Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая структура действия целеполагания руководителей школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов работы. Материалы исследования ежегодно докладывались и обсуждались на кафедре теоретической и прикладной психологии АГУ им. Абая, на научнопрактических конференциях «Целеполагание в управлении учебновоспитательным процессом», ноябрь 1994, АОИПРК- «Инновационные учебные заведения», февраль 1996, АОИПРКреспубликанской научнометодической конференции «Мировые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
    • 1. 2.
  • Теоретические основы исследования психологической структуры действия целеполагания. Исследование механизмов и закономерностей целеполагания
    • 1. 1. 1. Цель и личностное развитие
    • 1. 1. 2. Цель в системе управленческой деятельности
    • 1. 1. 3. Цель в структуре действия
    • 1. 1. 4. Механизмы образования цели на разных уровнях ориентировки
  • Исследование понятия «цель»
  • Роль самооценки в организации действия
    • Глава III.
  • Источники формированию
    • 3. 4. Самооценка как психологической целеполагания
  • Выводы по главе III
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложение сопротивления фактор структуры
  • Выводы по главе I
    • Глава II. Исследование компонентов действия целеполагания, сложившихся в эмпирическом опыте руководителей школ
    • 2. 1. Схема ориентировочной основы действия по освоению понятия цель
    • 2. 2. Методика проведения экспериментального исследования
    • 2. 3. Зависимость выбора субъектной функции руководителями школ от типа включения в социальную ситуацию
    • 2. 4. Взаимосвязь выбора субъектной функции и характеристик самооценки
    • 2. 5. Особенности сформированности деятельностного компонента
  • Выводы по главе II

Исследование психологической структуры действия целеполагания методом поэтапного формирования Психологические условия и факторы управляемого формирования понятия «цель» Формирование ориентировочной основы действия управляемому устойчивости действия

Психологическая структура действия целеполагания руководителей школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в России и странах СНГ перемены повышают требования к развитию личности руководителя школы, побуждая его проявлять инициативу в новой социальной ситуации, гибко и качественно решать возникающие проблемы. Однако, в системе образования, процесс вхождения руководителя в социальную ситуацию, требующую активности в организации действий и самостоятельности в постановке целей, происходит крайне медленно. Так, в научной литературе (64, 224, 232, 252, 276, 277, 279) отмечается, что у руководителей школ вызывают затруднение рациональность выбора общей и частных целей, конкретизация ближайших целей, реалистичность целей развития.

Анализ современной ситуации раскрывает обусловленность эмпирического опыта руководителя, во-первых, особенностями сложившейся культуры — подчиненностью человека социальному полю (88, 271, 273, 289) и поэтому отсутствию необходимости осознанной постановки целей. Во-вторых, несистемностью, несформированностью идеологии, права, менталитета и в целом общественного сознания (98, 170), которое, преломляясь в индивидуальном сознании, приводит к отчуждению ценностей развития и порождает приоритетность внешних целей формального достижения. В-третьих, отсутствием фундаментальных знаний по управлению (138, 205, 278), что способствует формированию эмпирической ориентировки, затрудняющей вхождение руководителя в новую социальную ситуацию.

Целеполагание, в исследованиях профессиональной деятельности, раскрывается как ведущий этап формирования психологической системы деятельности (Шадриков В.Д., 1992, 1996), как этап становления субъекта деятельности (Пенькова Р.И., Волкова E.H., 1992), как фундаментальная характеристика профессионала, способного управлять своей деятельностью (Григорьев А.Д., 1998). Целеполагание рассматривается также как важнейшая функция профессионального сознания (Акопов Г. В., 1981, 1995, Нечаев H.H.) и как показатель сформированности профессионального сознания.

ТихомироваЕ.И., 1998). Сознательное совершенствование деятельности связано с механизмами самооценки, оценки достижений и неудач, которые позволяют ставить реальные цели, добиваться их реализации и постоянно отслеживать насколько возможности личности соответствуют требованиям ситуации.

Поскольку цель является конституирующей характеристикой действия, в нашем исследовании мы выделяем психологическую структуру действия целеполагания, как важнейший компонент деятельности руководителя. Действие подчинено определенной цели, оно рассматривается не только как средство достижения цели, но и как средство формирования цели, ее конкретизации в процессе взаимодействия субъекта с миром. Под действием целеполагания мы понимаем сознательное, произвольное действие, направленное на конкретизацию «будущего» в настоящем. Произвольное целеполагание осуществляется на двух уровнях: уровне подчинения процессов определенной проблеме и постановки управленческих целей и уровне сознательного отбора «целевых» целей, опосредованных самоинструкциями и самооценкой.

Понимание природы психологического явления возможно через его формирование (66, 69, 70, 271, 272). Поэтому актуальность проблемы связана с необходимостью разработки такой ориентировочной схемы действия, которая могла бы выступать как способ диагностики сложившихся в эмпирическом опыте харктеристик действия, так и средство формирования теоретического понятия цель у руководителей школ, позволяющее исследовать психологическую структуру действия целеполагания. Для педагогической психологии важны не только вопросы диагностики и обучения, но и создания адекватных условий развития активной личности, умеющей самостоятельно намечать и реализовывать свои цели.

Рассматриваемая проблема актуальна, поскольку углубляется представление о системной организации цели, интегрирующей различные компоненты действия, обеспечивающей личностное и профессиональное развитие. Так же, исследуемая проблема, представляет интерес для изучения условий повышения профессионализма руководителей акмеологами, педагогами, специалистами по управлению.

Исходя из вышеизложенного, процесс включения руководителя в новую ситуацию затрудняется расхождением между непрерывно изменяющимся строением ситуаций и сложившимися возможностями их разрешения. В преодолении названного расхождения, актуальной является проблема исследования зависимости психологической структуры действия целеполагания руководителей школ от типа включения в социальную ситуацию.

Мы предполагаем, что характеристики психологической структуры действия целеполагания различаются в зависимости от типа включения руководителей школ в социальную ситуацию. Тип включения определяется иерархией приоритетных ценностных ориентаций и выбором субъектной функции во взаимодействии. В исследовании мы выделяем две группы руководителей, отличающихся предпочтением ценностных ориентаций либо общественного признания и долга либо самореализации (Клагес X., 1984, 1988), обеспечивающих включенность руководителей школ в социальные ситуации. Особенности включения в социальную ситуацию раскрываются на основе выбора субъектной функции во взаимодействии (Шабельников В .К., 1997, Инткес Е., 1996, Беляев А., 1998).

В исследовании изучаются функциональные, структурные и психологические компоненты действия целеполагания. У руководителей выявляются приоритетные ценностные ориентации, определяется зависимость выбора субъектной функции от особенностей ценностных ориентаций. Раскрываются особенности взаимосвязи ценностных ориентаций и самооценки, характеристик самооценки (устойчивость — неустойчивость) и сложившихся качеств личности. Выявляются особенности сформированности ориентировочной основы действия анализа ситуации, обусловленной личностными характеристиками.

Изучать психологическую структуру действия, скрытую от наблюдения позволяет метод поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я., 1965, 1976, 1985). Для того, чтобы выявить природу зависимости характеристик психологической структуры действия целеполагания руководителей школ от типа включения в социальную ситуацию, необходимо сформировать ориентировочную основу действия по освоению понятия цель. Теория поэтапного формирования умственных действий рассматривает освоение понятий как интериоризацию сознательно и последовательно совершаемых действий, отражающих логику их развития. Рассмотрение понятия цель в качестве действия анализа ситуации по функциям управления, раскрывает зависимость его освоения от особенностей взаимосвязей личностных характеристик и самооценки руководителей, включенных по-разному в социальную ситуацию, и истоки их творческой активности.

Цель исследования. Изучение психологической структуры действия целеполагания руководителей школ.

Объект исследования. Система действий руководителей в деятельности по управлению школой.

Предмет исследования. Особенности психологической структуры действия целеполагания руководителей школ в зависимости от типа включения в социальную ситуацию.

Гипотеза исследования. Характеристики психологической структуры действия целеполагания руководителей школ отличаются в зависимости от типа включения в социальную ситуацию.

В процессе управляемого формирования понятия цель раскрываются различия психологической структуры действия целеполагания руководителей школ, включенных в ситуацию на разных уровнях ориентировки.

Устойчивость самооценки является фактором сохранения устойчивости психологической структуры действия целеполагания.

Задачи исследования. Проанализировать современные теоретикометодологические положения и на их основе обосновать подходы и методы исследования психологической структуры действия целеполагания в зависимости от типа включения руководителей школ в социальную ситуацию развития.

Разработать, на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, ориентировочную основу действия как способ диагностики сформированности характеристик действия целеполагания в эмпирическом опыте и как средство освоения психологической структуры в процессе управляемого формирования теоретического понятия цель.

Изучить взаимосвязь психологических особенностей личности с характеристиками самооценки (устойчивость — неустойчивость), в зависимости от типа включения руководителей в социальную ситуацию и их возраста.

Исследовать психологическую структуру действия целеполагания в процессе управляемого формирования понятия «цель» у руководителей школ.

Разработать, на материале исследования проблемы, учебно-тематический план, программу обучения руководителей на курсах повышения квалификации и научно — практические рекомендации, способствующие развитию руководителей в творческом целеполагании.

Научная новизна исследования. Впервые психологическая структура действия целеполагания руководителей школ исследована на разных уровнях ориентировки, в зависимости от типа включения в социальную ситуацию. Установлены особенности взаимосвязи характеристик самооценки (устойчивость — неустойчивость) с психологическими компонентами действия целеполагания.

Разработанная ориентировочная основа действия по освоению понятия «цель» руководителями школ, используется как способ диагностики сложившихся характеристик психологической структуры действия целеполагания в эмпирическом опыте руководителей и как способ ее исследования в условиях формирования теоретического понятия цель.

Раскрыта структурообразующая функция самооценки в условиях управляемого формирования действия анализа ситуации по освоению понятия «цель» руководителями школ.

Практическая значимость исследования. Полученные научные результаты являются обоснованным инструментом для диагностики психологической готовности руководителя к управленческой деятельности и прогнозирования ее эффективности в новой социальной ситуации.

Разработанная и апробированная ориентировочная основа действия анализа ситуации позволяет руководителю не только выявить и проанализировать собственные проблемы постановки целей и неустойчивости самооценки, но и приобрести опыт решения управленческих проблем.

Содержание и методика управляемого формирования понятия «цель» у руководителей школ: курсы лекций и практических занятий по проблеме «Целеполагающее управление развитием школы», используются в практике повышения квалификации и получения второго высшего образования работниками системы образования, а так же в системе работы психологической службы, консультировании.

Положения, выносимые на защиту:

1. Характеристики психологической структуры действия целеполагания руководителей школ зависят от типа включения в социальную ситуацию.

2. Психологическая структура действия целеполагания раскрывается на разных уровнях его ориентировки в процессе управляемого формирования понятия цель.

3. Интериоризация формируемого действия происходит у руководителей с ценностями самореализации и устойчивой высокой самооценкой. Устойчивая самооценка является фактором сохранения устойчивости психологической структуры действия целеполагания.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена базовыми положениями психологии: о социальной детерминации, интериоризации как механизма усвоения общественно — исторического опыта, разработанные JI.C. Выготским, C.JI. Рубинштейном, К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным. Функционально — системный подход (Анохин П.К., БернштейнН.А., Шабельников В. К., Резванцева М. О., Малаева А.Т.), принципы диалектической логики развития систем и полисистемности (Акофф Р., Эмери Ф., Афанасьев В. Г., Блауберг И. В., Юдин Э. Г., ИльенковЭ.В., Кузьмин В.П.). Исследования в области психологии управления (Волков И.П., Китов А. И., Кричевский P. JL, Кузьмина Н. В., Лазарев B.C., Филиппов A.B., Шакуров Р. Х., Якунин В.А.).

Методы исследования: монографический (теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы) — диагностический (тестирование, анкетирование, собеседование) — метод поэтапного формирования умственных действийсравнительный (сопоставление результатов по определенным критериям разных групп испытуемых) — праксиометрический (анализ результатов решения ситуаций со скрытыми возможностями, эксперимент) — математической статистики (описательная, индуктивная статистика, корреляционный анализ).

Достоверность результатов, полученных в исследовании, обеспечивается исходными методологическими и теоретическими позициями, соответствием содержания экспериментальных исследований научным положениям, применения комплекса методов изучения проблемы, адекватного исследовательским задачам, репрезентативностью исследовательских данных, использованием аппарата математической статистики.

Апробация и внедрение результатов работы. Материалы исследования ежегодно докладывались и обсуждались на кафедре теоретической и прикладной психологии АГУ им. Абая, на научнопрактических конференциях «Целеполагание в управлении учебновоспитательным процессом», ноябрь 1994, АОИПРК- «Инновационные учебные заведения», февраль 1996, АОИПРКреспубликанской научнометодической конференции «Мировые образовательные технологии: основные тенденции, проблемы адаптации и эффективность», апрель 1997, университет «Туран" — 48 — ой научно — исследовательской конференции преподавательского состава АГУ им. Абая, май 1997, международной научно практической конференции «Проблемы довузовской подготовки школьников в системе «лицей — вуз» «, октябрь 1997, РИПК СОмеждународной конференции «Развитие дистанционного обучения в Казахстане», июнь 1998, IREX, USISмежрегиональной конференции «Теория и практика освоения управленческих технологий в образовании», Костанай, январь 1999; республиканской конференции «Педагогические модели школ разного типа», Актюбинск, апрель 1999; республиканской конференции «Проблемы и перспективы этнопедагогического образования в Казахстане», Алматы, апрель 1999; международной психологической конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации», Москва, октябрь 1999, на VIII конференции молодых ученых Москва, май 2000; на методологических семинарах АОИПРК, РИПК СО, на заседаниях педагогических советов лицея «Туран», в лаборатории психологических проблем воспитания ГосНИИ Семьи и воспитания (1999, 2000), на кафедре психологии развития Mili У.

Основной базой исследования явились Алматинский областной институт профессионального развития кадров, Республиканский институт и повышения квалификации руководящих и научно — педагогических кадров системы образования, Московский институт повышения квалификации работников образования, ГосНИИ Семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ. Разработанные автором спецкурсы прослушали более 300 руководителей, повышавших квалификацию в АОИПРК, РИПК СО и МИПК РО.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии из 315 наименований и приложения (21 таблица, 9 графиков).

Результаты исследования позволили предположить следующие практические рекомендации:

Для прогноза эффективности самореализации в деятельности руководителя (на всех возрастных этапах профессионализации) предлагается использовать психологическую диагностику уровня сформированное&tradeличностных и деятельностных характеристик постановки социально значимых целей педагогических кадров.

Для совершенствования подготовки руководителей школ к управленческой деятельности целесообразно применять типовые и индивидуальные программы саморазвития, актуализации заложенных свойств и потенциальных возможностей личности, полученные на основе результатов настоящего исследования и спецкурса «Целеполагающее управление развитием школы».

Перспективным направлением исследования является дальнейшее изучение методологических и теоретических аспектов проблемы, поиски условий, снижающих неустойчивость самооценки и повышающих интериоризацию теоретических понятий, выявление закономерностей и механизмов групповой динамики, обеспечивающих усвоение схем межличностного взаимодействия и способствующих раскрытию руководителей в творческом целеполагании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Согласно функциональной логике системной организации, индивидуальная практическая деятельность и психика «оформляются в составе общественной деятельности, выделяясь в ней в качестве целостных образований, включенных в эту общественную деятельность через особую функцию и приобретающих в зависимости от функции свою логику движения и особую организацию» (271, с.89).

Новая социальная ситуация развития требует от руководителя переосмысления ценностей, привычных схем деятельности, активности и инициативности в постановке и достижении социально значимых целей. Рассмотрение психологическим основанием понятия цель действия анализа ситуации, раскрывает не только зависимость его освоения от особенностей взаимосвязей личностных характеристик и самооценки руководителей, включенных в социальную ситуацию на разных уровнях ориентировки, но и истоки их творческой активности.

Самооценка формируется в определенной социокультурной среде и референтной группе, является итогом всех предшествующих значимых оценок индивида другими людьми, связана с ценностями, субъектными функциями, личностными характеристиками, мотивами и целями, определяется требованиями ситуации, в которой функционирует личность, является основой для прогнозирования успешности деятельности.

Для того, чтобы выявить природу зависимости характеристик психологической структуры действия целеполагания руководителей школ от типа включения в социальную ситуацию развития, необходимо сформировать ориентировочную основу действия по освоению понятия цель. Для этого используется метод управляемого формирования умственных действий и понятий.

Теория поэтапного формирования умственных действий рассматривает освоение понятий как интериоризацию сознательно и последовательно совершаемых действий, отражающих логику их развития. В. Шабельников (1982) доказывает, что обязательным условием становления и развития структуры действия является формирование мотивации. Если внешняя престижная мотивация, связана с положением в группе и правильным выполнением действия, то внутренняя — с самооценкой и показателями усвоения действия. Именно мотивация, связанная с самооценкой позволяет интериоризировать формируемое действие.

В исследовании раскрыты характеристики психологической структуры действия целеполагания руководителей школ в зависимости от типа их включения в социальную ситуацию.

Включение в социальную ситуацию, обеспечивают личностные ценности. Руководители с ценностями долга, раскрывающими зависимость человека от социальной группы и заданность их типа деятельности и целей включены в ситуацию по первому типу. По второму типу включены в ситуацию руководители с ценностями самореализации, обеспечивающими самостоятельное построение схем действий и инициативность в образовании целей. Исследование эмпирических данных, раскрывает жесткую структуру приоритетных личностных ценностей. Сложившиеся в процессе жизнедеятельности структуры ценностей, ограничивают возможности руководителей в постановке целей управленческой деятельности, что отражается в сложившихся схемах взаимодействия.

Рассмотренные личностные ценности раскрывают различные структуры целей-ценностей и средств-ценностей руководителей в зависимости от типа включения в социальную ситуацию. Руководителям, включенным в ситуацию по первому типу свойственна стабильность ценностных ориентацийих возрастная динамика отличительная черта руководителей, включенных в ситуацию по второму типу, обеспечивающая им самореализацию в управленческой деятельности.

Особенности включения раскрываются через выбор субъектной функции во взаимодействии, отличающихся процессом реагирования. Руководители с ценностями долга, преимущественно реализуют функцию 8-объект потребности, реагируют по типу ассимиляции, как присвоения субъектом отдельных признаков ситуации в логике собственных схем. Руководители с ценностями самореализации выбирают частичную роль Э-исполнитель — по типу аккомодации, как изменения схем действий субъекта по логике ситуации.

Руководителей всех групп характеризует преобладание высокой самооценки, взаимосвязанной с личностными особенностями (ценностные ориентации, субъектные функции, личностные качества) постановки целей, не зависимо от типа включения руководителей школ в социальную ситуацию. Руководителям, включенным в ситуацию по первому типу свойственна субъективность самооценки, снижающая эффективность в постановке и достижении социально значимых целей. Прогнозировать успешность в достижении самостоятельно поставленных целей позволяет более объективная самооценка руководителей, включенных в ситуацию по второму типу.

Неустойчивость самооценки проявляется в конкретной ситуации отрицательной оценки со стороны других, зависит от выбора роли во взаимодействии, что выражается в высоком уровне принятия субъектной функции Э-исполнителя (из.), 8-оценщика (из.) и отказе от активного самостоятельного построения схем действия. Значимые различия по аккомодации в группе В показывают повышение у них эффективности в постановке и достижении целей.

Выявленные личностные характеристики определяют ориентировку руководителей школ в действии анализа ситуации, она характеризуется разной полнотой использования функций управления, разной степенью обобщенности и вследствие этого разными структурами целей и мотивов.

Управляемое формирование действия анализа ситуации по освоению понятия «цель» детерминируется неустойчивой самооценкой. Неустойчивость самооценки рассматривается как переживание субъектом рассогласования когнитивного и эмоционального отражения ситуации, препятствующее использованию критериев нового качества действия. Вследствие этого внутренняя престижная мотивация, связанная с усвоением способа действия, не создается, что затрудняет интериоризацию формируемого действия.

Поэтому у руководителей с ценностями признания и долга складывается развернутая, материализованная форма действия, уровень общего представления значимых связей ситуации. Руководителей с ценностями самореализации отличает внешне речевая форма действия, уровень освоения существенных признаков отдельных явлений. Умственная форма действия анализа ситуации по освоению понятия цель осваивается руководителями с ценностями самореализации и устойчивой высокой самооценкой. Только устойчивая высокая самооценка позволяет руководителям противостоять непосредственному влиянию привычных мотивирующих межличностных отношений и перестраивать стереотипы управленческой деятельности.

Результаты теоретического изучения проблемы и итоги экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. Характеристики психологической структуры действия целеполагания руководителей школ зависят от типа включения в социальную ситуацию.

2. Первый тип включения руководителей школ в ситуацию обеспечивают ценности общественного признания и долга, выбор субъектной функции 8-объекта потребности. Для них характерна стабильность особенностей психологических компонентов на разных возрастных этапах. Второй тип включения руководителей школ в ситуацию обеспечивают ценности самореализации и выбор субъектной функции 8-координатора. У них наблюдается возрастная динамика психологических компонентов структуры действия целеполагания.

3. В процессе управляемого формирования понятия цель выделены характерные отличия психологической структуры действия целеполагания руководителей школ на разных уровнях ориентировки. Для руководителей, включенных в ситуацию по первому типу характерна внешняя престижная мотивация, уменьшение целей формального достижения и увеличение познавательных целей, направленность на достижение результата, материализованная форма действия, развернутое выполнение операций с опорой на схему. Руководителей, включенных в ситуацию по второму типу, отличает внутренняя престижная мотивация, качественное изменение целей, направленность их на процесс, речевая форма действия, развертывание психологических операций.

4. Развертывание структурообразующих операций в процессе освоения руководителями школ ориентировочной основы действия и значимых признаков ситуации обусловлено особенностями выбора субъектной функции.

5. Установлено, что интериоризация ориентировочной основы действия по освоению понятия цель происходит только у руководителей школ с ценностями самореализации и высокой устойчивой самооценкой. Устойчивость самооценки является фактором поддержания устойчивости психологической структуры действия целеполагания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.H. Эмоциональная устойчивость в напряженнойдеятельности ее психологические механизмы и пути повышения. Автореф.дис. .д-ра психол.наук. М. 1989. -43с.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности М.: Наука. 1973.-288с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука. 1980.-335с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии. //Психол. журн., 1980. Т.1, № 4. С. 11−28.
  5. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов В. Д. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М.: МГУ. 1986.-144с.
  6. В. Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск.: Наука, 1990. 158с.
  7. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.271с.
  8. О.Ф. Индивидуально психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности. Автореф.дис. .канд.психол.наук. М, 1995.-21с.
  9. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука. 1988, 89с.
  10. В.Г. Психологическая структура человека как субъекта труда // Человек и общество. Вып. 11. Л.: Наука, 1967. С. 12−36.
  11. В.Г. Т. 2, М.: Педагогика, 1980. С. 128−267.
  12. В.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. -340 с.
  13. В.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  14. В.Н., Садлин А. Д. Целеполагание и мотивация в управлении производством. Л.: ЛФЭИ, 1988. 80с.
  15. Г. Н. Социальная психология. М.: Изд. МГУ. 1988.429с.
  16. П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука. 1978. 399с.
  17. П.К. Проблема понятия решения в психологии и физиологии. //Вопросы психологии. 1974.- № 4. С. 21−23.
  18. П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975.-С. 44.
  19. Антология мировой философии. М., 1969.- т. 1, С. 466.
  20. Л.И. Гештальтпсихология //Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. С. 218−22.
  21. Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии //Психол. журн., 1982.- Т. З, № 2, С. 3−17.
  22. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль. 1976.
  23. Е.Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур объективного опыта//Мышление, обобщение, опыт. Ярославль: ЯрГУ. 1983. -122с.
  24. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 157с.
  25. А.Г. Деятельность и установка. Изд. Моск. ун-та, 1979.150с.
  26. А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности //А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983. 288с.
  27. В.Г. Системность и общество. М., 1980. 368с.
  28. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М, 1981.
  29. Ю.Л. Целеобразование в интеллектуальной деятельности в условиях диалога с ЭВМ: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. М., 1976. -24с.
  30. H.A. Развитие познавательной сферы и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении. Автореф. На соиск. .канд.психол. Наук. М., 1997.-23с.
  31. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. 183с.
  32. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип //Проблема человека в современной философии /Редкол: И. Ф. Балакина и др. М.: Наука, 1969. 431с.
  33. И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ. Автореф. дис. .канд.психол.наук. Казань, 1997.-18с.
  34. И.Г. Применение ЭВМ в режиме «Диалога» для экспериментально-психологического изучения мышления: Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1981 23с.
  35. О.Л., Туторская Н. В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента //Вестник высшей школы. 18 987. № 1. С. 33−38.
  36. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.383с.
  37. H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952.
  38. Н.Б. Анализ непроизвольных компонентов в структуре целеобразования: Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1978. -26с.
  39. Бернштейн Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. -349с.
  40. P.P. Исследование видов целеобразования. Кишинев, Штиинца, 1987. 129с.
  41. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973. 270с.
  42. Г. Г. Целеобразование при различной мотивации: Автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1978. 25с.
  43. Д.Б. Об одном подходе к исследованию интеллектуального творчества //Вопросы психологии. 1976.- № 4.
  44. Л.И., Ендовицкая Т. В., Славина Л. С. Цель и намерение и их побудительная сила //Проблемы формирования потребностей. Тбилиси. 1974. 307с.
  45. А .Я. Соотношение смыслообразования и целеобразования в продуктивной мыслительной деятельности: Автореф. дис.. .канд. психол.наук. М., 1985. 25с.
  46. В.И. Изменения в потребностно-мотивационной сфере личности при адаптации к учебно-воспитательному процессу. Автореф. На соиск. .канд. Психол. Наук. Минск, 1989.-22с.
  47. .С. О механизмах целеполагания //Вопросы психологии. 1977.-№ 2.- С. 121−124.
  48. Дж. Психология познания. М., 1977.- С. 131−210.
  49. A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970. -189с.
  50. A.B. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 63с.
  51. С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессиональных качеств // Проблемы системогенеза деятельности. Ярославль: Изд. Ярослав, ун-та. 1980.- С. 67−83.
  52. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М., 1998. 27с.
  53. Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль, 1977.
  54. П. Об искусстве. М., 1993.- С. 153−164.
  55. Ю.Л. Зависимость прочности действия от его генетической формы и типа ориентировочной основы. Автореф.канд.дис., 1983.-17с.
  56. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд. МГУ, 1980. 192с.
  57. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд. МГУ, 1984.200 с.
  58. В.И., Поспелов Д. Я. Оркестр играет без дирижера. Размышления об эволюции некоторых технологических систем и управление ими. М., 1984,-207с.
  59. И.Ф., Бытие человека: деятельность и смысл. Рига. 1987.211с.
  60. JI.M. Психические процессы. В 3-х т. Т. 3. Субъект. Переживание. Деятельность. Сознание. JL, Изд. Ленингр. Ун-та. 1981. 325с.
  61. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.- С. 156−157.
  62. В.К. Целепобудительная функция эмоций //Психологические исследования. Вып. 4. Изд. МГУ, 1973.
  63. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд. МГУ, 1976. 143с.
  64. И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике. М.: Изд. МГУ, 1989. 72с.
  65. А.Э. Бессознательное и сознательное в духовном мире человека. Автореф. .доктора филос.наук. М., 1997. 42с.
  66. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
  67. .П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.-368с.
  68. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. Т. 1.-1965.
  69. Г. Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования //Теории учения. Хрестоматия. М.: РИЦ. Помощь, 1996. 139с.
  70. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий. М., 1965.
  71. П.Я. Введение в психологию. Изд. Моск. ун-та, 1976.150с.
  72. П.Я. К теории программированного обучения.
  73. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. -С.38−19.
  74. Д.М. Организация и управление. М.: Наука. 1972.536с.
  75. Гегель. Собрание сочинений. В 10 т. М., 1959.
  76. С.Г. К вопросу о профессиональной типологии //История советской типологии труда. М.: Изд. МГУ. 1983. 359с.
  77. Ф. Психология управления. М.: Прогресс. 1982. -422с.
  78. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс. 1976. -495с.
  79. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. И франц. // Сост. Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаевой, М.: Прогресс, 1990. -495с.
  80. Л.М. Ранние этапы целеобразования //Автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1980. 18с.
  81. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990. 528с.
  82. В. Введение в науку управления. М.: Прогресс. 1969.- С. 231−237.
  83. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986.
  84. В.В. Виды обобщения в обучении //Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика. 1972.-423с.
  85. Декарт Рене. Сочинения: В 2-х т. М.: Мысль. 1989.
  86. Деятельность: теории, деятельность, проблемы. //Составитель И. Т. Касавин. М., 1990. 356 с.
  87. С.М. Целеобразование в совместной деятельности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1985.
  88. Н.Д. Природа научной психологии. А. 1971.304с.
  89. И. Системы и руководство. М., 1971.
  90. Д.Р. Проектирование систем. М.: Мир. 1964. -440с.
  91. Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей: статья первая //Вопросы философии. 1976.- № 9.
  92. Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей: статья вторая //Вопросы философии. 1977.- № 2.
  93. М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд. ЛГУ. 1979. 220с.
  94. Е.А., Сохань Л. В., Тихонович В. А. Формирование разумных потребностей личности. Киев, Политиздат. 1984. 223с.
  95. Т.В. Когнитивно-эмоциональные детерминанты формирования мотивационных функций. Автореф. на соиск. .канд. психол. наук. Новосибирск. 1995. 17с.
  96. C.B., Наппельбаум Э. Л. Индивидуальная и коллективная целенаправленность в теории организационного управления //Проблемы управления. М.: Ин-т проблем управления. 1975. 114с.
  97. H.A. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза. Автореф. на соиск. .канд.наук. Новгород, 1997.-25с.
  98. К.Б. Развитие психологической мысли в Казахстане. А., 1968.-168с.
  99. Д.Н. Способ и структура действия //Вопросы психологии. 1971.- № 6.
  100. Д.Н. Функциональный механизм построения способа действия //Мышление: процесс, деятельность, обобщение. М.: Наука. 1982. -387с.
  101. Д.Н. Полисистемный подход к исследованию решения мыслительных задач. //Психология. 1995.- Т. 16, № 6.- С. 32−42.
  102. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144с.
  103. Е.И. Психологические условия включения нового действия в состав сформированной деятельности. Автореф. дис .канд.наук, М. 1987.-16с.
  104. В.П., Мамардашвили Н. К. Об объективном методе в психологии //Вопросы философии. 1977.- № 7.
  105. В.А. Проблема потребностей в теории деятельности //Вестник МГУ. Психология. 1983.- № 2.
  106. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1989. 24с.
  107. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд. МГУ, 1987. 208с.
  108. Н.И. Роль культурных потребностей в процессе становления субъекта социальной деятельности //Проблема теории культуры /Отв. Ред. Н. С. Злобин. М.: НИИК РСФСР, 1980.
  109. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., I960, — С. 90−91.
  110. Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.320с.
  111. Искусственный интеллект и психология. Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1976. 343с.
  112. Исследование проблем психологии творчества. Отв. Ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.- 330с.
  113. Т.С. Психология управления. Ч. 1. М., 1996.
  114. И. Сочинения: В 6 т. М., 1966.
  115. В.А. Особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов первокурсников педагогических вузов. Автореф.дис. .канд.психол.наук. М., 1997. -16с.
  116. A.B. Психология принятия управленческих решений // Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристъ, 1998. 440с.
  117. A.B., Абанина И. Л. К вопросу о влиянии интенсивности мотивации на процесс принятия решения //Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: Изд. Ярослав, ун-та, 1983.- С. 50−60.
  118. А.И. Психология управления. М., 1979.
  119. .И. Социальная причинность: ее природа и специфика. М., 1991.- 126с.
  120. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1994.-279с.
  121. Е.А. Введение в психологию труда. И.: изд. МГУ, 1988.198с.
  122. В.Е. Целеобразование и формирование оценок в ходе постановки и решения мыслительных задач: Автореф.дис. .канд. психол. наук. М., 1978.-23с.
  123. JI.A. Простое индуктивное взаимодействие человека с предметами и явлениями //Механизмы и принципы целенаправленного поведения. Под ред. П. К. Анохина. М., 1972. 295с.
  124. Ю. Психологическая теория принятия решения. М.: Прогресс, 1979.-503с.
  125. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256с.
  126. Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль: ЯрГУ, 1982. 135с.
  127. Ю.К. Мышление в производственной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1987. 87с.
  128. Т.В. Целеобразование при решении задач в «диалоге» с ЭВМ и в условиях общения: Автореф.дис. .канд. психол. наук. М., 1980.
  129. В.В., Скатникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. М., 1991. 153с.
  130. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 1983. 40с.
  131. В.П. Исторические предпосылки и гностические основания системного подхода //Психол. журн., 1982. -Т. 3, № З.-С. 3−14.
  132. В.П. Исторические предпосылки и гностические основания системного подхода //Психол. журн. 1982.- Т. 3, № 4.- С. 3−13.
  133. И.Е. Исследование феномена свободы в ситуации фрустрации. // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. М. издательство «Институт психологии РАН», 1997. 192 с.
  134. Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия //Основы вузовской педагогики. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1972.-311с.
  135. Т.Б. Мотивационная структура профессиональных намерений в процессе оптации и профессиональной подготовки в вузе. Автореф.дис. .канд.психол.наук. Казань, 1997.-18с.
  136. О.И. Объективные модели и субъективные решения. М., 1987.- 191с.
  137. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., Просвещение, 1985. 128с.
  138. С. Страх и трепет: Пер. с дат. М., Республика, 1993.383с.
  139. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 623с.
  140. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
  141. А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления //Доклады на совещении по психологии. М., 1954.- С. 5−12.
  142. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: Изд. Моск. ун-та, 1971. 40с.
  143. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. Моск. ун-та, 1972.-575с.
  144. А.Н. Философия психологии. М.: Изд. МГУ, 1994.- 228с.
  145. Г. В. Сочинения: в 4-х т. М., Мысль, 1982.
  146. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 295с.
  147. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 344с.
  148. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии 1975.- № 2.- С. 31−45.
  149. .Ф., Сурков В. А. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-280с.
  150. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации // Отв. ред. А. Ф. Кудряшев. Петрозаводск, 1992. 318 с.
  151. М. Сигналы личности. Воронеж, 1993. 160с.
  152. В.Я. Структура продуктивного управленческого взаимодействия педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1990.
  153. М.Г. Категория «цель» в домарксистской философии. Л.: Наука, 1974.- 186с.
  154. М.Г. Категория «цель» в марксистской философии. Л.: Наука, 1974.-188с.
  155. А.Н. Философия ценностей: Монография. М.: Высш.шк., 1997. 176с.
  156. M.B. Особенности мышления руководителя в процессе освоения управленческой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990. 24с.
  157. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-365с.
  158. A.B., Степанов Е. И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования //Вопросы философии. 1986.- № 4.
  159. Маркс Карл и Энгельс Фридрих. Сочинения (в 30-ти т.). Изд. 2-е Госполитиздат. 1954.
  160. А. Мотивация и личность. Спб, 1997. 430с.
  161. М.В. Изучение мотивации как многоуровневой системы //Воспитание, обучение и психическое развитие. 4.2. Тезисы научных сообщений к шестому Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1983.-208с.
  162. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. 1982.- № 4.- С. 517.
  163. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Перм. пед. ин-т, 1971. 120с.
  164. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.-702с.
  165. Методология инженерной психологии, психология труда и управления. М.: Наука, 1981. 285с.
  166. Н.М. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. М.: Наука, 1991. 127с.
  167. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.240с.
  168. М.М. Терминологическое пособие по психологии. Алма-Ата, 1957, — 82с.
  169. О.Б. Национальное самосознание. М.: Изд. Луч. РАУ, 1992. 139с.
  170. B.C. Дивный мир: не утопия, реальность II ж. Развитие личности, 1997, — № 1.- С.14−22.
  171. Н.И. Психологическая напряженность. М.: Изд. Моск. унта, 1976.- 112с.
  172. Ш. А. Установка и-деятельность. Тбилиси, 1987.361с.
  173. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 200с.
  174. Национальное и интернациональное воспитание. Алма-Ата, 1994.-89с.
  175. В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998. -488с.
  176. А.Л. Логика и методология научного познания. М.: Изд. МГУ, 1982.-249с.
  177. . Мотивация //Вопросы мотивации и эмоций. М.: Изд. МГУ, 1973. — 191с.
  178. П.П. Психологические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности. М.: Наука, 1981.- С. 24−44.
  179. В.Е. Изучение процесса формирования цели и ее влияние на способы и результаты деятельности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1984.-26с.
  180. P.O. Формирование профессиональной ориентировки высококвалифицированных рабочих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989.-20с.
  181. Панов В. И От развивающего обучения к развивающему образованию// Известия Российской Академии образования. М.: Магистр-пресс, 2000, № 2. С.60−70.
  182. Панов В. И От развивающего обучения к развивающей образовательной среде// Инновации в российском образовании: Общее образование.2000. — М.: Изд-во МГУП. 2000. С.44−57.
  183. A.B., Ярошевский М. Г. основы теоретической психологии. М.: ИНФРА М, 1998. — 528с.
  184. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-659с.
  185. Л., Хейл Г. Выработка управленческих решений: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1984. 187с.
  186. Платон Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Мысль, 1994.
  187. А.И. Формирование симультанного опознания. М.: Изд. Моск. ун-та, 1978. 151с.
  188. М. Личностное знание. М., 1985. 344с.
  189. Л.В. Развитие мотивационно-смысловой сферы студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики. Автореф.дис. .канд.психол.наук. M., 1995.-16с.
  190. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303с.
  191. Практическая психология для менеджеров. Отв ред. М. К. Тутушкин. М.: ИИД Филинъ, 1997. 368с.
  192. Практическое мышление: функционирование и развитие. Отв ред. Д. Н. Завалишина. М., 1990. 138с.
  193. Психологический анализ учебной деятельности // Сборник научных трудов / Отв. Ред. В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин М., Ипан, 1991.-263с.
  194. Психологические аспекты управления. Под ред. Ф. М. Русинова, В. И. Антонюка. М.: Экономика, 1984. 160с.
  195. Психодиагностические методы. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. 248с.
  196. Психология в бизнесе. Отв. Ред. Т. Н. Петрицкая. М., 1997. 167с.
  197. Психологические механизмы целеобразования. Отв. Ред. О. К. Тихомиров. И.: Наука, 1977. 260с.
  198. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв. Ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева АН СССР. М.: Наука, 1976. 368с.
  199. Психологическое изучение личности работника. Киев, 1989. 87с.
  200. Психология в управлении: Сб. Сост. А. М. Зимичев JL: Лениздат, 1983.- 192с.
  201. Психология управления: Сборник научных трудов. М.: изд. АНХ при СМ СССР, 1982. 160с.
  202. Психология управления: Учебное пособие // Под. ред A.B. Федотова. Л.: ЛГТУ, 1991. 84с.
  203. Психология управления: Учебное пособие. Саратов: Сарат. Гос. С. -х. Акад., 1996.-80с.
  204. Психология формирования и развития личности. М.: Наука. 1981. -184с.
  205. Д.А. Системный подход к моделированию системной деятельности // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.-455с.
  206. М.О. Исследование функционально-смысловых характеристик начальных геометрических понятий у детей 6−7 лет. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Алматы, 1994. -23с.
  207. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985. 208с.
  208. X., Халле X. Опыт успешного руководства. М., 1981.
  209. М.С., Соловьев A.B., Урванцев Л. П., Шотемор Ш. Ш. Структура психики и проблемы познания //Вопросы философии. 1977.- № 4.-с. 75−87.
  210. В.А. Психология управления: Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел — Синтез», 1999. — 352с.
  211. В.В. Цель, оптимальность, решение. М., 1982. 164с.
  212. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АПРН СССР, 1958. 148с.
  213. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд. Акад. наук СССР, 1957.-328с.
  214. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423с.
  215. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  216. И. Некоторые проблемы социальной психологии: Психология работы с людьми. М., 1981. 215с.
  217. Руководитель коллектива: Социологический анализ первичного производственного коллектива и деятельности его руководителя. М., 1974. -127с.
  218. Р. Культура предпринимательства. Пер с нем. М., 1992. -237с.
  219. Дж. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 1993. 176с.
  220. А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.175с.
  221. В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.150с.
  222. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Монография. М.: НИИ ОНИ, 1990. 215с.
  223. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.
  224. Совместная деятельность: методология, теория, практика // Отв. Ред. А. Л. Журавлев и др. М.: Наука, 1988. 228с.
  225. В.А. Психологические условия актуализации мотивов в деятельности. Автореф.дис. .канд.психол.наук. М., 1997.- 22с.
  226. .А. Мотив и смысл. М., 1993.
  227. .А. Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994.
  228. Спиноза Бенедикт. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.
  229. Становление сознания и психологические проблемы. Л., 1991.135с.
  230. С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров // Вопросы психологии. 1995.-№ 1.- С.60−68.
  231. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. М., 1993.
  232. В.В. Перспективы развития теории деятельности и проблема мотивации // Тезисы докладов Всесоюзной конференции. Боржоми, 1979.
  233. Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессионального опыта//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1990.-№ 3.- С. 50−55.
  234. К.БВ. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1991.304с.
  235. Г. В. Основы психологии теоретической деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1988. 166с.
  236. Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности //Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 11. Л., 1982.
  237. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. 120с.
  238. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М.: Изд. МГУ, 1980.-46с.
  239. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1987. 108с.
  240. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М., 1987.
  241. С.А. Модель организации целенаправленного поведения //Механизмы и принципы целенаправленного поведения. М., 1972. 295с.
  242. Э.Д. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых действий в процессе мышления // Вопросы психологии, 1975.- № 5.
  243. К.А. Избранные сочинения. В 4-х т. М., 1949.
  244. В.А., Васильева И. А. Исследование процессов целеобразования при решении мыслительных задач //Вопросы психологии, 1975.-№ 1.
  245. O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. 304с.
  246. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд. Моск. ун-та, 1992. 85с.
  247. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд. МГУ, 1984.-272с.
  248. H.H. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.255с.
  249. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451с.
  250. Управление развитием школы // Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. 464с.
  251. Фейербах Людвиг. Сочинения: В 2-х т. М.: Наука: 1995.
  252. A.B. Вопросы психологии управления //Психол. журн.1980, — № 6, — С. 19−28.
  253. A.B. Психологическая характеристика процессов генерации и принятия управленческих решений // Нормативные и дискрептивные модели принятия решений. М., 1981, — С. 168−185.
  254. Философский словарь // Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981.-445с.
  255. Л. Интеллектуальные уровни принятия решения // Инженерная психология / Под ред. В. П. Зинченко, Д. Ю. Панова. М.: Прогресс, 1964.-С. 131−160.
  256. С. Практический словарь по психоанализу и микропсихоанализу. М.: ЦПП, 1997. 224с.
  257. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  258. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.448с.
  259. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  260. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 269с.
  261. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447с.
  262. Н.Е. Влияние когнитивного стиля и социальных установок личности на особенности целеполагания. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1992. 20с.
  263. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993. -480с.
  264. В.И. Актуальные проблемы психологии управления // Вопросы психологии, 1981.- № 4.
  265. Уразаева (Розанова) В. А. Психология управленческих задач. М., 1989.
  266. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль: Изд. Ярослав, ун-та, 1991.- С. 51−52.
  267. Е.А. Гипотетические концепты и механизмы эмоциональной неустойчивости личности: имплицитная теория. // Психология личности: новые исследования. М., 1998. С. 281−294.
  268. Н.Г., Заботина Р. И. Теория управленческих решений, 1981.-298с.
  269. В.К. Психика как функциональная система: Природа Жизнь — Личность. Принципы самоорганизации. Алма-Ата: Мектеп, 1986.-271с.
  270. В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата: Мектеп, 1982. 158с.
  271. В.К. Демократизация Востока: психологические проблемы //Развитие личности, 1997. № 1.- С. 84−99.
  272. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185с.
  273. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.316с.
  274. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив. М.: Просвещение, 1990. 208с.
  275. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы. М.: МГПИ, 1987. -136с.
  276. Т.П., Ахлестин К. Н. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. М.: МГУТИ, 1988. 66 с.
  277. Т.П. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. М.: Педагогока, 1991. 191с.
  278. Ф. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.576с.
  279. В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности медвуза. Автореф.дис. .канд.психол.наук.М., 1981.~19с.
  280. В. Формирование системы профессионально важных качеств в процессе овладения профессией // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: Изд. Яросл. ун-та, 1979.- С. 19−36.
  281. Г. П. Избранные труды. М.: Культ. Полит, 1995.800с.
  282. Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1974.
  283. .Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.
  284. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности // Под ред. В. К. Калина. М., 1986. 295с.
  285. Е.В. Волевая регуляция деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: АПН СССР, 1990.
  286. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.-216с.
  287. Этическая мысль // Общ ред. А. А. Гусейнова. М.: Республика, 1992.-446с.
  288. Юнг К. Либидо: метаморфозы и символы. М, 1994.- 367с.
  289. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 89−105.
  290. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
  291. П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. -304с.
  292. В.А. Обучение как процесс управления. Л.: ЛГУ, 1988.158с.
  293. ЯнагидаК. Философия свободы. М., 1958.
  294. К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.- С. 288 418.
  295. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук. Думка, 1977.275с.
  296. Baars B.I. A cognitive theory of conciousness. Cambridge: Cambridge University Press. 1988.
  297. Berliyne D.E. aesthetics and psychology. NY: Appleton Crofits. 1971.
  298. Csikzentmihalyi M. Beyond boredom and anxiety. San Francisco: Jossey Bass, 1975.
  299. Csikzentmihalyi M. Optimal exprience: Studies of flow in consciouness. Cambridge: CUP, 1988.
  300. Day H.I., Berlyne D.E., Hunt D.E. (eds) Intrinsic motivation: A nev direction in motivation Toronto: Holt Rinehart. 1971
  301. Deci E.L. Intrinsic motivation. N.Y. Plenum, 1975. c. 23.
  302. Deci E.L., Ryan R. M. Seif determination and intrinsic motivation in human behavior. 1985.
  303. De Charms R. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. N.Y. Acad, Press, 1968.
  304. Digman J.V. Personality structure emergence of five-factor model // Annuai Review of psychology. 1990, p. 417−440.
  305. Klages H. Wertorientierungen im Wandel Rukblik, Gegenwartsanaiyse, Prognosen. Frankfurt: Cumpus, 1984.
  306. Klages H Wertedynamik. Uber die wandelbarkiet des selbstverstandlechen. Zurich: Edition Interform, 1988.
  307. Guthrie J.M. Locating information in documents: Examination of a cognitive model // Reading Research Quarterly. 1988. (Spring) H. 178−199.
  308. Sternberg R.I. Beyond I. Q: A triarchic theory of human intelligence. Combridge: Combridge University Hress. 1987.
  309. Sternberg R.I. Mental self government: A theory of intellectual styles and their development // Humen Development, 1988. Vol. 31 (4) H. 197−211.
  310. Sternberg R.I. The trearchic mind: A ntw theory of human intelligence. N.Y.: Viking Penguin Jnc., 1988. P. 275−295.
  311. Vallacher R.R., Wegner D.M. action indentification and human behavior // Psychological Review, 1987. Vol. 90. № 1 P. 3−15.
  312. Watson D., Clark L.A. Negative affectivity: the disposinion to experience aversive emotional states. // Psychological Bulletin, 1984. Vol. 96, № 3, pp 465−490.
  313. White R.W. Motivation reconsiderend: The concept of competence // Psychol. Rev. 1959. V 66. P. 297−333.
  314. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ.1. ВЫДЕЛИ ОСНОВНУЮ ПРОБЛЕМУ
Заполнить форму текущей работой