Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности взаимосвязи личности наркозависимых и их родителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость работы. Проведенное исследование пополняет теоретическую базу психологии развития, раскрывая влияние личности родителей и характер внутрисемейных отношений на формирование и закрепление наркотической зависимости у подростков. Особенно важный вклад настоящего исследования в теорию формирования 9 I зависимого поведения привносит вывод об опосредующем влиянии личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Факторы и условия развития личности в онтогенезе
    • 1. 1. Подходы к пониманию личности и закономерностей ее развития в психологии
    • 1. 2. Роль семьи в формировании и социализации личности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Психологический анализ личностных особенностей наркозависимых личностей
    • 2. 1. Модель преднаркотической личности
    • 2. 2. Модель наркоманической личности
    • 2. 3. Влияние личности родителей и семейных отношений на формирование наркозависимой личности. ^ Выводы по второй главе
  • Глава 3. Исследование взаимосвязи особенностей личности наркозависимых и их родителей
    • 3. 1. Организация, этапы и методы эмпирического исследования
    • 3. 2. Результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей, наркозависимых и их родителей
      • 3. 2. 1. Обсуждение различий в показателях личности
      • 3. 2. 2. Обсуждение результатов корреляционного анализа
  • Выводы

Особенности взаимосвязи личности наркозависимых и их родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема исследования личности и закономерностей ее развития (условий, движущих сил, способствующих прогрессу или регрессу личности) сохраняет свою актуальность на современном этапе развития психологии. Среди наиболее авторитетных исследователей можно назвать Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, С. А. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и многих других, в работах которых реализованы различные подходы к изучению личности, определяется роль различных факторов в формировании и развитии личности в онтогенезе.

В последние десятилетия стала активно разрабатываться проблема влияния семейного фактора (родительско-детских отношений, структуры семьи) на развитие личности. Большое внимание уделяется формированию отклоняющихся (в частности, аддиктивных) форм поведения [7]. При этом семья рассматривается как важнейший институт социализации личности, как модель и форма базового жизненного тренинга ее развития [18, 31, 92, 108, 111].

Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что любая деформация семьи, нарушение в ней системы межличностных отношений и ценностей оказывают мощнейшее негативное влияние на развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального поведения [7, 108, 109, 111].

Существенным фактором, определяющим характер родительско-детских отношений, являются осложненные условия жизнедеятельности в семьях, имеющих тяжело больных детей или наркозависимых детей. Однако, анализ литературных источников показывает, что недостаточно исследована тема,' связанная с поиском специфичных личностных особенностей родителей наркозависимых и их влияния на личностное развитие подростка. Особую значимость эта тема приобретает в связи с тем, что наркомания относится к форме девиантного поведения, в формировании которой важную роль играют личностные свойства и типы семейных взаимоотношений, выступающие как фактор, запускающий и поддерживающий наркотическое поведение [77, 78, 130, 133, 145, 147, 148, 159, 165].

Психологическая практика психокоррекционной работы с больными наркоманией дает повод говорить об их семьях, как об источнике психотравмирующих переживаний, а семейным отношениям можно отвести ведущую роль в возникновении патогенных ситуаций, которые создают «неразрешимый клубок внешних и внутренних трудностей» (В.Н.Мясищев), и формируют основу для переживаний таких эмоциональных феноменов как «семейной тревоги, страха отвержения, чувства вины, неуверенности, депрессии, излишней самокритичности, беспокойства, эмоциональной напряженности» (Б.Д.Карвасарский, В. Д. Менделевич, Э.Г.Эйдемиллер).

Несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях, имеющих химически зависимых людей, особого типа внутрисемейных отношений, до сих пор ощущается острый дефицит теоретических и практических исследований механизмов взаимовлияния семьи и детей, употребляющих наркотики. Учитывая значимую роль семейных отношений и личностных особенностей родителей в формировании и оформлении аддиктивного поведения, представляется актуальным исследование взаимосвязи между личностными особенностями наркозависимых и их родителей.

Данное исследование обусловлено необходимостью раскрытия механизмов, лежащих в основе формирования зависимых форм поведения, а также установления закономерностей взаимосвязи между особенностями личности наркозависимых и их родителями, что открывает возможности для дифференциальной диагностики, позволяет прогнозировать поведение в норме и патологии, выявляет те особенности, которые помогут построить адекватную модель психологической реабилитации больных наркоманией.

Однако, при всем разнообразии подходов к анализу возникновения и формирования аддиктивных форм поведения, вопрос о взаимосвязи особенностей личности наркозависимых и их родителей, а также об обусловленности специфического стиля семейного взаимодействия личностными особенностями родителей не были предметом специального рассмотрения. Наличие данной проблемы определяет цель исследования.

Объектом исследования являются особенности личности наркозависимых и их родителей, а предметом — особенности взаимосвязи личности наркозависимых и их родителей.

Цель исследования — определить специфику взаимосвязей между личностными особенностями наркозависимых и их родителей.

В качестве гипотезы исследования выступают следующие предположения:

1. Личностные особенности родителей обусловливают определенный стиль семейного взаимодействия, который, в свою очередь, является одной из причин возникновения и закрепления наркотической зависимости.

2. Основополагающим фактором, влияющим на формирование и закрепление наркозависимости, выступают особенности родительско-детских отношений, транслируемые из поколения в поколение и препятствующие нормативному процессу взросления личности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние исследований личности в связи с проблемой формирования и закрепления наркомании в подростковом и юношеском возрасте.

2. Выявить и охарактеризовать специфические особенности личности наркозависимых и их родителей в сравнительном аспекте.

3. Исследовать характер взаимосвязи между личностными особенностями наркозависимых и их родителей.

4. Проанализировать семейные факторы, опосредующие влияние личностных особенностей родителей на формирование и закрепление зависимого поведения их детей.

Методологической основой работы явились: культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой формирование внутренних, интрапсихических образований происходит в процессе взаимодействия ребенка с взрослым (особенно важно, что именно значимый взрослый (родитель) детерминирует направление, содержание и ход психического развития ребенка) — теоретические представления Л. И. Божович об условиях и критериях развития личности ребенкаработы К. К. Платонова, посвященные взаимосвязи биологического и социального в ходе развития личностиконцепция персонализации А. В. Петровского, ядром которой является представление о наличии в структуре личности интраиндивидных и метаиндивидных составляющих, а также метод их выявления — метод «отраженной субъектности" — системный подход к анализу личности (Б.Ф.Ломов, К.А.Абульханова-Славская, Л.М.Попов) — принцип диалектического единства личностного и общественного, индивидуального и социального (С.Л.Рубинштейн, Л. И. Анцыферова, Р.Х.Шакуров).

Теоретическую основу исследования составили концепции развития личности, представленные в отечественной и зарубежной психологии Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, А. В. Петровским, К. К. Платоновым, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Ф. Риман, К. Хорни и др.- представления о роли базисных личностных свойств при формировании психопатологических проявлений (Б.Д.Карвасарский, Л.Н.Собчик) — антиципационная концепция неврозогенеза (В.Д.Менделевич).

В основу эмпирической части работы положены концепция девиантного поведения (В.Д.Менделевич, Е. Г. Соколова, Е.П.Чечельницкая), концепция формирования зависимой личности и расстройств зависимого поведения (В.Д.Менделевич).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был проведен теоретический анализ психологической и медицинской литературы, который помог определить теоретическую позицию и методологию диссертационного исследования. На этапе сбора данных был использован комплекс взаимодополняющих методов и методик: методы наблюдения, изучения документов, беседы, клиническое интервью, тестирование.

В диагностических целях были применены следующие методики:

1. Многофакторный опросник личности Р. Б. Кэттелла.

2. Висбаденский опросник личности к методу позитивной и семейной психотерапии (Н.Пезешкиан).

3. Методика диагностики межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири).

4. Тест-опросник для изучения антиципационной состоятельности (ТАС) В. Д. Менделевича.

5. Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д.Менделевич). Количественная обработка данных произведена на основе традиционных методов математической статистики с использованием коэффициентов Стьюдента, Фишера, Пирсона. Положения, выносимые на защиту.

1. Инфантильные свойства личности родителей наркозависимых, проявляющиеся в соответствующем типе межличностных отношений и стиле воспитания по типу гиперпротекции, способствуют формированию инфантильных свойств личности у их детей.

2. В семьях наркозависимых существуют нарушения естественных закономерностей взросления, источником которых является стремление родителей удерживать своих детей в отношениях зависимости / созависимости (симбиоза).

3. В семьях наркозависимых существует устойчивый паттерн зависимого поведения, транслируемый родителями в процессе воспитания и создающий условия для формирования зависимой личности.

4. Наиболее существенные факторы, влияющие на возникновение и закрепление зависимого поведения, определяются особенностями родительско-детских отношений в актуальной и прародительской семье.

Опытно-эмпирическая база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе реабилитационных центров для лиц с наркотической зависимостью «Надежда» и «Возрождение» (экспериментальная группа), а также на базе средней школы № 11 города Казани и Татарского института содействия бизнесу (ТИСБИ) (контрольная группа). Объем выборки составляет 240 человек (120 испытуемых и 120 родителей).

Этапы диссертационного исследования. Первый этап был посвящен изучению современного состояния исследований личности в связи с проблемой формирования и развития наркомании в подростковом и юношеском возрасте. Был проведен теоретический анализ психологической, медицинской, философской литературы по проблеме, в результате чего определены объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования. На втором этапе велась работа по планированию и организации исследования, анализировались и подбирались диагностические методики. В ходе третьего этапа осуществлялся сбор и анализ эмпирических данных, проводилась качественная и количественная обработка данных, проверялись гипотезы исследования, обобщались результаты, формулировались выводы.

Достоверность эмпирических результатов работы обеспечивается непротиворечивостью теоретических концепций, лежащих в основе исследованияадекватностью методического инструментария поставленным задачам, валидностью и надежностью используемых методикрепрезентативностью выборки испытуемыхкорректным применением современных методов математической статистики.

Научная новизна. 1. Установленные связи между компонентами личностного профиля наркозависимых и их родителей (эмоциональная неустойчивость, конформность, чувство вины у родителей и конфликтность, тяга к риску и острым ощущениям, тенденция игнорирования авторитетов у наркозависимых) позволили выявить опосредованный характер влияния инфантильных особенностей личности родителей на формирование и развитие личности детей. Эмпирически доказано, что сочетание двух факторов (инфантильные свойства личности родителя и стиль воспитания по типу гиперпротекции) способствует формированию инфантильных свойств личности наркозависимых.

2. Важнейшим опосредующим фактором возникновения и закрепления наркозависимости, согласно результатам исследования, является транслируемый из поколения в поколение паттерн семейных отношений (зависимости/созависимости), препятствующий своевременному взрослению личности. ,.

3. Впервые показано, что формирование зависимого поведения, личности является следствием деструктивной модели семейных отношений, сложившихся как в актуальной, так прародительской семье. Основными характеристиками этой модели являются закрытость семейной системы новому опыту, непринятие ценностей, непреемственность традиций и неспособность интегрировать экзистенциональный опыт предыдущих поколений.

Теоретическая значимость работы. Проведенное исследование пополняет теоретическую базу психологии развития, раскрывая влияние личности родителей и характер внутрисемейных отношений на формирование и закрепление наркотической зависимости у подростков. Особенно важный вклад настоящего исследования в теорию формирования 9 I зависимого поведения привносит вывод об опосредующем влиянии личности родителя на личность наркозависимого ребенка. Таковую функцию, согласно результатам исследования, выполняют особенности родительско-детских отношений, посредством которых транслируются из поколения в поколение паттерны зависимого поведения. Полученные данные расширяют теоретические представления о семейных факторах, способствующих возникновению и развитию наркотической зависимости, и открывают новые возможности для медицинской психологии в разработке мероприятий по профилактике, психологической коррекции и реабилитации данного заболевания.

Практическая ценность работы заключается в реальной возможности использования теоретических положений и выводов диссертации в практической работе психолога в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях для первичной профилактики аддиктивного поведения. Комплекс взаимодополняющих методов и методик, использованный в работе, представляет практическую значимость в диагностических целях: для получения информации об особенностях личности наркозависимых и их родителей, об особенностях взаимоотношений в актуальной и прародительской семьеи может быть рекомендован для применения практическими психологами.

Полученные данные могут быть использованы при разработке тренингов и коррекционных занятий, в рамках реабилитационных мероприятий на базе наркологических учреждений, направленных на вторичную, третичную профилактику наркотической зависимости, особенно — в семейной терапии. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных спецкурсов, семинаров по проблемам формирования, течения и реабилитации наркозависимости.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на межрегиональном научно-практическом симпозиуме «Наркозависимость: профилактика, лечение, реабилитация» (Казань, 2000), международной конференции «Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегии профилактики и терапии» (Казань, 2003), межрегиональной научно-практической конференции «Наркомания и общество: пути решения проблемы» (Казань, 2003), международной конференции «Новые методы лечения и реабилитации в наркологии» (Казань, 2004), девятой Всероссийской научно-практической конференции «Молодые ученые в медицине» (Казань, 2004), методологических семинарах кафедры медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета, факультете психологии Казанского государственного университета. Промежуточные результаты диссертационного исследования были использованы при разработке и внедрении реабилитационной программы для родственников химически зависимых пациентов на базе Республиканского наркологического диспансера (2003;2005). По теме исследования опубликовано 10 работ.

Структура диссертации. Основными структурными элементами диссертационной работы являются: введение, три главы основной части, заключение, библиографический список использованной литературы, включающий 165 источников, из них 116 отечественных и 49 зарубежных, приложение. Работа содержит 21 таблицу, 29 рисунков.

Выводы:

1. У наркозависимых и их родителей выявлены сходные специфические личностные особенности, отличающие их от контрольной группы испытуемых:

— Уровень общей, личностно-ситуативной, пространственной, временной антиципации у наркозависимых достоверно ниже. Результаты эмпирического исследования иллюстрируют своеобразный патогенный паттерн, детерминирующий дезадаптивные формы поведения.

— Личностные свойства родителей наркозависимых (эмоциональная неустойчивость, конформность, чувствительность к оценке себя и окружающих, чувство вины) детерминируют развитие у их детей таких личностных особенностей, как конфликтность, тяга к риску и острым ощущениям, тенденция игнорирования социальных условностей и авторитетов.

— У родителей наркозависимых, в сравнении с родителями здоровых лиц, значения личностных факторов (сизотимичность, конформность, жесткость, наивность, гипотимия, высокая фрустрированность, заниженная самооценка) достоверно выше. Абсолютное большинство этих черт являются признаками инфантильной личности.

— Наркозависимые обладают чертами, свойственными зависимой личности (доминантность, конфликтность, радикализм, высокая циклотимичность, игнорирование авторитетов, тяга к риску и острым ощущениям, пониженная фрустрированность), и, в совокупности с их «похожестью» на родителей, характеризуют личность с затянувшейся, отсроченной во времени эмансипацией, удерживаемую детско-родительскими отношениями в симбиозе.

2. Установлено, что родители наркозависимых, обладающие инфантильными личностными особенностями, выстраивают соответствующий тип межличностных отношений (покорно-застенчивый, сотрудничающий-конвенциональный, ответственно-великодушный тип, характеризующийся выраженностью конформных установок, податливостью, склонностью к компромиссам). Стиль воспитания по типу гиперпротекции является компенсаторным следствием личностного дефицита, а не естественным проявлением зрелой автономной личности. Таким образом, сочетание двух факторов (инфантильные особенности личности родителя и стиль воспитания по типу гиперпротекции) способствует формированию инфантильных особенностей личности у детей.

3. Выявлено, что наибольшее число достоверных корреляций в контрольной и экспериментальной группах связано с характеристиками родительско-детских отношений. На основании этого можно утверждать, что влияние личности родителей на поведение и личностные свойства детей имеет опосредованный характер, преломляясь через особенности родительско-детских отношений.

4. С помощью диагностических методик (методика Н. Пезешкиана, тест «Склонность к зависимому поведению» В. Д. Менделевича) обнаружено, что в семьях, имеющих наркозависимого, существует устойчивый паттерн зависимого поведения, транслируемый родителями в процессе воспитания и создающий условия для формирования зависимой личности. Имеют место определенная преемственность в неспособности интегрировать экзистенциональный опыт предыдущих поколений, трансляция и воспроизводство деструктивных, стагнирующих развитие личности поведенческих моделей.

5. В нормативном варианте развития (в контрольной группе) становлению личности ребенка способствуют открытость семейной системы новому опыту, широкий спектр коммуникативных связей семьи и, что особенно важно, позитивное принятие ценностей прародительской семьи, преемственность семейных традиций. Именно эти характеристики семейных отношений отсутствуют в семьях, имеющих наркозависимых детей. Поэтому подобный дефицит является одним из условий, способствующих формированию зависимого поведения.

Заключение

.

Современные психологические и медицинские исследования показывают актуальность проблемы формирования, изучения, течения и патогенеза наркотической зависимости, причин ее возникновения, а также проблемы психологической реабилитации наркозависимых пациентов. Многие исследователи усматривают психологические корни наркомании в семье — в нарушении нормального взаимодействия между родителями и детьми, обозначив наркоманию как семейную проблему.

В последние годы исследователи стали активнее обращаться к изучению структуры личности лиц, склонных к наркотической зависимости, анализу социально-психологических (в частности семейных) факторов, способствующих развитию наркомании.

Но, несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях, имеющих химически зависимых людей, особого типа внутрисемейных отношений, до сих пор ощущается острый дефицит теоретических и практических исследований механизмов взаимовлияния семьи и подростка, употребляющего наркотики. В отечественной и зарубежной психологической литературе исследования семей наркоманов малочисленны.

В соответствии с целями и задачами исследования был проведен теоретический и экспериментальный анализ проблемы. В процессе анализа литературы обнаружилось, что семейные факторы формирования и закрепления наркотической зависимости остаются недостаточно изученными.

Целью работы было определение специфики взаимосвязей между личностными особенностями наркозависимых и их родителей. В результате эмпирического исследования обнаружилась взаимосвязь между отдельными параметрами личностного профиля наркозависимых и их родителей. Наркозависимые и их родители обладают сходными чертами, относящимися к признакам инфантильной личности. Родители наркозависимых, обладающие инфантильными личностными особенностями, выстраивают соответствующий тип межличностных отношений и стиль воспитания по типу гиперпротекции, способствуют нарушению естественных закономерностей взросления и формированию инфантильных особенностей личности у их детей. Этот факт явился подтверждением выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в семьях наркозависимых существует устойчивый паттерн зависимого поведения, транслируемый родителями в процессе воспитания из поколения в поколение и создающий условия для формирования зависимой личности. Влияние личности родителей на поведение и личностные свойства детей имеет опосредованный характер и этот опосредующий фактор — особенности родительско-детских отношений. В нормативном варианте развития становлению личности ребенка способствуют открытость семейной системы новому опыту, широкий спектр коммуникативных связей семьи и, что особенно важно, позитивное принятие ценностей прародительской семьи, преемственность семейных традиций. Именно эти характеристики семейных отношений отсутствуют в семьях, имеющих наркозависимых детей. И именно этот дефицит и является существенным условием формирования зависимого поведения.

Проведенное исследование проясняет перспективные направления дальнейших научных изысканий в области источников, причин и механизмов «семейных сценариев», из поколения в поколение транслирующих искаженные отношения и формирующих деформированную личность.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в сферах психологической профилактики, коррекции и психотерапии, при составлении учебных спецкурсов, семинаров по проблемам формирования, течения и реабилитации наркозависимости, а также при разработке тренингов и коррекционных занятий, в рамках реабилитационных мероприятий на базе наркологических учреждений, направленных на вторичную, третичную профилактику наркотической зависимости (включая семейную терапию).

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1986. -115с.
  2. .Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев Т. 1. — М., 1980. С.25−36.
  3. Г. Семья: химическая зависимость и созависимость. Работа с созависимостью / Г. Ананьева // Методические материалы к семинару «Семья и профилактика наркомании Казань: Отечество, 2000. — 32с.
  4. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 1988. -457с.
  5. Баз JI. JL, Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни / Л. Л. Баз, О. В. Блаженова // Психол. журн. 1996. — Т. 14. — № 1. — С.97−110.
  6. Е.Б., Валаева О. Г. Особенности эмоциональной сферы у больных опийной и эфедроновой наркоманией / Е. Б. Баскакова, О. Г. Валеева //Сб.науч.трудов. М., — 1991,-С 13−15.
  7. С.В., Лисецкий К. С. Психология ранней наркомании / С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Самара: Самарский университет, 1997. -64с.
  8. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн- под ред. М.С.Мацковского- М.: Прогресс, 1988. С.56−62.
  9. B.C., Херсонский Б. Г., Дворяк С. В. Наркомания у подростков / В. С. Битенский, Б. Г. Херсонский, С. В. Дворяк. Киев: Здоровье, 1989.-С.5−26.
  10. Ю.Битенский B.C., Личко А. Е., Херсонский Б. Г. Психологические факторы развития токсикоманий у подростков / В. С. Битенский, А. Е. Личко, Б. Г. Херсонский // Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 4. — С. 87−93.
  11. П.Битти Б. Ф. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости / Б. Ф. Битти. М.:Физкультура и спорт, 1997.-331с.
  12. Л.Н. Эмоциональные расстройства в клинике опийной наркомании / Л. Н. Благов // Сб. науч.статей. Гродно, 1993. — С. 301 302.
  13. А.А. Проблема гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения / А. А. Бодалев // Вопр.психол. 1989. — № 6. — С. 11−18.
  14. И.В., Цыцарев С. В. Патологическое влечение к алкоголю у больных алкоголизмом в ремиссии: Клинико-психологический анализ ремиссии при алкоголизме / И. В. Бокий, С. В. Цыцарев // Сб.науч.работ. -Л., 1987.-С.7−19.
  15. .С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Б. С. Братусь, П. И. Сидоров. М., 1984. — 248с.
  16. Борьба с наркоманией. Проблемы и перспективы: сб.науч.работ. -Кишинев, 1990.-69с.
  17. Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией / Т. И. Букановкая // Вопр. наркол. 1992. — № 3−4. -С.157−161.
  18. А.Я. Системная семейная психотерапия / А. Я. Варга. Самара, 1996.-168с.
  19. А.Я. Типы неправильного родительского отношения: автореф.дис.канд.психол.наук / А. Я. Варга. М., 1987.- 19с.
  20. А.А. Патохарактерологическое исследование подростков, злоупотребляющих токсическими ингалянтами / А. А. Вдовиченко // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Д.: Ленинградский психоневрологический институт, 1989. -С.79−82.
  21. К. Полночные размышления семейного терапевта / К.Виттакер. -М.: «Класс», 1997.-С.29−47.
  22. А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова // Вопр. психол. 1985. — № 5. — С. 110−116.
  23. В.М., Гайда В. Д., Коцюбинский А. П. Исследование семьи и семейная терапия при шизофрении / В. М. Воловик, В. Л. Гайда, А. П. Колюбинский // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях Л.: Медицина, 1987. — С.20−31.
  24. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. / Л. С. Выготский. М., 1984. — т.4. — С.40−111.
  25. С.П. Особенности преморбида больных наркоманиями / С. П. Генайло // Журн.невропатол. и психиатр. 1990. — № 2. — С.42−47.
  26. И.А. Влияние семьи на формирование делинкветности у подростков / И. А. Горьковская // Психол.журн. 1994. — № 2. — С.57−65.
  27. Н.Г. Роль семьи в предупреждении правонарушений несовершеннолетних / Н. Г. Грабовская // В мире подростка. М., 1980. — С.32−58.
  28. .М., Зобнев В. М., Мейроян А. А., Рыбакова Т. Г. Групповая и семейная психотерапия при алкоголизме / Б. М. Гузиков, В. М. Зобнев, А. А. Мейроян, Т. Г. Рыбакова. Л.: Медицина, 1980. — 30с.
  29. В.В., Шведова М. В. Психологический анализ мотивообразующих факторов наркотизации подростков / В. В. Гульдан, М. В. Шведова // Саморазрушающее поведение у подростков. JL: Изд-во Ленингр. психоневрологического ин-та, 1991. — С.64−71.
  30. А.И., Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Факторы, влияющие на формирование гашишной наркомании в пубертатном и подростково-юношеском возрасте / А. И. Дурандина, Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский // Вопр. наркол. 1992. — № 1. — С.31 -39.
  31. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением / Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, А. СЛчина // Вопр. психол. 1990. — № 4. С.83−90.
  32. Н.В. Нарушение общения и произвольной регуляции деятельности у больных шизофренией детей / Н. В. Захаров //Журн. невропатол. и психиатр. 1990. -№ 1. — С.94−100.
  33. А.И. Детские неврозы: психологическая помощь родителей детям / А. И. Захаров. Спб., 1995. — С.47−56.35.3ейгарник Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. М.: МГУ, 1976. -237с.
  34. Н.Н., Винникова М. А. Героиновая наркомания (постабстинентное состояние: клиника и лечение) / Н. Н. Иванец, М. А. Винникова. М.: Медпрактика, 2000. — 122с.
  35. Н.Н., Анохина И. П., Львова О. Ф. О работе диссертационного совета при ННЦ Наркологии МЗ РФ в 2002 году / Н. Н. Иванец, И. П. Анохина, О. Ф. Львова // Вопр.наркол. 2003. — № 1. — С.5−7.
  36. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Речь, 2000. -С.249−250.
  37. М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988.-319с.
  38. А.А., Рохлина M.JI. Наркоманическая личность / А. А. Козлов, М. Л. Рохлина // Журн.невролог. и психиатр. 2000. — № 7. — С.22−27.
  39. А. А. Об этиологических факторах наркоманий /
  40. A.А.Коломец // Вопр.наркол. 1989. — № 1. — С.34−38.
  41. В.Т. Девиантное поведение подростков /
  42. B.Т.Кондршенко. Минск, 1988. — С.12−37.
  43. Н.Е. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания / Н. Е. Конончук // Психол.журн. 1985. — Т.6. — № 3. — С. 117−121.
  44. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Педагогика-Пресс, 1985.-432с.
  45. В.П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание /
  46. B.П.Критская, Т. К. Мелешко, Ю. Ф. Поляков. М.: МГУ, 1991. С.46−79.
  47. С.А. Семейная психотерапия наркомании у подростков /
  48. C.А.Кулаков // Мир медицины. 2000. -№ 3−4. — С. 14−15.
  49. Н.С. Особенности эмоционального общения подростков больных токсикоманией с родителями / Н. С. Курек // Вопр.наркол. -1992. -№ 1. -С.39−43.
  50. Н.С. О взаимосвязи эмоциональной экспрессии и потребления психоактивных веществ в диадах «мать-дочь» / Н. С. Курек // Психол.журн. 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 128−137.
  51. Н.С. Нарушение целенаправленной активности у больных опийной наркоманией / Н. С. Курек // Психол. журн. 1993. — Т. 14. -С.118−125.
  52. Д.В. Наркомания: сущность и социальные последствия / Д. В. Колесов // Политическое образование. 1988. — № 4. — С. 69−76.
  53. А.Н. Некоторые вопросы изучения личности и познавательных функций у больных опийной наркоманией / А. Н. Ланда // Некоторые проблемы наркологии и токсикологии. М., 1989. — С. 102−110.
  54. В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка / В. П. Левкович // Психология личности и образ жизни. М., 1987. -С.68−71.
  55. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.-340с.
  56. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология / А. Е. Личко, В. С. Битенский. М.: Медицина, 1991.-302с.
  57. А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1977. С.61−70.
  58. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1984. — 444с.
  59. Г. Я., Макшанцева Н. В. Особенности формирования наркоманий и токсикоманий у подростков / ГЛ. Лукачер, Н. В. Макшанцева // Журн. невропатол. и психиатр. 1988. — Вып.9. — С. 114−118.
  60. Максимова НЛО. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н. Ю. Максимова // Психол.журн. 1996. — т. 17. — № 3. — С. 149−152.
  61. В.Д. Клиническая психология / В. Д. Менделевич. М.: МЕДпресс, 2000. — 592с.
  62. В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2001.-328с.
  63. В.Д. Наркозависимый и общество: проблемы стигматизации и реабилитации / В. Д. Менделевич // Наркозависимость: профилактика, лечение, реабилитация: сб.науч.ст. Казань, 2000. — С.23−32.
  64. В.Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. -Казань, РЦПНН при КМРТ- Й.: Марево, 2002. 240с.
  65. Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия / Е. С. Меньшикова // Психол.журн. 1993. -том 14.- № 6. -С. 110−118.
  66. Т.М. Исследование семьи в клинике и коррекция семейных отношений / Т. М. Мишина // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — С.56−64.
  67. В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления / В. Д. Москаленко. М., 2000. — С.23−65.
  68. В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. Л.: Медицина, I960.- 426с.
  69. В.Э. Потребность в общении со взрослыми / В. Э. Пахальян // Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. — С. 95−108.
  70. Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи / Н.Пезешкиан. М.: Медицина, 1995. С. 46−101.
  71. А.В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Педагогика-Пресс, 1985. — 432с.
  72. А.В. Принципы отраженной субъективности в психологическом исследовании личности / А. В. Петровский // Вопр.психол. 1985, — С.17−30.
  73. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М., 1986.-256с.
  74. Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сб.науч.трудов. — Л.: Изд-во Ленинградского психоневрологического института, 1989. 56с.
  75. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического) / ред. С. В. Березин, К. С. Лисецкий. Самара: Изд-во Самарского университета, 1998.- 148с.
  76. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / ред. С. В. Березин, К. С. Лисецкий, И. Б. Орешникова. М.: Изд-во института психиатрии, 2000. — С.37−56.
  77. И.Н. Клиническая наркология / И. Н. Пятницкая. Л.: Медицина, 1975.-332с.
  78. И.Н. Алкоголизм: сб.науч.трудов / ред. И. Н. Пятницкая. — М.: Медицина, 1988. С39−42.
  79. И.Н. Наркомании. / И. Н. Пятницкая. М.: Медицина, 1994 -544с.
  80. А.Ф., Рохлина M.JI. Семьи больных наркоманиями /
  81. A.Ф.Радченко, М. Л. Рохлина // Журн.невропатол. и психиатр. 1990. -т.90. — вып.2. — С.38−42.
  82. Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. «Бахрах», 1996. — С.24−56.
  83. .Ф. Условия и причина возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков / Б. Ф. Райский. — Волгоград, 1986. С.13−34.
  84. А.А. Локус контроля делинквентной личности / А. А. Реан // Психол. журн. 1994. — № 2. — С.52−56.
  85. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт. -М.: Мир, 1994. С.45−56.
  86. М.В. Представление о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультур / М. В. Розин // Вопр.психол. — 1990. -№ 4. -С.91−98.
  87. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328с.
  88. . Т.Г. Семейные отношения и семейная психотерапия больных алкоголизмом: автореф. дис. канд. мед. наук / Т. Г. Рыбакова. -Л., 1980.
  89. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми / Е. И. Савонько // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.-28−33.
  90. В. Как строить себя и свою семью / В.Сатир. М., 1992. — С.11−48.
  91. Семья в психологической консультации / ред.: А. А. Бодалев,
  92. B.В.Столин. М., 1989. -С.27−65.
  93. О.С. Эмоциональные отношения в семье / О. С. Семерягина // Социально-психологическое исследование. Кишинев, 1991. — С.36−42.
  94. В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье / В. А. Смехов // Вопр.психол. 1985. -№ 4. — С.81−92.
  95. Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е. О. Смирнова, М. В. Быков // Вопр.психол. 2000. — № 3. — С.3−14.
  96. Э.У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье: Кн. для учителя / Э. У. Смит. М.: Просвещение, 1991. — 127с.
  97. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 174с.
  98. В.И. Свойства субъективности как предпосылка личностной формы общения / В. И. Степанов // Вопр.психол. 1991. — № 2.
  99. Н.Н., Кулаков С. А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Н. Н. Толстых, С. А. Кулаков // Вопр.психол. 1989. — № 2. — С.35−38.
  100. В.Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. -М., 1987. 352с.
  101. Л.С., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Х., Хейман С. Е. Наркология / Л. С. Фридман, Н. Ф. Флеминг, Д. Х. Робертс,
  102. С.Е.Хейман. М. — СПб.: Изд-во Бином-Невский диалект, 1998. -318с.
  103. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. -М., 1994.-251с.
  104. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К.Хорни. М.: Прогресс-Универс, 1993. — 480с.
  105. Хрестоматия по возрастной психологии / ред. Д. И. Фельдштейн. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. С.37−54.
  106. И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: автореф.дис.канд.психол.наук / И. Г. Чеснова. М., 1987.
  107. П.Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация / П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг. СПб.: Изд-во Лань, 2000. — 368с.
  108. Т. Социальная психология / Т.Шибутани. М.: Прогресс, 1969.-535с.
  109. П.Н. От терапии личности к терапии социальной среды: эволюция подходов к решению проблемы алкоголизма в США / П. Н. Шихирев // Психол.журнал. 1987. — т.8 — № 5. С.28−38.
  110. О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / О. А. Шорохова. СПб.: Речь, 2002. — 136с.
  111. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. Л.: Медицина, 1989. — 192с.
  112. Э.Г., Кулаков С. А. Групповая терапия при пограничных нервно-психических заболеваниях у подростков: основные принципы и опыт применения / Э. Г. Эйдемиллер, С. А. Кулаков // Журн.неврапатол. и психиатр. 1990. — № 5. — С.38−42.
  113. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг. -М.: Кентавр, 1995. 136с.
  114. A.G., Salid Е., Ruben S. // MED. Sci.Law. 1999. — Vol.39. -№.4.-P.219−227.
  115. Ainsworth M.D., Plenar M.C., Watters E., Wall S. Pateerns of attachment / M.D.Ainsworth, M.C.Plenar, E. Watters, S. Wall N.Y.Hillsdale. -Erlbaum, 1987.-P.23−59.
  116. Anasagast J.I., Denia M. Asta Psychiatr Scand Suppl / J.I. Anasagast. -1988.-Vol.34.-№ 4.- P.121−126.
  117. Bateston G., Jacson D.D., Haley I., Werland I. Towards a theory of schizophrenia / G.Bateston., D.D. Jacson, I. Haley, I. Werland // Behaviouial Sceince, 1956.-P.251−264.
  118. Bekir P., McLellan Т., Childress A.R., Cariti P. // J. Addict. 1993. -Vol.28.-№ 7.- P.613−630.
  119. E., Jones M., Tennant G. // Br.Psychiatry. 1989. — Vol.15. -№ 4. — P.677−682.
  120. Blakar R.M. Studies of familial communication and psychopathology / R.M.Blakar// Olso: Universitets for laget, 1980.
  121. Blakar R.M. Psychopathology and familial communication in M. Brener (Ed) / R.M. Blakar // The structure of action. Oxford.: UK., — 1980. -P.211−263.
  122. Bowen M. The family as the unit of study and treatmen / M. Bowen // Amer.j.orthopsychiat. 1960. — V.31. — P.40−60.
  123. Bowlby J. Family interaction indisturbed and normal families: a metrological and substantive review / J. Bowlby // Psychol. Bull. 1975. — V.82. -№ 1. -P.33−65.
  124. Budzinski W. Somoocena realizowa nia wastosel a motywaija do leczenia siez naloju u osol uzaleznionych od heroine / W. Budzinski // Ann. Acad. Med gelan. 1993. — V.23. — P. 125−137.
  125. Burdges E.W., Locke H.J. The family / E.W.Burdges, H.J. Locke // ed. N. J. Beck, 1960. — P.693−716.
  126. Cancellaro L.A., Larson P.B., Wilson W.P.// Med. J. 1982. -Vol.75. -№ 10. -P.l 166−1168.
  127. Caputo K. Volatile substance misuse children and youth: A consideration of theories // Int. J. Addict. 1993. — V.28. -№ 10. — P. 1015−1032.
  128. Cohen P. Contro il trattamento della dipendenza da eroina / P. Cohen // Quadernu Piacintini, Milano, 1984.
  129. Coleman S.B., Kaplan J.P., Douning R.W.// Fam. Process. 1986. -Vol.25. -№ 1. -P.5−23.
  130. Constantini M.F., Wermuth L., Sorensen J.L., Lyons J.S.// J.Subst. Abuse. 1992.-Vol.9. — № 4.-P.331−335.
  131. G.L., Prechsler M. // J.Subst. Abuse. 1993. — Vol.10. — № 4. -P.339−430.
  132. D’Elio M., O’Brien R. Early adolescents substanse use and life stress: concurrent and prospective relationships / M. D'Elio, R. O'Brien // Substance Use and Misuse. 1996. — V.31. — № 7. — P.873−894.
  133. Demto R. A longitudinal study of the predictors of the adkerse effects of alcohol and marisusna / R. A Demto // J. Addict. 1993. — V.28. -№ 11. — P.1045−1083.
  134. Esbensen F., Elliott D. Continuity anol discontinuity in illicit drug use: Patterns and antecedents // J. Drug. Issue. 1994. — V.24. — № 1−2. -P.75−97.
  135. Easthope G. Perceptions of the casises of drug use series of articles in international journal of the addictions // Int. J. Addict. 1993. — V.28. -№ 6.- P.559−569.
  136. Fenichel O. Impulse neuroses and addictions / O. Fenichel // The psycho-analytic theory of neurosis. London, 1946.
  137. Goldstein M.D. New Developments in interventions with families of schizophrenics / M.D.Goldstein // New Directions for Mental Health Services. San Francisco, 1981. — № 12.
  138. Gordon T. Parent Effectiveness Training-N.Y., 1975. P.105.
  139. Hines A., Shaw G. Intensive thoughts, sensation seeking, and drug use in college students / A. Hines, G. Shaw // Bull. Psychonom. Soc. -1993. -V.31. № 6. — P.54−544.
  140. Jocobcon N.S. Behaviorial marital therapy / N.S.Jocobcon // Hand-book of family therapy. N.Y., 1981.
  141. Johnson B. A developmental model of addictions it’s relationships to the tweive step program of alcoholics anonymous / B.A.Johnson // J. Subst. Aduse Treat. 1993. -V. 10. — 1. P. 23−24.
  142. King S., Beals S., Manson S. A structural aquation model of factors related to substanse use among american indian adolescents / S. King, S. Beals, S. Manson // Drugs and Soc. 1992. — V.6. — № 3−4. — P.253−268.
  143. Kokkevi A., Stefanis G.// Astra Psychiatr. Scand supple. 1998. -Vol.34.-№ 4.-P.151−157.
  144. Lesswing N., Dougherty R. Psychopathology in alcohol and cocaine -dependent patients: a comparison of findings from psychological testing / N. Lesswing, R. Dougherty // J. Subst. Abuse Treat. 1993. — V. 10. -№ 1.- P.53−57.
  145. S.S., Anton S.F., Merykangas K.P., Rounsaville B.J. // Compr. Psychiatry. 1992. — V.l. — № 3. — P. 190−196.
  146. J.F., Desmond O.P. // J.Prug Alcohol Abuse. 1984. — Vol.10. — № 2. — P.237−248.
  147. Montgomery B. The Form and Function of Quality Communication in Marriage / B. Montgomery // Family Relation. 1981. — Vol.30. — P.21−30.
  148. Nelss R. The role of psychobiological states is chemical dependency: Who becomes addicted / R. Nelss // Addiction. 1993. — V.88. — № 6. -P.745−756.
  149. Newcomb Th.M., Turner P.H., Converse Ph.E. Psychologia spoleczna. Warszawa, 1970.-P. 173.
  150. Noble P., Hart Т., Nation R. Correlates and outcome of illicit drug use by adolescent / P. Noble, T. Hart, R. Nation // Brit. J. Psychiatr. 1972. -V.120. -№ 5. -P.497−504.
  151. Coleman S.B., Kaplan J.P., Douning R.W., Hanlon Т.Е., O’Crady K.E., Mc. Carren M. // J.Drug. Alcohol Abuse. 1998. — Vol.24. — № 1. — P.37−59.
  152. Nurco D., Batter M. Vulnerability to narcotic addiction: findings / D. Nurco, M. Batter // J. Drug. Issue. 1994. — V.24. — № 1−2. — P. 293 314.
  153. Nurco P.N., Kinlock T.W., O’Crady K.E., Hanlon Т.Е. // .Drug. Alcohol Abuse. 1998. — Vol.51. — № 3. — P.229−237.
  154. Overall J. MMPI personality pattern of alcoholies and narcotic addicts / J. Overall // Quart J. Study Alcohol. 1973. — V.34. — P. 10−25.
  155. Robbins E.S. College student drug use // Amer. J. Psychiatr. 1970. -V.126. -№ 12. -P.1743−1751.
  156. Scafe V., Conner M. Health risk perctption and ecstasy use // Proc. Brit. Psychol. Soc. 1997. — V.5. — № 1. — P. 40.
  157. Schroeder D. Is there a relationship between self-esteem and drug use? / D. Schroeder // J. Drug. Issue. 1993. — V.23. — № 4. — P.645−665.
  158. Sherlock K. An ivestigation into social, psychological and health relatedaspects of ecstasy use / K. Sherlock // Proc.Brit.Psychol.Soc. 1995. -V.3. -№ 1. — P. 29.
  159. Tich R. Kids are special. USA, California. 1986. — P. 150.
  160. The co-foeenders of Alcoholics Anonimous. Biographical sketches & their last major talks // A Word Service Inc., New York, 1984.
  161. Tommasello A., Tyler E. Psychosocial correlated of drug use Latino youth leading autonomous lives // Int. J. Addict. 1993. — V.28. — № 5. -P.435−450.
  162. Wada K., Fukui S. Prevalence of volatile solvent inhalation among junion high school students in Japan and background life style of users // Addiction 1993. — V.88. -№ 1. — P. 89−100.
Заполнить форму текущей работой