Социально-психологическая идентичность подростков — участников территориальных группировок
Диссертация
Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей становления идентичности у подростков, входящих в такое молодежное сообщество, как подростковая территориальная группировка. Процесс обретения идентичности рассматривался как решение важнейшей задачи развития в подростковом возрасте. Для организации исследования использовалась статусная модель становления идентичности, в которой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ГРУППИРОВКИ. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
- 1. 1. Особенности становления идентичности в среднем и старшем подростковом возрасте
- 1. 2. Механизмы становления идентичности и роль подростковой группы
- 1. 3. Социально-психологические особенности подростковой территориальной группировки
- 1. 4. Постановка проблемы и задачи исследования
- 1. 4. 1. Изучение параметров самосознания. j 1.4.2. Эмоционально-личностные характеристики
- 1. 5. Методы исследования и характеристика испытуемых
- II. 1.5.1. Изучение параметров самооценки
- 1. 5. 2. Изучение эмоционально-личностных характеристик
- 1. 5. 3. Изучение особенностей межличностного взаимодействия
- I. 1.5.4. Изучение статусов идентичности с помощью полу структурированной беседы
- I. 1.5.5. Изучение особенностей процессов социального сравнения
- 1. 5. 6. Статистическая обработка полученных данных
- 1. 5. 7. Отбор и характеристика испытуемых
- 2. 1. Изучение особенностей идентичности у 13-тилетних подростков, входящих в территориальную группировку
- 2. 1. 1. Изучение параметров самооценки
- 2. 1. 2. Изучение эмоционально-личностных характеристик
- 2. 1. 3. Изучение особенностей социального взаимодействия
- 2. 1. 4. Изучение особенностей социального сравнения
- 2. 2. Изучение особенностей идентичности у 15−16-тилетних подростков, входящих в территориальную группировку
- 2. 2. 1. Изучение параметров самооценки
- 2. 2. 2. Изучение эмоционально-личностных характеристик
- 2. 2. 3. Изучение особенностей социального взаимодействия
- 2. 2. 4. Изучение статусов идентичности с помощью полуструктурированной беседы
- 2. 2. 5. Изучение особенностей социального сравнения
- 2. 3. Сравнительный анализ особенностей становления идентичности подростков 13 и 15−16 лет, входящих в группировку, и их сверстников
- 2. 4. Организация социально-психологической работы с подростками — участниками территориальных группировок
Список литературы
- Абраменкова В.В. Идентификация-отвержение как механизм развития индивидуальности в онтогенезе // Психологические проблемы индивидуальности. — Вып. 2. — М., 1984.- С. 43−56.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
- Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор самовосприятия личности: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. — М., 1988. 22 с.
- Агеев B.C. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара, 2000. С. 624−641.
- Агеева И.А. Личностные особенности алкоголизирующихся девочек — подростков из ПТУ: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Л., 1990. -22 с.
- Агеева Л.В. Казанский феномен. — Казань, 1991. 170 с.
- Алексеева В.Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования. 1997. — № 3. — С. 22−31.
- Алексеева А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. 1999. — № 1. — С. 25−31.
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. — М., 1979. -245 с.
- Алешина Ю.Е. Трудности усвоения половой роли как фактор участия в неформальных молодежных организациях // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1990. С. 32−45.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1999. 376 с.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания / Под ред. Д Я Райгородского. — Самара, 2000. С. 471−478.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131−142.
- Бааль Е.Г. В конфликте с законом // По неписаным законам улицы.1. М., 1991.-С. 61−76.
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. — М., 1993. 334 с.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность // Мир психологии. — 1999. -№ 3. С. 75−84.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. — М., 2001.-301 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М., 1994.221 с.
- Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск, 1973.-138 с.
- Беляева О.В. Динамика личной идентичности в подростковом возрасте: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. — М., 2001. 25 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. — 418 с.
- Битенский B.C., Личко А. Е., Херсонский Б. Г. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков // Психологический журнал.- 1991. Т. 12. — № 4. — С. 23−38.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978.-311 с.
- Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание // Личность и общение. — М., 1983. — С. 85−255.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.209 с.
- Борисов И.Ю. «Гедонистический риск» и отклоняющееся поведение // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1990. С. 56−68.
- Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. — М., 1972. С. 64−78.
- Бочкарева Г. Г. Психологические особенности трудновоспитуемых школьников // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. — М., 1980. С. 45−59.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990. — 140 с.
- Булатов P.M. Криминальная социализация казанских подростков в территориальных группировках // Советская юстиция. — 1992. № 6. -С. 22−30.
- Быков. В.В. Признаки организованной преступной группы // Законность. 1998.- № 9.-С. 4−8.
- Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов — психологов // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. — 2000. № 1.- С. 56−62.
- Васильченко Г. С., Решетняк Ю. А. Опыт исследования межличностных отношений // Проблемы современной сексопатологии. — М., 1972. -С. 78−94.
- Войтко А.В. Социальные и психологические аспекты трудновоспи-туемости учащейся молодежи // Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. — Воронеж, 1982.-С. 23−41.
- Выготский JI.C. Детская психология // Собрание сочинений в 6-ти томах / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М., 1984. 432 с.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. — СПб., 1994. 158 с.
- Гернет М.Н. Избранные произведения / Под ред. А. Б. Сахарова. -М., 1974.-639 с.
- Гиббенс Т.К. Основные тенденции в преступности несовершеннолетних. Женева, 1963. — 72 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. — 1994. № 3. — С. 43−52.
- Глозман Ж.М., Самойлова В. М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психологическая наука и образование. — 1999. № 2. — С. 33−41.
- Горбатенко А.С. Социально-психологические детерминанты включения нового индивида в группу // Вопросы психологии. — 1982. № 3. -С. 25−36.
- Грищенко Л.А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. — Свердловск, 1987. 75 с.
- Громова И.Б., Леонтьева В. Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта // Социологические исследования. — 1991. -№ 10.-С. 45−56.
- Гульдан В.В., Романова О. Л., Сиденко O.K. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. — 1993. № 2. — С. 33−45.
- Гумеров А.Г. «Группировочная» мораль и «дедовщина»: взгляд изнутри // Развитие социальной активности подростка: Тез. докл. конф. — Казань, 1988.-С. 115−118.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Ав-тореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1983. 24 с.
- Дозорцева Е.Г. К проблеме аномального личностного развития подростков с делинквентным и криминальным поведением // Российский психиатрический журнал. — 1999. № 3. — С. 64−75.
- Долгинова О.Б. Психологическая отчужденность и проблемы становления личности // Наш проблемный подросток / Под ред. JI.A. Регуш. — СПб., 1998.-С. 23−36.
- Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.- 221 с.
- Дубровина И.В. Психологические аспекты психического здоровья детей и школьников / Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1994. — С. 35−54.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. — 2001. Т. 22. — № 4. -С. 25−36.
- Жичкина А.Г. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 2001. —25 с.
- Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1982. 20 с.
- Заика Е.В., Крейдун Н. Г., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. — 1994. № 4. — С. 83−90.
- Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность // Избранные психологические труды. Т. 1. — М., 1986.- С. 112−118.
- Иванова Т.В. Отклоняющееся поведение и употребление подростками наркотиков // Социологические исследования. 1992. — № 7. — С. 33−41.
- Ивченков С.Г. Неформальные объединения проблемы участия молодежи: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — Саратов, 1991. — 25 с.
- Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. — М., 1971.- 173 с.
- Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. — 1992. № 2. — С. 23−33.
- Камайкин Н.М. Подростково-молодежные группировки в условиях города Саранска // Развитие социальной активности подростка: Тез. докл. конф.—Казань, 1988.-С. 151−155.
- Кашелкин А.Б., Овчинский B.C. По неписаным законам улицы II По неписаным законам улицы.—М., 1991.-С. 101−130.
- Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. — М., 1997. — 150 с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001. —160 с.
- Ковалев В. В., Полякова Н. Е. Патологические формы девиантного поведения у подростков. — М., 1983. 245 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.-350 с.
- Комаров В.В. Особенности механизма социального сравнения и пути его коррекции у педагогически запущенных подростков в условиях ограниченного общения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. —Воронеж, 1989. -29 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. 254 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1984. -335 с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Воронеж, 1997.-336 с.
- Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.-206 с.
- Корнеева Н.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями несовершеннолетних, совершенными в группе со взрослыми: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
- Костикова М.Н. О влиянии учителя на формирование отклоняющегося поведения школьников // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. — М., 1990. С. 78−88.
- Кофырин Н.В. Криминогенные молодежные группы по месту жительства. Их правосознание и жизненные ориентации // Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М., 1991. С. 47−60.
- Кржечковский А.Ю. К вопросу о механизмах отклоняющегося поведения у подростков // Вестник Ставропольского гос. ун-та. — 1998. № 16. -С. 24−36.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991. — 205 с.
- Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев, 1982. 159 с.
- Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. — М., 1976. — 286 с.
- Кутузова Т.Р., Смирнова О. В. Роль социальной среды в процессе социально-психологической адаптации подростков // Гигиена и санитария. -1992.-№ 3.- С. 33−45.
- Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. — СПб., 2002. —224 с.
- Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. — 1999. Т. 20. — № 3. — С. 32−42.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. -М., 1983. —556 с.
- Лещинская Е.А. Тренинг общения для учащихся 4−6 классов. Киев, 1996.-245 с.
- Личко А. Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Рук-во. — Л., 1991.-304 с.
- Мазурова А.И., Радзиховский Л. А. Хип-система: сленг и мироощущение // Психолого-педагогические проблемы изучения неформальных молодежных объединений / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1990. С. 101 123.
- Маласаева JT.JT. Особенности состояния Я-концепции личности при донозологических формах полинаркотоксикомании у подростков // Сибирский психологический журнал. — 1998. № 7. — С. 45−52.
- Махова Т.В. Особенности процессов рефлексии в подростковом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 2001. — № 2. — С. 79−83.
- Маховер К. Проективный рисунок человека. — М., 2000. — 152 с.
- Меркушин М.В. Некоторые особенности структуры самосознания в подростковом и юношеском возрасте // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М., 1992.-С. 56−68.
- Миньковский Г. М. Профилактика правонарушений среди молодежи.—Киев, 1985.-55 с.
- Моленда О. Влияние ценностных ориентаций на асоциальное поведение подростков. Автореферат дис.. .канд. психол. наук. М., 1992. — 25 с.
- Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. — М., 1987. 64 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 2000. 430 с.
- Мяло К.Г. Время выбора. Молодежь и общество в поисках альтернативы. — М., 1991. 252 с.
- Налчаджян А.А. Я-концепция // Психология самосознания / Под ред. Д. Я Райгородского. — Самара, 2000. С. 270−317.
- Невский И. А. Генезис асоциального поведения у детей и подростков // Острые углы воспитания / Под ред. А. Е. Тарас. — Минск, 1990. С. 2446.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. — Ярославль, 1998.-234 с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М&bdquo- 1987.-303 с.
- Овчинский B.C. Подростковая преступность в Москве // Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М., 1991.
- Овчинникова Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. — № 2. — С. 84−89.
- Ольшанский В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений // Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. — М., 1981.-С. 95−123.
- Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 2001.-29 с.
- Пальчиков В.А. Девиация поведения как один из объектов психопрофилактики // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция (материалы конференции). — Саратов, 1991. -С. 37−49.
- Папкин А.И. Психологическое исследование действенной эмоциональной идентификации личности в коллективе: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1975. 24 с.
- Павлов И.В. Предупреждение отклоняющегося поведения и правонарушений школьников // Мир психологии. 1998. — № 2. — С. 55−64.
- Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. — М., 2001. 95 с.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. — С. 208−229.
- Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. — М., 1979. -345 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. труды. — М., 1969.-С. 443−543.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология: в 2 кн. — М., 1998.591 с.
- Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. — М., 1983.-С. 123−145.
- Попов В.Г. Молодежь в сфере криминогенного влияния // Социологические исследования. 1998. -№ 5. — С. 54−68.
- Прихожан A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982. С. 78−93.
- Прихожан A.M. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 1996.— 188 с.
- Радзиховский JI.A. Социальная ситуация, молодежь, неформалы: попытка прогноза // Психолого-педагогические проблемы изучения неформальных молодежных объединений / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1990.-С. 127−145.
- Раева В. М. Структурные особенности личности несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. — М., 1993.-С. 112−134.
- Райский Б. Ф Предупреждение и преодоление отклонений в поведении школьников. — Волгоград, 1986. 245 с.
- Реан А.А. Характерологические особенности подростков — делинквентов // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 35−44.
- Розин М.В. О некоторых психологических причинах демонстративного поведения подростков // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1990.-С. 118−132.
- Роуз М. Трудности с подростками. — СПб., 1994. 301 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. — М., 1973.549 с.
- Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина делинквентного поведения подростков // Прикладная психология. -2000.-№ 3. —С. 46−55.
- Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. — 1982. № 1. — С. 69−75.
- Селецкий А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. — Киев, 1981. 238 с.
- Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. — СПб., 2000.-346 с.
- Сизоненко A.M. Индивидуально-дифференцированный подход в перевоспитании «трудных» школьников // Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьников / Под ред. А. Г. Холоднюк. — Кишинев, 1991. С. 66−79.
- Сомов М.А. К вопросу о формировании идеальной представленности одного ученика в одноклассниках // Психологические особенности формирования личности школьника. — М., 1983. С. 34−51.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1998.165 с.
- Сундиев И.Ю. Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика) // По неписаным законам улицы. — М., 1991. С. 166−170.
- Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983. — 284 с.
- Тарас А.Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. — Минск, 1986.-71 с.
- Тарарухин С.А. Преступное поведение: Социальные и психологические черты. -М., 1974. -221 с.
- Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М., 1984.79 с.
- Толстых Н.Н. Отношение к будущему //Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. — М., 1987.- С. 47−69.
- Топалов М. Молодые неформалы: кто они? // Аргументы и факты.- 1988.-№ 31.
- Тузов А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. — Киев, 1982. 181 с.
- Туревский М.А. Размер группы как фактор действенной групповой эмоциональной идентификации // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. — Ульяновск, 1985. С. 78−98.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М., 1996.-278 с.
- Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация — содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. — 1998. № 1. — С. 77−95.
- Фетюхин М.И. Психологическое изучение трудновоспитуемых и недисциплинированнных учащихся как фактор их перевоспитания // Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьников / Под ред. А. Г. Холодюк. — Кишинев, 1991.-С.38−51.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.142 с.
- Хохлова Л.П. Межличностное восприятие как одни из психологических механизмов адаптации личности группе // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. — Ульяновск, 1985. С. 111 134.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг. Игры и упражнения. -М., 1988.-269 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1997. — 276 с.
- Чагилов В.Р. Проблема социальной идентичности: Автореф. дис.. .канд. психол. наук. — М., 1991. 254 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977.- 144 с.
- Чудновский B.C., Кржечковский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. — Ставрополь, 1996.-287 с.
- Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1991.-28 с.
- Шарага Я.В. Активность самопознания при решении интеллектуальных задач старшими школьниками: Автореф. дис. .канд. психол. наук.1. М., 1987.-24 с.
- Шевчук В.Ф. Поведение личности: педагогические и психологические проблемы. Ярославль, 1992. 235 с.
- Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры // Психолого-педагогические проблемы изучения неформальных молодежных объединений / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1990. С. 78−91.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М., 1989. — 545 с.
- Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. — 344 с.
- Юсупов И.М., Ахатова Э. А. Социально-психологические предпосылки вступления подростка в группировку // Развитие социальной активности подростка: Тез. докл. конф. —Казань, 1988. С. 105−112.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 45−56.
- Adams G.R., Abraham K.G. The relations among identity development, self-consciousness and self-focusing during middle and late adolescence // Developmental Psychology. 1987. — №. 23. — P. 292−297.
- Archer S.L. Adolescent Identity: An Appraisal of Health and Intervention // Journal of Adolescence. 1989. — № 12(4). — P. 341−343.
- Archer S.L. (Ed.). Interventions for adolescent identity development.
- Newbury Park, CA: Sage Publications, 1995. 445 p.
- Archer S.L. & Waterman A.S. Varieties of identity diffusions and foreclosures: An exploration of subcategories of the identity statuses // J. of Adolescent Research. 1990. — №. 5. — P. 96−111.
- Basch M. Understanding Psychotherapy: The Science Behind the Art. — NY.: Basic, 1988. 401 p.
- Berzonsky M.D., Neimeyer G.J. Identity Status and Personal Construct System // Journal of Adolescence. 1988. — № 11. — p. 195−204.
- Bilsker D, Schiedel D, Marcia J. Sex differences in identity status //Sex roles.- 1988.- Vol. 18. №.3−4.- P. 231−236.
- Bios P. The adolescence passage. New York: International Universities Press, 1979.-390 p.
- Bourne E. The state of research on ego identity: a review and appraisal // J. Youth & Adolescence. 1978. — № 7. — P. 223−251.
- Breakwell G.M. Integrating paradigms, methodological implications // Breakwell G.M., Canter D.V. Empirical approaches to social representations. -Oxford: Clarendon Press, 1993. — P. 180−201.
- Bunt M. Ego identity: its relationship to the discrepancy between how an adolescent views himself and how he perceives that others view him // Psychology. 1968. — № 5. — P. 14−25.
- Caldwell R.A., Bogat G.A., Cruise K. The relationship of ego identity to social network structure and function in young man and women // J. of Adolescence. 1989. — № 12.-P. 309−313.
- Constantinople A. Masculinity-femininity: An exception to a famous dictum? // Psychological Bulletin. 1970. — № 80. — P. 389−407.
- Cote J.E. & Levine C. A critical examination of the ego identity status paradigm // Developmental Review. 1988. — № 8. — P. 147−184.
- Cramer P. Freshman to Senior Year: A follow-up study of identity, narcissism and defense mechanisms // Journal of Research in Personality. 1998. -Vol. 32.-№ 2.-P. 189−221.
- A Critical Dictionary of Psychoanalysis (by C. Rycrott). — London, 1987.-74 p.
- Cross H., Allen J. Ego identity status, adjustment and academic achievement // J. of Consulting and Clinical Psychology. 1970. — № 34. -P. 288−297.
- Deschamps J.C. Regarding the relationship between social identity and personal identity // in: Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. Social Identity: international perspective. —N.Y.: Sage Publications, 1998. — P. 1−12.
- Doise W. Social representations in personal identity // in: Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. Social Identity: international perspective. — N.Y.: Sage Publications, 1998. — P. 13−25.
- Donovan J.M. Identity status and interpersonal style // J. of Youth and Adolescence. 1975. — № 4. — P. 37−55.
- Elder G.H. Adolescence in Historical Perspective // Handbook of Adolescence Psychology (ed. J. Adelson). NY., 1980. — 345 p.
- Ellis A. & Harper R.A. A hew guide to rational living. Englewood Cliffs, NJ, Prentice Hall, 1962. — 355 p.
- Epstein G. Healing visualizations. NY.: Bantam Books, 1989.298 p.
- Erikson E.H. The Life Cycle Completed. NY.: W. W. Norton @ Co., 1982.- 165 p.
- Goldman J.A., Rosenzweig M., Lutter A.D. Effect of ego identity statuses on interpersonal attraction // J. of Youth & Adolescence. 1980. — № 9. -P. 153−162.
- Goldstein A.P., Huff C.B. The Gang Intervention Handbook. — NY.: Research Press, 1993. 243 p.
- Grotevant H.D., An extension of Marcia’s identity status interview into the interpersonal domain // Journal of Youth and Adolescence. 1982. — № 11. — P. 33−47.
- Hummel R., Roselli L.L. Identity status and academic achievement in female adolescents // Adolescence. 1983. — № 17. — P. 17−27.
- Hunt S. Individual development and social experience. London: George Allen & Unwin Ltd, 1975.- 198 p.
