Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ подходов к рассмотрению взаимосвязей между социальными способностями и системой отношений личности показал, что центральным предметом изучения выступает такая способность личности как эмпатия и спектр позитивных — негативных отношений к другому (A.A. Бода-лев, 1975; А. К. Бохарт, 1993; Т. П. Гаврилова, 1979,1981; II.С. Курск, 1996, 1997; Д. Майерс, 1996; И. М. Юсупов, 1995… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально — психологический подход к построению теоретических моделей структуры отношений к другому субъектов затрудненного и незатрудненного общения
    • 1. 1. Понятие о субъекте общения и его типах
    • 1. 2. Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного и незатрудненного общения
    • 1. 3. Теоретические модели структуры отношений к другому субъектов затрудненного и незат рудненного общения
  • Глава 2. Теоретический анализ взаимосвязи эмлатии, отношений и феноменов затрудненного — незатрудненного общения
    • 2. 1. Виды и структура эмпатии как свойства личности
    • 2. 2. Функциональный анализ взаимосвязи эмпатии и отношений субъекта общения
  • Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия
    • 3. 1. Гипотезы, задачи, методы и объект исследования
    • 3. 2. Эмпирический анализ теоретических моделей структуры отношений к другому субъектов затрудненного и незатрудненного общения
      • 3. 2. 1. Анализ связей между видами отношений к другому у субъектов общения
      • 3. 2. 2. Анализ распределения участников исследования в соот ветствии с типом структуры отношений к другому
      • 3. 2. 3. Анализ социально — психологического стачуса в группе субъектов затрудненного и незатрудненного общения
    • 3. 3. Сравнительный анализ параметров эмоциональной, ^ когнитивной и поведенческой составляющих эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения
    • 3. 4. Сравнительный анализ особенностей проявления интегральных характеристик эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненног о взаимодействия

Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Подход к изучению эмпатии субъекта затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия является отражением современных тенденций социальной психологии, стремящейся изучать личность в конкретных ситуациях ее жизнедеятельности, сопровождающихся отказами, ограничениями, оскорблениями, обвинениями и другими способами фрустрации ее социальных потребностей.

В зарубежной и отечественной социальной психологии накопились сведения, экспериментальные факты о существовании свойств и характеристик личности, которые являются внутренними, субъективными условиями, приводящими к объективным затруднениям в общении (A.A. Бодал ев, 1982; В. Н. Куницына, 1995; Л. А. Петровская, 1989; Э. Фромм, 1991; К. Хории, 1993; N. Coupland et al., 1992; N.M. Henley et al., 1992 и др.). Несмотря па это, до сих нор остается актуальной проблема определения устойчивых, стабильных параметров личности, придающих ей статус субъекта затрудненного и незатрудненного общения, а также проблема, связанная с изучением этих параметров личности в ситуациях затрудненного взаимодействия.

Выводы и результаты фундаментальных работ, в которых изучались роль и функции разнообразных характеристик субъекта общения в формировании способов его взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, 1985; Я. И. Анциферова, 1994; Ь. Г. Ананьев, 1980; Г. М. Андреева, 1997; A.B. Брушлип-ский, 1994; В В. Знаков, 1994; В. Ф. Мерлин, 1970; СЛ. Рубинштейн, 1989; Б. Ф. Ломов, 1984; В. Н. Мясищев, 1995; В. Н. Панферов, 1987; В. А. Петровский, 1996 и др.), в возникновении ситуаций затрудненного общения (P.A. Абдурахманов, 1994;'Г.А. Аржакаева, 1995; A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев, 1992; H.H. Ермаков, Е. В. Кузнецова, 1998; В. Н. Куницына, 1995; В. А. Лабу некая.

1990, 1997; Б. Д. Парыгин, 1971, 1974; Л. А. Петровская 1989, 1996; Н. В. Цуканова, 1985; H.H. Шкуратова, 1994 и др.) указывают на то, что в качестве факторов, определяющих развитие, изменение сшуации затрудненного взаимодействия выступают система отношений как базовая характеристика субъекта общения и уровень развития социальных способностей личности.

Эмпирические факты указывают на прямолинейную связь между уровнем развития социальных способностей и сформировавшейся системой отношений, модальность, направленность которой обусловливают преобразовательную активность личности и придают ей статус либо субъекта затрудненного, либо незатрудненного общения.

Теоретический анализ подходов к рассмотрению взаимосвязей между социальными способностями и системой отношений личности показал, что центральным предметом изучения выступает такая способность личности как эмпатия и спектр позитивных — негативных отношений к другому (A.A. Бода-лев, 1975; А. К. Бохарт, 1993; Т. П. Гаврилова, 1979,1981; II.С. Курск, 1996, 1997; Д. Майерс, 1996; И. М. Юсупов, 1995; G. Barrett-Lennard, 1993; S.R. Deitz et al, 1982; N. Eisenberg, 1988; D.A. Houston, 1990; D. Lisak et al 1995; M.V. Redmond, 1989; D. Richardson, 1993 и др.). Низкое развитие эмпатии и невысокая частота случаев эмпатического реагирования обусловлены как собственными негативно окрашенными отношениями в адрес окружающих (враждебность, недоверие, подозрительность, ненависть, агрессивность, доминирование и т. д.), гак и таковыми со стороны значимых других. Отношения, включающие симпатию, доверие, принятие, эмоциональную близость, поддержку, уважение к другому и т. д., выступают определяющим фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии.

При всем многообразии подходов к трактовке эмпатии, она имеет весьма противоречивый статус в социальной психологии, что мешает определению ее функций и изучению особенностей проявления в ситуациях затрудпенного взаимодействия. Сравнение отечественных и зарубежных работ, в которых сделаны попытки определения эмпатии, приводит к выводу о том, что ведущим подходом к пониманию эмпатии должен стать интегративпый подход. Исходя из него, эмпатия — это социально-психологическое, личностное свойство, состоящее из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого- 2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия- 3) способности выбирать адекватный эмпатиче-ский ответ (вербального и невербального типа) на переживания другого человека, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого. Показателями проявления эмпатии в ситуациях взаимодействия являются степень инверсии — точности, ситуативности — устойчивости, безграничностиограниченности эмпатии.

Таким образом, анализ подходов к трактовке взаимосвязей между системой отношений и эмпатией личности свидетельствует, что система отношений к другому определяет особенности проявления эмпатии к нему, следовательно субъекты затрудненного и незатрудненного общения, отличающиеся струю-урой отношений к другому, должны демонстрировать различные характеристики эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов эмпатии в ситуации затрудненного взаимодействия.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить различия в характеристиках эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения и особенности их проявления в ситуациях затрудненного взаи м одей ств ия.

Предмет исследования: особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия.

Гипотезы исследования:

1. Отношения к другому, располагающиеся на осях-измерениях «дистанция», «позиция», «валентность» и имеющие различные знак и интенсивность выраженности, образуют устойчивую структуру, определяющую личность в качестве субъекта затрудненного и незатрудненного общения.

2. Субъекты общения в соответствии со структурой их отношений к другому имеют в группе статус субъекта затрудненного и незатрудненного общения.

3. Субъекты затрудненного и незатрудненного общения отличаются уровнем развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов эмпатии, степенью соответствия-несоответствия знака переживаний эмоциональным состояниям партнера, степенью инверсии-точности распознания эмоциональных состояний партнера и степенью адекватности выбора вербальных и невербальных реакций на чувства партнера.

4. В ситуации затрудненного взаимодействия интегральные характеристики эмпатии (точность — инверсия, устойчивость — ситуативность, безграничность — ограниченность) проявляются в соответствии со структурой отношений к другому субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

Задачи исследования.

Теоретические задачи:

1. Осуществить теоретический анализ социально-психологических критериев описания субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

2. Разработать теоретические модели структуры отношений субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

3. Осуществить теоретический анализ подходов к определению феномена эмпатии, ее структуры и функций.

М етодические зада ч и:

4. Подобрать, апробировать и модифицировать методики, направленные на изучение отношений различной модальности и параметров, характеристик эмпатии.

Эмпирические задачи.

5. Осуществить эмпирический анализ теоретической модели структуры отношений субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

6. Описать отношения, образующие различные тины структур, в соответствии с осями — измерениями («дистанция», «позиция», «валентность») и установить различия между ними по параметрам знака и интенсивности выражения.

7. Определить социально — психологический статус в группе субъектов затрудненного и незатрудненного общения, отличающихся типом структуры отношений.

8. Осуществить эмпирический анализ параметров эмпатии у субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

9. Сравнить показатели уровня развития эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

К). Установить соответствие между интегральными характеристиками эмпатии (точность — инверсия, устойчивость — ситуативпость, безг раничность — ограниченность) в си туациях затрудненного взаимодействия и показателями уровня развития когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились концепция субъекта деятельности и общения, положение об отношениях к другому как целостностном, устойчивом личностном образовании (К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, СЛ. Рубипштейн, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.) — представление о динамичности — устойчивости факторов затрудненного общения, об их объективно-субъективной природе (A.A. Бодалев, В. Н. Куницына, В. А. Лабупская, Л.А. Петровская) — положение об определяющей роли личности в конструировании социальных ситуаций развития (К.А. Абульхапова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, СЛ. Рубинштейн и др.).

Методы исследования. Для изучения структуры отношений участников исследования как субъектов затрудненного и незатрудненного общения были использованы: 1) «Шкала принятия других» (W.F. Fei) — 2) «Шкала враждебности» (W.W. Cook, D.M. Medley) — 3) «Шкала доброжелательности» (D. Campbell) — 4) «Шкала доверия» (М. Rosenberg) — 5) «Шкала манипулятивного отношения» (Т. Bant) — 6) опросник межличностных отношений В. Шутца, адаптированный A.A. Руковишниковым. Для изучения характеристик эмпа-тии использовались: 1) «Шкала эмоционального отклика'1 (A. Mehrabian, N. Epstein) — 2) «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В. А. Лабунской. Для изучения особенностей эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия были сконструированы серии заданий, имитирующие ситуации затрудненного взаимодействия («отказ», «обвинение», «ограничение», «оскорбление»). Для определения социально-психологического статуса в группе субъектов затрудненного и незатрудненного общения был разработан вариант социометрической процедуры.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании ряда методов математической статистики: методов MANOVA (многофакторного дисперсионного анализа Фридмана), процедуры квартелирования, частотный анализ и факторный анализ, но методу главных компонент. Использовалась компьютерная программа анализа данных «Statgraphics Plus» .

Объект исследования.

В исследовании приняли участие 284 человека, из них 144 женщины и 140 мужчин в возрасте от 18 до 25 лет, студенты РГПУ, 13 учебных групп.

Положения, выносимые на «шину:

1. Структура отношений субъекта затрудненного общения является маскулинной, но своему содержанию. Ее ядром выступают отношения манипулирования, подозрительности, враждебности. Структура отношений субъекта незатрудненного общения имеет фемининный вариант, ядром которого являются отношения подчинения, стремления к эмоциональной близости, принятия, и андрогинный вариант, ядро которого состоит из отношений доминирования и заинтересованности, подозрительности и доброжелательности.

2. Социально — психологический статус субъекта затрудненного общения в группе имеют как мужчины, так и женщины, если их структура, отношений к другому принадлежит к маскулинному варианту и включает манипулирование, доминирование, недоверие, враждебность, агрессивность, подозрительность, а также мужчины, если их структура отношений к другому соответствует фемининному варианту и включает подчинение, доверие, эмоциональную близость, доброжелательность.

3. Статус субъекта незатрудненного общения в группе получают женщины с фемининным вариантом структуры отношений к другому и мужчины, если они имеют андрогинный вариант структуры отношений к другому, в котором преобладают отношения доминирования, заинтересованности, подо-з р ите л ь 11 ости, д о б рожел ател ь н ости.

4. Эмиатия субъектов затрудненного и незатрудненного общения отличается качественными и количественными показателями се развития, проявляющимися в соотношении следующих параметров: степень соответствия-несоответствия знака переживаний эмоциональным состояниям партнера, степень инверсии-точности распознания эмоциональных состояний партнера и степень адекватности выбора вербальных и невербальных реакций на чувства партнера.

7. Проявление интегральных характеристик эмпатии (точность — инверсия, устойчивость — ситуативность, безграничность — ограниченность) в ситуациях затрудненного взаимодействия обусловлено сочетанием маскулинного, фемининного и андрогинного вариантов структуры отношений к другому субъектов затрудненного и незатрудненного общения и таких ситуативных переменных, как задача (направление регуляции общения), модальность ситуации («отказ», «ограничение», «обвинение», «оскорбление»), пол партнера по общению.

Научная новизна:

1. Впервые предложены теоретические модели струкпуры отношений субъектов затрудненного и незатрудненного общения, включающие отношения к другому, расположенные на осях-измерениях «дистанция», «позиция», «валентность», и разработан методический инструментарий для их эмпирического изучения и проверки.

2. Выделены маскулинный, фемининный и андрогинный варианты структуры отношений субъектов затрудненного и незатрудненного общения и описаны различия между ними.

3. Выявлены особенности социально-психологического статуса в группе субъектов затрудненного и незатрудненного общения в зависимости от тендерного фактора.

4. Описаны особенности уровня развития эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения и выделены параметры эмпатии, по которым различаются субъекты затрудненного и незатрудненного общения.

5. Определены различия в проявлении интегральных характеристик эм-патии в ситуациях затрудненного взаимодействия, обусловленные соотношением маскулинного, фемининного и андрогинлого вариантов структуры отношений к другому субъектов затрудненного и незатрудненного общения и таких ситуативных переменных как задача (направление рег уляции общения), модальность ситуации («отказ», «ограничение», «обвинение», «оскорбление»), пол партнера по общению.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Проведенное исследование расширяет и углубляет существующие представления о субъекте общения, о формах и характере проявления его преобразовательной активности, отражающихся в отношениях к другим как устойчивом, стабильном личностном образовании.

Данные о тендерных различиях в структуре отношений субъектов общения позволяют составить более глубокое и дифференцированное представление о субъектах затрудненного и незатрудненного общения.

