Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Факторы внешних условий как детерминанты психологического неблагополучия и поведенческих нарушений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнение показателей в соответствии с тремя использованными психологическими методиками проводилось для совокупной выборки в 258 человек, где основным внешним критерием, или аналогом независимой переменной, выступил фактор «принадлежность к группе». Кроме того, рассматривая названный фактор как ковариату, мы в качестве воздействующих на психологические показатели внешних факторов рассмотрели… Читать ещё >

Факторы внешних условий как детерминанты психологического неблагополучия и поведенческих нарушений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Влияние нарушений социальной экологии (как условий жизни) на психологические особенности подростков

Целью излагаемой в этой главе части нашего эпидемиологического исследования стало представление результатов обследования подростков с точки зрения выявления эффектов влияния социальных факторов развития в условиях нестабильности, характеризующих движение российских подростков в «зону риска». В отличие от задач статистической констатации углубляющегося неблагополучия, которое отмечают многие авторы [Собкин, Кузнецова, 1998; Шульга, Олиференко, 1997], мы видели главной задачей дифференциацию тех психологических особенностей, которые репрезентативны с точки зрения усиливающегося психологического неблагополучия подростков. В первую очередь мы хотели диагностировать различия психологических профилей групп, отличающихся по симптоматике отклоняющегося поведения.

В соответствии сданными анамнеза, получаемыми в предварительной беседе с подростком и наблюдающими его взрослыми (учитель, воспитатель соответствующего учреждения, врач или психолог), были построены перечисляемые ниже качественные переменные, рассматриваемые как факторы социальных (внешних) условий развития подростка.

Сравнение показателей в соответствии с тремя использованными психологическими методиками проводилось для совокупной выборки в 258 человек, где основным внешним критерием, или аналогом независимой переменной, выступил фактор «принадлежность к группе». Кроме того, рассматривая названный фактор как ковариату, мы в качестве воздействующих на психологические показатели внешних факторов рассмотрели влияния со стороны качественных переменных, построенных по результатам предваряющего интервью качественных переменных:

  • • отношение подростка к учебе и школе;
  • • отношения со сверстниками;
  • • отношения в семье;
  • • факты приводов в милицию (правонарушений со стороны подростка);
  • • алкоголизация в семье (пьет мать, отец, отчим, все члены семьи);
  • • количество детей в семье;
  • • образование и работа матери и отца.

Семейное неблагополучие, школьная дезадаптация, такие травматические события, как смерть одного из родителей, жестокое обращение с ребенком — в семье и вне семьи, — эти факторы выступают на первый план при рассмотрении нарушенной социальной экологии в условиях жизни подростка. Тенденции криминализации подростковой среды рассматриваются в связи с такими факторами, как проживание ребенка в неполной семье, отчего он лишается необходимых моделей поведения для множества ситуаций, распространением в среде подростков курения и злоупотребления наркотическими веществами, внедрением в сознание агрессивных моделей поведения вследствие специального построения программ телепередач (и в частности, рекламы) [Собкин, Кузнецова, 1998]. Одной из наших задач стала конкретизация влияния ряда этих факторов внешних условий на психологическую симптоматику при горизонтальном сравнении групп детей — нормы и с установленным внешним критерием поведенческих расстройств.

Итак, задачей исследования было установление тех переменных социального окружения ребенка, которые значимо влияли на психологические особенности и выраженность поведенческих расстройств у подростков, относимых к группам нормы, риска и психиатрической выборки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой