Роль личности на телевидение в процессе нравственно — эстетического воспитания молодежи
Вместо отражения действительности, информирования общества, просвещения и воспитания, средства массовой информации, и в первую очередь телевидение, претендуют на большее — на владение умами и жизнью общества, на создание кумиров и идолов общества, на создание новой морали и этики на антихристианских ценностях. Сегодня СМИ — это реальный социально-политический фактор, активно влияющий на общество… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в развитии личности
- 1. 1. Сущность и природа нравственности
- 1. 2. Формирование нравственных качеств личности
- 1. 3. Воспитательная роль телевидения в обществе
- Глава 2. Особенности воздействия личности на телевидении в процессе нравствено-эстетического воспитания молодежи
- 2. 1. Роль форм общения на телевидении на воздействие процесса воспитания молодежи
- 2. 2. Особенности личности журналиста и текстов телевизионной коммуникации
- Заключение
- Список используемой литературы
На сегодняшний день вопрос личности в формировании нравственно-эстетического воспитания молодежи является одним из актуальнейших для обсуждения, что обусловлено рядом причин. В первую очередь телевидение за счет массовости своего распространения осуществляет самое сильное воздействие на развитие, поскольку имеет самый широкий круг аудитории. По причине того, что молодежь является наиболее поддаваемым навязанным стереотипам, то именно они становятся напрямую зависимыми от того, что видят по телевизору, ведь именно на них довольно часто они хотят походить и равняться. Этим объясняется особая роль личности на телевидении в процессе нравственно-эстетического воспитания молодежи. Этот вопрос вот уже на протяжении более двух десятков лет волнует не только ученых, педагогов, психологов, но и родителей, которые как никто другой заинтересован в хорошем эстетическом воспитании своих детей.
Целью настоящей работы является качественный анализ роли личности на телевидении, действия, разговоры и поступки которой становятся одним из немаловажных факторов формирования нравственности и эстетического воспитания современной молодежи. Объектом исследования в настоящей работе является как личность на телевидении, так и молодежь, рассматривая которую необходимо проследить соответствующую связь. Предметом работы является процесс нравственно-эстетического воспитания современной молодежи. В соответствии с поставленной целью, объектами и предметом в работе представляется необходимым выполнения следующих задач: Охарактеризовать сущность и природу нравственности, описать процесс формирования нравственных качеств в человеке, выявить особенности воспитательной роли телевидения в обществе в целом, определить роль форм общения на телевидении на воздействие процесса воспитания молодежи, выявить особенности личности журналиста и текстов телевизионной коммуникации.
Изученность данного вопроса, его научная обоснованность, несмотря на сравнительно небольшой около 20 лет срок своего возникновения, позволяет, используя труды таких авторов как Рожков М. И. Байбородова Л.В. Подласный И. П. Саруханов В.А. П. С. Гуревич, достичь поставленной в работе цели и выполнить соответствующие задачи, поскольку используемые работы авторов являются не более не мене как отправной точкой для исследования поднятого вопроса.
Глава 1. Нравственное воспитание и его роль в развитии личности
1.1. Сущность и природа нравственности
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Я. А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:
Нравственное воспитание целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении .
Нравственные понятия становятся руководством к дейсвию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, — важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
1.2. Формирование нравственных качеств личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых являтся регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно — административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с одной стороны, и нравственность с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Иное дело нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на её моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. Одна из задач нравственного воспитания школы правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы и методы).
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.
Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.
Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:
1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т. д.);
2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т. п.);
3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.) .
Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.
По мнению Н. И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы упражнения. Убеждение это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.
Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. Упражнение это планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.
Список литературы
- Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. Телевизионная журналистика (учебник). М.: Издво МГУ, «Высшая школа», 2007,
- В.Л. Цвик. Телевизионная журналистика (История. Теория. Практика) / М.: Аспект Пресс, 2004,
- П.С. Гуревич. Приключения имижда: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М.: Искусство, 1991,
- Березин В.М. Массовая коммуникация. Сущность, каналы, действия. М.: 2004,
- Г. В. Кузнецов. ТВжурналистика: Критерии профессионализма. М.: РИПхолдинг, 2002,
- Саруханов В.А. Азбука телевидения. М.: Аспект Пресс, 2002,.
- Каджаспирова Г. М. Педагогика М.:Гардарики, 2007,
- Подласный И.П. Педагогика М.: Владос, 2005,
- Скалеренко А.Б. Общая педагогика М.: Юнити-Дана, 2006,
- Рожков М. И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000,
- Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.