Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность как субъект организации времени

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых, эмпирические данные диссертационного исследования будут полезны при разработке учебных программ для подготовки специалистов, работа которых связана с компетентностью во времени, рациональным и продуктивным использованием рабочего времени, умением правильно распоряжаться своим личным временем, умением организовать временные рамки своей деятельности, не нарушая установленных сроков… Читать ещё >

Содержание

  • 1. психология личности ее бытия и проблемы организации времени: феноменология, закономерности
    • 1. 1. Категория времени в психологии
    • 1. 2. Время в теориях личности
  • 2. Проблема времени личности в психологии человеческого бытия: субъектный подход
    • 2. 1. Проблема организации, экономии и эффективного использования времени личностью
    • 2. 2. Проявление субъектности личности в организации времени
    • 2. 3. Самоактуализация личности во временном пространстве ее бытия: субъектный подход
    • 2. 4. Синхронизация и планирование как способы организации времени личностью
  • 3. Эмпирическое исследование феномена личности как субъекта организации времени
    • 3. 1. Процедура исследования
    • 3. 2. Методы исследования
    • 3. 3. Особенности личности как субъекта организации времени
    • 3. 4. Сравнительный анализ проявления типов реализации субъектности личностью в организации времени по параметрам активности и рефлексии
    • 3. 5. Особенности самоактуализации личности во времени
    • 3. 6. Связь проявлений активности и рефлексии субъекта организации г* времени с его самоактуализационными тенденциями
    • 3. 7. Сравнительный анализ организации времени личностью с «Организмическим», «Социальным» и «Деятельностным» типами реализации субъектности

Личность как субъект организации времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Время — один из наиболее ценных ресурсов личности (Б.Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, Е. И. Головаха,.

A.А. Кроник, П. Берд, Дж. Адаир и др). Познавать время, овладевать временем и управлять им — это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития личности. Выбор способов управления временем, его рациональной организации является одной из важных задач жизнедеятельности человека. Управление временем предполагает его изучение и совершенствование техники его использования. Временными параметрами обладают все сферы жизни человека. Особое значение фактор времени приобретает в делах, имеющих четкую временную организацию, например, работа в офисе, занятия в учебном заведении. Умение управлять временем повышает эффективность деятельности. Но невозможно управлять временем, не поняв его сущности. В контексте данной работы категория «время» рассматривается неотделимо от субъекта — как нечто, порождаемое и образуемое им самим. Различные аспекты проблемы личности как субъекта организации времени освещали многие известные психологи. C.JT. Рубинштейн, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский,.

B.В. Знаков, З. И. Рябикина и др. рассматривают личность как субъект организации пространств своего бытия и времени. В работах Е. И. Головахи и А. А. Кроника представлена причинно-целевая концепция психологического времени личности. К.А. Абульханова-Славская в теории личности как субъекта жизненного пути исследует проблему организации времени в контексте понятия личности как субъекта жизнедеятельности. А. К. Болотовой организация времени личностью представлена в рамках проблемы темпоральной организации личностью сферы межличностных отношений и др.

Несмотря на многообразие теорий времени личности, целостное представление о личности как субъекте организации времени пока в психологии не сложилось, поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске многих известных психологов.

Требуется новый подход к изучению личности как субъекта организации времени, а также к исследованию места времени в структуре бытия личности.

Изучение субъектности личности в отношении времени, рефлексии того пространства бытия, которое для нее более значимо, и активности, направленной на преобразование бытия в соответствии с собственной системой смыслов и ценностей, является одним из способов овладения и организации времени как существенного аспекта бытия личности.

Значимость и недостаточная изученность личности как субъекта организации времени, способов и механизмов овладения и организации времени личностью, синхронизации разновременных характеристик объективных пространств ее бытия (организмического, средового и деятельностного) в единое целое — психологическое время личности, сообразное ее смыслам и ценностям, определяют выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования: выявление содержательных зависимостей между особенностями личности как субъекта и характеристиками организации ее времени.

Объект исследования: личность и организация ее времени.

Предмет исследования: особенности личности как субъекта и их связь с характеристиками организации ее времени.

Гипотезы исследования:

1. Направленность личности на реализацию субъектности в организации времени определяется доминантным для нее пространством бытия (организм, среда, деятельность).

2. Работающие субъекты характеризуются более высокой выраженностью индикаторов субъектности в организации времени (активность, рефлексивность) по сравнению с субъектами учебной деятельности (студентами).

3. Возможно выделение типов реализации субъектности личности в организации времени на основании специфики проявления активности и рефлексии в отношении значимого для личности как субъекта организации времени пространства бытия (организм, среда, деятельность).

4. Субъектность личности в организации времени обусловлена выраженностью самоактуализационных тенденций (общий показатель самоактуализации и показатели по отдельным шкалам).

Цель исследования определила следующие задачи исследования. Теоретические задачи:

1. Провести соотнесение понятий «личность», «субъект», «бытие», «пространства бытия личности», «время», «время личности», «психологическое время личности», «организация, планирование и синхронизация времени».

2. Рассмотреть имеющиеся в психологии представления об отношениях личности с различными пространствами ее бытия.

3. Выделить и обосновать содержательные компоненты субъектности личности.

4. На основе проведенного теоретического анализа дать описание феномена субъектности личности в организации времени, которое послужит теоретической основой эмпирического исследования данного феномена. Методические и эмпирические задачи:

5. Сформировать выборку, соответствующую цели исследования.

6. Подобрать и апробировать методики, позволяющие исследовать особенности личности как субъекта организации времени.

7. Выбрать и апробировать математические процедуры анализа данных.

8. Провести количественный и качественный анализ данных.

9. Проинтерпретировать результаты в контексте сформированной теоретической модели феномена организации времени личностью как субъектом.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования послужили: принцип целостности в рассмотрении личности (Б.Г. Ананьев, Е. Ангьял, К. Гольдштейн, А. Маслоу, Э. Эриксон и др.) — принципы единства сознания и деятельности, развития, системности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.) — основные положения субъектного подхода к исследованию личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, А. К. Осницкий, А. В. Петровский, C. J1. Рубинштейн, З. И. Рябикина, В. И. Слободчиков и др.) — идеи и принципы экзистенциально-гуманистического направления в психологии (JT. Бинсвангер, М. Босс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, М. Хайдеггер, И. Ялом, К. Ясперс и др.) — психология бытия личности, базирующаяся на идеях о субъектной позиции личности относительно организации пространств своего бытия, и положение об активности личности в процессе преобразования пространств своего бытия (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, C.JI. Рубинштейн, З. И. Рябикина, Г. Ю. Фоменко и др.) — положения об организующей, синхронизирующей, интегрирующей роли личности по отношению к пространствам своего бытия (К.А. Абульханова-Славская, З.И. Рябикина) — положение о времени как о фундаментальной характеристике человеческого бытия (Э.Л. Акопов, Н. Н. Трубников, Б. И. Цуканов, Д. Г. Элькин и др.).

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) метод теоретического анализа;

2) эмпирические методики:

— методика диагностики типа поведенческой активности Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка [244, с. 531−544];

— методика определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой [140, с. 255−265];

— самоактуализационный тест Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза, М. В. Латинской (CAT) [16, с. 91−116];

— опросник «Умение организовать свой труд», позволяющий определить степень организованности личности [241, с. 127−131];

— авторская опросная процедура «Организация времени личностью», выявляющая особенности организации и планирования времени личностью (см. прил. 1).

3) методы обработки данных: а) качественные:

— контент-анализ;

— аналитическое сравнениеб) количественные методы математической обработки данных:

— методы описательной статистики;

— кластерный анализ;

— корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирменакоэффициент корреляции Пирсона);

— t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Надежность и достоверность полученных данных обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплексных методов исследования, соотнесением результатов, полученных с помощью различных методов, в том числе математических методов обработки и анализа данных, согласованием результатов количественного и качественного анализа, подтверждением теоретических положений работы результатами, полученными в эмпирической части.

Объём выборки составил 250 человек (205 женщин, 45 мужчин). Из них 125 — учащиеся (студенты) в возрасте от 17 до 22 лет и 125 — работающие в возрасте от 25 до 40 лет, со стажем работы от 3 до 20 лет.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. С позиции субъектного и бытийного подходов теоретически обосновано влияние личности, характеризуемой определенной направленностью субъектности, на организацию времени ее бытия.

2. Установлены параметры субъектности личности, обусловливающие организацию времени ее бытия: рефлексия, активность, самоактуализационные тенденции.

3. Выявлены различия характеристик субъектности личности в организации времени между студентами и работающими: работающие более независимы и субъектны в организации времени, обладают большим потенциалом организовывать время в соответствии со своими ценностями и смыслами и меньшим единообразием в организации времени, по сравнению с учащимися.

