Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивы игровой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В игре ребенок осуществляет только те действия, которые для него привлекательны и удовлетворяют доминирующим потребностям: в общении, признании, эмоциональном принятии, самореализации, сравнении себя с другими и потребности действовать как взрослый. В психологии в качестве ведущих мотивов игровой деятельности выделялись два: «быть как взрослый» и «отделиться от взрослого». Противоречие… Читать ещё >

Мотивы игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из центральных компонентов деятельности является мотивация. Проблема мотивов игровой деятельности сосредоточена вокруг двух аспектов: каковы побудительные силы игры и в чем влияние различных мотивов на содержание и характер игровой деятельности. Подход к оценке мотивационной составляющей деятельности определяет основные противоречия между «глубинными» (бессознательное как объект изучения) и «вершинными» (сознание как объект изучения) теориями. «Глубинные» теории 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера подчеркивают побудительное значение удовольствия, первичных внутренних влечений, наслаждения. Мотивы игровой деятельности сосредоточены вокруг переживаний ребенка, они субъективны и базируются на врожденных влечениях. Теория деятельности А. Н. Леонтьева, культурноисторическая концепция Л. С. Выготского и теория онтогенеза игровой деятельности Д. Б. Эльконина выделяют объективные, внешние побудители игровой деятельности. Основополагающим мотивом игры в отечественной парадигме развития является стремление «действовать как взрослый».

Роль воображаемой ситуации как побудительной силы в игре подчеркивал Д. Б. Эльконин. Новый смысл предметным действиям с игрушками придают роль и воображаемая ситуация, которые смешают содержание и смысл игры от манипуляций к отражению жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра может быть сходной с предметной по внешней форме (выполняются примерно те же манипуляции с игровыми предметами), но принципиально отличается по смыслу выполняемых действий. Роль, которую берет на себя ребенок, коренным образом меняет его действия, отношение к предметам и отношение к себе. Смысловым центром предметной игры является игрушка, а сюжетной игры — роль. Роль — это взрослый человек, деятельность которого воссоздает ребенок, отношения между людьми становятся объектом игры ребенка, а основным мотивом — стремление действовать как взрослый.

В отечественной психологии мотив понимается как активность субъекта, направленная на удовлетворение потребности и выполняющая функции побуждения, направления деятельности и смыслообразования. Развитие мотивов происходит через расширение и изменение преобразующих видов деятельности. В игровом действии с использованием предметовзаместителей операция соответствует предмету-заместителю, а выполняемое действие — желаемому предмету. В результате игровой деятельности возникает воображаемая ситуация, т. е. несовпадение операций и действий. Ребенку известны свойства предмета, способы его возможного употребления, но предметы-заместители приобретают новый игровой смысл. Это соотношение смысла и значения возникает в процессе самой игры.

Л. И. Божович определила мотив как все, что побуждает активность человека. Это не обязательно должен быть предмет [12]. В роли мотива может выступать оценка, похвала, так называемое идеальное поле взаимодействия. Побуждение к действию всегда исходит из потребности, а объект, который служит удовлетворению потребности, определяет только характер и направление деятельности. В объекте могут воплощаться самые разные деятельности, так же как в разных деятельностях может воплощаться одна потребность. Внешние объекты только тогда стимулируют активность человека, когда отвечают имеющейся у него потребности или актуальны потребности, которой они удовлетворяли в прошлом опыте человека.

По мнению Л. И. Божович, и в этом отличие ее рассуждений от теоретических построений А. Н. Леонтьева, изменение объектов не составляет содержание потребностей, «а является лишь показателем этого развития» [12]. Л. И. Божович предположила, что пути развития потребностей могут быть следующими.

  • 1. Изменение положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми. Развитие потребностей возможно, если меняется социальная ситуация. Так как на разных возрастных этапах занимаемое ребенком место различно, то и к ребенку предъявляются разные требования. Ребенок может испытать необходимое для человека эмоциональное благополучие, если способен отвечать этим предъявляемым требованиям. Это и порождает присущие возрасту специфические потребности.
  • 2. Усвоение новых форм поведения и деятельности, овладение предметами культуры. Например, если ребенок научился читать — у него возникнет потребность в чтении.
  • 3. Наряду с расширением круга потребностей и возникновением новых, внутри каждой потребности происходит развитие, которое идет от элементарных к более сложным, качественно своеобразным формам потребностей.
  • 4. В связи с развитием структуры мотивационной сферы с возрастом происходит изменение и ведущих потребностей.

По-видимому, потребности меняются не только по содержанию и динамическим свойствам, но и по своему строению. Потребности опосредуются сознанием и начинают действовать через намеченные цели, принимаемые намерения и решения. В этом случае это уже новые функциональные образования, являющиеся «единством потребности и сознания, аффекта и интеллекта» [12]. Эти опосредованные потребности специфичны только для человека.

Так как поведение индивида регулируется объективно наиболее сильной потребностью, то развитие побудительных сил поведения человека можно определить, как процесс превращения естественных потребностей в их опосредованные формы, свойственные только человеку. В дошкольном возрасте доминирующие мотивы связаны с игрой. В игре ребенок получает реальные переживания, которые отражают степень его удовлетворенности взаимоотношениями с окружающей средой.

Именно это отражение побуждает ребенка регулировать отношения. Переживания становятся значимыми для ребенка. Если пережитое для ребенка привлекательно, он будет стремиться к повтору этих переживаний, которые становятся для него целью.

В игре ребенок осуществляет только те действия, которые для него привлекательны и удовлетворяют доминирующим потребностям: в общении, признании, эмоциональном принятии, самореализации, сравнении себя с другими и потребности действовать как взрослый. В психологии в качестве ведущих мотивов игровой деятельности выделялись два: «быть как взрослый» и «отделиться от взрослого». Противоречие, порождаемое этими побудительными мотивами, разрешается через «овладение» взрослым в игре.

Д. Б. Эльконин предположил, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. В этом проявляется новая психологическая форма мотивов. То есть, если сначала ребенок просто хотел действовать как взрослый, с развитием игровой деятельности происходит осознание мотива «стать взрослым» [88].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой