Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Креативность. 
Психология детской одаренности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует специфическая для каждого этапа развития возрастная чувствительность, особая отзывчивость на окружающее, которая проявляется в избирательности внимания, в своеобразии мышления и проявлениях чувств. У детей с годами не только возрастают умственные возможности, но и происходит ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых. Каждую возрастную ступень отличает своеобразие… Читать ещё >

Креативность. Психология детской одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Творчество, если его условно рассматривать с точки зрения осуществления какой-либо деятельности (научной, художественной, практической), детерминировано ее особенностями, но при этом креативность, как черта личности, универсальна и от деятельности напрямую не зависима.

При тестовой оценке креативности обычно учитываются четыре параметра:

  • — продуктивность или «беглость» мышления;
  • — оригинальность мышления;
  • — гибкость мышления;
  • — «разработанность» (способность разрабатывать идею).

Несмотря на то, что выделенные параметры креативности дискуссионны, а попытки ее выявления с помощью стандартизированных тестов подвергаются жесткой критике, нельзя не отметить, что указанные критерии вполне способны служить общими ориентирами и при диагностике, и при решении задач развития.

Общие и/или специальные способности (интеллект) выше среднего уровня

Для успешного выполнения любой деятельности требуется комплекс специфических свойств. Не каждый человек может стать выдающимся спортсменом, пианистом, математиком или политиком. Необходимо то, что мы здесь именуем «способностями выше среднего уровня». Если общие способности (интеллект и др.) ниже или выше тех, что требуются для успешного выполнения данной деятельности, то человек будет в этой деятельности неуспешен. Если же уровень их развития оптимален, то мы вправе рассчитывать на успешность индивида.

Большая часть способностей, как уже отмечалось, имеет универсальный характер, но есть и исключительные, специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной, конкретной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и способностей для успешной игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и др. Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств не обойтись. Конечно, недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов. Например, многие известные музыканты не имели так называемого идеального слуха. Но этот недостаток компенсировался более высоким уровнем развития чувства ритма или других способностей (Б.М. Теплов и др.); многие известные живописцы уступали по уровню цветоразличения известным колористам, но это не помешало им стать знаменитыми художниками.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что положение о константности одаренности, разделявшееся большинством ученых первой половины XX века, в настоящее время дополнено представлением о том, что она имеет определенную пластичность и является динамической характеристикой личности.

Структура и генеральные проявления одаренности производны от процессов формирования и специфических особенностей становления личности.

Сточки зрения решения прикладных педагогических и психологических задач наиболее продуктивны многофакторные модели одаренности. Практике нужны не столько строго выверенные схемы, сколько максимально подробно описанные структурные элементы, характеризующие как можно больше граней рассматриваемого психического явления.

Одаренность следует рассматривать сквозь призму возрастного развития. Формирование и обогащение психики ребенка идет в таком темпе и с такой интенсивностью, которые будут уже недоступны в более зрелые годы. Это позволяет утверждать, что дети «одареннее» взрослых.

Высокий динамизм умственного развития у всех детей даже при относительно одинаковых условиях приводит к разным результатам. Поэтому на практике мы сталкиваемся с весьма существенными различиями в уровнях умственного развития, что позволяет говорить о факте существования одаренных детей.

Одаренность детей, подростков и юношей находится в стадии активного формирования. Признание этого очевидного факта большинством специалистов приводит их к пониманию возрастного развития как процесса обогащения и роста умственных сил. Такое понимание является по меньшей мере недостаточным. Каждый из периодов детства отличают свои особые умственные достоинства, а переход от одного возраста к другому связан не только с приобретениями, но и с потерями.

Существует специфическая для каждого этапа развития возрастная чувствительность, особая отзывчивость на окружающее, которая проявляется в избирательности внимания, в своеобразии мышления и проявлениях чувств. У детей с годами не только возрастают умственные возможности, но и происходит ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых. Каждую возрастную ступень отличает своеобразие интеллекта — умственные черты, не свойственные ни предыдущим, ни последующим возрастам.

Одаренность следует рассматривать как взаимодействие между тремя основными группами качеств: мотивация, общие и/или специальные способности и креативность. Одаренный человек способен к развитию этой системы качеств и приложению ее к любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание этих факторов, каждый из которых изменяется, приобретает принципиально иной характер в зависимости от наличия и степени развития других.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой