Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях проблема развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в качестве теоретической основы подразумевает определение сущности ряда психолого-педагогических категорий, их связи и взаимопроникновения, степени изученности и исследовательских направлений, развивающихся в контексте данных категорий. Речь идет как о собственно феномене интереса, так и о свойствах… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Проблема познавательной деятельности дошкольников и возможностей ее активизации
    • 1. 2. Возрастные особенности познавательной деятельности старших дошкольников
  • Глава II. Пути активизации познавательной деятельности старших дошкольников
    • 2. 1. Диагностика познавательной активности старших дошкольников
    • 2. 2. Развитие познавательной активности старших дошкольников
    • 2. 3. Динамика результатов формирующего эксперимента
  • Заключение
  • Список литературы

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях проблема развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в качестве теоретической основы подразумевает определение сущности ряда психолого-педагогических категорий, их связи и взаимопроникновения, степени изученности и исследовательских направлений, развивающихся в контексте данных категорий. Речь идет как о собственно феномене интереса, так и о свойствах наблюдательности, памяти, внимания, любознательности и т. д.

Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Так, ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И.Божович, П. И. Груздев, М. А. Данилов, Н. Ф. Добрынин, Н. А. Менчинская, Г. И. Осипов, М. Н. Скаткин и др.); как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (А.Г.Архипов, М. Б. Беляев, А. Г. Волостникова, Л. А. Гордон, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.); в связи с избирательной направленностью личности (В.Б.Бондаревский, Н. В. Елфимова, Л. М. Матюшкин, Н. К. Постникова, В. П. Трусов, Г. И. Щукина, И. М. Цветков и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, Г. К. Гумницкий, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Теплов, Ю. В. Шаров и др.); в контексте развития мотивационной сферы личности (В.Г.Асеев, Б. И. Додонов, Ю. Н. Кулюткин, А. Б. Орлов, А. Ф. Плеухова, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, Л. М. Фридман и др.) и т. д.

Во многих работах развитие познавательного интереса связы-вается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т. д., то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И.Божович, Н. Ц. Купарадзе, В. Г. Леонтьев, А. А. Люблинская, М. И. Махмутов, Н. Г. Морозова, И. Ф. Мягков, А. В. Петровский, Н. К. Постникова, М. С. Роговин, К. М. Рамонова и др.).

Старший дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.

Исследования отечественных психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца доказывают, что применяемые в дошкольном детстве формы, познания имеют непреходящие значение для дальнейшей учебной деятельности ребёнка. При недооценке важности этой проблемы, по мнению К. В. Бардина, можно получить негативные результаты. «Не заложите этих основ — и вам придётся столкнуться с немалыми трудностями». Таким образом, важно сформировать у ребёнка готовность к учебной деятельности ещё в дошкольном возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя — М., 2002
  2. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Изд. МГУ, 1992. — 464 с.
  3. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие / З. Л. Шинтарь. -Гродно: ГрГУ, 2002. — 119 с.
  4. Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. -1979.-№ 5.-С. 36−39.
  5. Л.С. Проблема развития психики // Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3 / Под ред. Матюшкина A.M. — М.: Педагогика, 1983.-366 с.
  6. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  7. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоре-тического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  8. А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника. Бийск: Изд-во НИЦ Бийск. педагог. гос. ун-та им. В. М. Шукшина, 2002. 163 с.
  9. О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста — М., 2009
  10. О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников — М., 2010
  11. Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности шестилетних детей // Дошкольное воспитание. -1982. -№ 3. — С. 46−52.
  12. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. — Л.: Изд. ЛГУ, 1959. — 83 с.
  13. Игры «Забавы в картинках»: наборы развивающего дидактического материала для детей дошкольного возраста. — Киров, 2006
  14. И.Э. Детское экспериментирование. Конспекты занятий со старшими дошкольниками — М., 2005
  15. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд. МГУ, 1981.-584 с.
  16. Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности — М., 2006
  17. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 2000
  18. Н. Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка — М., 2007
  19. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  20. Е.О. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2008
  21. А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
Заполнить форму текущей работой