Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта
![Диссертация: Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта](https://westud.ru/work/3548847/cover.png)
Диссертация
Степень разработанности проблемы и теоретико-методологическая база исследования. В основе исследования профессионального самосознания лежит большое число работ, посвященных исследованию личности и ее развития в более широком (общепсихологическом и даже философском) плане. Это и классические исследования сущности человеческого сознания Платона (250), Аристотеля (16), Р. Декарта (436)), Дж. Локка… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Культурно-исторические традиции исследования проблемы 20 сознания и самосознания в философии и психологии
- 1. 2. Самосознание в системе близких психологических понятий: 39 самоопределение, самоотношение, самооценка, «Я-концепция», идентичность
- 1. 3. Современные исследования развития и защитных механизмов 49 самосознания личности
- Ф
- Выводы к Главе
- Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
- 2. 1. Проблема соотношения профессионального и личностного 59 самосознания в психологии
- 2. 2. Профессиональное самосознание: условия развития, основные 69 составляющие и функции
- 2. 3. Профессиональная рефлексия как основа профессионального 83 самосознания
- 2. 4. Удовлетворенность трудом и трудовая мотивация как факторы 98 развития профессионального самосознания
- Выводы к Главе
- Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В 112 СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА
- 3. 1. Психологическая характеристика и структура деятельности 112 профконсультанта ф
- 3. 2. Этические основы деятельности профконсультанта и проблема их осознания. t^ 3.3.Проблема построения психологической «модели специалиста» профконсультанта
- 3. 4. Психологические основы развития у профконсультантов 153 индивидуального стиля трудовой деятельности
- 3. 5. Развитие профессионального самосознания профконсультанта 158 через «кризисы разочарования» и проблема возможных профессиональных деструкций психолога-профконсультанта
- 3. 6. Эмпирическое исследование соотношения профессионального и 174 личностного самосознания в работе профконсультанта на разных этапах ft его профессионального становления
- 3. 6. 1. Общая схема исследования
- 2. 6. 2. Основные методы и их обоснование
- 2. 6. 3. Ход исследования и результаты
- 4. 1. Пути профессионального развития и саморазвития 192 профконсультанта
- 4. 2. Проблемы внешней и внутренней оценки (самооценки) 208 эффективности труда профконсультантов
- 4. 3. Эмпирическое исследование основных факторов развития 232 самосознания профконсультанта «естественным» путем
- 4. 3. 1. Общая схема исследования
- 4. 3. 2. Основные методы и их обоснование
- 4. 3. 3. Ход исследования и результаты
- 4. 4. Принципы оптимизации саморазвития профессионального 242 самосознания
- 4. 5. Принцип «динамической компенсации и взаимодополнения» 249 различных составляющих профессионального самосознания профконсультанта
- 5. 1. Основные формы и методы целенаправленного формирования 253 профессионального самосознания профконсультантов
- 5. 2. Психологические особенности учебно-профессиональной 261 деятельности профконсультантов в ходе их вузовской подготовки и переподготовки
- 5. 3. Эмпирическое исследование основных факторов оптимизации 287 формирования самосознания профконсультантов
- 5. 3. 1. Общая схема исследования
- 5. 3. 2. Основные методы и их обоснование
- 5. 3. 3. Ход исследования и результаты
- 5. 4. Принципы формирования профессионального самосознания в 299 системе подготовки и переподготовки кадров профконсультантов
Список литературы
- Абульханова — Славская К. А. Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1991.- 299 с.
- Абульханова Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения/ Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Бахрах — М, 1999, — С. 301−330.
- Августин А. О свободном выборе/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения/ Сост. П. С. Гуревич, — М.: Политиздат, 1991, — С.159−163.
- Адлер А. Индиввидуальная психология, ее гипотезы и результат/ Психология личности. Т.1. Хрестоматия (сост. Д.Я.Райгородский). Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999, С.163−178.
- Аквинский Ф. Сумма теологии/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения/Сост. П. С. Гуревич, — М.: Политиздат, 1991. -С. 175−178.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека/ Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 1999, — С. 7−144.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991, — 416 с.
- Ю.Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1−1У классов учебной деятельности// Вопросы психологии, 1968, № 3.
- Антология педагогической мысли: В 3-х т., Т.1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке (состав. К. И. Салимова, Г. Б.Корнетов).- М.: Высшая школа, 1988, — 447 с.
- Антонова И.В. Проблема личностной идентичности/Психология самосознания. Хрестоматия. Самара., Бахрах-М, 2000., — С. 471−487.
- Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни/ Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала (под ред. В. А. Бодрова и др.) М.: Институт психологии АН СССР, 1991, С.27−43.
- Апостолов О.П. Проблемы развития службы профориентации// Совершенствование трудовой подготовки учащейся молодежи. М.: Просвещение, 1986.-С.160−165.
- Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Аристотель. О Душе/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Редкол. И. Т. Фролов и др.- Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991. — С. 101−122.
- Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира/ Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. -Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1988, С.52−66.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990, — 367 с.
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б.В.- Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности. Вопросы психологии, 1979, № 4.
- Асмолов А.Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива.- Новгород: АО «Новгород», 1993.- 24 с.
- Асмолов А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности// Вопросы психологии, 1978, № 1.
- Байметов В.А. Диалог в профессиональном самоопределении (в контексте психологического консультирования по выбору профессии): Автореф. Дис.. канд.псих.наук, — М., 1990 18 с.
- Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности//Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2000., С.602−612.
- Бергер П., Лукман Т. Идентичность//Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах — М, 2000., С.567−588.
- Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль. 1990, — 220 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986, — 420 с.
- Бехтерев В.М. Сознание и его границы. М.: Прогресс, 1988.- 312 с.
- Блюм Г. Генезис защитных механизмов// Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах — М, 2000., С.594−621.
- Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогических вузов. Автореф. Дис.. канд. псих, наук. М., 1989. — 16 с.
- Богомолова H.H., Данилин К. Е. Спецпрактикум по социальной психологии. Контент-анализ. М.: МГУ, 1979. — 59 с.
- Богословский С.М. Система профессиональной классификации.- М., 1913.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. — 168 с.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности/ Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала (под ред. В. А. Бодрова и др.).- М.: Институт психологии АН СССР, 1991, С.3−26.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1978, № 4, С.23−35- 1979, № 2, С.47−56.
- Борисова Е.М., Гуревич K.M. Психологическая диагностика в школьной профориентации// Вопросы психологии, 1988, № 1, С.77−82.
- Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности/ Теория и практика социальной работы (под ред. Т. Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой).-М.-Тула, 1993, С.34−48.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Братусь Б.С. Психология личности//Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Бахрах — М, 1999., С.385−456.
- Братусь Б.С. Нравственная психология возможна/ Психология и этика: Опыт построения дискуссии (отв. ред. Б.С.Братусь). Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999а, С.29−48.
- Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. М.: МПСИ, 2000. — 88 с.
- Брушлинский A.B. Субъект и его деятельность// Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории .- М., 1997- С.208−261.
- Брушлинский A.B. Психология и гуманизм// Психология личности. М., РАН, 1998, с. 4−13.
- Брушлинский A.B. Призыв к союзу психологии и этики весьма актуален/ Психология и этика: Опыт построения дискуссии (отв. ред. Б.С.Братусь). -Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, С.78−83.
- Брынцева И.А. Проблема профориентации в теории и практике школы США: Автореф. дисс. канд. педаг. наук. -М., 1978.- 20 с.
- Брюгман Г. М. Жизненные события и онтогенез эпистемического познания/ Процессы психического развития: в поисках новых подходов (под ред. А. И. Подольского, Я. Я. Тер Лаака, П.Г.Хейманса). М.: ЕАВ, 1995, С. 132 144.
- Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 200. — 208 с.
- Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека. — Н. Новгород: Педагогика, 1990.- 196 с.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение.- Н. Новгород, 1991.- 124 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Изд-во МГУ, 1984 200 с.
- Васьковская C.B. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. Дисс.. канд. псих, наук.- К., 1987, — 18 с.
- Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М., Молодая гвардия, 1988, — 195с.
- Вершинин СИ. Как оценивать эффективность профориентации школьников// Школа и производство. 1990, № 6, С.17−18.
- Веселова В.В. Билет в будущее.- М.: Знание, сер."Педаг. и психол.", 1990, № 1, — 80 с.
- Волченкова Т.М., Пряжников Н. С. Как проверить свою готовность к профессиональной карьере/ Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся (под ред. С. Н. Чистяковой и А.Я.Журкиной). М.: РАО, 1993, С.48−63.
- Временная типовая должностная инструкция главного психолога теорриториального центра профориентации молодежи Госкомтруда СССР (Утверждено отделом профориентации УТРП Госкомтруда СССР 22 мая 1989 г.). -М., 1989.
- Выготский Л.С. Проблема сознания/ Собр. Соч. в 6-ти т., Т.1/ под ред. А. Я. Лурия, М. Г. Ярошесвского. М.: педагогика, 1982. — 488 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики/ Собр. соч.: В 6-ти т.- М.: Педагогика, 1983.- 368 с.
- Гаврилов В.Е. К определению профессиографического профиля специалиста психолога диагноста-профконсультанта/ Вопросы диагностики психического развития. Тезисы симпозиума.- Таллин, 1974, С.38−39.
- Гаврилов В.П., Шикун А. Ф., Лейбович Х. И. Проблемы подготовки кадров для сферы социальной работы/ научные записки психологов-педагогов города Твери и области. Научно-методический сборник № 5 (отв. ред. А.А.Шикун). Тверь: ТГУ, 1997, С.112−115.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.- М.: Прогресс, 1988.- 704 с.
- Газали. Избавляющийся от заблуждения/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения/ Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991. — С.200−201.
- Галагузова М.А. Гуманистическая педагогика/ Социальный педагог (под ред. Б. М. Игошева, М.А.Галагузовой): В 2-х ч., 4.1.- М.: ГК СССР по Народному образованию, 1991, С.36−48.
- Галагузова М.А., Комский Д. М., Назаров В. Л. Муниципальные детские социально-педагогические учреждения// Педагогика, 1994, № 4, 71−75.
- Галкина О.И., Каверина Р. Д., Климов Е. А. и др. Информационно-поисковая система «Профессиография», — Л., 1972.- 312 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие.- М., 1985.
- Гарин И.И. Воскрешение духа. Т.2. -М.: Терра, 1992. 640 с.
- Геллерштейн С.Г. Выбор профессии в связи с охраной труда.- М.: Вопросы труда, 1926.- 46 с.
- Геллерштейн С.Г. Проблема психологии профессий в системе советской психотехники.- М.-Л.: Соцэкгиз, 1931.-31 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, № 3, С.43−52.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 320 с.
- Глоточкин А.Д. О формировании психологии первичного коллектива. М.: Знание, 1972.
- Глоточкин А.Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности/ Личность и познавательный процесс. М., 1992.
- Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха просвещения/ Редкол.: И. Т. Фролов и др. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.- 144 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.- 208 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников. М.: Педагогика, 1979.- 158 с.
- Гоффман Э. Представление себя другим .//Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2000., С. 640−650.
- Грабарь М.И., Красноярская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях (непараметрические методы). М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Давыдов В.В. Психология должна быть связана с этикой/ Психология и этика: Опыт построения дискуссии (отв. ред. Б.С.Братусь). Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, 1999, С.58−61.
- Дармодехин C.B. Службы учебной и профессиональной ориентации учащихся в развитых странах: состояние и проблемы// Школа и производство, 1994, № 1, С. 13−16.
- Деркач A.A. Теоретические проблемы акмеологии//Психология личности.-М.: РАН, 1998, — С.14−24.
- Деркач A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993 — 24с.
- Деркач A.A., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости.- М.: РАГС, 1995 208 с.
- Джемс У. Характеристики мышления/ Психология личности. Т.1 Хрестоматия.- Самара: Бахрах, 1999. С. 15−19.
- Джемс У. Личность/ Психология самосознания. Хрестоматия (сост. Д.Я.Райгородский). Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2000, С.7−44.
- Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
- Документы совещания руководителей центров профориентации и психологической поддержки населения. 18−20 декабря 2000 г. М., 2000. -14 с.
- Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы/Пер. с англ. яз. Под ред. Б. Ю. Шапиро.- М.: АО «Аспект-Пресс», 1995.-237с.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Просвещение, 1977. 215 с.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994. — 163 с.
- Дубровина И.В., Борисова Е. М., Прихожан A.M. Модель развития психологической службы системы образования России// Детский практический психолог, 1994, январь, С.6−13.
- Захарова Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности/ Автореф. дисс. .док. псих, наук, М., 1997, 22с.
- Зборовский Г. Е. Социология образования. Екатеринбург, 1993,4.1.
- Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования.- Свердловск, 1986.- 44с.
- Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ// Педагогика, 1993, № 4, С.106−110.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997 — .244 с.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 128 с.
- Зеличенко А.И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник МГУ. сер.14-психология, 1987, № 4, С.33−43.
- Зим бар до Ф. Формирование самооценки// Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2000., С.282−296.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
- Зинченко В.П. Образование, культура, сознание/ Философия образования для XXI века (ред.-состав. H.H. Пахомов, Ю.Б. Тупталов).- М.: Логос, 1992, С.87−104.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. -64 с.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика, 4.1. Живое знание. -Самара: «Самарский дом печати», 1998. 296 с.
- Зинченко В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии.-М.: Изд-во МГУ, 1983.- 165 с.
- Знаков B.B. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 116 с.
- Зотов А.Ф. Наука, технология, культура (К вопросу о принципах методологического анализа)/ Разум и культура (под ред. В.Н.Кузнецова).-М.: Изд-во МГУ, 1983, С.61−68.
- Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между философией и религией/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения/Сост. П. С. Гуревич, — М.: Политиздат, 1991, С.202−203.
- Ибн Сина (Авиценна). Книга о душе/Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения/Сост. П. С. Гуревич.- М.: Политиздат, 1991, С. 195−200.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 1991, — 142 с.
- Иванов Н.П. Перспективы перехода к рынку: Массовая безработица или активная политика занятости?// Полис.- 1991 № 3.- С.97−106.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности,— М.: Изд-во МГУ, 1987, — 208 с.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 94 с.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность/ Психология личности (под ред. .Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея).- М.: Изд-во МГУ, 1982, С.11−19.
- Информация об организации профессионального консультирования незанятого населения в органах службы занятости/ Федер. Служба занятости.-М., 1992.-2с.
- Иовайша JI.A. Проблемы профессиональной ориентации школьников.-М.: Педагогика, 1983, — 128 с.
- Ионин Л.Г. Основания социо-культурного анализа. М.: Росс. гос. гуманит. ун-т, 1996. — 151 с.
- Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка//Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М., 2000., С.641−655.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога// Вопросы психологии, 2000, № 3, с.57−61.
- Как построить свое «я» (под ред. В.П.Зинченко).- М.: Педагогика, 1991.136 с.
- Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. -СПб: Б.С.К., 1997.- 143 с.
- Капралова Е.И. педагогические основы подготовки учителя в системе повышения квалификации к работе по профессиональной ориентации школьников: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1990.- 200с.
- Карандашов В.Н. Как стать психологом: введение в профессию. -Вологда: «Легия», 1999. 134 с.
- Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной идентичности личности//Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Бахрах М., 2000., С.613−638.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. — 278 с.
- Климов Е.А. Личность. профессия и научно-практическая профконсультация/ Молодежь и труд.- М.: Молодая гвардия, 1970, С. 101 116.
- Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта/ Научн.тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976, Вып. 32, С.5−25.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации,— М.: Знание, сер. «Педаг. и психол», 1983, № 2.- 95 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. -199 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.- 159 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда.- М.: ЮНИТИ, 1998.- 350 с.
- Климов Е.А. Об одном ходе мысли, полезном для психолога// Вестник МГУ, сер.14-психол., 1991, № 2, С.3−11.
- Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитее профессии психолога// Вестник МГУ, сер. 14-психол., 1992, № 3, С.3−12.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий.- Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993, — 57 с.
- Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа// Психологический журнал, Т. 14, 1994, № 4, С. 130−136.
- Климов Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира// Вестник МГУ, сер. 14-психол., 1995, № 1, С.8−18.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995а.-224 с.
- Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России.- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 221 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-на -Дону. — Феникс, 1996 — 512 с.
- Кобелянская JI.C. Смысл жизни: две точки зрения.- Киев: Политиздат Украины, 1989.- 112 с.
- Коган JI.H. Человек и его судьба.- М.: Мысль. 1988, — 283 с.
- Кодекс профессиональной этики психологов общества Психологов ВНР// Вопросы психологии, 1983, № 6, с. 130−133.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания: Автореф. дис.. канд. псих, наук.- JI., 1980, — 18с.
- Кон И. С. Открытие Я, — М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание, — М.: Политиздат, 1984, — 335 с.
- Кондаков И.М., Сухарев A.B. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития// Вопросы психологии, 1989, № 5, С.158−164.
- Кондратьева Jl. J1. Человек и профессиональный труд.- Таллин: Валгус, 1976.-36с.
- Королева Т.В. Организационно-педагогические условия подготовки профессиональных консультантов для региональной службы занятости: Автореф. дисс.. канд. педаг. наук, — М., 1994, — 18 с.
- Королькова Г. Ф. Некоторые особенности работы профконсультанта в зависимости от профессиональных планов оптантов и разновидностей профконсультационных ситуаций/ Научные труды ВНИИ профтехобразрования, — Л., 1976, С.56−72.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда,— М.: Изд-во МГУ, 1986.- 120 с.
- Кошелева C.B. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: Автореф. дисс. док.псих.наук, — М., 1997.- 22с.
- Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический анализ (отв. ред. И.В. Бестужев-Л ада).- М.: Наука, 1987, — 182 с.
- Кремнева Т.Л. Подготовка социальных работников в Великобритании: Автореф. дисс.. канд. псих.наук. М., 1999.- 18 с.
- Крогиус Н.В. Взаимообусловленность познания людьми друг друга и самопознание в конфликтной деятельности/ Психология межличностного познания. Под ред А. А. Бодалева. М., 1981.- с. 37−40.
- Крутова О.Н. Философские аспекты воспитания/ Теория и практика воспитательных систем (под ред. Л. И. Новиковой и др.: В 2-х кн.- Кн. 2, — М.: Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993, С.3−15.
- Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов// Вопросы психологии, 1985, № 3, С. 23−30.
- Кудрявцев Т.В., Щегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения// Вопросы психологии, 1983, № 2, С.51−59.
- Лай В. А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры.- Спб., Школа и жизнь, 1914, С.7−9, 58−79.
- Лапланш Ж., Понталис Ж. Проблема «Я» в психоанализе.//Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах — М, 2000., С. 34−50
- Левин К. Определение понятия «поля» в данный момент/ Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980, С.131−145.
- Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире П. Уровень притязаний/ Психология личности. Тексты (под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея).-М.: Изд-во МГУ, 1982, С.86−92.
- Лейбин В.М. Психоаналитическая трактовка личности и неофрейдистская концепция самости//Вопросы философии, 1977. № 6, с. 37−41.
- Лейбниц, О мудрости/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха просвещения/ Редкол.: И. Т. Фролов и др. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1994.
- Леонова А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. -М.: Радикс, 1995.-448 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.- 304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- 548 с.
- Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга: Духовное познание, 1994. — 224 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника.- М, — Просвещение.-1976, С. 208.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир -эпоха Просвещения/Сост. П. С. Гуревич, — М.: Политиздат, 1991.- С.335−362.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии// Вопросы психологии, 1975, № 2, С.31−45.
- Лоренц У. Социальная работа в изменяющейся Европе/Пер. с англ .яз. Под ред. Т. Воротынцева.-К., Темрус, 1997., 149с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура, — М.: Политиздат, 1991.525 с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (отв. ред. А.Ф.Кудряшов).- Петрозаводск: «Петроком», 1992.-318 с.
- Людвиг фон Мизес. Бюрократия. «Запланированный хаос». Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993. — 240 с.
- Люкин В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководителя.: Автореф. канд. псих. Наук, Л, 1981. 22 с.
- Магун B.C. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности/ Психодиагностические методы.-Л.- Из-во ЛГУ., 1976. С. 14−19.
- Маданес К., Маданес К. Тайное значение денег. М.: «Класс», 1988. -192 с.
- Максимова P.A. О познании школьниками самих себя и своих сверстников. Учен. Зап. Ленинг. Ун-та, 1970, № 352. Сер. Псих, наук, вып.2.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990,368 с.
- Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии/ О человеческом в человеке (под ред. И.Т. Фролова).- М.: Политиздат, 1991, С.8−21.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.-М.: Просвещение. 1990.- 192 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Знание, 1996.- 308с.
- Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984, — 158 с.
- Маркс К. Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом воспитании. М.: Политиздат, 1984а.- 288 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность/ Психология личности Т.1. Хрестоматия (под ред. Д.Я.Райгородского). Самара: Бахрах, 1999, С.391−416.
- Марцинковская Г. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. М.: МОДЭК, 1996. — 320 с.
- Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М.: Прогресс, 1986.- 256 с.
- Менинжер В., Лиф М. Психические механизмы/ Самосознание и защитные механизмы личности (сост. Д.Я.Райгородский). Самара: БАХРАХ-М, 2000, С.509−536.
- Мерлин B.C. Об интегральном исследовании индивидуальности/ Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977, С.7−22.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.- М.: Педагогика, 1986.- 256 с.
- Методические рекомендации по определению уровня педагогических знаний и умений преподавателей сферы производства при повышении квалификации /Сост. Т. П. Василенко, В.Ф. Кочуров- НИИ общ. Образования взрослых АПН СССР, — Л., 1982.-31 с.
- Методические рекомендации по профессиональной и социальной адаптации в вузе студентов первого курса / Сост. Н. Н. Чистяков.- Кемерово, 1982.-28с.
- Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: Книга для учителя/ Ин-т общего ср. образования РАО.- Под ред. А. Я. Журкиной, С. Н. Чистяковой.-Кемерово.- 1996, — 149с.
- Мирандола П. Речь о достоинстве человека/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир -эпоха Просвещения/Сост. П. С. Гуревич, — М.: Политиздат, 1991.- С.220−238.
- Миронова Т.Д. Структура и развитие профессионального самосознания/ Автореф. дис.. докт. псих. наук, М., 1999, 24с.
- Миславский Ю.А. Психотерапевт или пастырь (о проблеме соотнесения теологической и гуманистической парадигм помощи личности)// Вопросы психологии, № 3, 1991, С.69−74.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях/Вопросы психологии, № 4, 1997, 28−39с.
- Михайлов И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 1975.- 24 с.
- Михайлов И.В. О профориентационной работе во Франции// Вопросы психологии, 1977, № 5, С.158−163.
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера//Вопросы психологии, 1975, № 5, С.110−122.
- Михеева И.Н. Я Концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности//Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.-Самара: Бахрах-М, 2000., С. 232−251.
- Моргун В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- 84 с.
- Москаленко А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность.-Новосибирск: Наука, 1989, — 205 с.
- Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений/ Автореф. дис. .док.псих.наук, М., 1999.- 22с.
- Мотков О. И. Психология Самопознания личности: Практическое пособие.- М., РАО, 1993.
- Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю. А. Есть ли у психологии точки соприкосновения с этикой/ Психология и этика: Опыт построения дискуссии (отв. ред. Б.С.Братусь). Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, С.49−53.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс», 1994, — 144 с.
- Мюнстенберг Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1924.
- Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. -320 с.
- Мясшцев В.Н. Принципы организации научного изучения труда. Эргология и эрготехника/ Тр. Первой Всероссийской Инициативной Конференции по научной организации труда и производства 20−27 января 1921 г., вып. V, — М., 1921, С.22−27.
- Назимов В.В. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М.: Экономика, 1972, — 254 с.
- Назимов И.Н. Резервы эффективности профориентации // Школа и производство, 1986, № 3, С.15−17.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.-287 с.
- Налчаджян A.A. Я-Концепция //Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Бахрах-М, 2000. С. 270−331.
- Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.- 200 с.
- Научные записки психологов-педагогов г. Твери и области.- Сборник № 5., Тверь. 1997., 526с.
- Начала новой этики (сост. В.А.Шеланков). Каменск-Ураьлский, 1995. -74 с.
- Никитин А.Ф. Права человека. Хрестоматия по курсу.- М.: НМО «Творческая педагогика», 1993, — 95 с.
- Никифоров А.Л. Философия как личный опыт/ Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания (под ред. И.Т.Касавина).- М.: Политиздат, 1990, С.296−327.
- Новиков П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии.- М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости населения России, 1996. 136 с.
- Новиков П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. -М.: РГАТиЗ, 2000. 260 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 374 с.
- Обучение социальной работе в России. Программы и технологии. 4.1.Наука и профессия.- М., Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, — Под ред. В. Г. Бочаровой, С. И. Григорьевой,-1998.- 112с.
- Общая психодиагностика / Бодалев A.A., Столин В. В. и др.- М.: Изд-во МГУ, 1987.- 304 с.
- Общесоюзный классификатор: Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды, 186 016/ Гос. Ком. СССР по стандартам.- М.: Экономика, 1987.- 168 с.
- Олейник Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования/ Автореф. Дис.. канд. философ, наук., М., 1975, 20 с.
- Орлов А.Б. «Эмпирическая» личность и ее структура// Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М., 2000., С156−173
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека//Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах — М., 1999., С.509−531.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседа психолога со старшеклассниками, — М., Просвещение, 1991.- 97с.
- Палей И.М. Индивидуальные особенности содержания в связи с типологическими различиями по уравновешиванию нервных процессов// Вопросы психологии, 1968, № 5, С.30−46.
- Пантелеев С.Р. Саммотношение/ Психология самосознания. Хрестоматия.- Самара: Бахрах-М., 2000., С.208−242.
- Пахомов H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем/ Философия образования для XXI века (ред.-состав. Н. Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов).- М.: Логос, 1992, С. 18−31.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Пекелис В.Д. Твои возможности человек.- М., Знание.- 1984, 128с.
- Петровская J1.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив, — М.: Политиздат, 1982.- 255 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998, — 528 с.
- Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. — 160 с.
- Пикельникова М.П. Понимание учащимися 12−17 лет своей личности и понимание их другими людьми.- Учен. Зап. Ленингр. Ун-та, 1970, № 352. Сер псих. наук. Вып.2.
- Пиняева С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости/Вопросы психологии., № 2, 1998, с.25−31.
- Планирование, подготовка и использование специалистов в СССР и зарубежных странах: Сб. науч. Тр./Редкол. В. М. Зуев и др.- Отв. Ред. В. М. Зуев. М.: НИИВШ, 1990, — 206 с.
- Платон. Федон/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения /Редкол.: И. Т. Фролов и др.- Сост. П. С. Гуревич.- М.: Политиздат, 1991.-е. 80−86
- Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности/Автореф. дис.. Док. псих .наук. М., 1999, 24с.
- Положение о допуске специалистов службы занятости к работе по индивидуальной профконсультации высвобождаемых работников инезанятого населения/ Ком. по занятости населения Министерства труда и занятости населения РФ.- М., 1992. 3 с.
- Постановление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. М.: 1996. — 11 с.
- Поляков В. А. Технологя карьеры. М.: «Дело Лтд», 1995. — 128 с.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию.- М.: Наука. 1983.- 205 с.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы (Ред. коллегия: А. А. Бодалев и др.). М.: Изд-во МГУ, 1988. — 141 с.
- Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации/ Профессиональная ориентация в России и Швеции (Марич
- A., Оскарссон Б., Пряжников Н. С., Савина М.С.). М.: РУЦ ФСЗ РФ, 1995,69 с.
- Профессиональная ориентация как фактор формирования личности специалиста: Рекомендации респ. науч. конф.- Кемерово, 1989.- 19 с.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (Методика для преподавателя и профконсультанта).- М., РАО, 1993, — 68с.
- Профессиональное самоопределение молодежи. Концепция (сообщение)/
- B.А.Поляков, С. Н. Чистякова (руков.), С. А. Волошин, А. В. Губин, В. В. Журавлев, А. Я. Журкина, Н.С.Пряжников// Педагогика, 1993, № 5, СЗЗ-37.
- Профессиональный кодекс этики для психологов. Кони. ФРГ, 1986// Вопросы психологии. 1990, № 6, с. 148−153.
- Профессиональный кодекс этики для психологов. Мадрид// Вопросы психологии, 1990, № 5, с. 158−161.
- Профориентация в документах. Вып. 9−10/ Отв. ред. О.П.Апостолов- Научно-методич. центр профориентации «Ориентир».- Петрозаводск, 1991.65 с.
- Пряжников Н.С. Профконсультация как взаимодействие консультанта и оптанта// Вестник МГУ, сер. 14-психология, 1989, № 2, С.54−66.
- Пряжников Н.С. Профориентационные иргы: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 87 с.
- Пряжников Н.С. Основы коммуникативной культуры и этики профконсультанта. М.: РУЦ ФСЗ РФ, 1994, — 15с.
- Пряжников Н.С. Соотношение понятий личностное и профессиональное самоопределение/ Понятийный аппарат педагогики и образования, Вып.1 (отв. Ред. Е В. Ткаченко).- Екатеринбург: РАО, 1995.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.:МОДЭК, 1996, — 256с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.:МОДЭК, 1997.-352с.
- Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения/ Автореф. дисс.. докт.пед.наук.-Екатеринбург, УГППУ, 1995, — 39с.
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: МГППИ, 1999. — 108 с.
- ЩШШ!ков Н.^Психологии элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 512 с.
- Пряжникова Е. Ю Совершенствование деятельности специалистов дошкольного образования/ Современные подходы в подготовке специалистов дошкольного образования (Под ред. B.C. Романова) -Магнитогорск, МГПИ, 1992, С. 40−42.
- Пряжникова Е.Ю., Грехова Л. И. О некоторых подходах к многоуровневой системе высшего дошкольного образования/ Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 2. /Под ред. B.C.Ямпольского.- Омск: ОГПИ, 1993, С. 39−42.
- Пряжникова Е.Ю., Грехова Л.И. Некоторые подходы к разработке учебного плана по направлению базового высшего образования «540 500″
- Педагогика» в предметной области «540 501» «Дошкольное образование"/ Многоуровневое высшее педагогическое образование. Выпуск 4. /Под ред.
- B.С.Ямпольского.- Омск: ОГПИ, 1993, С. 39−41.
- Пряжникова Е.Ю. История развития дошкольного образования в России/ Совершенствование системы подготовки специалистов дошкольного образования./ Под ред. В. А. Шаповалова.- Ставрополь: СГПИ, 1993, С. 5−7.
- Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов дошкольного образования/ Автореф. дисс.. канд.пед.наук.- Екатеринбург, УГППУ, 1994.- 24с.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н. С. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России// Вопросы психологии, 1994, № 2, С.99−112.
- Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов// Вопросы психологии, 1994, № 6,1. C.64−73.
- Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов при переходе на многоуровневую систему подготовки специалистов дошкольного образования: Автореф. дисс.. канд. педаг. наук.-Екатеринбург, 1994.- 24 с.
- Пряжникова Е.Ю., Мелехина О. Н. Проблема профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов/ Современные подходы в подготовке специалистов дошкольного образования. Магнитогорск: МГГШ, 1994, С. 33−35 .
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н. С., Савина М. С. Профессиональное обучение незанятого населения в России и Щвеции: Учебно-методическое пособие.- М.: РУЦ, 1996. 168с.
- Пряжникова Е.Ю., Савина М. С., Пряжников Н. С. Профессиоведческие основы профконсультирования незанятого населения (Учебно-методическое пособие).- М.: Российский учебный центр, 1997, — 128 с.
- Пряжникова Е.Ю., Савина М. С., Волошина И. А. Содержание и организация профориентационной ориентации незанятого населения (из опыта Финляндии): Методическое пособие.- М.: РУЦ, 1997. 202с.
- Пряжникова Е.Ю., Волошина И. А., Савина М. С. Опыт организации центров профессиональной информации при биржах труда Германии: Научно-методическое издание.- М.: РУЦ, 1997.- 46с.
- Пряжникова Е.Ю., Савина М. С., Пряжников Н. С., Донских JI.JI. Организация профориентационной и профконсультационной работы. Учебно-методическое пособие.- М.: РГАТиЗ, 1998.- 152с.
- Пряжникова Е.Ю. Организация профориентационной и профконсультационной работы с безработными и незанятым населением.-М., РУЦ, 1998.-95 с.
- Пряжникова Е.Ю. Технологии профконсультации незанятого населения. -Опытная программа по специальности 22 100 «Социальная работа».- М., РГАТиЗ, 1999, — 15с.
- Пряжникова Е.Ю. Конфликтология.- Опытная программа по специальности 22 100 «Социальная работа», — М., РГАТиЗ, 1999.- 18 с.
- Пряжникова Е.Ю. Психологическое обеспечение профориентации в Центрах занятости населения: Методическое пособие.- М., РГАТиЗ, 1999.-85с.
- Пряжникова Е.Ю. Формирование «личностного ядра специалиста» . Профессиональная подготовка и переподготовка профконсультантов. -Профессиональный потенциал № 2 ., М., 1999., с. 2 — 8.
- Пряжникова Е.Ю. Психология труда и инженерная психология.- Опытная программа по специальности 22 100 «Социальная работа».- М., РГАТиЗ, 1999.-14с.
- Пряжникова Е.Ю. «Перекресток» активизирующая методика. -Школьный психолог № 41, М., 1999., 2−18с.
- Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. -Журнал практического психолога № 4, М., 1999.
- Пряжникова Е.Ю. Опыт использования активизирующего профориентационного опросника «Перекресток»/ Тезисы конференции «Молодежь и рынок». Томск, 2000, С.25−26.
- Пряжникова Е.Ю. Карточные технологии в профессиональном консультировании. Школьный психолог № 40. — М., 2000, С. 5.
- Пряжникова Е.Ю. Основные подходы к оценке эффективности профконсультационной помощи. Профессиональный потенциал № 1., — М., 2000., С. 3−9.
- Пряжникова Е.Ю. Технология взаимодействия профориентации и профобучения. М.: ГАТиЗ, 2000, 112 с.
- Пряжникова Е.Ю. Развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда/ Профориентация как система развития профессионального потенциала (Под ред. А.И. Ляшенко) М., РАГС, 2000, С. 63 — 65.
- Пряжникова Е.Ю. Совершенствование умений эффективного общения. -(Методическое пособие).- М., Перспектива, 2000. 18 с.
- Пряжникова Е.Ю., Савина М. С. Практическая психология. Учебно-методическое пособие).- М., РГАТиЗ, 2000. 226 с.
- Пряжникова Е.Ю. Конфликты в сфере занятости населения. -(Методическая разработка). М., РГАТиЗ, 2000 — 187 с.
- Пряжникова Е.Ю. Использование тренингов в технологиях трудоустройства (Методическое пособие). — М., Перспектива, 2000. — 20 с.
- Пряжникова Е.Ю. Основные принципы и правила проведения тренингов (Методическое пособие). — М., Перспектива, 2000. — 20 с.
- Пряжникова Е.Ю. О развитии профессионального самоопределения в России. Школьный психолог № 24, М., 2000.
- Пряжникова Е.Ю. Рецензия на книгу H.A. Даниличевой и J1.A. Балакиревой «Психология профессионального выбора». Школьный психолог № 1, М., 2000.
- Пряжникова Е.Ю. Проблемы подготовки профконсультантов в современных условиях/ Тезисы конференции «Молодежь и рынок». Томск, 2000, С.27−28.
- Пряжникова Е.Ю. Психолого-педагогические аспекты подготовки незанятого населения к предпринимательской деятельности (Учебно-методическое пособие).- М.: РГАТиЗ, 2001.- 208с.
- Пряжникова Е.Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультантов. Монография. Брянск.: Брянский областной центр профориентации и психологической поддержки населения, 2001.- 142 с.
- Пряжникова Е.Ю. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога: Монография. М.: Континент, 2001, — 170с.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства . М., Академия, 2001, 480 с.
- Пряжникова Е.Ю. Исследование индивидуально-психологических особенностей безработных и процесс принятия ими решения по дальнейшему трудоустройству. Методическое пособие. М., РГАТиЗ, 2001 (совместно с Шикун О.М.) — в печати.
- Пряжникова Е.Ю. Технология оказания профориентационных услуг работодателям, — (Методическое пособие) М., РГАТиЗ, 2001,138с.
- Пряжникова Е.Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости. Учебно-методическое пособие.- М., РГАТиЗ, 2001.- 201 с.
- Пряжникова Е.Ю. Исторические аспекты развития профориентации в России/ Социальная диагностика и профориентация.- М.: РГАТиЗ, 2001, С.45−51.
- Пряжникова Е.Ю. Методические рекомендации по курсу «Психология труда»(специальность «Социальная работа»).- М., РГАТиЗ, 2001. 96 с.
- Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Психология и этика: опыт построения дискуссии (под ред. Б.С.Братуся). -Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1999. 128 с.
- Психологическое самообразование: Читая зарубежные учебники (под ред. А.М.Матюшкина).-М.: Школа-Пресс, 1992, — 112 с.
- Психология личности: альбом схем.- Рига: Ассоциация «Эрго», 1994, — 58 с.
- Раусте фон Врихт M.JI. Образ «Я» как подструктура личности/ Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М., 2000., С.395−397.
- Ремезова И.И., Анишина Т. П. Проблема человека в философии образования/ Философия образования для XXI века (ред.-состав. Н. Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов).- М.: Логос, 1992, С.130−152.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения.-М.: Изд-во МГУ, 1985.- 206 с.
- Роджерс К. К науке о личности/ История зарубежной психологии в 30-е-60-е годы XX века. Тексты (под ред. П. Я. Гальперина, А.Н.Ждан).- М.: Изд-во МГУ, 1986, С.200−231.
- Розен Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований/ Зарубежные исследования по психологии познания .- М.: Наука, 1977., с. 108−112.
- Розин М.В. Размышления о «теологической» психологии// Вопросы психологии, 1991, № 3, С.63−66.
- Розин В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения/ Философия образования для XXI века (ред.-состав. Н. Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов).- М.: Логос, 1992, С.31−49.
- Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество// Вопросы психологии, 1992, № 1, С.98−105.
- Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995.-536 с.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности/Автореф. Дис.. Док. псих. наук.-М., 1992., 22с.
- Романова Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы защиты как специфические средства решения универсальных проблем адаптации/ Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.- Самара: Бахрах-М, 2000., с.566−593.
- Рубене М., Рубенис А. Необходимость рефлексии и свобода необходимости (нравственный аспект феноменологических понятий)/ Мысль изреченная (под ред. В.А.Кругликова).- М.: АН СССР, Ин-т философии, 1991, С.72−86.
- Рубинштейн М.М. Жизнепонимание центральная задача философии/ На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение (составит. П.В.Алексеев).- М.: Политиздат, 1990, С.61−72.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь/ Психология личности. Хрестоматия, — Самара: «Бахрах-М», 1999., С.240−244.
- Рубинштейн С.Я. О работе центральной лаборатории по профконсультации и профподбору (1930−1936)// Вестник МГУ, сер. 14-психол., 1987, № 3, С.50−54.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
- Русалов В.М. Проблемы индивидуальности в становлении профессионала/ Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала (под ред. В. А. Бодрова и др.).- М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991, С.95−116.
- Рыжов В.А. Организация профориентационной работы в развитых капиталистических странах.- М.: Высшая школа, 1987, — 96 с.
- Рыжов В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании.- М.: Высш. шк., 1991.- 157 с.
- Рэнд А. Концепция эгоизма. СПб: Макет. 1995. — 128 с.
- Савицкий И. О философии глобального образования/ Философия образования для XXI века (ред.-состав. Н. Н. Пахомов, Ю.Б.Тупталов).- М.: Логос, 1992, С.9−18.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста//Вопросы психологии, 1969, № 4. С.35−38.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя/ Автореф. Дис.. канд. псих, наук, Л., 1986., 18 с.
- Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия (сост. Д.Я.Райгородский). Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. — 656 с.
- Самоукина Н.В. Психологические условия активизации школьников в профессиональном самоопределении: Аватореф. дисс.. канд. психол. наук,-М., 1988.- 25 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» .ЭКМОС. 1999.-352 с.
- Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности/ Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М., 2000., С. 174−208.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения//Вопросы психологии. 1975, № 3, с. 17−22.
- Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию и профессиональному обучению незанятого населения. Справочное пособие. Вып. 3. М.: РГАТиЗ, 1999. -320 с.
- Селье Г. От мечты к открытию: Как стать учёным. М.: Прогресс, 1987.368 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. — 109 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: СПЦ, 1996.-349 с.
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1985.- 223 с.
- Система профинформационной работы со старшеклассниками (под ред. Б.А. Федоришина).-Киев: Радянська школа, 1988.- 176с.
- Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога (под ред. А.А.Кроника).- М.: Школа-Пресс, 1993.- 112 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Слободчиков В.И. «Психология человека» только начинает складываться/ Психология и этика: Опыт построения дискуссии (отв. ред. Б.С.Братусь). -Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, С.62−66.
- Слободчиков В.Н., Исаев Е. И. Личность как реальность для других//Психология личности. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М., 1999., С.489−508.
- Соколова Е.Т. Соотношение физического Я-образа и самооценки/ Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия., Самара: Бахрах-М., 2000., С. 109−132.
- Спиноза. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения/Сост П. С. Гуревич.- М.: Политиздат, 1991.- С.295−297.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Знание, 1972., 214 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 с.
- Стрелков Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: Автьореф. дисс. докт.псих.наук. М., 1992. — 32 с.
- Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское психологическое общество, 1999. — 196 с.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология . М.: «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360 с.
- Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда// Организация труда, 1921, № 1.
- Суша О. Развитие человеческого потенциала и задача научиться учиться/ Философия образования для XXI века (ред.-состав. Н. Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов).- М.: Логос, 1992, С.72−81.
- Тарасова Т.Н. Социальная направленность профориентации учащихся массовой (объединенной) школы современной Англии: Автореф. дисс.. канд. педаг. наук.-М., 1981,-15 с.
- Тарт Г. Механизмы защиты.//Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия Самара: Бахрах-М., 2000., С.482−508.
- Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. К.: «Просвита», 1996.-404 с.
- Телятников Г. В. Экологическое сознание и военные конфликты/ Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования, Т.9. -Тверь, 1997, С.40−43.
- Телятников Г. В. Психологические основы управленческого труда учителя/ Психолого-педагогические аспекты многоуровнего образования, Т. 10.-Тверь, 1997.
- Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт (под ред. Т. Ф. Яркиной, В.Г.Бочаровой), Т.1.- М.-Тула: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993.- 460 с.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии// Фолософские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963, С.475−498.
- Титаренко А.И. Структура нравственного сознания.- М.: Наука, 1974. -201 с.
- Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1975, — 198 с.
- Толстых A.B. Морально-этические проблемы психологической практики. М.: Знание, 1988, с. 43−60.
- Укке Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в США: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-М., 1972, — 22 с.
- Укке Ю.В. Проблемы психологии профессий в США// Вопросы психологии, 1972, № 1, С. 169−180.
- Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессий у японских школьников// Вопросы психологии, 1990, № 6, С. 150−157.
- Умрихин В.В. Психология неотторжима от этики/ Психология и этика: Опыт построения дискуссии (отв. ред. Б.С.Братусь). Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, С.84−86.
- Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека/ Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания (под ред. И.Т.Касавина).- М.: Политиздат, 1990, С.383−447.
- Фам Тхань Нги Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов/ Автореф. Дис.. канд. псих, наук., М., 1989., 18с.
- Фараби. Существо вопросов/ Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни. Смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения/ Редкол.: И.Т.фролов и др. — М.: Политиздат, 1991. — 463 с.
- Федоришин Б.А. Психологические и методические основы профориентационной работы с учащимися.- Киев: Киевский гор. ин-т усовершенств. учителей, 1979.- 23 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983, Мораль, С.387−388- Объективный дух, С.453−454.
- Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. М.: Изд-во Междунар. педаг. академии, 1993, — 90 с.
- Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: ВЛАДОС, 1999. -256 с.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57−64.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, — 368с.
- Фрейд А. Защитные механизмы/ Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия (сост. Д.Я. Райгородский). Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2000.- с.339−356.
- Фрейд 3. Теория личности З. Фрейда/ Психология личности. Т.1. Хрестоматия (сост. Д.Я.Райгородский). Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999, С.75−93.
- Фрейд 3. Идеал «Я"/ Психология самосознания. Хрестоматия (сост. Д.Я.Райгородский). Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000, С.442−446.
- Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения.- М.: Политиздат, 1983, — 350 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.- 336 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Мн.: «Коллегиум», 1992, — 253 с.
- Фромм Э. Защитные механизмы/ Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия (сост. Д.Я.Райгородский). Самара: Изд. дом «БАХРАХ-ИМ», 2000, 537−565.
- Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира// Вестник МГУ, сер.14-психол., 1990, № 3, С.42−50.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1986.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР., М., 1968.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения.- М.: Просвещение, 1969, — 303 с.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха просвещения. — М.: Политиздат, 1991, — 463 с.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о жизни, смерти и бессмертии. XIX век/ Редкол.: И. Т. Фролов (отв. ред.) и др. М.: Республика, 1995.-528 с.
- Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь,— М.: Мысль, 1985.- 239 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977. 108 с.
- Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования// Школа и производство, 1989, № 8, С. 12−15.
- Чистякова С.Н., Журкина А. Я. Критерии готовности школьников к профессиональному самоопределению. Методическое пособие. М.: РАО, 1997.-80 с.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего"// Психологический журнал, Т.16, 1995, № 2, С- 15−26.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982, — 185 с.
- Шапкин В.В. Теоретические основы содержания общетехнической подготовки учащихся профессионально-технических учебных заведений: Автореф. дисс.. доктора педаг. наук. СПб., 1991.- 50 с.
- Шибутани Т. Я-концепция/ Психология самосознания. Хрестоматия. -Самара: Бахрах-М., 2000, С.245−269.
- Шмидт В.В. Совместная практика педагога и психолога как условие их профессиональной рефлексии: Автореф. дисс.канд.псих.наук. М., 1998. -20 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор .- Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992, — 128 с.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание. М., Наука, 1966. 204.
- Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. М.: МГУ, 1987. — 80 с.
- Шпильрейн И.Н. Трудовой метод изучения профессий/ Трудовой метод изучения профессий. М.: Изд-во НК РКИ СССР, 1925, С.7−35.
- Щербаков А.К. Задачи и пути научно-организованного выбора профессий.- Л., 1934, — 127 с.
- Шульц Д.П., Шульц С. Э. история современной психологии/ Перев. С англ. СПб.: Евразия, 1998.- 528 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Энциклопедия практического самопознания (сот. А.И.Красило). М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 352 с.
- Эрике он Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М.: Наука, 1978, — 392 с.
- Юдин Б.Г. «Возможна ли нравственная психология?» проблема шире названия/ Психология и этика: Опыт построения дискуссии (отв. ред. Б.С.Братусь). — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999, С.94−101.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс- Универс, 1994.- 336 с.
- Юнг К. Г. Персона 2/ Психология самосознания. Хрестоматия (сост. Д.Я.Райгородский). — Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000, С.543−564.
- Юровская М.А. К психологическим характеристикам профессий/ Интеллигентный труд. М.: Вопросы труда, 1925, С. 18−23.
- Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции// Социологические исследования, 1983, № 3, С.50−62.
- Ярошевский М.Г. История психологии . М., Мысль, 1976. — 463с.
- Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие. -М.:МПСИ, 1995.- 144с.
- Allport G.W. Personality and Social Encounter. Boston, I960, — 386p.
- Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Princeton, N.J., 1964.
- Baars Bernard J. Understanding Subjectivity. Global Workspace Theory and the Resurrection of the Observing Self Journal of Consciousness Studies. 3, No. 3, 1996, pp. 211−216.
- Berresi I. On Becoming a Person Philosophical Psychology, 1999, 12, 79−98 Socio-Historical and Cultural Constitution of Persons.
- Boud D., Cohen R., Walker D. reflection: turning experience into learning 1985.
- Bourdieu P., Wasquant L. The purpose of the reflexive sociology Chicago 1980.
- Dittman-Kohli, F. (1994). Cognitieve veranderingen in de volwassenheid: interpretatie van zelf en leven Cognitive changes in adulthood: interpretation of self and life. Tijdschrift voor Ontvikkelinpsychologie, 21, 23−37.
- Durkheim E. Professional ethics and civic morality London, 1985.
- Fukuyama Sh. F-test for apparaising the ability to cheose metodicallyamong occupations Ashiya, Hyogo, Japan: Ashiya College Press, 1977 (1-st ed.) — 1980 (2-nd ed.) — 1984 (3-d ed.).
- Gysbers N.C., Moore E.I. Career counsling: Skills a. Techniques for practitioners.- Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice-Hall, 1987.- XV, 192 p.: ill.-Ind.: P.186−192. ISBN 0−13−114 562−2.
- Heitkotter A.-T., Schmickler-Herriger M. Formen der Zusammenarbeit zwischen Schule und Berufsberatung/ Handbuch zur Berufswahlvorberatung -Ausgabe 1992.- Nurnberg, S.50−57.
- Heymans, P.G. & Brugman, G.M. (1990). Plasticity and ageing: at the nexus of person and context. In W. Koops, H.J.G.Soppe, J.L. van der Linden & J.J.F. Schroots (Eds.). Developmental Psychology behind the Dikes, pp. 109−122. Delft: Eburon.
- Holland J.L. The psychology of vocational choice.- Waltham (Mase): Braisdell, 1966,-P.l 10−116.
- Holly M.L. Writing to grow: keeping a personal-professional journal. Portsmouth 1989.
- Hornstein W. Jugend 1985 Strukturwandel, neues Selbstverstandnis und neue Problemlagen// Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung, 18.Jg./1985, S.157−166.
- Kinner R.T., Krumboltz J.D. Procedures for successful career counseling// N.C. Cysbers e.a. Designing careers: Counseling to enhance education, work, a. lessure.- San Francisco- London: Jossey-Bass, 1986.- P.307−355.
- Learning and teaching in social work Ed. by M. Ellow, M. Henkel, London 1995.-228 p.
- Martens D. Schlusselqualifikation. Thesen zur Schulung eine Moderne Geseltschaft// Verlag W.Kohlhammer. Stuttgard, Berlin, Koln, Mainz, 1974.
- Maslow A.H. Motivation and personality.- 2. ed.- New York e.a.: Harper & Row, 1970.- XXX, 369 p.- Bibliogr.: P. 329−353.- Ind.: P.355−369.
- Meiers R. Berufsorientierung durch die Berufsberatung/ Handbuch zur Berufswahlvorbereitung.-Ausgabe 1992.-Nurnberg, S.7−15.
- Murray H. Explorations in personality. N.Y., 1938.
- Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston, 1965. 560 p.
- Schelten A. Grundlagen der Arbeitspadagogik. Stuttgart, Steiner, 1991.
- Schon D.A. Educating the Reflective Practitioner. San-Francisco Josseu-Bass Publishers. 1996.-354 p.
- Siebers R., Vonderach, Oldenburg. Unterschiedliche lebensgeschichtliche Bewaltigungsmuster junger Menschen gegenuber landgandauernder Arbeitslosigkeit// Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung, 24.Jg./1991, S.193−205.
- Stoo? F. Verliert der, 'Beruf seine Leitfunktion fur die Integration der Jungen in die Gesellschaft?// Mitteilungen aus der Arbeitsmarkt- und Berufsforschung, 18.Jg./1985, S.198−208.
- Strelau I. Nervous system type and extraversion. Polish Psychol/ Bull., 1979, #1.
- Super D.E. Synthesic: Or is it distillation// The personnel and gudance journal.-1983,-Vol.61, #8.- P.508−512.
- Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles// Educational and vocational guidance.- 1985.- #43.- P. l-8.
- The formation of professions. Knowledge, state and strategy. Ed. by R. Torstendahl, M. Burrage, 1990.
- Tyson K.B. A new approach to relevant scientific research for practitioners: the heuristic paradigm. 1992 Review Social Work 1992.
- Witkin H.A. et al. Psychological Differentacion. N.Y., 350 p.
- Woppel J. Berufsorientierung durch die Schule (Sekundarstufe 1)/ Handbuch zur Berufswahlvorbereitung.- Ausgabe 1992, — Nurnberg, S. 16−36.
- Wrenn C.G. Introduction: Evolution of carear development, 1913−1983.// N.G. Gysbers e.a. Designing careers: Counseling to enhance education, work, a. leisure.- San Francisco- London: Jossey-Bass, 1986, — P. 1−23.353