Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стадии процесса социализации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим также, что в настоящее время исследователи не ограничивают процесс социализации рамками детского и юношеского возраста. Общепризнано, что социализация продолжается в течение всего жизненного пути индивида, что подразумевает непрерывность социального развития личности. В связи с данным пониманием, социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя и социализированность… Читать ещё >

Стадии процесса социализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Свою историю в системе психологического знания имеет вопрос о стадиях процесса социализации. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в ней. С точки зрения психоанализа особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Поэтому в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Однако в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации расширились. Это способствовало проведению в том же теоретическом ключе экспериментальных работ в период отрочества и даже юности. Сегодня не ориентированные на фрейдизм школы социальной психологии делают особый акцепт на изучении социализации в период юности. Итак, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Отметим также, что в настоящее время исследователи не ограничивают процесс социализации рамками детского и юношеского возраста. Общепризнано, что социализация продолжается в течение всего жизненного пути индивида, что подразумевает непрерывность социального развития личности. В связи с данным пониманием, социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя и социализированность, и готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Согласно Л. С. Выготскому, социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она всецело определяет формы и путь развития ребенка, следуя которым приобретаются новые свойства личности. Кроме того, Выготский подчеркивает, что при изучении динамики какого-либо возраста первостепенным является выяснение социальной ситуации развития[1].

Согласно традициям отечественной психологической школы, этапы социализации принято соотносить не только с возрастной периодизацией жизни человека, но и с усвоением социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. При этом называют следующие три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и делится на два самостоятельных периода:

  • а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
  • б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (время обучения в школе).

В настоящее время существует полемика относительно периода обучения в вузе или техникуме. Так, если за критерий для выделения стадий принимать отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. Однако существует значительная специфика обучения в подобного рода учебных заведениях по сравнению со средней школой (например, принцип соединения обучения с трудом). Таким образом, эти периоды в жизни человека не могут рассматриваться по той же схеме, что и время обучения в школе. Итак, крайне актуальной выделяется в настоящее время проблема социализации студенчества как одной из важных социальных групп общества.

Трудовая стадия социализации соответствует периоду зрелости человека (важно понимать условность демографических границ «зрелого» возраста), периоду его трудовой деятельности. Социализация в период трудовой деятельности происходит не только в плане усвоения социального опыта, но и его воспроизведения. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Практическое применение исследований на данной стадии социализации трудно переоценить, особенно в современных условиях, когда активно развивается идея непрерывного образования (и образования взрослых). Здесь также следует отметить актуальность и развитие исследований по акмеологии, науки о зрелом возрасте.

Проведение исследований и теоретическое осмысление проблематики социализации на послетрудовой стадии социализации носят характер наименее развитых и наиболее молодых. Во многих современных обществах проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в связи с тем, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место: увеличивается продолжительность жизни, ведется определенная социальная политика государств по организации работы системы пенсионного обеспечения, сохранение трудового потенциала пенсионеров и проч. Таким образом, сейчас бурно развиваются такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

Обозначим основные две позиции в дискуссии по проблеме послетрудовой стадии социализации.

  • 1. Само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах сто воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации.
  • 2. Совершенно новый подход к пониманию психологической сущности пожилого возраста основывается на достаточно многочисленных экспериментальных исследованиях сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта («институт бабушек» в России). Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Итак, на каждом этапе социализации личность приобретает и осваивает те или иные социальные роли, включается в новые социальные группы, пытается реализовать себя. Не стоит забывать, что жизнедеятельность человека в обществе подразумевает также его политическую социализацию. Так называется процесс включения личности в определенную политическую систему. Этот процесс осуществляется посредством приобретения человеком информации о политических символах, институтах и процедурах, интернализации системы ценностей всего общества и его идеологических основ. Подрастающие поколения усваивают данную информацию с помощью системы образования, массовых коммуникаций, различных акций политических институтов.

  • [1] См.: Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой