Акмеология развития полипрофессиональной компетентности
Третий этап (2009;2013 гг.) — целью являлось развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы. Разработаны учебные дисциплины для магистрантов «Психология и педагогика высшего профессионального образования», «Психология и педагогика профилизации в системах общего и высшего образования», семинары для специалистов образования по педагогике высшей школы. Проведены круглый стол… Читать ещё >
Содержание
- Раздел I. Теоретико-методологическое обоснование концепции акмеоло-гии развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- Глава 1. Концептуальные основания и генезис акмеологии развития полипрофессиональной компетентности
- 1. 1. Специфика интегративного подхода в развитии акмеологии полипрофессиональной компетентности
- 1. 2. Компетентностная сфера как акмеологический феномен
- 1. 3. Акмеологическая структура и типология компетентностей полипрофессионального профиля
- Глава 2. Общая характеристика акмеологии развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- 2. 1. Психолого-акмеолошческая сущность и структура полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- 2. 2. Методологические основы типологизации полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- 2. 3. Квалиметрические методы и оценка развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- Выводы по первому разделу
- Раздел II. Закономерности акмеологии развития полипрофессиональной компетентности субъектов в высшей школе
- Глава 3. Специфические закономерности акмеологии развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- 3. 1. Динамика и механизмы акмеологии развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- 3. 2. Полидетерминантная структура акмеологии развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- Глава 4. Структурно-функциональная параметрическая модель акмеологии развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы
- Выводы по второму разделу
Раздел III. Акметехнологическая реализация структурнофункциональной параметрической модели акмеологического развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы средствами интегративно-модульного проекта.
Глава 5. Модуль акме-достижений: исследование авторской системы акмеологического развития полипрофессиональной компетентности университетского преподавателя, аспиранта.
Глава 6. Модуль акме-сопровождения: акмеологическое сопровождение развития полипрофессиональной компетентности субъектов высшей школы.
6.1. Структурные преобразования в системе высшей школы.
6.2. Акмеологическое сопровождение субъектов высшей школы.
Глава 7. Модуль акме-развития: акме-программы и акме-технологии развития полипрофессионаньной компетентности обучающихся в высшей школе.
7.1. Развитие полипрофессиональной компетентности обучающихся в рамках программ основного образования.
7.2. Развитие полипрофессиональной компетентности обучающихся в системе дополнительного образования.
Выводы по третьему разделу.
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. СПб, 1997.-703с.
- Акмеология: Учеб. пособие. Текст. / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. -СПб.: Изд-во Питер, 2003. 256с.
- Акмеология: учебник Текст. / Под ред. A.A. Деркача. М.: Издательство РАГС, 2006. — 424с.
- Акмеологическая подготовка специалистов в условиях высшего профессионального образования Текст. // Акмеология 2001. Методические и методологические проблемы. Выпуск 6. СПб.: СПб Акмеологическая академия, 2001. — С. 361−370.
- Акмеология Текст. / Под общей редакцией доктора психологических наук, профессора, академика РАО А. А. Деркач. М: Издательство РАГС.-2004.-299с.
- Акмеологический подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете технологии и предпринимательства. Учебные программы психолого-педагогических и акмеологических дисциплин Текст. СПб.: ООО «Береста», 2002. — 210с.
- Абульханова, К.А. Акмеологическое понимание субъекта Текст. / К. А. Абульханова. Основы общей и прикладной акмеологии. — М., 1995.-С. 85−95.
- Алексеева, JI. П. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. Текст. /Алексеева Л.П. Шаблы-гина Н.С. -М.: НИИВО, 1994. 163с.
- Ананьев, Б.Г. Проблемы педагогической антропологии Текст. / Б. Г. Ананьев // Советская педагогика. 1966, № 5, С. 27−37
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. /Б.Г. Ананьев. — Л., 1969.-384с.
- Ананьев, Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта Текст./ Б. Г. Ананьев. Человек и общество. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-С. 235−249.
- Анисимов, О.С. Креативная акмеология: Учебно-методическое пособие Текст. / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. -276 с.
- Анищева, Л.И. Акмеологическая концепция развития инновационной профессионально-образовательной системы Текст. / Л. И. Анищева. -Акмеология. 2007. — № 3. — С. 44−47.
- Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Текст. / П. К. Анохин, В кн.: Принципы системной организации функций. М., «Наука», 1973, С.5−61.
- Анохин, П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии. Текст. / П. К. Анохин // Вопр. психол., 1974, № 4. С. 21−29.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова. Психология формирования и развития личности. — М., 1981.-С. 3−19.
- Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1992. -Т.13. — № 5. — С.12−25.
- Архипова, И.В. Технология формирования мотивации учебной деятельности студентов технического вуза Текст. / И. В. Архипова Ав-тореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2005,23с.
- Асмолов, А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1982. 14, № 2.-С. 14−27.
- Афанасьева, Н.В. Акмеологические критерии и показатели развития аутокогнитивных способностей государственных служащих Текст. / Н. В. Афанасьева, Л. А. Степнова // Акмеология. 2008. — № 2. — С. 6880.
- Бабушкин, Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности Текст.: Монография. Омск: Б.и., 1998. — 181с.
- Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. Текст. / В. И Байденко, Джерри ван Зантворт. М., 2003. — 129с.
- Балакирева, Л.А. Психология профессионального успеха. Учебное пособие Текст. / Л. А. Балакирева, H.A. Даниличева //- СПб.: ООО «ЛСП», 1998.-144с.
- Баташева, А.Р. Творчество социального взаимодействия как источник жизненных смыслов индивидуального развития Текст. / А. Р. Баташева, // Мир психологии. 2008. — № 1. — С. 18−28.
- Бездухов, В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Текст./ В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара, 2001. — 185с.
- Белицкая, Г. Э. Социальная компетенция личности Текст. // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. — 188с.
- Белозерцев, Е.П. «Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций». Текст. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — С. 599−628.
- Белоусова, О.В. Развивающее образование акмеологического типа Текст./О.В. Белоусова//Педагогика. -2008. № 3. — С.12−17.
- Берестова, Л.И. Социально-психологическая компетентность, как профессиональная характеристика руководителя: Дис. канд. психол. наук. Текст./ Л. И. Берестова. М., 1994. — 167с.
- Берне, Р.В. Я-концепция учителя. Текст. / Педагогическая психология. Хрестоматия. сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О.Н. Щепе-лина. СПб., 2006. — 346 с.
- Беспалов, П.В. Акмеологическая концепция формирования информационно-технологической компетентности Текст. / П. В. Беспалов // Акмеология. 2007. — № 3. — С.27−31.
- Богданова, C.B. Моделирование воспитательной среды общеобразовательной школы в условиях малого города Текст. / C.B. Богданова -Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Кострома. 2009. — 23с.
- Богуславский, B.B. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР. Дисс. канд. пси-хол. наук. Текст. / В. В. Богуславский. М., 1988. — 228с.
- A.A. Бодалев. М., 1993. — 110 с.
- Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. Текст. /A.A. Бодалев. М, 1998. — 168 с.
- Бодалев, A.A. О предмете акмеологии Текст. / A.A. Бодалев // Психологический журнал. 1993. — Т.14. — № 5.- С.17−34.
- Бодалев, A.A. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития Текст. / A.A. Бодалев // Мир психологии. — 1995.- № 3. -С.113−119.
- Бодалев, A.A. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» Текст. / A.A. Бодалев //Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни: Материалы I-II симпозиумов. М.: ПИ РАО, 1997. — 29−32.
- Бодалев, A.A. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни Текст. / A.A. Бодалев, В. Т. Ганжин // Мир психологии. -1999.- № 2.- С.11−23.
- Бодалев, A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека Текст. / A.A. Бодалев,
- B.Т. Ганжин, A.A. Деркач // Мир психологии. 2000. — № 1. — С.89−108.
- Бодалев, A.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека Текст. / A.A. Бодалев, JI.A. Рудкевич // Педагогика. 1995. -№ 3., С. 19−23.
- Бодалев, A.A. Как становятся великим или выдающимся Текст. / A.A. Бодалев, Л. А. Рудкевич. М., 1997. — 287с.
- Бодалев, A.A. Психологическое общение Текст. / A.A. Бодалев. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 256с.
- Бодров, В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала Текст. / В. А. Бодров // Психология субъекта профессиональной деятельности/ под ред. A.B. Брушлинского и A.B. Карпова. М.-Ярославль: ДИА-пресс, 2001. С. 54−72.
- Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности Текст. / В. А. Бодров //Современная психология/ Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФА-МД999. С. 661−668.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д. И. Фельдштейна Текст. / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-422с.
- Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Текст. / Н. В. Бордовская / кол. авторов — под ред. Бордовской Н. В. — М.: КНОРУС, 2010. 432 с.
- Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология. Текст. / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. СПб., 2002. — 373с.
- Братусь, Б.С. К проблеме выявления уровней мотивации Текст. / Б. С. Братусь // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 14−17.
- Брунер, Дж. Психология познания. Текст. / Брунер Дж. М.: Прогресс, 1977.- 413с.
- Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение. Текст./ A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96с.
- Бурдакова, О.П. Инновационная модель «Школа акмеологической культуры личности»: учеб.- метод, пособие Текст. / О. П. Бурдакова. — СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2009. 132 с.
- Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности Текст. / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. — 2002. № 2. — С. 2839.
- Вечедов, Д. М. Полипрофессионализм в педагогическом колледже как условие формирования социально-экономической активности студентов Текст. / Д. М. Вечедов. Дис.. канд. пед. наук. 13.00.01, — Махачкала, 2006. -159 с.
- Взаимодействие наук: теоретический и практический аспекты Текст./ под ред. Б. М. Кедрова, П. В. Смирнова. М.: Наука, 2004. — 320с.
- Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической квалификации Текст. // Сб. науч. трудов. Санкт-Петербург, 1992. — 126с.
- Волков, Б.С. К вопросу о развитии мотивов учебной деятельности студентов Текст. / Б. С. Волков // Мотивы учебной и общественной деятельности школьников и студентов. М., 1980. — С. 102−109.
- Волошина, Е.А. Практикование тьюторской позиции в школе как возможность гуманитаризации педагогической деятельности.// Тьюторст-во: концепции, технологии, опыт Текст. / Е. А. Волошина. Томск, 2005.-С. 18−25.
- Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании Текст. / С. Г. Воркачев // Филологические науки. 2001. — № 1. — С. 66−67.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Текст./ Выготский JI.C. // М.: Педагогика, 1982. -Т. 2. 251−252.
- Вьюнова, Н.И. Теоретические основы интеграции и дифференциации психолого-педагогического образования студентов университета Текст.: дис. д-ра пед. наук / Н. И. Вьюнова. М.: МПГУ, 1999. -539 с.
- Гальперин, П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения Текст. / П. Я. Гальперин // Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1 / Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. М.: МГУ, 1996. -С. 71−76.
- Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению Текст. / JI.K. Гейхман. Автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 2003. — 43с.
- Гильманшина, С.И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода Текст.: автореферат диссертации.науч. ст. доктора пед. наук. 13.00.01 — Казань, 2008.-38 с.
- Гинецинский, В.И. Знание как категория педагогики: опыт педагогической когитологии. Текст. / В. И. Гинецинский. JL: 1989. — 144с.
- Гладышева, М.С. Имиджевые основы презентации информации. Учебно-методические рекомендации Текст. / отв. ред. H.H. Пачина, Н. В. Кузовлева. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2011. — 1 Юс.
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования Текст.: ЕФО, 1997. 135с.
- Гордиенко, В.Е. Формирование культуры речи у будущих специалистов в области физической культуры и спорта на этапе довузовской подготовки Текст. / В. Е. Гордиенко М., Автореф. канд. дис. 2003. -23 с.
- Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения Текст. / Т. Г. Григорьева, JI.B. Линская, Т. П. Усольцева. М., 1995. — С. 37−61.
- Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пос. для вузов. Текст. / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415с.
- Гусева, A.C. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика Текст. /
- A.C. Гусева, A.A. Деркач — М.: РАГС, 1997. 280с.
- Давыдов, В.В. Содержание и строение учебной деятельности Текст./
- B.В. Давыдов // Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1 / Под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской. -М.: МГУ, 1996. С. 89−94.
- Делия, В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: Научное издание. Текст. /В.П. Делия.- М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008. С. 101−106.
- Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище Текст. / Ж. Делор-UNESCO, 1996. 46с.
- Деркач, A.A. Акмеологические основы развития профессионала. Текст. / A.A. Деркач. Серия «Психологи отечества». — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752с.
- Деркач, A.A. Акмеологическая концепция развития конкурентоспособного специалиста Текст. / A.A. Деркач // Акмеология. 2007. — № 3.1. С.15−21.
- Деркач, A.A. Акмеология Текст. / A.A. Деркач. М.: Издательство РАГС, 2002.-650с.
- Деркач, A.A. Объект и предмет акмеологии на современном этапе её становления Текст. /A.A. Деркач // Теория и методология психологии:
- Постнеклассическая перспектива. Отв.ред. A.JI. Журавлев, A.B. Юревич. — Методология, теория и история психологии. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 528с. — С. 352−375.
- Деркач, A.A. Акмеология Текст. / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб. 2003.-256с.
- Деркач, A.A. Психология развития профессионала: Учебное пособие. Текст./ A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 302с.
- Деркач, A.A. Психологическое обеспечение учебного процесса в РАУ Текст. / A.A. Деркач, Г. А. Ковалев, E.H. Кузьмина и др. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М.: РАУ, 1993.-248с.
- Деркач, A.A. Введение в акмеологию. Текст. / A.A. Деркач, H.B. Кузьмина.- М., 1995.-325с.
- Деркач, A.A. Методология акмеологии Текст. / A.A. Деркач, Г. С. Михайлов // Психологический журнал. 1999. — Т.ХХ. — № 4. — С. 56−65.
- Деркач, A.A. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности Текст./ A.A. Деркач, Л.Э. Ор-бан. М., РАГС, 1995. — 208с.
- Деркач, A.A. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития Текст. / A.A. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. -2008. — № 2. С.193−205.
- Деркач, A.A. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития Текст. / A.A. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. 2008. -№ 1. — С.218−229.
- Деркач, A.A. Совершенствование психологического образования государственных служащих.Текст. / A.A. Деркач, М., 2002. 258с.
- Деркач, A.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. Текст. / A.A. Деркач, JI.A. Степнова. М.: Изд-воРАГС, 2003.-108с.
- Дерябо, С.Д. Гроссмейстер общения Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Левин. Спб, 1998. — 190с.
- Добрович, А.Б. Психология и психогигиена общения Текст. / А. Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. — С. 106−110.
- Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита Текст. / Е. Л. Доценко. М., 1997. — С. 137−138.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. Текст. / В. Н. Дружинин -2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. -319с.
- Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник Текст. / О. Ю. Ермолаев. 2-е изд. испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.- 336с. — (Библиотека психолога).
- Еремкин, А.И. Система межпредметных связей в высшей школе Текст. / А. И. Еремкин. Изд-во при Харьковском государственном университете издательского объединения Віша школа — Харьков, 1984. — 152с.
- Завьялова, О.Б. Формирование профессионального речевого1 имиджа Текст. / О. Б. Завьялова. Автореф. канд. дис. — 2000. — 23 с.
- Зазыкин, В.Г. Менеджер: психологические секреты профессии Текст. / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев, — М., 1992. 163с.
- Зазыкин, В.Г. Психология проницательности Текст. /В.Г. Зазы-кин.- М., 2001.-128с.
- Зазыкин, В.Г. Психолого-акмеологические исследования: основные понятия и категории Текст. / В. Г. Зазыкин // Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. Деркача A.A. М.: РАГС, 1995. -С.69−85.
- Зазыкин, В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма Текст. / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев //. М.: НИИВОД993. — 47с.
- Зашихин, В.А. Инновационный проект развития акмеологиче-ской полипрофильной школы Текст. / В. А. Зашихин // Профильная школа. 2005. № 6. — С.7−12.
- Звонников, В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход Текст. / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. Логос, 2009.- 125с.
- Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. — 1991. Т. 12. — № 4. — С.35−44.
- Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. Текст. / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк // М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.-216с.
- Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования Текст. /Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2002. — № 2(14) — С. 4−7.
- Зеер, Э.Ф. Теоретические основы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия сост. В. А. Бодров.- М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. 855с.
- Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность Текст. //Социальная работа / Отв. ред. И. А. Зимняя. — Вып. 2. — М., 1992.-С. 8−15.
- Зимняя, И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности Текст. // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И. А. Зимней. М., 2003. — 125с.
- Зинченко, В.П. Принципы психологической педагогики Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика. 2001. — № 6. — 9−17с.
- Зинченко, В.П. Системный анализ в психологии Текст. /
- B.П. Зинченко // Психологической журнал. 1991. — Т.12. — № 4.1. C. 120−135.
- Ильин, В.В. Философия и акмеология Текст. / В. В. Ильин, С. Д. Пожарский. Спб., 2003. — 314с.
- Информационный бюллетень Центра мониторинга качества образования Костромского государственного университета имени H.A. Некрасова Текст. / отв. ред. В. В. Голубев. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2009. — 144с.
- История философии в кратком изложении Текст.: пер. с чеш. И.И. Богута-М.: Мысль, 1991. С. 155−156.
- Казакова, Н.Е. Акмеологическое исследование полипрофессионализма психолога (На материале анализа жизни и творчества К. К. Платонова) Текст. / Н. Е. Казакова. Дис.. канд. психол. наук: спец. 19.00.13 — Шуя, 2002. — 133 с. РГБ ОД, 61: 03−19/268−0
- Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения Текст.: Учеб. пос. / О. М. Казарцева. М.: Флинта- Наука, 1999.-496с.
- Караваева, Л.П. Акмеологический подход к исследованию социально-психических факторов успешности профессиональной деятельности Текст. / Л. П. Караваева // Акмеология. 2007. — № 4. — С. 26−33.
- Каргин, М.И. Акмеологическая сущность системно-контекстной психодиагностики Текст. / М. И. Каргин // Акмеология. 2008. — № 1. -С. 85−91.
- Карпов, А.О. Интегрированное знание в современной школе Текст. / А. О. Карпов // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 19−29.
- Кашапов, М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Текст. / М. М. Кашапов: Учебное пособие. Под науч. ред. проф. A.B. Карпова. М. -Ярославль: Ремдер, 2003. — 183с.
- Каширин, А. Н. Организационно-педагогические условия развития инновационно-образовательных процессов в колледже Текст. / А. Н. Каширин Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Тамбов. 2007, — 20с.
- Кедров, Б.М. Классификация наук. Т. 2. От Ленина до наших дней. Текст. / Б. М. Кедров. — М.: Мысль, 1965. — 544с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. -199с.
- Климов, Е.А. Об образах мира у представителей различных профессий// Психологическое обозрение. 1995.№ 1. С.26−29.
- Климов, Е.А. Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза Текст. / Е. А. Климов // Общественные науки и современность. 1995. — № 6. — С. 140−149.
- Климов, Е.А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов. -М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400с.
- Климов, Е.А. Становление профессионала. Текст. / Е. А. Климов. М. — Воронеж: МПСИ, 1996. — 600с.
- Климов, Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов Текст. / Е. А. Климов // Акмеология. 1994 — № 1. — С.4−12.
- Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1—4. Текст. / Т. М. Ковалева. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 56 с.
- Козлов, В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. Текст. / В. В. Козлов. М.: Психотерапия, 2007. — 528с.
- Кон, И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования Текст. / И. С. Кон // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.-С.471−483.
- Коноваленко, В.А. Формирование креативного компонента ак-меологической культуры Текст. / В. А. Коноваленко // Акмеология. — 2008.-№ 3.-С.91−95.
- Концепция самоорганизации: становление новой парадигмы научного мышления. -М.: Наука, 1994.- С. 30−31
- Кремер, Е.З. Рефлексивно-коммуникативная стратегия акмеоло-гического консультирования лидеров Текст. / Е. З. Кремер, С. Ю. Степанов // Акмеология. 2008. — № 4. — С.25−28.
- Кузовлев, В.П. Дорога длиною в пять лет Текст. / В. П. Кузовлев // Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.- Вып. 7. Серия «Педагогика». — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. -502 с.
- Кузовлев, В.П. Психолого-педагогическая характеристика активности учащихся Текст.: монография / В. П. Кузовлев, A.B. Музальков.- Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. 142 с .
- Кузовлев, В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе (научно-методический и организационно-педагогический аспекты) Текст.: монография / В. П. Кузовлев. М.: МПУ, ЕГПИ, 1999. — 131 с.
- Кузовлев, В.П. Руководство профессиональной подготовкой студентов педвуза в регионе Текст. / В. П. Кузовлев // Учебно-воспитательный процесс в вузе и школе: межвузовский сборник научных трудов. М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2002. — 311 с.
- Кузовлев, В.П. Университетский комплекс на Елецкой земле Текст. / В. П. Кузовлев // Высшее образование в России. 2004. — № 6.- С. 16−20.
- Кузьмина, Н.В. Акмеология сегодня и завтра Текст. / Н. В. Кузьмина, A.A. Деркач // Акмеология. 1994. — № 1, — С.4−10.
- Кузьмина, Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста Текст.: монография / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, JI.E. Паутова. Спб-Коломна-Рязань, 2008. — 376с. — с. 149−153.
- Кузьмина, Н.В. (Головко-Гаршина). Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Текст. / Н. В. Кузьмина. М., 2001. — 68с.
- Кузьмина, Н.В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: монография Текст. / Н. В. Кузьмина, В. Н. Софьина. СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. — 200с.
- Кузьмина, Н.В. Акмеология полиэтнической компетентности: диагностика и развитие Текст.: Учебно-методическое пособие / Н. В. Кузьмина, М. А. Манойлова СПб.: Издательство НУ «Центр стратегических исследований», 2012. — 268с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. М., 1990. — 135с.
- Кузьмина, Н.В., Профессионализм педагогической деятельности Текст./Н.В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб, 1993. — 163с.
- Кузьмина, Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук Текст. / Н. В. Кузьмина. // Проблемы развития системы акмеологических наук. СПб, 1996.- С. 9.
- Кун, Т. Структура научных революций. Текст. / Т. Кун. М., 1975.-300с.
- Лазарева, М.В. Подготовка студентов высших учебных заведений с детьми дошкольного возраста Текст.: монография / М. В. Лазарева. — М.:МПГУ, 2001.-184 с.
- Лазарева, М.В. Интегративные тенденции в содержании современного школьного образования Текст.: методическое пособие / М. В. Лазарева. Липецк: ЛГПУ, 2003. — 68 с.
- Лаудан, Л. Наука и ценности Текст. / Л. Лаудан. Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994. — 199с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Личность. Сознание. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
- Ломов, Б.Ф. Личность в психологии с позиции системного подхода Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1987. — № 1. -С.3−17.
- Лубков, Р. В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды Текст. / Р. В. Лубков. Автореферат дисс.уч. ст. канд. пед. наук. — Самара, 2007. — 27с.
- Лунева, Л.Ф. Акмеологическое исследование полипрофессионализма творчества двух ученых английского и российского Текст./Л.Ф. Лунева. — Дис.. канд. психол. наук: спец. 19.00.13: Шуя, 2001. — 147 с. -РГБ ОД, 61:02−19/141-Х.
- Маврина, И. А. Социальность как сущностная характеристика современного образования Текст./ И. А. Маврина- Автореф. дисс. докт. пед. наук 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Омск. 2000, 48с.
- Максимова, В.Н. Акмеология: новое качество образования Текст. / В. Н. Максимова // Завуч. 2004. — № 3, 6, 7, 8.
- Марасанов, Г. И. Акмеологический тренинг-консультирование, фокусированный на развитие управленческого наставничества Текст. / Г. И. Марасанов // Акмеология. 2009. — № 2. — 75−84.
- Марков, В.Н. Системная целостность личности как акмеологиче-ская ценность Текст. / В. Н. Марков // Мир психологии. 2004. — № 1. -С.161−166.
- Марков, В.Н. Акмеологическая диагностика Текст. / В. Н. Марков, Ю. В. Синягин // Ежегодник Российского психологического общества. Психология и её приложения. Т.9. — Вып. 2. — М.: РПО, 2002. — С. 383−385.
- Маркова, А.К. Психология профессионала Текст. / А. К. Маркова. М.: Издательство РАГС, 1996. — 308с.
- Маркова, А.К. Профессионализм, компетентность, квалификация. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия Текст. / Сост. В. А. Бодров.-М.:ПЕР СЭ- Логос, 2007. 855с.
- Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / А.К. Маркова// Советская педагогика. -1990. № 8. С.77−82.
- Маркова, А.К. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий Текст. /А.К. Маркова //
- Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия/ сост. В .А. Бодров. М.: ПЭР СЭ- Логос, 2007. — 855с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст./ А. К. Маркова. М., 1996. — 309с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя Текст./А.К. Маркова. — М., 1993.-191с.
- Медведев, В.Е. Методические рекомендации по проведению педагогического эксперимента Текст.: учебно-методическое пособие для аспирантов, докторантов и соискателей / В. Е. Медведев. Елец, 2002. -26 с.
- Митина, Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Текст.: учеб. пос./ Л. М. Митина, Н. С. Ефимова. М.: Флинта, 2003. — 142с.
- Митина, Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина др. под ред. Л. М. Митиной. — М.: Академия, 2005. — 336с.
- Митина, Л.М. Психология профессионального развития Текст. / Л. М. Митина. М., 1998. — 200с.
- Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. Заведений Текст. / Л. М. Митина. М.: Academia, 2004. — 318 с.
- Михайлов, Г. С. Продуктивность управленческой деятельности руководителя. Монография Текст./ Г. С. Михайлов, В. А. Мударян — М.: Народное образование, 2002. 157с.
- Михайлов, Г. С. Специальные методологические принципы и модель определения предмета исследования акмеологии Текст. / Г. С. Михайлов // Прикладная психология и психоанализ. — 1998. № 5 -6. — С.15−32.
- Михайлов, Г. С. Стратегия акмеологического исследования Текст. / Г. С. Михайлов // Прикладная психология и психоанализ. 1999. -№ 2. — С.15−20.
- Никитина, Н. Н Основы профессионально-педагогической деятельности Текст.: учеб. пос. для студ. учреждений сред. проф. образования / H.H. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. — 288 с.
- Новиков, A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития Текст./А.М. Новиков. М., 2000. -272с.
- Ночевник, М.Н. Человеческое общение Текст. / М. Н. Ночевник.-М., 1989.- С. 37−42.
- Образование для карьеры: инновационная программа менеджмента качества: Методические рекомендации Текст. /Сост. и ред. В. Н. Максимова. СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2009. — 44 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности Текст./ под ред. Андреевой Г. М. М., 1987. — 297с.
- Огнев, A.C. Мудрость как акмеологический феномен Текст. /
- A.C. Огнев, Ю. Н. Гончаров, Н. В. Постникова // Акмеология. 2002. -№ 3.- С. 17−22.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка 70 000 слов Текст. / С.И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой: 21-е изд. перераб. и дополн. — М.: Рус. яз., 1989.-795с.
- Оскарссон, Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Оценка качества профессионального образования Текст.: Доклад 5. Под общ. ред.
- B.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. — М., 2001. — 78с.
- Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса Текст. / Моисеева М. В., Троян Г. М. М.: Изд. дом «Обучение Сервис», 2006. -16с.
- Павлова, A.M. Психология труда Текст.: учеб. пособие / A.M. Павлова- под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. 156с.
- Панов, В.И. Одаренность, образовательная среда, психотренинг Текст. /В.И. Панов // Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. — М., 1997. — 116с.
- Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Текст. / В. И. Панов — СПб.: Питер, 2007. — 352 е.: ил. — (Серия «Практическая психология»).
- Панов, В.И. Экопсихология Текст. /В.И. Панов М., 2000. -196с.
- Патраков, Э.В. Формирование готовности к деятельности в полипрофессиональной группе специалистов Текст./Э.В. Патраков — Автореф. дисс. канд. пед. наук по специальности 13.00.08 Теория и методика профессионального образования Екатеринбург. 2008. -25с.
- Паутова, JI.E. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы Текст. / JI.E. Паутова// Акмео-логия. 2008. — № 1. — С.22−32.
- Пачина, H.H. Интеграция педагогики и психологии в образовательном процессе университета: методология, теория, практика
- Текст.: монография / H.H. Пачина. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. — С. 240.
- Пачина, H.H. Мотивационная стратегия достижения Текст.: монография / H.H. Пачина, Р. К. Пачин. Стратегии достижений: на пути к профессиональному мастерству: отв. Ред. Н. В. Кузовлева, H.H. Пачина, Н. П. Фетискин. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. — 17 с.
- Петров, А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров Текст.: дис. д-ра пед. наук. 13.00.08 — Н. Новгород, 2005 — 425 с. РГБ ОД, 71:06−13/167.
- Петрова, Г. В. Развитие коммуникативного потенциала студентов вузов средствами педагогических дисциплин Текст./Г.В. Петрова -Автореф. дисс. канд. пед. наук СПб., 2003. — 26 с.
- Петровская, JI.A. К вопросу о природе конфликтной компетентности Текст. /Л.А.Петровская // Вестник московского университета. -Серия14. Психология. -1997. -№ 4 — С.41- 45.
- Петровская, Л.А. Компетентность в общении Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. -216с.
- Петровский, A.B. Индивид и его потребности быть личностью Текст. / A.B. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы философии. 1982. — № 3. — С. 45−54.
- Пиаже, Ж. Психология междисциплинарной связи и системы наук. Текст. / Ж.Пиаже. М., 1966. — С.2.
- Пивненко, М. П. Ментальность сельской школы как прогностический фактор её развития Текст./ М. П. Пивненко Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону .2004. — 23с.
- Платонов, К.К. «Психология» Текст. / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. М.: «Высшая школа» — 1973. — 256с.
- Пономаренко, В.А. Психология духовности профессионала. Текст. / В. А. Пономаренко М.: Па и КМ, 1997. — 296с.
- Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарёв. М., 1976. — 280с.
- Попов, A.A. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения Тескт./ А. А. Попов. Томск, 1996. — С. 49−57.
- Почепцов, Г. Г. Имиджелогия: теория и практика Текст. / Г. Г. Поченцов. Киев, 2002. — 654 с.
- Почтер, P.B. Методологические условия применения психологических знаний в педагогическом исследовании Текст. / Р. В. Почтер, — автореферат дисс.уч. ст. канд. пед. наук по спец. 13.00.01 -Краснодар, 2006 25с.
- Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий Текст.: учебное пособие /под ред. A.M. Долгорукова. — М.: Центр интенсивных технологий образования. 2002. — С. 21 — 44.
- Профессиональное самоопределение молодежи: концепции Текст. / Отв. ред. Поляков В. А., Чистякова С. Н. // Педагогика. 1993. -№ 5. -С.33−37.
- Пряжникова, Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности Текст. / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников // Журнал практического психолога 1999. — № 4. — С. 28−34.
- Психологический практикум A.M. Руденко Текст. / A.M. Руден-ко. Ростов н/Д: Феникс. — 2008 — 492 с.
- Психологический словарь-справочник Текст.: под ред. Дьяченко М. И., Кандыбович A.A., Харвест A.A. Библиотека практической психологии. — М.: ACT, 2001. — 576с.
- Психология и педагогика: учебник для бакалавров Текст./ под ред. П. И. Пидкасистого.-З-изд., перераб. И доп.- М.: Издательство Юрайт- ИД Юрайт, 2012.-724с.-Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
- Психология профессиональной подготовки в вузе Текст./ Ред. Ф. И. Иващенко и др. Минск, 1982. — 288с.
- Пузатых, А. Н. Российские вузы и современные международные требования к учреждениям высшего профессионального образования (на примере анализа международных рейтингов) Текст. / А. Н. Пузатых. Елец, 2010. — 164с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст./Дж. Равен. М., 2002. (англ. 1984). -396с.
- Реан, A.A. Акмеология личности Текст. / A.A. Реан // Психологический журнал. 2000. — Т. XXI. — № 3. — С.88−95.
- Реан, A.A. Психология педагогической деятельности. Текст./А.А. Реан. Ижевск, 1994. — 349 с.
- Репецкий, Ю.А. Рефлексивно-акмеологическая стратегия гуманизации образования Текст. / Ю. А. Репецкий, И. Н. Семенов // Гуманизация образования. 2000. — № 2. — С. 106−113.
- Рогов, E.H. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учеб. пос./ E.H. Рогов. -М.: ВЛАДОС, 1996. 526 с.
- Ромек, В.Г. Уверенность в себе: этический аспект Текст. /
- B.Г. Ромек. Журнал практического психолога. — 1999.№ 9. — С.3−14.
- Рыбалкина, Н.В. Идея тьюторства идея педагогического поиска Текст./ Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. — Томск, 1996.-С. 15−30.
- Рыбина, Е.В. К вопросу о структурных характеристиках конфликтной компетентности. Текст. /Е.В. Рыбина// Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. 2006. -Том 12. -Серия психологические науки «Акмеология образования». — № 11. C. 51−55.
- Рыданова, И.И. Основы педагогики общения Текст./И.И. Рыда-нова. Минск, 1998. — 319 с.
- Селезнева, Е.В. Концепция развития акмеологической культуры Текст. / Е. В. Селезнева // Акмеология. 2007. — № 3. — С. 22−26.
- Селезнева, Е.В. Акмеологические особенности самоотношения личности Текст. / Е. В. Селезнева, М. Н. Дарижапова // Акмеология. -2007.-№ 2.- С. 94−101.
- Семенов, И.Н. Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека Текст. / И. Н. Семенов // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3. — С.134. — 142.
- Семенов, И.Н. Методологический статус акмеологии как формирующейся науки Текст. / И. Н. Семенов // Акмеология. — 1996. — № 2. -С. 4−11.
- Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности Текст. / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
- Семикин, В.В. Взаимодействие науки и практики как фактор развития службы сопровождения Текст. /В.В. Семикин // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. М-лы Российско-фламандской конф. СПб, 2001. — с. 31−33.
- Семикин, В.В. Психологическая культура и образование Текст. / В. В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 2(3): Психолого-педагогические науки: Научный журнал. СПб., 2002 — с. 26−36.
- Семушина, Л.Г. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений Текст. / B.C. Кагерманьян, Е. С. Жукова, Л. Н. Иванова, Г. А. Карпнюк, М. Ф. Леонтьева и др. М., 2001. — 125с.
- Синергетика компетентности: монография Текст./ И.Г. Асаду-лина, З. В. Брагина, Н. Г. Крылова, А. И. Субетто, Л. И. Тимонина. Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2010. 208 с.
- Ситников, А.П. Акмеологический тренинг программно-целевой направленности Текст.: учебное пособие / А. П. Ситников // Основы общей и прикладной акмеологии. под ред. A.A. Деркача — М.: РАГС, 1995.-С. 330−341.
- Сластенин, В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя Текст. / В. А. Сластенин // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. науч. ред. С. М. Годник. — Воронеж, 1992. — 208с.
- Сластенин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности Текст./ В. А. Сластенин, Н.Е. Мажар-М., 1991.-235с.
- Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study Текст. / О. Г. Смолянинова. М.: ВПО, 2000.-137 с.
- Соломин, И.Л. Экспресс-диагностика персонала Текст. / И. Л. Соломин.- СПб.:Речь, 2008.- 280с.
- Софьина, В.Н. Акмеологический подход к анализу структуры профессиональной компетентности.Текст. / В. Н. Софьина // //Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина, серия Психология.- 2009. № 1. — С. 80−90.
- Софьина, В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вузы Текст. / В. Н. Софьина // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. Психолого-педагогические науки. № 128. — 2010. — С. 7−16
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования Текст.: М., 2001.-132с.
- Степанова, Е.И. Избранные психологические труды Текст.: Хрестоматия по психологии человека и психологии развития / Е. И. Степанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 302 с.
- Субетто, А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы.- СПб. Кострома: КГУим.Н. А. Некрасова, Смольный университет РАО, Изд-во «Астери-он», 2004. — 134с.
- Субетто, А.И. Интеграционная модель выпускника вуза на базе системодеятельностного и компетентностного подходов. Кострома: Изд-во КГУ им. H.A. Некрасова, 2005.- 28с.
- Субетто, А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода. Классификация и квалиметрия компетенций. Текст. / А.И. Субетто// СПб.-Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. 72с.
- Субетто, А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма) Текст. / А.И. Субетто// СПб.: Астерион, 2010. — 556с.
- Суслова, Е.А. Методологические основания акмеологии как ин-тегративной науки в системе комплексного изучения человека Текст. / Е. А. Суслова // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / науч. ред. Селезнева Е. В. М.: РАГС, 2001. — 277с.
- Сухорукова, Л.М. Научные школы в педагогической науке Юга России Текст./ Л. М. Сухорукова Автореф. дисс. докт. пед. наук 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. -1999. — 36с.
- Татур, Ю.Г. Образовательная система России Текст. / Ю.Г. Та-тур. М.: Высшая школа, 1999. -278с.
- Тертель, А.Л. Психология Текст. / А. Л. Тертель. М.: 2001. — С. 130.
- Толочек, В.А. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества Текст. / В. А. Толочек, О. В. Онищенко // Мир психологии.-2001. № 2.-С. 140−149.
- Урсул, А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. Текст. / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1981.-367 с.
- Фальковская, К.И. Коммуникативная компетентность личности молодого человека в добровольной социальной работе Текст. / К. И. Фальковская. М., 2008. — 227с.
- Фельдштейн, Д.И. Человек в современном мире-тенденции и потенциальные возможности развития. Текст. / Д. И. Фельдштейн. — Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт: Модэк, 2008. 16 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст./ Гл. ред. Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н. и др.- М.: Советская энциклопедия, 1983.-840с.
- Философия и методология науки Текст. / под ред. В. И. Купцова. — М.: Аспект-Пресс, 1996. 551с.
- Философия науки Текст.: хрестоматия, отв. ред.-сост. Л. А Ми-кешина- М.: Изд-во «Прогресс традиция», Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2005. — 992 с.
- Философский словарь под редакцией М. М. Розенталя Текст./ Издание 3-е, 1978. 544с.
- Философский словарь под ред. И. Т. Фролова Текст./М.: Республика. 2001, 720с.
- Фонарев, А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала Текст. / А. Р. Фонарев // Мир психологии. -2001. № 2. — С. 104−108.
- Фонарев, А.Р. Психология личностного становления педагога профессионала Текст. / А. Р. Фонарев. автореферат дисс. уч. ст. док. псих, наук по спец. 19.00.07 — педагогическая психология. — Москва, 2007.-38 с.
- Фонарев, А.Р. Смысл жизни как детерминанта развития личности профессионала Текст. / А. Р. Фонарев // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. М.: ПИ РАО, 2001. — С.204−209.
- Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса. Текст. / Н.Хомский. -М., 1972. (англ. 1965). 246с.
- Хуторской, А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов Текст. / редактор-составитель A.B. Хуторской. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002. — 157с.
- Чапаев, Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции Текст./ Н. К. Чапаев: дис. д-ра пед. наук Екатеринбург, 1998. — 48с.
- Чепиков, М.Г. Интеграция науки (философский очерк) Текст. / М. Г. Чепиков. М.: Мысль, 1981. — 276с.
- Черепанов, B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. Текст. / B.C. Черепанов.- М.: Педагогика, 1989. 152с.
- Чернышев, А .Я. Понятие «профессиональная карьера»: потреб-ностно-мотивационная характеристика Текст. / А. Я. Чернышев // Мир психологии. 2008. — № 2. — С.221−232.
- Чернышев, Я.А. «Акмеологическое ядро» в структуре профессиональной карьеры субъекта Текст. / А. Я. Чернышев // Акмеология. -2007. № 4. — С. 17−26.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст. / М. А. Чошанов. -М., 1996. 160с.
- Чудновский, В.Э. Концепция личности в трудах Л.И. Божович Текст. / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. 2000. — Т. XXI.-№ 3.-С.117−123.
- Чудновский, В.Э. Проблемы структуры смысла жизни как психологического феномена Текст. /В.Э. Чудновский // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. — М.: ПИ РАО, 2001. С.156−163.
- Чудновский, В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эман-сипированности от «внешнего» и «внутреннего» Текст. / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. 1995. — Т.16. — № 2. — С.15−26.
- Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. -№ 5. — С. 13−26.
- Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности как системы Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1980. -№ 3. — С.31−42.
- Эхов, С.Ф. Акмеологические знание и технологии необходимые элементы профессионально-педагогической подготовки Текст. / С. Ф. Эхов // Герценовские чтения «Педагогика и образование» — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 187−192.
- Эхов, С.Ф. Гуманизация технологического образования в условиях педагогического университета: постановка проблемы исследования. Монография Текст. / С. Ф. Эхов. СПб.: ООО «Береста», 2002. — 73 с.
- Юнг, К. Г. Инстинкт и бессознательное // Сознание и бессознательное Текст. / К. Г. Юнг. СПб., 1997. — 61с.
- BailyK.D. Methods of Social Research N.Y., London, 1982. p.25.
- Isaeva Т.Е. To the Nature of Pedagogical Culture: Competence — Based Approach to its Structure //Преподаватель высшей школы в XXI веке// Тр. Международнойнаучно-практической интер конференции. Ростов-на-Дону, 2003.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
- Методика «Авторская система деятельности моего научного руководителя» (H.H. Пачина)
- Цель: изучение авторской системы деятельности научного руководителя.
- Инструкция: Уважаемые аспиранты, ответьте пожалуйста на следующие вопросы, связанные с авторской системой деятельности вашего научного руководителя.
- Дата Ф.И.О. аспиранта (студента)курс специальность
- Ф.И.О. научного руководителя, должность, звание.1. Вопросы Ответы
- Опишите сферу научных интересов вашего научного руководителя (решаемые научные проблемы)
- Кто является основоположником данной научной школы. Назовите научных учителей вашего научного руководителя, их достижения.
- Какие научные идеи являются системообразующими, т. е. основными в научной деятельности?
- Какие научные отрасли знания помогают вашему научному руководителю реализовать свой научный потенциал?
- Какие качества, на ваш взгляд, являются привлекательными (толерантность к идеям, научным направлениям, коммуникабельность, мобильность, личная ответственность за результат и др.) у вашего научного руководителя?
- Какие качества вашего научного руководителя проявляются часто в профессиональной деятельности (рассудительность, хладнокровность, общительность, осторожность, стрессоустойчивость.)?
- Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
- Ю.Какие качества вашего научного руководителя проявляются редко в профессиональной деятельности (неуверенность, тревожность, агрессивность.)?
- Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
- Какие способы использует ваш научный руководитель для психологического и физического восстановления? мобилизации своих возможностей в профессиональной деятельности? самосохранения?
- В чем по-вашему, заключается самореализация вашего научного руководителя в профессиональной деятельности?
- В какой еще, на ваш взгляд, профессиональной деятельности он может воспользоваться личностным и профессиональным потенциалом?
- Какими смежными профессиями владеет ваш научный руководитель?
- На освоение, какого числа профессий ориентирует научный руководитель обучающихся?
- Какие качества формирует научный руководитель у обучающихся?
- Какие методы, средства, приемы использует научный руководитель для своего профессионального роста?
- Какие методы, средства, приемы самосохранения (рациональное распределение своих сил на длительный промежуток времени) в профессиональной деятельности он использует?
- Что дал вам анализ авторской системы деятельности вашего научного руководителя?
- Спасибо за сотрудничество.
- Методика Название: «Моя авторская система деятельности» (H.H. Па-чина)
- Цель: изучение своей авторской системы деятельности Инструкция: Уважаемые аспиранты, ответьте пожалуйста на следующие вопросы, связанные с вашей авторской системой деятельности. Дата Ф.И.О. аспиранта (студента)курс специальность1. Вопросы Ответы
- Опишите сферу ваших научных интересов.
- Кто является основоположником научной школы, к которой вы принадлежите. Назовите научного руководителя, его достижения в сфере науки.
- Какие научные идеи являются системообразующими, основными, в вашей научной деятельности?
- Какие научные отрасли знания помогают вам реализовать свой научный потенциал?
- Какие качества, на ваш взгляд, являются привлекательными (толерантность к идеям, научным направлениям, коммуникабельность, мобильность, личная ответственность за результат и др.) у вас?
- Какие ваши качества проявляются часто в учебно-профессиональной деятельности (рассудительность, хладнокровность, общительность, осторожность, стрессоустойчи-вость.)?
- Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
- Ю.Какие ваши качества проявляются редко в учебно-профессиональной деятельности (неуверенность, тревожность, агрессивность.)?
- Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
- Какие способы используете вы для психологического и физического восстановления? мобилизации своих возможностей в учебно-профессиональной деятельности? самосохранения?
- В чем, по-вашему, заключается ваша самореализация в учебно-профессиональной деятельности?
- В какой еще, на ваш взгляд, профессиональной деятельности вы можете воспользоваться своим личностным и профессиональным потенциалом?
- Какими смежными профессиями вы владеете?
- На освоение, какого числа профессий вы ориентируетесь?
- Какие качества вы формируете у себя?
- Какие методы, средства, приемы используете для своего профессионального роста?
- Какие методы, средства, приемы самосохранения (рациональное распределение своих сил на длительный промежуток времени) в учебно-профессиональной деятельности вы используете?
- Какими диагностическими методами саморазвития и самосохранения в учебно- профессиональной деятельности вы владеете?
- В чем заключается, на ваш взгляд, ваша профессиональная миссия?
- Какие способы вы можете предложить в распространении своей авторской системы деятельности?
- В чем заключается ваш «индивидуальный почерк» в учебно-профессиональной деятельности?
- Спасибо за сотрудничество.
- Методика № 3. Название: «Мои компетенции в профессиональной деятельности» (H.H. Панина).
- Цель: определение видового состава компетенций в профессиональной деятельности.
- Спасибо за сотрудничество.
- Методика № 4. «Исследование уровня и стратегии развития видового и структурного состава полипрофессиональной компетентности»
- Цель: определить уровень и стратегии развития полипрофессиональной компетентности.
- Инструкция: выберите и отметьте, пожалуйста, наиболее подходящие для вас утверждения.1 раздел
- Я знаю классификации профессий.
- Я знаю содержание деятельности основной профессии.
- Я знаю условия труда основной профессии.
- Я знаю медицинские противопоказания основной профессии.
- Я знаю смежные профессии, обогащающие основную профессиональную деятельность.
- Я знаю содержание дополнительной профессии.
- Я знаю условия труда дополнительной профессии
- Я знаю медицинские противопоказания дополнительной профессии.12.т Я умею ориентироваться на рынке труда, в высоковостребованных и маловостребованных профессиях своей страны.
- Я умею ориентироваться на рынке труда, в высоковостребованных и маловостребованных профессиях других стран.
- Я умею ориентироваться на рынке труда, в высоковостребованных и маловостребованных профессиях своего региона.
- Я умею ориентироваться в требованиях работодателей к осуществлению деятельности.
- Я умею ориентироваться в системе полипрофессиональной подготовки в своем регионе.
- Я умею ориентироваться в системе полипрофессиональной подготовки в других регионах.
- Я умею анализировать способы выбора профессий профессионалами.
- Я умею проектировать поэтапное овладение одной или нескольких профессий.
- Я умею реализовывать поэтапное овладение одной или нескольких профессий.21.м Я владею самомотивацией приобретения основной профессии.
- Я владею самомотивацией приобретения смежной профессии.
- Я испытываю интерес к овладению основной профессии.
- Я испытываю интерес к овладению смежной профессии
- Я владею целеполаганием на освоение основной профессии.
- Я владею целеполаганием на освоение дополнительной профессии.27.р Я владею диагностикой определения профессиональных предпочтений.
- Я владею рефлексией выбора профессионального пути.
- Я владею рефлексией изменения профессионального пути.
- Я владею рефлексией планирования профессионального пути.
- К Я знаю сущность понятия интеграции.
- Я знаю закономерности интеграции.
- Я знаю о механизмах интеграции.
- Я знаю о видах интеграции.
- Я знаю об уровнях интеграции.
- Я знаю, с какой целью применяют интеграцию в науке.
- Я знаю, с какой целью применяют интеграцию в учебно-профессиональной деятельности.
- Я знаю, с какой целью применяют интеграцию в освоении нескольких деятельностей.
- Я знаю знания, из каких научных отраслей интегрируются в одной или нескольких профессиях.
- Ю.т Я умею применять интеграцию в учебно-профессиональной деятельности.
- И. Я умею применять интеграцию в освоении двух специальностей.
- Я умею применять механизмы интеграции в освоении одной или нескольких профессий.
- Я умею определять виды интеграции в учебно-профессиональной деятельности.
- Я умею определять оптимальный уровень интеграции в учебно-профессиональной деятельности.
- Я умею сочетать освоение учебно-профессиональных деятельностей.
- Я умею анализировать применяемые способы интеграции однокурсниками, профессионалами.
- Я умею проектировать применение оптимальных способов интеграции в учебно-профессиональной деятельности.
- Я умею проектировать применение оптимальных способов интеграции в освоении нескольких деятельностей.
- Я умею реализовывать интеграцию в учебно-профессиональной деятельности.
- Я умею реализовывать интеграцию при освоении нескольких профессий.21.м Я владею самомотивацией изучения интеграции относительно учебно-профессиональной деятельности.
- Я владею самомотивацией применения интеграции при освоении нескольких профессиональных деятельностей.
- Я испытываю интерес к овладению способами интеграции в совмещении профессиональных деятельностей.
- Я испытываю интерес к применению интеграции в основной и дополнительной профессиональных деятельностях.
- Я владею целеполаганием на освоение механизмов интеграции в основной профессии.
- Я владею целеполаганием на освоение механизмов интеграции в дополнительной профессии.27.р Я владею диагностикой определения оптимального вида, уровня, механизма интеграции.
- Я владею рефлексией выбора оптимального вида, уровня, механизма интеграции.
- Я владею рефлексией коррекции неэффективного способа интеграции учебно-профессиональных деятельностей.
- К Я обладаю в полной мере информацией о себе.
- Я обладаю информацией о своих качествах.
- Я знаю, какие качества соответствуют выбранной мною профессии.
- Я знаю, какие качества не соответствуют выбранной мною профессии.
- Я знаю свои слабые и сильные стороны в осуществлении учебно-профессиональной деятельности.
- Я знаю, какие мои качества соответствуют выбранной мною дополнительной профессии.
- Я знаю, какие мои качества не соответствуют выбранной мною дополнительной профессии.
- Я знаю, какие качества помогают мне в освоении двух профессий.
- Я знаю, какие качества мешают мне в освоении двух профессий.
- Я знаю свои сильные и слабые стороны в освоении нескольких профессий.
- Т Я умею организовать процесс самопознания в учебно-профессиональной деятельности.
- Я умею организовать процесс саморегуляции и самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
- Я умею развивать собственные психические ресурсы.
- Я умею использовать собственные психические ресурсы в основной профессиональной деятельности.
- Я умею использовать собственные психические ресурсы в дополнитель-ной профессиональной деятельности.
- Я умею использовать собственные психические ресурсы в совмещении основной и дополнительной профессиональной деятельности.17.м Я владею методами диагностики определения качеств, соответствующих и не соответствующих различным деятельностям.
- Я владею методами изменения своего внутреннего состояния для создания благоприятной ситуации в деятельности.
- Я владею методами перестройки своего внутреннего состояния при возникновении непредвиденных обстоятельств при совмещении деятельно-стей.
- Я владею самомотивацией изучения своих слабых и сильных сторон относительно учебно-профессиональной деятельности.
- Я владею самомотивацией изучения качеств, способствующей продуктивному освоению нескольких профессиональных дея-тельностей.
- Я испытываю интерес к развитию качеств помогающих продуктивно совмещать профессиональные деятельности.
- Я испытываю интерес к развитию качеств помогающих продуктивно овладевать основной и дополнительной профессиональными дея-тельностями.
- Я владею целеполаганием на развитие продуктивных качеств в основной профессии.
- Я владею целеполаганием на развитие продуктивных качеств в дополнительной профессии.26.р Я владею диагностикой определения слабых и сильных сторон личности при освоении профессиональных деятельностей.
- Я владею рефлексией выбора качеств способствующих продуктивному освоению профессио-нальных деятельностей.
- Я владею рефлексией определения слабых сторон личности с последующей их компенсацией.
- Я владею поэтапным планированием развития качеств, способствующих освоению одной или нескольких деятельностей.
- К Я знаю, в чем заключается сущность саморазвития, самосовершенствования
- Я знаю, в чем заключается сущность самосохранения.
- Я знаю, в чем заключается сущность профессионального роста.
- Я знаю, в чем заключается сущность карьеры.
- Я знаю методы, способы, приемы саморазвития, самосовершенствования в рамках одной профессии.
- Я знаю методы, способы, приемы самосохранения в рамках одной профессии.
- Я знаю методы, способы, приемы саморазвития, самосовершенствования в рамках нескольких профессий.
- Я знаю методы, способы, приемы самосохранения в рамках нескольких профессий.9.т Я умею использовать в процессе профессиональной деятельности методы, способы, приемы личностного и профессионального саморазвития, самосовершенствования.
- Я умею использовать в процессе профессиональной деятельности методы, способы, приемы самосохранения.
- Я умею использовать в процессе нескольких профессиональных деятельностей методы, способы, приемы личностного и профессионального саморазвития, самосовершенствования.
- Я умею использовать в процессе нескольких профессиональных деятельностей методы, способы, приемы самосохранения.
- Я умею анализировать методы саморазвития, самосовершенствования применяемые профессионалами, коллегами.
- Я умею анализировать методы самосохранения, применяемые профессионалами, коллегами.
- Я умею выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в освоении одной или нескольких профессиональных деятельностей.
- Я умею подбирать эффективные методы профессионального роста в рамках одной профессии.
- Я умею подбирать эффективные методы профессионального роста в рамках нескольких профессий.18.м Я владею самомотивацией изучения методов саморазвития, самосовершенствования и самосохранения относительно учебно-профессиональной деятельности.
- Я владею самомотивацией изучения методов полипрофессионального роста, способствующих продуктивному освоению нескольких профессиональных деятельностей.
- Я испытываю интерес к освоению методов саморазвития, самосовершенствования в нескольких профессиях.
- Я испытываю интерес к освоению методов самосохранения в нескольких профессиях.
- Я испытываю интерес к освоению методов саморазвития, самосо-вершенствования помогающих продуктивно овладевать основной и дополнительной профессиональными деятельностями.
- Я испытываю интерес к освоению методов самосохранения помогающих продуктивно овладевать основной и дополнительной профессиональными деятельностями.
- Я владею целеполаганием на саморазвитие, самосовершенствование и самосохранение в основной профессии.
- Я владею целеполаганием на саморазвитие, самосовершенствование и самосохранение в дополнительной профессии.26.р Я владею диагностикой саморазвития, самосовершенствования при освоении профессиональных деятельностей.
- Я владею диагностикой самосохранения при освоении профессиональных деятельностей.
- Я владею рефлексией саморазвития, самосовершенствования и самосохранения в рамках продуктивного освоения профессиональных деятельностей.
- Я владею рефлексией коррекции непродуктивных способов функционирования в профессии.
- Я владею поэтапным планированием саморазвития, самосовершенствования и самосохранения в рамках одной или нескольких деятельностей.1. К-8, т-9 м- 8 р-5
- Интерпретация: подсчитайте количество набранных баллов по каждому из разделов соответствующих определенной компетентности и структурным компонентам.1. Параметры баллы
- Не обладаю знаниями, умениями, не владею 0
- Обладаю частичными знаниями, умениями, частично владею 1
- Обладаю знаниями, умениями, владею исходя из конкурентоспособности личности 2
- Обладаю знаниями, умениями, владею, ориентируясь на потребности рынка 3
- Обладаю, знаниями, умениями, владею, исходя из конкурентоспособности авторской системы деятельности созидания инновационного продукта
- Уровни развития профессиологической компетентности
- Уровни Когнитив- Технологиче- Мотивацион- Рефлексивныи ком- ский компо- ныи компо- ный компопонент (к) нент^) нент^) нент^)предпорого- 0−11 0−9 0−6 0−4выи пороговый 12−22 10−18 7−12 5−8повышенный 23−33 19−27 13−18 9−12высокий 34−44 28−36 19−24 13−16
- Алгоритм осуществления продуктивной стратегии развития ин-тегративной компетентности.
- Реализация продуктивной стратегии состоит из следующих этапов.
- Мотивационное освоение знаний, основных понятий, связанных с интеграцией как процессом и результатом.
- Изучение акмеологических явлений, которые сопровождают процесс интеграции.
- Изучение науковедческих основ взаимодействия наук.
- Вычленение наук, связанных с теоретическими основами овладения профессиональной деятельности и анализом устанавливаемых связей между ними.
- Моделирование оптимальных связей, как между знаниями фундаментальных наук, так и между знаниями наук, связанных с теоретическими основами овладения профессиональной деятельности.
- Проверка эффективности реализованных моделей на практике с последующей корректировкой.
- Алгоритм осуществления мотивационной стратегии.
- Мотивационная стратегия достижения связана с ориентацией на мотивы достижения и мотивацию к успеху.
- Реализация мотивационной стратегии состоит из следующих этапов.
- Изучение концептуальных подходов к определению мотивации и её видов.
- Диагностика доминирующих мотивов учебно-профессиональной деятельности студента.
- Развивающая работа над мотивами полипрофессиональных достижений.
- З.Алгоритм осуществления когнитивной стратегии.
- Когнитивная стратегия достижений в компетентностном формате подразумевает под собой поэтапное овладение компетенциями в процессе полипрофессиональной подготовки специалиста.
- Реализация когнитивной стратегии состоит из следующих этапов.
- Мотивационное освоение знаний, основных понятий, связанных с компетентностью как процессом и результатом, с изучением видовых и структурных компонентов.
- Изучение профессиограмм, психограмм, акмеограмм осваиваемых профессиональных деятельностей-
- Моделирование траектории освоения компетенций и их практическая реализация с отражением результатов в портфолио достижений-
- Самоанализ достижений студентом и анализ экспертами его достижений на каждом курсе обучения.