Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства
Реализация метода визуальной социопсихологии была осуществлена посредством разработки графических критериев диагностики детских рисунков (рисуночные методики: «Моя семья — Моя детсадовская группаМой класс», «Самый главный для меня человек», «Самое доброе, хорошее / самое злое, плохое», «Я через 10 лет», «Наше будущее» и др.), создания методикматриц с архетипическими, стереотипическими… Читать ещё >
Содержание
- Разделы Стр
- Часть I. Предмет социальной психологии детства
- Щ Современная общая познавательная ситуация изучения детства
- Глава 1. Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства
Проблема социальной психологии детства в контексте системнонаучной методологии 24 Принцип исторической реконструкции в исследовании социогенеза отношений 27 Принцип экологической валидности и метод смены социальной п< в экспериментальном исследовании онтогенеза
Принцип построения детской картины мира 31 Идентификация — отчуждение — основной механизм функционирования отношений ребенка
Резюме по главе
Глава 2. Становление и основные понятия социальной психологии детства
Исторические истоки социальной психологии детства в России
Отношение как предмет социальной психологии детства
Понятие социогенеза в социальной психологии детства
Социогенез и социальная ситуация развития
Социогенез совместной деятельности в детской группе
Деятельностное опосредствование и гуманные отношения
Роль совместной деятельности в формировании отношений ф Функции совместной деятельности в детской группе
Развитие форм совместной деятельности ребенка в онтогенезе
Уровневая организация отношений в детских группах
Резюме по главе
Список литературы
- Абраменкова В.В. Некоторые особенности освоения значений слов в дошкольном возрасте // Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1974
- Абраменкова В.В. Развитие межличностных отношений в группе// Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1975
- Абраменкова В.В. О внутренней структуре действенной групповой эмоциональной идентификации // Психология возрастных коллективов: Тезисы докладов к Всесоюзному симпозиуму (27−29 сентября 1978 г., Кострома). М., 1978 а.
- Абраменкова В.В. Действенная групповая эмоциональная идентификация как проявление альтруистического поведения и методы ее исследования у дошкольников // Новые исследования в психологии, № 2, 1978 б.
- Абраменкова В.В. Развитие действенной групповой эмоциональной идентификации в дошкольном детстве // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. научных трудов. М., 1978 в.
- Абраменкова В.В. Опыт изучения идентификации-отчуждения в групповой соревновательной игре //Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978 г
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. 1980. № 5
- Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений и социальная психология детства // Вопросы психологии, 1986, № 3
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//Вопр.психол. 1987, № 5 а
- Абраменкова В.В. Развитие коллективистской идентификации и персо-нализация в в детском возрасте // Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987 б
- Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии //Вопросы психологии, № 1, 1990 а
- Абраменкова В.В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира (опыт социогенетического анализа) // Вопр. психологии. 1990, № 5 б
- Абраменкова В.В. Детская святость в русском православии.//Сборник докладов П Международных Рождественских образовательных чтений. М., 1995
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии, 1996, № 3 а
- Абраменкова В.В. Социально- экологическая ситуация региона глазами детей: к построению визуальной социопсихологии детства //Учителю об экологии детства. М., 1996 -б
- Абраменкова В.В. Дети-пророки: социогенетический анализ представлений об опасности в детской субкультуре. // Магистр, 1997, № 3
- Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999 -а
- Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. М., 1999 -б
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М. -Воронеж, 2000 в
- Абраменкова В.В., Большакова Н. Г. О возможности психологического изучения личности ребенка в социогенезе (на материале сказки)// Психологические проблемы коллектива и личности. М., 1988
- Абраменкова В.В., Пастернак Н. А. Изучение референтности социальной группы в детском возрасте //Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М. 1990
- Авва Дорофей: поучения, послания, вопросы, ответы. М. 1991
- Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: Тезисы докладов конференции. Краснодар, 1975.
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. М., 1996
- Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. М., 1972
- Адамович А. «Честное слово, больше не взорвется», или Мнение неспециалиста//Новый мир., 1988, № 9
- Алексеев В.П. Этногенез.М., 1986
- Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб-Минск, 1997
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.М., 1980
- Андреев И.Л. Игры, которых не знает Европа //Мир психологии, 1998, № 4, с. 198 а
- Андреев И.Л. Лики африканской цивилизации: мифология и история// Мир психологии, № 3, июль -сент., 1998 б
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996
- Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск, 1987
- Античная культура и современная наука. М., 1985
- Антология культурологической мысли. М., 1996
- Антонов А.И. Эволюция норм детности и типов демографического поведения //Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М., 1974
- Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1987
- Аржанова А.И. Товарищество и дружба детей дошкольного возраста: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 1950. — 403 с.
- Ариес Ф. Возрасты жизни //Философия и методология истории /Под ред. И. С. Кона. М., 1977
- Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974
- Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., НИИОПП АПН СССР, 1977. С. 30−58.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984
- Асмолов А.Г. Культурно- историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1996
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Суббот-ский Е.В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35−45.
- Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Авто-реф. дисс. канд. Психолог, наук. М., 1975
- Басина Е.З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности// Вестник Моск. ун-та, Сер. 14.Психология. М., 1977, № 4
- Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., 1995
- Бауэр Т. Психичексое развитие младенца. М., 1979
- Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушите-лей(социально-психологические особенности). М., 1993
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
- Бахтин Н.Н. К вопросу о происхождении сказки. //Педагогическая мысль. Петроград, 1918
- Белявский И.Г., Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии. Ростов- на- Дону, 1982
- Библер B.C. Мышление и творчество. М., 1975
- Блонский П.П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. М.: Педагогика: 1979. Т. 1. С. 202−275.
- Блок М., Апология истории или ремесло историка. М., 1986
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
- Бойко В.В. Рождаемость: социально- психологические аспекты. М., 1985
- Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974
- Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М., 1976
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.1988
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994
- Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания //Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: :школа А. Н. Леонтьева. М., 1999
- Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995
- Буре Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности. Дисс. .канд.пед.наук.М., 1968.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь- справочник по психологической диагностике. Киев, 1989
- Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М., 1986
- Бутинов Н.А. Первобытно- общинный строй. //Проблемы истории докапиталистических обществ. КнЛ.М. 1968
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.1986
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.1924
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -195 с.
- Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. научн. тр. НИИОПП АПН СССР / Редакторы-составители С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлов. М., 1976. — 189 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. О. В. Овчинниковой. М.: Изд-во МГУ 1976. — 142 с.
- Власова Н.Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1977. 128 с.
- Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. М., 1989
- Венгер А.Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина //Вопросы психологии, 1988, № 3
- Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 2. М., 1977
- Виноградов С.Г. Русский детский фольклор. Кн. 1,-Иркутск, 1930
- Вишневский А.Г. Демографическая революция. М., 1976
- Вишневский А.Г. Социальное управление рождаемостью. //Вопросы философии 1978 № 6, с.85 100
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967
- Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996
- Вольцис К.Я. Взаимоотношение детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1972. № 2(6), с.80−85
- Воспитание гуманных чувств у детей /Под ред. Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. Киев, 1987
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., М., 1982 84
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестн.Моск.ун-та. Сер. 14.Психология. М., 1986, № 1.93 .Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М., 1995
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. //Вопросы психологии, 1975, № 2
- Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1977. 150 с.
- Гаврилова Т. П. Роль взрослого в формировании эмпатии у детей // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тезисы докладов Всесоюзной конференции (11−12 апреля 1979 г., Москва). М.5 1979. С. 63−65.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996
- Гарданов В.К. «Кормильство» в Древней Руси. //Советская этнография, 1959, № 6
- ЮО.Геодакян В. А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность // Общая биология. 1974. Т. 35. № 3. с. 376—385
- Геодакян В. А. Эволюционная теория пола //Природа, 1991, № 8
- Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения : Дис.докт.психол.наук.-М., 1996
- ЮЗ.Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987
- Головаха Е.И., Панина Н. В., Чурилов Н. Н. Общественное мнение о современном состоянии и перспективе развития атомной энергетики // Социологические исследования. 1991, № 8
- Об.Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984
- Гончаров И.А. Обломов. М., 1965
- Готтстданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика 1977. 136 с.
- Ю.Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. М., 1 994 111. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. 1990
- ПЗ.Гундаров И. А. Парадоксы российских реформ. Уроки исторического идеализма (в графиках и таблицах).-М., 1997
- Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М, 1981
- Гуревич А.Я. Этнология и история в современной французской медиевистике // Сов. Этнография, 1981, № 5, с. 36 48
- Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии //Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры / Под ред. Ю. Н. Афанасьева и др. М., 1989. с. 114−135
- И7.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, В 4 т., М., 1981
- Данилов Д.А., Лутовинов О. Ю. Осторожно компьютерные игры. Волгоград, 1997
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Диагностика и формирование субъективного отношения линости к природе //Психология сегодня. Т.2, вып. 1. М.1996
- Дети России: насилие и защита. М., 1997
- Дети преступники. Энциклопедия преступлений и катастроф. -Минск, 1996
- Дети в посткатастрофической ситуации. Социологические исследования. Сент.-дек. 1992
- Детский коллектив и ребенок. Екатеринослав, 1926
- Детский поэтический фольклор. Антология. СПб, 1997
- Дольто Д. На стороне ребенка. Спб., 1997
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984
- Донцов А.И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М. 1987
- Драпкин Б.З. Лечебная педагогика // Руководство по детской психиатрии /Под ред. В. В. Ковалева. М., 1988
- Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М., 1977
- Дубровина И.В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы. Дисс. докт. психол. наук. М., 1988.
- Ермаков С.Э. Способы построения некомпьютерной виртуальной реальности и проблемы учета некоторых специфических аспектов окружающей среды при работе с BP- Технологиями //Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М. 1996
- Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения.-М., 1982
- Запорожец А.В. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей // Тезисы научных сообщений отечественных психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М.: АПН СССР, 1976. С. 123−125.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб, 1 997 143.3еньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1 995 144.3еньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993
- Иванов В.В., Топоров В.И.Исследование в области славянских древностей. М., 1974
- Иванова Т.Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольника в группе сверстников. Дисс.канд.психол.наук.М., 1976
- Изард К. Психология эмоций. М., 1980
- Ионин Л. Свобода в СССР. М., 1997
- Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л., 1986
- Историко- этимологический словарь современного русского языка В 2 т.М., 1994
- Казначев В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991
- Кандинский В. О духовном в искусстве. Из архива русского авангарда. Л., 1990
- Карпова С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986
- Кей Эллен. Век ребенка, М., 1905
- Кечки М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка. М., 1981
- Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).- М., 1991
- Кнебел X. Традиционные институты социализации детей и подростков у народа огони (Юж. Нигерия). //Сов. этнография, 1981, № 1
- Коллектив и личность ребенка / Под ред. А. Т. Куракина, А. Л. Левина, Л. И. Новиковой. М.: Ин-т повыш. квалиф. препод, педаг. дисц. при АПН СССР, 1970.-98 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984
- Коломинский Я. П-, Мелтсас М. X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопр. психол. 1985. № 3. С. 165—171 162 .Коллонтай A.M. Дорогу крылатому Эросу. //Молодая гвардия, 1923, № 3
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопр. психол. 1981. № 2. С. 47—57
- Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988
- Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М., 1994
- Конникова Т. Е. Современные проблемы нравственного воспитания школьников // Нравственное формирование личности школьника в коллективе. Л., 1975. Вып. II. С. 4−20.
- КорчакЯ. Избранные педагогические произведения. М., 1979
- Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры.М., 1953
- Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963
- Косвен М.О. Аталычество //Советская этнография, 1965, № 2
- Костомаров Н. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа ХУ1-ХУ11 вв. Исторические монографии и исследования. Т.19. Спб.1887
- Коул М., Культурно- историческая психология. М., 1997
- Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского, М.Г.Ярошевского- 2 изд., Ростов/Д, 1998
- Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989
- Князева М. Кризис. Черная культура. Светлый человек. 1999
- Кричевский Р.Л. Идентификация со сверстником как одна из характеристик межличностного влияния в юношеских группах // Педагогические аспекты социальной психологии: Тезисы республиканской научно-теоретич. конференции. Минск, 1978. С. 102−104.
- Круг У., Разенхорн Э. Раскрепощение «Я».Ведомое рисование. //Человек, 1993, № 3
- Культура Древнего Рима в 2 Т., т.П. М., 1985
- Культурология. XX век. Энциклопедия Т. 1,2. Спб., 1998
- Курганов С.Ю. Формирование диалогических понятий у младших школьников // Вопросы психологии, 1990, № 4
- Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Пер. с немец. СПб., 1998
- Лабиринты одиночества: Пер. с англ./ Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М., 1989
- ЛакинГ.Ф. Биометрия. -М., 1963
- Лангеймер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага, 1984
- Леви- Стросс К. Структурная антропология. М., 1985
- Левин С, Ваш ребенок рисует. Книга о детском рисунке. М., 1979
- Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М. Андреевой. М. 1972. — 202 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967
- Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии. Учеб. справ, пособие. М., 1998
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психихики.М., 1972
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983
- Леонтьев Д.А. Три грани смысла //Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: :школа А. Н. Леонтьева. М., 1999
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997
- Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Ленинград, 1984
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997
- Лойтер С.М., Неёлов Е. М. Современный школьный фольклор. Петрозаводск, 1995
- Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. /Под ред. А. В. Гладкого. М., 1 998 203. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991
- Лотман Ю. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. 10: Семиотика культуры / Уч. записки ТГУ, Вып.463. Тарту, 1978
- Лотман Ю. Культура и взрыв.М., 1992
- Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ- начало XIX века). СПб., 1994
- Лурье С.В. Историческая этнология.М., 1997
- Лысенко Н.И. Источники возникновения и развития чувства симпатии у детей раннего возраста. Дисс.канд. пед.наук.- М., 1952
- Маан О.В. Общество сверстников (аикулацва) в культуре абхазов во второй половине XIX начале XX в.в.// Дети и народная культура. М.19 952Ю.Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд.Т. 12,42,43.
- Маслов Иоанн, схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995
- Матис Т.А. Психологические условия формирования совместной учебной деятельности школьников. Дисс.канд.психол.наук.М., 1977
- Маховер Карен Проективный рисунок человека М., 1996
- Мдивани М.О., Кордюкова Ю. А. Исследование информационной среды как фактора агрессивного поведения. // Учителю об экологии детства. М., 1996
- Медведева И., Шишова Т. Книга для трудных родителей. М., 1994
- Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. Вып. V. С. 196−183.
- Медведева И, Шишова Т. Эбьюз нерушимый // Октябрь, 1997, № 4, с.159−174
- Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: происхождение образа. М. 1958
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995
- Менегетти, Ан. Словарь образов. JL, 1991
- Мещерякова С.Ю. //Мозг и поведение младенца. М., 1 993 223. Мещерякова М. И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины XX века: проблемы поэтики. М., 1997
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982
- Мид М., Культура и мир детства. М., 1988
- Миллер В. Всемирная сказка в культурно- историческом освящении //Русская мысль, 1893, № 11
- Милосердие. Учебное пособие /Под ред. М. П. Мчедлова. М., 1998
- Миронов Б.Н. Традиционное демографическое поведение крестьян в XIX начале XX веков. // Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР. М., 1977
- Миронова JI.H. Учение о цвете.- Минск, 1993
- Мир детства и традиционная культура// Материалы III чтений памяти Г. С. Виноградова. М., 1 990 231 .Мир детства и традиционная культура // Сборник научн. трудов и материалов Вып. 2. М., 1996
- Мифы народов мира: В 2 т. Т.1,11. М., 1991−92
- Могильницкий Б.Г., Николаева И. Ю., Гульбин Г. К. Американская буржуазная «психоистория». Томск, 1985
- Моль Абраам Социодинамика культуры. М., 1973
- Моляко В. А. Формирование образа экологической катастрофы на примере Чернобыльской атомной аварии // Вопросы психологии.-1992, № 5−6
- Моральный выбор /Под. общ. ред. А. И. Титаренко. М., 1980
- Москва.1917 год. Рисунки детей- очевидцев событий. М., 1987
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество- Детство. М., 1991
- Мудрик А.В. Социализация в смутное время. М., 1991
- Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка //Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 46—53
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка. М., 1991
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995
- Население России 1995. Третий ежегодный демографический доклад. /Под ред. А. Г. Вишневского.М., 1996
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе// Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976, с.209−211
- Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладение дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1965. С. 336−419.
- Невярович В. Терапия души (Святоотеческая психотерапия). Воронеж, 1997
- Неклюдов С.Ю. «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада.// Историко-филологические исследования. Сборник статей памяти акад. Н. И. Конрада. М., 1974, с.129−140
- Непомнящий В. С веселым призраком свободы. //Континент, 1992, № 3
- Нечаева В.Г. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в СССР: Тезисы советско-американского семинара по проблемам дошкольного воспитания (1−13 декабря 1975). М., 1975
- Николаева А.Б. Психолог в коротких штанишках или взрослые глазами детей. Обнинск, 1 995 251. Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976. 95 с.
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994
- Носов Н.А. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М., 1996
- Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М., 1997
- Новиков А. Чешуя дракона. Заметки о метафизике телевидения. //Москва, 1997, № 4256,Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995
- Общая психо диагностикам., Изд-во МГУ, 1988
- Орлов А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя.//Новые исследования в психологии, 1988, № 3
- Орлов A.M. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. М., 1995
- Особенное: Из воспоминаний П. А. Флоренского, М. 1990
- Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования) /под ред. Репиной Т. А. М., 1978
- Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1 972 268, Ошеров Вл. Безобидное развлечение? Сексуальное обучение в Америке //Учительская газета № 12, 1997
- Панов В.И. Общие методологические проблемы экопсихологии детства //Учителю об экологии детства. М., 1996
- Панов В.И. Актуальные проблемы экологической психологии . //Психология сегодня. Т.2, вып. 1. М.1996
- Папкин А.И. Психологическое исследование проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1975.- 183 с.
- Першиц А.И. Возможен ли формационный подход к социальным ценностям этнической культуры? // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания.М., 1988
- ПетровН. Самовнушение в древности и сегодня. М., 1986
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1983
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М., 1984
- Петровский В. А. Эмоциональная идентификация в группе и способ ее выявления//К вопросу о диагностике личности в группе. М., 1973. С. 69—77
- Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов/Д., 1996
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды : Пер. с анг. и фр./ Всту-пит.статья В. А. Лекторского и др.- М., 1994
- Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994
- Плеханова И.И. Ужасное и смешное в современном детском фольклоре (Потешки и «страшные» рассказы). // Дети и народная культура.М., 1995
- Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. М., 1997
- Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские (Историческое наследие). СП-б, 1994
- Поливанова К.Н. Исследование контрола как учебного дейст-вия//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии: Сб. научн.трудов. М., 1978
- Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии. (Программы для общеобр.учебн.заведений).-М., 1996
- Положение детей в России (Социальный портрет). 1992 год. М., 1993
- Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М., 1965
- Попов В. А. Половозрастная стратификация в этнологических реконструкциях первобытности // Советская этнография. 1982. № 1с. 18—28.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. -231 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990
- Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли. М., 1973
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946
- Пропп В. Мужской дом в русской сказке //Ученые записки ЛГУ № 20, 1938, с. 174−198
- Процесс социального исследованиям., 1978. 570 с.
- Психологическая наука в России в XX столетии: проблемы теории и истории. М., 1997
- Психологическая теория коллектива/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1979
- Психологические проблемы нравственного воспитания детей: Сб. научных трудов / Под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. Г. Якобсон. М., 1977. 158 с.
- Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума. М., 1966
- Психология с человеческим лицом- гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред.Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997
- Психология. Словарь /Под общ.ред.А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.1990
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 285 с.
- Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987
- Пухова Т.И. Образ радиации в рисунках школьников, проживающих на загрязненных территориях// Вопросы психологии 1993, № 1
- Развитие общения со сверстниками /Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989
- Развитие ребенка / Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1968.190 с.
- ЗЮ.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М., 1 986 311. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988
- Репина Т. А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии // Вопр. психол. 1987. № 2. С. 158—165
- Розин М.В., Мазурова А. И. Контркультура в городе сценарий панков// Мир психологии 1995,№ 4
- Н.Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992
- Рондели Л.Д. «Киноменю» школьников. //Социологические исследования, 1995,№ 3
- Рояк А.А. Особенности развития эмпатии в условиях «мотивационных» трудностей общения у дошкольников // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 219−220.
- Рубинштейн С.Л., Человек и мир М., 1997
- Рубцов В.В. Основы социально- генетической психологии. М.- Воронеж, 1996
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990
- Рудовская И.Л. Влияние совместной деятельности на развитие сотрудничества у детей пятого года жизни // Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. М., 1968.С. 41—46.
- Русская игрушка. Альбом. М., 1987
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и по-эзия./Репринт.изд. 1880/ М., 1989
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981
- Рюриков Ю.Б. Дети и общество //Вопросы философии, 1977, № 4
- Сапоровская В.Д. Опыт экспериментального изучения форм организации совместной деятельности школьников // Социально-психологические аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978. С. 63−76.
- Семенюк JI.M. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М, — Воронеж, 1996
- Симонов П.В. // Нейрофизиологический подход к анализу внутривидового поведения / Под ред. П. В. Симонова. М.: Наука, 1976. — 158 с.
- Симонов П.В. Условные «реакции помощи» как метод изучения внутривидовых отношений // 22-е совещание по проблемам Высшей нервной деятельности, посвященное 120-летию со дня рожд. И. П. Павлова: Тезисы и рефераты докл. Рязань, 1969. С. 218.
- Смирнова Е. О. Условия и предпосылки развития произвольного пове-денияв раннем и дошкольном детстве: Дисс. .докт.психол.наук.М., 1992
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии 1994, № 6, с. 5 16
- Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии 1996,№ 3, с. 5 14
- Смирнова Е.О., Санчес М. Особенности эмоционального состояния и интеллектуального развития российских дошкольников (на материале сравнительного кросскультурного исследования российских и эквадорских детей) //Учителю об экологии детства. М., 1996
- Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974
- Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М., 1997
- Собран Дж. Абортная культура// Новая Европа, 1996, № 9, с. 89 103
- Современная западная социология: Словарь. М., 1990
- Соловьев В. Смысл любви, Троицкий С. Христианская философия брака, Прот И. Мейендорф Брак в православии. М., 1995
- Сорокина Т.М. Амбивалентное поведение у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. М., 1978. № 1(18). С. 26−81.
- Спивак JI.JI. Язык при измененных состояниях сознания. Л., 1989
- Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. (Международный семинар, июль 1993, г. Звенигород). М., 1993
- Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность // Педагогика 1998,№ 6, с.3−10
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. -М., 1976. 143 с.
- Субботский Е. В. Детство в условиях разных культур // Вопр. психол. 1979. № 6. С. 142—151.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991
- Сухомлинский В.А. О воспитании. Изд.2. М., 1979
- Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989
- Тарабукина А.В. Традиционный фольклор в современной школе //Школьный быт и фольклор, Ч. 1
- Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986
- Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983
- Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1964
- Толстых А. Возрасты жизни. М.1988
- Толстых Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982
- Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995
- Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологиив психологии: школа А. Н. Леонтьева /Под ред.А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М., 1999
- Трифачева Г. М. Характеристика проявлений отзывчивости у младших подростков // Нравственное формирование личности школьника в коллективе: Межвузовск. республ. тематич. сб. научн. трудов. Л., 1975. Вып. II. С. 54−65.
- Троицкий С.В. Философия христианского брака. Киев, 1996
- Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1997
- Тульвисте П. Существует ли специфически детское вербальное мышление //Вопросы психологии, 1981, № 5
- Уоллес М. Большой мир маленьких детей. // За рубежом. 1985,№ 14
- Уровень жизни населения России. Госкомстат России. М., 1996
- Усова А.П. Воспитание общественности у детей.//Дошкольное воспитание, 1964,№ 4
- Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. От стада обезьян к общине древних людей. М., 1980
- Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условия формирования подростка. // Вопросы психологии, 1980,№ 4
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве- времени Детства. М., 1997
- Философский энциклопедический словарь. М., 1998
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии М., 1991
- Флоренская Т.А. Я против «Я». М., 1997
- Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914
- Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно изобразительных произведениях. М., 1993
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье /Под ред. В. К. Котырло. М., 1987
- Формирование коллективистических взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой, Р. И. Жуковской, А. П. Пеньевской. М., 1963
- Формирование коллективных взаимоотношений детей у старшего дошкольного возраста. М., 1968
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту /Под ред.И. В. Дубровиной. М., 1987
- Фортунатов Г. Изучение детских коллективов. // Вестник просвещения. М., 1925, № 9
- Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980
- Фрезер Дж. Дж. Фольклор в ветхом завете.М., 1985
- Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. М., 1993
- Фрейд 3. Три очерка детской сексуальности.//Психоанализ детской сексуальности. СПб. 1997
- Фрейд 3. Поэт и фантазия. //Психологические этюды. М., 1 912 383. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996
- Хараш А.У. О «событийной интуиции» психолога, или Что нужно перестроить в психологии//Вопросы психологии. N 2, 1988. С. 14−17
- Харузина В.Н. Об участии детей в религиозно- обрядовой жизни. //Этнографическое обозрение, 1911, № 1, с.1−79
- Харчев А.Г. Семья и родительство //Коммунист, 1987, № 9
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность :В 2 т.-Пер.с нем. М., 1986
- Хлебников, Велемир. Творения. М. 1987
- Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996
- Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. СПб., 1994
- Хохлова Л.П. Межличностное восприятие и проявления действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1980.
- Цукерман Г. А. Форма учебной кооперации в работе младших школьников// Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. М., 1996
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989
- Церковь, дети, и современный мир. СПб., 1997
- Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995
- Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1981
- Шамаева С.Е. Апология сказки. Воронеж, 1996
- Шванцара Й. и колл. Диагностика психического развития. Прага, 1978
- Шибутани, Т. Социальная психология.М., 1969
- Школьный быт и фольклор. 4.1 Учебный материал по русскому фольклору. Таллинн, 1992
- Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994
- Шопенгауэр А., Свобода воли и нравственность.М., 1992
- Штернберг Л .Я. Семья и род у народов северо- восточной Азии. Л., 1933
- Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений //Психологическая теория коллектива. М., 1979
- Щедровицкий Т.П. Игра и «детское общество» //Дошкольное воспитание, 1964, № 4
- Эльконин Д.Б. Детские коллективы. Учебник педологии для педтехни-кумов, ч.2. М-ЛД931
- Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве// Вестник МГУ, 1978, № 3
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
- Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., 1998
- Эльконинова Л., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъектность детствия // Вестн.Моск.ун-та. Сер. 14, Психология, 1993, № 2
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1986
- Эмоциональное здоровье вашего ребенка. -М., 1996
- Энциклопедия для детей. Всемирная история. М., 1993
- Эпштейн Е., Юкина Е. Образы детства. //Новый мир, 1979, № 12
- Эриксон, Эрик Г. Детство и общество. СПб, 1996
- Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Востока: В 2 т./ Отв. ред. И. С. Кон. М., 1983.
- Этнография детства: Сб. фольклорных и этнографических Материалов. М., 1998
- Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987
- Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991
- Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени. М., 1 993 423 .Юнг К.-Г. К пониманию психологии архетипа младенца. // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1994
- Юности честное зерцало. М., 1990
- Якобсон Р. Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии //Р. Якобсон. Избранные работы. М., 1985
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984
- Якобсон С.Г., Нежнов П. Г. Исследование руководства детьми их совместной деятельностью//Вопросы психологии, 1972, № 1,с.66−76
- Якобсон С.Г., Щур В.Г. Индивидуальные различия между детьми при выполнении одной из функций руководства совместной деятельностью //Вопросы психологии, 1973, № 3,с.92−103
- Яныпин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений// Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989, № 1
- Altruism and helping behavior: Social psychological studies of some antecedents and consequences. N.Y.-Lndn: Academic press, 1970. 280 c.
- Aronfred J.M. Conduct and conscience: The socialization of internalized control over behavior. N.Y.-Lndn: Academic press, 1968. 405 c.
- Alienation. Concept, terminology and meanings // Ed. by. Jonson Fr., N. Y., 1973
- Backman C.W. Toward an interdisciplinary social psychology / Ed. L. Ber-kowitz. N.Y.: Acad. Press 1983 vol.16
- Bandura, A., Walters R. Social learning and personality development, N.Y.: Holt, 1965. 329 c.
- Betwixt & Between: Patterns of Masculine and Feminine Initiation./Ed. Louise Mahndi, La Salle, Illinois, 1987
- Bickman L. Sex and helping behavior // J. Soc. Psychol. 1974. T. 93. П. C.43−53.
- Boas Y. The Cult of childhood. Dallas, 1990
- Borke H. Interpersonal perception of young children: Egocentrism or empathy? //Developmental Psychol. 1971. T. 5. l2.
- Burton A. On the nature of loneliness // Amer. J. Psychoanal. 1961. V, 21.1 1
- Bryan J.H. & London P. Altruistic behavior of children // Psychol. Bull. 1971. T. 73. No.3. C. 203−219.
- Cooper L. Empathy: A developmental model // J. Nerv. Ment. Deseases. CLI. 1970.
- Davids A. Alienation, social apperception and ego-structure // J. Consult. Psvchol. 1955. V. 19
- Duhzsscn A. Philosophic alienation and the problem of other minds // Phi’ios. Rev. 1969. V. 66.1 4
- Dymond R.F. A scale for the measurement empathic ability // J. Consult. Psychol. 1949. T. 13. C. 127−133.
- Epperson D. C. Some interpersonal and performance correlates of classroom alienation // School. R. 71 (Autumn). 1863
- Ferguson L.R. Personality development. Michigan State Univ., 1970. 213 c.
- Feschbach N. D. Rou K. Empathy in 6-and -year olds // Child Development. 1969. N39 P. 133—145
- Firth Y.M. The secret world of drawings: Healing Through art. Boston, 1988
- Freedman J.I., Wellington S.A., & Bless E. Complience without pressure: the effect of guilt // J. Person. Soc. Psychol. 1967. T. 7. No.2. С. 117−127.
- Freud A., Dunn S. An Experiment in group upbringing. In: Psychoanalytic Study of Child, 1951
- Fromm, E. The Sane Society, N.Y. 1955
- Goodenough F.L. Anger in young children. Minneapolis: University of Minnesota, 1931.
- Green F., Schneider F. Age differences in behavior of boys on three measures of altruism // Child Development, 1974. N 45. P. 248—251
- Griffin P., Cole M. Current activity for the future: The Lo- per \ B. Rodoff, J.V. Wertsch (eds.). Children’s Learning in the «Zone of Proximal Development»: New Directions for Child Development. San Francisco 1984
- Hampson J. L., Hampson J. 0. The ontogenesis of sexual behavior in man // William C., Young Ph. D. (eds.) Sex and internal secretions. Baltimore, 1961. P. 1401—1432
- Hake D.F., Vukelich R. & OlveraD. The measurement of sharing and cooperation as equity effects and some relationships between them // J. Exp. Anal. Behav. 1975.No.23.
- Harlou H.F. Sexual behavior in rhesus monkeys. Science, 1965, p.421 -432
- Harre Rom Social being, second edition. Oxford, 1993
- Harris M.B. & Huang L.C. Helping and attribution process // J. Soc. Psychol. 1973. T. 90. No.2. C. 291−297.
- Harris M.B., Liguari R., & Joniar A. Aggression, altruism, and models // J. Soc. Psychol. 1973. T. 91. No.2. C. 343−344.
- Hartshorn H.H. & May M.A. Studies in the nature of character. N.Y. 1928
- Hoffman M. Moral development // Carmichael’s manual of child. 1970. T. 2.
- Hoy E.A. Measurement of egocentrism in children’s communication // Developmental Psychol. 1975. T. 11. C. 392−411.
- Julesz B. The foundation of Cyclopean perception. Chicago Press, 1971
- Kagan J. & Phillips W. The measurement of identification: A methodological note // J. Abn. Soc. Psychol. 1964. T. 69, No.4. C. 442−453.
- Kagan J. The concept of identification // Psychol. Rev. 1958. T. 65. No.5. C. 296−305.
- Kenneth H., Rubin & Schneider F.W. The relationship between moral judgement egocentrism and altruism behavior // Child Development. 1973. T. 44.473 .Keniston K. The uncommited: Alienationed youth in American society. N. Y., 1965
- Kolberg L. A cognitive-developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitides // The development of sex differences. Stanford. 1966
- Krebs D.L. Altruism — an examination of the concept and a review of the literature // Psychol. Bull. 1970. T. 73. No.4. C. 158−302.
- Ku L.C., Sonenstein and Pluk J.H.: Factors effecting first intercourse among young men. Public Health. Rep. 108, Nov.- Dec. 1993
- Leeman .M. Alienation and social learning in a reformatory // Amer. .J. of Sociology. 1963. V. 69
- Leonard B. Sex and helping behavior // The Journal of Social Psychology. 1974. V. 93. P. 43—55
- Levine L.E. & Hoffman M. Empathy and cooperation in 4-year-olds // Developmental Psychol. 1975. T. 11. No.4. C. 533−546.
- Ludz P.C. Alienation as a concept in the social sciences. A trend rep. and biblogr. The Hague-Paris, Mouton, 1973. 115 c.
- Lynn D.B. A note of sex differences in the development of masculine and feminine identification // Psychol. Rev. 1959. T. 66. C. 126−135.
- Maccoby E. E., Jacklin C. W. The psychology of sex differences. Stanford, 1974
- Mailer J.B. Cooperation and: An experimental study on motivation. N.Y., Bureau of publications, Teacher’s college. Columbia Univer., 1929. 172 c.
- Masters J. & Pisarowicz P. Self-reinforcement and generosity following 2 types of altruistic behavior // Child Development. 1975. T. 46. C. 313−318.
- Masters J.C. Effects of social comparison upon the imitation of neutral and altruistic behaviors by young children // Child Development. 1972. T. 43. No.l.
- Mause L.de. The Formation of American Personality. 1976, vol.4, N l, p. 130
- Mehrabian A. & Epstein N. A measure of emotional empathy // J. Personality. 1972. T. 40. No.4. C. 525−543.
- Meisner W.W. Notes on identification // Psychoanal. Quart. 1970. T. 40. Sum. C. 587−603.
- Milgram S. Group pressure and action against a person // J. Abn. Soc. Psychol. 1964. T. 69. No.2. C. 137−143.
- Moore B.S., Underwood B. & Resenhan D.L. Affect and altruism // Developmental Psychol. 1973. T. 8.No.l. C. 99−104.
- Mowrer O.H. Learning theory and personality dynamics: Selected Papers. N.Y.: The Ronald Press, 1950. 747 c.
- Murphy L. R Social behavior and personalily sympathy. N. Y., 1937
- Mussen P. U. (ed.). Carmicael’s manual of child psychology N. Y., 1970. V. 2
- Mussen P.H. & Distler L. Child-rearing antecedents of masculine identification in kindergarten boys // Child Development. 1960. T. 31. C. 89−100.
- Mussen P.H. & Distler L. Masculinity, identification and father-son relationships // J. Abn. Soc. Psychol. 1959. No.59. C. 350−356.
- Psychologie de demain sous la direction de P. Fraisse. Paris. Pressts Univer-sitaires de France. 1982
- Resenhan D.L., Underwood B. & Moore B. Affect moderates self-gratification and altruism // J. Person. Soc. Psychol. 1974. T. 30. No.2. C. 546−552.
- Sandler J. On the concept of the Super ego: The psychoanalytic study of thechild. N.Y.: International Universities Press, 1960. T.15. C. 128−162. 499. Sanford R.N. The dynamics of identification // Psychol. Rev. 1955. T. 62. C. 106−118.
- Schofild M., The sexual behavior of the young people. L., 1965 503.Sears R.R. Relation of early aggression in middle childhood // J. Abn. Soc. Psychol. 1961. No.63. C. 466−492.
- Sears R.R., Rau L. & Alpert R. Identification and child rearing. Palo, Alto, Calif.: Stanford Univer. Press, 1965. c. 383.
- Sherif M. & Cantril H. The psychology of ego-involvements. Social attitudes identifications N.Y.: Wiley, 1966. T. 8. 525 c.
- Staub E. & Feaguns L. Effects of age and number of witnesses in children attempts to help another child in distress: Paper presented at the 40th annual meeting of Eastern Psychol. Association. Washington, D.C., 1969. April.
- Staub E. A child in distress the effects of age and number of witnesses on it’s attempts to help // J. Person. Soc. Psychol. 1970. T. 16. No.4. C. 639−647.
- Staub E. The use of role playing and induction in children’s learning of helping and sharing behavior// Child Development. 1971. T. 42. No.3. C. 805−816.
- Stillings D. The archetype of Apocatharsis//Artifexs.l989.18.2−3 (Summer/Fall)
- Stotland E., Sherman S. Empathy and birth order. Some experimental explorations. Linkoln. 1 971 511. Television and American Family., N. Y., 1990
- Turner W.D. Altruism and measurement the in children // J. Abn. Soc. Psychol. 1948. T. 43. C. 502−516.
- Vang R.E. & Moss H.A. Neonatal precursors of infant behavior // Developmental Psychol. 1978. T. 14. No.6. C. 607−613.
- Vincent M., Clearie A. Schlucter M.: Reducing adolescent pregnancy through school and community based education. JAMA 257: 3382 -3386. June 27,1987
- Yould L.J. Conformity and marginality: Two faces of alienation // J. Soc. Issues. 1969. V. 25. N2
- Wagner C. & Wheeler L. Model, need and cost effects in helping behavior //J. Person. Soc. Psychol. 1969. T. 12. No.2.
- Wagner J. Das Verhalten von Kindern in experimentellen Nichtnullsum-menspielen: unveroeffentlichter Vortrag auf dem 5. Kongress d. Gesellschaft f. Psychologie d. DDR. Berlin, 1979.
- Weiss R.F., Buchanan W., Altstatt L., & Lombardo J.P. Altruism is rewarding//Sci. 1971. T. 171.No.3977. C. 1262−1263.
- Winthrop H. Empathy and self-identity versus role-playing and alienation // J. Existentialism. 1964. T. 5. Sum. C. 37−50.
- Yarrow M.R., Scott P.M., & Maxler C.L. Learning concern for others // Developmental Psychol. 1973. T. 8. No2. C. 240−260.