- Jablonsky L. The Delinquent Gang as a Near-Group // Social Problems. 1959.-№ 7.-P. 108−117.
- Jaromovic M. Self-We-Others schemata and social identifications // Worchel S., Morales J. F., Paez D., Deschamps J. Social Identity: international perspective. —N.Y.: Sage Publications, 1998. —P. 44−52.
- Jenkins R. Social Identity. — L.: Routledge, 1996. 421 p.
- Jones R.M., Hartmann B.R. Ego Identity: Developmental Differences and Experimental Substance Use among Adolescents // Journal of Adolescence. -1988.- № 11. —P. 347−360.
- Jones V. F. Adolescence with Behavior Problems: Strategies for Teaching, Counseling and Parental Involvement. — Boston, 1980. 311 p.
- Jordan D. Parental antecedents of ego identity formation. Unpublished doctoral dissertation, State University of N.Y., Buffalo. NY.
- Kaplan H.B. Deviant behavior in defense of self. — N.Y., 1980.324 p.
- Katz P., Zigler E. Children’s self-image disparity // Developmental Psychology. 1975. — № 11. — P. 546−550.
- Kauffman J. M. Characteristics of Emotional and Behavioral Disorders of Children and Youth. —NY.: Macmillan Publishing Company, 1993. 521 p.
- Kirby C.S. Complexity-simplicity as a dimension of identity formation. Doctoral dissertation. Michigan State University, 1977. 218 p.
- Klein H.A. Temperament and self-esteem in late adolescents // Adolescence. 1992. — Vol. 27. — P. 689−694.
- Kohut H. The Analysis of the Self. — NY.: International Universities Press, 1971.-405 p.
- The Kohut Seminars on Self Psychology and Psychotherapy with Adolescents and Young Adults (ed. M. Elson). NY., 1987. — 287 p.
- Kroger J. Identity in adolescence: the balance between self and other.1.ndon New York, 1989. — 213 p.
- Krueger R, Hansen J.C. Self-Concept Changes during Youth-Home Placement of Adolescents // Adolescence. 1987. — № 87. — P. 167−198.
- Lamke L. K., Peyten K. G. Adolescent Sex Role Orientation and Ego Identity // Journal of Adolescence. 1988. — № 11. — P. 221−240.
- Leiper R.N. The relationship of cognitive development structures to the formation of identity in young men // Journal of Youth and Adolescence. 1981. Vol. 11.—P. 371−385.
- Long B.H., Henderson E.H., Ziller R.C. Manual for the Self-Social Symbol Tasks and the Children’s Self-Social Construct Tests. — Baltimore, 1970.255 p.
- MacKinnon J.L., Marcia J.E. Patterns in women’s development: Interrelations among identity status, attachments styles and understanding of children’s development // Internation. J. of Behavior Development in press, 2002.
- Marcia J.E., Friedman M.L. Ego identity status in college women // Journal of personality 1970. — № 38. — P. 249−263.
- Marcia J.E. Identity in Adolescence // Handbook of Adolescent Psychology.-NY.: Wiley, 1980.-P. 10−134.
- Marcia J.E. Identity and Intervention //Journal of Adolescence. 1989. 12.-P. 221−245.
- Marcia J.E., Kowaz A.M. Development and validation of a measure of Ericksonian industry // J. of Personality & Social Psych. 1991. — Vol. 60. — № 3 -P. 390−397.
- Matteson D.R. Adolescence today. Sex roles and the search for identity.
- Dorsey Press, 1985. 345 p.
- Mecus W., Dekovic, M. Identity Development, Parental and Peer Support in Adolescence: Results of a National Dutch Survey // Adolescence. 1995. -Vol. 30.-№ 120.-P. 931−945.
- Meilman P.W. Cross-sectional age changes in ego identity status during adolescence // Developmental Psychology. 1979. — № 15. — P. 230−231.
- Moscovoci S. Notes towards a description of social representation. // Europ. J. Soc. Psychol.-1988, — Vol. 18.— P. 211−250.
- Muuss R.E. Theories of Adolescence. — NY.: McGraw Hill, 1988.405 p.
- Myers P.B., Myers K.D. Myers-Briggs Type Indicator. NY.: Consulting Psychologists Press, 1993. — 25 p.
- Ogbu J. Cultural Model, Identity and Literacy // In: Stigler J., Shwe-der R., Herdt G. Cultural Psychology. — NY.: Cambridge University Press, 1990. -554 p.
- Orlofsky J.L., Ginsburg S.D. Intimacy status: relationship to affect cognition // Adolescence. -1981.- № 16. P. 91 -100.
- Oshman H.P., Manosevitz M. The impact of the identity crisis on the adjustment of late adolescent males // J. of Youth and Adolescence. 1974. -№ 3.-P. 207−216.
- Pastorino E., Kidwell, J.S. Dunham, R.M., Bacho R.A. Adolescent Identity Exploration: A Test of Erickson’s Theory of Transactional Crisis // Adolescence. 1995. — Vol. 30. — № 120. — P. 785−795.
- Podd M.H. Ego identity status and morality: the relationship between two developmental constructs // Developmental Psychology. 1972. — № 6. -P. 497−507.
- Prager K.J. Identity development and self-esteem in young women // J. of Genetic Psychology. 1982.- № 141.-P. 177−182.
- Raphael В., Xelowski H.G. Identity status in high school students: critique and a revised paradigm // J. of Youth and Adolescence. 1980. — Vol. 9. -P. 383−389.
- Rhimcey J.S., Alipuria L.L. Ethnic Identity in College Students from 4 Ethnic Groups // Journal of Adolescence. 1990. — № 13. — P. 171−183.
- Rotheram-Borus MJ. Ethnic Differences in Adolescents' Identity Status and Associated Behavior Problems // Journal of Adolescence. 1989. -№ 12.— P. 361−374.
- Shein L., Farber B.A. Female identity development and self-reflection in late adolescence // Adolescence. 1989. — Vol. 24. — P. 381−392.
- Shofield J.W. Complementary and conflicting identities // in: Asher S.R. & Gottman J.M. (Eds). The development of children’s friendships. N.Y.: Cambridge University Press. — 1981. — P. 176−193.
- Shorr J. (Ed.). Imagery: Current perspectives. NY.: Sage Publications, 1989.-357 p.
- Simmons D. Development of an objective measure of identity achievement status // J. of Projective Techniques & Personality Assessment. 1970. -№ 34.—P. 241−244.
- Skoe E. Ethic of care and real life moral dilemma content in male and female early adolescents // J. Early. Adol. — 1993. Vol. 13. — P. 154−167.
- Slugoski B.R., Marcia J.E., Koopman R.F. Cognitive and social interactional characteristics of ego identity statuses in college males // J. of Personality and Social Psychology. 1984. — Vol. 47. — № 3. — P. 646−661.
- Sterling C.M., Van Horn K.R. Identity and death anxiety // Adolescence. 1989.- Vol.24. — P. 321−326.
- Streitmatter J. Gender differences in Identity development: an examination of longitudinal data // Adolescence. 1993. — Vol. 28. — P. 55−66.
- Tajfel H. Individuals and groups in social psychology // Brit. J. of Social and Clinical Psychology. — 1979. Vol. 18. — P. 233−264.
- Turner J.C. A self-categorization theory // Turner J.C., Hogg M.A., Oakes P.J. etc. Rediscovering the social group. Oxford, 1987. — P. 42−67.
- Tzuriel D. Sex role typing and ego identity in Israeli, Oriental and Western adolescents // J. of Personality & Social Psychology. 1984. — № 46. — p. 440−457.
- Weinreich P. Psychodynamics of personal and social identity // Identity: personal and socio-cultural perspectives. Uppsala, 1983. — P. 159−185.
- Waterman A.S. Identity development from adolescent to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. — 1982. Vol. 18. — № 3. — P. 341−358.
- Wexler D. The Adolescent Self: Strategies for Self-Management, Self-Soothing, and Self-Esteem in Adolescents. — NY.: A Norton Professional Book, 1991.- 192 p.
- Wylie R. The self-concept. NY.: Lincoln, 1974. — 355 p.