Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте
![Диссертация: Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте](https://westud.ru/work/3127577/cover.png)
В ходе изучения познавательного интереса в возрастном аспекте выяснилось, что позитивные изменения наблюдаются во всех его показателях — от эмоционального отношения к принятию задачи и его динамики на протяжении деятельности, готовности к умственному напряжению, самостоятельности, конструктивной поисковой устремленности до способности к самоорганизации процесса деятельности на пути к достижению… Читать ещё >
Содержание
Глава 1. Теоретические подходы к решению проблемы изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в единстве дошкольного и младшего школьного возраста в отечественных и зарубежных исследованиях.
1.1. Познавательный интерес как психологическая категория и его теоретическая интерпретация в психологических исследованиях.
1.2. Проблема развития познавательного интереса на ранних этапах онтогенеза в детской психологии.
1.3. Научно-методическое решение проблемы формирования познавательного интереса в дошкольном и младшем школьном возрас- 58 т. е.
1.4. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению как психологическая проблема в детской и педагогической психологии.
Выводы по главе.
Глава 2. Концептуальные основы построения системы изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у дошкольников и младших школьников.
2.1. Теоретические принципы разработки программы исследования.
2.2. Цель, задачи, гипотезы и общая программа теоретико-экспериментального изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в единстве дошкольного и младшего школьного возраста.
Глава 3. Экспериментальное изучение психологических особенностей развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.
3.1. Цель, основные задачи, методика диагностической программы.
3.2. Особенности познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3.2.1. Состояние развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей старшего дошкольного возраста.
3.2.2. Характеристика развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению у первоклассников.
3.2.3. Анализ развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению в возрастном интервале 5−8 лет.
Выводы по главе
Глава 4. Психологические особенности познавательного интереса в структуре общей способности к учению на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста в различных условиях организации обучения и воспитания.
4.1. Задачи исследования, общая характеристика психолого-педагогических условий развития детей в образовательных учреждени- 222 ях.
4.2. Динамика формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей 6−7 и 7−8 лет на протяжении учебного года в зависимости от организации условий обучения и вое- 239 питания
4.2.1. Динамика формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей 6−7 лет.
4.2.2. Динамика формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у первоклассников.
Выводы по главе.
Глава 5. Экспериментальная программа формирования познавательного интереса в структуре общей способности учиться в условиях оптимизации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе детского сада.
5.1. Теоретико-организационные принципы оптимизации педагогической деятельности по формированию познавательного интереса у детей в структуре общей способности к учению.
5.2. Содержание программы формирования познавательного интереса у старших дошкольников в структуре общей способности к учению.:.
5.3. Динамика развития познавательного интереса у детей по результатам формирующего эксперимента.
Выводы по главе.
Список литературы
- Абакарова Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5−7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. — Ставрополь, 2003. — 22 с.
- Абрамова Т.В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности школьников как средство актуализации знаний (на материале предметов естественно-математического цикла): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2003. — 23 с.
- Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
- Агаева Е.Л. Проявление индивидуальных различий мотивации в процессе формирования действий наглядного моделирования у детей 3−5 лет //Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве: Сб. науч. тр. М., 1986.
- Аксенова Е.Б. Коррекция формирования саморегуляции старших дошкольников на занятиях по развитию речи // Актуальные проблемы практической психологии. Н. Новгород, 1994. — С.94−97.
- Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Дис.. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 1992. — 193 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1989. — 184 с.
- Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 36−41.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 1982а.- Т. 1.-232 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 19 826.-Т. 2.-288 с.
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Способности и склонности. -Л., 1962.- С. 15−36.
- Антонова Г. П. Изменения в мыслительной деятельности и успеваемостишкольников в процессе обучения (младшие и средние классы) //Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971. -С. 129−137.
- Арсентьева С.Ф. Формирование системных знаний о труде взрослых у детей среднего дошкольного возраста // Умственное воспитание детей в детском саду. Л., 1981. — С. 36−48.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. -158 с.
- Бабаева Т.И. Формирование отношения к школьному обучению у детей дошкольного возраста //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985. — С. 89−101.
- Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников //Вопросы психологии. -1984. № 3. — С.67−74.
- Бабунова Т.М. Дидактические игры как средство воспитания умственной активности у детей 4-го года жизни: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1979.-16 с.
- Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно ориентированного взаимодействия участников обучения: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 175 с.
- Баранова Э.А. Особенности формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей шести-семи лет: Дис. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 1998. — 200 с.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: СПб., 1993.-96 с.
- Барцалкина В.В. Познавательная ценностность и условия ее формирования //Вопросы психологии. 1977а. — № 4. — С. 111−114.
- Барцалкина В.В. Формирование ценностности познавательной деятельности у дошкольников // Новые исследования в психологии. 19 776. — № 2(17).- С.67−70.
- Бахарева A.C. Развитие познавательных интересов младших школьников (на примере природоведческих дисциплин): Дис. .канд. пед. наук. -Курган, 1996. 146 с.
- Бекоева М.И. Становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения (на примере школьного курса математики): Дис.канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. — 155 с.
- Белобрыкина О., Дружинина Ю. Возможности ТРИЗ в организации детского досуга //Дошкольное воспитание. 1998. — № 3. — С.45−48.
- Белянин В. Потому что потому все кончается на «У» или как не надо отвечать на детские и не детские вопросы //Московский психологический журнал.- 2000. № 2.
- Бендиковская Н.С. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях интегрированного раздела «Человек, его здоровье и окружающая среда» школьного курса биологии: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 2001. -152 с.
- Блонский ПИ. Избранные педагогические и психологические сочинения. -М., 1979.-Т. 2.-400 с.
- Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1929. — 105 с.
- Богат В. Некоторые практические вопросы ТРИЗ //Дошкольное воспитание.- 1998.-№ 1. С.59−61.
- Богат В. О системном подходе на занятиях по ТРИЗ //Дошкольное воспитание. 1994.-№ 1.с. 17−18.
- Богат В. О системном подходе на занятиях по ТРИЗ //Дошкольное воспитание. 1996. — № 11. — С. 24−25.
- Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление //Дошкольное воспитание. 1994. — № 1. — С. 17−19.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968. — 464 с.
- Божоеич Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. 1978. — № 4- 1979. — № 2.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. 1955. — С. 3−14.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972. — С. 7−44.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. — 1976. № 6. — С. 45−33.
- Божович Л.И., Благонадежша Л. И. Изучение мотивации детей и подростков.-М., 1972.- 128 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. — 96 с.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985. — 143 с.
- Бондаревский В. Б. Изучение и развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения (в системе учебных занятий): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1960. — 20 с.
- Бочкарева Н.Е. Формирование психологической готовности к учению у детей старшего дошкольного возраста в традиционных и инновационных психолого-педагогических условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Н. Новгород, 2004.-23 с.
- Брушлинский А.В. О субъекте психологии. М., 1995.
- Бурлакова И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1995. 21 с.
- Вартанян М.С. Педагогические условия формирования познавательных интересов у подростков: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ереван, 1992. -21 с.
- Васенина Л. Детские вопросы: «Кто сказал, что ты умная мама?» Как сохранить авторитет в глазах ребенка //Московский психологический журнал.-2001.-№ 1.
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности //Вопросы психологии.- 1984.- № 5.- С.125−131.
- Вахрушева JT.H. Воспитание познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста в процессе игры //Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Шадринск, 1992. — С.45−46.
- Вахрушева JI.H. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Дис.канд. пед. наук. М., 1997. -178 с.
- Ветер Л.А. Показатели умственного развития дошкольника //Диалоги о воспитании. М., 1978. — С. 36−39.
- Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования //Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. JI. А. Венгера. М., 1986. -С.5−18.
- Венгер Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве //Проблемы способностей в советской психологии. -М., 1984.
- Венгер Л.A., X. Лопес Уртадо. Развитие познавательных способностей дошкольника как овладение опосредствованными формами познания //Возрастные особенности познавательных способностей в дошкольном детстве (СССР-Республика Куба). М., 1986. — С. 5−14.
- Ветчшкина P.P. Взаимодействие воспитателя детского сада с детьми как фактор развития предпосылок высокой обучаемости будущих школьников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 1997. — 20 с.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии. 1990 .-№ 4.- С.5−14.
- Веракса Н.Е. Особенности преобразования противоречивых ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. — № 3. — С. 123−127.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 135−138.
- Вербицкий A.A. Вопрос как фактор порождения мышления //Деятельность и психические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР. М., 1977. — С. 52−53.
- Волков КН. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981. — 128с.
- Володъко Н.В. Диалогическое общение как фактор преодоления дезадаптации к школе: Дис. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. — 176 с.
- Волокитина М.Н. Очерки психологии школьников первого класса /Под ред. A.A. Смирнова. М., 1951. — 103 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6-ти томах. Т. 3. — М., 1983. — С. 5−328.
- Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. соч.: В 6-ти томах. Т. 2. — М., 1982.-С. 6−361.
- Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6-ти томах. Т. 4. -М, 1984а.-С. 244−268.
- Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте //Собр. соч.: В 6-ти томах. Т. 4. — М., 19 846. — С. 6−40.
- Ганошенко Н.И., Юркевич B.C. О развитии познавательной потребности у дошкольников // Новые исследования в психологии. М., 1983. — № 1 (28). — С.47- 52.
- Гатанов Ю.Б. Психологические особенности влияния стиля педагогической деятельности на мотивацию учения учащихся: Дис. .канд психол. наук.-Л., 1990.
- Гафитуллин MC. Формирование интереса к творческой познавательнойдеятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 22 с.
- Гелло В. А. Представления о школе и отношение к ней детей, поступающих в первый класс // Вопросы дошкольной педагогики. М., 1975. — С. 159 175.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1906.
- Глухоееря Н. Познавательная деятельность детей и ее особенности //Дошкольное воспитание. 1976. — № 11.
- Гнедова Н.М. Самоконтроль в процессах памяти у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1972. С. 21.
- Годовикова Д.Б. Как измерить «детскую любознательность?» // Семья и школа. 1985. — № ю. — С.34−36.
- Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников //Вопросы психологии. 1984.- № 1.- С.34−40.
- Годовикова Д. Формирование познавательной активности //Дошкольное воспитание. 1986. -№ 1. — С. 28−32.
- Голицын В.Б., Щербакова Е. И. Познавательная активность дошкольников //Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 43−48.
- Горчинская А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: Дис.. канд пед наук. Челябинск, 1999. — 187 с.
- Гризик Т. Познаю мир //Дошкольное воспитание. 1999. — № 5.
- Гузман Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач //Вопросы психологии. 1980. — № 3. — С. 133−136.
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. М., 1973. -149 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 239 с.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения //Вопросы психологии. 1977. — № 5. — С. 35−48.
- Даллакян А.М. Роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у детей 4-го года жизни: Дис.канд. пед. наук. Ереван, 1988. -167 с.
- Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир //Дошкольное воспитание. -2000.-№ 1.-С. 100−106.
- Денисенкова Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче //Дошкольное воспитание. 1991. — №. 3. — С. 48−50.
- Денисенкова Н. С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду: Дис. канд. психол. наук. М., 1991.- 129 с.
- Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир //Дошкольное воспитание. 2000. — № 2. — С. 91−100.
- Дж. Ван Клив. 200 экспериментов. Уайли. М., 1995. — 256 с.
- Джумалиева Ж.М. К проблеме формирования познавательного интереса дошкольников в процессе общения // Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе, 1975.-Вып.1. — С.86−90.
- Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза. Н. Новгород, 2004. — 259 с.
- Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2003. — 19 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.-200 с.
- Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности //Вопросы психологи. 1973. — № 5. —. С. 19−29.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272 с.
- Дощицына З.В. Дифференцированное разноуровневое обучение младших школьников в условиях учебно-воспитательного комплекса «Детский сад-школа». Дис.. канд. пед. наук. — М., 2001. — 196 с.
- Дубровина ИВ. Школьная психологическая служба: Вопросы теории ипрактики. ML, 1991.-230 с.
- Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. -М., 1984. 80 с.
- Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989.- 176 с.
- Дусавицкий А. К, Решим В. Б. Исследование развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 92- 102.
- Дуткевич Т.В. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях детской группы: Дис.канд. психол. наук. НИИ психологии УССР, 1991.- 122 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской / Под ред. Н. Д. Виноградова. М, 1919. — 202 с.
- Дягилева JJ.C. Формирование познавательных интересов школьников во внеурочной деятельности //Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. Вологда, 1984. — С.24- 30.
- Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 6066.
- Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии, — 1987, — № 2.- С. 118−121.
- Ерофеева Т. Где живут 140 почему или о вопросах, дающих интересные ответы //Дошкольное воспитание. 2001. — № 2.
- Ерофеева Т. Где живут 140 почему или о вопросах, дающих интересные ответы //Дошкольное воспитание. 2001. — № 4.
- Ефимова Л.А. Особенности формирования мотивации учения учащихся начальной школы // Мотивация учебной деятельности. Новосибирск, 1983. — С.100−106.
- Жаренкова Г. И. Воспитание детей в процессе коррекции учебной деятельности на уроках труда //Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1981.- С.19−36.
- Жданова P.A. Типы мотивации у младших школьников // Новые исследования в педагогических науках. М., 1970. — № 1. — С. 100- 103.
- ИЗ. Жданова Р. А. Об особенностях развития мотивации учения у младших школьников // Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников. Ростов-на-Дону, 1975. — 23 с.
- Жуйков С.Ф. К проблеме диагностики обучаемости дошкольников //Вопросы психологии. 1971. — № 5. — С.85- 98.
- Журова JI.E. Обучение грамоте в детском саду. М.: Педагогика, 1974. -152 с.
- Журова Л.Е. Экспериментальное обучение дошкольников грамоте //Подготовка детей к школе в детском саду /Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. -М., 1977. 160 е.
- Заботин В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении. -Владимир, 1973. 187 с.
- Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «Детский сад-школа»: Дис. .канд. пед. наук. -Майкоп, 1999.-200 с.
- Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет: В 2 кн. / А. З. Зак. М., 1996. — 286 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические груды: В 2-х томах. М., 1986а.- Т.1, 316 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х томах. М., 19 866- Т.2, 296 с.
- Зарипова А. Элементарно-поисковая деятельность в детском саду //Дошкольное воспитание. 1994. — № 7. — С.43- 51.
- Захаревич Л.Ф. Вопросы как показатель интереса к познавательной деятельности у детей на материале природы //Проблемы обучения детей-дошкольников. Ростов-на-Дону, 1974.- С.22−38.
- Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего истаршего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1970. — 21 с.
- Захарова А.В., Мамажанов М. Показатели и уровни сформированности познавательной активности младших школьников //Новые исследования в психологии. М., 1983. — № 1 (28). — С. 44−46.
- Землянухина Т.М. Особенности общения и познавательная активность у воспитанников яслей и домов ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982.- 21 с.
- Землянухина Т.М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте //Возрастные особенности психического развития детей. -М., 1982.
- Землянухина Т.М. Особенности формирования любознательности //Дошкольное воспитание. 1986. — № 11. — С. 32−36.
- Золотых Л.К. Особенности формирования учебно-познавательного мотива как одного из новообразований учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1979. -23 с.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших дошкольников. JL, 1959. — 83 с.
- Иванова Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения /на материале изучения старших дошкольников и учащихся первых классов: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1979. -26 с.
- Игры по развитию творческого воображения по книге Джанни Родари «Грамматика фантазии» /Обработка A.M. Страунинг, М. А. Страунинг. -Ростов-на-Дону, 1992.-42 с.
- Ильин B.C. Проблемы формирования познавательных потребностей у школьников // Новые исследования в педагогических науках. М., 1970. -№ 1.- С.92−95.
- Ильин B.C. Проблемы формирования познавательных потребностей у школьников. Ростов-на-Дону, 1971.-221 с.
- Имедадзе ИВ. Изучение мотивационно-волевой готовности шестилеток к школьному обучению: Дис.канд. психол. наук. Тбилиси, 1978. — 22 с.
- Ителъсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения.- Владимир, 1972. 264 с.
- Иокубаускайте И.К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7−9 лет с задержкой психического развития: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2006. — 23 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М., 1981.- 96 с.
- Калмыкова З.И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников//Вопросы психологии. 1968.- № 6.- С.127- 132.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975а, — С.10−38.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.- 200 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М., 1979.-48 с.
- Калмыкова З.И. Развитие продуктивного мышления: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 19 756. — 41 с.
- Кантор Н. Исследование влияния новизны раздражителей //Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л. П. Липсита и Ч. К. Спайкера, пер. с англ. М. И. Лисиной, Т. А. Репиной и А. Г. Рузской /Отв. ред. д-р пед. наук A.B. Запорожец. М., 1966. — С.88- 97.
- Капитонова Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников: Дис. .канд. пед. наук.-Саратов, 1996. 199 с.
- Капустина Г. М. Воспитание познавательной активности детей на уроках математики //Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной.- М., 1981.- С.36−51.
- Капустина H. И. К проблеме активизации вопросов в речи детей на занятиях в детском саду //Проблемы обучения детей-дошкольников. Ростов-на-Дону. — 1974.- С. 51−61.
- Кибардина Л.П. Формирование познавательного интереса содержанием учебного материала. Фрунзе, 1990. — 36 с.
- Кикнадзе ДА. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968. — 150 с.
- Кириллов Г. Д. Проблемы показателей эффективности урока //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (актуальные вопросы теории и практики обучения). Л., 1981. — С. 14- 23.
- Кисова В.В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. — 24 с.
- Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика СПб., 1911.
- Клементьева C.B. Психологические особенности формирования детей 6−7лет как субъектов коммнуикативной и учебной деятельности. Автореф. дис.. .канд. психол. наук. — Н. Новгород, 2000. — 24 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997. — 240 с.
- Князева О.Л. Особенности познавательной активности у дошкольников //Новые исследования в психологии. 1986. -№ 1 (34). — С. 23−26.
- Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач //Вопросы психологии. 1987. — № 5.-С. 86−93.
- Князева Т.Н. Особенности самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития // Актуальные проблемы практической психологии. Н. Новгород, 1994а.- С.58−64.
- Князева Т.Н. Особенности формирования самостоятельности мышления умладших школьников с ЗПР: Дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 19 946.- 177 с.
- Князева Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: Дис. д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2005. — 392 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. — 391 с.
- Кондратова В.В., Иванова А. М. Формирование познавательной самостоятельности старших дошкольников //Формирование познавательной активности у старших дошкольников. Ульяновск, 1985. — С.8- 18.
- Коломинский Я.Л., Панъко Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Книга для учителя. -М., 1988 138 с.
- Коростылев А.Ю. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников //Вопросы психологии. 1980. — № 4. -С.112−118.
- Котырло В. К, Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников // Вопросы психологии. 1991.- № 2.- С.50- 60.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1987. — 80 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М., 1991.- 152 с.
- Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 1999.-178 с.
- Крупное А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. М., 1993.-78 с.
- Крылова Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста //Умственное воспитание детей в детском саду. Л., 1981. — С. 26−36.
- Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997. -208 с.
- Кудрявцев В. Инновационное дошкольное воспитание: опыт, проблемы и стратегия развития //Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 64−72.
- Кузнецова JI.B. Использование игры в коррекционных целях //Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. -М., 1981. С.89- 96.
- Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1986. — 16 с.
- Куликова Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности // Воспитателю о работе с семьей /Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 1989.- С. 160- 175.
- Куликова Т. Обучение дошкольников: мифы, реальность и пути совершенствования //Дошкольное воспитание. 2000. — № 3. — С. 40−45.
- Куликова Т. О воспитании у детей познавательных интересов //Дошкольное воспитание. 1976.- № 9.- С.38−42.
- Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. -№ 5.- С.41−44.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969. — 424 с.
- Левицкая Ю.Л. Формирование общей способности к учению у детей 5−7 лет с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности: Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004. — 23 с.
- Левков Ю.Я. Развитие познавательных интересов как фактор формирования коллективистских взаимоотношений учащихся //Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. Вологда, 1984. — С.77- 90.
- Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей //Советская педагогика. 1974. — № 1. — С.97- 107.
- Лейтес Н.С. На пути к изучению общих предпосылок способностей //Проблемы дифференциальной психофизиологии / Под ред. В.В. Небы-лицына. М., 1972. — Т.7. — С.223- 232.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., i960. — 216 с.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. -80 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 279 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — С. 189−205.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей //Вопросы психологии. -i960. № 1.- С.7−16.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М., 1971.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.- 584 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательного учения //Психологические труды: В 2-х томах. М., 1988. — Т.1. — С. 303- 324.
- Леонтьев В.Г. О природе познавательной потребности //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. — С. 83−86.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск, 1992. — 89 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. — 96 с.
- Летова И. Воспитание интереса к книге (у дошкольников) //Дошкольное воспитание. 1991. — № 3. — С. 7−10.
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. -685 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.- 143 с.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. — № 4. -С.18- 35.
- Лисина М.И. Развитие познавательной деятельности детей первого полугодия жизни //Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966.
- Липпс Т. Руководство к психологии. СПб., 1907. 394 с.
- Лиштованная Э.А. Формирование у дошкольников мотивационной готовности к учению //Новые исследования в педагогических науках. М., 1970.- № 1.- С.96−99.
- Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников: Дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2001.- 175 с
- Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1984. — 39 с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1965. -363 с.
- Лямина Г. Развитие познавательной деятельности //Дошкольное воспитание.-1975.- № 4.- С.7−12.
- Лях Т. И. Формирование у школьников личностно-значимого учебно-познавательного мотива: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1981. 192 с.
- Максименко С.Д., Коробко С. Л. Обучение и развитие шестилеток. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. ЗЗ- 36.
- Максимов М.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. Волгоград, 1976.
- Мальцева К.П. Самоконтроль в учебной работе //Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962. — С. 185−233.
- Мамажанов М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном козрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981. — 22 с.
- Мамонова Е.Б. Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004. — 24 с.
- Маневцова Л.М. Использование элементов поисковой деятельности для развития познавательных способностей //Формирование познавательнойактивности у старших дошкольников. Ульяновск, 1985. — С. З- 8.
- Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей //Дошкольное воспитание. 1973.- № 11.- С.26−29.
- Манеецова Л. М,. Организация элементарной поисковой деятельности как средство формирования познавательных интересов // Дошкольное воспитание. 1973. — № 4.
- Маркова А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьника //Материалы VII Межвузовской научной конференции. Горький, 1971. -С. 37−40.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.- 96 с.
- Маркович Л. Развитие познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1970. — № 6. — С.9- 11.
- Марусинец М.М. Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с разным уровнем произвольной регуляции поведения: Дис.канд. психол. наук. Киев, 1989.- 135 с.
- Матис Т.А. Психологические условия формирования совместной деятельности школьников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1977.-21 с.
- Магпюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. -144 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С.5- 17.
- Махнач A.B., Бушов Ю. В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности //Вопросы психологии. -1988.-№ 6.-С. 130−133.
- Махсудова М.А. Развитие познавательных интересов учащихся первых классов в процессе обучения: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ташкент, 1993.- 15 с.
- Мельникова Н. В. Особенности проявления познавательного интереса к явлениям общественной жизни у мальчиков и девочек 6-го года жизни
- Научные труды Свердловского пединститута. Свердловск, 1976. — Сб. 287.
- Менчинская H.A. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. 1968. — № 6. — С.21- 38.
- Менчинская H.A. Краткий обзор состояния проблемы успеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьника /Под ред. H.A. Менчинской. М., 1971. — С.8- 31.
- Меске Г. К диагностике мотивационных компонентов успешной учебной деятельности //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 154−155.
- Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных отношений со взрослыми у детей первого полугодия, воспитывающихся в домах ребенка //Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979. — С.123- 126.
- Милъман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129−138.
- Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. — 22 с.
- Молчанова JIM. Влияние агрессивности на уровень учебно-познавательной мотивации младших школьников, обеспечивающей структуру их учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Тверь, 2002. 22 с.
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 54−68.
- Моргун В. Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1979.
- Морозов М.Ф. Возникновение и развитие интересов младших школьников //Известия АПН РСФСР.- М., 1955.- Вып. 73. С.15−54.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 224 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1976. — 46 с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.- 280 с.
- Мошер Ф., ХорнебиД. О постановке вопросов детьми // Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. — 391 с.
- Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990. — 175 с.
- Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности. Л., 1962. — С. З- 14.
- Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. труды / Под ред. A.A. Бодалева. Москва-Воронеж, 1995.- 356 с.
- Надточий Ю.Б. Формирование личностно ориентированного подхода у педагогов к обучению дошкольников: Дис.. канд пед. наук. М., 2002. -171 с.
- Нежнова Т.А., Филиппова Е. В. Исследование эмоционального отношения к школе и учению у детей шести и семи лет //Новые исследования в психологии. 1983. — № 2.
- Нелюбов С.А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности: Дис.. .канд. пед. наук. Новосибирск, 2001. — 201 с.
- Никашин А.И., Страунинг A.M. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитие фантазии. Ростов-на-Дону, 1992. — 43 с.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1994. — 192 с.
- Обухова Е.А. Средства развития учебно-познавательных интересов у младших школьников /на примере развития интереса к математике: Автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1994. — 20 с.
- Овчарова Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1995.- 42 с.
- Одаренные дети (пер.с англ.) /Общая ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого.- М., 1991.- 376 с.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. -М., 1988. 136 с.
- Островская Л.Ф. Детские интересы. Как их развивать? //Воспитатель и дети. М., 1985. — 96 с.
- Охулкова И.В. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 1996, — 20 с.
- Ошорова Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования: Дис.. .канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001. — 196 с.
- Павлова Л. Особенности познавательной активности малышей //Дошкольное воспитание. 1981. -№ 6.
- Перелыгина Л.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 17 с.
- Перре-Клермон А. -Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М., 1991. — 248 с
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -М., 1994. 527 с.
- Петровский В. А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 254 с.
- Платонова Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1980.-23 с
- Поддъяков А.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. -№ 4. — С. 34−41.
- Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис.. .д-ра психол. наук. М., 2001. — 350 с.
- Поддъяков H.H. Доминирование процессов интеграции закон развития детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. — 2001. -№ 1. — С. 73−75.
- Постникова Н. Развитие познавательных интересов в процессе труда по выращиванию растений //Дошкольное воспитание. 1966. — № 3.
- Постникова Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе труда по выращиванию растений): Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Л., 1968. — 23 с.
- Прозорова О.В. Формирование познавательного интереса у дошкольников средствами народной педагогики (на материале преподавания иностранного языка): Дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 198 с.
- Пророк Н.В. Формирование мотивов учения у шестилетних школьников: Дис.канд. психол. наук. Киев, 1989.- 182 с.
- Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994. -168 с.
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников //Дошкольное воспитание. 1996. — № 9. — С. 14−13.
- Пушкина А.Н. Развитие познавательной активности дошкольников на пороге школьного обучения // Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе. Горький, 1984. — С.9- 15.
- Рамонова K.M. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста. Орджоникидзе, 1961.- 28 с.
- Развитие творческой активности школьников /Под ред. A.M. Матюшкина. М.: НИИ общ. и пед. психол. АПН РСФСР, 1991. — 155 с.
- Резухина Е.В. Нарушение детско-взрослой общности как фактор школьнойдезадаптации учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тула, 2003. — 23 с.
- Решетова З.А., Калошина И. П. Программированное обучение производственным навыкам //Новые исследования в педагогических науках. М., 1965.-Вып. IV.
- Росина Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис.канд. психол. наук. Н. Новгород, 1998.- 18 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. — 595 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах. М., 1989а. -Т. 1,488 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах. М., 19 896. -Т.2. — 329 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории //Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982. — С. 59−77.
- Рубцов В.В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей //Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 79−90.
- Рудик П.А. Психология. Краткий курс. М., 1967. — 232 с.
- Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004. — 20 с
- Русина Е.И. Педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2005. — 21 с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие /ЛГУ.-Л., 1990.-252 с.
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород, 1994.
- Савенков А. Исследовательские методы обучения //Дошкольное воспитание. 2006. — № 4. — С. 10−19.
- Савенков А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики: (Исследовательское обучение дошкольников) //Дошкольное воспитание. 2000. — № 2. — С. 8−17.
- Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования: Дис.. д-ра психол. наук. М., 2002. — 345 с.
- Самарцева С. ТРИЗ и математика //Дошкольное воспитание. 1996. — № 10.-С. 12−16.
- Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе //Дошкольное воспитание.- 1973.- № 4.
- Санъко Э.А. Педагогические условия развития познавательной активности младших школьников (организационный аспект): Дис. канд пед. наук. -Челябинск, 1997. 138 с.
- Сарториус Т.Д. О взаимосвязи познавательной активности и коммуникативной деятельности у дошкольников // Новые исследования в психологии.- 1981.- № 1.- С.21−26.
- Свиридова И.А. Зависимость познавательных интересов учащихся от методов обучения //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (актуальные вопросы теории и практики обучения). Л., 1981.- С.45−50.
- Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста. Ульяновск, 1991. — 53 с.
- Семенова П.И. Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1999. — 18 с.
- Сергеева Л.Н. Олимпиада по русскому языку как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Активизация познавательной деятельности младших школьников. Л., 1986.
- Серебрякова Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 1999. — 20 с.
- Сибирякова В.Ф. Особенности активности младших школьников и обучаемость иностранному языку //Проблемы дифференциальной психофизиологии /Под ред. В. Д. Небылицына. М., 1972. — Т.7. — С.260−273.
- Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7-ми лет): Автореф. дис.канд. пед. наук. Тбилиси, 1966. — 22 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. — 206 с.
- Славина JI. С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся 1 класса в учебной работе //Известия АПН РСФСР. -Вып. 73.- 1955.- С. 186−215.
- Смирнова Е.О. Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1977. — 22 с.
- Соловейчик C. J7. От интересов к способностям. М., 1968. — 94 с.
- Соловьева Т.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников //Межвуз. сб. науч. трудов.- JL, 1986. С. З- 13.
- Сорокина А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: Дис.канд. пед. наук.- Л., 1945.- 130 с.
- Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. М., 1975. -175 с.
- Сорокоумова Е.А. Формирование познавательной активности младших школьников через понимание текста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 1995. — 17 с
- Стадник Г. А. Розвиток шзнавалыкн активности дошкшьниюв у ciM’i : Автореф. дис.канд. психол. наук. Кшв, 1992. — 19 с.
- Стеценко С.А. Особенности отношения старших дошкольников к обучению в школе и некоторые определяющие их факторы // Тезисы рес-публ.конф-ции. Таллин, 1982.- С.113- 122.
- Страунинг А. Метод фокальных объектов //Дошкольное воспитание. -1997. № 1.-С. 8−17.
- Страунинг А. Методы активизации творческого мышления //Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — С. 46−55.
- Страунинг А. Моделирование маленькими человечками (ММЧ) // Дошкольное воспитание. 1998. — № 3. — С. 33−44
- Страунинг A.M. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток». Учебно-методическое пособие. Обнинск, 2000. — Т. 1. — 204 с.
- Суворова О.В. Возможности и условия знаково-символического опосредствования вербально-логических задач шестилетними детьми: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1998. — 23 с.
- Сухова Е.И. Современные проблемы преемственности в формировании познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Дис.. .канд. пед. наук. М., 2001. — 220 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.- 173 с.
- Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб., 2002. -176 с.
- Теплое Б.М. Способности и одаренность //Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961. С. 129−131.
- Терехова И.Г. Формирование умственной работоспособности у детей старшего дошкольного возраста //Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе. Горький, 1984. — С.15- 22.
- Терехова Т.А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности: Дис.. .д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000. — 334 с.
- Ткаченко Л.П. О формировании самоконтроля и оценки в учебной деятельности дошкольников (подготовительная к школе группа) //Проблемы обучения детей-дошкольников. Ростов-на-Дону, 1974. — С.44- 51.
- Троицкая И.Ю. Особенности внутреннего плана действий у 6-тилетних детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2000. — 23 с.
- Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1926.
- Тригер Р.Д. Условия возникновения интереса к научному содержанию познавательной сказки у старших дошкольников // Известия АПН РСФСР. -М., 1955, — Вып.73.- С. 164- 185.
- Ту макова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом /Под ред. Ф. А. Сохина. -М., 1991. 128 с.
- Тырсиков Д.В. Диагностика способностей к рефлексии у школьников //Актуальные проблемы практической психологии. Н. Новгород, 1994. -С.74- 76.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.- 230 с.
- Ульенкова У.В. Диагностико-коррекционные группы в детском саду //Индивидуальный подход к школьникам в обучении. Горький, 1975. -Вып.З. — С.99- 106.
- Ульенкова У.В. Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности 6-тилетних детей //Учебное пособие к спецкурсу для студентов пед. фак-та по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Куйбышев, 1984.
- Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе//Вопросы психологии. 1983.- № 4.- С.62−69.
- Ульенкова У.В. К вопросу о генезисе самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста //Ученые записки Горьковского гос. пед. ин-та им. М. Горького, 1970. Вып.89. — Т.2. — С. 108- 134.
- Улъенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и кор-рекционно-педагогическая работа с ними: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1983.- 38 с.
- Улъенкова У.В. Психологические особенности шестилетнего ребенка как субъекта мыслительной деятельности // Особенности формирования активности субъекта в познавательной деятельности и поведении. Горький, 1986, — С. 3−18.
- Улъенкова У.В., Аксенова Е. Б. Формирование саморегуляции у шестилетних детей с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород, 1993.- С.7−24.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1981. — 176 с.
- Фаизова В.К. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами этнопедагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Саратов, 2002. 21 с.
- Федосеева О.И. Развитие гибкости мыслительных действий у младших школьников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004. — 22 с.
- Фелъдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности // Хрестоматия по возрастной психологии. Москва-Воронеж, 1998.-С. 154−168.
- Фелъдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
- Фонин Д., Целищева И. Использование моделирования при решении текстовых задач //Дошкольное воспитание. 1996. — № 10. — С. 73−78.
- Фрадкина Ф.И. Роль игры в формировании отношения к учению и учебных интересов школьников //Известия АПН РСФСР. Вып. 73. — 1955. -М.-С. 55−79.
- Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем: В 4-х томах. Т. 1. -М., 2000.- 160 с.
- Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем: В 4-х томах. Т. 4. М., 2001.- 160 с
- Фрадкина Ф.И. Роль игры в формировании отношения к учению и учебных интересов школьников // Известия АПН РСФСР. М., 1955. -Вып.73. — С.55−79.
- Хайдурова И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей пяти лет // Умственное воспитание детей в детском саду. JI., 1981.- С. 81−94.
- Цукерман Г. И. Зачем детям учиться вместе. М., 1980. — 80 с.
- Чеснокова И.И. О тенденции исследования состояний личности в советской психологии //Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 19−23.
- Шабалова КВ. Диагностика формирования гибкости мышления у шестилетних детей // Актуальные проблемы практической психологии. Н. Новгород, 1994.- С.87- 92.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982. — 208 с.
- Шевченко С, Г. Воспитывающий характер уроков «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» // Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М., 1981. — С.5- 19.
- Шевченко С.Г. Формирование знаний об окружающей действительности как средство активизации познавательной деятельности детей с ЗПР: Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. М., 1982. — 16 с.
- Шейн С.А. Диалог как основа педагогического общения //Вопросы психологии. 1991.-№ 1.-С. 45−52.
- Шерепитка Н.В. Формирование познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. Л., 1985.- С.83—89.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. -М.: Знание, 1990. 80 с.
- Шумакова Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности: Дис.. .канд. психол. наук. М., 1985. — 238 с.
- Шумакова Н.Б. Исследование активности в форме вопросов в разные возрастные периоды //Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 53−59.
- Шумакова Н.Б. Роль вопроса в структуре мышления //Вопросы психологии.- 1984.-№ 1.
- Щекотихина И.В. Воспитание познавательных интересов младших учащихся малокомплектной сельской школы в условиях учебного и свободного времени: Автореф. дис.канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 16 с.
- Щербакова Е., Зайцева Л. Учиться должно быть интересно //Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — С. 41−46
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения (в восьмилетней школе).- М., 1962.-230 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Внешние и внутренние ресурсы интересного обучения //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся (актуальные проблемы теории и практики обучения). Л., 1981.- С.3−14.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.- 351 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. -М., 1986.- 142 с.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов важный факторсовершенствования обучения // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. — 176 с.
- Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 554с.
- Элъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
- Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1999. — № 9. — С. 816.
- Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников //Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С.83- 92.
- Юшков А.Н. Бытийная общность и детская вопросительность. Красноярск, 1998.
- Юшков А.Н. Психологические особенности становления детской вопроси-тельности на уроках-диалогах в начальной школе.: Дис. .канд. психол. наук. Красноярск, 1997. — 148 с.
- Ягловская Е. Есть трудности и у любознательных //Семья и школа. 1993. -№ 10−12.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.-317 с.
- Яковлева E.H. Педагогические возможности теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческой активности учащихся: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2001. — 191 с.
- Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности //Психические состояния. JL, 1981. — С. 17−23.
- В inet А., Simon Т. The intelligence of feeble-minded.- P., 1916. 139 p.
- Jersild A. T. Child Psychology. N.Y.: Prentice-Hall, 1968. 610 p.
- Heckhausen H. The anatomy of Achievement Motivation. N.Y.:Academic Press, 1967.
- Hennig W. Lernmotive bei Schulern. Psycologishe Beitrage. Heft 23. -Berlin, 1978. S. 28—31.378
- Hurlock E.B. Child development. N.Y.: McCtraw-Hill Book Company, 1956. — 703 p.
- Miller F. T. Verbal mediation in the successive and simultaneous discrimination learning of children // J.Experim. Child Psychol. 1968. — N 6. — P. 510- 521.
- PiagetJ. La premiere annee de l’enfant. Brit. J. Psychol. — 1927. — 18p.
- Rosenfeld G. Theorie und Praxis Lernmotivati on. Berlin, 1973.
- Spitz R. La premiere annee de la vie de l’enfant. P., 1958. — 152 p.
- TorranceE.P. Education and the creative potential. Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1967, — 167 p.
- Vernon P.E. Development of current ideas about intelligence tests //Genetic and environmental factots in humanlities. V.2. — L., 1966. — 242 p.
- Wallon H. Stades et troubles du development psychomoteur et mental chez l’enfant. Paris, 1925.