Выявленные различия между субъектами затрудненного и незатрудненного общения в соотношении эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих эмпатии детализируют представление о взаимообусловленности развития отношений и эмпатии и подтверждают известное теоретическое положение о взаимосвязи отношения, эмоционального состояния, образа и обращения.

Данные о различиях между субъектами затрудненного и незатрудненного общения в проявлении интегральных характеристик эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия позволяют прогнозировать появление затруднений в общении, а также выбор способа их регуляции в зависимости от тендерного статуса структуры отношений, уровня развития компонентов эмпатии и таких ситуационных факторов, как модальность ситуации, пол партнера и направление регуляции общения. Эти данные также указывают на определяющую роль устойчивых личностных образований в конструировании социальных ситуаций развития.

Результаты исследования могут быть использованы в целях анализа причин конфликтного, затрудненного общения во многих сферах жизнедеятельности человека, для прогнозирования его поведения в ситуациях затрудненного общения. На основе полученных данных возможна разработка специальных программ социально — психологического тренинга, направленного на актуализацию и качественное изменение отношений к другому. Полученные данные могут быть использованы специалистами, занимающимися неврачебной психотерапией, ориентированной на коррекцию семейных отношений, взаимоотношений в деловой и межличностной сферах.

В настоящее время результаты исследования используются при чтении учебного курса «Социальная психология» и спецкурса «Психология общения» на факультете психологии Ростовского госуниверситета (РГУ) — при чтении учебных курсов «Основы психодиагностики» и «Диагностика личности менеджера» на факультете практической психологии Южно-Российского гуманитарного институтав консультативной практике преподавателей Высшей школы и средних учебных заведений на ИППК при РГУ.

Апробация работы: Материалы диссертации были представлены на XXV и XXVI сессиях Недели пауки РГУ (1997, 1998), на П Дортмундском симпозиуме по педагогической и организационной психологии (Дортмунд, 1996), на 11 Всероссийской конференции РПО «Методы психологии» (Ростов-на-Дону, 1997), на И Международной конференции «Серийные убийства и социальная агрессия» (Ростов-на-Дону, 1998), на заседаниях кафедры психофизиологии и психологии развития РГУ (1995;1998) и кафедры социальной психологии и психологии личности (1998).

Публикации: По теме диссертации опубликовано 6 работ.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы из 253 наименований, из них 60 на иностранных язьгках, и приложений. Объем основного текста диссертации составляет 180 страниц, содержит 1 рисунок и 192 таблицы, из них 180 в приложениях.

Выводы эмпирической части исследования проинтерпретированы в диссертации с позиций психологии затрудненного общения, с точки зрения интегративного подхода к эмпатии, на основе результатов работ, выполненпых в области социально — психологических тендерных исследований, с привлечением сведений из профессиональной психологии, а также с учетом концепции динамических процессов в группе. Привлечение сведений из различных областей психологии не только углубляет представление о субъекте затрудненного — незатрудненного общения и особенностях его эмпатии, но и позволяет расширить сферу применения полученных результатов на практике.

Прежде всего, результаты диссертационного исследования, дающие представление об особенностях системы отношений и характеристиках эмпатии, обуславливающих возникновение затруднений в ситуациях повседневного межличностного общения между людьми, могут быть использованы в психокоррекционной и консультативной сфере при анализе конкретных ситуаций жизнедеятельности человека, в которых часто возникают отказы, ограничения, оскорбления, обвинения.

Выявленные особенности регулирования ситуаций затрудненного общения мужчинами и женщинами, различия в выборе способов устранения возникших затруднений в зависимости от пола партнера важны для консультирования клиентов по проблемам семьи и брака, затрагивающим аспекты деструктивных отношений между членами семьи как индивидами разного пола. Данные о взаимосвязи системы отношений к другому и особенностей проявления эмпатии обращают внимание практикующих психологов на необходимость целенаправленного анализа и коррекции отношений личности, на создание условий, позволяющих порвать «порочный круг отношений» .

Во-вторых, результаты эмпирической части исследования могут служить основой для создания самостоятельной программы социально-психологического тренинга, направленного на актуализацию эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия. Например, такая программа может быть использована в рамках подготовки участников переговоров, в процессе которых часто возникают ситуации «отказа», «ограничения» и т. д., отсутствие возможности достижения поставленных целей без их изменения, необходимость идти на компромисс, требующие от человека быстрого принятия решения о выборе способа регуляции возникших затруднений. Полученные результаты также могут быть применены для построения отдельных тренинго-вых упражнений, например, для тренинга уверенности, тренинга наблюдательности или тренинга коммуникативной компетентности.

В-третьих, разработанный методический репертуар для изучения системы отношений к другому и особенностей эмпатии может быть применен для психологической диагностики личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения, а также для прогноза особенностей поведения личности в ситуациях затрудненного взаимодействия, отличающихся модальностью и полом партнера.

В-четвертых, данные исследования имеют значение для профессиональной подготовки, ориентации и консультации будущих и настоящих представителей профессии «человек-человек». Выявленные особенности модальности, силы выраженности отношений к другому и соотношения компонентов эмпатии представителей различных профессий могут быть использованы для развития профессионально значимых качеств.

В-пятых, данные о различиях в модальности и силе выраженности отношений к другому между субъектами затрудненного общения и фемининным, андрогинным вариантами субъекта незатрудненного общения, могут быть полезны для диагностики и объяснения динамических процессов в реальных фуппах: становление эмоциональных и деловых лидеров, появление отвергаемых членов группы и т. д.

В-шестых, выявленные закономерности проявления эмпатии могут быть полезны для развития профессиональной компетентности практикующих психологов и психотерапевтов, занимающихся проведением групповой и индивидуальной психотерапии, в которой часто возникают ситуации затрудненного взаимодействия, инициируемыми как клиентами, так и психологами.

В целом, результаты теоретического построения структуры отношений субъектов затрудненного и незатрудненного общения, эмпирические данные о взаимосвязи между типами структуры отношений и эмпатией личности определяют несколько перспектив дальнейшего исследования выбранной темы. Необходимо, на наш взгляд, изучая отношения субъектов затрудненного и незатрудненного общения, обратиться к рассмотрению его отношений к себе и к определению тех параметров, которые приводят к аутодеструкциям. Важным является изучение системы отношений субъектов затрудненного и незатрудненного общения с точки зрения уровня их осознания и включения в реальный процесс взаимодействия. В дальнейшем следует обратиться к поиску тех моделей ситуаций затрудненного — незатрудненного общения, которые имеют различное значение в соответствии со сферой жизнедеятельности субъекта общения, ввести такие ситуативные переменные как статус, роль, возраст, этническая принадлежность и т. д.

Заключение

.

Завершая теоретический и эмпирический анализ проблемы проявления эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия, необходимо отметить следующее.

Выполненное диссертационное исследование базируется на ряде теоретических выводов, сделанных на основе широкого круга работ, рассмотренных с точки зрения проблемы затрудненного общения и субъекта затрудненного и незатрудненного общения. Ряд положений легли в основу исследования особенностей эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия. Прежде всего это положения о том, что субъектом общения выступает индивид, который обладает свойством субъектности, выражающемся в особенностях его преобразовательной активности относительно личности партнера и процесса общения, соответствующей уровню развития его личностных свойств и способностей.

Базовыми критериями определения типов субъектов общения являются направленность, интенсивность, качество преобразовательной активности индивида, проявляющиеся в его социальных способностях и системе отношений к другому. Интегральной характеристикой системы отношений выступает «нормалыюсть» -" анормальность" преобразовательной активности субъекта общения, соотнесенная с такими явлениями, как разрушение — созидание, сотворение личности.

Субъектом затрудненного общения выступает индивид, преобразовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей, разрыв эмоционально — значимых связей,^ерздание внутриличностгга-го когнитивно-эмоционального напряжения. Для него является характерным искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении обесценивания себя и другого (деперсонализация, деиндивидуализация), демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии. Последствиями преобразовательной активности субъекта затрудненного общения выступают трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата.

Субъектом незатрудненного общения выступает индивид, у которого высоко развиты социальные способности и позитивный спектр его личностных свойств, а соответствующая им преобразовательная активность направлена на удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально — значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно — эмоционального напряжения и на достижение взаимопонимания. Для него является характерным рефлексия по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другомудемонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Результатами преобразовательной активности субъекта незатрудненного общения выступают такие формы взаимодействия, как согласие, кооперация, сотрудничество, сопровождающиеся достижением целей и получением желаемого результата обоими партнерами.

Теоретическая модель структуры отношений субъекта затрудненного общения включает следующие отношения к другому: враждебностьнедовериеподозрительностьненависть, антипатия, негативизмнепринятиеагрессивностьотчужденность, отдаленность, дистантностьигнорирование, безразличие, равнодушие, невниманиедоминирование, подавление, власть, контроль.

Теоретическая модель структуры отношений субъекта незатрудненного общения включает следующие отношения к другому: симпатиядовериепринятие, терпимостьзаинтересованность, вниманиеэмоциональная близостьодобрениеуважениеподдержкаподчинение.

Модели структуры отношений субъекга затрудненного и незатрудненного общения являются гомогенными и идентичными, составляющие их отношения входят в одинаковые оси-измерения — «дистанция», «позиция», «валентность» и отличаются положительным или отрицательным знаком.

Эмпатия субъектов затрудненного и незатрудненного общения рассматривалась в данном диссертационном исследовании с позиций ингегра-тивного подхода, отражающего многогранность данного феномена и подчеркивающего наличие в нем эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Эмпатия понимается нами как социально-психологическое свойство, состоящее из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого, 2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия, 3) способности выбирать адекватный эмпатический ответ (вербального и невербального типа) на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого.

Существует ряд подходов к трактовке взаимосвязи между эмпатией как социально-психологическим свойством личности и системой отношений. В рамках первого подхода система отношений выступает как предпосылка развития и проявления эмпатии и, следовательно, ее функций в общении. Отношения, исключающие насилие и содержащие любовь, доверие, уважение к другому, выступают определяющим фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии. Низкое развитие эмпатии и невысокая частота случаев эмпатического реагирования обусловлены как собственными негативно окрашенными отношениями в адрес других, так и таковыми со стороны значимых других.

Другой подход к трактовке соотношения между отношениями и эмпа-тией заключается в рассмотрении эмпатии как специфического вида отношений. Эмпатия наделяется теми же функциями в общении, что и отношения: содействие в развитии личности другого и выбор форм взаимодействия и общения, способствующих преодолению дискомфортных и фрустрирующих ситуаций, в которых находится другой.

Третий подход уделяет больше внимания роли эмпатии как пускового механизма реализации отношений личности в процессе взаимодействия и общения с окружающими. Высокий уровень развития эмпатии вызывает заинтересованность и отзывчивость в адрес объекта эмпатии, а также формирует боязнь обидеть других. Низкий уровень развития эмпатии способствует проявлению отношений эгоцентризма, требовательности, неотзывчивости во взаимодействии с окружающими.

В четвертом направлении эмпатия наделяется защитными функциями: она регулирует дистанцию между участниками мелеличностного общения, увеличивая ее для защиты от слишком сильных переживаний и негативных отношений другого.

В рамках пятого подхода обсуждаются характеристики эмпатии, определяющие функцию сдерживания негативных отношений во взаимодействии.

В диссертации взаимосвязь между эмпатией и отношениями субъектов общения друг к другу трактуется как взаимосвязь между самостоятельными, автономными компонентами субъектности. Система отношений субъекта затрудненного и незатрудненного общения обусловливает особенности проявления в ситуациях общения и взаимодействия таких интегральных характеристик эмпатии, как: а) степень соответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатииб) уровень точности опознания эмоциональных состояний других по их выразительному поведениюв) степень ограниченности эмпатии модальностью, знаком эмоциональных состояний другого человекаг) соответствие уровней развития различных компонентов эмпатиид) степень адекватности выражения своих эмоциональных состояний в ответ на переживания и мысли другого.

Выбор ситуаций затрудненного взаимодействия для изучения особенностей проявления интегральных характеристик эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения определялся теоретическим положением о взаимосвязи «личность-ситуация». Рамки подхода «личность-в-сигуации» позволяют наиболее полно отразить существенные для ситуаций затрудненного взаимодействия характеристики: I) наличие барьера на пути достижения целей партнеров- 2) увеличение нервно-психического напряжения- 3) демонстрация непонимания- 4) сбои в интеракции.

Под ситуацией затрудненного взаимодействия в данной работе понимается ситуация, в которой один или оба партнера являются субъектами затрудненного общения, один или оба партнера с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные потребности другого, мешают достижению целей общения, в результате этого один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, демонстрируют непонимание, что приводит к трениям, сбоям в интеракции, к нарушениям в развитии личности. К таким ситуациям, в первую очередь, относятся ситуации «ограничения», «отказа», «обвинения», «оскорбления» .

В результате применения комплекса методов были впервые получены данные, свидетельствующие о том, что:

I. Субъекгы затрудненного и незатрудненного общения имеют различную структуру отношений к другому, в которую входят виды отношений, отличающиеся знаком, модальностью, интенсивностью выраженности и располагающиеся на осях-измерениях «дистанция», «позиция», «валентность» .

2. Структуру отношений субъекта затрудненного общения имеют как мужчины, так и женщины, ее ядром являются отношения манипулирования, враждебности, подозрительности. По своему содержанию она является маскулинной.

3. Структура отношений субъекта незатрудненного общения имеет фемининный и андрогинный варианты. Оба варианта имеют как мужчины, так и женщины. Ядром фемининного варианта структуры отношений субъекта незатрудненного общения выступают отношения подчинения, стремления к эмоциональной близости, принятия. Ядро андрогииного варианта включает отношения доминирования, заинтересованности и доброжелательности.

4.Социально — психологический статус субъекта затрудненного общения в группе имеют как мужчины, так и женщины, если их структура отношений соответствует по своим параметрам теоретической модели структуры отношений субъекта затрудненного общения, то есть является маскулинной. Мужчины, имеющие структуру отношений, соответствующую теоретической модели структуры отношений субъекта незатрудненного общения (фемининный вариант) также получают статус субъектов затрудненного общения в группе.

5. Статус субъекта незатрудненного общения в группе получают женщины, если их структура отношений к другому соответствует теоретической модели структуры отношений субъекта незатрудненного общения, и мужчины, если они имеют структуру отношений ан дроги иного варианта.

