценки и оценки: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1999. — 175 с.
  87. И.А. К вопросу коммуникации с внутренним Я// Мир психологии. 2002 — № 2 — С.64−70.
  88. А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. 156 с.
  89. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. — 392 с.
  90. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. — 536 с.
  91. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 3. Акмелогические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2000. — 538 с.
  92. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала. М.: РАГС, 2001.-483 с.
  93. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 5. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. М.: РАГС, 2001. -541 с.
  94. А.А., Степнова JI.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: РАГС, 2003. — 297 с.
  95. А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАУ, 1993. — 158 с.
  96. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
  97. Л.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2 С. 3−17.9.
  98. М.Р. Взаимосвязь структуры Я-концепции ребенка испецифики внутрисемейных отношений: Автореф. дис. канд.психол. наук. М., 2003. -23 с.
  99. А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2000. — 21 с.
  100. Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки. Дис.. канд. психол. наук. М., 1997−233 с.
  101. О.В. Особенности настроения личности в юношеских группах: Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 1981. — 209 с.
  102. С.В. Особенности Я-концепции личности спортсменов (На материале детско-юношеского спорта): Автореф. дис.. канд. психол. наук.-СПб., 2003.- 16 с.
  103. Е.М. Влияние Я-концепции на формирование конгруэнтного имиджа личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2001. — 24 с.
  104. Е.А. Соответствие самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995.- 187 с.
  105. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки//Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5−14.
  106. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Мн., 199 399 с.
  107. Е.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 181 с.
  108. В.А. Психология отношения учащихся к деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1993. 30 с.
  109. Зуб А. Т. Модели и методы стратегического управления// Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2003. № 3. С. 107−126.
  110. А.В. Рефлексия как психологический механизм развития Я-концепции взрослого человека в обучении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Калуга, 2003. — 23 с.
  111. С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1998. -25 с.
  112. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я-концепция личности в отечественной психологии. Монография. М.: МГСА, Социум, 2000.- 155с.
  113. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Методики изучения Я-концепции личности. М.: МГСА, Социум, 2000 — 265 с.
  114. А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии -2002-№ 2-С. 17−30.
  115. Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  116. А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 2002.-225 с.
  117. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образа Я» у подростков.//Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53−62.
  118. М.Г. О чем мечтают сегодня американские подростки//Педагогика 1995. № 5. С. 97 — 101.
  119. А.В. Оптимизация развития управленческой Я-концепции руководителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. -20 с.
  120. .В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте: Автореф. дис. .д-ра. психол. наук. -М., 1999. -42 с.
  121. .В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. 2002. № 2. С. 117−127.
  122. JI.A. Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с левосторонней конституциональной латеральностью: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1997.
  123. Г. А. Влияние оценочных отношений на формирование действенности нравственного идеала подростков: Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1987. — 178 с.
  124. Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1989. 161 с.
  125. Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2000. -15 с.
  126. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка. //Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 130−133.
  127. JI.A. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: Дис.. канд. психол. наук. Саратов, 1991. — 175 с.
  128. Л.Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1986. 186 с.
  129. Е.А. Образ мира разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  130. М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М:. Педагогика. — 1994. — 176 с.
  131. Г. А. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка: Дис.. канд. психол. наук.-Л., 1979.- 196 с.
  132. А.Ю. Личное и профессиональное Я в практике психосоциального консультирования // Мир психологии. 2002. № 2. С.135−143.
  133. М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1978. — 25 с.
  134. Т.Н. Психологические особенности отношения подростков к организационно-общественной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 232 с.
  135. М.Е. Динамика представлений о себе участников совместной управленческой деятельности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1995.- 182с.
  136. В.А. О порождении субъекта речи и проблеме идентификации личностных структур Я в эстетическом опыте кинематографа // Мир психологии. 2002. № 2. С. 76−92.
  137. Т.К., Кондратьева С. В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности//Психологический журнал. -1991. Т. 12. № 3. С. 30−37.
  138. Кон. И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  139. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. т.2. № 3. С.25−38.
  140. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  141. С. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1998. — 64 с.
  142. Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 2002.43 с.
  143. Л.И. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1984. — 17 с.
  144. Р.Л. Социальная психология: личность и общение. -М.: РАГС, 2000.- 158 с.
  145. И.В. Развитие профессионального «Я» государственного служащего средствами информационных технологий: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 23 с.
  146. С.А. Проблема самовосприятия личности в отечественной психологии. -М.: МОСУ, 2003. 20 с.
  147. С.А. Я-концепция в зарубежной психологии. М.: МОСУ, 2003.- 18 с.
  148. Г. В. К проблеме содержания понятия «Я-усилия» // Журнал практического психолога 1998 — № 7 — С. 19−22.
  149. Г. В. Клинико-феноменологический анализ показателей развития «Я» взрослого человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Минск, 2000.-21 с.
  150. B.C. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности/ТВ опросы психологии. 1999. № 3. С. 18−27.
  151. М.П. Анализ изменений Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения основ гештальттерапии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 20 с.
  152. А.Н. Теоретические проблемы психического развития ребёнка//Советская педагогика. 1957. № 6. С.93−105.
  153. А.Н. Психология образа//Вестник МГУ сер. 14. Психология. 1979. № 2. С. 3−13.
  154. А.Н., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1968. 141 с.
  155. А.Н. Психология самооценки школьника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М.: 1974 — 35 с.
  156. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  157. Д.В. Диагностика отношений подростков к другим людям как показатель развития личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М.: 1990. — 16 с.
  158. П.В. Личностное изменение как «управляемая метаморфоза» // Мир психологии. 2002. № 2. С. 70−76.
  159. Н.М. Базисные стратегии совладания младших подростков. М.: МОСУ, РУДН, 2004. — 23 с.
  160. Н.М. Исследование восприятия социальной поддержки младшими подростками и их самоэффективности. М.: МОСУ, РУДН, 2004. — 22 с.
  161. Н.М. Развитие коммуникативных ресурсов младших подростков. М.: МОСУ, 2004. — 13 с.
  162. Н.М. Совладающее поведение младших подростков. М.: МАИ, МОСУ, 2004. — 88 с.
  163. Н.М. Теории развития личности в подростковом возрасте. -М.: МАИ, МОСУ, 2004. 12 с.
  164. Н.М. Эффективность программы изменения стратегий совладания у младших подростков. М.: МАИ, МОСУ, 2004. — 15 с.
  165. И.Н. Взаимосвязь потребностей в гуманистических знаниях у учащихся ПТУ с особенностями их личности: Дис.. канд. психол. наук. М.: 1989. — 201 с.
  166. Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2002. — 18 с.
  167. Максимова Н. Ю Диагностика и коррекция поведения трудных подростков//Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 93- 99.
  168. МарасановГ.И., Рототаева Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. М.: Когито-Центр, 2003. -172 с.
  169. Т.Д. Рефлексологические исследования детского развития//Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 117−125.
  170. И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  171. С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Дис.. канд. психол. наук. М.: 1988.- 196 с.
  172. А.А. О природе индивидуального сознания (В норме и патологии) Ереван: Армгосиздат, 1959. — 247 с.
  173. И.П. Комплексное исследование личности подростка в условиях социально-психологического кризиса: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2001. — 22 с.
  174. B.C. Психология индивидуальности. М.: Изд-во «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-448с
  175. .Г. Логика-симантический анализ концепции Л.С. Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций//Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 3−15.
  176. Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 436 с.
  177. Н.Ю. Профессиональная Я-концепция как фактор профессионализма сотрудников правоохранительных органов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2002. -24 с.
  178. С.И. Обретение Я и возникновение ранних форм социальности: Саратов: СГСЭУ, 2002. — 118 с.
  179. О.Н. Динамика самооценки в зрелом и позднем возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 16 с.
  180. О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2 (18). С. 133−141.
  181. О.Н. Описание индивидуального случая: особенности Я-концепции. М: ИЧП «Сенат», 1997. — 23 с.
  182. М. Я это Я, или КАК стать счастливым. — М.: Прогресс, изд-во агентства «Яхтсмен», 1994. — 192 с.
  183. Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Автореф. дис.. психол. наук.- Н. Новгород, 2003. 24 с.
  184. О.И. Психология самопознания личности. М.: Треугольник, 1993. — 96 с.
  185. К.В., Шильштейн Е. С. О ролевом компоненте Я-концепцин // Вестник МГУ сер. 14 — Психология. 2000. № 1. С.22−35.
  186. С.Ф. Акмеологические условия развития профессионального Я государственных служащих. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 24 с.
  187. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -456 с.
  188. Назьо Ж.-Д. Понятие кожи Я//Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 3. С.35−58.
  189. .Л. Воспитание дисциплинированности у младших подростков в досуговой деятельности (На материале работы тех. кружков): Дис.. канд. пед. наук. Л., 1988. — 188 с.
  190. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995.-360 с.
  191. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997.- 135 с.
  192. Ю.Г. О путях разрешения кризиса идентичности// Вестник МГУ. Серия 14. Психологи. 2003. № 4. С. 37−45.
