Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические особенности отношения педагога к учащимся — представителям разных этнических групп

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, отработанная нами в экспериментальной работе программа формирования готовности педагога к осуществлению психолого-педагогической деятельности в условиях многонационального детского сообщества создает начинающему учителю условия профессиональной направленности, ориентации на продуктивное межэтническое взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса в условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования отношения педагога к учащимся — представителям разных этнических групп
    • 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика основных понятий исследования
    • 1. 2. Отношение учителя к учащимся разных национальностей в структуре педагогического взаимодействия
    • 1. 3. Структура, содержание и особенности профессионализма педагога в работе с детьми разных национальностей
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей отношения педагога к учащимся разной национальной принадлежности
    • 2. 1. Организация и методы экспериментального изучения отношения педагогов к учащимся разной национальной принадлежности
    • 2. 2. Анализ результатов исследования отношения педагогов к учащимся — представителям разных этнических групп
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих педагогов к организации учебно-воспитательной деятельности в условиях многонационального детского сообщества
    • 2. 4. Динамика сформированности готовности педагога к взаимодействию с учащимися — представителями разных этнических групп

Психолого-педагогические особенности отношения педагога к учащимся — представителям разных этнических групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современной, меняющейся России обострился ряд противоречий, в частности, противоречие между ростом национального самосознания, попыткой возрождения национальных культур и фактической неготовностью общества к позитивному восприятию всего национального многообразия мультикультурного общества. Образование, как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, должно быть готово к организации учебно-воспитательного процесса в условиях межкультурного и межэтнического взаимодействия. Рассмотрение образования в системе межэтнических взаимоотношений актуализирует одну из важнейших психолого-педагогических проблем — проблему восприятия, понимания педагогом учащихся, представителей разных этнических групп, и отношения к ним.

Обзор отечественной и зарубежной литературы показывает, что психологическая наука располагает немалым количеством исследований по разработке проблемы восприятия, понимания и отношения человека к человеку в области педагогической деятельности. Проблема отношений является традиционной и одной из наиболее разрабатываемых проблем отечественной психологии. Активно исследовались природа отношений (В.Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, Д.И. Узнадзе), межличностные отношения как частный случай психологических отношений в целом (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. Н. Обозов и др.), динамика отношений (А.Ф. Лазурский, C.JI. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Г. М. Андреева, Н. Н. Обозов и др.), влияние отношений на эффективность совместной деятельности (А.И. Выряжемская, С. А. Копылов, М. Д. Цымпеу и др.). Проблема педагогических отношений также привлекает внимание многих исследователей (Н.А. Березовин, Я. Л. Коломинский, А. А. Русалинова, Э. Б. Соковикова и др.). Но при наличии огромного пласта исследований, посвященных различным аспектам социальной перцепции, педагогических отношений, в настоящее время в психологической науке не существует экспериментально обоснованной характеристики содержания межэтнического взаимодействия в условиях учебно-воспитательного процесса полиэтничной школьной среды. Однако потребность в изучении особенностей отношения педагога к учащимся из другой этнической группы продиктована социальной ситуацией развития школьников в современных образовательных учреждениях.

Сегодня невозможно говорить об образовании, не затрагивая вопросов межэтнических отношений. Актуальность и значение данной проблемы определяется, прежде всего, тем, что она связана с изучением межэтнических взаимоотношений и психологической подготовкой специалистов к деятельности в условиях многонационального детского сообщества.

Практика показывает, что работники образования, в частности, учителя начальной школы, отмечают, что обучение и воспитание учащихся в многонациональных коллективах связано с рядом проблем, решение которых требует учета национально-психологических особенностей воспитуемых.

Таким образом, актуальность проблемы определяется противоречием между необходимостью оптимизации межэтнического взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе современной школы и неразработанностью программ, психотехнологий, методов и способов педагогического общения учителя с детьми различных национальностей.

Объектом нашего исследования выступает система отношений педагога с учащимися — представителям разных этнических групп.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, способствующие развитию позитивного отношения учителя начальных классов к учащимся различных национальностей.

Цель работы — выявить психолого-педагогические особенности отношения педагога к учащимся разной национальной принадлежности и разработка условий развития позитивных отношений участников образовательного процесса в условиях многонационального детского сообщества.

Цель исследования предполагает решение следующих основных задач:

1) рассмотреть теоретические основы отношения педагога к учащимся разной национальной принадлежности;

2) выявить критерии, уровни и показатели отношения учителя к учащимся — представителям разных этнических групп;

3) разработать и апробировать методы диагностики отношения педагога к участникам педагогического процесса в условиях полиэтничной школьной среды;

4) выявить психолого-педагогические условия развития позитивного отношения педагогов к учащимся иноэтнических групп.

Гипотеза, проверке которой посвящена экспериментальная часть исследования, состоит в том, что отношение учителя к учащимся из другой этнической группы обусловлена личностными качествами педагога и социально-психологическими факторами, от которых зависит процесс восприятия и понимания детей разных национальностей, а также эффективностью профессиональной подготовки педагога к организации учебно-воспитательной деятельности в условиях многонационального детского сообщества.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории отношения (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодал ев, В. Н. Мясищев, Н.Н. Обозов), современные концепции межличностного взаимодействия (Т.В. Сенько, Р.Х. Шакуров), исследования позитивных отношений в отечественной психологии (К.А. Абульгаханова-Славская, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, JI.A. Петровская, А. С. Чернышев и др.), теории отношения между учителями и учащимися (Н.А. Березовин, В.А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован ряд исследовательских методов: (анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования) — эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос) — эксперимент, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, методы математической обработки.

В работе использовались следующие методики: методика стандартизированного наблюдения, опросник выявления затруднений и несовершенств во взаимодействии педагога с учащимися разных национальностей, адаптированный нами тест Юсупова на выявление способности педагога к эмпатии в условиях многонационального детского сообщества, анкета, направленная на выявление специфики восприятия педагогом учащихся разной национальной принадлежности и отношения к ним и их родителям.

Экспериментальная база исследования: факультет педагогики и психологии Курского государственного университета, педагогический факультет Белгородского государственного университета. В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты дневного и заочного отделений вышеуказанных факультетов. Общее число испытуемых 129 человек.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью параметров исследования, согласованностью теоретических положений и интерпретации полученных результатовэффективностью использования методов математико-статистической обработки и анализа результатов эксперимента, возможностью воспроизведения осуществленного эксперимента: репрезентативностью выборки.

Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыта сущность отношения педагогов к учащимся — представителям разных этнических групп, выявлены критерии, уровни и показатели этого отношенияразработана программа развития позитивного отношения педагога к учащимся разной национальной принадлежности.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем выявлены особенности понимания и отношения учителей начальных классов к детям разных национальностейвыделены критерии успешности в конструировании продуктивного взаимодействия педагога со всеми участниками педагогического процесса в условиях полиэтничной школьной среды, определены методы изучения понимания и отношения учителя к учащимся разной национальной принадлежности. Полученные результаты обогащают имеющиеся данные о факторах, влияющих на процесс взаимодействия педагога к учащимся разной национальной принадлежности.

Практическая значимость исследования заключается в использовании в педагогическом процессе вуза экспериментальной программы, направленной на формирование позитивного отношения будущего учителя к учащимся различных национальностей, а также диагностики понимания и отношения педагогов к участникам полиэтнической школьной среды. Разработанный комплекс заданий и методов развития позитивного отношения учителя к детям различных национальностей используется в работе со студентами факультета педагогики и психологии Курского государственного университета. Результаты исследования используются в образовательной практике учителей начальных классов, при подготовке и переподготовке педагогов в системе высшего и среднего специального педагогического образования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Отношение педагога к учащимся — представителям разных этнических групп, включает в себя мотивационно-потребностный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Мотивационно-потребностный компонент представлен системой мотивов, отражающей потребности педагога в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, культуры межнациональных отношений. Когнитивный компонент содержит в себе представления педагога о межнациональных отношениях, о культуре межнационального общения как сложной системе, включающей разные стороны и формы общения между людьми различных национальностейоб истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, национальной психологии и др.) и проблемах их развитияобщепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностейспособности и умении общения в разнонациональном учебном, педагогическом коллективе. Эмоционально-оценочный компонент включает эмоционально-нравственные характеристики личности педагога, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях по отношению к своему и другим этносам в целом и, в частности, к учащимся своей и других национальностей. Поведенческий компонент включает проявление действий и поступков педагога по отношению к учащимся, представителям разных этнических групп.

2. Специфика восприятия и отношения учителя к учащимсяпредставителям разных этнических групп обусловлена личностными качествами педагога и социально-психологическими факторами, способствующими, от которых зависит процесс восприятия и понимания детей иной национальной принадлежности, а также профессиональной подготовкой педагога к организации учебно-воспитательной деятельности в условиях многонационального детского сообщества.

3. Основными критериями отношения педагога к учащимся разной национальной принадлежности являются: межкультурная и этносоциальная компетентность учителя, позитивная межэтническая ориентация на восприятие и отношение к представителям иных этнических групп, ориентация на продуктивное межэтническое взаимодействие непрерывное саморазвитие, самосовершенствование в области межнациональных отношений.

4. Программа развития позитивного отношения педагога к учащимся, представителям разных этнических групп, направлена на осознание сущности межэтнических отношений и этнических стереотипов, национально-психологических особенностей детей разных этнических группдиагностику межличностных отношений участников полиэтнической школьной средыпреодоление кризиса идентичности, позитивное изменение шкалы ценностей, развитие умений создавать оптимальные взаимоотношения между детьми в ситуациях конфликтного взаимодействияформирование способности регулировать собственное поведение, соотносить собственные педагогические действия с действиями учащихся разных этнических групппреодоление психологических барьеров по отношению к родителям и детям другой национальной принадлежности.

5. Психолого-педагогическими условиями подготовки учителя к организации учебно-воспитательной деятельности в условиях полиэтничной школьной среды выступают: использование диалогового подхода, ориентированного на рост и сохранение культурного разнообразия, открытость к диалогу культур, культурному плюрализму, равноправному и взаимообогащающемуся межкультурному взаимодействиюсоздание дискуссионных клубов по проблемам межэтнических отношений, национальной психологии с целью формирования готовности будущего учителя к осуществлению взаимодействия с детьми в условиях многонационального классапроведение практических занятий по развитию толерантности учителя к детям других национальностей, усвоение педагогами не только знаний в области межнациональных отношений, но и овладение способами получения и оперирования этими знаниями при решении конкретных задач взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса в условиях полиэтничной школьной среды.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы на базе Белгородского и Курского государственного университетов. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии развития Курского государственного университетаиспользовались в ходе чтения спецкурса «Формирование готовности педагога к организации учебно-воспитательной деятельности в условиях многонационального детского сообщества» для студентов заочной формы обучения педагогического факультета Белгородского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Основные результаты исследования можно обобщить в следующую систему выводов.

1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что отношение педагога к учащимся, представителям разных этнических групп, — сложное понятие, характеризующее связь и обусловленность в процессе педагогического межэтнического взаимодействия. В качестве интегрирующих показателей отношения учителя к учащимся иной национальной принадлежности выступают четыре основных компонента:

• когнитивный компонент, который включает представления педагога о межнациональных отношениях, о культуре межнационального общения как сложной системе, включающей ряд содержательных компонентов, соответствующих разным сторонам и формам общения между людьми различных национальностейоб истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и др.) и проблемах их развитияобщепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностейспособности и умении общения в разнонациональном учебном, педагогическом коллективе;

• эмоционально-оценочный компонент — включает эмоционально-нравственные характеристики личности педагога, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т. д. по отношению к своему и другим этносам в целом и, в частности, к учащимся своей и других национальностей. Отрицательные характеристики личности педагогаравнодушие, замкнутость, упрямство, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, невежество, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и др. Положительные — любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость;

• мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности педагога в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, культурой межнациональных отношений;

• поведенческий компонент включает проявление действий и поступков педагога по отношению к учащимся, представителям разных этнических групп.

Исходя из основных компонентов данной категории, были определены критерии отношения педагога к учащимся — представителям разных этнических групп: межкультурная и этносоциальная компетентность, позитивная межэтническая ориентация на восприятие и отношение к представителям иных этнических групп, непрерывное саморазвитие, самосовершенствование в области межнациональных отношений, продуктивное межэтническое взаимодействие.

2. Экспериментальное исследование позволило составить комплекс диагностических методик, направленный на изучение отношения педагогов к учащимся иноэтнических групп. Кроме уже известных методик в него вошли разработанные нами методики, направленные на выявление специфики восприятия и отношения учителя к детям разных национальностей. Изучение специфики взаимодействия учителя с учащимися — представителями разных этнических групп показало, что:

• восприятие и отношение учителя к учащимся — представителям иных этнических групп во многом обусловлено национальной принадлежностью детей;

• педагоги в большинстве своем позитивно ориентированы на учащихся — представителей своей этнической группы;

• значительную роль в восприятии педагогом учащихся иной национальной принадлежности играют установки, этнические стереотипы;

• зачастую учителя одни и те же динамические свойства у детей из своей этнической группы считают положительными, а у детей из другой этнической группы — отрицательными, что является показателем необъективного отношения и оценивания учащихся иной национальной принадлежности;

• в характеристике учащихся «чужой» этнической группы акцентировалось внимание на тех личностных качествах, которые так или иначе осложняют учебно-воспитательный процесс.

3. Для эффективного решения проблем межэтнического педагогического взаимодействия мы рассматриваем следующие психолого-педагогические условия подготовки учителя к организации учебно-воспитательной работы в условиях многонационального детского сообщества:

• создание и внедрение образовательных программ по толерантности, веротерпимости, межкультурному пониманию;

• создание дискуссионных клубов по проблемам межэтнических отношений, национальной психологии и т. д. с целью совершенствования и углубления знаний учителя многонационального класса;

• издание учебно-методических пособий по вопросам межэтнических отношений, учета национально-психологических особенностей детей разных этнических групп;

• проведение тренинговых занятий по развитию толерантности к другим национальностям.

Целенаправленная деятельность в данном направлении упрочит систему представлений и оценок этнокультурных особенностей и будет служить формированию системы позитивных представлений и оценок этнопсихологических особенностей других этносов, создавая основу для ситуации межэтнической толерантности.

4. В ходе формирующего эксперимента, который проводился в условиях разработанной нами системы занятий спецкурса «Формирование готовности педагога к организации учебно-воспитательной деятельности в условиях многонационального детского сообщества», ориентированного на формирование объективного, адекватного отношения учителей к учащимсяпредставителям разных этнических групп, нами были выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективности формирования компетентности педагогов, организующих учебно-воспитательную деятельность в условиях многонационального детского сообщества:

— опора на личностный, деятельностный, культурологический, компетентностный и контекстный подходы в процессе подготовки педагогов к межэтническому педагогическому взаимодействию;

— осознание учителями необходимости изучения национально-психологических особенностей учащихся и использование этих знаний в практической психолого-педагогической деятельности;

— стимулирование творческой, познавательной активности учителей многонациональных классов;

— усвоение педагогами не только знаний в области межнациональных отношений, но и овладение способами получения и оперирования этими знаниями при решении конкретных задач взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса в условиях полиэтничной школьной среды.

5. Успешность проведения формирующего эксперимента подтверждается положительной динамикой изменения отношения педагогов к участникам педагогического процесса в условиях полиэтничной школьной среды.

Таким образом, отработанная нами в экспериментальной работе программа формирования готовности педагога к осуществлению психолого-педагогической деятельности в условиях многонационального детского сообщества создает начинающему учителю условия профессиональной направленности, ориентации на продуктивное межэтническое взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса в условиях полиэтничной школьной среды. Содержательное наполнение программы спецкурса организовано в соответствии с теоретическими предпосылками о сущности межэтнических психолого-педагогических взаимоотношений. Она включает в себя активные формы и методы обучения (тренинг, практикумы, имитационные и имитационно-ролевые игры, анализ и решение проблемно-конфликтных ситуаций, психологические упражнения, дискуссии и т. д.). Данная программа может выступать в качестве методического пособия для подготовки педагогов к работе в условиях полиэтничной школьной среды.

Сформулированные в исследовании выводы не претендуют на полное решение проблемы межэтнического взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса в условиях полиэтничной школьной среды. Наше исследование было направлено на решение строго определенного круга задач. Представляется значимой дальнейшая работа по совершенствованию технологии формирования готовности учителей к такому взаимодействию. Перспективы этой работы мы связываем с происходящим в настоящее время совершенствованием воспитательно-образовательного процесса в средних и высших учебных заведениях и остро стоящей перед государством и обществом проблемой межнациональных отношений.

Заключение

.

Подводя итоги исследования проблемы психолого-педагогических особенностей отношения педагогов к учащимся — представителям разных этнических групп, следует отметить, что выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась, поставленные цели и задачи исследования достигнуты. В представленной работе показано, что специфика восприятия и отношения педагога к учащимся — представителям иной национальной принадлежности обусловлена личностными свойствами учителя, социально-психологическими факторами, способствующими или, наоборот, тормозящими процесс восприятия и понимания, а также профессиональной подготовкой педагога к организации учебно-воспитательной деятельности в условиях многонационального детского сообщества, т. е. в русле межличностного познания и личностного подхода справедливо утверждение: главными детерминантами межэтнического восприятия, понимания и отношения является социально-психологический опыт деятельности в многонациональном коллективе и общая активность личности педагога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. — 1989. -№ 2. — С. 63−70.
  2. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 97−98.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.
  5. Е.Ю., Ковалев Г. А., Семилет Н. В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений // Вопросы психологии. 1988. — № 6.
  6. Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Л.: Ленингр. науч-исслед. психоневр. институт, 1985.
  7. Г. Л. Социально-психологические аспекты личного отношения человека к человеку: Дис. .канд. психол. наук Л., 1982.
  8. Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив: (психолого-педагогическое исследование). Минск, 1975.
  9. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1975. 54 с.
  10. Ю.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -С. 129−135.
  11. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1982. — С. 5.
  12. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. — 170 с.
  13. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
  14. А.А. Представления о школьнике и понятие о его личности у сверстников и учителей // Экспериментальная и прикладная психология: Ученые записки, сер. психол. наук. № 341. Вып. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-С. 15−21.
  15. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л. 1970.- 135 с.
  16. JI.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д. П. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — С. 143.
  17. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 230 с.
  18. К.В., Кондратьева С. В. Психология труда и личности учителя: Учебное пособие по курсу «Возрастная и педагогическая психология» для студ. пед. спец. Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 1991.-81 с.
  19. А.В. Степень и направленность влияния учителя на нравственную сферу личности учащихся // Индивидуальность педагога и развитие личности школьника. Даугавпилс, 1988. — С. 20−26.
  20. Е.В. Особенности межличностного восприятия учителями учеников в свете проблемы гуманизации образования // Вест. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1998. — № 1. — С. 62−63.
  21. А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 93.
  22. E.IO. Межличностное восприятие в педагогическом общении // Психология учителя: Материалы 7 съезда Общества психологов. -М., 1989.
  23. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988.-315 с.
  24. Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии: Дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1984.
  25. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.
  26. Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в школе. -2003.-№ 7.-С. 13.
  27. Е.А. Психология профессионализма. М. — Воронеж, 1996. -365 с.
  28. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -JL: Изд-во ЛГУ, 1957/-Т. 1.
  29. В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография. 1983. — № 2. — С. 7480.
  30. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987.
  31. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: Наука, 1971. — 311 с.
  32. Г. М. Об особенностях стереотипизации // Вестник МГУ. Сер. 2. Журналистика. — 1986. — № 1. — С. 66.
  33. С.В., Раппопорт И. А., Токарская Г. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся // Советская педагогика. 1975 — № 7.
  34. С.А. Мастерство педагога в оценивании личности учащегося // Формирование педагогических умений и профессионально-значимых свойств личности у студентов. Ижевск, 1988.
  35. Краткий психологический словарь. М., 1998. — С. 256−257.
  36. Е.С., Бардиер Г. Л., Марьяненко А. П. Эмпирические характеристики отношения человека // Вестник ЛГУ. 1982. — № 11.
  37. О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания: Дис. д-ра психол. наук.
  38. А.Ф. Классификация личности / Под редакцией М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
  39. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
  40. Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1972.
  41. А.К. Профессионализм в воспитании и образовании // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1994. — С. 72−84.
  42. A.M. Психологическая структура и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — - № 4. -С. 5−17.
  43. Межличностное восприятие в группе // Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1981.
  44. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: ППГИ, 1971−119 с.
  45. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  46. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  47. Ю.И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. -Ереван.: Изд-во АН АрмССР, 1978. С. 42−46.
  48. Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2001.
  49. В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии личности. Л., ЛГУ, 1984. — С. 3441.
  50. В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 142−155.
  51. Ш. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Саясат, 1986. — 184 с.
  52. Г. Н. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С. 217.
  53. В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975.
  54. С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  55. В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974, — № 2.
  56. В.А. Личность и система субъект-объектных отношений // Личность в системе коллективных отношений: Тез. докл. М., 1980. -С.187−189.
  57. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. -1980. -№ 5. С. 143−148.
  58. .Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания.-М.: Наука, 1973. 151 с.
  59. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
  60. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — 159 с.
  61. Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева. М. 1987.73 .Развитие национального самосознания современных русских студентов // Ж-л прикладной психологии. 2000. — № 4. — С. 54−59.
  62. Е.Н. Учет национальной психологии в воспитательной работе // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск: МГУ, 1978.-177 с.
  63. Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 69−76.
  64. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-С. 334.
  65. А.А. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование коллектива учебной группы профессионально-технического училища. -М.: Высшая школа, 1968. -38 с.
  66. В.А. Изучение профессиональной активности будущего учителя. -М., 1990.
  67. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. М., 1994.
  68. В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997.81 .Соковикова Э. Б. Психологические условия развития позитивного стиля отношения педагогов с подростками: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1988.
  69. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
  70. Г. У., Шайгерова JT.A. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психологический ж-л. 2002. — Т. 23. -№ 24.-С. 66−81.
  71. Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования / Под редакцией Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. JL, 1979. — 288 с.
  72. Т. Г. Шлягина Е.И., Еникополов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. -М.:МГУ, 1993.
  73. Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психол. РАН- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  74. И.В. Психологические основы педагогического такта / Саратовский гос. пед. ин-т. Саратов, 1972. — 72 с.
  75. А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. М., 1987.- 161 с.
  76. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. -344 с.
  77. Н.О. Социально-педагогическая работа с семьей в межэтнической среде. На материалах Республики Тува: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 22 с.
  78. Д.И. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1960.
  79. К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997.-№ 2.-С. 16.
  80. Философская энциклопедия. Т. 4. М.: Сов. энциклопедия, 1967.
  81. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  82. М.Д. Взаимовлияние классного руководителя и старшеклассников в педагогическом общении: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1990.
  83. Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. — № 5. — С. 17.
  84. О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. 1994. — № 4. -С. 105.
  85. П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии//Вопросы философии.- 1971.-№ 5.-С. 168−175.
  86. Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2001 — 255 с.
  87. Л.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  88. Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку: БПИ, 1985.-154 с.
  89. В.А. К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии // Философские науки. 1960. — № 2. -с. 48.
  90. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.N., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992.
  91. Brown R. Social psychology. N.Y. — L 1965. — 785 p.
  92. Gelner E. Introduction // Nations and nationalism. Budapest, London, New York: Central European university press, 1995.
  93. Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.Y., 1958.
  94. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed. By S. Worchel, W.G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986.135
Заполнить форму текущей работой