Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти
Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания, тормоятся, напоминает факты, описанные в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским, изучавшими явление запредельного торможения. Однако толкование фактов Фрейдом отличается настолько субъективным характером, что его система часто теряет свое научное значение. Положение о том, что положительное запоминается, а отрицательное… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика памяти
- 1. 1. Память как психический процесс
- 1. 2. Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти
- Глава 2. Экспериментальные исследования особенностей памяти
- 2. 1. Методы исследования индивидуальных особенностей памяти
- 2. 2. Анализ результатов исследования
- Заключение
- Список литературы
Память один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. «Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком» (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир., А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.
Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.
Если верно, что одарённость и память идут параллельно, то всегда ли это закономерность. Так как зачастую факты свидетельствуют, что хорошая память не всегда является показателем хорошего интеллекта. История сохранила сведения, показывающие нам, что далеко не всегда орошая память гарантирует человеку хороший интеллект. Описывая сведения об одном порсинанце, который мог запомнить и повторить в прямом и обратном порядке 36 тысяч слов. Увы, этим его таланты и ограничивались. Некий англичанин умудрился в уме перемножить пяти восьмизначные числа, давая правильный ответ, но, не обладая при этом хорошей памятью. А французский психолог Т. Рибо1 даже описал слабоумного мальчика, способного легко запоминать ряды чисел. В этих случаях одарённость и память идут не параллельно, и всё же одна одарённость без памяти является по образному выражению, полководцем без войска, или живописцем без красок. Такие индивидуальные особенности памяти встречаются очень часто, но как они связаны со способностями человека и всегда ли хорошая память и высокий уровень интеллектуальных способностей идут параллельно.
Глава 1. Общая характеристика памяти
1.1. Память как психический процесс
Память это психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Память, в той или иной степени, имеется у всех живых организмов, но память человека стоит на много порядков выше. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая.
Генетическая память память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Возможно, в ней записаны архетипы, открытые К. Г. Юнгом.
Механическая это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие «механическая память» означает память, которая основана на повторении, без осмысливания совершаемых действий и запоминаемого материала.
Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, мышление, различные средства запоминания (записи, тексты и т. д.). Человек выходит далеко за рамки органических возможностей в использовании памяти.
Принято считать, что физиологической основой памяти являются так называемые последовательные временные связи, которые возникают в коре полушарий головного мозга, по принципу образования условных рефлексов.
Как было сказано выше, память — это психический процесс, обеспечивающий, накопление (запоминание), сохранение и воспроизведение индивидом своего опыта. Другое определение, говорит, что память это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному определению, но подчеркнем, что это совокупность процессов, которые обеспечивают познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Вместе с тем память развернута в будущее. Вся сохраняемая информация содержит в себе ожидание возможности повторения ее содержания в последующем опыте субъекта.
Еще один важный факт: память хранит очень разные элементы нашего опыта: перцептивный опыт, интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться хуже чем образная или интеллектуальная память о конкретных событиях.
К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем (рис. 51). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.
Объем способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти — 7 различных элементов (единиц) информации.
Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.
Точность проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.
Длительность определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.
Готовность к воспроизведению способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.
Индивидуальные особенности памяти. Следует отметить, что, когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить их «по полочкам» и вывести единый шаблон. То же относится и к памяти, ведь, несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами и нейрофизиологами, механизмы памяти все еще мало изучены.
Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например: в различной скорости запоминания;
в прочности сохранения;
в легкости воспроизведения, точности и объеме запоминания. Например: некоторые люди хорошо запоминают материал, но потом плохо его воспроизводят. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной или отличаться по своей модальности, т. е. в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая или двигательная память. Одному человеку, чтобы запомнить, нужно прочитать материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными.
Встречается такое феноменальное индивидуальное свойство, как эйдетическая память. Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, особенно у детей, но в последствии исчезает у взрослых из-за его недостаточного упражнения. Тем не менее этот вид памяти может быть чрезвычайно развит у некоторых людей (чаще всего у художников, музыкантов, там, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще всего используются.
Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности, как
Интересы и склонности личности (то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда);
Отношение личности к той или иной деятельности;
Эмоциональное состояние (доказано, что существует связь между модальностью переживания и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек всегда стремится забывать неприятное, а воспоминания о страшных трагедиях с течением времени утрачивают остроту);
Физическое состояние;
Волевое усилие.
Существуют разные классификации видов человеческой памяти: по участию воли в процессе запоминания;
по психической активности, которая преобладает в деятельности;
по продолжительности сохранения информации;
по свойству материала и способа запоминания.
По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий.
Произвольная память подразумевает случаи, когда ставится цель запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое для него значение.
По характеру психической деятельности
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и вербально-логическую.
В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.
Двигательная память запоминание, сохранение и воспроизведение простых и сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все мануальные движения человека вязаны с этим видом памяти.
Эта память проявляется у человека раньше всего и крайне необходима для нормального развития ребенка.
Эмоциональная память память на эмоции и чувства. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события запоминаются лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, и начинает проявлять себя примерно с 6 месяцев.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и отношений между ними. Данная память начинает проявляться в возрасте двух лет и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.
Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память память на соответствующие образы.
Вербально-логическая память память на слова, мысли и логические отношения. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи и только после этого запомнить материал. Людям с развитой вербально-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позж других. П. П. Блонский называл ее «память-рассказ». Она появляется у ребенка уже в 3 — 4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.
По продолжительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную, оперативную и долговременную память.
Список литературы
- Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. — М., 1964.
- Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974.
- Джеймс У. Психология. М., 1991.
- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — М., 1981.
- Ильина М.К. Психология памяти. Новосибирск, 2000.
- Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Издательство московского университета, 1968. 88 с.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: Издательство московского университета, 1976. 253 с.
- Немов Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1995.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1997.
- Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского — М.: «Просвещение», 1970.- 432с.
- Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
- Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002. 816 с.
- Психология. / Под редакцией А. А. Крылова. М.: «Проспект», 2000. 584с.
- Психология. Словарь, — М., 1990.
- Психологический словарь под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г., М., Педагогика-Пресс, 1997.
- Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 — 312 с.
- Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. Харьков, 1985.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., Логос, 1996
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002.
- Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. 447 с. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М., Логос, 2002.