Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия сохранения и поддержвания психологического здоровья студентов медицинского колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка результатов внедрения экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов медицинского колледжа дала возможность увидеть достоверные изменения в компонентах психологического здоровья. Так, на контрольном этапе эксперимента исследование эмоциональной устойчивости показало переход 60% студентов экспериментальной группы на средний уровень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания для изучения психологического здоровья студентов в условиях медицинского колледжа
    • 1. 1. Понятие психологического здоровья студентов и его структурные компоненты
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов
    • 1. 3. Возрастные особенности отношения студентов к психологическому здоровью
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Организация и проведение экспериментальной работы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов медицинского колледжа
    • 2. 1. Основные этапы экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов
    • 2. 2. Характеристика экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов
    • 2. 3. Психодиагностический комплекс методов, позволяющий определять состояние психологического здоровья студентов. !
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Результаты экспериментальной работы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов медицинского. колледжа
    • 3. 1. Анализ результатов до внедрения экспериментальной программы по сохранению, и поддержанию психологического здоровья студентов
    • 3. 2. Сравнительный анализ результатов, полученных после внедрения экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов
  • Выводы по главе 3

Психолого-педагогические условия сохранения и поддержвания психологического здоровья студентов медицинского колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе система среднего специального ивысшего образования России переживает период трансформации. В ее основе лежит гуманизация учебно-воспитательного процесса, предполагающая глубокое изучение личности учащегося, заботу о его здоровье и индивидуальный, подход к обучению.

Основной целью образовательной программы средне-специальных учебных заведений является вооружение студентов системой профессиональных знаний, умений, навыков и применение их на практике, однако духовному развитию учащихся, к сожалению, уделяется недостаточно внимания. Между тем как психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, иметь собственную точку зрения, позволяющую ей ориенти-роваться.в своих психических состояниях.

Социальные процессы, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние навсе стороны жизнедеятельности человека, включая его здоровье. Социальные потрясения (стрессогенность общества) ограничивают разви-^ тие человека, вызывают нарушения в развитии психологического здоровья:

В студенческом возрасте человек обладает определенным психологическим здоровьем, но из-за пребывания в стрессогенной среде оно нарушается, и как результат, теряется четкость осознания личностью ценности своего здоровья. В связи с этим^актуальна проблема его сохранения и поддержания. Проблема сохранения и поддержания психологического здоровья — это" далеко не новая научная проблема. Сформулированная В. А. Ананьевым [15] и В. М. Бехтеревым [40], получившая свое развитие в трудах РШ. Брехмана [55], В. В-Горинова, И. Н. Гурвича [85], О. И. Даниленко [89], С. С. Корсакова, А. Ф. Лазурского, она была конкретизирована в исследованиях В. И. Гарбузова [75], О. Н. Ежовой [99], А. Г. Лидерса [144], Ю. П. Лисицына [145], Ю. А. Лунева [238], Б. М. Мастерова, В. С. Мерлина, Г. С. Никифорова [174], В. П. Петленко.

183], И. Х. Пикалова, А. М. Прихожан [193], Н. С. Пряжникова [192], Л. М. Семенюк, Т. С. Тамбовцевой, Г. И. Царегородцева [237], Г. А. Цукерман,.

A.Г.Щедрина [248].

Особо следует отметить исследования, рассматривающие проблему сохранения и поддержания психологического здоровья личности в русле гуманистической психологии (А.Маслоу, К. Роджерс), научные идеи которой развиваются К. Н. Вентцелем,. Д. Н. Кавтарадзе, Д. Ж. Маркович, А. К. Марковой,.

B.И.Слободчиковым, Е. Д. Смирновым, И. С. Якиманской, В. А. Ясвиным — учёными, пришедшими к осознанию того, что психологическое здоровье выступает стратегической целью современного образованиясохранение и поддержание психологического здоровья студентов возникает в результате включенности личности в познавательную и ценностно-ориентационную деятельность, при проявлении личностью самостоятельной нравственной воли в вопросах здорового образа жизни.

Для определения содержания психолого-педагогических условий сохранения и поддержания психологического здоровья студентов особое значение имеют теоретические положения, обозначенные в работах А. Г. Асмолова, И. Н. Рейнвальд, Д. Н. Узнадзе, Д. И. Фельдштейна, В. Э. Чудновского. Исследователи отмечают, чтообразовательная' среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая условия, созданные для сохранения и поддержания психологического здоровья личностиУчёные выделяют различные аспекты образовательной среды, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении студента (Л.И.Анцыферова, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Д. Н. Завалишина, Н. Б. Крылов, А. В. Мудрик, В. А. Петровский, А.Я.Пономарёв).

Для дальнейшего углублениянаучных знаний о содержании психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и поддержанию психологического здоровья, на наш взгляд, необходимо исследовать такие представления, которые связаны с рассмотрением понятия «психологическое здоровье», с выделением его структурных компонентов, с определением содержания психолого-педагогических условий его сохранения и поддержания в условиях медицинского колледжа.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить ряд противоречий, существующих в реальной образовательно-воспитательной практике среднего профессионального образования. Это противоречия: между тем^ что проблема сохраненияи поддержания психологического здоровья студентов в процессе обучения является^ одной из важнейших задач системы образования, и тем, что в медицинском колледже не создаются психолого-педагогические условия, способствующие его сохранению и поддержаниюмежду необходимостью осуществления студентамиздоровьесберегающей деятельности и слабой сформированностью у них интеллектуального, ценностного и практического опыта реализации такой деятельности в-повседневной жизни.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования содержания психологического сопровождения процесса сохранения и поддержанияпсихологического здоровья, студентов в условиях медицинского: колледжа. В практическом плане — проблема определения психолого-педагогических условий сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа.

Объект исследования — психологическое здоровье студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранение и поддержание психологического здоровья студентов.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка программы сохранения и поддержания психологического здоровья студентов медицинского колледжа.

Гипотеза исследования. Если психологическое здоровье студентов представляет собой эмоциональную устойчивость, самопринятиеспособность к самореализации, сформированность. ценностных ориентацийспособность, приспосабливаться к условиям внешней! среды, то его сохранение: и поддержание становится возможным тогда, когда-психологическая служба образовательного учреждения" будет базироваться? на реализации экспериментальной, программы, включающей в себя:

— диагностический^ комплекс, обеспечивающий изучение индивидуально-психологических особенностей студентов? при поступлении в медицинский колледж-.

— социально-психологическийтренинг, направленный! на сохранение и поддержание психологического здоровьястудентов путёмсовершенствования структурных компонентов психологического-здоровья ! (психоэмоциональный статус, представления студентов о здоровом, образе жизни, ценностное самоотношение).,.

Задачи исследования:

1. Конкретизировать научное представление' о содержании понятия «психологическое здоровье студента».

2. Обосновать психолого-педагогические условия- .способствующиегсохранению и поддержанию психологического здоровьястудентов.

3. Сконструировать психодиагностический? комплекс: методов, позволяющий определять состояние психологическогоздоровья студентов.

4. Определить-результативность (опытно-экспериментальной работы по сохранению' ишодцержанию психологического здоровья студентов;

Научнаяшовизна исследования:

— конкретизировано содержание понятия. «психологическое здоровье студента» (эмоциональная* устойчивость, самопринятие, способность к самореализации, сформированность. ценностных, ориентацийспособность приспосабливаться к условиям внешней среды)-: структурными компонентами" психологического здоровья студентов, являются* психоэмоциональный статус, представления студентов о здоровом образе жизни, ценностное самоотношение;

— определены психолого-педагогические условия, способствующие сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов медицинского колледжа: а) психологическое обеспечение развития студентов, которое организует психологическая службаб) психологическое сопровождение образовательной среды медицинского колледжа (педагогическое условие) — в) внедрение экспериментальной программы, сохранения и поддержания психологического здоровья студентов, построенной на диагностическом комплексе, внедрении социально-психологического тренинга (психологическое условие);

— сконструирован психодиагностический комплекс методов, позволяющий определить состояние психологического здоровья студентов (комплекс включает диагностирование психоэмоционального статуса посредством теста школьной тревожности Филлипса, методики определения эмоциональной устойчивости (стабильности) — неустойчивости (нейротизма, тревожности) Ю. Л. Ханинаисследование представлений студентов о здоровом образе жизни посредством анкеты «Составляющие здорового образа жизни», основанной на методике ценностных ориентаций М. Рокичаисследование ценностного самоотношения посредством теста-опросника самоотношения В. В. Столина, методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн;

— разработана экспериментальная программа сохранения и поддержания психологического здоровья студентов, включающая в себя диагностический раздел («Диагностический, минимум»), содержательный раздел (социально-психологический тренинг), технологический раздел (комплекс психологических игр и упражнений к тренинговой программе «Сохранение и поддержание психологического здоровья студентов»).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научное представление о содержании психологического здоровья студентов и его структурных компонентовпозволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы сохранения и поддержания психологического здоровья студентовбудут способствовать повышению теоретического уровняпреподавания^специальных дисциплин в, той" их части, которая относится к способам включения зианий о здоровье и здоровом образе жизни в содержание профессиональной [подготовки > студентов' медицинского колледжа. Раскрытие структурных компонентов^ понятия «психологическое здоровье студента» позволит на теоретической основе? определить показатели и критерии ориентированности будущих специалистов-медиков: на ведение здорового образа жизни;

Практическая: значимость, исследования^ состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование: психолого-педагогической подготовки сту-дентовгв аспектах ориентацишна сохранение и поддержание психологического здоровья, формирование способности, здорового образажизни, на разработку технологий практической психологии, применяемых в профессиональном образовании специалиста, гдеглавным предметом, труда является, сохранение здоровья-человекав создании психодиагностического комплекса8 методовпозволяющих, определять состояние психологическогоздоровьягстудентовш прогнозировать возможные егонарушенияРазработан и апробирован: социально-психологическийтренинг «Сохранение: и поддержание психологического здо- -ровья студентов»;

Теоретико-методологической основой исследования выступили аксиологический^ и: гуманистический' подходы, врамках. которых человек рассматривается как: высшая: ценность: социального развитиячто позволило изучать процесс сохранения и поддержанияшсихологического здоровья: личности студента с точки зрения психологическихусловий гуманизации образовательного процесса (И.Б.Котова, В. А. Сластенин, Е.Н.Шияпов).

Источниками исследования' являются фундаментальные положения и идеи:

— психологии личности (Б.Г. Ананьев. 13], А. Г. Асмолов [25], Б.С. Бра-тусь [52], Л. С. Выготский [68], Б. Ф. Ломов [150], А. Маслоу [158], В.И. Мя-сищев [72], А. В. Петровский [185], К. Роджерс [202], СЛ. Рубинштейн [205]) — теории развития личности в юношеском возрасте (Б.Г. Ананьев [13], Р. Берне [39], Я. А. Коломинский, И. С. Кон [125], А.В. Мудрик);

— о проблеме психологического здоровья личности в отечественной и зарубёжной психологической-литературе (А. Адлер [5], В. А. Ананьев [14], И. В. Дубровина [98]-. А. Маслоу [158], Г. Олпорт [263], Ф. Перлз, К. Роджерс [202]);

— о структурных составляющих психологического здоровья (В.А. Ананьев [15], E.G. Братусь[52], C.JI. Братченко [53], О. С. Васильева [61], А .Я. Иванюшкин [109], В. П. Казначеев [114], Г. С. Никифоров [174], В .П. Петленко [183], Т. Н. Резникова, В.М. Смирнов).

— концепции развивающей среды, реализующие комплексный подход к формированию личности специалиста, его психологического здоровья (A.F. Асмолов-[25],.И. А. Баева [29], А. В. Брушлинский [56], Л. С. Выготский [69], В. В. Давыдов [87], JI.B. Занков, Б. П. Никитин, В. А. Петровский [186], Н. М. Швалева [243], Д. Б. Эльконин [251], В. А. Левин [257]);

— о саморегуляции психических состояний (К.А. Абульханова — Слав-ская [2], М. Я Басов, Г. Д. Горбунов, Л. П. Гримак [80], Л. Г. Дикая [94], В.Е. • Клочко, А. П. Козин, О. А. Конопкин [126], Г. С. Никифоров [174], А. К. Перов [182], Л. А. Савинкова [212], Н. Н. Ярушкин [258]);

— о способах психокоррекции (Л.С. Выготский [68], В. И. Гарбузов [74], М. В: Демиденко [90], А. Г. Лидере [144], Ю. А. Лунев [238], Б. М: Мастеров, B.C. Мерлин, Ю. М. Орлов [178], Ю. В. Нахомов, И. Х. Пикалов, В.В. Петру-синский^ [110], Н.С. Пряжников- [192], К. Рудестам [208], Т. С. Тамбовцева, Н. В. Цзен, Г. А. Цукерман).

Этапы: научного исследования. Исследование проводилось в течение 2000;2005 годов.

1 этап (2000;2001 гг.) — Анализ научной литературы, передового практического опыта, исследованийтематически близких к нашему, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать его задачи. Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методологии и методов исследования, а так же обоснование программы.

