Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика функционального состояния организма студентов на начальном этапе обучения в техническом ВУЗе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе обучения на первом курсе технического университета у студентов изменяется количество межсистемных взаимосвязей. В конце осеннего семестра наибольшее значение имеют взаимосвязи между показателями вегетативной регуляции сердечного ритма и показателями насосной функции сердца как у юношей, так и у девушек. В конце учебного года у юношей наибольшее значение имеют взаимосвязи между… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ГЛАВА I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДА СТУДЕНТОВ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ЗЛ Особенности регуляции сердечной деятельности
    • 3. 2. Состояние биоэлектрической активности миокарда
    • 3. 3. Показатели центральной гемодинамики в покое и при стандартной физической нагрузке
    • 3. 4. Динамика работоспособности и технического мышления
    • 3. 5. Межсистемные взаимоотношения функционального состояния организма студентов

Динамика функционального состояния организма студентов на начальном этапе обучения в техническом ВУЗе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие цивилизации потребовало для обеспечения жизни человеческого общества специалистов высокого класса. Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, а также повышением работоспособности студенческой молодежи (Т.Ш. Миннибаев, 1993; Н. А Агаджанян, 1995, 1997).

Обучение в высшей школе на современном этапе является сложным и длительным процессом, требующим огромных затрат внутренней энергии, физических усилий, эмоциональной устойчивости (В.П.Дядичкин, 1990; А. В. Ляхович, А. И. Маркова, 1994). Адаптация к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов (А.Б. Шангин, В. И. Шостак, 1992; П. Л. Салматов, В. А. Полянцев 1992; А. И. Бурханов с соавт., 1992; H.A. Барбараш, 1994; Л. Н. Терновский, 1996; С. Н. Игнатьева, 2000). Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, а также нарушения режима труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний у студентов. Этому способствуют и экстремально-дискомфортные условия ряда регионов, к которым относится и Европейский Север (К.В. Лапкин, 1968; Н. И. Бобров с соавт., 1975; Т. И. Андронова с соавт., 1982; А. Н. Арсеньев, 1990; Ю. Р. Теддер с соавт., 1996; FI.А. Агаджанян с соавт., 1997; М. А. Яковлева, 1998).

Неблагоприятные климатические факторы могут нарушать протекание адаптационных процессов (Ф.Б. Березин, Е. Д. Соколова, 1978; f, ¦ ¦ 5.

В.Г. Бокша, Г. Д. Латышев, 1986; Е. Р. Бойко, А. В. Ткачев, 1994; А. Б. Гудков, 1996; Г. Н. Дегтева, 1996; Н. Г. Варламова, 1998; D.J. Baker, 1960; K.L.

Andersen et.al., 1960; J. Berger, 1980), поэтому изучение изменений t функционального состояния, оценка адаптационно-приспособительных возможностей организма студентов в динамике обучения является актуальным, как теоретически, так и с практической точки зрения.

Процесс обучения студентов технического ВУЗа имеет свои особенности. В свете сказанного, актуальность проведенного исследования обусловлена социальным заказом и практической значимостью изучения физиологических реакций организма студентов для сохранения их здоровья.

Цель и задачи исследования

Цель работы — установить особенности функционального состояния организма студентов 1 курса технического ВУЗа в течение учебного года.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать особенности вегетативной регуляции сердечного ритма и состояние биоэлектрической активности миокарда студентов в процессе обучения на 1 курсе.

2. Исследовать состояние сердечно-сосудистой системы студентов в покое и при стандартной физической нагрузке.

3. Изучить динамику работоспособности и технического мышления студентов.

4. Определить динамику межсистемных взаимоотношений показателей функционального состояния у первокурсников в течение учебного года.

Положения, выносимые на защиту. 1. Вегетативная регуляция сердечного ритма у студентов первого курса сопровождается усилением 6 тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы в конце первого и второго учебных семестров. Биоэлектрическая активность сердца характеризуется напряженным функционированием миокарда в эти же периоды. 2. Показатели гемодинамики у юношей и девушек в покое и после стандартной физической нагрузки в конце осеннего и весеннего семестров проявляются в снижении экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы и увеличении количества атипических реакций, что наиболее выражено у девушек в конце весеннего семестра. 3. Факторш>ш анализ межсистемных взаимоотношений функционального состояния свидетельствует об изменении по семестрам структуры факторов и факторных нагрузок. Физическая работоспособность у студентов в течение учебного года сохраняется, в то же время умственная работоспособность и уровень технического мышления повышаются.

Новизна исследования. Впервые на европейском Севере России проведено комплексное и синхронное исследование функциональных показателей у студентов I курса технического университета в динамике учебного года.

Выявлено, что физическая работоспособность в процессе обучения практически не изменяется, а умственная работоспособность и уровень техническог о мышления повышаются.

Установлено, что сердечно-сосудистая система у студентов функционирует наиболее напряженно в конце первого и второго учебных семестров.

Показано, что перестройка межсистемных связей функциональных показателей происходит в конце осеннего семестра и в начале весеннего семестра как у юношей, так и у девушек, а в конце учебного года — только у девуше^с.. 7.

Научно-практическое значение. Изученные закономерности изменения параметров кардиогемодинамики у студентов 1 курса технического ВУЗа позволяют уточнить представление о механизмах адаптации в течение учебного года.

Выявленные особенности изменения биоэлектрической активности сердца, вегетативной регуляции сердечного ритма, работоспособности и технического мышления имеют важное значение для возрастной и экологической физиологии, так как могут быть базисом для дальнейших исследований по данной проблеме.

Полученные данные могут быть использованы для индивидуальной оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов при обследовании в кабинетах функциональной диагностики и планирования учебной нагрузки в течение учебного года с целью уменьшения риска срыва адаптации.

Апробация работы. Основные положения работы доложены и обсуждены на Международной научно-практической конференции «Ребенок и Север: проблемы и перспективы формирования здоровья детей и молодежи в экстремальных условиях среды обитания» (Мурманск, 1999), Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий» (С.-Петербург, 2000 г.), X Международном симпозиуме «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 2001 г.), XXXIX Международной научно-практической конференции «Ребенок и Север: проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания» (Мурманск, 2001 г.).

По материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ. 9.

107 ВЫВОДЫ.

1. Вегетативная регуляция сердечного ритма сопровождается усилением тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы в конце первого и второго учебных семестров, причем в конце первого семестра это наиболее выражено у юношей, а в конце второго семестра — у девушек.

2. Биоэлектрическая активность сердца у юношей и у девушек характеризуется напряженным функционированием миокарда в конце учебных семестров. В конце осеннего семестра это выражается увеличением фазы медленной реполяризации сердца, а в конце весеннего семестраускорением процессов реполяризации в мышечных волокнах миокарда.

3. В конце учебных семестров снижается экономизация деятельности сердечно — сосудистой системы как у юношей, так и у девушек, что находит свое отражение в снижении систолического объема кровообращения и в тенденции к увеличению частоты сердечных сокращений в конце первого семестра, а в конце второго семестра — в увеличении минутного объема кровообращения за счет увеличения частоты сердечных сокращений.

4. Сердечно — сосудистая система у юношей и у девушек в ответ на стандартную физическую нагрузку реагирует увеличением количества атипических реакций в конце первого семестра, а в конце второго семестра количество атипических реакций наиболее выражено у девушек.

5. В динамике учебного года физическая работоспособность у студентов практически не изменяется, а умственная работоспособность и уровень технического мышления в процессе обучения повышаются. Сохранение физической работоспособности на должном уровне связано с.

108 напряженным функционированием сердечно-сосудистой системы, что особенно выражено в конце первого и второго учебных семестров.

6. В процессе обучения на первом курсе технического университета у студентов изменяется количество межсистемных взаимосвязей. В конце осеннего семестра наибольшее значение имеют взаимосвязи между показателями вегетативной регуляции сердечного ритма и показателями насосной функции сердца как у юношей, так и у девушек. В конце учебного года у юношей наибольшее значение имеют взаимосвязи между показателями центральной гемодинамики, а у девушек — взаимосвязи показателей вегетативной регуляции сердечного ритма и насосной функции сердца с более низким факторным весом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Данные об изменениях функционального состояния организма студентов в динамике учебного года могут быть использованы при составлении расписания учебных занятий.

2. Для предупреждения негативных сдвигов в функционировании сердечно-сосудистой системы студентов рекомендуется динамический контроль в течение учебного года основных параметров деятельности сердечно-сосудистой системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аберберг-Аушкалке Л. А. Изменение деятельности сердца в ответ на функциональные пробы у детей младшего школьного возраста // Новые исследования в возрастной физиологии. Рига, 1980. — С.5−8.
  2. Ф.И., Жанпеисова A.A., Глазунов И. С. Факторы риска ИБС у студентов // Терр.архив. 1986. — № 5. — С.62−65.
  3. H.A. Здоровье студентов. -М., 1997. 199с.
  4. H.A., Экологический портрет человека на Севере. М., Крук, 1997.-208с.
  5. H.A. Экология человека и интегративная медицина // Материалы 8-го международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (27−30 января 1998). М., 1998. — С.2−6.
  6. H.A., Хрущев В. Л. Динамика некоторых физиологических показателей человека при вахтово-экспедиционном методе труда в Заполярье // Бюллетень СО АМН СССР. 1984. — № 2. — С.79−83.
  7. H.A., Ветчинкина К. Т. Учебный процесс и здоровье студентов // Современная высшая школа. Варшава, 1986. — № 1 (53). — С. 103−105.
  8. H.A., Ионова Т. В., Сауткин М. Ф. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям ВУЗа // Физиология человека. 1994. -Т.20.-№ 3. — С. 144−150.
  9. Ю.Агаджанян H.A., Радыш М. В., Совершаева C. J1. Хронофизиология, экология человека и адаптация // Экология человека. 1995. — № 1. — С.9−15.
  10. П.Агаджанян H.A., Пономарева В. В., Ермакова Н. В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // Материалы 1-й Всероссийской научной конференции: «Образ жизни и здоровье студентов». 1995. — С.5−9.
  11. П.Агаджанян H.A., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. М., 1996. -206 с.
  12. П.Агаджанян H.A., Руженкова И. В., Старшинов Ю. П., Ермакова Н. В., Куцев Г. М., Радыш И. В. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского возраста// Физиология человека. 1997-Т.23, — № 1 -С.93−97.
  13. М.Агаджанян H.A., Жвавый Н. Ф., Ананьев В. Н. Адаптация человека к условиям Крайнего Севера (Эколого-физиологические механизмы) М., Крук, 1998. -236с.
  14. A.A., Максимов A.JL, Баевский Р. Н. и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: Илим. — 1988. -150с.
  15. A.A., Максимов A.JI. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования. Л., Наука, 1988. — 126с.
  16. С.П., Бузян В. В., Амарян П. С. и др. Динамика физиологической подготовленности и работоспособности студентов педагогического ВУЗа // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы 8-го международного симпозиума. М., 1998. — С. 11.
  17. В. А. Анализ корреляций уровня физической работы с антропометрическими признаками и особенности реакции112кардиореспираторной системы на физическую нагрузку // Успехи физиологических наук. 1994. — Т.25. — № 1. — С.37.
  18. Н.М., Бендет Я. Л. Физическая активность и сердце. Киев: Здоровье, 1989. — 216с.
  19. В.Н., Колпаков В. В. Особенности ЭКГ и физические возможности организма у студентов мед.ВУЗа // Материалы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». -М., 1995. С.19−21.
  20. Т.И., Деряпа Н. Р., Соломатин А. П. Геометеотроиные реакции здорового и больного человека. Л.: Медицина. — 1982. — 245с.
  21. H.A. Гигиеническое обучение в системе профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Мурманск, 1999. 17с.
  22. H.H. Проблемы тензии и тонии в норме и патологии кровообращения // Физиология человека. 1978. — Т.4. — № 3, — С.426−435.
  23. А.Н. Обеспечение работоспособности студентов, проживающих в условиях Крайнего Севера, средствами физической культуры // Физическое воспитание и спортивная медицина на Севере. Архангельск, 1990.-С.51.
  24. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1990. 192с.
  25. С.Г., Курманова A.A., Левина И. М. и др. Характеристика гигиенических навыков студентов в процессе учебного курса по формированию здоровья // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С.44−47.
  26. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979.-295с.
  27. P.M., Берсенева А. П., Барсукова Э. В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с резной степенью адаптации к условиям окружающей среды // Физиология человека. 1985. — Т. И. — № 2. — 208с.
  28. P.M., Семенова Т. Д. Оценка функционального состояния оператора в условиях сенсорного дефицита // Физиология человека. 1986. — Т. 12. — № 4. — С.676 — 679.
  29. P.M., Кукушкин Ю. А., Марсанов A.B., Романов Е. А. Методика оценки функционального состояния организма человека // Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 3. — С.30−34.
  30. P.M., Берсенева А. П., Максимов А. Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека. 4.1. Магадан: Международный научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, ИМБПМЗ.- 1996.-56с.
  31. H.A. Склонность к стрессам и показатели гормонального статуса у лиц юношеского возраста // Успехи физиологических наук. -1994. Т.25. — № 3. — С.5.
  32. H.A., Миляева М. В., Тимощук Г. И. и др. Стресс-реакции и факторы риска заболеваний у лиц молодого возраста // Физиология человека. 1994. — Т.20. — № 1. — С. 115−211.
  33. H.A., Миляева М. В., Тарасенко Н. П. и др. Один из способов поведенческой профилактики повышения риска сердечно-сосудистых заболеваний у студентов-медиков // Кардиология. 1995. — № 7. — С.44−48.
  34. Н.Е., Воронцов М. П., Добромиль Э. И. Психогигиена умственного труда учащейся молодежи. Киев: Здоровье. — 1988. — 165с.
  35. A.A., Седова JIM. Методы и средства повышения умственной работоспособности студентов в процессе адаптации к учебной деятельности (методические указания). Казань, 1986. — 23с.
  36. А.Ф., Лапкин М. М., Яковлев Н. В. Успешность обучения студентов мед.ВУЗа: дифференциально-психологический аспект // Психологический журнал 1994. — Т. 15. — С.81−86.
  37. А.Ф., Лапкин М. М. Дифференциально-психологические аспекты успешности обучения студентов мед.ВУЗа // Образ жизни и здоровье студентов. М., 1995. — С.32−34.
  38. Ф.Б., Соколова Е. Д. Адаптация человека к условиям Севера и психическое здоровье // Тезисы доклада IV межд. симп. по приполярной медицине «Научно-технический прогресс и приполярная медицина». -Новосибирск, 1978. Т. 1. — С.252−253.
  39. Л Л T^<=Ы/*ГТГГГЛ V rrr*T,rvrfht-rr>TJ/"* ПГЛПТЛГ^ГЧУТ* V /hwtrti-TTbTIT т
  40. А-/.ХХ. ZX^FJ 1V1 A. XAW iivivv L llVJtl/Wv|/JHJi:iV/J IV! il IVVUtlA VJJ J tllJUll. tl J115студентов ВУЗов // Гигиена и санитария. 1981. — № 8. — С.84−86.
  41. А.П. Математический анализ ритма сердца в практике массовых обследований населения // Вариабельность сердечного ритма. Теоретические аспекты и практическое применение. Ижевск, 1996. -С. 122−123.
  42. Т.Ю., Дьяконов И. Ф., Кормачев В. В. К вопросу о корреляционных отношениях между показателями физического развития и психологическими функциями // Тезисы доклада VII Всесоюзной научной конференции физического труда. М., 1978. — С.50−51.
  43. Н.И., Ломов С. П., Тихомиров И. И. Физиолого-гигиенические аспекты акклиматизации человека на Севере. Л.: Наука, 1975. — 184с.
  44. Е.Р., Ткачев A.B. Характеристика липидного обмена у постоянных жителей Севера // Физиология человека. 1994. — Т.20. — № 20. — С. 135 141.
  45. В.Г., Латышев Г. Д. Системный подход к оценке процессов адаптации // Адаптация человека к климато-географическим условиям и первичная профилактика. Новосибирск, 1986. — Т.2. — С.4−5.
  46. Н.Ф., Слепушкина И. И., Глущенко А. Г. и др. Физиологические аспекты адаптации студентов к обучению в ВУЗе // Гигиена и санитария. -1982. № 9. — С.36−38.
  47. Н.Ф., Литвинова Ю. А., Слепушкина И.И. Физиологические
  48. ПГГ"(лП?ЧЧ1Т япяптянии Тяпти 1 ОЙ/1 I"1 IQ^-IQ^и I д/ V/ Jf ч/ ?tu/i 1″ i in i, mi. i 1д|/ 1 J «А у и i. .1. V. i ^ .116
  49. .М. Экологические подходы в оценке системы здоровья подростков // Военно-медицинский журнал. 1996. — Т.317. — № 2. — С.51.
  50. Г. В. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М., 1990. № 1. — С. 139−142.
  51. С.П., Логинов В. А. Исследование факторов эффективности умственной деятельности студентов-операторов в условиях диалога с ЭВМ // Структура познавательной деятельности. Владимир, 1989. — С.22−31.
  52. П.Е. Диагностическое значение инверсии зубца Т в грудных отведениях и амплитуда положительной фазы Р в оценке степени легочной гипертензии // Проблемы пульмонологии, 1995. Вып. 9. — С.92−96.
  53. С.М., Надеждина А. И., Тычкина Л. П. Адаптация к экзаменационному стрессу у учащихся различного профиля обучения // Материалы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М., 1995. — С.39−40.
  54. В.А., Капщук А. П., Деркач B.C. К вопросу о физиологических основах режимов умственной и физической работоспособности // Физиология труда: Тезисы доклада 7-й Всесоюзной конференции. М., 1978.-С.68−69.
  55. В.В. Представление студентов-первокурсников о влияющих на их здоровье факторах // Материалы 8-го международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (27−30 января 1998). М. — 1998.-С.60−61.
  56. Э.С., Светличная Г. Н., Мягков Е. В. и др. Пути совершенствования оздоровительной системы в условиях ВУЗа // Материалы 4-го национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. -С.-Пб.: Издательский дом «Здоровый мир», 1997. С. 28.
  57. А.И., Носова Л. И., Байгутанов Ж. Б. Адаптация студентов к117обучению в ВУЗе // Гигиена и станитария. 1992. — № 7. — С.53−55.
  58. А.И., Бурханова Т. А. Характеристика умственной работоспособности студентов педагогического ВУЗа // Гигиена и санитария, 1994. № 7. — С.39−41.
  59. А.И., Носова Л. И., Байгутанов Ж. Б., Муценко Т. А. Характеристика показателей центральной нервной системы студентов факультета физической культуры // Гигиена и санитария. 1996. — № 3. -С.39−40.
  60. А.И., Муценко Т. А. Характеристика функции внешнего дыхания у студентов // Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С.32−34.
  61. Л.А. Электрокардиография // Сердце и спорт. М.: Медицина. -1968. -С.115−138.
  62. Л.А., Кушаковский М. С., Журавлева М. Б. Дистрофия миокарда у спортсменов. -М.: Медицина. 1980. — 224с.
  63. Н.Г. Региональные особенности адаптации сердечнососудистой системы жителей Севера // Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы 8-го международного симпозиума. М., 1998. -С. 70−71.
  64. У.К. Интерпретация электрокардиограммы. М.: Медицина. -1978. — 152с.
  65. М.Я. Физическая культура в научной организации учебного тоуда студентов. М. 1993. — 156с.118
  66. П.Б., Медянкин A.B., Соловьева JI.H., Дмитрук И. И. Распространение вредных привычек у студентов-медиков и их к ним отношение // Гигиена и санитария. 1996. — № 3. — С.49−51.
  67. В.К. Динамика состояния здоровья студентов начальных курсов обучения в техническом ВУЗе: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1971.-21с.
  68. Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов // Физиология человека. 1981. — Т. 7. — № 6. — С. 1098−1102.
  69. Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов младших и старших курсов // Высшая нервная деятельность. 1982. — № 1. — С.158.
  70. Г. А. Сердечный ритм и оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы // Тезисы международного симпозиума «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение». Ижевск, 1996. — С. 127−128.
  71. Г. А., Демидов В. А. Валеологические подходы в оценке и решении проблемы здоровья учащихся в процессе обучения // Тезисы доклада 4-й Всероссийской научно-практической конференции «Образование и здоровье». Калуга, 1998. — С.61−62.
  72. В.А. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов к учебному процессу в ВУЗе. Кишинев, 1990. — 162с.
  73. С.А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 4. — С. 131−135.
  74. И.Г., Зайцева И. А., Тедеева Т. А. Индивидуальные реакции сердечно-сосудистой системы в ответ на физическое воздействие // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 3. — С.53−58.
  75. А.Г., Слепушкин И. Л. Факторы, влияющие на работоспособность и функциональное состояние студентов 1 курса // Гигиена и санитария. 1981. — № 3. — С.34−37.
  76. М.С. Путь улучшения здоровья молодежи лежит через развитие валеологического образования // Материалы 8-го международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (27−30 января 1998). -М., 1998. С.90−92.
  77. Ю.Е. Применение гидромассажа как средства восстановления умственной работоспособности студентов во время учебного процесса: Дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 1999. — 141с.
  78. С.И., Золина З. М. Физиологическая рационализация режимов труда и отдыха // Руководство по физиологии труда. М.: Медицина, 1983. С.445−482.
  79. Н.П., Машинистов В. В., Вербаховская Е. В., Деменков В. Ю. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся // Гигиена и санитария. 1999. — № 1. — С.31−34.
  80. A.B. Динамика кровообращения у школьников в условиях Евронейского Севепа: АвтопегЬ. дисс. докт. мед. на^к. — Архангельск1 201 991. -38с.
  81. Г. Н., Веселова Е. В., Боровкова Л. А. и др. Социально-гигиенические и медико-биологические факторы состояния здоровья студентов // Здравоохранение РФ. 1992. — № 2. — С.23−25.
  82. А.Б. Физиологическая характеристика нетрадиционных режимов организации труда в Заполярье: Автореф. дисс. докт. мед. наук. -Архангельск, 1996.-32с.
  83. А.Б., Теддер Ю. Р., Волокитина Н. К. Динамика ЭКГ-показателей буровиков при экспедиционно-вахтовом методе груда в Заполярье // Экология человека. 1997. — № 2. — С.8−10.
  84. А.Б., Теддер Ю. Р., Пацевич Ю. Л. Физиологическая характеристика нетрадиционных режимов организации труда в Заполярье. Архангельск, 1998.-206с.
  85. О.В. Динамика функциональных резервов сердечно-сосудистой системы человека под влиянием прерывистой нормобарической гипоксии в условиях субтропического климата: Автореф. дисс. канд. мед. наук. -Краснодар, 1999. 18с.
  86. H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. -М.: Издательство МГУ, 1992. 191с.
  87. В.П., Салманов H.A. Анализ эмоциональной напряженности студентов при различных формах проведения экзамена // Материалы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». -М, 1995. С.71−72.
  88. Н.Р. Сердечно-сосудистая система при холодовой адаптации // Физиология кровообращения. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1986.-449с.
  89. Г. Н. Эколого-^изиологические особенности обеспечения121жизнедеятельности работников нефтегазоразведочных экспедиций в Заполярье: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Архангельск, 1996. — 36с.
  90. О.П., Мыймулов В. Г. Физико-гигиенические проблемы здоровья студентов // Гигиена и санитария. 1991. — № 3. — С.42−46.
  91. Г. Н. Оценка функционального состояния организма при умственной и физической деятельности человека по некоторым вегетативным показателям и электролитам слюны: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1980. -20с.
  92. ЮО.Домахина Г. Н., Осипов В. Ф. Функциональное состояние организма вахтовых рабочих // Бюллетень СО АМН СССР. 1989. — № 6. — С.38−41.
  93. В.А., Лаврентьева И. А. Анализ функционального состояния студентов в биоритмологическом аспекте // Гигиена и санитария. 1976. -№ 5. — С.50−53.
  94. Ю2.Дюкарева A.M. Особенности здоровья и образа жизни молодежи // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995. — № 2. — С.23−26.
  95. ЮЗ.Дощицын В. Л. Практическая электрокардиография. М.: Медицина. -1986. -№ 5. — С.50−53.
  96. Ю4.Дядичкин В. П. Сравнительная оценка психофизиологических реакций при умственном и физическом труде // Физиология человека. 1989. — № 3. — С.100−104.
  97. S Лялнчк’ын RF1 ПгмупгЬглипппгичргк’ир np-ipnRKi ппикштрния122работоспособности. Минск: Высшая школа, 1990. — 119с.
  98. Юб.Егоров A.C., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука. — 1973. — 131с.
  99. Ю7.Еренков В. А. Культура труда и быта студента. Кишинев. Штиинца. -1987. — 170с.
  100. Ю8.Жемайтите Д. И. Ритмограмма как отображение особенностей регуляции сердечного ритма // Ритм сердца в норме и патологии. Вильнюс, 1970. -99с.
  101. Ю9.Жемайтите Д. И., Варонецкая Г. А., Соколов E.H. Взаимодействия парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма // Физиология человека. 1985. — Т. 11. -№ 3.-С.448−455.
  102. В.П. О физиологических резервах организма // Военно-медицинский журнал. 1988. — № 1. — С.91−93.
  103. В.П., Сулема-Саммуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда. JL: Наука, 1976. — 93с.
  104. П.Завьялов А. И. Классификация изменений ЭКГ при мышечной нагрузке у здорового человека // Физиология человека. 1985. — Т. 11. — № 2. — С.201−207.
  105. П.Завьялов А. П., Склярук H.A. Личностная тревожность и рефлекторная регуляция сердечного ритма // Успехи физиологических наук. 1994. — Т. 25. — № 3. — С. 11−12.
  106. В.В., Сонькин В. Д., Бурчик М. В., Корниенко И. А. Оценка информативности эргометрических показателей работоспособности // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 6. — С.58−63.
  107. В.И. Психофизиологические особенности умственного труда студентов младших курсов медицинского ВУЗа // Физиология труда :123
  108. Тезисы докладов 7-й Всесоюзной научной конференции. Л., 1978. -С. 156.
  109. Пб.Иванов Г. Г., Воронцов В. Н. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в ВУЗе // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Тезисы V Международной научно-практической конференции. 1996. — С.40.
  110. П.Игнатьева С. Н. Психофизиологические и метаболические аспекты адаптации к обучению студентов медицинского ВУЗа на Европейском Севере: Авгореф. дисс. докт. мед. наук. Архангельск, 2000. — 38с.
  111. В.В. Синдромологическая оценка предболезни студентов // Медико-социальные аспекты охраны здоровья студентов. Красноярск: издательство Красноярского университета. — 1989. — С.68.
  112. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука. — 1980.- 192с.
  113. В.П. Проблема адаптации и конституции человека на Севере. // Бюлл. СО АМН СССР. 1984. — № 1. — С.95−99.
  114. В.П., Баевский Р. Н., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Л.: Медицина. — 1980. — 207с.
  115. Е.П. Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населения в современных условиях: Дисс. докт. мед. наук. М., 1999.-393с.
  116. В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика М.: Высшая школа, 1998. — 335с.
  117. В.Л. Сердечно-сосудистая система // Спортивная медицина. -М.: ФиС. 1980. — С.57−59.
  118. Карпман В Л., Белоцерковский З. Б., Любина Б. Г. PWC-170 — проба для124определения физической работоспособности // Теория и практика физической культуры. 1969. — № 10. — С.37−39.
  119. В.Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. M.: ФиС. — 1988. — С. 103−106.
  120. Ш. Катаева Л. Н., Катаев С. И. Влияние учебной нагрузки на умственную работоспособность студентов // Материалы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М., 1995. — С.98−100.
  121. С.Е., Изуткин Д. А. Факторы образа жизни и здоровья студентов за период их обучения в ВУЗе // Советское здравоохранение. 1990. — № 11. — С.26−30.
  122. А.И. Умственный труд и эмоции. М.: Медицина, 1978. — 368с.
  123. А.И. Обучение и здоровье. 1985. — 103с.
  124. А.И., Плотников В. В. Физиологические проблемы адаптации. -Тарту, 1984.-С. 172−175.
  125. В.И. Функциональное состояние центральной нервной системы студентов в период адаптации к учебной нагрузке // Успехи физиологических наук. 1994. — Т. 25. — № 3. — С.37.
  126. C.B. Психология общения студентов медиков: конфликтные ситуации // Тезисы доклада Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной 50-летию АМН. М., 1994. — Ч. 1. — С.202−203.
  127. В.М., Каледенок В. И., Арсеньева Л. И. Определение показателей физической работоспособности у лиц летного состава и их клиническая оценка // Космическая биология. 1983. — № 1. — С.82−84.
  128. В.В. Здоровье и работоспособность человека. М., 1986.
  129. О.В. Сердечно-сосудистая система и возраст. М.: Медицина, 1983.- 173с.1 77 T^rITArrirrVT>1. Aw/ I. iVV^lV JL 1WLJ1. А Г
  130. TTr> ТТМГЧ ru LTr> Q ^VJl/AVj 111VV/OU1Л П1. X A. A A.
  131. Кт^ШАТ/ЛП О JL/Jtl|yiUlVVUUn Пv/.i--, сЬл125работоспособность студентов и пути её повышения // Образ жизни и здоровье студентов. Горький, 1990. — С.80−84.
  132. Г. А., Чухутина Н. В. Гигиеническая характеристика режима питания студентов // Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. Л., 1987. — С.9.
  133. М.В. Исследование психического состояния студентов в ситуации экзамена // Санитария и гигиена. 1987. — № 3. — С.87−88.
  134. H.A., Порошин Е. Е. Влияние психоэмоциональной нагрузки на сердечно-сосудистую систему и катехоламины у лиц с разным уровнем артериального давления // Физиологический журнал СССР. 1990. — Т.76. -№ 1. — С.33−40.
  135. H.A., Порошин Е. Е. Особенности регуляциии ауторегуляции вегетативных функций при психоэмоциональном напряжении у лиц с разным уровнем артериального давления // Физиология человека. 1994. -Т. 20,-№ 3. — С.89−97.
  136. В.И. К вопросу о прогнозировании умственного утомления: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1974. — 20с.
  137. Ю.А., Устинкина Л. Е. Динамика суточных биоритмов у студентов // Материалы 8-го международного симпозииума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (27−30 января 1998). М., 1998. -С.219−220.
  138. Э.М. Система программ анализа регуляции ритма сердца «Каритм» // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение: Тезисы международного симпозиума. Ижевск, 1996.-С.154−155.
  139. Лапкин К. В. Акклиматизация человека в полярных районах Земного шара
  140. Пятпппгиет чрпптгрк-я и пппгЬиттятггак-я ^я^пприянмй ня Г^рпрпр — М ¦126
  141. Медицина, 1968. С. 162−199.
  142. С.Е., Быстрых В. В., Неуменко O.A. и др. Оценка уровня здоровья и компенсаторно-приспособительных возможностей организма первоклассников в условиях Севера // Здравоохранение РФ. 1999. — № 1. -С.31.
  143. О.Д., Меньшикова Л. А. Влияние режима питания на показатели надежности умственного труда студентов // Гигиена и санитария. 1992. -№ 1.-С.331−333.
  144. Ю.А. Адаптация к учебной нагрузке студентов медицинского ВУЗа // Гигиена и санитария. 1980. — № 5. — С. 17−28.
  145. И.Е., Лапицкий Ф. Т. Новые критерии оценки физического состояния студенческой молодежи // Физическое воспитание и спортивная медицина на Севере. Архангельск, 1990, — С. 62.
  146. A.B., Медведь Л. М. Изучение уровня санитарной культуры студенческой молодежи (на примере ряда ВУЗов страны) // Советское здравоохранение. 1990. — № 12. — С.32−36.
  147. A.B., Маркова А. И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С.47−50.
  148. A.B., Ахмирова С. Г., Курмаева A.A. Концептуальная модель формирования здоровья студентов в условиях педагогического ВУЗа // Гигиена и санитария. 1996. — № 2. — С.52−56.
  149. Г. И. Хронобиологические особенности психофизиологического состояния студентов СГУ // Материалы 8-го международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (27−30 января 1998). -М., 1998. С. 239.
  150. Е.В. Применение экспериментальной модели пространственно-временного прогнозирования для построения инструментальных средств оценки высшей нервной деятельности человека // Медицинская техника. -1997. -№ 6.- С. 12−15.
  151. В.А., Кривощеков С. Г., Демин Д. В. Физиология перемещений человека и вахтовый метод. Новосибирск: Наука, 1986. — С. 196.
  152. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1988. — 253с.
  153. Т.Ш. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний у студентов // Гигиена и санитария, — 1993. № 3.- С.55−57.
  154. Т.Ш., Сараджаева О. П. Режим дня, работоспособность студентов и вопросы оптимизации обучения в ВУЗе. М., 1983. — С.3−4.
  155. Т.Ш., Кузнецова Л. Ю., Кузнецова А. И. Гигиена труда и здоровье студентов высших учебных заведений на современном этапе // Медицина труда и промышленная экология. 1996. -№ 10. -С. 13−18.
  156. В.П., Николаева Е. И. Выявление психофизиологического128критерия прогноза эффективности адаптации // Космическая медицина и авиакосмическая медицина, 1982. Т. 16. — № 6. — С.58−62.
  157. А.О. Патофизиологические механизмы и критерии напряженности умственного труда // Физиологические основы повышения напряженности умственного труда. Л., 1978. — С.98−117.
  158. А.О. Механизмы и критерии нервно-эмоционального напряжения при умственной работе // Гигиена труда и профессиональных заболеваний. 1980. — № 6. — С.5−9.
  159. А.О., Гришко Ф. И., Ратушная А. Н. Возрастные особенности реакции симпато-адреналовой и сердечно-сосудистой систем подростков на умственную работу различной интенсивности // Гигиена и санитария. -1973. -№ 2. -С.49−52.
  160. Н.П. Состояние вегетативных функций у здоровых людей в условиях Крайнего Севера: Автореф. дисс. докт. мед. наук. -Новосибирск, 1972. 39с.
  161. И.Г., Федоров Б. М. Проблемы математического анализа сердечного ритма // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 3. — С.80−87.
  162. P.C. Психология. 3-я книга. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение, 1995. — С.403−406.
  163. P.C. Психология. 3-е издание. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Владос, 1998. — С.305−321.
  164. Т.Н. О высоком зубце Т электрокардиограммы у здоровых людей // Материалы к итоговой научной конференции. Новокузнецк, 1970.-Т. 1.-С.63−66.
  165. Ниязмухамедова М. Б. Гигиеническая оценка работоспособности
  166. Оценка резервных возможностей дыхания, кардио- и гемодинамики юных спортсменов / А. И. Басенко, А. Г. Белинова, Т. Н. Цонева, О. В. Година // Гигиена и санитария. 1995. — № 2. — С.20−22.
  167. JI.E., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хронических эмоциональных напряжениях. Новосибирск: Наука, 1981. -179с.
  168. В.В., Баевский Р. Н. Методы математического анализа сердечного ритма. М.: Наука, 1968. — 136с.
  169. В.В. Психофизиологическая адаптация студентов в условиях экзаменационного стресса // «Физиология экстремального состояния. Индивидуальная защита человека». Тезисы докладов 2-й Всесоюзной конференции. -М., 1986. — С.53.
  170. В.В., Вязовец Н. В. Психофизиологические аспекты ВУЗовского обучения. М., НИИВШ, 1986. — 40с.
  171. И.И. Особенности физиологической адаптации студентов технических ВУЗов в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения организма // Бюлл. Сибирского отделения АМН СССР. 1985.- № 2. С. 144.
  172. Ю.М. Мозговые гемодинамические показатели острого и хронического утомления // Физиологическая характеристика умственного и130творческого труда: Материалы симпозиума. М., 1969. — С. 105−107.
  173. А.Д. Оценка функциональных резервов организма на основе анализа сердечного ритма по результатам пробы с дозированной физической нагрузкой // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 6. -С.133−137.
  174. В.В. Утомление // Руководство по физиологии труда. М.: Медицина, 1983. — С.227−250.
  175. Л.Г., Дерягина Л. В. Особенности адаптации мигрантов (индийцев) к условиям Европейского Севера // Физиология человека, 1997. Т.23. — № 4. — С.90−94.
  176. В.Н. Биологические основы индивидуально-типологических различий. -М.: Наука, 1989. 352с.
  177. П.Л. Личностные особенности изменений ритмограммы сердца при сообщении о результативности деятельности // Физиология человека. -1993. Т. 19. -№ 5. — С.47−51.
  178. П.Л. Индивидуальные различия в устойчивости студентов к эмоциональному стрессу // Успехи физиологических наук, 1994. Т. 5. — № 4. — С.50.
  179. П.Л., Полянцев В. А. Влияние сообщений о результативности деятельности человека на ритмограмму сердца // Физиология человека, 1992.-Т. 4. № 4. — С.47−51.
  180. Е.И., Белова Е. В. Эмоции и патология сердца. М.: Наука, 1983.131- 303с.
  181. H.B. Изменения физиологических и психологических функций у студентов медицинского ВУЗа в динамике учебного года на Европейском Севере: Автореф. дисс. канд. мед. наук, — Архангельск, 1998. 18с.
  182. Ю.Г. Широтные особенности физиологических функций у жителей Севера // Физиология человека, 1994. Т.20. — № 6. — С. 137−143.
  183. Ю.В. Гемодинамика, выносливость и психомоторика у жителей разных широт в контрастные периоды года // Физиология человека, 1996. -Т.22. № 3. — С. 113−117.
  184. А.П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: Автореф. дисс. докт. мед. наук. Киров, 1999. — 38с.
  185. К.В. Диагноз здоровья. М, 1993. — С. 119.
  186. К.В. Психоэмоциональный стресс: профилактика и реабилитация // Терапевтический архив. 1997. — Т. 69. — № 1. — С.70−74.
  187. И.Р. Биологические ритмы психофизиологических функций у лиц физического и умственного труда: Дисс. канд. мед. наук. ML, 1999. -214с.
  188. Ю.Р., Гудков А. Б., Дегтева Г. Н., Симонова H.H. Актуальные вопросы физиологии и психологии вахтового труда в Заполярье. -Архангельск, 1996. С. 128.
  189. Л.Н. Оптимизация адаптации к факторам среды обитания Европейского Севера: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1996. — 41с.
  190. O.A. Совершенствование физической подготовленности студенток специального медицинского отделения ВУЗа на основе расширенного использования дозированной ходьбы и бега: Дисс. канд. пед. наук. -М, 1999. 120с.
  191. .В. Физиолого-гигиенические аспекты груда человека на открытых территориях Крайнего Севера // Медицина труда и промышленная экология, 1994. № 12. — С. 10−13.
  192. A.C., Бойкина И. Б. Резервы умственного труда студентов. -Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1986. 69с.
  193. .М. Эмоции и сердечная деятельность. М., 1977. — 215с.
  194. .М. Стресс и система кровообращения. М.: Медицина, 1991. -319с.
  195. .М. Стресс, кардиологические аспекты // Физиология человека, 1997. Т.23. — № 2. — С.89−99.
  196. О.М., Щедрина А. И. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов // Гигиена и санитария, 1996. -№ 6. -С.29−32.
  197. Г. Н., Томилина Л.И. Психиофизиологический рейтинг как
  198. ГГХГ<�Л'? С1ТР TIL yurTDPUUmi TT РИТ’Г ^ rTLUrV/^T^IJf // гТ^тд-оттп П/-ЛГ^Т*СТ1Ш IVWJfVi A VJlU IXlLrjLlW 1X1 J HIV A UVIUIVII /i, W/JL JL VJ Ж U A iw X * 1 II —f iUriJJlVJl 1Ш133человека, 1995. Т.21. — № 2. — С.30−36.
  199. А.Я., Волченко А. П. Адаптационные возможности кардиореспираторной системы к физической нагрузке и их связь с генетическими возможностями человека. // Эколого-физиологические проблемы адаптации. М., 1994. — С.303−304.
  200. A.B. Физическое воспитание и здоровье студентов // Здравоохранение РФ 1984. — № 6. — С. 13−16.
  201. И.О. Влияние функционального состояния на характеристики внимания у лиц с разным уровнем индивидуального развития. // Успехи физиологических наук. 1994. — Т.25. — № 4. — С. 122.
  202. В.Д. О диагностических возможностях велоэргометрии при ИБС // Кардиология, 1976. № 2. — С.91−97.
  203. В.Д. О хронотропном резерве миокарда // Физиология человека, 1978.-№ 3.-С.394−399.
  204. П1ангин А.Б., Шостак В. И. Особенности сопряженного дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека- 1992.-Т. 18. -№ 1.-С.117−121.
  205. Э.М. Научное обоснование условий адаптации детей к школе на основе физиолого-гигиенических и медико-социальных характеристик: Дисс. канд. мед. наук. Оренбург, 1999. — 133с.
  206. Т.Ф. Динамика психоэмоциональных состояний студентов //134
  207. Тезисы докладов юбилейной научной сессии АГМИ. Архангельск, 1992.- С.38−40.
  208. А.Г. Физиологические проблемы адаптации. Тарту, 1984. -С.198−199.
  209. М.А. Адаптация и здоровье студентов на Севере // Материалы 8-го международного симпозииума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» (27−30 января 1998). -М., 1998. С.448−449.
  210. Ajiki К., Murakava Y., Yanagisawa Miwa A. etc. Autonomic nervous system activity in idiopathic dilated cardiomyopathy and in hypertrophic cardiomyopathy //Am. J. Cardiol. 1993. -N 71. — P. 1316−1320.
  211. Alexander G., Bell A.N., Setchell B.P. Regional distribution of cardiac output in young lambs: Effect of cold exposure and treatment with catecholamines // J. Physiol (G.Brit.), 1972. Vol.220. — P.511−528.
  212. Alexandravv A., Maslemiikova G.Y., Kulikov S.M. Primary prevention of cardiovascular disease: 3 years intervention results in boys of 12 years of age // Prev.med., 1992, № 21. -P.53−62.
  213. Andersen K.J., Liyning J., Nelms J.D., etc. Metabolic and thermal responses to a moderate cold exposure in normadic Lapps // J. Appl. Physical 1960. — V. 15. -N4. — P.649−661.
  214. Anderson T.W., Rochard G. Gold snaps, snowfalls and sudden deaths from ischaemic heart disease // Canad. Medical Associat. 1979. — Vol.121. — N 12.1. P. 1580−1583.
  215. Astrand P.O., Rodahl K. Textbook of Work Physiology, 1970. N 4. — 293.
  216. Avakin E.V., Norvath S.M. Starvation supressed sympatoadrenal medullary response to cold exposure in rats // G. Physiol. 1981. — Vol.241. — N 4. — P.316−320.
  217. Ax$}ro.u J., Weinshiiboum R. Cathenoiamines /'/' N. Engl. J. Med. 1972.1351. Vol.287. P.237−242.
  218. Baker P.J. Lufluence of cold exposure en electrolyte metabolism // Fed. Proc. -1960. Vol.19. -N 4. — P. 125−130.
  219. Balocchi R., Michelassi C., Varanini M., Carpeggiani C. etc. A methodology for evaluating the influence of the respiratory component in measuring the complexity of heart rate variability // Comput. Cardiol., 1992. P.407−410.
  220. Beck A.T. Anxiety and psychophysiological disorder. In Auxiety / Ed.: Ch.D. Spielberger. New Jork- London 1972. — Vol.2. — P. 138−256.
  221. Berger J. Bioritmy//Biologicky listy 1980. — V.45. -P.161.
  222. Bigger J.T., Fleiss J.L., Steinman R.C. etc. R-R variability in healthy, middle-aged persons compared with patients with chronic coronary heart disease or recent acute myocardial infarction // Circulation 1995. — N 90. — P. 1936−1943.
  223. Brien J.A., Hare P., Carral L.J. Heart rate variability in healthe subjects: effect of age and the derivation of normal ranges for test of autonomic function // Br. -Heart. J. — 1986. — Apr.55 (4). — P.348−354.
  224. Carr M., Borkowski J.G., Maxwell S.E. Motivational components ofunderachivement // Dev. Psychol. 1991. — V.27. — N 1. — P. 108.
  225. De Meersman R.E. Heart rate variability and aerobic fitness // Am. Heart J. -1993.-N125.-P.726−731.
  226. Elias R., Cail F., Tisserand V., Christamann H. Investigation in operators working with CRT display terminals relationship between tast content and psychophysiological aitertations // Ergonomic aspects of visual display terminals. -L., 1982.-P.211.
  227. Current Direction in psychological sience 1994. — Vol.3 (2). — P.37.
  228. Jewing D., Nelson J. New method of asstssing cardiac parasimpatetic activity using 24 hour electrocardiograms // Brit. Heart J. 1984. — Vol.52. — № 4. -P.396.
  229. Kamath M.V., Fallen E.L., McKelvie R. Effects of steady state exercise on the power spectrum of heart rate variability // Med. Science Sports Exerc. 1941. -N23 (4). — P.428−434.
  230. Kleiger R.E., Stein P.K., Bosner M.S., Rottman J.N. Time domain measurements of heart rate variability // Cardiol. Clin. 1992. — N 10 (3). -P.487−498.
  231. Laguna P., Caminal P., Jane R., Rix H. Evaluation of HRV by P-P and R-R interval analysis using a new time delay estimate // Comput. Cardiol., 1990. -P.63−66.
  232. Malik M., Camm A. Heart Rate variability // Clin. Cardiol. 1990. — Vol. 13. -P.520.
  233. Malliani A., Pagani M. Spectral Analysis of cardiovascular variabilities in the assessment of sympathetic cardiac regulation in heart failure // Pharmacol Res.-1991. -N 24. Sup.l. — P.43−53.
  234. Molgaard EI., Hermansen K., Bjerregaard P. Spectral components of sportterm R-R interval variability in healthy subjects and effects of risk factor // Eur. Heart J. 1994. -N 15. — P. 1174−1183.
  235. Pinna G., Di Cesare A., Maestri R., Tangenti A. Reliability of spectral analysis of the heart rate variability signal from a commercial // Holter system. Comput.Cardiol., 1991. P.429−432.
  236. Pruvot E., Vesin J.M., Schkaepfer J., Fromer M. etc. Autonomic imbalance assessed by heart rate variability analysis in vasovagal syncope // Pacing Clin Electrophysiol. 1994. -N 17. -P.2201−2206.
  237. Sheperd J.F., Blomqvist C.G. Static (isometric) exercise cardiovascular and neural control mechanism // Cirs.Res. 1981. — Pt.2. — Vol.48. — N 6. — P. 179.
  238. Walter H.J., Hofman A., Vaughan R.D., Wynder E.J. Modification of risk factor for coronary heart, disease: Fire- year results of a school-based intervention trial //New Engl. J. Med. 1988. -N318. — P. 1093−1100.138
Заполнить форму текущей работой