4. Выявлены и описаны типы реализации субъектности личности в организации времени: «Организмический», «Социальный», «Деятельностный». Основанием типологии являются параметры рефлексии, активности и самоактуализационные тенденции (степень их выраженности) в пространстве бытия личности, обладающем для нее большей значимостью (организм, среда, деятельность).

5. Эмпирически определены и описаны основные структурно-содержательные характеристики типов реализации субъектности личности в организации времени (направленность рефлексии и активности на состояния организмасоциальные нормы и ритуалытребования деятельности).

Теоретическая значимость исследования.

Обоснована эвристичность теоретической схемы анализа личности как субъекта организации времени в контексте субъектного подхода к рассмотрению бытия личности.

Осуществлено теоретическое соотнесение ряда основных понятий, задающих теоретический контур осмысления проблемы личности как субъекта организации времени: «личность», «субъект», «бытие», «пространства бытия личности», «время», «время личности», «психологическое время личности», «организация, планирование и синхронизация времени».

Определена сущность психологического времени личности как системообразующего фактора, обусловливающего способы организации личностью разновременных процессов, протекающих в пространствах ее бытия (организм, среда, деятельность). Время определено как пространство бытия личности, организуемое в соответствии с ее системой смыслов и ценностей. Личность обеспечивает организацию, согласование и синхронизацию разновременных процессов своих бытийных пространств. Установлены параметры субъектности личности, обусловливающие организацию времени ее бытия: рефлексия, активность, самоактуализационные тенденции.

Выделены и описаны типы реализуемой субъектности личности в организации времени: «Организмический», «Социальный», «Деятельностный».

Практическая значимость.

Результаты исследования могут быть применены:

— для определения тенденции изменений, преобразований и организации личностью разновременных процессов в пространствах ее бытия (полученные результаты позволяют ориентировать людей на осознание своих ресурсов и ограничений в организации времени, на нахождение рациональных и более эффективных способов его использования);

— в консультативной и коррекционной работе с личностью по определению индивидуальных технологий использования времени, рациональному и продуктивному использованию рабочего времени, обретению личностью компетентности во времени, способствующей процессу личностного роста и самореализации;

— в работе психологов и менеджеров по персоналу для диагностики личного состава и поступающих на работу, основанной на типологии субъектности личности («Организмический», «Социальный» и «Деятельностный» типы субъектности личности);

— для организации рабочего времени специалистами различного профиля: педагогами, учителями, методистами, инженерами, руководителями разных уровней, менеджерами (в том числе в тайм-менеджменте) и т. д.;

— при разработке учебных программ по психологии личности, психологии развития, психологии человеческого бытия, психологии организации времени.

Положения, выносимые на защиту.

1. Личность, реализующая себя как субъект организации времени, характеризуется рефлексией, направленной на временные параметры ее бытия, и активностью, направленной на преобразование временных параметров.

2. Рефлексивность и активность как индикаторы субъектности личности в организации времени содержательно различаются в зависимости от доминантного для личности пространства бытия. Это проявляется в более выраженной направленности личности на осознание и преобразование времени в соответствии с доминирующим пространством (организм, среда, деятельность).

3. Проявления субъектности личности находятся в зависимости от значимости пространств ее бытия (организм, среда, деятельность). Это определяет структурно-содержательные особенности организации ее времени (направленность рефлексии и активности на состояния организмасоциальные нормы и ритуалытребования деятельности).

4. Теоретически обоснованы и эмпирически выявлены три типа реализации субъектности личностью в организации времени: «Организмический», «Социальный», «Деятельностный».

Для личности с «Организмическим» типом реализации субъектности доминирующей является темпоральная организация процессов организма. Личность, реализующая «Организмический» тип субъектности, в большей мере рефлексирует то, что связано с процессами ее организма. Она организует свое время в соответствии с ритмами, состояниями собственного организма, погружена в переживание этих состояний, а также своих потребностей, чувств, ее активность направлена на их реализацию.

Для личности с «Социальным» типом реализации субъектности характерна направленность на соответствие социальным нормамвыполнение социальных ритуаловей свойственно стремление придерживаться временного режима своей социальной группы, согласовывать свои решения и действия с временными требованиями социума, темпом других членов рабочего коллектива, для нее важно согласовывать свои действия с действиями значимых других (начальника, коллег и т. д.).

Для личности с «Деятельностным» типом реализации субъектности наиболее важны требования собственной, осуществляемой субъектом деятельности (сроки деятельности, темп и ритм деятельности, соответствие рабочему графику и т. д.). Для того чтобы справиться с работой в срок, люди, реализующие данный тип субъектности, могут жертвовать временем общения, временем восстановления организма и ухода за ним, временем на отдых.

Апробация результатов исследования. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на Международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003) — II Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2004) — Всероссийском научно-практическом семинаре «Психологическая поддержка аутентичного бытия» (Краснодар, 2004) — III Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Кубанского государственного университета «Человек, сообщество, управление: взгляд молодых исследователей» (Краснодар, 2006).

Результаты работы докладывались и обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета с 2003 по 2006 г.

Теоретические положения и результаты исследования вошли в учебный курс «Самоменеджмент», читаемый студентам факультета управления и психологии КубГУ отделения политологии, а также государственным и муниципальным служащим на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Публикации. По теме исследования имеется 8 публикаций автора, в которых отражено основное содержание диссертации, одна из публикаций напечатана в журнале из списка ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, текст диссертации содержит 5 рисунков, 5 таблиц и 5 приложений.

Список литературы

насчитывает 377 источников, из них 30 — на английском языке.

Результаты исследования причин изменения планов у личности, реализующей «Деятельностный» тип субъектности, отражены на рис. 5.

12% состояние здоровья и настроение.

56%.

01 2 другие обстоятельства (начальство, коллеги, семья, друзья).

32% 3 появление срочных дел. не терпящих отлагательства, поломка оборудования, срочные командировки, квартальные отчеты, отпуск, не вовремя выполненная работа.

Рис. 5. Диаграмма распределения причин изменения планов у личности, реализующей «Деятельностный» тип субъектности.

Совокупность полученных данных позволила выделить и обосновать следующие критерии анализа особенностей организации времени личностью с «Организмическим», «Социальным», «Деятельностным» типами реализации субъектности:

— пространство бытия, имеющее для личности большую значимость (организм, среда, деятельность);

— специфика проявлений активности и рефлексии в значимом пространстве бытия;

— общая загруженность работой (количество дел, требующих срочного выполнения: одно или несколько в день, несколько в неделю, несколько в месяц);

— частота возникновения срочных дел (раз в месяц и режераз в неделюраз в день и чаще);

— умение анализировать причины потери времени и изменения планов;

— частота обращения к планированию времени;

— определение сроков работы (ориентация на свое чувство срока или на коллектив и руководство);

— отношение к срокам выполнения дел (спокойное, вызывающее тревогу и напряжение);

— знание периодов своей наибольшей производительности, активности (в течение суток и в течение недели);

— режим работы;

— режим отдыха в течение рабочего дня.

Практические рекомендации:

Во-первых, результаты исследования личности как субъекта организации времени могут быть использованы в ситуациях приема на работу, так как они позволяют ориентировать людей в осознании своих возможностей и ограничений для включения в более адекватные их типу сферы бытия.

Во-вторых, разработанный методический материал может применяться для психологической диагностики типов субъектности личности, определения оптимальных способов организации времени, индивидуальных технологий использования времени, в консультационной сфере и тайм-менеджменте.

В-третьих, выводы теоретической и эмпирической части диссертационного исследования можно использовать при разработке учебных программ по психологии личности, психологии развития, психологии человеческого бытия, психологии организации времени.

В-четвертых, эмпирические данные диссертационного исследования будут полезны при разработке учебных программ для подготовки специалистов, работа которых связана с компетентностью во времени, рациональным и продуктивным использованием рабочего времени, умением правильно распоряжаться своим личным временем, умением организовать временные рамки своей деятельности, не нарушая установленных сроков, не пренебрегая временем других в социальных взаимодействиях, наличием индивидуальных технологий использования времени. W.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени // Известия АН ЭССР. Общественные науки. 1978. № 3.
  2. А. С. Пространство и время // Вопросы философии. 1985. № 11.
  3. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
  4. К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.
  5. Абулъханова К А. О субъекте психической деятельности: методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973.
  6. К.А. Психология и сознание личности (проблемы, методологии, теории и исследования реальной личности) М.: ИПП- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
  7. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М.: Наука, 1989.
  8. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.
  9. Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. М.: Воронеж, 2001.
  10. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна // С. Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989.
  11. Абульханова-Славская К А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.12.
Заполнить форму текущей работой