6. Эмпатия субъектов затрудненного общения проявляется в том, что они дают эмоциональный отклик на состояния партнера, испытывая при этом противоположные по модальности переживания. Для них характерно интерпретировать со значительными искажениями нейтрально и негативно окрашенные эмоциональные состояния партнера, в особенности женского пола. Они демонстрируют в общении неадекватные вербальные реакции на переживания партнера.

7. Эмпатия субъектов незатрудненного общения (фемининный вариант) проявляется в том, что они дают эмоциональный отклик на переживания партнера по общению, испытывая с ним однотипные по модальности переживания. Для них характерно адекватно трактовать эмоциональные состояния любой модальности, независимо от пола партнера, демонстрировать адекватные переживаниям партнера как невербальные, так и вербальные реакции.

8. Эмпатия субъектов незатрудненного общения (андрогинный вариант) проявляется в том, что они дают эмоциональный отклик на переживания партнера по общению, испытывая при этом как однотипные, так и противоположные по модальности переживания. Они способны адекватно трактовать эмоциональные состояния, одновременно у них наблюдаются искажения интерпретации состояний женщин. Для них характерна демонстрация в общении вербальных и невербальных реакций, адекватных переживаниям партнера.

9.Высокий уровень инверсии, ситуативности и ограниченности эмпа-тии в большей мере проявляется у субъектов затрудненного общения в ситуациях «ограничения» и «обвинения», когда партнером по взаимодействию является женщинав ситуациях «отказа», когда партнером по взаимодействию выступает мужчина.

10. Степень выраженности инверсии, ограниченности, ситуативности эмпатии увеличивается, если перед субъектом затрудненного общения стоит задача сгладить, уменьшить возникшие затруднения.

П. Субъекты незатрудненного общения (фемининный вариант) проявляют в ситуациях затрудненного взаимодействия точность, устойчивость и безграничность эмпатии не зависимо от задачи, пола партнера и модальности ситуации.

12. Степень точности, устойчивости и безграничности эмпатии могут снижаться, если перед субъектом незатрудненного общения (фемининный вариант) стоит задача усилить затруднения, возникшие в ситуации «ограничения», созданной женщиной, если задача регуляции общения сводится к уменьшению затруднений, возникших в ситуации «отказа», созданной мужчиной.

13. У субъектов незатрудненного общения (андрогинный вариант) степень адекватности регуляции общения в ситуации затрудненного взаимодействия зависит от пола партнера. Они проявляют более высокий уровень точности, устойчивости, безграничности эмпатии, если партнером становится мужчина.

14. Степень точности, устойчивости и безграничности эмпатии снижается в случае, если перед субъектом незатрудненного общения (андрогинный вариант) стоит задача сгладить затруднения, возникшие в ситуации «отказа», созданной мужчиной. У них возрастает инверсия, ситуатив-ность, ограниченность эмпатии, если в качестве партнера выступает женщина.

Полученные данные подтверждают правомерность выдвинутых гипотез и позволяют построить ряд новых, в том числе гипотезу о том, что различия в характеристиках эмпатии между субъектами затрудненного и незатрудненного общения, в структуре их отношений не столько касаются количественных характеристик, сколько являются качественными, которые необходимо рассматривать в целостности, в соответствии с тендерным фактором.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Психологические трудности общения и их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Автореф. дис канд. пси-хол. наук. — М., 1994. — 22 с.
  2. Абульханова Славская К. А. О субъекте психической деятельности. -М., 1973.-288 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. -С. 10−14.
  4. H.H. Понятие идентификация и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 6−9.
  5. О.В., Иванов Е. М., Мосолов Ю. П. Индивидуальные свойства и эмпатия // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз. конф. М., 1979. — С. 40−42
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.380 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1980. -T.I.- 230 с.
  8. Г. М. Психология социального познали я. М.: Аспект Пресс, 1997.-239 с.
  9. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С.3−19.
  10. Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей. Автореф. дис канд. психол. наук. М., 1995. — 21 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.444 с.
  12. B.C., Казанская В. Г. Социально-психологические характеристики преподавателя СПГУ / Социально-психологические особенности личности инженера-педагога. -Свердловск, 1988, — С. 35−40.
  13. С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 6. — С. 36−40.
  14. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 199 с.
  15. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-312 с.
  16. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  17. A.A. Субъективная значимость другого человека и опреде ляющие ее факторы // Вестник МГУ, — Сер. 14. Психология. — 1985, — № 2. — С 13−17.
  18. A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 219 с.
  19. A.A. Психология межличностных отношений. К 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева. И Вопросы психологии. 1993, — N2. -С. 86−91.
  20. A.A. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994, — № 1, — С. 122−127.
  21. Бодал ев A.A., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. / Под ред. Б. Д. Карвасарского, В. А. Мурзенко. J1, 1975. — С. 11−19.
  22. A.A., Ковалев Г. А. Психологическое трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 65−70.
  23. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. -М., 1996, — С. 114−150.
  24. A.A. Проницательность как проблема общения // Вопросы психологии. 1990, — № 4, — С. 117−122.
  25. А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией // Иностранная психология. -1993.- № 1. С. 57−62.
  26. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  27. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. -№ 5. — С. 3−19.
  28. A.B. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психологический журнал. 1997, — т. 18. — № 2, — С. 18−32.
  29. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. -Москва-Воронеж, 1994. 392 с.
  30. А.О. Серийные сексуальные убийства и серийные сексуальные убийцы: предиспозиционный аспект // Социальная и судебная психиатрия: история и современность. Тез докл. юбилейной конференции. М., 1996, — С. 376−379.
  31. Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб.: Питер, 1998. — 336 с.
  32. А. Психическое развитие ребенка . М.: Просвещение, 1967.- 196 с.
  33. О.С., Ульяницкий С. Л., Хмарук И. Н. исследование особенностей деструктивного поведения в условиях кризиса эмоционально-значимых отношений // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. — Вып. 2. — С. 265−279.
  34. Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  35. Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. 1996. — т. 17. — № 4.- С. 55−63.
  36. Л.И. Взаимосвязи направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. — Вып. 2. — С. 434−449.
  37. Т.П. Эмпатия и ее связь с доминирующими потребностями личности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тез. докл. Первой всесоюз конф. Тбилиси, 1974. С. 62−65.
  38. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 147−168.
  39. Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 17−19.
  40. Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпа-тии Н Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз конф. М., 1979. — С. 10−12.
  41. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Психология межличностного познания / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 122−138.
  42. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова E.H. Феномен конгру-ентной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68.
  43. А.Д., Пирожков В. Ф. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы. М., 1970. — 42 с.
  44. Л.Я. Психология эмоциональный отношений. М.: МГУ, 1987, — 174 с.
  45. В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал .- 1997.т. 18. -№ 6. С. 73−83.
  46. Т. Посттравматический стресс с позиции экзистенциональ-но-гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1994, — № 1. — С. 92−97.
  47. Н.В. Психология социальной ситуации // Вопросы психологии. 1997. -№ 1. — С. 121−132.
  48. A.A., Селезнева Е. В. Идеологическое воздействие: социально-психологические и педагогические аспекты М.: Мысль, 1985. — 310 с.
  49. С.Т. Отношение личности к профессии // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. — Вып. 2. — С. 41−57.
  50. В.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Черо: Моск. гос. ун-т., 1996. — 343 с
  51. Егидес А. Г1. Психологическая коррекция конфликтного взаимодействия // Психологический журнал. 1984. -Т. 15. — № 5. — С. 52−62.
  52. С.А. О факторах, влияющих на эмпатию // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз конф. М., 1979. — С. 48−49.
  53. Ю.М., Петровская Л. А. Проблемы диагностики социально-перцептивной компетентности (в педагогическом общении) // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М.: АПН СССР, 1983. — С. 90−97.
  54. В.И. Личные взаимоотношения в коллективе старшеклассников и студентов как условия формирования личности // Личность и группа. Л., 1971. — С. 65−97.
  55. Знаков В В. Понимание в познании и общении. М., 1994. — 269 с.
  56. М.Р., Эткинд A.M. Общение как ценность и как братство // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 25−34.
  57. Кан-Капик В.А., Ковалев А. Г. Классификация психологических типов общения // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С. 23−28.
  58. К. К вопросу о русском национальном характере. М., 1991.-367 с.
  59. А. Психопатология неврозов / Перевод с польского. -Варшава, Польское медицинское издательство, 1975. 399 с.
  60. О. А. Онтогенетический фактор агрессивного поведения во фрустрирующих ситуациях // Социальная и судебная психиатрия: история и современность. Тез докл. юбилейной конференции. М., 1996. — С. 31 1−314.
  61. Л.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 32−33.
  62. Я.Л. Социометрия в социально-психологическом исследовании: ее возможности и ограничения // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С. 72−85.
  63. А., Кроник Е. В главных ролях : Вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989, 204 с.
  64. И.А., Морозова Г. Б., Потнин A.C., Кирзяков А. Д., Семенова О. Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делин-квентного поведения подростков // Психологический журнал. 1996. — т. 17. — № 5. — С. 76- 89.
  65. С.Б. Изучение преступного насилия: социально-психологический аспект// Психологический журнал. 1988. — т. 9. — № 2. — С. 5562.
  66. Е.В. Теоретико-методические основы подготовки личности к невербальным коммуникациям // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов-на-Дону: РГУ, 1990. -С.115- 127.
  67. Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Психология личности и малых групп. Л.: ЛГУ, 1977. — С. 23−30.
  68. Е.С., Бардиер Г. Л., Марьяненко А. П. Эмпирические характеристики отношения человека к человеку // Вестник ЛГУ. 1982. — N 11.-С.49−54.
  69. В.Н. Стиль общения и его формирование. Л.: Знание, 1985. -20 с.
  70. В.П. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения / Актуальные проблемы психологической теории и практики. Под ред. A.A. Крылова. СпГУ, 1995. — С. 82−85.
  71. В.П., Панферов В. П. Проблема отношений личности в трудах В.Н. Мясищева // Психологический журнал. 1992.- № 3, — С. 140−149.
  72. Н.С. О взаимосвязи эмоциональной экспрессии и потребления психоактивных веществ в диадах «мать-дочь» // Психологический журнал. -1996. -т. 17. № 1. — С. 128−137.
  73. Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддитивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 1997, — № 2, — С. 48−60.
  74. Лабиринты одиночества/ Общ. ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.-453 с.
  75. В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. -1987. 3. С. 70−77.
  76. В.А. Психология экспрессивного повеления. М.: Знание, 1989. -64 с.
  77. В.А. Типы структур психологических трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. Ростов-на-Дону, 1990. — С. 10- 15.
  78. Лабунская В. А От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. Вып. 2. — С. 24−40.
  79. В.А. Социально-психологические детерминанты возникновения затруднений в межэтническом общении // Известия высших учебныхзаведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. — № 2. -С. 60−65.
  80. А.Ф. Классификация личностей. Петроград: Государственное издательство, 1922. — 231 с.
  81. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / Пер. с нем. М.: «Прогресс» «Универс», 1994. — 352 с.
  82. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985, — 416 с.
  83. Л омов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: 1984.-448 с.
  84. К. Агрессия (гак называемое «зло»). Пер. с нем. М.: Прогресс, 1995.-272 с.
  85. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991.-222 с.
  86. Д. Социальная психология. Спб., 1996. 688 с.
  87. А.И. О некоторых особенностях эмоциональной сферы людей, влияющих на восприятие или эмоции других // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз конф. М., 1979. — С. 56−57.
  88. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 295 с.
  89. Ю.А. Феномен подтверждения- неподтверждения и развитие личности // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996.-Вып. Г-Ч. 2.-С. 115−131.
  90. Ю.А. Социально-психологические характеристики неподтвержденной личности // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. — Вып. 2. — С. 455−466.
  91. Ю.А. Методические трудности изучения эмпатии // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование / Под
  92. Г. И. Проявление эмпатии у комсоргов студенческих групп / Педагогические проблемы социальной психологии. Минск, 1979, — С. 83−88.
  93. О.Ю. Психологические особенности серийный сексуальных и несексуальных преступников // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. — Вып. 2. — С. 171−180.
  94. ЮЗ.Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: Нотабене, 1992. — 342 с.
  95. В.П., Васильева А. Г. Невербальный слух и эмпатия // Тр. Ин-та психол. РАН. 1995. — № 2. — С. 253−260.
  96. М.М. «Я» и оценочная эмпатия // Исследование познавательной деятельности. Алма-Ата, 1978. С. 49−63.
  97. Юб.Мюллюниеми Р. О происхождении социальных ориентаций // Проблемы психологии личности. М.: 1982. — С. 61−64.
  98. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1961, — 426 с. Мясищев1. В.Н.
  99. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости / Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. — С. 3−19
  100. В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. -М., 1995.-365 с.
  101. А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры / Синергетика социального прогресса. Курс лекций. М.: Книжник, 1995. — С. 16- 22.
  102. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сб. научн. тр. М., 1989. — 152 с.
  103. Е.И., Купчик В. П., Сафонова A.M. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве // Психологический журнал. 1996. — т. 17, — № 3. -С. 92−98.
  104. ЛЗ.Нитченко А. К. К вопросу о единицах эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз конф. М., 1979. — С. 59−60.
  105. Н.Нишанов В. К. Феномен понимания: когнитивный анализ/ Отв. ред. A.A. Брудный. АН КиргССР, Ин-т философии и права, Илим, 1990. — 227 с.
  106. М.Т. Представление о субъекте затрудненного общения у учителей Кабардино-Балкарии. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 25 с. 1 16. Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лы-бидь, 1990.-192 с.
  107. Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987.-301 с.
  108. А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68−73.
  109. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987, — т. 8. — № 4, — С. 51−60.
  110. .Д. Социально-психологичекий барьер и его функции // Философия и социальная психология / Под ред. Б. Д, Парыгина. Л.: ЛГПИ.1974. Вып. 8. — С. 78−79.
  111. .Д. Социально-психологичекий барьер и его природа // Философия и социальная психология / Под ред. Б. Д. Парьггина. Л.: ЛГПИ.1975. Вып. 3. — С. 3−13.
  112. Т.И. Эмпатия как компонент общения // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз конф. М., 1979. — С. 62−63.
  113. Т.И. Мотивирующая функция эмпатии // Исследования мотивационной сферы личности. Новосибирск, 1984. С. 62−70.
  114. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический треннинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.
  115. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, A.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. — С. 150−166.
  116. A.B. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе // Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1977. С. 136−147.
  117. В.А. Личность в психологи: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
  118. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и A.A. Деркача. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998. — С. 618−624.
  119. Проблемы экспериментальной психологии личности / Под ред. B.C. Мерлина. Пермь, 1970. — 296 с.
  120. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М.: Педагогика, 1981. — 297 с. 131 .Психологическая теория коллектива /Под ред. A.B. Петровского -М.: Педагогика, 1979. 240 с.
  121. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1978. — 368с.
  122. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. Ростов-на-Дону, 1990. — 206 с.
  123. J 34. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. — 124 с.
  124. A.A. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. — т. 17. — № 5. — С. 3−17.
  125. A.A. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994, — т. 15, — № 2.- С. 52−56.
  126. Л.А. Треннинг профессиональной наблюдательности. Методическое руководство. Ленинград, 1991. — 60 с.
  127. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-480 с.
  128. A.A. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 71 -83.
  129. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 486 с. — Т. 2 — 321 с. 141 .Рукавишников A.A. Опросник межличностных отношений. Ярославль: НПЦ Психодиагностика, 1992. — 47 с.
  130. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 81−87.
  131. Г. Б. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних. Казань: Изд-во Казанского ун-та. — 1993. — 165 с.
  132. Л.И. Диалог игра — манипуляция // Психологический вестник. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997. — Вып. 2. — С. 206−222.
  133. Рябо неделя H.H. Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками // Актуальные вопросы практической психологии, Тез. докл. научно-практ. конф. Шадринск, 1996. — С. 22−28.
  134. В.Ф. Диагностика установок человека с преступным поведением // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1985. С. 168−175.
  135. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  136. Н.И. К изучению особенностей эмпагии несовершеннолетних правонарушителей // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — С. 311−312.
  137. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. — 204 с.
  138. Т.А. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989, — N 2. — С. 27−35.
  139. А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. С. 89−96.
  140. В.В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1984. — т. 5. -№ 2, — С. 62−67.
  141. И.Э., Южанинова А. Л. К проблеме социально-перцептивных способностей // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. 1985. — Вып. 5. — С. 26−38.
  142. Субъект и социальная компетентность личности / РАН. Ин-т психологии. М., 1995.-106 с.
  143. С.А., Зеленская В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. Краснодар, изд-во КГУ. — 1997. — 72с.
  144. А.Н. Криминогенное общение в среде осужденных. Рязань, 1993.-84 с. 1 бЗ. Тарновский С. А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. -Вып. 1.-Ч. 2,-С. 223−232.
  145. А.И. Атрибутивный потенциал супругов как один из факторов оптимизации общения в семье // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. Ростов-на-Дону, 1990. -С. 113−118.
  146. А.И. Сочетание стратегий воздействия в работе с деструктивными взаимоотношениями в семье // Ежегодник Российского психологичсского общества „Психология и практика“. Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2. — С. 340−341.
  147. А.И., Зелинская С. Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. — Вып. 1. — Ч. 2,-С. 52−64
  148. С.А. Понятие ситуации в зарубежной психологии // Ежегодник Российского психологического общества „Психология и практика“. Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2. — С. 180−181.
  149. СЛ. Психологические особенности деструктивного поведения // Психологический вестник. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. — Вып. 1. -Ч. 2,-С. 16- 26.
  150. Т.А. Диалог как метод психологии // Психологический журнал. 1994, — N 5. — С. 44−56.
  151. Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. РАН. Ин-т психологии. М., 1995. — С. 136−162.
  152. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368 с.
  153. Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1989.-272 с.
  154. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: 1991.- 264с.
  155. Фрустрация, конфликт, защита. Пер. с англ. A.B. Александровой // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 69−82.
  156. А.У. Восприятие человека как воздействие на его по ведение (к разработке интерсубъективного подхода в исследовании познания людьми друг друга) // Психология межличностного познания. М., 1986. — С. 30−42.
  157. Пб.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Прогресс-Универс, 1993. -480 с.
  158. Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности. Автореф. дис канд. психол. наук. -М., 1980.-23 с.
  159. Е.В. Психологические трудности мела.ичпостного общения Киев: Вища школа, 1985. — 160 с.
  160. Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. Ростов-на-Дону, 1996. — 126 с.
  161. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 102−111.
  162. Т. Социальная психология / Общ. ред. Г. В. Осипова. -М.: Прогресс, 1969. 348 с.
  163. И.П. Мотивационная основа трудностей общения // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. Ростов-на-Дону, 1990. — С. 7−10.
  164. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 1994. — 156с.
  165. Т.А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного треннинга. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997.-24 с.
  166. В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психологический журнал. 1996. — т. 17. — № 3. — С. 44- 52.
  167. Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, — С. 63−71.
  168. Т.В. Психологические и психофизиологические характеристики участников затрудненного делового взаимодействия. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 22 с.
  169. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов-на-Дону: РГУ, 1990. — 176 с.
  170. А.Л. Типы затруднений у лиц с низким уровнем когнитивной сложности // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. Тез. докл. всесоюз. конф. Ростов-на-Дону, 1990. — С. 21−23.
  171. И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты). Автореф. дис. докт. психол. наук. Санкт-Петербург, 1995. — 38 с.
  172. М.Г. История психологии. 3-е изд. — М.: Мысль, 1985. — 575 с.
  173. Agnew R. Foundation for a General Strain Theory of Crime and Delinquency // Criminology. 1992. — Vol. 30. — N. 1. — P. 47−80.
  174. Argyle M., Fumham A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.
  175. Barett-Lennard G. The phases and focus of empathy // British Journal of Medical Psychology.- 1993, — Vol. 66. -N I. P. 3−14
  176. Barnett M.A., Mallininey V. Influence of the reason for the other’s affect on pre-schoolers' empathic response // Journal of genetic psychology. 1988. — Vol. 149. — N 2. -P. 153−162.
  177. Bamett M.A., McCoy S.J. The Relation of Distressful Childhood Experiences and Empathy in College Undergraduates // Journal of Genetic psychology. -1989,-Vol.150. N4. — P. 417−426.
  178. Borkenau P. Gibt es eine altruistische Motivation? // Psychologische Rdsch.-1991.- Vol.42. N4, — P. 195−205.
  179. Brems C. Dimentionality of empathy and its correlates // Journal of Psychology 1989. Vol.123. — N4, — P. 329−337.
  180. Daly J.A., McCroskey J.C. Avoiding communication // Newbury Park, CA.: Sage, 1984. 145 p.
  181. Deigh J. Empathy and Universalizability // Ethics. 1995. — Vol. 105. -P. 743−763.
  182. Deitz S.R., Blackwell K.T., Daley P.C. Measurement of Empathy Toward Rape Victims and Rapists // Journal of Personality and Social Psychology. -1982. Vol. 43. — N. 2. — P. 372−384.
  183. Eisenberg N. Empathy and sympathy: a brief review of the concepts and empirical literature//Anthrozoos. 1988. — Vol. 2. — N 1. — P. 15−17.
  184. Eisenberg N. Schaller M., Fabs R., Bustamante D., Mathy R, Shell, R, Rhodes K. Differentiation of personal distress and sympathy in children and adults // Developmental Psychology. 1988. — Vol. 24. — N 6. — P. 766−775.
  185. Elliot W.W., Fakouri E.M., Hafher J.L. Early recollections of criminal offenders//Individual psychology. 1993. — Vol. 49. — N J. — P. 68−75.
  186. Ellis L. Theories of Rape. Inquires into the Causes of Sexual Aggression Hemisphere Publishing, NY. 1989 — 245 p.
  187. Gawron M. Empatia jako uczestnictwo w przlzyciach drugiej osoby // Acta UWratisi. Pr. Psychol. 1994. — N 39. — S. 173−180.
  188. Ginsburg G.P., Harrington M. Facial mimics deficit in criminal psychopaths// International journal of psychophysiology. 1991. — Vol. 11. — N I. — p. 32.
  189. Gitlin T. On Thrills and Kills. Sadomasochism in the Movies Dissent. -Spring, 1991. P. 245−248.
  190. Grimshaw F. Mishearing, misunderstanding and other nonsuccess in talk. Aplea for redness of speaker-oriented bias // Sociological inquiry. 1980. — N 50. -P. 31−74.
  191. Hamilton V. L., Sanders J., McKearney S.J. Orientation Toward Authority in an Authoritarian State: Moscow in 1990 // Personality and Social Psychology Bulletin. 1995. — Vol. 21. — N. 3. — P. 356−365.
  192. Hare R.D. Psychopathy and Antisocial Personality Disorder: A Case of Diagnostic Confusion The DSM-IV Personality Disorders / Edt. by W.J. Livesley -NY.: Guilford, 1995. 17 p.
  193. Henley N.M., Kramarae C. Gender, power, and miscommunication // MiscommLinication and problematic talk / Edt. by N. Coupland, H. Giles, J.M. Wiemann. London: Sage Publications, 1992. — P. 18−43.
  194. J.O., Sandler B.R. „Friends“ Raping Friends. Could It Happen to You?. Association of American Colleges, 1997. — 14 p.
  195. Hong S.-M., Giannakopoulos E. The Relationship of Satisfaction with Life to Personality Characteristics // The Journal of Psychology. 1994. -Vol. 128. — N. 5. — P. 547−558.
  196. Johnson H.C. Violence and Biology: A Review of the Literature Families in Society // The Journal of Contemporary Human Services. 1996. — January. -P. 3−15.
  197. Kolliopuska Mirja. The holistic model of empathy and its applications // Abstr. of 2nd European congress in Psychology/ Budapest, 1991. — Vol. 8−12. — P. 463.
  198. Kolliopuska Mirja. Creative way of Jiving // Psychological reports. -1992. Vol. 70. — P. 11−14.
  199. Krieken R. Violence, self-discipline and modernity: beyond the „civilizing process“. -Routledge, 1989. P. 193−217
  200. F.H. () Serial Murders: Four Case Histories // Federal Probation 1989. December. — P. 4 J-45.
  201. Lisak D., Roth S. Motivational Factors in Nonincarcerated Sexually Aggressive Men // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. — Vol.55. -N. 5, — P. 795−802.
  202. Limdgren D.C. Interpersonal needs and member attitudes toward trainer and group//Small group behavior. 1975, — Vol.6. — N4, — P. 371−388.
  203. Malamuth N.M., Brown L.M. Sexually aggressive men’s perceptions of women’s communications» testing three explanations // Journal of personality and social psychology. 1994. — Vol. 67. — N 4. — P. 699−712.
  204. Malz D.N., Borker R.A. A cultural approach to male-female miscom-munication // Language and social identity / Edt. by J.J. Gumperz. Cambridge: Cambridge University Press. — P. 195−216.
  205. Markus H.R., Kitayamas S. Culture and the Self Implications for cognition, emotions and motivation // Psychological Review. 1991. — Vol. 98. — P. 224 253.
  206. Measurement of Social Psychological Attitudes / Edt. by John P. Robinson, P. R. Shaver. Institute for Social Research, 1973.- 537 p.
  207. Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional empathy // Journal of Personality. 1972, — Vol.40. -P. 525−543.
  208. Moffitt T.E. Adolescence-Limited and Life-Course-Persistent Antisocial Behavior: A Developmental Taxonomy // Psychological Reveiw. 1995. — Vol. 100. — N. 4. — P. 674−701.
  209. Moreno J.L. Who shall survive? 1993. — 325 p.
  210. Myth and Facts about Rape Sexual Assault. Legal Guide, 1996. — 12 p.24LNikelly G.A. Maternal Indulgence and Neglect and Maladjustment in
  211. Adolescents Journal of Clinical Psychology. 1967. — Vol. 23. — N. 2. — P. 148 150.
  212. Patterson G.R., DeBaryshe B.D., Ramsey E. A Developmental Perspective on Antisocial Behavior // American Psychologist. 1989. — February. — P. 329−335.
  213. Redmond M.V. The Functions of Empathy (Decentering) in Human Relations // Human relations. 1989. — Vol. 42. — N 7. — P. 593−605.
  214. Richardson D. R., Hammock G. S., Smoth S. Empathy as a Cognitive Inhibitor of Interpersonal Aggression // Aggressive Behavior. 1994. — Vol. 20. -N 4. — P. 275−289
  215. Shachter B., Seinfeld J. Personal Violence and the Culture of Violence H Social Work. 1994. — Vol. 39. — N. 4. — P. 347−350.
  216. Shaw D.S., Bell R.Q. Developmental theories of parental contributors to antisocial behavior// Journal of abnormal child psychology. 1993. — Vol. 21. — N 5.- P. 493−518.
  217. Spitzberg B., Cupach W.R. Interpersonal communication competence. -London: Sage publications, 1984. 242 p.
  218. Stienberg L., Jorgensen R.S. Assessing the MMPl-based Cook-Medley Hostility Scale: the implications of dimensionality // Journal of personality and Social psychology. 1996. — Vol. 70. — N 6. — P. 1281−1287.
  219. Sullivan L.A., Kirkpatrick S. W., Macdonal P. M. Interpretations of facial expressions of emotions by sexually abused and non-abused girls // Journal of child sex abuse. 1995. — Vol. 4. — N 1. — P. 45−61.
  220. Texts of Identity / Edt. by Jonh Shotter & Kenneth J. Gergen. Newbury Park, London, New Delhi: Sage Publications, 1987.-209 p.
  221. The Stability of Aggressive Behavior: A Meta-Analysis. Universitat des Saarlandes, 1996. — 11 p.
  222. Tolan P.M., Guerra N.G. A developmental-ecological perspective on antisocial behavior in children and adolescents: toward a unified risk and interventionframework 11 Journal of consulting and clinical psychology. 1995. — Vol. 63. — N 4, — P. 579−584.
  223. Zucker K.B., Fakouri M.E. Empathy, Others-Concept, and Prosocial Orientation // Perceptual and Motor Skills. 1991. — Vol. 72. — P. 743−747.
Заполнить форму текущей работой