Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология формирования русского произношения у учащихся начальных классов азербайджанской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы при разработке программ и учебников для начальных классов, в подготовке учебно-методических пособий по русскому языку, преподавателями пединститутов при чтении лекций и проведении практических занятий по методике преподавания русского языка в национальной школе для студентов филологических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • I. Исходны©- теоретические положения
    • 2. Состояние проблемы усвоения фонетики русского языка учащимися национальных школ
    • 3. Организация и принципы построения экспериментального обучения
  • ГЛАВА II. РУССКАЯ ФОНЕТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИМИ УЧАЩИМИСЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ
    • I. Особенности русской фонетики в сравнении с фонетикой азербайджанского языка
    • 2. Анализ действующих программ и учебников
  • ГЛАВА III. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА АЗЕРЕАЙ-ДШШСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУ ЩЕЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
    • I. Методика констатирующего эксперимента
    • 2. Затруднения и ошибки при произнесении русских звуков учащимися-азербайджанцами, их характер и причины
  • ГЛАВА 1. У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ ЕГО
  • РЕЗУЛЬТАТОВ
    • I. Методика и организация экспериментального обучения
    • 2. Результаты экспериментального обучения, их обсуждение

Психология формирования русского произношения у учащихся начальных классов азербайджанской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Это в свою очередь предполагает поиски резервов более раннего развития познавательной деятельности учащихся-азербайджанцев, их учебных способностей — они должны быть более содержательными и развивающими.

Значение русского языка с исключительной силой подчёркнуто в Программе КПСС: «Происходящий в жизни процесс добровольного изучения, наряду с родным языком, русского языка имеет положительное значение, так как это содействует взаимному обмену опытом и приобщению каждой нации и народности к культурным достижениям всех других народов СССР и к мировой культуре. Русский язык фактически стал общим языком межнационального общения и сотрудничества всех народов СССР» (2, II5-II6). Вопрос преподавания русского языка нашёл своё широкое отражение и в «Реформе общеобразовательной и профессиональной школы», где, в частности, говорится: «В школах, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях обеспечить строгую преемственность обучения и воспитания, единый уровень общеобразовательной подготовки, учитывая при этом особенности национальных учебных заведений. Принять дополнительные меры по улучшению условий дяя изучения наряду с родным языком русского языка, добровольно принятого советскими людьми в качестве средства межнационального общения. Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения» (103, 45). Следовательно, изучение русского языка является ныне одной из важнейших составных частей идеологической работы, воспитания нового человека, человека коммунистического общества.

Значительную роль в усвоении русского языка школьниками играет радио, телевидение, а также общение с людьми, которые хорошо владеют этим языком. Но главный путь овладения русским языком для основной массы детей школьного возраста других национальностей — это изучение его в школе, которая призвана вооружать последних знаниями.

Здесь достигнуты определённые успехи. Достаточно сказать, что выпускники средней школы в состоянии более или менее сносно разговаривать на русском языке, излагать свои мысли письменно.

Однако в процессе обучения русскому языку учащиеся национальных школ, в том числе и азербайджанские школьники, испытывают многие затруднения. Особые затруднения у учащихся-азербайджанцев возникают при овладении фонетикой русского языка. Несмотря на то, что методическая работа, нацеленная на формирование у учащихся навыков правильного произношения, значительно продвинута — созданы учебники и учебные пособия, -эффективность этой сложной работы далеко ещё не достаточна. Учащиеся слабо овладевают фонетикой русского языкаопределённая их часть допускает значительное количество фонетических и орфографических ошибок. Если другие ошибки со временем преодолеваются сравнительно легко, то фонетические ошибки, т. е. ошибки в произношении звуков русской речи, оказываются стойкими, нередко остаются даже на всю жизнь.

Знания выпускников азербайджанских школ, как правило, ниже предъявляемых учебными программами требований, что особенно характерно для учащихся сельских школ.

Слабое усвоение фонетики тормозит овладение языком как средством общения. Л. В. Щерба писал, что ". ошибки в произношении не лучше ошибок, например, в грамматическом роде имён существительных, в падеже и т. п., а зачастую даже хуже тех, так как мешают акту осуществления основной дели языкакоммуникации, то есть взаимопониманию" (148, I).

Слабое усвоение фонетики русского языка учащимися-азербайджанцами можно объяснить, наряду с другими причинами, несовершенством методики обучения. По традиции, первоначальные умения и навыки русской речи вырабатываются у школьников практическим путём, без опоры на теоретические знания.

Вопросам изучения русского языка в школах Азербайджанской ССР посвящён ряд методических и психологических исследований: Б. П. Яблонко (155- 156), Ф. А. Ибрагимбеков (70), А. Р. Махмудов (93- 94- 95), А. Ш. Шабанов (142), P.M. Расулов (ПОIII), Т. Н. Алиева (6- 7- 8), Ч. А. Бедалов (18), Э. Х. Гейдарова (52, 53), И. М. Новрузов (101) и др. В работах указанных авторов, наряду с другими, рассматриваются вопросы обучения правильному русскому произношению, приводится перечень произносительных ошибок, указываются причины их появления. Но для организации наиболее эффективного обучения русскому языку в нерусской школе недостаточно выявление тех или иных трудных для учащихся звуков русского языка. Необходима разработка психологических основ предупреждения и преодоления ошибок в русской речи азербайджанцев. Данной проблеме посвящены лишь отдельные работы. Она остаётся весьма актуальной.

Наше исследование посвящено разработке этой проблемы.

Цель исследования состоит в выявлении психологических особенностей усвоения русских орфоэпических норм и разработке методики формирования правильного русского произношения у учащихся начальных классов азербайджанской школы.

Объект исследования — процесс формирования русского произношения у учащихся I, II, III классов азербайджанской школы.

Предметом исследования явилась проблема изучения психологических закономерностей овладения учащимися-азербайджанцами правильного русского произношения.

Гипотеза исследования такова: успешное исправление ошибочного и выработка корректного произношения русских звуков возможны в процессе фонематического анализа, в частности в ходе работы над теш признаками или конститутивными элементами русских фонем, которые являются специфическими для русских звуков и не присущи фонемам родного языка.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Сопоставить фонологические системы русского и азербайджанского языков с целью определения совпадения, сходства и различия фонем этих языков, выделения специфических признаков русских фонем, которые могут вызывать затруднения у азербайджанских школьников.

2. Провести анализ программ по русскому языку для I, II, III классов азербайджанской школы, определить принципы построения методики обучения русскому языку, в частности фонетики русского языка, в азербайджанской школе.

3. Выявить сформированность фонематического слуха у учащихся начальных классов азербайджанской школы для усвоения ими фонетики русского языка.

4. Определить наблюдаемые затруднения и ошибки при усвоении русской фонетики азербайджанскими детьми в условиях практического изучения русского языка, обосновать пути их предупреждения и преодоления.

5. Разработать пути формирования умения фонематического анализа у учащихся-азербайджанцев.

6. Установить взаимосвязь процесса фонематического анализа с усвоением правильного русского произношения у младших школьников.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Слабое усвоение русских фонем учащимися-азербайджанцами объясняется неразработанностью психологических механизмов предупреждения и преодоления ошибок в их речи.

2. Если обучение русскому языку учащихся, для которых этот язык не является родным и которым они не владеют, начать с формирования умений анализа русских фонем на уровне их конститутивных элементов, то можно обеспечить успешную коррекцию ошибочного произношения и выработать правильное произношение звуков со специфическими для них признаками,.

3. Формирование фонематического слуха является существенной психологической предпосылкой «цри обучении правильному русскому произношению учащихся-азербайджанцев.

Методологическую основу исследования составляют общетеоретические положения марксистско-ленинской теории о развитии человеческой психики в деятельности и о взаимосвязи языка и мышления, разработанные советскими психологами, постановления ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам.

— 9 народного образования.

Методы исследования — наблюдения, собеседование, констатирующий и обучающий эксперименты. Б работе также использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение психологической, методической, лигвистической и дидактической литературыанализ программ и учебников для школ с азербайджанским языком обучения в аспектах рассматриваемой темызапись и анализ произносительных ошибок учащихся. Была изучена и проанализирована литература по сопоставительному изучению языков разных систем, по психологии и психолингвистике, теории билингвизма.

Научная новизна исследования заключается в следующем: а) получены новые экспериментальные данные относительно характера затруднений в произношении русских звуков, которые испытывают учащиеся начальных классов школ с азербайджанским языком преподавания, и систематизированы ошибки в произношении русских звуковб) осуществлён новый, более эффективный, способ коррекции ошибочного произношения и формирования правильного произношения русских звуков у азербайджанских школьников, а именно — анализ русских звуков, который включает сопоставление общих и отличительных признаков фонем русского и азербайджанского языковв) разработана система уроков с учётом психологических основ формирования правильного русского произношения, в которых реализуется указанный способг) показано и доказано, что осуществлённый способ с учётом психологических основ формирования правильного русского произношения является эффективным.

— 10.

Теоретическая значимость исследования.

1. Проведён сопоставительный анализ фонетических систем русского и азербайджанского языков по конститутивным элементам фонем.

2. У азербайджанских учащихся выявлена возможность изучать русский язык на уровне осознавания (отчётливого созна-вания) специфических для него структурных элементов и теоретических обобщений, и на основе экспериментальных данных установлено, что теоретический анализ русских фонем на уровне их признаков обеспечивает успешное овладение русским произношением.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы при разработке программ и учебников для начальных классов, в подготовке учебно-методических пособий по русскому языку, преподавателями пединститутов при чтении лекций и проведении практических занятий по методике преподавания русского языка в национальной школе для студентов филологических факультетов, преподавателями педвузов, кафедры ВДУУ Азерб. ССР при выполнении научно-исследовательских работ. Разработанная автором диссертации методика обучения русскому произношению может быть использована учителями русского языка как более эффективная по сравнению с общепринятой методикой.

Результаты исследования апробированы на республиканских научных конференциях аспирантов в АН Азербайджанской ССР в 1981, 1982, 1983 гг., на 1У республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана в Азербайджанском Инженерно-строительном Институте (Баку, 1982), на научно-методических конференциях аспирантов и диссертантов Азерб. НИИ педа.

— II гогических наук (I98I-I983 гг.), а также на IX закавказской конференции психологов (1983 г.). По рекомендации Министерства просвещения Азербайджанской ССР результаты исследования опубликованы в виде методических рекомендаций и разосланы в общеобразовательные школы республики для их применения в учебном процессе.

Помимо настоящего введения, работа содержит четыре главы, заключение, а также список использованной литературы.

— 12.

3. Результаты исследования показали, что использование спещально разработанного метода способствует развитию навыка.

— 116 правильного произношения и даёт возможность преодолевать трудности, возникающие при произнесении русских фонем учащимися-азербайджанцами на начальном этапе их обучения русскому языку.

4. Исследование подтверждает наличие резервов умственного развития и учебных способностей учащихся-азербайджанцев. Эти данные способствуют решению проблемы преемственности в развитии познавательных возможностей учащихся I—III классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поставив перед собой целью формирование правильного русского произношения в начальных классах азербайджанской школы, мы оказались перед необходимостью выявления ошибок фонетического характера в русском произношении учащихся-азербайджанцев, их классификации, психологического обоснования путей их предупреждения и преодоления посредством формирования фонематического анализа.

Проведённый нами анализ научной литературы показал, что интересующая нас проблема исследована ещё мало.

Вместе с тем выявление закономерностей функционирования русских фонем в памяти учащихся-азербайджанцев весьма необходимо с точки зрения повышения эффективности обучения русскому произношению азербайджанцев. Поэтому задача, поставленная нами в исследовании, оказалась вполне актуальной.

Изложенный в диссертации материал позволяет выделить ряд положений, существенных для обучения правильному русскому произношению учащихся начальных классов азербайджанской школы.

1. Обучение правильному русскому произношению является одним из слабых участков в процессе обучения русскому языку в азербайджанской школе.

2. Исходя из этого, обучение правильному русскому произношению в начальных классах азербайджанской школы требует к себе особого подхода, так как именно в начальных классах закладывается фундамент правильного произношения. Хотя этой проблемой занимались ещё и на предшествующих этапах развития советской методики и педагогической психологии, система обучения, правильному произношению в начальной национальной школе.

— 118 ещё недостаточно разработана. Несмотря на то, что методическая работа по проблеме обучения правильному русскому произношению в республике значительно продвинута, эффективность этой сложной работы далеко не достаточна. Знания учащихся, оканчивающих начальные классы, ниже предъявляемых программами требований.

3. Наблюдения показали, что обучение правильному русскому произношению в начальных классах азербайджанской школы ведётся не на должном уровне. Большинство учителей пользуются только методом имитации. Правильное произношение русских звуков учителем, конечно, может быть важным приёмом обучения. Но, как свидетельствуют данные исследований, произносительные навыки, сформированные лишь путём подражания, без осмысления, не могут стать совершенными. К тому же, не у всех учителей русского языка безупречное произношение.

4. На основании результатов наблюдений и констатирующего эксперимента мы выявили, что учащиеся начальных классов азербайджанской школы владеют навыком правильного русского произношения на недостаточном уровне, они затрудняются даже при произнесении простых слов, состоящих из знакомых им звуков.

Причиной этого следует считать неразработанность методики формирования психологических механизмов правильного русского произношения в начальных классах азербайджанской школы.

5. Выявление особенностей запоминания русских фонем азербайджанскими учащимися с учётом сопоставительных характеристик фонологических явлений русского и азербайджанского языков показало, что изменения, которые претерпевают вое.

— 119 принятые звуки русской речи в памяти, носят закономерный характер. Это определяет решение данного вопроса и на общепсихологическом уровне.

6. Результаты экспериментального исследования позволили сделать ряд заключений.

При обучении русскому языку учащихся, для которых русский язык не является родным, в их речевом опыте происходят изменения: формируются новые речемыслительные операцииуспешность формирования их зависит не только от особенностей изучаемого языка, но и от особенностей учебной способности и от методики обучения.

7. Изложенное в предшествующих главах подтверждает предположение о том, что ошибочное произнесение фонем русского языка связано с целым рядом своеобразных явлений, имеющих в своей основе различие в фонологических системах русского и азербайджанского языков, недостаточной разработанностью психологических механизмов усвоения фонетики русского языка, а также и несовершенством приёмов обучения русскому языку в азербайджанской школе.

8. На основе полученных данных было установлено, что на уроках русского языка в начальных классах азербайджанской школы почти не используются методы развития фонематического слуха.

Принимая за основу приёмы, разработанные как для русской, так и для национальной школы, мы использовали те из них, которые предусматривают развитие у учеников азербайджанской школы (начиная с I класса) такой качественной стороны навыка правильного произношения, как фонематический слух.

9. Ход экспериментального исследования выявил эффективность разработанной нами методики обучения.

— 120.

Результаты экспериментального исследования показали, что развитие фонематического слуха эффективно влияет на постановку правильного произношения изучаемого языка.

Проведённое исследование подтвердило выдвинутое нами в рабочей гипотезе предположение о том, что разработанная в диссертации система упражнений даёт возможность в более короткие сроки и с наименьшей затратой времени обучить учащихся начальных классов азербайджанской школы правильному русскому произношению и в общем повысить эффективность обучения русскому языку в начальных классах.

— 121.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .И. Полное собрание сочинений. 5-е изд., т. 14. -М.: Политиздат, I960. — 564 с.
  2. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  3. А.С. Развитие произносительной культуры студентов-казахов при обучении русскому языку в вузе.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1976. — 23 с.
  4. Л.И. Психологические проблемы обучения младшихшкольников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  5. Т.Н. Методика развития навыков правильного русского произношения у учащихся начальных классов.азербайджанской школы.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1961. -17 с.
  6. Т.Н. Обучение русскому произношению в восьмилетней азербайджанской школе. Баку: Маариф, 1969. — 148 с.
  7. Т.Н. О психологических механизмах восприятия и воспроизведения специфических звуков русского языка учащимися-азербайджанцами. Русский язык в азербайджанской школе, 1971, 118, с. 53 — 62.
  8. С.А. Методика развития русской речи студентов национальных групп.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1982. 24 с.
  9. А.А. Психологические основы обучения устной . иностранной речи. Тбилиси: Ганатлеба, 1974. — 159 с.
  10. М.Б. Лингводидактические основы обучения фонетике русского языка учащихся начальных классов белорусской шко- 122 лы. Дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1979. — 216 с.
  11. В.Д. Методика преподавания английского языка в 5−7 классах. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. -324 с.
  12. О.А. Обучение чтению на русском языке с использованием аудиовизуальных пособий (На материале национальной азербайджанской школы).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1977. 23 с.
  13. А.А. Система фонем азербайджанского языка. Баку:. Маариф, 1973. — 303 с. (на азербайджанском языке).
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  15. И.В. Научные основы методики обучения звуковой системе русского языка в бурятской школе.: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1968. — 66 с.
  16. Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях . двуязычия. М., Высш, школа, 1970. — 176 с.
  17. Ч.А., Мамедов Г. Г. Уроки русского языка в 6 классе азербайджанской школы: Пособие для учителей. Баку:1. МааРиф, 1977. 122 с.
  18. А. К вопросу о психологии первоначального усвоения русского языка каракалпакскими школьниками. Ташкент — М., 1955. — 249 с.
  19. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964. — 136 с.
  20. С.И. Вопросы обучения произношению (применительно к преподаванию русского языка иностранцам). М.: Изд-во МГУ, 1975. — 61с.- 123
  21. С.И. Основные понятия фонологии. Вопросы языкознания, 1962, J?5, с. 62 — 80.
  22. П.П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.
  23. Елонский П. П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964. 547 с.
  24. Д.Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1966. — 307 с.
  25. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.347 с.
  26. А.Ф. Обучение русскому произношению в нерусских школах. М.: Учпедгиз, I960. — 212 с.
  27. Брыз1унова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1963. — 306 с.
  28. Н.Ф. Родной язык, предмет обучения в начальной школе с 3-х годичным курсом. 10-е изд. — Спб., 1887. -143 с.
  29. А.И. О фонологизме сопоставительного метода. -В кн.: Вопросы фонетики и обучение произношению. М.:
  30. Изд-во МГУ, 1975, с. 104 105.
  31. А.И. Фонология в процессе обучения русскому произношению иностранцев. Русский язык за рубежом, 1967, ЖЗ, с. 43 — 48.
  32. В.А. Обучение английскому произношению в средней . школе. ГЛ.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  33. В.П. На первой ступени обучения: Методическое руководство к обучению письму и чтению по «Русскому Букварю». 4-е изд. — М., 1906. — 263 с.- 124
  34. Ф.Я. Фонетика немецкого языка: Учеб. пособие для вузов. Баку: Маариф, 1980. — 191 с. (на азербайджанском языке).
  35. Л.Г. К истории преподавания русского языка в Азербайджане. Баку: Азеручпедгиз, I960. — 94 с.
  36. Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). -М.: Просвещение, 1969. 365 с.
  37. В.А. Консонантизм и вокализм русского языка. -М.: Изд-во МГУ, 1971. 81 с.
  38. В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. -М.: Изд-во МГУ, 1972. 59 с.
  39. В.А. Практическая фонология и задачи обучения второму языку. Русский язык за рубежом, 1969, J3 4, с. 63 67.
  40. Борисовой. Л.: Просвещение, 1982. — 232 с.
  41. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др./ Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  42. Вопросы интенсификации обучения иностранным языкам в песо- 125 ле: Сб. статей. М.: Просвещение, 1980. — 72 с.
  43. Вопросы обучения русскому языку в азербайджанской школе/ Г. С. Алиев, О. А. Асланова, М. Ф. Ахмедова и др. Баку: Маариф, 1978. — 130 с.
  44. Л.С. Избранные психологические произведения. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 517 с.
  45. Л.С. Развитие высших психических функций. М.:. Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, I960. — 500 с.
  46. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. т.1: Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. 487 с.
  47. П.Я. Умственное действие как основа формирования . мысли и образа. Вопросы психологии, 1957, $ 6, с. 58−69.
  48. М.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Баку: Маариф, 1968. — 67 с. (наазербайджанском языке).
  49. М.А. Психология усвоения орфографии и пунктуации азербайджанского языка (в восьмилетней школе).: Автореф. дис.. докт. пед. наук (по психологии). Баку, 1968. -102 с.
  50. А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике:
  51. К 70-летию со дня рождения (1892 1959)/ Сост. Е. С. Скоб. ликова. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 284 с.
  52. Э.Х. Лингводидактический анализ ошибок фонетического характера в русской речи учащихся-азербайджанцев и пути.их преодоления. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1979. — 206 с.
  53. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер, К. В. Тарасова, Т. В. Лаврентьева и др./ Под ред. Л. А. Венгера. -М.: Педагогика, 1976. 256 с.
  54. А.Д. Основные трудности произношения русских мягких согласных. Русский язык в молдавской школе, 1982,1. J? I, с. 43 46.
  55. В.В. Виды обощнений в обучении. М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  56. Демирчи-заде A.M. Современный азербайджанский язык.
  57. Баку: Маариф, 1972. 253 с. (на азербайджанском языке).
  58. Д.М. О типичных фонетических ошибках учащихся-азербайджанцев (на материале немецкого языка). Учён, записки Азербайджанского пед. ин-та языков им. М. Ф. Ахундова, 1965, № 2, с. 3 — 16.
  59. А.В. Русский язык: Учеб. пособие для гуманитарных групп подгот. отд-ний пед. ин-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1983. — 352 с.
  60. П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1975. — 26 с.- 127
  61. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 370 с.
  62. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. — 184 с.
  63. С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение, 1965. — 355 с.
  64. А.С. Речь как учебная деятельность при формировании системы неродного языка (на материале начального обучения русскому языку детей армян). — Дис.. канд. пси-хол. наук. — Ереван, 1972. — 167 с.
  65. Л.Б. О начальном обучении. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 199 с.
  66. С.В. Психология усвоения и методика обучения нерусских учащихся произношению «неродных» фонем. Дис. .канд. психол. наук. Алма-Ата, 1968. — 223 с.
  67. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  68. Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1979. 312 с.
  69. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Изд-во Московского ун-та, 1967. — 329 с.
  70. Г. Д. Обучение русскому произношению. Русский. язык в нерусской школе, 1955, !? 6, с. 3 — 23.
  71. Н.Ш. Лингвометодические основы совершенствования русского произношения студентов-казахов в неязыковом вузе.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1983. — 22 с.
  72. Я.Ш. Основы словарной работы на уроках азербайджанского языка в начальных классах. Баку: Маариф, 1978. — 220 с. (на азербайджанском языке).
  73. М.С. Методика обучения русской грамоте в фонологическом аспекте. Дис.. канд. пед. наук, — М., 1972. -235 с.
  74. Ф.А. Азербайджанские гласные в сравнении с английскими. Дис.. канд. филол. наук. — М., 1951. — 154 с.
  75. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. — 88 с.
  76. А.Н. Деятельность: Сознание: Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  77. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. — 575 с.
  78. А.Н. Теоретические проблемы психологии развитияребёнка. Советская педагогика, 1957, J& 6, с. 93 — 105.
  79. И.Н. Лингвистические способности и их формирование у студентов неязыкового вуза.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1983. — 22 с.
  80. А.Р. Афазия и анализ речевых процессов. Вопросы языкознания, 1959, JS 2, с. 67 — 68.
  81. А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студентов ф-тов психологии гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.
  82. С.Д. Изучение психики школьника в процессе обучения (характеристика методов исследования). Киев: Знание, 1981. 48 с.
  83. Н.Н., Ахундов А. А. Введение в языковедение: Учебник для филол. ф-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — Баку:
  84. Маариф, 1980. 316 с. (на азербайджанском языке)
  85. А.Р. Основы практической фонетики русского языка: Учеб. пособие дяя студентов I и II курсов АШ русского языка и лит-ры им. М. Ф. Ахундова. Баку: Изд. АГУ, 1974.90 с.
  86. А.Р. Основы сопоставительной фонетики современного русского и азербайджанского языков: Пособие дня учи. телей. Баку: Маариф, 1978. — 92 с.
  87. А.Р. Фонетические основы передачи азербайджанских имён собственных на русском языке и русских имён собственных на азербайджанском языке. Баку: Азернешр, 1973. 116 с.
  88. А.Р., Гулиев А. Д., Кербалаева Р. И. Сравнительная типология русского и азербайджанского языков: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Баку: Маариф, 1982. — 217 с.
  89. Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы. Советская педагогика, 1968, h 6, с. 21 39.
  90. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Иностранные языки» / Н.й. Гез, М. Б. Ляховицкий, А. А. Миролюбов идр. М.: Высш. школа, 1982. — 373 с.
  91. Методы педагогических исследований / В. И. Еуравлёв, Г. П. Ников, М. Н. Скаткин и др. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 225 с.- 131
  92. Методы педагогического исследования: Лекции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Б. И. Журавлёва.-М.: Просвещение, 1972. 159 с.
  93. Г. И. Психологические особенности формирования связной речи в процессе обучения неродному языку (На материале обучения младших школьников русскому языку). -Дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1977. — 152 с.
  94. И.М. Психологические основы словообразовательного процесса (На материале русского и азербайджанского языков).: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1979. — 25 с.
  95. К.А. Психологические особенности учебной деятельности при усвоении русского языка в казахской школе. Дис.. канд. психол. наук. — Алма-Ата, 1975. -207 с.
  96. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984.112 с.
  97. A.M. Наш язык: Учеб. книга по грамматике для школ 1-й ступени: Сборник для наблюдений над языком в связи с занятиями правописанием и развитием речи: Интонация, ритм, звуки. 2-е изд., испр. — М. — Петроград, 1923, вып. I. — 168 с.
  98. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта: Генезис числа у ребёнка: Логика и психология. -Пер. с франц. и с англ. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  99. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификации и сериации. Пер. с франц. Э. М. Пчёлкиной. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. — 448 с.- 132
  100. Программа по русскому языку для 1-Х классов азербайджанской школы. Баку: Маариф, 1982. — 172 с.
  101. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах / Под ред. Д. Н. Богоявленского и Н. А. Менчинской. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 280 с.
  102. Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обученияУ-М.: Просвещение, 1979. 431 с.
  103. P.M. Психологический анализ развития русской речи у учащихся-азербайджанцев с точки зрения её взаимодействия с родной речью. Дис.. канд. пед. наук (по психологии). — М., 1957 — 157 с.
  104. А.А. Из истории отечественной фонологии: Очерк: Хрестоматия. М.: Наука, 1970. — 527 с.
  105. А.А. О некоторых трудностях обучения произношению. В кн.: Русский язык для студентов-иностранцев. М.: Высш. школа, 1961, с. 5 — 12.
  106. А.А. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. М.: Наука, 1979. — 102 с.
  107. Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, I960. — 304 с.
  108. Н.С., Кустарева В. А. Методика начального- 133 обучения русскому языку: Для фак. подготовки учителей нач. школы пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1965. — 347 с.
  109. С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений и ун-тов. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  110. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с.
  111. Самандов Дне.Г. Память и обучение. В кн.: IX закавказская конференция психологов: Баку, 17 — 19 ноября 1983 г./ Азгосуниверситет им. С. М. Кирова: Азербайджанское отд-ние общества психологов. Баку, 1983, с. 65 — 66.
  112. Дк.Г. Фонологическая устойчивость при непосредственном и отсроченном воспроизведении в начальном периоде обучения английскому языку в азербайджанской школе. -Дис.. канд. психол, наук. Баку, 1978. — 139 с.
  113. Н.И. Вопросы лингвистического обоснования методики обучения произношению. В кн.: Вопросы обучения русскому произношению: Сб. статей / Под ред. Н.И. Самуй-ловой. М.: Изд-во МГУ, 1978, с. 3 — 8.
  114. А.В. Применение технических средств в процессе обучения русскому языку учащихся азербайджанской средней школы.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. -18 с.
  115. Сенсорное воспитание дошкольников: Сб. статей / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 228 с.
  116. А.А. Ленинская теория отражения и психология. -Вопросы психологии, 1970, J& 2, с. 3−33.
  117. Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся- 134 в свете решений ХХУ1 съезда КПСС: Материалы У1 Всесоюз. пед. чтений (Ереван, 1982 г.). М.: Просвещение, 1983. -240 с.
  118. Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей: Сб. статей / Сост. A. I0. Купаловой. -М.: Просвещение, 1981. 160 с.
  119. Современный русский язык: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности „Педагогика и методика начального обучения“ / Р. Н. Попов, Д. П. Валькова, Л. Я. Маловицкий, А. К. Фёдоров. М.: Просвещение, 1978. — 464 с.
  120. М.Т. Уроки русского языка в 10 классе азербайджанской школы: Пособие для учителей. Баку: Маариф, 1977. -134 с.
  121. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  122. Теоретические проблемы фонетики и обучение произношению: Сб. статей / Научно-методический центр русского языка при МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А. А. Леонтьева и Н. И. Самуйловой. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. — 234 с.
  123. Л.Ф. Развитие осознанных фонематических обобщений и дифференциаций у дошкольников и младших школьников как основы усвоения фонетики, графики и орфографии. -Дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 173 с.
  124. Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей. -Дошкольное воспитание, 1975, № I, с. 20 25.- 135
  125. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  126. К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  127. К.Д. Педагогические статьи (1862 1870 гг.). -Собр. соч. M.-JT.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948, т. 3. 692 с.
  128. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950, т. 8. — 776 с.
  129. М.А. Лингвистические основы содержания первоначального обучения русской устной речи в узбекской школе.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 27 с.
  130. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. т. 2: Работы советских психологов периода 1946 — 1980 гг. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 304 с.
  131. С.А. Вопросы психологии обучения учащихся национальной вспомогательной школы русскому языку (На материале осетинских школ). Дис.. канд. психол. наук.-М., 1977. — 151 с.
  132. Чан Хыу Луен. Психологический анализ условий преодоления трудностей в овладении звуками русской речи вьетнамскими учащимися.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 22 с.
  133. А.Ш. Лингвистические основы процесса развития двуязычия с русским в качестве второго языка у учащихся-азербайджанцев.: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1967. 67 с.
  134. Н.Х. Вопросы фонетики русского букваря. Советская педагогика, 1948, I, с. 66 — 78.
  135. Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. В кн.: Известия Акад. пед. наук РСФСР. М.-Л., 1948, вып. 13, с. 101 — 133.
  136. И.Б. Формирование восприятия и навыков работы с цветом у учащихся младшего школьного возраста.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 16 с.
  137. Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. -ХХУШ, XI, 155 с.
  138. Л.В. Фонетика французского языка: Очерк франц. произношения в сравнений с русским: Учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. 7-е изд. — М.: Высш. школа, 1963.309 с.
  139. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. 63 с.
  140. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. -115 с.
  141. Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа у детей дошкольного возраста. Докл. АПН РСФСР, 1957, № I, с. 107 — НО.
  142. Д.Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной- 137 деятельности младших школьников. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 287 с.
  143. А.Р. Научные основы обучения правописанию азербайджанского языка. Баку: Маариф, 1975. — 173 с. (на азербайджанском языке)
  144. Ю.У. Лингводидактические основы обучения русскому консонантизму в узбекской школе (I 17 классы).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ташкент, 1980.25 с.
  145. П.П. Вопросы русского произношения (орфоэпии) в азербайджанской школе. Баку: Азернешр, 1938. — 68 с.
  146. П.П. О постановке правильного русского произношения в азербайджанских школах. Баку: Азернешр, 1938. -36 с.
  147. М.Г. История психологии. 2-е изд., перераб.-М.: Мысль, 1976. — 463 с.
  148. Biehler R.F. Psychology Applied to Teaching. Boston: Houghton Mifflin Company, 1971. — 626 p.
  149. Educational Psychology / Edided by Ch. E. Skinner. -4th ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice — Hall, Inc., 1961. — 755 p.
  150. Hunt D.E., Sullivan E.V. Between Psychology and Education. Hinsdale, Illinois: The Dryden Press, 1974. -312 p.
  151. Jacobson R., Waugh L. The Sound Shape of Language. -London: Indiana University Press, 1979. 308 p.
  152. James W. The principles of Psychology: In 2 Volumes. Cambridge and London: Harvard University Press, 1981.-LXVIII, VII, 1295 P.- 138
  153. Talyzina N. The Psychology of Learning: Theories of Learning and Programmed Instruction. Translated from the Russian. — M.: Progress Publishers, 19S1. — 34−2 p.
  154. Trenite G.N. Practical {Draining in Pronunciation. -London: George Allen & Unwin Ltd, 1932. 111 p.
  155. Understanding Language: An Information Processing Analysis of Speech Perception, Reading and Psycholin-guistics / Edited by D.W. Massaro. — New York, San Francisco, London: Academic Press, 1975» — 4−39 p.
Заполнить форму текущей работой