Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие познавательных стилей и языковых способностей в процессе формирования языковой компетенции учащихся: На материале обучения английскому языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поступающие в мозг различные интеграции информационных стимулов являются причиной формирования и взаимодействия специфических функциональных систем, обозначаемых как «познавательные стили» и способности". Реакция на конкретные характеристики или группы характеристик информационных стимулов разграничивает данные функциональные системы по уровням. Познавательным стилям соответствует уровень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Взаимодействие индивидуальных познавательных стилей и языковых способностей в процессе обучения иностранному языку
    • 1. 1. Познавательные стили как индивидуально-психологический фактор, опосредующий регуляцию процесса обучения иностранному языку
    • 1. 2. Стимульная информация как основа взаимодействия индивидуальных функциональных систем (познавательных стилей и языковых способностей)
    • 1. 3. Взаимодействие познавательных стилей и языковых способностей в процессе формирования языковой компетенции учащихся
  • Глава 2. Формирование языковой компетенции на основе взаимодействия рефлективности и способности к языковой рефлексии
    • 2. 1. Эксперимент как модель обучения, направленного на формирование языковой компетенции посредством взаимодействия рефлективности и способности к языковой рефлексии

    1.2. Методика проведения экспериментального обучения, направленного на формирование и развитие языковой компетенции с помощью упражнений «Correct/Find mistakes», обеспечивающих взаимодействие рефлективного познавательного стиля и способности к языковой рефлексии.

Взаимодействие познавательных стилей и языковых способностей в процессе формирования языковой компетенции учащихся: На материале обучения английскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ч.

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в современном развитии Российского общества, интенсификация процессов интеграции России в европейское и мировое пространство обусловили изменения, связанные с расширением содержания школьного обучения иностранным языкам, усилением личностнообразующего потенциала иностранного языка как учебного предмета. В соответствии с возможностями открытого общества иностранный язык: рассматривается в качестве инструмента билингвического и бикультурного развития личности. Такое щ развитие предполагает интегративное развитие как иноязычной коммуникативной компетенции, так и личности обучаемого (Леонтьев А.А., Зимняя И. А., Сафонова В. В., Мильруд Р. П., Гальскова Н.Д.), что в свою очередь требует поиска эффективных стратегий обучения.

Изменения в ценностно-ориентационном наполнении языкового образования позволяют выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные цели обучения: коммуникативные, направленные на формирование и развитие иноязычной коммуникативной * компетенции обучаемых (Вятютнев М.Ю., Халеева И. И., Сафонова В. В., Мильруд Р. П., Кабардов М. К., Арцишевская Е. В., Гальскова Н. Д., Соловова Е.Н.), и личностноформирующие, ориентирующие процесс обучения на воспитание, образование и развитие личности обучаемого (Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф., Климентенко А. Д., Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Коростелёв B.C., Маркова Т. Б., Бим И. Л., Сафонова В. В., Мильруд Р. П., Гальскова Н. Д., Соловова Е.Н.).

Иноязычная коммуникативная компетенция понимается как определённый уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, необходимый и достаточный для корректного решения обучаемыми коммуникативно-практических задач в изучаемых * ситуациях общения (Сафонова В.В., Мильруд Р. П., Кабардов М. К.,.

Арцишевская Е.В., Соловова Е.Н.).

В структурном плане иноязычная коммуникативная компетенция состоит из: языковой (Chomsky, N., Carroll, J.B., Сафонова В. В., Мильруд Р. П.,.

Кабардов М.К., Арцишевская Е. В., Соловова Е.Н.), речевой/коммуникативной.

Сафонова В.В., Мильруд Р. П., Кабардов М.К.), социокультурной (Сафонова.

В.В., Мильруд Р. П., Соловова Е. Н., Canale, М., Swain, М., Stern, H.U., Bretz, Н.,.

King, С.Р.), взаимообусловливающих друг друга.

Различия между ними обнаруживаются в характере знаний, навыков и умений, а также в способностях и качествах, позволяющих обучаемому коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать своё речевое поведение, с одной стороны, и создающих основу для его коммуникативного, культурного развития, — с другой (Сафонова В.В.).

Языковая компетенция является предметом изучения в разных областях знания: в философии (Постовалова В.И., Степанов Ю.С.), в социолингвистике.

Крысин Л.П., Серебренников Б.А.), в. психолингвистике (Залевская А.А.,.

Сорокин Ю.А., Шахнарович A.M.), в когнитивной психологии (Кубрякова Е.С.,.

Солсо P., Atkinson, R.L., Smith, Е.Е.), в лингвокультуроведении (Трубецкой.

Н.С., Маслова В. А., Тарасов Е. Ф., Телия В. Н., Anderson, J.A., Ur, Р.), в лингвистике (Колшанский Г. В., Халеева И.И.).

Аспектуализация понятия языковой компетенции в сфере обучения иностранным языкам связана с различными подходами. В контексте используемых технологий языковая компетенция отражает дихотомию «языка» и «речи» (Леонтьев А.А., Зимняя И. А., Мильруд Р.П.), характеризует процесс обучения с точки зрения цели и результата (Леонтьев А.А., Зимняя И. А., t.

Пассов Е.И., Китайгородская Г. А., Вятютнев М. Ю., Сафонова В. В., Мильруд 4.

Р.П., Кабардов М. К., Арцишевская Е. В., Гальскова Н. Д., Соловова Е. Н., Rivers, W.M., Canale, М., Swain, М., Carroll, J.B., Ellis, R., Murphy, D., Littlemore, J., Richards, J.C., Rodgers, Th.S., Hymes, D., Littlewood, W., Piepho, H.E., Savignon, S., Allen, J.P., Widdowson, H.G., Davies, F., George, P.T., Krasnik, H., Stawna, M.), а также раскрывает приоритеты различных технологий относительно «владения» иностранным языком, которому соответствует коммуникативная компетенция", над «знаниями» по языку — «языковая компетенция» (Кабардов М.К., Арцишевская Е.В.).

Языковая компетенция является базовым понятием для когнитивного направления в обучении иностранным языкам, начало которому было положено Н. Хомски в 60-е годы XX столетия. В контексте данного подхода языковая компетенция определяется как результат усвоения, соотносимого с языковыми средствами и познавательной деятельностью субъекта (Мильруд Р.П., Кабардов М.К.).

В соответствии с этим подходом обучение рассматривается как процесс формирования взаимодействия с окружающим миром, а проблема языковой компетенции вписывается в контекст процессов обработки информации (Мильруд Р.П., Кабардов М. К., Арцишевская Е. В., Щепилова А. В., Skehan, Р., Reid, J., Leaver, В., Littlemore, J.). В языковой компетенции «воссоединяются» (Телия В.Н.) параметры когнитивной организации субъекта, обусловливающие индивидуальное своеобразие его взаимодействия с окружающей средой, а сам субъект выступает в качестве «полифонического» (Трубецкой Н.С.) носителя этих параметров. Из этого следует, что формирование языковой компетенции в условиях социально-организованной среды (образовательной) в равной мере зависит как от особенностей среды, так и от особенностей когнитивной организации субъекта, обнаруживающих себя в процессе обработки информации.

В одних исследованиях показана связь языковой компетенции с познавательными стилями, обусловливающими индивидуально предпочитаемые способы обработки информации (Кабардов М.К., Арцишевская Е. В., Гвоздева А. В., Сороковых Г. В., Ливер Б., Зиновина О. А., Anderson, J.A., Neiman, N.M., Rubin, J., Seliger, H.W., Ellis, R., Faerch, C., Kasper, G., Carroll, В .J., Goh, Ch., Reid, J., Littlemore, J.).

В других исследованиях показана связь между языковой компетенцией и языковыми способностями, обусловливающими успешность процессов обработки информации (Леонтьев А.А., Зимняя И. А., Каспарова М. Г., Мильруд Р. П., Сафонова В. В., Кабардов М. К., Решетникова Т. К., Бондаревская О. И.,.

Марищук JI.B., Брейгина М. Е., Crouse, S.L., Rivers, W.M., Allright, R.L., Rubin, J., Murphy, D.F., Johnson, K., Corder, S.P.).

В единичных исследованиях обнаружена взаимосвязь между познавательными стилями и языковыми способностями (Кабардов М.К., Арцишевская Е. В., Crouse, S.L., Carroll, J.). Однако, при этом рассматриваются только психологические свойства исследуемых явлений, что обусловлено личностно-деятельностной методологией, не учитывающей физиологические и биологические свойства, существенно влияющие на эффективность деятельности (Ильин Е.П.).

Данное противоречие устраняют исследователи, которые подходят к проблеме познавательных стилей и языковых способностей с позиции функции (Мильруд Р.П., Gardner, R.W., Jackson, D.N., Guilford, J.P., Hoepfner, R.). Теория функции и функциональных систем (Анохин П.К.) не исключает личностно-деятельностный подход, а дополняет его (Ильин Е.П.): во-первых, теория функциональных систем объединяет категорию деятельности с результатом и целью, включая в себя концепцию деятельностиво-вторых, включает в себя концепцию развития, то есть формирование функциональных систем в социально-организованном онтогенезе (Ата-Мурадова Ф.А.) — в-третьих, устанавливает зависимость между определённым типом строения деятельности и определённым типом психического отражения (Леонтьев А.Н.).

Как показывает анализ литературы, в число познавательных стилей, влияющих на формирование языковой компетенции, входят такие, как: вербальный, ригидный, интровертированность (Кабардов М.К., Арцишевская Е.В.). Среди языковых способностей, влияющих на формирование языковой компетенции, выделяют: иноязычное кодирование понятий и структур, дифференциацию кодов, выявление языковых закономерностей и правил, использование языковых правил (Мильруд Р.П.) — лингвистическое наблюдение и обобщение его результатов в виде правил и языковых алгоритмов (Сафонова В.В.) — исправление языковых ошибок — «error correction» (Брейгина М.Е., Allright R.L., Rubin, J., Seliger, H.W., Makino, T-Y., Johnson, К.). В исследовании Makino, T-Y. обнаружены положительные изменения в уровне сформированности как языковой компетенции, так и способности обучаемых исправлять ошибки, явившемся результатом использования соответствующих упражнений.

Способность контролировать свою учебную деятельность в процессе овладения иностранным языком, включая способность исправлять ошибки, одни учёные рассматривают в контексте теории «мониторинга» (Ellis, R., Sinclair, В., Matsumoto, К., Krashen, К., Cohen, A., Robbing, М.), другие — в контексте «метакогнитивизма» (Wenden, J., Rubin, J., Skehan, P., O’Malley, J.M., Chamot, A.I.), третьи — в контексте «стратегий учения» (Allright, R.L., Stevick, Е., Holec, Н., Oxford, R, Dickens, R.). Общим для всех этих направлений является выявление связи между языковой компетенцией и способностью обучаемых оценивать своё взаимодействие с иноязычной информацией относительно показателя ошибки. Однако, вне фокуса рассмотрения остается вопрос о том, результатом чего является способность обучаемых исправлять ошибки, связанные с усвоением языкового материала.

Способность контролировать правильность своей речи на иностранном, языке обозначается как «речевая рефлексия», обеспечивающая успешность формирования речевой компетенции (Мильруд Р.П.). Способность контролировать правильность усвоения языкового материала обозначается в данном диссертационном исследовании как «языковая рефлексия», от которой зависит успешность формирования языковой компетенции. При этом способность исправлять языковые ошибки рассматривается как частный случай проявления языковой рефлексии.

Ошибочность/безошибочность в реакции на информационный стимул составляет психологическое содержание импульсивного/рефлективного познавательного стиля, выявленного на основании поведения учащихся в учебных ситуациях, связанных с решением интеллектуальных задач (Kagan J.). Показателем импульсивности/ рефлективности является количество ошибок, которые делают учащиеся прежде, чем найдут правильный ответ (Block, J., Block, J.H., Harrington, D., Garquilio R.M., Laine, M.).

Хотя в некоторых исследованиях (Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В.) показана связь между импульсивностью/рефлективностью и процессом обучения иностранному языку, взаимосвязь импульсивного/рефлективного познавательного стиля и способности к языковой рефлексии (исправлению языковых ошибок) представляет собой малоизученную область как психологического, так и педагогического знания. Поиск эффективных стратегий обучения, направленных на уменьшение допускаемых учащимися ошибок в ходе формирования языковой компетенции, делает актуальной проблему изучения взаимодействия импульсивности/рефлективности и способности обучаемых к языковой рефлексии.

Однако большинство исследований ограничено методологией индивидуализированного подхода, в рамках которого и познавательные стили, и языковые способности рассматриваются отдельно (Jefer, J., Ливер Б., Зиновина О.И.). Это создает противоречие между необходимостью формирования языковой компетенции как интегративного целого, производного от когнитивной организации субъекта, и используемыми стратегиями обучения, учитывающими отдельные ее. параметрыпознавательные стили или языковые способности.

Данное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в поиске наиболее эффективных стратегий обучения, обеспечивающих интеграцию (взаимодействие) познавательных стилей и языковых способностей, от которых зависит успешность процесса формирования языковой компетенции.

На основании поставленной проблемы была сформулирована тема исследования: «Взаимодействие познавательных стилей и языковых способностей в процессе формирования языковой компетенции учащихся» (на материале обучения английскому языку).

Цель исследования заключается в изучении взаимодействия между познавательными стилями и языковыми способностями в процессе формирования языковой компетенции.

Объектом исследования является процесс формирования языковой компетенции на основе взаимодействия познавательных стилей и языковых способностей как параметров когнитивной организации субъекта обучения.

Предметом исследования выступает психологическая модель взаимодействия импульсивного/рефлективного познавательного стиля и способности к языковой рефлексии в процессе формирования языковой компетенции.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что взаимодействие познавательных стилей (импульсивного/рефлективного) и языковых способностей учащихся (способности к языковой рефлексии) сделает процесс формирования языковой компетенции более успешным, что проявит себя в уменьшении количества допускаемых учащимися ошибок.

Достижение поставленной дели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:

1. Определить параметры когнитивной организации субъекта обучения, влияющие на успешность формирования языковой компетенции.

2. Обосновать зависимость формирования языковой компетенции от взаимодействия познавательных стилей (импульсивного/рефлективного) и языковых способностей учащихся (способности к языковой рефлексии).

3. Выявить и/или разработать диагностические и дидактические средства, обеспечивающие взаимодействие познавательных стилей и языковых способностей, описать технологию их применения в процессе формирования языковой компетенции.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной технологии, в основу которой положено взаимодействие познавательных стилей (импульсивного/рефлективного) и языковых способностей учащихся (способности к языковой рефлексии).

5. Разработать и описать методику проведения, обработки и интерпретации полученных в процессе экспериментального исследования ф данных.

Теоретико-методологической базой исследования являются научные положения личностно-деятельностного подхода о том, что познавательные стили и языковые способности относятся к психологическим свойствам личности, влияющим на результат и способы выполнения деятельности (Леонтьев А.Н., Леонтьев А. А., Зимняя И. А., Каспарова М. Г., Веденяпин Ю. А., Гохлернер М. М., Рапопорт И. А., Соттер И., Бондаревская О. И., Зиновина О. А., Ливер Б., Goodenough, D., Hood, С., Keefe, J., Kolb, D.A., Schmeck, R.R., Oxford, R., Ellis, R.), ключевые положения общей теории функциональных систем о влиянии психофизиологических, биологических и морфофункциональных свойств исследуемых явлений на эффективность деятельности (Выготский Л.С., Анохин П. К., Лурия А. Р., Хомская Е. Д., Ата-Мурадова Ф.А., Ильин Е. П., Шадриков В. Д., Русалов В. М., Дудин С. И., Дружинин В. Н., Александров Ю. И., Мильруд Р. П., Plutchik, R., Kellerman, Н.), концепция развивающего обучения (Выготский Л.С., Ананьев Б. Г., Эльконин Д. Б., Рапопорт И. А., Мильруд Р. П., Вайсбурд М. Л., Марищук Л. В., Makino, T-Y.), теоретические положения когнитивного направления в обучении иностранным языкам о том, что обучение иностранному языку представляет собой формирование взаимодействия субъекта с окружающей действительностью и обусловлено процессами получения и обработки информации (Chomsky, N., Allright, R.L., Cartcart, R.L., Olsen, J.W.B., Seliger, H-W., Corder, S.P., Krashen, S., Мильруд Р. П., Кабардов M.K., Арцишевская E.B., Щепилова А.В.).

В исследовании применялись следующие методы'.

• аналитический (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);

• экспериментальный (апробирование разработанных вариантов диагностических и дидактических средств в аудитории обучаемых, изучающих английский язык в средней общеобразовательной школе);

• сравнительный (сопоставление результатов исследований в экспериментальных и контрольных группах);

• количественные и качественные методы обработки результатов экспериментального исследования. и.

Новизна данного исследования заключается в том, что выявлены параметры когнитивной организации субъектов обучения, влияющие на успешность формирования языковой компетенцииустановлена зависимость между языковой компетенцией и коррелирующими с ней познавательными стилями (импульсивный/рефлективный) и языковыми способностями учащихся (способность к языковой рефлексии) — обнаружена зависимость эффективности формирования языковой компетенции от взаимодействия импульсивного/рефлективного познавательного стиля и способности учащихся к языковой рефлексии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:. т 1) сформулированы положения функционально-деятельностной методологии к изучению взаимодействия между познавательными стилями и языковыми способностями в процессе формирования языковой компетенции;

2) уточнены параметры когнитивной организации субъекта обучения за счет включения познавательных стилей и языковых способностей;

3) доказана корреляция между языковой компетенцией и такими параметрами, как: импульсивный/рефлективный стиль познавательной деятельности субъекта и его способность к языковой рефлексии.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе:

4 1) предложена стратегия формирования языковой компетенции на основе взаимодействия коррелирующих с ней познавательных стилей и языковых способностей;

2) разработаны адекватные цели исследования средства диагностики и формирования исследуемых явлений.

Полученные результаты исследования могут найти свое применение для улучшения процесса формирования языковой компетенции учащихся на практических занятиях по английскому языку. Материалы диссертации могут также быть использованы в курсах лекций по лингводидактике, языковому • тестированию, методике обучения иностранным языкам.

Поставленные цели и задачи определили организационную структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав и выводов по каждой из них, заключения, библиографии и приложения.

Заключение

.

В данной диссертационной работе рассматриваются вопросы формирования языковой компетенции, в основу которого положена психологическая модель взаимодействия познавательных стилей и языковых способностей. В исследовании получила подтверждение гипотеза о том, что взаимодействие познавательных стилей и языковых способностей сделает процесс формирования языковойкомпетенции более успешным. Доказательством правомерности выдвинутой гипотезы служат теоретические и практические выводы, полученные в ходе исследования.

Так, были определены внешние и внутренние параметры, влияющие на успешность формирования языковой компетенции. Успешность формирования языковой компетенции оценивалась по показателю «количество ошибок». Уменьшение значений этого показателя свидетельствовало о положительной динамике в уровне сформированности языковой компетенции.

К внешним параметрам отнесены особенности образовательной среды, с которой взаимодействует субъект в ходе учебной деятельности. Данное взаимодействие осуществляется посредством информационных стимулов, моделируемых с целью достижения определённых целей. Система информационных стимулов (стимульная информация) отражает определённый вид деятельности и включает в себя. признаки окружающей среды. Качественное своеобразие информационных стимулов обнаруживает себя в различных комбинациях признаков, изменяющихся от материальных, в которых проявляется формально-динамическая природа информационных стимулов, до идеальных, раскрывающих сигнальные признаки информации, её смысловую значимость. Промежуточное положение занимают формально-содержательные признаки информационных стимулов.

Поступающие в мозг различные интеграции информационных стимулов являются причиной формирования и взаимодействия специфических функциональных систем, обозначаемых как «познавательные стили» и способности". Реакция на конкретные характеристики или группы характеристик информационных стимулов разграничивает данные функциональные системы по уровням. Познавательным стилям соответствует уровень функциональных систем, качественное своеобразие которых определяют формально-динамические признаки информационных стимуловобщим (интеллектуальным) способностям — функциональные системы, обусловленные формально-содержательными признакамиспециальным (языковым) способностям — функциональные системы, качественное своеобразие которых определяют содержательно-смысловые признаки информационных стимулов. Каждому уровню функциональных систем соответствует своё содержание и число признаков информационных стимулов. Принципиальная общность всех уровней заключается: в регулировании по результату. Таким образом, информация выполняет универсальную роль в процессе формирования и взаимодействия функциональных систем.

Моделируемая стимульная информация приспосабливает образовательную среду к индивидуальным особенностям познавательных стилей и способностей субъектов. Результатом взаимодействия познавательных стилей и языковых способностей является определённый уровень сформированности языковой компетенции, под которой понимается определённый уровень усвоения иноязычной информации и который обнаруживает себя в определённом характере знаний, навыков, умений. В данной диссертационной работе предложен такой способ организации стимульной информации, который обеспечивает взаимодействие импульсивного/рефлективного стиля познавательной деятельности учащихся, и их способности к языковой рефлексии, что существенно уменьшает количество ошибок в процессе формирования языковой компетенции.

Связь языковой компетенции с импульсивностью/рефлективностью и языковой рефлексией обнаруживается по ряду параметров. Импульсивный/рефлективный познавательный стиль и способность к языковой рефлексии характеризуют субъектов с точки зрения оценивания своего взаимодействия с информационными стимулами относительно ошибочности/безошибочности. Между собой импульсивность/ рефлективность и языковая рефлексия соотносятся как «условие» и «результат». В свою очередь взаимодействие импульсивного/рефлективного познавательного стиля и способности к языковой компетенции служит условием, от которого зависит успешность формирования языковой компетенции. При этом субъект выступает как носитель данных параметров — языковой компетенции, импульсивности/рефлективности, языковой рефлексии.

Принадлежность к рефлективному познавательному стилю указывает на то, что субъект готов самостоятельно оценивать своё взаимодействие со стимульной информацией, что проявляется в его способности либо не совершать, либо исправлять языковые ошибки. Принадлежность к импульсивному стилю свидетельствует об обратном. Очевидно, что импульсивные учащиеся в большей степени нуждаются в специальном обучении, направленном на уменьшении языковых ошибок.

Любое педагогическое воздействие начинается со сбора информации. Прогностическими возможностями обладают не только результаты самостоятельного решения интеллектуальных задач. Задача, выполненная под руководством педагога, может свидетельствовать о «зоне ближайшего развития», т. е. о перспективах изменений во внутренних процессах субъектов.

Одним из способов моделирования этих изменений является подготовка материалов, в которых стимульная информация организована особым образом. Это предполагает обособление специфических языковых единиц с точки зрения их структуры и функции. Формой предъявления такой информации являются упражнения «Correct/Find mistakes» («Исправь/Найди ошибки»). Данные упражнения ориентируют учащихся на целенаправленный поиск языковых ошибок, что предполагает формирование и взаимодействие соответствующих функциональных систем — рефлективного познавательного стиля и способности к языковой рефлексии. Результаты специального обучения с использованием упражнений «Correct/Find mistakes» показали, что количество языковых ошибок сократилось более чем в два раза в экспериментальных группах и осталось неизменным в контрольных группах. Это свидетельствует о том, что предложенная стратегия формирования языковой компетенции, в основу которой положена психологическая модель взаимодействия познавательных стилей и языковых способностей, эффективна.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.И., Дружинин В. И. Теория функциональных систем в психологии. Т. 19 № 6, 1999. С.4−19.
  2. Н.А. Когнитивные стили и их психофизиологическая обусловленность. Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. — М., 1979. — 341с.
  3. .Г. Избранные психологические труды/ Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ламова, Н. В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1982. — кн. 1 — 316с.
  4. .Г. О соотношении способностей и одаренности. В кн.: Проблемы способностей/ Отв. Ред. В. Н. Мясищев. М.: АПН РСФСР, 1962, С.15−32.
  5. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.-кн.1.-316с.
  6. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. — М., 1971.
  7. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977.-183с.
  8. Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. — М.: Медицина, 1980.-323с.
  9. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. перераб. и дополн. — М.: Просвещение, 1965. — 227с.
  10. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. ж., т. 16, № 5, 1995, С.49−58.
  11. Е.И. Механизмы умственной деятельности. М.: Педагогика, 1976.-248с.
  12. В.Д. Социальная лингвистика. М.: Просвещение, 1987. -160с.
  13. О.И. Психологическое изучение способностей к иностранному языку: Дисс. канд. психол. наук, 19.00.01. Ярославль, 1996. — 147с.
  14. М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // ИЯШ, 2000а, № 1, С.23−28.
  15. М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // ИЯШ, 20 006, № 2, С. 10−15.
  16. Л.И. К проблеме языковых способностей. И ЯТИ, 1980, № 3, С.89−90.
  17. M.JI., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. ИЯШ, 1999а, № 1, С. 5.
  18. M.JI., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иноязычному устноречевому общению. ИЯШ, 19 996, № 2, С.3−6.
  19. С.М. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства. В кн.: Проблемы способностей / Отв. ред. В. Н. Мясищев. М.: АПН РСФСР, 1962, С.122−126.
  20. Ю.А. Современное состояние тестирования и опыт применения тестов как метода определения иноязычных способностей. В сб.: Психология и методика обучения второму языку. М.: МГУ, 1969, С.42−46.
  21. JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование, 1996, № 4, С.5−18.
  22. JI.C. Развитие высших психических функций. — М., 1960.-373с.
  23. М.Ю. Теория учебника русского языка как иностранного: Методические основы. — М.: Русский язык, 1984. 144с.
  24. Т.В. Учебная деятельность и её сущность. М.: МГУ, 1988.314с.
  25. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирования умственных действий и понятий». М., 1965. — 347с.
  26. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва: АРКТИ ГЛОССА. — 165с.
  27. JI.A. Начальная стадия развития музыкальных способностей. — В кн.: Проблемы способностей / Отв. ред. В. Н. Мясищев. — М.: АПН РСФСР, 1962, С.214−228.
  28. А.В., Сороковых Г. В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков // ИЯШ, 1999, № 5, С.31−41.
  29. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компитенции как объект зарубежных исследований. ИЯШ, 1985, № 2, С. 17−22.
  30. Н.В. Воспитание способностей к овладению иностранным языком у студентов педвуза как аспект их профессиональной подготовки (на материале ф-та ин-ых языков). Автореф., Ростов/Дон, 1988. -27с.
  31. Э.А. Комплексное исследование способностей (к 90-летию Б.М. Теплова) Психологическая наука и образование, 1986, № 4, С. 1721.
  32. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. — 247с.
  33. Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1962.- 184с.
  34. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В сб.: Способности и интересы. — М., 1962, С.31−49.
  35. Г. Г. Тестирование и индивидуальные особенности учащихся. В сб.: Психология и методика обучения второму языку. — М.: МГУ, 19 696, С.107−110.
  36. Г. Г. Развитие навыков и умений говорения у студентов-иностранцев на начальном этапе обучения русскому языку. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. педаг. н. — М., 1969а — 18с.
  37. А.Ю. Объекты, уровни и приемы контроля // ИЯШ, 1984, № 6, С.68−72.
  38. П.Б., Лебедев A.M. Способности к иностранным языкам и их развитие в школе. В сб.: Проблемы обучения иностранным языкам. Вопросы методики обучения иноязычному языковому материалу в школе. — Владимир, 1978, т. XIV. С.3−13.
  39. К.М. Психологическая диагностика и проблема индивидуальных различий. // Психол. ж., т. 19, 1998, № 3, С.71−83.
  40. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики в структуре общей одаренности. Вопросы психологии, 1991, № 6, С. 14−21.
  41. М.С. Психология индивидуальных различий. — М., 1997. —267с.
  42. А.П. Измерение способности восприятия смысла предложений. В сб.: Психология и методика обучения второму языку. — М.: МГУ, 1969, С.91−96.
  43. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1981. 197с.
  44. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. — Тюмень, 1995. — 98с.
  45. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. — 60с.
  46. А.А. Введение в психолингвистику: учебник для студентов вузов, обучающихся по филологическим специальностям / А. А. Залевская. Рос. гос. гуман. ун-т. Москва: Российский гуманитарный университет, 1991.-381с.
  47. И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке. ИЯШ, 1970, № 1, С.37−47.
  48. И.А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 1993, -289с.
  49. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещения, 1991.-222с.
  50. И.А., Веденяпин Ю. А., Толкачева С. Д. Исследование факторов, обусловливающих успешность обучения речи на иностранном языке. В сб.: Психология и методика обучения второму языку. — М.: МГУ, 1969, С. З-6.
  51. О.А. Индивидуализация обучения в вузе с учётом доминирующих когнитивных стилей. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. н. — Сочи., 2001. — 43с.
  52. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психол. ж., Т. 8, № 2, 1987, С.37−47.,
  53. М.К. Исследование языковой одаренности: индивидуально-психологический подход / Одаренные дети: теория и практика. Материалы Российской конференции (Москва, 28 30 марта 2001 г.). — М.: Психологический институт РАО МГППИ, 2001. — 240с.
  54. М.К. Роль индивидуальных различий в успешном овладении иностранным языком. — Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н., М., 1983. 21с.
  55. М.К. О диагностике языковых способностей. В кн.: Психологические и психофизиологические исследования речи. М., 1985, С. 176−202.
  56. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / Вопросы психологии, 1996, № 4, С.3−23.
  57. М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей у школьников. // Вопр. псих., 1988, № 6, С. 106−115.
  58. З.И. Проблемы индивидуальных различий в обучаемости школьников. Советская педагогика, 1968, № 6, С.105−117.
  59. М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку. — ИЯШ, 1988, № 5, С.43−48.
  60. М.Г., О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников. // ИЯШ, 1986, № 5, С.28−30.
  61. К.И., Кауфман М. Ю. Рабочая тетрадь (1) для 7−9 классов общеобразовательных учреждений к учебному пособию «Happy English — 2». Титул, 2003.- 112с.
  62. К.И., Кауфман М. Ю. Рабочая тетрадь (2) для 7−9 классов общеобразовательных учреждений к учебному пособию «Happy English — 2». Титул, 2003. 80с.
  63. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. — М.: 1959. — 304с.
  64. В.Г. Обучение устной речи с учётом индивидуальных особенностей учащихся (начальный этап преподавания русского языка студентам-иностранцам в советских ВУЗах). Диссер. на соискание уч. степени канд. пед. наук., — М., 1976. — 222с.
  65. Г. А. Методологические основы интенсивного обучения иностранным языкам. — Монография. — М.: изд. МГУ, 1986. 176с.
  66. Т., Шэннон Дж. Счастливый английский. Книга 2 для 7−9 классов общеобразовательной школы. Обнинск, Титул, 19 996. — 446с.
  67. Когнитивные стили. Тезисы научно-практической конференции в Таллине. 1986.
  68. П.Г. Индивидуальные особенности учащихся как предмет тестирования. В сб.: Психология и методика обучения второму языку (объективные методы текущей проверки уровня языковых умений). / Тезисы докладов и сообщений. М.: МГУ, 1969, С.78−82.
  69. В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. — Л.: 1976.-145с.
  70. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка.— М., 1984.-263с.
  71. Н.К., Микадзе Ю. В. Нейропсихологические исследования памяти: итоги и перспективы // А. Р. Лурия и современная нейропсихология. М., 1982. С.31−47.
  72. .С. Нейропсихологический подход: от упрощений к системно-динамическому анализу обучения иностранному языку. — Вопросы психологии, № 3, 1990, С.39−47.
  73. В.В. Методология педагогического исследования. — Самра. Изд. СамГПИ, 1994. 179с.
  74. В.А. Общие вопросы структуры математических способностей. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1981, С. 168−173.
  75. В.А. Опыт психологического анализа математических способностей школьников. В кн.: Проблемы способностей. — М.: АПН РСФСР, 1962, С. 106−114.
  76. Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989. — 193с.
  77. Е.С. когнитивная психология // Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. — 389с.
  78. Е.С., Демьянков В. В., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. — М., 1996.
  79. Н.В. Об особенностях педагогической деятельности и педагогических способностях. В кн.: проблемы способностей. / Отв. ред. В. Н. Мясищев. -М.: АПН РСФСР, 1962, С.255−261.
  80. Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. — Ленинград, 1985. 226с.
  81. Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л.: Изд. ЛГУ, 1961.-197с.
  82. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы педагогики. 1984. № 5, С.41−47.
  83. Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей. В кн.: Проблемы способностей. — М.: АПН РСФСР, 1962. С.32−42.
  84. Н.Д. Психология характера. М., 1969. — 195с.
  85. Н.С. Одаренные дети. В кн.: психология и психофизиология индивидуальных различий / Отв. Ред. А. А. Смирнов. — М.: Педагогика. 1974, С.54−64.
  86. Н.С. Проблемы соотношения! умственного развития способностей — в кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М.: МГУ. 1981, С. 163−168.
  87. А.А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения языков. 17−21.Х.89. — М.: РЕМА, МГЛУ, 1992, С.93−98.
  88. А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. —368с.
  89. А.А. Принцип коммуникатиности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // Русский язык за рубежом. 1982, № 4, С.48−53.
  90. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания — М., 1969. — 297с.
  91. А.А. Раннее обучение детей языкам: что нас всех объединяет? // Русский язык за рубежом. 1985, № 4, С.50−53.
  92. А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965. — 247с.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. —297с.
  94. А.Н. О формировании способностей. В кн.: Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. Работы советских психологовпериода 1946−1980гг. // Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1981, С.35−43.
  95. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.297с.
  96. О.Ф. Формирование фонетического слуха на нач. этапе языкового вуза (англ. яз.) — Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. — М., 1982.-26с.
  97. . Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учётом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения. Автореф. канд. дисс. — М., 2000. — 26с.
  98. . Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 65с.
  99. .М. Когнитивные процессы как процессы психического отражения. Вопросы психологии, 1990, № 3, С.71−84.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., Наука, 1984. 271 с.
  101. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975.-250с.
  102. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: 1973. — 374с.
  103. Н.С. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка. — В кн.: Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962, С.276−286.
  104. М.С. Индивидуально-типологические предпосылки овладения иностранным языком. Дисс. канд. психол. н. — М., 1992. 212с.
  105. В.А. Введение в лингвокультурологию. М., 1997. — 214с.
  106. Е.А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 3-е изд. стереотипное. Минск: «Вышэйая школа», 1997. — 522с.
  107. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. — 191с.
  108. Г. А. Возрастные и индивидуально-типические различия учащихся в усвоении иностранного языка. — Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психол. н. -М., 1996.
  109. Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // ИЯШ, 1999, № 1, С.27−34.
  110. Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в ср. школе. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. н. — М. 1992. — 587с.
  111. С.Ю. Индивидуализация обучения иностранному языку. -М., 1996.-283с.
  112. С.Ю. Индивидуализация обучения устной иноязычной речи на начальном этапе языкового вуза (на мат. англ. яз.) Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Киев, 1974 231с.
  113. A.M. Как работать над диссертацией. М.: Педагогический поиск, 1984. — 131с.
  114. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. АПО РАО. — М., 1998. — 134с.
  115. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд.М.: Просвещение, 1991. — 223с.
  116. Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. — М.: Просвещение, 1993 .-215с.
  117. Е. И. Кузовлев В.П., Коростелев B.C. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. 1987, № 6, С.29−33.
  118. П.И. Дидактика. М., 1998. — 417с.
  119. П. Тестирование способностей к иностранным языкам. — В. кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М.: Прогресс, 1996, и. I, С. 166−177.
  120. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 312с.
  121. О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обученности школьников поииностранному языку. -ИЯШ, 1994, № 2, С. 15−21.
  122. В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания. Язык и наука конца 20 века. М., 1995. — 237с.
  123. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. 1−11 классы. М. г Просвещение, 1994, С.133−173.
  124. Т.Н. Учет индивидуальных особенностей студентов-иностранцев при обучении чтению на русском языке (нач. этап). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. н. — М. 1973. 28с.
  125. Психологический словарь (Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Ломова Б. Ф. и др.) М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  126. И.А. Методические рекомендации по курсу «Методология и методика исследований культурно-просветительской работы (Математико-статистическая обработка экспериментальных данных)». — Киев, 1975.-117с.
  127. И.А., Мущинская Е. П. О развитии школьников в процессе обучения иностранному языку. // ИЯШ, 1982, № 1, С.27−33.
  128. И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в редней школе. Таллин. «Валгус», 1987.
  129. П.А. Педагогическая психология. Обнинск, 1996. 343с.
  130. В.М. Индивидуальность человека и проблемы развития задатков, В кн.: Наука о человеке. — М., 1990, С.119−129.
  131. В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований — Психол. ж., т. 12, № 5, 1991, С.3−16.
  132. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психол. ж., Т. 16, № 5, 1995, С. 12−23.
  133. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: «Истоки», 1996. — 238с.
  134. В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. — М., высш. шк., Амскорт интернэшнл, 1991. — 305с.
  135. .А. Как происходит отражение картины мира в языке. Язык и картина мира. М. 1988. — 217с.
  136. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
  137. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособие для студентов педвузов и учителей. М., Просвящение, 2002.- 239с.
  138. P.P. Когнитивная психология. — М.: Тривода, 1996. — 241с.
  139. Ю.А. Этнические формы культуры: сознание и модусы его вербальной репрезентации (компарационные цепочки) // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997. — 371с.
  140. Г. И. О возможности применения тестов в языковом вузе. — В сб.: Психология и методика обучения второму языку. М.: МГУ, 1969, С.46−50.
  141. Ю.С. Изменчивый образ языка в науке XX века // язык и наука конца XX века. М., 1995. — 213 с.
  142. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с анг. Под ред. Н. Ф. Талызиной М.: Педагогика, 1984. — 472с.
  143. .С. Влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками. Вопросы психологии, № 1, 1991, С.37−49.
  144. Е.Ф. Язык и культура: методологичские проблемы. // Язык и культура. Сборник обзоров. М., 1987. — 149с.
  145. В.Н. Коммуникативная функция языка и проблема культурно-языковой компетенции (к постановке проблемы). — В кн.:
  146. Коммуникативная лингвистика и коммуникативно-деятельностный подход к обучению языкам. М., 2000, С.20−34.
  147. Теория и практика языковых тестов. Вопросы теории и практики языковых тестов. // Сост. Р. Сельг и И. Соттер. Таллин, 1980. — 236с.
  148. .М. Исследование свойств первичной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий. в кн.: Психологическая наука в СССР. Т. И. — М.: АПН РСФСР, 1960, С.3−47.
  149. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АНПН РСФСР, 1961.-535с.
  150. .М. Психология музыкальных способностей. — М. 1947. —287с.
  151. С.Д. Измерение оперативной памяти как одного из факторов, обусловливающих речевую деятельность. — В сб.: Психология и методика обучения второму языку. М.: МГУ, 1969, С.7−9.
  152. В.А. Индивидуальный стиль деятельности. -Вопр. Психол., 1991, № 5, С.115−21.
  153. Н.С. К проблеме русского самопознания. Н. С. Трубецкой. История. Культура. Язык. -М., 1995. 273с.
  154. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 837с.
  155. И.И. Основы теории обучения пониманию иностранной речи (подготовка переводчиков): Монография.-М.: Высш. шк., 1989.-238с.
  156. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психол. ж., 1992, № 3, С.84−93.
  157. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта Киев, 19 906.
  158. М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? // Психол. ж., т. 17, № 1, 1996, С.61−68.
  159. М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психол. — 19 906, № 5, С.62−68.
  160. Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. — 297с.
  161. Е.Д. Проблемы факторов в нейропсихологии: нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М., 1986.
  162. B.C. Какими профессиональными качествами должен обладать учитель иностранного языка // ИЯШ, 1996,№ 3, С. 17−21.
  163. Е.С. О некоторых условиях развития способностей к техническому творчеству у молодых рабочих в кн.: Проблемы способностей / Отв. Ред. В. Н. Мясищев. М.: АПН РСФСР. 1962, С.114−122.
  164. А.И. Принцип дифференциации когнитивных структур вумственном развитии: обучение и интеллект. Вопр. Психол., 1991. № 6, С.23−32.
  165. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. —414с.
  166. A.M. Семантический компонент языковой способности // психолингвистические проблемы семантики. — М., 1983. — 193с.
  167. А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. — М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544с.
  168. Э.А. Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам. Воронеж, ВГУ, 1971. — 255с.
  169. Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М., 1972. — 337с.
  170. А.В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку: к вопросу о теоретическом обосновании. ИЯШ, 2003, № 2, С.4−11.
  171. Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психол. наука и образование, 1996, № 4, С. 18−23.
  172. J.C. (ed) 1981. Issues in Language testing (ELT Documents III). London. The British Council.
  173. , R.L. 1975. «Problems in the study of the language teacher’s treatment of learner error» in Burt & Dulay (eds.) New Directions in Second Language Learning, Teaching and Bilingual Education. TESOL. Pp. 96−109.
  174. , R.L. 1976. «Putting cognition on the map: an attempt to model the role of cognitions in language learning» in Povey (ed.) Workpapers in Teaching English as a second language. Vol. X (June). — Pp. 1−14, UCLA.
  175. Allright, R.L. What do we want teaching materials for // ELT Journal^ Vol. 36/1 October 1981, Pp. 5−18.
  176. , J.A. 1988. Cognitive styles and multicultural populations. Journal of Teacher Education, 39. Pp. 2−9.
  177. Atkinson, R.L., Atkinson, R.C., Smith E.E. 1993. Introduction to Psychology.
  178. , L.F. & A.S. Palmer. Language Testing in Practice. Oxford University Press, 1996, p. 377.
  179. Beaumont, I.G., Young, A.W., Mc Manus, L.C. Hemispherity: A critical Review. Cogn. Neuropsychology, 1984.
  180. Bertoldi, E., J. Kollar, and E. Richard. Learning how to learn English: from awareness to action. ELT Journal Volume 42/3 July 1988. Oxford University Press 1988, pp.157−176.
  181. Block, J., Block J.H., Harrington, D. Some Misgivings about the Matching Familiar Figures Test as a measure of Reflection — Impulsivity/Devel. Psych. 1974. V. 10. N. 5, p. 611−632.
  182. , M. 1979. «Towards a Theory of Learning Based on Individual Differences». Ghent, Belgium: Communication and Cognition. Monograph.
  183. Borkovsky, J.C., Peck V.A., Reid M.K. Impulsivity and strategy: Metamemory as mediator // Child develop. 1983. V. 54. — N. 2, Pp. 459−473.
  184. Bretz, M.L. Litrtature and Communicative Competence a Springboard for the Development of Critical Thinking and Aesthetic Appreciation // FL Annals. — 1990. — Vol. 23. — Iss. 4. — Pp. 335−338.
  185. Byrne, D. Teaching Oral English, L.: Longman, 1977. — 132 p.
  186. , M. & M. Swain. 1980. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics, 1/1: 1−47.
  187. Carbo, N. Teaching students to Read through their Individual Learning Styles. 1987.
  188. , B.J. 1985. Make your own language tests. Oxford. Pergamon.
  189. , B.J. 1990. Cognitive abilities in foreign language aptitude: then and now. In Barry, Т. & C. Stansfield (ed.). Language Aptitude Reconsidered. New Jersey: Prentice Hall.
  190. , R.L. & J.W.B. Olsen. 1976. «Teachers» and students preferences for correction of classroom conversation errors in Fanselow and Crymes (eds.) on TESOL 1976. TESOL.
  191. Chamot, A.U. and J.M. O’Malley 1994. The CALLA Handbook: Implementing the Cognitive Language Learning Approach. Reading, M.A.: Addisow Westey.
  192. , C. 1984. «The effects of feedback on students composition revisions». RELC Journal 15: 1−14.
  193. , C. 1988. Second Language Classroom: Research on Teaching and Learning. Cambridge: Cambridge University Press.
  194. , N. 1957. Syntactic Structures. The Hague Moun ton.
  195. Cohen, A. and M. Robbins. 1976. Towards the assessing interlanguage performance: the relationship between selected errors, learners' characteristics and learners' explanations. Language Learning Vol. 26/1: 45−66.
  196. С order, S.P. 1980 «Second Language Acquisition Research & the teaching of Grammar». Plenary Address at BALL conference.
  197. Crouse, S.L. The Cognitive Processing Inventory (CPI). 1998.
  198. , L. 1987. Integrating concepts of cognitive or learning style: A review with attention to psychometric standards. Ottawa, ON: Canadian College of Health Service Executives.
  199. Davies, A. Communicative Competence as Language Use // Applied Linguistics. 1989. — Vol.10. — Iss. 2. — Pp. 157−170.
  200. Davies, E.E. Error evaluation: the importance of viewpoint. ELT Journal. Vol. 45/1 January 1983. Oxford University Press, Pp. 16−23.
  201. Davies, J.K., Frank, B.N. Learning and memory of field independent -dependent individuals // J. Express in Pres. 1979. — V. 13. -377p.
  202. , L. 1987. Self-instruction in language learning. Cambridge: Cambridge University Press.
  203. , L. 1992. Learner training for language learning. Authentik, Trinity College Dublin.
  204. P.F. & R.R. Schmeck. 1983. Individual Differences in Cognitition N.Y.: Academic Press.
  205. , R. 1994. Collective scaffolding in second language learning in J.P. Lantolf & G. Appel (eds.) «Theoretical framework: an introduction to Vygotskian approaches to second language research». 1994.
  206. , Z. & S. Thurrell. Strategie competence and how to teach it 7/ ELT Journal. -Vol. 45/1. January 1991. Oxford University Press. — Pp. 16−23.
  207. Dunn R., K. Dunn, & G. Price. 1982. Manual: Productivity environmental preference survey. Lawrence, KS.: Price Systems.
  208. Dunn R., K. Dunn, & G. Price. 1985. Manual: Learning Style inventory. Lawrence, KS.: Price Systems.
  209. , R. & K. Dunn. 1978. Teaching students through their individual learning styles: A practical approach. Reston, VA: Reston Publishing.
  210. , M. 1996. Understanding Second Language Learning Difficulties. Sage Publications.
  211. , G. & B. Sinclair. 1989. Learning to learn English: A course in Learner Training (Teacher's Book). Cambridge: Cambridge University Press.
  212. Ellis, R. Informal and formal approaches to communicative language teaching // ELT Journal. Vol. 36/2 January. — 1982. Oxford University Press, Pp. 68−80.
  213. , C. & G. Kasper. 1980. «Process in foreign language learning and communication». Interlanguage Studies Bulletin 5/1: 47−118.
  214. Finch, A.J., Spirito A. Reflection-impulsivity & WISC-R performance in behaviour-problem children // J. Psychol. 1982. — V. 111. — N.2. Pp. 217−221.
  215. , J.H. & G. Friedrichs, Hoyt, J.D. Developmental changes in Memarization Process. Cognitive Psychology, 1970.
  216. , G. 1987. «Tests of oral performance: the need for data-based criteria» // ELT Journal Vol. 41/4: 257−291.
  217. Gardner, H. Reflections on multiple intelligences: Myths and Messages. Phi Delta Kappan. November: 1995 Pp. 200−209.
  218. Gardner, H. The Frames of Mind: the theory of Multiple Intelligence.1983.
  219. , R.W. & P.S. Holzman. Cognitive Control: A Study of Individual Consistences in Cognitive Behaviour., 1960.
  220. Gardner, R.W., Jakson, D.N., Messik, S.J. Personality organization in cognitive controls & Intellectual abilities / Psychological Issues Monogr. 1960. V. 11. N. 4.
  221. Garquilo, R.M. Reflection-impulsivity & field dependence-independence in retarded & nonretarded children of equal mental age // Bull the Psychonomic Sociely. 1982: Vol. 19: N. 12, Pp. 74−77.
  222. George, P.T. The Issue Between Formal Competence & Communicztive Competence in Language // CIEFL Working Papers in Linguistics. 1985. — Vol. 2. -Iss. l.-Pp. 96−137.
  223. , C. 1994. Beyond Testing. London. The Falmer Press.
  224. Goh, Ch. 1997. Metacognitive awareness and second language listeners // ELT Yournal Vol. 51/4. October 1997. Oxford University Press: 1997. Pp. 361 368.
  225. , D. «The role of individual differences in the field Dependence as a factor of learning and memory», 1976.
  226. Green, R. Getting through to the weak EFL learner. ИЯШ. — 1999. — N. 5.-c. 11−14.
  227. , S.A. 1991. Learning styles counseling. Ann Arbor, MI: ERIC Counseling & Personnel Services Clearinghouse. The University of Michigan.
  228. , J.P. & Hoepfner, P. The analysis of Intelligence. — N.Y. McGraw-Hill, 1971.
  229. Guilford, J.P. Cognitive styles: what are they? // Educ. & P. Measur. -1980. V. 40. — N. 3, Pp. 715−735.
  230. Guilford, J.P. The Nature of Human Intelligence. N.Y.: Mc Craw-Hill.1967.
  231. , G. 2001. Hemisphericity. LATEFL. Brighton Conference Selection.
  232. , J.M. 1978. Error correction in foreign language teaching recent theory, research & practice // Modern Language Journal 62: 387−98.
  233. , H. 1980. Autonimy & Foreign Language Learning. Council of Europe.
  234. Hood, C. Exploring learning Styles & Instruction. 1995.
  235. Jando, R.M., Kagan. J. The effect of task complexity on reflection-impulsivity // Cogn. Psychol. 1970. V. 1. — Pp. 192−200.
  236. , J. (ed.) 1980. Approaches to individualized education. Alexandria, V. A: Association for Supervision & Curriculum Development.
  237. , K. 1984. Skill psychology and communicative methodology. Paper presented at the RELC seminar, Singapore.
  238. , K. 1988. Mistake correction // ELT Journal. Vol. 42/2. — April 1988. — Oxford University Press. 1988, Pp. 89−95.
  239. Kagan J. Personality & the Learning Process: Creativity and learning. Beacon Press, 1970.
  240. Kagan, J., H. Moss & I. Siege. Information processing in the Child: ч
  241. Significance of Analytic & Refllective attitudes. 1963.
  242. Keefe, J.W. Learning style profile handbook: Accommodating perceptual, study & instructional preferences (Vol. Ill) Reston, VA: National Association of Secondary School Principals., 1979.
  243. Keefe, J.W. Learning Style: An overview. In NASSP’s student learning styles. Diagnosis and prescribing programs (Pp. 1−17). Reston VA: National Association of Secondary School Principals., 1989.
  244. King, C.P. A linguistic and cultural competence Can they live happily together // Foreign language Annals. — 1990. — Vol. 23. — Iss. 1. — Pp. 65−70.
  245. Kogan R. Cognitive Styles in Infancy and Early childhood, 1969.
  246. , D.A. 1984. Experimental Learning: Experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs, NY: Prentice-Hall.
  247. , D.A. 1985. Experimental Learning: Experience as the Source of Learning and Development. Englewood Cliffs, NY: Prentice-Hall.
  248. , S. 1977a. «The monitor model for adult Second Language Performance» in M. Burt, H. Dulay, and M. Finnochiaro (eds.) Viewpoints on English as a Second language. Regents Publising Co.
  249. , S. 1977b. «Some Issues Relating to the Monitor Model» in H. Brown, C. Yorio, and R. Crymes (eds.) On TESOL 77. TESOL.
  250. , S.D. 1981. Second Language Acquisition and Second Language Learning. Oxford Pergamon.
  251. Krasnik, H. From Communicative Competence to Cultural Competence // TESOL'83. Washington. — 1989. — Pp. 209−221.
  252. Laine, M. Theoretical note on reflection-impulsivity // Psych. Reports. -1982.-V.5.-N. l.Pp. 611−637.
  253. , J.P. & Appel (eds.) 1994b. Vygotskian approaches to Second Language Research Norwood, N.J.: Ablex Publishing.
  254. , J.P. & G. Appel (eds.) 1994a. Theoretical framework: an introduction to Vygotskian approach to second language research.
  255. , B. 1993. Teaching the whole class. The AGSI Press.
  256. , J. 2001. An empirical study of the relationship between cognitive style & the use of communicative strategy // Applied Linguistics. Vol. 22/2: 241−56.
  257. , W. 1981. Communicative Language Teaching L., N.Y. Camb: CUP, 1987-p. 106.
  258. , W. 1984. Communicative Language Teaching, Cambridge University Press.
  259. Makino, T-Y. 1993. Learner self-correction in EFL written composition // ELT Journal. Vol. 47/4 October 1993. Oxford University PRESS. 1993, Pp. 337 342.
  260. Maley, A. New lamps for old: realism and surrealism in foreign language teaching // ELT Journal. Vol. 37/4 October 1983., Pp. 295−303.
  261. Matsumoto, K. Helping L2 Learners reflect on classroom learning // ELT Journal. Vol. 50/2, April, 1996. — Oxford University Press, Pp. 143−197.
  262. , A. 2000. «A Vygotskian approach to evaluation in foreign language contexts» // ELT Journal. Vol. 54/4. — October 2000. — Oxford University Press., Pp. 235−242.
  263. McNamara, T. 1996. Measuring Second Language Performance // Applied Linguistics & Language Study Series. Longman. 323 p.
  264. Messer, B. Reflection-Impulsivity: A Review // Psychol. Bull. 1976. V. 83.-N. 6.-Pp. 1026−1052.
  265. Millrood, R. Applied Linguistics. Tambov, 2002. — 122p.
  266. Millrood, R. Language Didactics. Tambov, 2003b. — Vol.2. — 207p.
  267. Millrood, R. Language Pedagogy. Tambov. 2003a. 173p.
  268. , J. (ed.). 1978−80. Reading & Thinking in English (series). Oxford University Press.
  269. Murphy, D.F. Communication and correction in the classroom // ELT Journal. Vol. 40/2.-April. — 1986. Oxford University Press. — Pp. 146−510.
  270. , I. (1978). Myers-Briggs Type Indicator. Palo Alto, С A: Consulting Psychologists Press.
  271. Neiman, N.M., Frohlich, H.H. Stern & A. Todesco. 1977. Good Language Learner. OISE. Toronto.
  272. O’Malley, J.M. & A.U. Chamot. 1990. Learning strategies in Second Language Acquisition. Cambridge: Cambridge University Press.
  273. , R. 1990a Language Learning Strategies. Rowley, Mass.: New Newbury House.
  274. , R. 1990a Language Learning Strategies: What Every Teacher Shold Known. Englewood Cliffs. NJ: Newbury House.
  275. Pask, G. Style and strategies of learning. 1976.
  276. , P. 2001. What is meant by a communicative approach to modern language teaching. IATEFL TTEd SIG Newsletter.
  277. Piepho, H-E. 1981. Establishing objectives in the teaching of English: Principles and an Exercise Typology. London: Longman.
  278. Plomin, R., Buss, A.H. Reflection-impulsivity and intelligence // Psych. Reports, 1973. — V. 33. — N 3. — Pp. 726−739.
  279. , R., & H. Kellerman (eds.). Emotion, theory, research & experience // A.P. V.2. — N.4. — 1983. — Pp. 17−33.
  280. , J. 1987. Learning style preferences of ESL Students. TESOL Quarterly.-Vol. 21:87.
  281. , J. 1995. Learning styles definitions. Learning styles in the ESL/EFL Classroom. New York.
  282. Reiffe, J.C. Learning Styles. 1992.
  283. , J.C. & Th. S. Rodgers. 2002. Approach & Methods in Language Teaching. A description and analysis. Cambridge University Press. 171p.
  284. , R. & I. Cheema, 1991. Cognitive styles an overview & integration. Educational Psychology. — Vol. 11 N ¾. — 1991.
  285. Riding, R.J. Cognitive Styles Analysis. Birmingham: Learning & Training Technology. 1991.
  286. , W.M. 1981. Teaching Foreign Language Skills. Chicago: University Press.
  287. , J. 1975. «What the „good language learner“ can teach us». ТЕ SOL Quarterly. Vol. 9/1: 45−51.
  288. , J. 1981. «A study of cognitive processes in second language learning» // Applied Linguistics 2/2: 117−31.
  289. , J. 1982. «How to be a more successful language learner». Boston: Heinle & Heinle.
  290. , R.R. 1983. Learning styles of college students. In: R. Dillon & R. Schmeck (Eds.) Individual differences in cognition (Pp. 329−279). New York: Academic Press.
  291. , H.W. 1980 «Second Language Acquisition: the question of strategies». Paper presented at the Third Los Angeles Second language Research Forum.
  292. , P. 1989. Individual Differences in Second Language learning. London: Edward Arnold.
  293. , P. 1998. A Cognitive Approach to Language Learning. -Oxford: Oxford University Press.
  294. Skehan, P. Language testing (Prt. I) // Language teaching Cambridge. -1988. — Vol. 21. — No. 4. — Pp. 211−221.
  295. Stalker, J.C. Communicative Competence. Pragmatic Functions & Accommodation // Applied Linguistics. 1989. — Vol. 10. — Iss. 2. — Pp. 182−193.
  296. Stawna, M. The Communicative Approach in the Classroom: A diagnostic study // Glottodidactica Prznan, 1990. — Vol. 20. — Pp. 113−121.
  297. , R.L., & E.L. Grigorenko, 1997. Are Cognitive Styles Still in Style? // American Psichologist. Vol. 52. — N. 7. — Pp. 700−712.
  298. , E. 1980. Teaching Languages: A Way and Ways. Rowley Mas. Newbury House.
  299. , M. 1995. A Critical look at the Communicative Approach // ELT Journal, pt. 1,39(1): 2−12.
  300. , E. & G. Yute. 1989. Focus in the language learner. Oxford: Oxford University Press.
  301. Thomas, H. Developing the stylistic and lexical awareness of advanced students. ELT Journal. Vol. 38/3. — July 1984. — Pp. 187−192.
  302. Underkill, N.1987. Testing Spoken Language. Cambridge University1. Press.
  303. Ur, P. 1999. A Course in Language Teaching: Practice & Theory. Trainee Book. Cambridge University Press. 142 pp.
  304. Wechsler, D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale New York, 1955.
  305. , A. & J. Rubin. 1987. Learner Strategies in language learning. Prentice Hall International.
  306. , M.A. & R.Burden. 1997. Psychology of Language Teachers. Cambridge: Cambridge University Press.
  307. Witkin, H.A. Personality through perception: An experimental & clinical study. Westport, C.T.: Greenwood Press, 1954.
  308. Witkin, H.A., Goodenough D.R. The role of differences in field-dependence and interpersonal behaviour, 1977.
  309. Witkin, H.A., Goodenough, D.R. Cognitive Styles: Essence and Origins, 1987.
  310. Witkin, H.A., Moore, C.A., Goodenough, D.R. & Cox, P.W. Field Dependent & Field Independent Cognitive Styles & their Educational Implications, 1978.
Заполнить форму текущей работой