  193. Д.Б. Об экспериментальном изучении структуры самосознания//Новые исследования в психологии. 1984. № 2 (31). С. 17−22.
  194. Д.В. «Я сам!»: Очерки становления и развития детского «Я». М., 1986. — 93 с.
  195. Д.В. Взросление «Я» М.: Знание, 1988, — 190 с.
  196. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека //Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5−19.
  197. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система (спецкурс). М.: Изд-во МГУ, 1991. — 108 с.
  198. СЛ. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2001. -20 с.
  199. С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1995.-220 с.
  200. А.Р. Когнитивные и эмоциональные компоненты в структуре образа Я у студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1984.- 16 с.
  201. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -254 с.
  202. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста.// Вопросы психологии. 1996. № 1. С.20−34.
  203. И.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1977. -141 с.
  204. A.M., Толстых М. Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990. 79 с.
  205. Психология подростка. Полное руководство/Под ред. А. А. Реана -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
  206. Психология современного подростка/Под. ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  207. Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова.- М.: МГСА, 2002. 230 с.
  208. Психология Я-концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова.- М.: МГСА, 2002.-271 с.
  209. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2002. — 278 с.
  210. JI. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков//Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. -С.153−158.
  211. Е.П. Педагогическая помощь подростку в преодолении морального конфликта: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 186 с.
  212. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
  213. Ю.А. Онтологический статус «Я»: принцип объективной ошибки в конструировании EGO: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Самара, 2003.-22 с.
  214. А.Ф. Особенности структуры Я-концепции наркозависимых, прошедших реабилитацию: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2003. — 19 с.
  215. Я. Просоциальная деятельности и понятие собственного «Я» // Вестник МГУ. сер. 14. — Психология. 1981. № 1. С. 14−22.
  216. Н.А., Березина А. В. Формирование у подростков способности вероятностного оценивания сверстников//Мир психологии. 2001. № 3. С. 112−115.
  217. М.В. Посторенние сценария жизни как механизм личностного развития юношества: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.- 19 с.
  218. А.В. Влияние визуальной самоподачи образа «Я» на конфликтность субъекта общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2002. 19 с.
  219. В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис.. канд. психол. наук. Ростов на Дону, 1997.-242 с.
  220. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 191 с.
  221. С.JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  222. Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. -24с.
  223. П.В. Особенности этнического самосознания и «образа Я» старшеклассников из русско-еврейских семей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2002. -21 с.
  224. О.П. Становление чувства совести у подростка: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1972. — 262 с.
  225. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста//Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 107−116.
  226. Е.М. Проектирование и реализация системы формирования профессионально важных качеств студентов колледжей на основе «Я-концепции»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Тольятти, 2000. 26 с.
  227. Э.В. Я как феномен социальной эволюции// Мир психологии. 2002. № 2. С. 3−11.
  228. Т.И. Профессиональное становление Я-концепции руководителя системы образования: Автореф. дис.. канд. психол. наук. 20 с.
  229. Самопознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский Самара: Издательский Дом «БАХРАХМ», 2000. — 656 с.
  230. А.И. Развитие творческого потенциала школьников в образовательном процессе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Оренбург, 2002. 40 с.
  231. Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998.- 166 с.
  232. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмов её сохранения в подростковом и юношеском возрасте//Вопросы психологии. 1982. № 1.С. 69−75.
  233. JI.A. Формирование осознанных представлений о правах и обязанностях у подростков в процессе внеклассной работы: Дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1986. — 145 с.
  234. М.Ф. Акмеологические основы саморегуляции психологической устойчивости кадров военного управления: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1999. — 510 с.
  235. Ю.А. Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания темпераментно-обусловленных особенностей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001. — 23 с.
  236. М.Г. Реализация творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. -234 с.
  237. М.Г. Реализация творческого Я в познавательной деятельности учащихся лицея: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1999.-24 с.
  238. С.В. Формирование Я-концепции у подростков страдающих эпилепсией: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2001.- 18 с.
  239. В.М. Понятие развития и законы диалектики//Вопросы философии. 1968. № 2. С. 103−109.
  240. К.А. Условия формирования образа «Я» и представления о сверстнике у подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. — 24 с.
  241. В.JI. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса): Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -СПб., 2001.-40 с.
  242. Т.О. Условия и факторы продуктивной саморегуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел. М.: -МГСА, 2002. 25 с.
  243. Т.О. Оптимизация саморегуляции психических состояний сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 2003.-23 с.
  244. А.Н. Я эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии. 2002. № 2. С. 44−53.
  245. С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
  246. Т.В. Процесс социально-психологической адаптации подростков в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико-математических школ): Дис.. канд. психол. наук. -М., 1978.
  247. А.В. Особенности процесса персонального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
  248. А. Психолого-педагогические основы самовоспитания учащихся старших классов. М.: Социум, 2002. — 176 с.
  249. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 213 с.
  250. А.Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1973.
  251. А.Г. Сознание и самосознание М.: Политиздат, 1972. -303 с.
  252. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -286 с.
  253. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1985. — 530 с.
  254. Н.Д. Я в контексте психологии успеха// Мир психологии. 2002. № 2. С. 53−60.
  255. О.В. Пути и условия формирования культуры использования свободного времени подростков: Дис.. канд. пед. наук. Орел, 1992.-201 с.
  256. С.А. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно центрированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология. 1993. Т. I. № I. С. 7−18.
  257. М.М. Самооценка в структуре Я-концепции младшего школьника. М.: МОСУ, 2002. — 46 с.
  258. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей//Вопросы психологии. 1984. № 3. С.79- 86.
  259. А.В., Трубенская О. Н. Матрица жизни самопознания. -СПб.: Питер- Питер Бук, 2001.- 152 с.
  260. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- СПб., 2001.- 19 с.
  261. О.В. Динамика становления субъекта самооценивания: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ленинград, 1991, — 16 с.
  262. А.Ш., Степанович Д. А. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки//Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 128−133.
  263. А.А. Психологические особенности подростковой мечты как показатель личностного развития: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1993.-205 с.
  264. О.Б. Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста на занятиях английским языком: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2000. 199 с.
  265. Л.Г. Динамика образа «Я» и мотивации в процессе занятий таэквон-до: Дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 144 с.
  266. И.Л. Влияние «образа Я» на особенности профессионального самоопределения старшеклассника: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1990, — 15 с.
  267. Г. Г. Влияние самооценки на формирование общественно активной позиции старшего подростка: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1981.- 184 с.
  268. Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Дис.. канд. психол. наук. М., 1984. — 198 с.
  269. М.В. Развитие Я-концепции специалистов таможенной службы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2002. 24 с.
  270. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности, а онтогенезе/УВопросы психологии. 1985. № 6. С. 26−37.
  271. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.
  272. Фельдштейн Д. И Психология развивающейся личности. М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
  273. А.В. Психология изучения «человеческого фактора в управлении//Психологический журнал. 1984. № 1. С. 35−44.
  274. JI.M. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. -480 с.
  275. О.Д. Гражданственность как компонент «Я-концепции» государственного служащего: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2003. — 26 с.
  276. В.В. Психологические факторы успешной самопрезентации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб, 2001. -18 с.
  277. И.Н. Психолого-педагогическое исследования самооценки как составляющей Я-концепции младших школьников с высоким уровнем интеллектуального развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Самара, 2001.-23 с.
  278. А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки -мужчины и женщины // Мир психологии. 2002. № 2 С. 110−117.
  279. А. С. Лунев Ю.А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах) // Мир психологии. 2002. № 2 С. 92−106.
  280. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 19 977.- 144 с.
  281. Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я»//Психологический журнал. 1999. т.20 № 5. С. 45−50.
  282. И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. -349 с.
  283. И.Е. Развитие Я-концепции личности будущего госслужащего на этапе допрофессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 24 с.
  284. Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 69−78.
  285. Шипицына J1.M., Иванов Е. С., Стеценко Н. В. Мотивы суицидального поведения у подростков/УРоссийский психиатрический журнал. 2000. № 5. С. 40−44.
  286. X., Петерман X. О структурном анализе Я-концепции // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л., 1987. С. 141−145.
  287. Р.И. Аффект неадекватности в структуре личности подростка: Дис.. канд. психол. наук. М., 1976. — 137 с.
  288. .Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития//Вопросы психологии. 1992. № 3−4. С. 7−13.
  289. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  290. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: ИПП, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 — 416 с.
  291. Энциклопедия практического самопознания/Сост. А. Н. Красило. -М.:МПА, 1994.-352 с.
  292. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996 — 592 с.
  293. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, Универс., 1994.-336 с.
  294. О.В. особенности гуманистических черт характера у подростков: Дис.. канд. психол. наук. М., 1990. — 211 с.
  295. М.Г. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков: Дис.. д-ра пед. наук. -Киров, 1991.-400 с.
  296. М.Г. Предметная деятельность как основа системы психологии//Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 169−172.
  297. Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. 1999. № 6. с. 54−59.
Заполнить форму текущей работой