Психология формирования русского произношения у учащихся начальных классов азербайджанской школы
Диссертация
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы при разработке программ и учебников для начальных классов, в подготовке учебно-методических пособий по русскому языку, преподавателями пединститутов при чтении лекций и проведении практических занятий по методике преподавания русского языка в национальной школе для студентов филологических… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
- I. Исходны©- теоретические положения
- 2. Состояние проблемы усвоения фонетики русского языка учащимися национальных школ
- 3. Организация и принципы построения экспериментального обучения
- ГЛАВА II. РУССКАЯ ФОНЕТИКА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИМИ УЧАЩИМИСЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ
- I. Особенности русской фонетики в сравнении с фонетикой азербайджанского языка
- 2. Анализ действующих программ и учебников
- ГЛАВА III. ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА АЗЕРЕАЙ-ДШШСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУ ЩЕЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
- I. Методика констатирующего эксперимента
- 2. Затруднения и ошибки при произнесении русских звуков учащимися-азербайджанцами, их характер и причины
- ГЛАВА 1. У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ ЕГО
- РЕЗУЛЬТАТОВ
- I. Методика и организация экспериментального обучения
- 2. Результаты экспериментального обучения, их обсуждение
Список литературы
- Ленин Б.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд., т. 14. -М.: Политиздат, I960. — 564 с.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Абаев А.С. Развитие произносительной культуры студентов-казахов при обучении русскому языку в вузе.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1976. — 23 с.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младшихшкольников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Алиева Т.Н. Методика развития навыков правильного русского произношения у учащихся начальных классов.азербайджанской школы.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1961. -17 с.
- Алиева Т.Н. Обучение русскому произношению в восьмилетней азербайджанской школе. Баку: Маариф, 1969. — 148 с.
- Алиева Т.Н. О психологических механизмах восприятия и воспроизведения специфических звуков русского языка учащимися-азербайджанцами. Русский язык в азербайджанской школе, 1971, 118, с. 53 — 62.
- Алмазова С.А. Методика развития русской речи студентов национальных групп.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1982. 24 с.
- Алхазишвили А.А. Психологические основы обучения устной . иностранной речи. Тбилиси: Ганатлеба, 1974. — 159 с.
- Антипова М.Б. Лингводидактические основы обучения фонетике русского языка учащихся начальных классов белорусской шко- 122 лы. Дис.. канд. пед. наук. — Минск, 1979. — 216 с.
- Аракин В.Д. Методика преподавания английского языка в 5−7 классах. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. -324 с.
- Асланова О.А. Обучение чтению на русском языке с использованием аудиовизуальных пособий (На материале национальной азербайджанской школы).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1977. 23 с.
- Ахундов А.А. Система фонем азербайджанского языка. Баку:. Маариф, 1973. — 303 с. (на азербайджанском языке).
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Баранников И.В. Научные основы методики обучения звуковой системе русского языка в бурятской школе.: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1968. — 66 с.
- Барсук Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях . двуязычия. М., Высш, школа, 1970. — 176 с.
- Бедалов Ч.А., Мамедов Г. Г. Уроки русского языка в 6 классе азербайджанской школы: Пособие для учителей. Баку:1. МааРиф, 1977. 122 с.
- Бекбасов А. К вопросу о психологии первоначального усвоения русского языка каракалпакскими школьниками. Ташкент — М., 1955. — 249 с.
- Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964. — 136 с.
- Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению (применительно к преподаванию русского языка иностранцам). М.: Изд-во МГУ, 1975. — 61с.- 123
- Бернштейн С.И. Основные понятия фонологии. Вопросы языкознания, 1962, J?5, с. 62 — 80.
- Бпонский П.П. Избранные педагогические произведения. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.
- Елонский П. П. Избранные психологические произведения. -М.: Просвещение, 1964. 547 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1966. — 307 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959.347 с.
- Бойцова А.Ф. Обучение русскому произношению в нерусских школах. М.: Учпедгиз, I960. — 212 с.
- Брыз1унова Е. А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1963. — 306 с.
- Бунаков Н.Ф. Родной язык, предмет обучения в начальной школе с 3-х годичным курсом. 10-е изд. — Спб., 1887. -143 с.
- Васильев А.И. О фонологизме сопоставительного метода. -В кн.: Вопросы фонетики и обучение произношению. М.:
- Изд-во МГУ, 1975, с. 104 105.
- Васильев А.И. Фонология в процессе обучения русскому произношению иностранцев. Русский язык за рубежом, 1967, ЖЗ, с. 43 — 48.
- Васильев В.А. Обучение английскому произношению в средней . школе. ГЛ.: Просвещение, 1979. — 144 с.
- Вахтеров В.П. На первой ступени обучения: Методическое руководство к обучению письму и чтению по «Русскому Букварю». 4-е изд. — М., 1906. — 263 с.- 124
- Вейсалов Ф.Я. Фонетика немецкого языка: Учеб. пособие для вузов. Баку: Маариф, 1980. — 191 с. (на азербайджанском языке).
- Векилова Л.Г. К истории преподавания русского языка в Азербайджане. Баку: Азеручпедгиз, I960. — 94 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). -М.: Просвещение, 1969. 365 с.
- Виноградов В.А. Консонантизм и вокализм русского языка. -М.: Изд-во МГУ, 1971. 81 с.
- Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. -М.: Изд-во МГУ, 1972. 59 с.
- Виноградов В.А. Практическая фонология и задачи обучения второму языку. Русский язык за рубежом, 1969, J3 4, с. 63 67.
- Борисовой. Л.: Просвещение, 1982. — 232 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др./ Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Вопросы интенсификации обучения иностранным языкам в песо- 125 ле: Сб. статей. М.: Просвещение, 1980. — 72 с.
- Вопросы обучения русскому языку в азербайджанской школе/ Г. С. Алиев, О. А. Асланова, М. Ф. Ахмедова и др. Баку: Маариф, 1978. — 130 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 517 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.:. Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, I960. — 500 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. т.1: Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. 487 с.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования . мысли и образа. Вопросы психологии, 1957, $ 6, с. 58−69.
- Гамзаев М.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Баку: Маариф, 1968. — 67 с. (наазербайджанском языке).
- Гамзаев М.А. Психология усвоения орфографии и пунктуации азербайджанского языка (в восьмилетней школе).: Автореф. дис.. докт. пед. наук (по психологии). Баку, 1968. -102 с.
- Гвоздев А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике:
- К 70-летию со дня рождения (1892 1959)/ Сост. Е. С. Скоб. ликова. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 284 с.
- Гейдарова Э.Х. Лингводидактический анализ ошибок фонетического характера в русской речи учащихся-азербайджанцев и пути.их преодоления. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1979. — 206 с.
- Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер, К. В. Тарасова, Т. В. Лаврентьева и др./ Под ред. Л. А. Венгера. -М.: Педагогика, 1976. 256 с.
- Гиличенский А.Д. Основные трудности произношения русских мягких согласных. Русский язык в молдавской школе, 1982,1. J? I, с. 43 46.
- Давыдов В.В. Виды обощнений в обучении. М.: Педагогика, 1972. 423 с.
- Демирчи-заде A.M. Современный азербайджанский язык.
- Баку: Маариф, 1972. 253 с. (на азербайджанском языке).
- Джафаров Д.М. О типичных фонетических ошибках учащихся-азербайджанцев (на материале немецкого языка). Учён, записки Азербайджанского пед. ин-та языков им. М. Ф. Ахундова, 1965, № 2, с. 3 — 16.
- Дудников А.В. Русский язык: Учеб. пособие для гуманитарных групп подгот. отд-ний пед. ин-тов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1983. — 352 с.
- Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия.: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1975. — 26 с.- 127
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 370 с.
- Нуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. — 184 с.
- Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение, 1965. — 355 с.
- Закарян А.С. Речь как учебная деятельность при формировании системы неродного языка (на материале начального обучения русскому языку детей армян). — Дис.. канд. пси-хол. наук. — Ереван, 1972. — 167 с.
- Занков Л.Б. О начальном обучении. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 199 с.
- Зейтунян С.В. Психология усвоения и методика обучения нерусских учащихся произношению «неродных» фонем. Дис. .канд. психол. наук. Алма-Ата, 1968. — 223 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
- Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1979. 312 с.
- Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Изд-во Московского ун-та, 1967. — 329 с.
- Касумбейли Г. Д. Обучение русскому произношению. Русский. язык в нерусской школе, 1955, !? 6, с. 3 — 23.
- Кенжебаева Н.Ш. Лингвометодические основы совершенствования русского произношения студентов-казахов в неязыковом вузе.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1983. — 22 с.
- Керимов Я.Ш. Основы словарной работы на уроках азербайджанского языка в начальных классах. Баку: Маариф, 1978. — 220 с. (на азербайджанском языке).
- Курдюмов М.С. Методика обучения русской грамоте в фонологическом аспекте. Дис.. канд. пед. наук, — М., 1972. -235 с.
- Кязимов Ф.А. Азербайджанские гласные в сравнении с английскими. Дис.. канд. филол. наук. — М., 1951. — 154 с.
- Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. — 88 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность: Сознание: Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. — 575 с.
- Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психологии развитияребёнка. Советская педагогика, 1957, J& 6, с. 93 — 105.
- Лукашенко И.Н. Лингвистические способности и их формирование у студентов неязыкового вуза.: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Киев, 1983. — 22 с.
- Лурия А.Р. Афазия и анализ речевых процессов. Вопросы языкознания, 1959, JS 2, с. 67 — 68.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студентов ф-тов психологии гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1973. — 374 с.
- Максименко С.Д. Изучение психики школьника в процессе обучения (характеристика методов исследования). Киев: Знание, 1981. 48 с.
- Мамедов Н.Н., Ахундов А. А. Введение в языковедение: Учебник для филол. ф-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — Баку:
- Маариф, 1980. 316 с. (на азербайджанском языке)
- Махмудов А.Р. Основы практической фонетики русского языка: Учеб. пособие дяя студентов I и II курсов АШ русского языка и лит-ры им. М. Ф. Ахундова. Баку: Изд. АГУ, 1974.90 с.
- Махмудов А.Р. Основы сопоставительной фонетики современного русского и азербайджанского языков: Пособие дня учи. телей. Баку: Маариф, 1978. — 92 с.
- Махмудов А.Р. Фонетические основы передачи азербайджанских имён собственных на русском языке и русских имён собственных на азербайджанском языке. Баку: Азернешр, 1973. 116 с.
- Махмудов А.Р., Гулиев А. Д., Кербалаева Р. И. Сравнительная типология русского и азербайджанского языков: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Баку: Маариф, 1982. — 217 с.
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы. Советская педагогика, 1968, h 6, с. 21 39.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Иностранные языки» / Н.й. Гез, М. Б. Ляховицкий, А. А. Миролюбов идр. М.: Высш. школа, 1982. — 373 с.
- Методы педагогических исследований / В. И. Еуравлёв, Г. П. Ников, М. Н. Скаткин и др. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 225 с.- 131
- Методы педагогического исследования: Лекции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Б. И. Журавлёва.-М.: Просвещение, 1972. 159 с.
- Мурадели Г. И. Психологические особенности формирования связной речи в процессе обучения неродному языку (На материале обучения младших школьников русскому языку). -Дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1977. — 152 с.
- Новрузов И.М. Психологические основы словообразовательного процесса (На материале русского и азербайджанского языков).: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1979. — 25 с.
- Оразбекова К.А. Психологические особенности учебной деятельности при усвоении русского языка в казахской школе. Дис.. канд. психол. наук. — Алма-Ата, 1975. -207 с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984.112 с.
- Пешковский A.M. Наш язык: Учеб. книга по грамматике для школ 1-й ступени: Сборник для наблюдений над языком в связи с занятиями правописанием и развитием речи: Интонация, ритм, звуки. 2-е изд., испр. — М. — Петроград, 1923, вып. I. — 168 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта: Генезис числа у ребёнка: Логика и психология. -Пер. с франц. и с англ. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: Классификации и сериации. Пер. с франц. Э. М. Пчёлкиной. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. — 448 с.- 132
- Программа по русскому языку для 1-Х классов азербайджанской школы. Баку: Маариф, 1982. — 172 с.
- Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах / Под ред. Д. Н. Богоявленского и Н. А. Менчинской. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 280 с.
- Рамзаева Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обученияУ-М.: Просвещение, 1979. 431 с.
- Расулов P.M. Психологический анализ развития русской речи у учащихся-азербайджанцев с точки зрения её взаимодействия с родной речью. Дис.. канд. пед. наук (по психологии). — М., 1957 — 157 с.
- Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии: Очерк: Хрестоматия. М.: Наука, 1970. — 527 с.
- Реформатский А.А. О некоторых трудностях обучения произношению. В кн.: Русский язык для студентов-иностранцев. М.: Высш. школа, 1961, с. 5 — 12.
- Реформатский А.А. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. М.: Наука, 1979. — 102 с.
- Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, I960. — 304 с.
- Рождественский Н.С., Кустарева В. А. Методика начального- 133 обучения русскому языку: Для фак. подготовки учителей нач. школы пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1965. — 347 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений и ун-тов. 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с.
- Самандов Дне.Г. Память и обучение. В кн.: IX закавказская конференция психологов: Баку, 17 — 19 ноября 1983 г./ Азгосуниверситет им. С. М. Кирова: Азербайджанское отд-ние общества психологов. Баку, 1983, с. 65 — 66.
- Самандов Дк.Г. Фонологическая устойчивость при непосредственном и отсроченном воспроизведении в начальном периоде обучения английскому языку в азербайджанской школе. -Дис.. канд. психол, наук. Баку, 1978. — 139 с.
- Самуйлова Н.И. Вопросы лингвистического обоснования методики обучения произношению. В кн.: Вопросы обучения русскому произношению: Сб. статей / Под ред. Н.И. Самуй-ловой. М.: Изд-во МГУ, 1978, с. 3 — 8.
- Сахарова А.В. Применение технических средств в процессе обучения русскому языку учащихся азербайджанской средней школы.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. -18 с.
- Сенсорное воспитание дошкольников: Сб. статей / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 228 с.
- Смирнов А.А. Ленинская теория отражения и психология. -Вопросы психологии, 1970, J& 2, с. 3−33.
- Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся- 134 в свете решений ХХУ1 съезда КПСС: Материалы У1 Всесоюз. пед. чтений (Ереван, 1982 г.). М.: Просвещение, 1983. -240 с.
- Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей: Сб. статей / Сост. A. I0. Купаловой. -М.: Просвещение, 1981. 160 с.
- Современный русский язык: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности „Педагогика и методика начального обучения“ / Р. Н. Попов, Д. П. Валькова, Л. Я. Маловицкий, А. К. Фёдоров. М.: Просвещение, 1978. — 464 с.
- Тагиев М.Т. Уроки русского языка в 10 классе азербайджанской школы: Пособие для учителей. Баку: Маариф, 1977. -134 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Теоретические проблемы фонетики и обучение произношению: Сб. статей / Научно-методический центр русского языка при МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А. А. Леонтьева и Н. И. Самуйловой. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. — 234 с.
- Ткачёва Л.Ф. Развитие осознанных фонематических обобщений и дифференциаций у дошкольников и младших школьников как основы усвоения фонетики, графики и орфографии. -Дис.. канд. психол. наук. М., 1980. — 173 с.
- Ткачёва Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей. -Дошкольное воспитание, 1975, № I, с. 20 25.- 135
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические статьи (1862 1870 гг.). -Собр. соч. M.-JT.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948, т. 3. 692 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950, т. 8. — 776 с.
- Хегай М.А. Лингвистические основы содержания первоначального обучения русской устной речи в узбекской школе.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979. — 27 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. т. 2: Работы советских психологов периода 1946 — 1980 гг. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 304 с.
- Цорионов С.А. Вопросы психологии обучения учащихся национальной вспомогательной школы русскому языку (На материале осетинских школ). Дис.. канд. психол. наук.-М., 1977. — 151 с.
- Чан Хыу Луен. Психологический анализ условий преодоления трудностей в овладении звуками русской речи вьетнамскими учащимися.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 22 с.
- Шабанов А.Ш. Лингвистические основы процесса развития двуязычия с русским в качестве второго языка у учащихся-азербайджанцев.: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1967. 67 с.
- Швачкин Н.Х. Вопросы фонетики русского букваря. Советская педагогика, 1948, I, с. 66 — 78.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. В кн.: Известия Акад. пед. наук РСФСР. М.-Л., 1948, вып. 13, с. 101 — 133.
- Шешко И.Б. Формирование восприятия и навыков работы с цветом у учащихся младшего школьного возраста.: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982. — 16 с.
- Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983. -ХХУШ, XI, 155 с.
- Щерба Л.В. Фонетика французского языка: Очерк франц. произношения в сравнений с русским: Учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. 7-е изд. — М.: Высш. школа, 1963.309 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. 63 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. -115 с.
- Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа у детей дошкольного возраста. Докл. АПН РСФСР, 1957, № I, с. 107 — НО.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной- 137 деятельности младших школьников. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 287 с.
- Эфендизаде А.Р. Научные основы обучения правописанию азербайджанского языка. Баку: Маариф, 1975. — 173 с. (на азербайджанском языке)
- Юядашева Ю.У. Лингводидактические основы обучения русскому консонантизму в узбекской школе (I 17 классы).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ташкент, 1980.25 с.
- Яблонко П.П. Вопросы русского произношения (орфоэпии) в азербайджанской школе. Баку: Азернешр, 1938. — 68 с.
- Яблонко П.П. О постановке правильного русского произношения в азербайджанских школах. Баку: Азернешр, 1938. -36 с.
- Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд., перераб.-М.: Мысль, 1976. — 463 с.
- Biehler R.F. Psychology Applied to Teaching. Boston: Houghton Mifflin Company, 1971. — 626 p.
- Educational Psychology / Edided by Ch. E. Skinner. -4th ed. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice — Hall, Inc., 1961. — 755 p.
- Hunt D.E., Sullivan E.V. Between Psychology and Education. Hinsdale, Illinois: The Dryden Press, 1974. -312 p.
- Jacobson R., Waugh L. The Sound Shape of Language. -London: Indiana University Press, 1979. 308 p.
- James W. The principles of Psychology: In 2 Volumes. Cambridge and London: Harvard University Press, 1981.-LXVIII, VII, 1295 P.- 138
- Talyzina N. The Psychology of Learning: Theories of Learning and Programmed Instruction. Translated from the Russian. — M.: Progress Publishers, 19S1. — 34−2 p.
- Trenite G.N. Practical {Draining in Pronunciation. -London: George Allen & Unwin Ltd, 1932. 111 p.
- Understanding Language: An Information Processing Analysis of Speech Perception, Reading and Psycholin-guistics / Edited by D.W. Massaro. — New York, San Francisco, London: Academic Press, 1975» — 4−39 p.