2 этап (2001;2003 гг.) — В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом научных положений о психологическом здоровье и способах его сохранения и поддержания, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, изучались психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья личности студента, был сконструирован психодиагностический комплекс методов, позволяющий адекватно определять состояние психологического здоровья студентов. Результатом этого этапа стали разработка и внедрение экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов.

3 этап (2003;2005 гг.) — Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов. Эмпирическое знание, полученное в результате сравнительного анализа данных, имевших место до проведения эксперимента, с данными на момент его окончания, было подвергнуто теоретическому анализу. Содержание этого этапа включало проведение исследовательской работы, позволяющей определить эффективность экспериментальной программы. Проводилось оформление результатов исследования.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету: анализ литературы по психологии, педагогике и другим смежным областям научного знаниясистемный анализ и синтезпсихологические методы (беседа) — наблюдение (прямое, косвенное, включенное) — экспериментальный метод (констатирующий и естественный эксперимент формирующей направленности) — диагностические методы (тестирование) — методы математической статистики.

Работа выполнена в рамках концепции психологии развивающей среды, разрабатываемой! кафедрой практической1 психологии Пятигорского государственного лингвистического университета и основывается" на ее положениях о том, чтснразвитие личности, ее психоэмоциональный: статус определяются*как личностнымиюсобенностями^так и условиями образовательной среды. Тёоре-тической основой работывыступили положения о том, что>практическая? психология является здоровьесберегающим фактором, она ориентирована на индивидуальность — личности-. ее психоэмоциональный: статус, социальную ситуацию развития: Мы основываемся на том положениичто личность является активным компонентом среды. и такие психологические феноменыкак психоэмоциональный статус: человека, система: ценностных: отношений ксебе и к другим является связующим звеном между личностью и средой, в которой она находится;

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной-из важных задач4 современного1 образования является сохранение и поддержание психологического здоровья студентов. Однако существует реальное противоречие между потребностями в сохранении и поддержании психологического здоровья у студентовв: системе-среднего специального об-разованияшг недостаточной! ориентированностью преподавателей^ медицинского: колледжа на создание психолого-педагогических условийсохранения и: поддержанияпсихологического: здоровья1 студентов: Одним из способов преодоления данногс" противоречия* является совершенствование учебно-образовательного процессаобеспечивающего сохранение и поддержание психологического здоровья студентов, структурными компонентамикоторого являются: — психоэмоциональный статус, представлениястудентов о здоровом образе жизни., ценностное: самоотношение.

2. Совершенствование организации и содержанияучебно воспитательного процесса в медицинском колледже с целью сохранения: и поддержанияпсихологического здоровья? у будущих специалистов предполагает создание психолого-педагогических условий^среди-которых центральное: место занимает психологическая службаобеспечивающая' сохранение и поддержание психологического здоровья студентова также психологическое сопровождение реализации программы, которая осуществляет весь комплекс диагностики, психологического здоровья студентов и предопределяет содержание: работы: в = этом: направлении через реализацию комплекса психологических игр и упражнений за. счет совместношдеятельности преподавателя и студентов:

3- Длясохранения ишоддержанияшсихологического здоровья-студентов медицинского колледжа требуетсявнедрение специального социально-психологического тренинга, которыйвыстраивает отношения членов: группы, способствуя развитию чувства защищенности: и уверенности в себе, проясняет потребности? и ценностныеориентации при решениипроблем, связанных с психологическим? здоровьем? студентовразвивает установку на. социальную активность, обеспечивающую: выбор1 позитивной* самореализации в. вопросах здорового образа жизни.

Достоверность, проведенного* исследования: обеспечивалась обоснованностью методологии: исследованияее соответствием! поставленной проблемеосуществлением: исследования? на теоретическом: и практическом уровнеприменением комплексаэкспериментальных ^ диагностических методов, адекватных целям ипредмету исследованиякачественной' интерпретацией данных, их сравнительным анализом с применением методов математической статистикивозможностью повторения экспериментальной работы.

Апробация: результатов* исследования. Материалы исследования нашли свое: отражение в: статьях и программах, опубликованных автором. Сообщения и доклады по текущим результатам исследования обсуждались на международных («Белые:ночи -2003»), всероссийских (VI Всероссийские педагогические чтения имени А. А. Католикова, 2003; II Всероссийский съезд медицинских сестер, 2004) — региональных (IX годичное собрание южного отделения РАО, 2003 годVI, VII, VIII научно-практические конференции средних медицинских учебных заведений Северного Кавказа, 2001;2003 гг.) научно-практических конференциях в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Нальчике, г. Геленджике, г. Кисловодске, на заседаниях кафедры практической психологии ПГЛУ 2002;2004 гг.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в тринадцати публикациях: статьях, тезисах, докладах и учебном пособии «Самодиагностика и развитие личности студента» (в соавторстве с Ю. А. Лобейко, Н.М. Швалевой).

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения. Текст иллюстрирован графиками, схемами и таблицами.

Выводы по главе 3.

Качественный анализ количественных результатов, полученных в результате исследования позволяет сделать определенные выводы по взаимосвязи между различными показателями психологического здоровья и стратегиями поведения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах, являющихся составляющими внутренней картины здоровья;

Выявлено, что изменение такого важного показателя психологического здоровья студентов, как психоэмоциональный статус, проявляется в снижении уровня тревожности, эмоциональной неустойчивости (нейротизма, тревожности), в положительном изменении внутреннего состояния студентов, в позитивной удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды медицинского колледжа.

Установлено, что наиболее значимыми характеристиками образовательной среды для всех испытуемых являются, пожалуй, наиболее важные для профессионального самоопределения и психологического здоровья характеристики: взаимоотношения с преподавателямиэмоциональный комфортсохранение личного достоинствавозможность проявлять инициативу, активностьвнимание к просьбам и предложениям, что свидетельствует о положительной динамике степени удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды.

Обнаружено, что: в ранге ценностных ориентаций студентов-медиков здоровье является самой большой^ ценностью в жизни, что непосредственно связано с ценностным самоопределением в личностной и профессиональной сфере.

Установлено, что выделение студентами таких составляющих здорового образа жизни как «осмысленная жизнь», «гармония с собой», «саморазвитие», «оптимистическое отношение к жизни» свидетельствует о личностной зрелости студентов, высоком уровне аутентичности, спонтанности и внутренней свободы, ответственности за свое здоровье, активности и самостоятельности в решении вопросов здоровьесбережения.

Установлено, что положительная динамика показателей ценностного самоотношения, студентов (самоотношение, самооценка, степень удовлетворенности основных потребностей, ценностные ориентации) является важным фактором сохранения и, поддержания психологического здоровья студентов, их профессионального роста в вопросах здоровьесбережения.

Улучшение показателей психологического здоровья свидетельствует об овладении навыками саморегуляции в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах всеми участниками эксперимента.

Доказано, что создание психолого-педагогических условий сохранения и поддержания психологического здоровья студентов, сочетание специальных тренинговых занятий и способов создания образовательной среды позволяет достигнуть результата в сохранении и поддержании психологического здоровья студентов.

Эффективность проведения экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов определялась с помощью t — критерия Стъюдента, который достоверно показывает наличие положительных результатов после проведения экспериментальной программы. Проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность предложенной экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов медицинского колледжа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В' настоящее время проблема создания психолого-педагогических условий! для— сохранения и, поддержания психологически здоровой личности? студента превратилась в значимую для теориии практики психологической^ науки: Обеспечение позитивного^ личностного развития и сохранение психологического здоровья. определяютсякак условиями' образовательной среды, так и особенностями самой личности.

Теоретический анализпсихолого-педагогической литературы позволил определить: феноменпсихологического здоровья. Психологическое здоровье — это эмоциональная устойчивость личностисамопринятие, способность к самореализации, сформированность ценностных ориентацийспособность приспосабливаться к условиям внешнейсреды.

Проведенное исследование позволило осуществить, теоретико-методологическийанализу состояния? проблемы психологического здоровья личности студента, осуществить анализ проблемы психологического здоровья в системе ценностных ориентаций студентовуточнить содержание понятия- «психологическое здоровье студентов" — Были выделены наиболее важные структурные: компоненты психологическогоздоровья студентов, включающие: а): психоэмоциональныйстатус (уровень тревожности, эмоциональная устойчивость .(стабильность) — отношение: к образовательнойЧереде колледжа) — б) представления! Студентов о здоровом-образе жизни (составляющие здорового образа жизни), в) ценностное. самоотношение (самоотношение, самооценка, степень удовлетворенности основных потребностей, ценностные ориентации);

Исследование позволило' также обосновать необходимость создания психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и поддержанию’психологически здоровой личности студента и выделить в качестве таковых: а) психологическое обеспечение развитиястудентов, которое организует психологическаяслужбаб) психологическое сопровождение образовательной среды, медицинского колледжа, (педагогическое условие). в) — внедрение экспериментальной программы сохранения и поддержания психологического здоровья студентов, построенной на диагностическом комплексе, внедрении, социально-психологического тренинга (психологическое: условие). Это позволяет ориентировать учебно-образовательный процесс в медицинском колледже-на: создание психолого-педагогических условий сохранения и поддержания психологического здоровья студентов;

Разработанная экспериментальная программа позволяет изучать особенности индивидуального и личностного развития студента, его мотиваци-онно-потребностной сферы, интересов и склонностей. Это дает большие возможности для организации психопрофилактической, коррекционной и консультативной работы («Диагностический минимум»). «Диагностический минимум» выявляет возможные факторы декомпенсации в формировании психологического здоровья, на его основе составляется план развития группы с ее сильными сторонами, целями, задачами куратора И: педагогического коллектива в сохранении, и поддержании психологического здоровья студентов. Применение социально-психологического тренинга позволило развить установку студентов на социальную активность, как фактора, обеспечивающего формирование психологического здоровья. Тренинговая программа по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов, состоящая из психологических игр и упражнений, способствует развитию психоэмоционального статуса, представлений студентов о здоровом образе жизни и ценностного самоотношения.

Оценка результатов внедрения экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов медицинского колледжа дала возможность увидеть достоверные изменения в компонентах психологического здоровья. Так, на контрольном этапе эксперимента исследование эмоциональной устойчивости показало переход 60% студентов экспериментальной группы на средний уровень сформированное&trade-, 15% - на высокий уровень, 25% - на низкий уровень сформированностипереход сформированности самооценки у студентов к адекватной самооценке-у 81%, завышенной самооценке — у 11%, заниженной- - у 8%- высокому уровню сформированностш биологических. потребностей стало = соответствовать 41.% студентовсоциальных потребностей — 55% студентов-. духовных: потребностей — 33%.студентов: На среднишуровень. сформированности биологических потребностей смогли перейти 59% студентовсоциальных потребностей — 45%, духовных потребностей — 43% студентов:

Это позволяет нам: говорить: опозитивных результатах и успешности внедрения экспериментальной программы по сохранению и поддержанию психологического здоровья у студентов медицинского колледжа.

Таким образом, решена актуальная теоретическая и практическая задача педагогической психологии:

В рамках исследования? разработана концепция условий сохранения и поддержанияшсихологически здоровой личности студента медицинского колледжа средствами практической? психологии, которая оснащена психологическими.технологиями.' Предложеныи внедрены, средства диагностики психоло-. гического здоровья студентов, их ценностного отношения к своему здоровью, степени ихудовлетворенности: образовательнойсредой. Определен статус психологической диагностики как одного из основных компонентов службы практическойпсихологии, как условияиндивидуализацииличностной и профессиональной самореализациистудентов. Разработана и внедрена экспериментальная’программа’сохранения-иподдержанияшсихологического здоровья^ студентовв¦>условиях медицинского колледжа. Организация. и внедрение экспериментальной программы проходило в. 4 этапа: 1 этап — создание психологической службьг медицинского колледжа как социальное условие обеспеченияпсихологического развития: студентов- 2* этап — реализация диагностического раздела программы (комплекс диагностических мероприятий) — 3: этап — реализация педагогического раздела (комплекс педагогических действий, направленных на развитие психологического здоровья студентов) — 4 этап — реализация психологического раздела, (комплекс психологических действий, в который входит социально-психологический тренинг).

Анализ данных, полученных в ходе настоящего исследования, позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций: применявшийся в исследовании комплекс диагностических методик, направленный на определение компонентов психологического здоровья, может быть рекомендован психологическим службам для организации психопрофилактической коррекционной и развивающей работыматериалы данной диссертации могут быть использованы при чтении курсов возрастной, педагогической, медицинской психологии, а также на практических занятиях по психологии в условиях среднего и высшего медицинского образованияэкспериментальная программа по сохранению и поддержанию психологического здоровья студентов может быть рекомендована для проведения психопрофилактической, коррекционной и развивающей работы практическими психологами. Данные методики могут быть адаптированы для использования педагогами в учебно-воспитательном процессеразработанная модель психологической службы может быть использована при организации служб практической психологии в системе среднего профессионального образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой