Психолого-педагогические особенности отношения педагога к учащимся — представителям разных этнических групп
Диссертация
Таким образом, отработанная нами в экспериментальной работе программа формирования готовности педагога к осуществлению психолого-педагогической деятельности в условиях многонационального детского сообщества создает начинающему учителю условия профессиональной направленности, ориентации на продуктивное межэтническое взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса в условиях… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования отношения педагога к учащимся — представителям разных этнических групп
- 1. 1. Психолого-педагогическая характеристика основных понятий исследования
- 1. 2. Отношение учителя к учащимся разных национальностей в структуре педагогического взаимодействия
- 1. 3. Структура, содержание и особенности профессионализма педагога в работе с детьми разных национальностей
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей отношения педагога к учащимся разной национальной принадлежности
- 2. 1. Организация и методы экспериментального изучения отношения педагогов к учащимся разной национальной принадлежности
- 2. 2. Анализ результатов исследования отношения педагогов к учащимся — представителям разных этнических групп
- 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущих педагогов к организации учебно-воспитательной деятельности в условиях многонационального детского сообщества
- 2. 4. Динамика сформированности готовности педагога к взаимодействию с учащимися — представителями разных этнических групп
Список литературы
- Агеев B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. — 1989. -№ 2. — С. 63−70.
- Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 97−98.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.
- Артемьева Е.Ю., Ковалев Г. А., Семилет Н. В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений // Вопросы психологии. 1988. — № 6.
- Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Л.: Ленингр. науч-исслед. психоневр. институт, 1985.
- Бардиер Г. Л. Социально-психологические аспекты личного отношения человека к человеку: Дис. .канд. психол. наук Л., 1982.
- Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив: (психолого-педагогическое исследование). Минск, 1975.
- Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1975. 54 с.
- Ю.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -С. 129−135.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1982. — С. 5.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. — 170 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
- Бодалев А.А. Представления о школьнике и понятие о его личности у сверстников и учителей // Экспериментальная и прикладная психология: Ученые записки, сер. психол. наук. № 341. Вып. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-С. 15−21.
- Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л. 1970.- 135 с.
- Божович JI.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д. П. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — С. 143.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. — 230 с.
- Вербова К.В., Кондратьева С. В. Психология труда и личности учителя: Учебное пособие по курсу «Возрастная и педагогическая психология» для студ. пед. спец. Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 1991.-81 с.
- Воробьев А.В. Степень и направленность влияния учителя на нравственную сферу личности учащихся // Индивидуальность педагога и развитие личности школьника. Даугавпилс, 1988. — С. 20−26.
- Грачикова Е.В. Особенности межличностного восприятия учителями учеников в свете проблемы гуманизации образования // Вест. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1998. — № 1. — С. 62−63.
- Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 93.
- Иванова E.IO. Межличностное восприятие в педагогическом общении // Психология учителя: Материалы 7 съезда Общества психологов. -М., 1989.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988.-315 с.
- Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии: Дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1984.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.
- Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности // Образование в школе. -2003.-№ 7.-С. 13.
- Климов Е.А. Психология профессионализма. М. — Воронеж, 1996. -365 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. -JL: Изд-во ЛГУ, 1957/-Т. 1.
- Козлов В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография. 1983. — № 2. — С. 7480.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987.
- Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: Наука, 1971. — 311 с.
- Кондратенко Г. М. Об особенностях стереотипизации // Вестник МГУ. Сер. 2. Журналистика. — 1986. — № 1. — С. 66.
- Кондратьева С.В., Раппопорт И. А., Токарская Г. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся // Советская педагогика. 1975 — № 7.
- Копотев С.А. Мастерство педагога в оценивании личности учащегося // Формирование педагогических умений и профессионально-значимых свойств личности у студентов. Ижевск, 1988.
- Краткий психологический словарь. М., 1998. — С. 256−257.
- Кузьмин Е.С., Бардиер Г. Л., Марьяненко А. П. Эмпирические характеристики отношения человека // Вестник ЛГУ. 1982. — № 11.
- Кукосян О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания: Дис. д-ра психол. наук.
- Лазурский А.Ф. Классификация личности / Под редакцией М. Я. Басова и В. Н. Мясищева. Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
- Мальковская Т.Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1972.
- Маркова А.К. Профессионализм в воспитании и образовании // Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1994. — С. 72−84.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — - № 4. -С. 5−17.
- Межличностное восприятие в группе // Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1981.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: ППГИ, 1971−119 с.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. -Ереван.: Изд-во АН АрмССР, 1978. С. 42−46.
- Мольденгауэр Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2001.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // Проблемы психологии личности. Л., ЛГУ, 1984. — С. 3441.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 142−155.
- Ниязалиев Ш. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Саясат, 1986. — 184 с.
- Палаткина Г. Н. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С. 217.
- Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975.
- Пантелеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
- Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. 1974, — № 2.
- Петровский В.А. Личность и система субъект-объектных отношений // Личность в системе коллективных отношений: Тез. докл. М., 1980. -С.187−189.
- Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. -1980. -№ 5. С. 143−148.
- Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания.-М.: Наука, 1973. 151 с.
- Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.
- Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980. — 159 с.
- Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева. М. 1987.73 .Развитие национального самосознания современных русских студентов // Ж-л прикладной психологии. 2000. — № 4. — С. 54−59.
- Резников Е.Н. Учет национальной психологии в воспитательной работе // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск: МГУ, 1978.-177 с.
- Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 69−76.
- Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-С. 334.
- Русалинова А.А. Влияние взаимоотношений между мастером и учащимися на формирование коллектива учебной группы профессионально-технического училища. -М.: Высшая школа, 1968. -38 с.
- Ситаров В.А. Изучение профессиональной активности будущего учителя. -М., 1990.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия. М., 1994.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997.81 .Соковикова Э. Б. Психологические условия развития позитивного стиля отношения педагогов с подростками: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1988.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
- Солдатова Г. У., Шайгерова JT.A. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов // Психологический ж-л. 2002. — Т. 23. -№ 24.-С. 66−81.
- Социальная психология: История, теория, эмпирические исследования / Под редакцией Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. JL, 1979. — 288 с.
- Стефаненко Т. Г. Шлягина Е.И., Еникополов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. -М.:МГУ, 1993.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психол. РАН- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта / Саратовский гос. пед. ин-т. Саратов, 1972. — 72 с.
- Сухарев А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения. М., 1987.- 161 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. -344 с.
- Товуу Н.О. Социально-педагогическая работа с семьей в межэтнической среде. На материалах Республики Тува: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 22 с.
- Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1960.
- Уэйн К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997.-№ 2.-С. 16.
- Философская энциклопедия. Т. 4. М.: Сов. энциклопедия, 1967.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
- Цымпеу М.Д. Взаимовлияние классного руководителя и старшеклассников в педагогическом общении: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1990.
- Швачко Е.В. Толерантность как социальная ценность // Прикладная психология. 2000. — № 5. — С. 17.
- Шемякина О. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. 1994. — № 4. -С. 105.
- Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии//Вопросы философии.- 1971.-№ 5.-С. 168−175.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М., 2001 — 255 с.
- Щукина Л.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
- Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку: БПИ, 1985.-154 с.
- Ядов В.А. К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии // Философские науки. 1960. — № 2. -с. 48.
- Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.N., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992.
- Brown R. Social psychology. N.Y. — L 1965. — 785 p.
- Gelner E. Introduction // Nations and nationalism. Budapest, London, New York: Central European university press, 1995.
- Heider F. The psychology of interpersonal relations. N.Y., 1958.
- Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / Ed. By S. Worchel, W.G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986.135