Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального самоопределения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. На начальном этапе профессионального самоопределения у молодых людей активно формируется личностное и профессиональное самосознание. Для них становится важным воспринимать себя не только личностью, но и субъектом деятельности (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Бодров В. А., Климов Е. А., Пряжниюов Н. С., Маркова А. К., Головей Л. А., Самоукина Н. В., Чеснокова И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Литературный обзор
    • 1. 1. Я-концепция и особенности её формирования в юношеском возрасте
      • 1. 1. 1. Методологические принципы анализа самосознания и Я-концепции в психологии
      • 1. 1. 2. Я-концепция и её структура
      • 1. 1. 3. Формирование Я-концепции в юношеский период
    • 1. 2. Профессиональное самоопределение и его особенности в юношеском возрасте
      • 1. 2. 1. Проблема профессионального самоопределения
      • 1. 2. 2. Периодизация профессионального самоопределения
      • 1. 2. 3. Профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте
  • Глава 2. Организация и методы исследования
  • Глава 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Анализ значимых сфер жизни студентов
    • 3. 2. Анализ мотивов выбора профессии
    • 3. 3. Эмоциональное отношение к профессиональному будущему
    • 3. 4. Анализ представлений о будущей профессии
    • 3. 5. Анализ соотношения Я-реального, Я-идеального, Я-профессионального
    • 3. 6. Адекватность профессионального выбора
    • 3. 7. Профессиональное самоопределение и Я-концепция
  • Выводы

Особенности Я-концепции студентов лицея на начальном этапе профессионального самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На начальном этапе профессионального самоопределения у молодых людей активно формируется личностное и профессиональное самосознание. Для них становится важным воспринимать себя не только личностью, но и субъектом деятельности (Ананьев Б.Г., Абульханова-Славская К.А., Бодров В. А., Климов Е. А., Пряжниюов Н. С., Маркова А. К., Головей Л. А., Самоукина Н. В., Чеснокова И. И., Реан A.A. и др.). В этот период деятельность начинает выступать стимулом развития личности и условием формирования её черт и качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и видам деятельности.

Современный этап развития общества характерен динамикой и изменчивостью мира профессий. В связи с этим меняются и представления о профессии. Анализ психологических исследований показывает, что в психологии существует необходимость в знании о влиянии профессии на самосознание, причём важным является не только становление в профессии, но и этап вхождения в профессию. Чем успешнее начнётся целенаправленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворённость жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире. А это, по мнению ряда авторов (Burke R. J, Cordes C.L., Wishnievski L., Водопьянова H.E., Гришина Н. В., Бодров В. А. и др.), является мощным фактором профилактики профессионального выгорания. Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех её стадий и этапов, но особая роль отводится профессиональной подготовке, которая способствует профессиональному становлению студентов, формированию важных качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, развитию личности в ходе профессионального обучения.

В современной отечественной психологии имеется достаточно много исследований, посвящённых различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности (Ананьев Б.Г., Буякас Т. М., Вишниевский Ю. В., Герчинов В. И., Климов Е. А., Н. С. Пряжников, Казанцева Т. А, Олейник Ю. Н., Степанова Е. И., Шадриков В. Д и др.). Однако, недостаточно исследованы особенности формирования адекватного образа будущей профессии, представления о личностных качествах профессионала, о функциях, которые выполняет образ будущей профессии в структуре Я-концепции и её роли в регуляции поведения на начальном этапе профессионального самоопределения.

Целью данного исследования является изучение образа будущей профессии в структуре Я-концепции на начальном этапе профессионального самоопределения.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности Я-концепции и место Я-профессионального в её структуре у студентов разных специальностей.

2. Изучить представления о будущей профессии у студентов, обучающихся профессиям менеджер и программист.

3. Выявить особенности и степень адекватности Я-профессионального на начальном этапе профессионального развития.

4. Изучить влияние личностных особенностей на соотношение Я-реального и Я-идеального.

5. Изучить соотношение личностных особенностей, Я-концепции, эмоционального отношения к будущей профессии и адекватности профессионального выбора.

Предмет исследования: Я-концепция студентов на начальном этапе профессионального самоопределения.

Объект исследования: Личности студентов 1-го и 2-го курсов Александровского лицея, обучающиеся профессиям «менеджер» и «программист».

База исследования: Экспериментальное исследование проводилось в ноябре 2002 г.-марте2003 в профессиональном Александровском лицее города Санкт-Петербурга. Было обследовано 187 человек, 17−20 лет, среди них 97 студентов-программистов и 90 студентов-менеджеров.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие предположения:

1. Я-профессиональное является составной частью Я-концепции личности. Однако, роль Я-профессионального может быть различна на разных этапах профессионального самоопределения. На начальном этапе профессионального самоопределения происходит становление профессиональной идентичности и включение Я-профессионального в общую структуру Я-концепции. Роль Я-профессионального может определяться особенностями профессии и теми требованиями, которые она предъявляет к личности.

2. Существенно связанными с процессами формирования профессиональной идентичности оказываются такие факторы, как личностные особенности, адекватность профессионального выбора. Сформированная профессиональная идентичность положительно влияет на эмоциональное отношение к профессиональному будущему, уменьшая страх, тревогу, увеличивая заинтересованность и оптимизм.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Роль Я-профессионального в общей структуре Я-концепции на начальном этапе профессионализации незначительна и зависит от профиля специальности.

2. В структуре Я-профессионального имеются общие, независящие от специальности черты, такие как стремление к профессиональным достижениям, низкая степень доверчивости, сенситивность по отношению к людям, и специфические, характеризующие специалиста конкретной специальности. Для студентов-менеджеров характерно преобладание в структуре Я-профессионального коммуникативных черт, а в структуре Я-профессионального студентов-программистов когнитивных черт.

3. Выявлена высокая степень рассогласования между Я-идеальным и Я-профессиональным. Причём черты, по которым рассогласование достигает максимальных значений, отражают специфику избранной специальности.

4. На начальном этапе профессионализации Я-профессиональное, в силу слабой сформированности, не оказывает существенного влияния на профессиональное самоопределение. В качестве основного регулятора выступает в большей мере Я-реальное и Я-идеальное. Роль Я-профессионального существенно выше у адекватно выбравших профессию.

Методологическую основу исследования составляют принцип развития и принцип единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов С.Л.Рубинштейн, Е. Ф. Рыбалко, Б. М. Теплов, А.А.Смирнов), взгляды и исследования в области самосознания и Я-концепции (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, Р. Бернс, А.А.БодалёвЛ.С.Выготский, И. С. Кон, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, А. А. Налчаджан, А. А. Реан, Е. В. Шорохова, Mead, G), в области профессионального самоопределения (А.Маслоу, Е. И. Головаха, Л. А. Головей, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, В. Д. Шадриков, Super D., Havighurst, R., Caplow, J, Moore).

Научная новизна исследования. Впервые проведено изучение Я-концепции и места Я-профессионального в её структуре в зависимости от профиля будущей специальности на начальном этапе профессионального самоопределения.

Изучена роль и место профессиональной сферы в структуре жизненных сфер современных молодых людей на начальном этапе профессионального самоопределения.

Установлено, что сформированность Я-профессионального и значимая его роль в структуре Я-концепции связана с адекватностью профессионального выбора, положительно влияет на эмоциональное отношение к профессиональному будущему, уменьшая тревогу, страх, индифферентность.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении структуры Я-концепции в юношеском возрасте, выделении и описании Я-профессионального как самостоятельной подструктуры целостной Я-концепции.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы в практике консультирования, психологической помощи и психологического сопровождения профессионального обучения. Основным прикладным направлением может стать разработка психологических средств помощи при неадекватном выборе профессии. При адекватном выборе профессии — уточнение образа профессионала на начальном этапе профессионального самоопределения и формирование положительного отношения к профессиональному будущему, что должно стать основой психологического сопровождения студентов.

Апробация результатов исследования. Основные положения по теме исследования были доложены и обсуждены на научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2002» (СПбГУ., 2002), на научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2003» (СПбГУ., 2003), на заседании кафедры «Психология развития и дифференциальная психология» (СПбГУ., 2004), на заседании научно-педагогического совета профессионального Александровского лицея (СПб, 2004), на Ш съезде РПО (июнь, СПб, 2003). По теме исследования опубликовано 4 работы.

— 149-Выводы.

1. Исследование места Я-профессионального в структуре Я-концепции у студентов разных специальностей показало, что в структуре Я-концепции присутствуют сферы: физическое Я, коммуникативное Я, семейно-ролевое Я, досуговое Я, Я в прошлом и Я-профессиональное. Роль Я-профессионального в общей структуре Я-концепции на начальном этапе профессионализации незначительна (от 4% до 11%). Роль Я-профессионального зависит от специальности. У программистов она занимает более значимое место. Существенного увеличения доли Я-профессионального от 1-го ко 2-му курсу не отмечается.

2. Изучение эмоционального отношения к профессиональному будущему показало, что студенты заинтересованы, оптимистично настроены и уверены в своём профессиональном будущем. Однако, отношение к профессиональному будущему связано с удовлетворённостью выбором профессии и обучением. При высокой удовлетворённости выбором профессии и обучением повышается оптимизм, уверенность, заинтересованность в отношении профессионального будущего и уменьшается страх, тревога и индифферентность.

3. Особенности Я-профессионального студентов определяются профилем избранной специальности. Так, в структуре Я-профессионального у студентов-менеджеров доминируют черты, относящиеся к коммуникативной и эмоциональной сфере. Существенное место отводится внешней привлекательности. В образе Я-профессиональное студентов-программистов отражены интеллектуальные, творческие качества, отсутствие внешней привлекательности, социальной смелости. Общим для Я-профессионального студентов является стремление к профессиональным достижениям, недоверчивость, жёсткость по отношению к людям.

4. Исследование степени адекватности Я-профессионального требованиям профессии показало соответствие Я-профессионального студентов экспертной оценке по большинству параметров. Однако отмечается рассогласование по ряду профессионально значимых качеств. Студенты преувеличивают значение общительности и нонконформизма, эмоциональной устойчивости и стремления руководить.

5. Изучение соотношения Я-реального, Я-идеального и Я-профессионального в структуре Я-концепции обнаружило несоответствие между ними. Степень рассогласования возрастает от Я-реального к Я-идеальному и Я-профессиональному, демонстрируя максимальные различия между группами по Я-профессиональному. Исследование соотношения Я-идеального и Я-профессионального выявило высокую степень рассогласования между ними, имеющую специфику профессиональной принадлежности. Так, для будущих менеджеров характерно сближение Я-профессионального и Я-идеального по группе коммуникативных качеств, а для будущих программистов — по качествам, связанным с познавательной сферой.

6. Анализ структуры Я-концепции в зависимости от адекватности профессионального выбора выявил максимальные различия в Я-идеальном и Я-реальном между группами адекватно и неадекватно выбравшими профессию и гораздо меньшие различия между ними в Я-профессиональном. Это свидетельствует о том, что образ профессии (Я-профессиональное) не выступает в качестве фактора, регулирующего профессиональное самоопределение на изученном нами этапе жизни в силу недостаточной его сформированное&tradeВ качестве регулятора профессионального самоопределения, по-видимому, выступает в большей мере Я-идеальное и Я-реальное. Это подтверждается результатами исследования соотношения значимых сфер жизни, которое продемонстрировало явное преобладание коммуникативной, досуговой, семейной сфер над профессиональной. В то же время, роль Япрофессионального существенно возрастает у адекватно выбравших профессию.

7. Адекватность профессионального выбора оказывает влияние на эмоциональное отношение к профессиональному будущему, что проявляется в большей удовлетворённости выбором, уменьшении отрицательных эмоций (страх, безразличие) по отношению к профессиональному будущему и увеличением доли Я-профессионального в структуре Я-концепции студентов.

8. Исследование соотношения профессионального самоопределения и Я-концепции показало, что сформированное Я-профессиональное и его значимость в структуре Я-концепции связана с удовлетворённостью обучением, выбором профессии, ориентацией на самореализацию и положительным эмоциональным отношением к профессиональному будущему. При несформированности Я-профессионального, характерным является преобладание Я-семейно-ролевого, Я в прошлом, низкой удовлетворённости выбором профессии, отрицательным эмоциональным отношением к профессиональному будущему.

Заключение

.

Проведённое исследование продемонстрировало значение Я-концепции в целом, как фактора, оказывающего влияние на профессиональное самоопределение.

Неадекватность Я-концепции, уменьшение или отсутствие в ней доли Я-профессионального ведёт к неудовлетворённости профессиональным обучением, снижает активность студента на этапе вхождения в профессию, вызывает отрицательные эмоциональные переживания, касающиеся будущей профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, работа психологической службы и преподавателей на начальном этапе профессионального самоопределения должна быть направлена на формирование адекватного образа будущей профессии, углубление самопонимания студентов и развитие стремлений к личностному росту. При этом необходимо учитывать специфику будущей профессии студентов.

Необходимо более раннее начало профессиональной практики студентов, использование ролевых игр в процессе обучения, встречи с профессионалами, психологическая помощь и психологические консультации, что способствовало бы эффективному формированию Я-профессионального в общей структуре Я-концепции в процессе выбора профессии и на начальном этапе профессионального самоопределения.

— 153.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология, М., 2003, 491с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980., 290 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Новое в психологии профессий // Психологический журнал.-1997.-т. 18,№ 4, стр. 142−144.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности.М., 1973., 267с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991, 304 с.
  6. В. А. Психология личности. СПб., 1994., 190 с.
  7. А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997, 256 с.
  8. В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов.// Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1985., 20с.
  9. H.A. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития личности. // Вопросы психологии., М. — 1994. № 5., стр. 145−149.
  10. . Г. К постановке проблемы детского самосознания. Известия АПН РСФСР 1948, № 18., с. 101−124
  11. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология развития. СПб.: Питер, 2001, стр. 298 329.
  12. .Г. Психология и проблемы человекознания, М.Воронеж, 1996, 383 с.
  13. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001, 283 с.
  14. Анисимова О. М Самооценка в структуре личности студентов// Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. психол. наук, 1984, 20 с.
  15. JI. И. Принципы связи психики и деятельности и методология психологии.//Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969, стр.23−35
  16. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования./ТПсихол. Журнал, М., 1980. Т. 1., № 2., стр.52−60.
  17. Л. М., Петров Ю. П. Жизненные планы и идеалы школьной молодежи//Совстская психология, 1967, № 6., стр. 13−18
  18. Ассаджиоли Р, Ферутто П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: Теория и практика. — М., 1994, 120 с.
  19. Ф.Б. О силе «Я» и «психологической защите»// хрестоматия: Самосознание и защитные механизмы личности под ред. Райгородского Д. Я., Самара, 2003, стр. 3−13.
  20. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М. Когито-Центр. 2000, 123 с.
  21. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004, 271с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М. 1986., 240 с.
  23. Ч. Молодежь в современном обществе//Американская социология. М, 1972., стр.34−40.
  24. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности., 1970, 141 с.
  25. Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976, № 6., стр.43−48
  26. Л.И. Проблемы формирования личности, Москва-Воронеж, 1997, 348 с.
  27. Л.И., Конникова Т. Е. Возрастной подход в работе пионерской организации. М, 1967., 150 с.- 15 528. Бордовская Н. В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб.: Издательство «Нигер». 2000,(Серия «Учебник пового века), 346 с.
  28. JI. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация. //Социологические исследования. М., 2001, № 9. С. 68−76.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999, 516 с.
  30. Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением.// Вестник московского университета, серия 14, психология, 2001,№ 2,стр. 69−74
  31. Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепции личности. //Автореферат диссертации.канд. психол. наук. СПб, 2003 г., 21 с.
  32. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. // Вопросы психологии, 1998, стр. 74−83
  33. A.B. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956, № 1., стр.33−38
  34. Ю.В., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997.№ 10., стр.25−30
  35. Л.С. Избранные психологические исследования. Качества личности. М., 1956, 541с.
  36. Л.С. Педология подростка. М.-Л., 1931, 492 с.
  37. В.И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследованиям., 1999., № 8., стр. 15−20
  38. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии, № 3, 1994 г., стр.43−53
  39. М. Р. Эмоциональное отношение к профессиональному будущему, M., 1996, 165 с.
  40. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии.-1988.-№ 2., стр.43−54
  41. Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ. 1987., 120 с.
  42. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев, 1988, 144 с.
  43. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взрослости// Автореферат дис. д-ра наук. СПб, 1996 г.-35 с.
  44. Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения., сб-к «Психологические проблемы самореализации личности» под редакцией Л. А. Головей, Л. А. Коростылёвой, выпуск 3.-СП6Д999, стр.76−84
  45. Л.А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии, Санкт-Петербург, 2001, 681 с.
  46. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979., 225 с.
  47. C.B. Образ собственного будущего у подростков и юношей с отклоняющимся поведением.//Ананьевские чтения-97/Под ред. Крылова А.А.СП6ГУ, 1997, стр. 156−157
  48. P.M. Элементы практической психологии, С,-Петербург, 1997, 608 с.
  49. Грановская P.M."Никольская И. М. Защита личности.Изд.Знание, 1999, 345 с.-15 753. Гргаценко Н. А., Головей JI.A. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации/Психологический журнал, том 8,№ 1, 1987 г.-стр.99−105.
  50. H.A., Головей JI.A., Лукомская С. А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ//Учебное пособие. Под общей ред. проф. А. А. Крылова. JI, ЛГУ, 1988 г.-стр.78−80.
  51. Н. И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987., стр.26−29
  52. В. В. Личности надо «выделаться» // С чего начинается личность. М., 1979., стр.320
  53. В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986., 154 с.
  54. В. В., Зилченко В. М. Принцип развития в психологии/ТВопросы философии, 1980, № 12., стр.34−45
  55. Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков. //Автореферат дис.канд. психол. наук. СПб, 2000 г., 20 с.
  56. У. Личность.// В кн. Психология., М., стр. 130−152
  57. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов.//Вопросы психологии, 1999,№ 2, стр.42−49
  58. П. И. Ценности труда и выбор профессии российских студентов // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практ. конференции. СПб., 2001., стр.63−65
  59. Е.В. Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности. //Автореферат дисс.канд. психол. наук, Тобольск, 2000,22 с.
  60. Н.И. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности. // Автореферат диссертации. канд. психол. наук, М., 1993, 21 с.
  61. Э.Ф. Психология профессий, М.-Екатеринбург, 2003,330 с.
  62. Ф. Формирование самооценки // хрестоматия: Самосознание и защитные механизмы личности под ред. Райгородского Д. Я., Самара, 2003, стр.282−288.
  63. В.В., Павлюченко Е. А. Самопознание субъекта.// Психологический журнал, 2002, М., том 23,№ 1, стр.31−41
  64. С. А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного и профессионального самоопределения.// Автореферат диссертации .канд.психол.наук, М., 1998, 19 с.
  65. Исаев Е.И.ДСосарецкий С.Г., Слободчиков В. И, Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога.//Вопросы психологии, М., 2000, № 3, стр 57−65.
  66. Т.А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов.// Психологический журнал, М., 2002, том23,№ 6, стр.51−59.
  67. C.B. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.// Автореф.дисс.на соискание уч.ст.канд.психол.наук, С-Петербург, 1998, 21 с.
  68. А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла, СПб, 2001, 100 с.
  69. Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения.//Автореф.диссертации на соискание уч.ст.канд.психол. наук, С-Петербург, 2000, 20 с.
  70. Ю. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., Издательство «Экономика», 1968 г.-78с.
  71. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998 Г.-210 с
  72. Е.А. Психология профессионала.-М.-Воронеж, 2003, 455 с.77
Заполнить форму текущей работой