Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подсчитывается количество ответов «да» в каждой из строк бланка ответов. В результате должны получиться значения восьми шкал (первой строке соответствует шкала 1, второй — шкала 2 и т. д.). Сравнивая эти значения между собой, можно определить, какая из приведенных ниже мотивационных установок личности преобладает у данного человека. Важно обратить внимание не только на величину полученных… Читать ещё >

Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несколько по-другому выделяют типы мотивов при исследовании мотивационных установок личности (см.: Практическая психодиагностика, 1999).

Этот и описанный выше подходы не исключают, а дополняют друг друга.

О. Ф. Потемкина предположила, что в мотивационной сфере человека можно выделить четыре альтернативные пары ценностных ориентаций: альтруизм — эгоизм, процесс — результат, свобода-власть, труд — деньги. Преобладание тех или других установок во многом определяет поведение человека как в работе, так и в частной жизни.

Кроме того, от соотношения ценностных ориентаций в значительной степени зависит успешность совместной деятельности людей: эффективно и бесконфликтно легче работать людям со сходными приоритетами мотиваций.

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

Инструкция: «На каждый из приведенных 80 вопросов следует ответить „да“ или „нет“. Эти ответы нужно занести в заранее оформленный бланк для ответов, на котором написаны номера вопросов».

Бланк для ответов

Текст опросника

  • 1. Сам процесс выполнения работы увлекает вас больше, чем этап ее завершения?
  • 2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?
  • 3. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
  • 4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?
  • 5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам не интересно, даже если это необходимо?
  • 6. Вы уверены, что настойчивости в вас больше, чем способностей?
  • 7. Вам легче просить за других, чем за себя?
  • 8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
  • 9. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расстаться?
  • 10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достичь результата, чем просто добрые и отзывчивые?
  • 11. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?
  • 12. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
  • 13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
  • 14. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?
  • 15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятность?
  • 16. Вы убеждены, что не нужно для кого-нибудь сильно напрягаться?
  • 17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
  • 18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
  • 19. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
  • 20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
  • 21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
  • 22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
  • 23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
  • 24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
  • 25. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
  • 26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?
  • 27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?
  • 28. Вы можете назвать себя эгоистом?
  • 29. Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
  • 30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
  • 31. Ваша отличительная черта — бескорыстие?
  • 32. Свободное время вы используете для своих увлечений?
  • 33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?
  • 34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
  • 35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?
  • 36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
  • 37. Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?
  • 38. Стремление к результату в любом деле — ваша отличительная черта?
  • 39. Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?
  • 40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?
  • 41. Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?
  • 42. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
  • 43. Ваши знакомые считают вас властным человеком?
  • 44. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
  • 45. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?
  • 46. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны
  • 47. Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная ценность?
  • 48. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
  • 49. Вы выбираете друзей по деловым качествам?
  • 50. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми
  • 51. Считаете ли вы, что самое важное качество для власти — это ее сила?
  • 52. Вы уверены, что все можно купить за деньги?
  • 53. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
  • 54. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
  • 55. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?
  • 56. Вы согласны, что деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
  • 57. В жизни вас радует только отличный результат работы?
  • 58. Самое главное стремление в вашей жизни — быть свободным?
  • 59. Вам легко заставить людей делать то, что вы хотите?
  • 60. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
  • 61. Любимое дело для вас ценнее, чем власть и деньги?
  • 62. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
  • 63. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
  • 64. Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни?
  • 65. Даже бывая на отдыхе, вы не можете не работать?
  • 66. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
  • 67. Испытываете ли вы жажду власти, стремление руководить?
  • 68. Вы согласны, что деньги не пахнут и не важно, как они заработаны?
  • 69. Ваши друзья и знакомые ценят вас как специалиста?
  • 70. Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас большое негодование?
  • 71. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
  • 72. Вам трудно ограничивать себя в денежных средствах?
  • 73. Труд — наибольшая ценность для вас?
  • 74. Вы согласны ущемить свою свободу, чтобы обладать властью?
  • 75. Власть может заменить вам многие другие ценности?
  • 76. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?
  • 77. Творческий труд для вас является главным наслаждением в жизни?
  • 78. Самое главное стремление в вашей жизни — быть свободным?
  • 79. Основное стремление в вашей жизни — власть, а не свобода и деньги?
  • 80. Наиболее сильное потрясение для вас — отсутствие денег?

Обработка и анализ результатов

Подсчитывается количество ответов «да» в каждой из строк бланка ответов. В результате должны получиться значения восьми шкал (первой строке соответствует шкала 1, второй — шкала 2 и т. д.). Сравнивая эти значения между собой, можно определить, какая из приведенных ниже мотивационных установок личности преобладает у данного человека. Важно обратить внимание не только на величину полученных значений, но и на их соотношение между собой, определить наименьшее и наибольшее.

При больших значениях по шкале 1 человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. О достижении цели он мало думает, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс, например: он может стать руководителем туристской группы, экскурсоводом.

Большие значения по шкале 2 обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему — суете, помехам, неудачам… Он может входить в число самых надежных сотрудников, однако из-за стремления к достижению результата способен забыть обо всем остальном, например: кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, не задумываясь о более отдаленных последствиях своих решений.

При больших значениях по шкале 3 человек имеет установку на альтруизм, т. е. действует прежде всего на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Традиционно эта установка считается социально ценной, и человек, обладающий ею, — заслуживающим всяческого уважения. Действительно, наверное, величайшие добрые деяния совершались из альтруистических побуждений. Однако альтруист может быть весьма опасен для окружающих и себя самого, когда начинает самоотверженно «загонять их в счастье», как он его понимает. Но если он действительно стремится принести пользу другим и при этом сохраняет реальное видение обстановки, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и при этом чувствовать себя счастливым вне зависимости от личного положения. Хотя доверить такому человеку финансовое управление коммерческой организацией опасно.

Если большие значения по шкале 4, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это необязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде, просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Обладать такой установкой могут как циничный вор и скряга, так и просто вполне моральный и добрый человек, придерживающийся «разумного эгоизма».

Большие значения по шкале 5 свидетельствуют об установке на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. В отличие от установки на процесс, здесь человеку важно чувствовать, что он не просто «занят», а именно «работает». При этом, если значения других шкал значительно ниже, для человека не важно, насколько этот труд на самом деле результативен, но важно, насколько он одобряем руководством или обществом. Так, такая установка может быть одной из причин продолжения работы, когда зарплату не платят и заплатить не могут в принципе, поскольку продукция никому не нужна. Если же имеется еще хотя бы одна шкала с высоким значением, она может указывать на то, ради чего человек готов трудиться.

При больших значениях по шкале 6 человек имеет установку на свободу. Она для него — главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда его ощущение зависимости является мнимым).

Большие значения по шкале 7 указывают на то, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. В результате он может оказаться тираном или — другой вариант — неплохим руководителем, обладающим специфическим стилем руководства (см. 5.4).

При больших значениях по шкале 8 человек имеет установку на деньги. Когда их у него нет, он думает в основном о том, как их достать, а когда они есть — как их не потерять и приумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он необязательно станет «добывать» их любыми средствами, но при выборе работы для себя скорее обратит внимание на уровень зарплаты, чем на интересность.

На основании результатов тестирования по данной методике можно выделить следующие три группы людей.

  • 1. Гармонично высокомотивированные. Все ориентации выражены сильно (значения всех шкал не менее 5) и приблизительно в равной степени. Обычно это наиболее эффективные работники при всех условиях. Однако такие люди встречаются довольно редко.
  • 2. Низкомотивированные. Все ориентации выражены слабо (значения всех шкал менее 4). В течение короткого времени такое состояние естественно в кризисные периоды, в частности в период выбора профессионального пути. Но если человек говорит, что это его характерное состояние, то можно предположить, что он не выработал жизненных приоритетов или по каким-то причинам скрывает их. Обычно такие люди ведут себя пассивно, но в целом их поведение непредсказуемо.
  • 3. Дисгармоничная ориентация. Одни ориентации выражены слабо, другие — сильно. Очень редко доминирует одна какая-нибудь установка, обычно их 2—3. Наиболее распространенный случай. Такой человек работает эффективно тогда, когда работа удовлетворяет его ведущую мотивацию. Дополнительную информацию может дать сравнение результата этого теста с предыдущим.

Отметим, что в коллективе наиболее хорошо работают люди, у которых совпадают предпочтительные мотивации. Людям с противоположными мотивационными установками трудно не только работать вместе, но даже просто понимать друг друга.

Каждый человек считает естественной именно свою ценностную ориентацию и бессознательно приписывает другим людям сходную мотивацию. Менеджеру следует помнить, что любой человек (начальник, подчиненный, клиент) может иметь другую, нежели у него, систему мотивационных установок. Представление о ней можно получить не только посредством тестирования, но и с помощью наблюдений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой