Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях развивающей среды ТСПС «Китеж» происходит интенсивное личностное развитие детей-сирот. Форма жизнеорганизации сообщества (правила, расписание, обязанности) способствуют становлению волевой сферы детей в направлении повышения уровня ответственности и жизненной активности, формирования адекватной самооценки и уровня притязаний. Семья и безопасное социальное окружение способствуют… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения социализации детей-сирот
    • 1. 1. Подходы к определению социализации, ее содержания, стадий и критериев социализированное&trade
    • 1. 2. Личностная зрелость как основной критерий социализации
    • 1. 3. Психологические факторы социализации личности
    • 1. 4. Особенности социализации детей в государственных учреждениях для детей-сирот и в альтернативных формах жизнеустройства
  • Глава 2. Анализ социально-психологических условий социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей
    • 2. 1. Особенности создания и функционирования развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей
    • 2. 2. Анализ социально-психологических условий социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей «Китеж»
    • 2. 3. Принципы, методы и приемы психологического сопровождения процесса социализации детей-сирот
  • Глава 3. Эмпирическое изучение особенностей личностного развития детей-сирот, воспитывающихся в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей
    • 3. 1. Описание выборки исследования, методического инструментария и процедуры проведения лонгитюда
    • 3. 2. Характеристика особенностей личностного. развития детей на момент поступления в «Китеж» по результатам констатирующего этапа исследования
    • 3. 3. Исследование динамики развития рядовых компонентов личностной зрелости воспитанников «Китежа» во время проведения формирующего эксперимента
      • 3. 3. 1. Развитие терпимости подростков, воспитывающихся в терапевтическом сообществе приемных семей «Китеж»
      • 3. 3. 2. Развитие самооценки и уровня притязаний, особенности самореализации подростков
      • 3. 3. 3. Развитие ответственности подростков, проживающих в терапевтическом сообществе приемных семей «Китеж»
    • 3. 4. Исследование развития интегральных компонентов личностной зрелости в условиях развивающей среды по результатам четвертого этапа исследования)

Социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время одной из приоритетных задач государственной социальной политики в нашей стране является поиск конструктивных решений в вопросах социального сиротства. Исследования в области психологии сиротства (И.В. Дубровина, В. С. Мухина, Г. В. Семья, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых) показывают, что практика институционального воспитания не всегда способствует успешной социализации и адаптации к жизни в обществе выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недостатки институционального воспитания указывают на необходимость реформирования данной системы и стимулируют поиск новых форм жизнеустройства. Изучение особенностей личностного развития детей-сирот приводят к мнению о необходимости создания для них специальной развивающей среды (A.M. Прихожан, Н.Н.Толстых).

В последние годы в нашей стране альтернативой институциональному воспитанию в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали приемные семьи, семейные детские дома, детские деревни SOS и пр. Одной из новых форм жизнеустройства является терапевтическое сообщество приемных семей, которое соединило в себе достоинства приемной семьи с коллективными формами воспитания с целью создания развивающей среды для детей-сирот, направленной на их личностное и социальное развитие.

Социальная политика государства в современных условиях направлена на деинституционализацию детей-сирот. Это позволяет на правовой, основе решать вопрос о поиске новых форм жизнеустройства, реализующих идею создания развивающей среды для детей-сирот и способствующих их интеграции в широкую социальную среду.

Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени сложились предпосылки, позволяющие исследовать процесс социализации детей-сирот в альтернативной форме жизнеустройства:

— в зарубежной и отечественной науке сформировались основные подходы к определению сущности процесса социализации: субъект-объектный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Х. Баллантайн, Д. Б. Томас, А. Р. Маршалл и др.), субъект-субъектный (Ф. Знанецки, Ч. Кули, Д. Г. Мид, У. И. Томас, Т. Шибутани и др.), интегральный (Г.М. Андреева, В. В. Новиков, Б. Д. Парыгин, JI.M. Попов, A.JI. Свенцицкий, P.M. Шамионов и др.);

— исследованы особенности личностного развития детей-сирот в условиях институционального воспитания (И.В. Дубровина, B.C. Мухина, А. М. Прихожан, Г. В. Семья, Н.Н. Толстых), определены недостатки данной формы жизнеустройства детей-сирот (A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых);

— обоснована необходимость создания новых форм жизнеустройства детей-сирот (В.Н. Ослон, A.M. Прихожан, Г. В. Семья, Н.Н. Толстых), но недостаточно изучены особенности их социализации в условиях альтернативных форм жизнеустройства.

В связи с этим возникает вопрос о том, насколько эффективно осуществляется в различных формах жизнеустройства — альтернативных институциональному воспитанию — процесс развития личности детей-сирот, какие факторы способствуют или препятствуют их успешной социализации.

Таким образом, анализ социально-психологических исследований позволил нам выявить ряд противоречий между: необходимостью подготовки воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе и недостаточной эффективностью процесса социализации в условиях институционального воспитания;

— внедрением альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот и недостаточной изученностью возможностей этих форм в реализации процесса социализации данной категории детей.

В связи с этим анализ инновационной развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей, изучение социально-психологических условий, способствующих успешной социализации, и их влияния на личностное развитие детей-сирот представляется нам актуальной проблемой.

Цель исследования: выявить социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей и изучить особенности их личностного развития в данных условиях.

Объект исследования: социализация детей-сирот.

Предмет исследования: социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей.

Гипотеза исследования.

Социально-психологическими условиями успешной социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей являются: семейная форма жизнеустройства (профессиональная замещающая семья) — создание безопасного социально-бытового пространства, дающего ребенку чувство защищенности и психологического комфортасоциально-психологическое сопровождение детей-сирот, направленное на коррекцию отклонений в личностном развитии и активное становление личностиучастие школы в создании единого социально-психологического пространства с целью реализации психокоррекционного процесса в ходе обучения.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к изучению проблемы социализации детей-сирот, выделить основные задачи социализации и критерии оценки успешности протекания данного процесса у детей-сирот.

2. На основе анализа особенностей личностного развития детей-сирот разработать модель развивающей среды, направленной на реализацию процесса их успешной социализации.

3. Определить социально-психологические условия социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей.

4. Раскрыть основные задачи и приемы социально-психологического сопровождения детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей.

5. Используя лонгитюдную стратегию исследования, проследить динамику формирования основных компонентов личностной зрелости у детей-сирот под воздействием социально-психологических условий развивающей среды.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения системного и субъектно—деятельностного подходов, разрабатываемых в трудах С. Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской,.

A.В. Брушлинского, В. А. Барабанщикова, Б. Ф. Ломова, А. Л. Журавлева и др.- культурно-исторического подхода Л.С. .Выготскогоконцептуальные положения российских (Г.М. Андреева, Е. П. Белинская, А. В. Мудрик,.

B.И.Слободчиков, О.А. Тихомандрицкая) и зарубежных (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон) исследователей об активном характере процесса социализации, о личностной зрелости как основном критерии социализации личности (P.M. Шамионов), о психологических факторах социализации (А.В.Мудрик, С. И, Розум), о роли развивающей среды в процессе обучения и воспитания (Л.С. Выготский, А.К. Лукина) — а также исследования проблемы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе в условиях институционального воспитания (И.В. Дубровина, М. С. Мухина, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых и.

ДР-).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе терапевтического сообщества приемных семей «Китеж», где проживает 30 детей-сирот. Участниками лонгитюдного исследования были 17 детей-сирот подросткового и раннеюношеского возраста (12—16 лет), проживающие в данном сообществе. Выборочная совокупность соответствовала генеральной совокупности. В качестве контрольной группы выступили 30 подростков из дома—интерната в Калужской области.

Методы исследования. Теоретико-методологический анализ научной литературы, материалов по теме исследования. Для изучения динамики личностного развития детей-сирот в условиях проживания в терапевтическом сообществе «Китеж» использовалась лонгитюдная стратегия, включающая эмпирические методы: анализ психолого-педагогической документации, включенное наблюдение, беседа, психодиагностическое тестирование с помощью одних и тех же методик в течение всего логнитюда, методы математико-статистической обработки данных. Для выявления эффекта изменений личностного развития подростков в условиях развивающей среды использовался дисперсионный анализ (ANOVA) с повторными измерениями. Обработка данных осуществлялась с помощью статпакета Statistica 7.

Основные этапы исследования:

1 этап (2005;2006гг.): теоретический анализ и оценка современного состояния проблемы, целей и задач, формулирование гипотезы исследования, разработка программы проведения лонгитюда, психодиагностическое тестирование подростков, проживающих в доме-интернате, изучение психологической документации, содержащей сведения о первичном ' состоянии на момент появления в «Китеже» и развитии каждого ребенка до начала эмпирического исследования.

2 этап (2006;2007гг.): разработка модели развивающей среды для детей-сирот, изучение особенностей создания и функционирования развивающей среды «Китежа», анализ программы социально-психологического сопровождения детей, проведение психодиагностического тестирования подростков.

3 этап (2007;2008гг.): включенное наблюдение, сбор уточняющей информации, повторное психодиагностическое тестирование подростков.

4 этап (2008;2009г.): итоговое психодиагностическое тестирование подростков, проживающих в «Китеже» и доме-интернате, проверка гипотезы, анализ, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов эксперимента, подведение итогов исследования, теоретическая интерпретация выводов и положений исследования, литературное оформление диссертационной работы.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными методологическими и теоретическими предпосылкамиприменением валидных и надежных методик изучения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристикиспользованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям, задачам, логике и объему, а также возрасту и психологическим особенностям испытуемых. Подтверждены репрезентативностью выборки и статистической обоснованностью эмпирических данных, их развернутой качественной интерпретацией.

Научная новизна исследования:

Расширено представление о социализации детей-сирот, выделены основные условия и критерии оценки успешности протекания данного процесса у детей-сирот в альтернативных формах жизнеустройства.

Разработана модель развивающей среды для детей-сирот, направленной на реализацию процесса их успешной социализации, определены социально-психологические условия социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей.

Раскрыты особенности социально-психологического сопровождения детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей.

На основе лонгитюдной стратегии исследования изучена динамика формирования основных компонентов личностной зрелости у детей-сирот в условиях развивающей среды.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении научных представлений о процессе социализации детей-сирот в различных формах жизнеустройства, в обосновании необходимости создания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной развивающей среды. Проведенное исследование расширяет представления об особенностях личностного развития детей-сирот в условиях развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей.

Практическая значимость. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в работе психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами, для диагностики причин трудностей, возникающих в процессе их социализации, и психокоррекционной работы с ними.

Результаты исследования, показывающие эффективность воздействия социально-психологических условий развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей, могут служить базой для внедрения инновационных методов в условиях институционального воспитания детей-сирот.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении курсов по психологии сиротства, а также в контексте соответствующих разделов по социальной, возрастной и педагогической психологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одним из критериев оценки успешности социализации выступает личностная зрелость. Исходя из этого, основной задачей социализации детей-сирот является коррекция отклонений в личностном развитии и целенаправленное формирование активной, здоровой личности. Для реализации поставленной задачи необходимо создание специальной развивающей среды для детей — сирот.

2. Разработанная авторская модель развивающей среды включает следующие основные компоненты:

1) ребенок как субъект взаимодействия и часть развивающей среды;

2) социально-психологическое пространство приемной семьи: профессиональные приемные родители, способные вести психокоррекционную работу с ребенком;

3) социально-бытовое пространство: благоприятные бытовые условия, обеспечивающие удовлетворение базовых потребностейбезопасное социальное окружение (доброжелательные взрослые, разновозрастный детский коллектив);

4) образовательное пространство: школа, в которой процесс обучения сопровождается психотерапевтической работой с детьми, внешкольные образовательные программы (творческие мастерские, образовательные поездки).

Интегральным компонентом данной модели выступают принципы, формы и методы психотерапевтической работы, направленной на коррекцию отклонений в личностном развитии и становление личности детей-сирот.

Эффективность развивающей среды обусловлена созданием целостного социально-психологического пространства посредством взаимодействия всех ее компонентов.

3. Социально-психологическими условиями успешной социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей являются:

1) воспитание ребенка в приемной семье профессиональными приемными родителями, способными осуществлять психокоррекционную работу с ним;

2) создание для каждого ребенка особых социально-бытовых условий, в которых он испытывает психологический комфорт и чувство защищенности;

3) участие школы в создании единого социально-психологического пространства с целью реализации психотерапевтического процесса в ходе обучения;

4) социально-психологическое сопровождение детей-сирот, направленное на коррекцию отклонений в личностном развитии и активное становление личности.

4. В задачи социально-психологического сопровождения детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей входит диагностика и коррекция отклонений в личностном развитии, формирование активной жизненной позиции, адекватного самоотношения, способности к саморазвитию и выстраиванию адекватных взаимоотношений с социумом. Для реализации поставленных задач используются приемы арт-терапии, игровой терапии, библиотерапии, групповые и индивидуальные методы психотерапевтической работы. Особенностью программы социально-психологического сопровождения является ее индивидуализация и непрерывность психокоррекционного воздействия.

5. В процессе социализации под воздействием социально-психологических условий развивающей среды происходит динамичное становление основных компонентов личностной зрелости: развитие терпимости, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, успешная самореализация, повышение уровня ответственности, развитие позитивного мировосприятия, способности к саморефлексии и саморазвитию.

Апробация и внедрение результатов работы. Материалы диссертационного исследования были представлены на международных, всероссийских, межвузовских конференциях и научно-практических семинарах (Витебск, Волгоград, Кострома, Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Смоленск 2006;2009 гг.), эмпирические результаты и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основной материал диссертации изложен на 171 страницах. В тексте диссертации содержаться 18 таблиц, 16 иллюстраций (графиков и диаграмм). Библиографический список включает 179 источников (из них 13 на иностранном языке).

Выводы по третьей главе.

Полученные результаты эмпирического исследования развития самооценки, ответственности, терпимости, самореализации, самонаправленного внимания, творческого и позитивного мышления позволяют сделать следующие выводы:

1. Каждый ребенок на момент появления в «Китеже» имеет нарушения в формировании основных компонентов личностной зрелости. Особенностями детей-сирот, поступающих в «Китеж», являются: неадекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень ответственности (пассивная жизненная позиция, низкий уровень субъективного контроля), низкий уровень терпимости (агрессивность), низкая самореализация (неудовлетворенность в общении, школе, семье), отсутствие самонаправленного внимания (неразвитость способности к саморефлексии, низкий уровень эмоциональной зрелости и самоконтроля поведения), неразвитость творческого и позитивного мышления.

2. В ходе взаимодействия с развивающей средой «Китежа» у детей наблюдается положительная динамика развития основных компонентов личностной зрелости: формируется адекватная самооценка и уровень притязанийповышается уровень ответственности, субъективного контроля и жизненной активностиснижается уровень агрессивности, развивается терпимость, эмпатичностьуспешно происходит самореализация в общении, школе, семьеразвивается способность к саморефлексии, саморазвитиюформируется позитивный образ мира, творческий подход к любой деятельности.

3. Формированию выделенных компонентов личностной зрелости способствует комплексное воздействие социально-психологических условий социализации, представленных основными компонентами развивающей среды (социально-бытовые условия, приемная семья, школьно-образовательное пространство) и системой психокоррекционных методов и приемов.

На снижение уровня агрессивности и развитие эмпатии и принятия других людей оказывают влияние благоприятные социально-бытовые условия, особенности процесса адаптации в приемной семье, психокоррекционная работа, поддержка со стороны приемной семьи и детского коллектива.

Формированию адекватной самооценки и уровня притязаний и успешной самореализации способствует безопасное социальное окружение, наличие семьи, психокоррекционная работа по развитию самооценки и уровня притязаний, взаимодействие взрослых с детьми на основе норм, правил и ценностей сообщества, отвечающих требованиям личностного развития детей-сирот, осуществление психотерапевтической работы в процессе обучения.

Развитие ответственности осуществляется через постоянную поддержку и поощрение детей в принятии на себя ответственности, психотерапевтическую работу по развитию самосознания, формированию активной жизненной позиции, ответственности и самостоятельности, привлечение детей к участию в жизни сообщества.

Выявленные в ходе нашего исследования изменения в личностном развитии детей-сирот подтверждают предположение о том, что социальнопсихологические условия развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей будут способствовать успешной социализации детей-сирот.

4. Сравнение с контрольной группой на последнем этапе исследования показало значимые различия в уровне развития личностной зрелости (р<0,001), ответственности (р<0,001), самостоятельности (р<0,05), эмоциональной зрелости (р<0,001), ориентации во времени (р<0,01), терпимости (р<0,01), самооценки (р<0,01) и уровня притязаний (р<0,05). У воспитанников «Китежа» все показатели выше.

5. Препятствием личностному развитию детей-сирот является стойкое чувство враждебности, сформированное в результате негативного опыта общения с миром. Поэтому важной задачей психотерапевтической работы становится развитие доверия и позитивного образа мира. Чувство враждебности отрицательно влияет на формирование у подростков терпимости, самореализации в общении и в семье. Изучение особенностей восприятия семейной ситуации показало отсутствие удовлетворенности многих подростков в этой сфере. Объективность причин в данной ситуации указывает на необходимость профессиональной подготовки приемных родителей и постоянной поддержки приемной семьи в процессе воспитания детей.

6. Формирование активной жизненной позиции у воспитанников «Китежа» прослеживается в развитии самонаправленного внимания и позитивного мышления. Данные эмпирического исследования и наблюдения показали наличие у большинства обследуемых подростков способности адекватно оценивать свои недостатки и стремления к самосовершенствованию, а также тенденции к активному преодолению кризисных ситуаций, творческому решению жизненных задач.

7. Становление ценноетно-мотивационной сферы воспитанников «Китежа» также идет в направлении формирования активной жизненной позиции. Значимыми ценностями на уровне убеждений выступают «благожелательность», «саморегуляция» и «достижения». На уровне поведения две последние ценности заменяются «гедонизмом» и «стимуляцией», свойственными подростковому возрасту. Однако значимость ценности «благожелательность» остается, что может указывать на возможность принятия в дальнейшем ценностей «саморегуляция» и «достижения» и на поведенческом уровне.

Рассмотрение социализации как процесса активного усвоения и воспроизводства человеком социального опыта, выделение личностной зрелости как основного критерия социализации, создает новое видение направлений в поиске оптимальной формы жизнеустройства и социального развития детей-сирот.

Изучение условий социализации детей-сирот позволило выделить причины нарушений в личностном развитии. Это легло в основу конструирования модели развивающей среды для детей-сирот, направленной на коррекцию отклонений и активное становление личности.

Изучение функционирования данной модели в условиях терапевтического сообщества приемных семей «Китеж» доказало ее эффективность в реализации процесса социализации детей-сирот.

Целью нашего исследования было выявление социально-психологических условий социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей и изучение динамики их личностного развития в этих условиях.

Исходя из этой цели, были определены задачи исследования. В ходе решения первой задачи проведенный теоретический анализ проблемы социализации позволил выявить психологическое содержание категории «социализация», а также выделить основные задачи социализации и критерии оценки успешности протекания данного процесса у детей-сирот.

Исходя из определения и фундаментальных положений, лежащих в основе теории социализации, а также методологических основ современной психологической науки и практики, в качестве основного критерия оценки успешности социализации выделена личностная зрелость, т. е. сформированность свойств личности, имеющих первостепенное значение для полноценного функционирования человека в обществе.

В ходе решения второй задачи исследования были проанализированы особенности личностного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сделан вывод о том, что особенности личностного развития детей-сирот требуют создания для них развивающей среды, направленной на коррекцию психологических отклонений и формирование здоровой личности, способной успешно адаптироваться в обществе. Разработана модель развивающей среды для детей-сирот. В качестве основных компонентов в нее включены сам ребенок, приемная семья, социально-бытовые условия, образовательное пространство. Интегральным компонентом выступают принципы, формы и методы психотерапевтической работы.

Третья задача исследования предполагала определение социально-психологических условий социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей (на примере ТСПС «Китеж»).

Рассмотрение особенностей создания и функционирования развивающей среды ТСПС «Китеж», позволило прийти к выводу о том, что основными социально-психологическими условиями успешной социализации детей-сирот является семейная форма жизнеустройства, социально-бытовое окружение, способствующее адекватному личностному и социальному развитию, участие школы в создании единого терапевтического пространства.

В ходе решения четвертой задачи исследования были раскрыты особенности психокоррекционной работы с детьми-сиротами в ТСПС «Китеж». Программа социально-психологического сопровождения включает систему психокоррекционных методов и приемов (различные виды игровой терапии и арт-терапии, драматерапия, библиотерапия, индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа (тренинги различных навыков, работа по целям в малых группах, игра «Я строю мир»).

В ходе решения пятой задачи исследования были изучены особенности формирования основных компонентов личностной зрелости как критерия успешной социализации детей-сирот. Анализ динамики личностного развития подростков, воспитывающихся в «Китеже», подтвердил эффективность социально-психологических воздействий развивающей среды.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Рассмотрение проблемы социализации человека в рамках интегрального подхода ставит на первое место проблему развития личности. Критерием социализации в данном случае выступает личностная зрелость. Ее показателями являются: активная жизненная позиция, высокий уровень субъективного контроля, позитивный образ мира, стремление к саморазвитию и самореализации, творческий подход в реализации жизненных целей.

2. Неблагоприятные условия социализации детей-сирот становятся причиной ее неуспешности. Формирование «особого типа личности» у данной категории детей (негативная Я — концепция, пассивная жизненная позиция, неспособность строить конструктивные, эмоционально адекватные ^ отношения), препятствует их удачной адаптации в обществе. Поэтому успешная социализация детей-сирот невозможна без целенаправленного воздействия на их личностное развитие. Реализация этой задачи требует создания специальной развивающей среды, направленной на коррекцию отклонений и активное становление личности.

3. Терапевтическое сообщество приемных семей является эффективной формой жизнеустройства, на базе которой возможно создание и функционирование целостной развивающей среды для детей-сирот. Основными компонентами этой развивающей среды являются: сам ребенок, социально-психологическое пространство приемной, семьи, образовательное пространство и адекватное социально-бытовое пространство. Интегральный компонент — принципы, формы и методы психотерапевтической работы. Основными принципами, обеспечивающими эффективность воздействия развивающей среды, выступают: непротиворечивость средысоздание общего информационного пространствапедагогическая, и психологическая вовлеченность в процесс всех членов коллективаприоритет детей над интересами и проблемами взрослыхпозитивное мышление у взрослого коллектива, который генерирует образ мира детейиндивидуальный подход к каждому ребенку, его проблемам, достоинствам, опытупринцип разделенной ответственности (совместное с детьми обсуждение важных сторон жизни и принятие решений).

4. Социально-психологическими условиями успешной социализации детей-сирот в развивающей среде ТСПС являются: семейная форма жизнеустройства (профессиональная замещающая семья) — создание безопасного социально—бытового пространства, дающего ребенку чувство защищенности и психологического комфортаформирование единого социально-психологического пространства для успешной реализации системы психотерапевтических методов и приемов, направленных на коррекцию отклонений в личностном развитии и становление личности детей-сирот.

5. Эффективной реализации задач психокоррекционной и развивающей работы способствует социально-психологическое сопровождение, основанное на принципах гуманистической и экзистенциональной психологии. Его программа включает систему психокоррекционных методов и приемов: игровая терапия (сеансы плей-терапии, ролевые игры и др.) — арт-терапия (декоративно-прикладное искусство, драматерапия, проективный рисунок и т. п.) — библиотерапияиндивидуальные психокоррекционные воздействия (беседы, наставничество, создание «вызовов») — групповая психотерапия (тренинги различных навыков, работа по целям в малых группах и др.).

6. В условиях развивающей среды ТСПС «Китеж» происходит интенсивное личностное развитие детей-сирот. Форма жизнеорганизации сообщества (правила, расписание, обязанности) способствуют становлению волевой сферы детей в направлении повышения уровня ответственности и жизненной активности, формирования адекватной самооценки и уровня притязаний. Семья и безопасное социальное окружение способствуют снижению уровня агрессивности, развитию терпимости, эмпатичности. Целенаправленное транслирование детям окружающими взрослыми норм поведения и общения, жизненных ценностей и идеалов, позволяющих успешно адаптироваться в обществе, развитие способности к саморефлексии способствуют формированию позитивного образа мира, творческого подхода к любой деятельности, стремления к самосовершенствованию. Достижение к моменту окончания школы среднего и высокого уровня личностной зрелости, ценностные ориентации и умение самостоятельно справляться с кризисными ситуациями способствуют хорошей адаптации выпускников ТСПС «Китеж» к жизни в обществе.

7. Динамика личностного развития зависит от возраста поступления и времени пребывания в сообществе. Чем раньше ребенок попадает в «Китеж», тем больше времени на его реабилитацию, поэтому можно добиться лучших результатов. Длительного времени требует преодоление чувства враждебности. Формирующееся как следствие негативного опыта жизни с родными родителями или отсутствия семьи, оно ложится в основу образа мира ребенка-сироты и становится препятствием для личностного развития. Поэтому первичной задачей психокоррекционной работы с детьми-сиротами выступает развитие доверия и формирование позитивного образа мира. Показателем становления активной жизненной позиции может выступать способность адекватно оценивать свои недостатки, стремление к самосовершенствованию и творческому разрешению кризисных ситуаций и жизненных задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская Текст. — М.: Наука, 1980. -335 с.
  2. , В.И. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения / В. И. Аксенова, Н. П. Бушкова, Н. А. Палиева Текст. Ставрополь, 2003. — 116 с.
  3. , Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили Текст. -М., 2000. 274 с.
  4. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева Текст.: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  5. , В.И. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях / В. И. Анисимов Текст. // Социальные, проблемы сиротства. М.: Институт социологии РАО, 1992. — 158 с.
  6. , И.В. Некоторые особенности психо-социальной адаптации воспитанников школ — интернатов / И. В. Анисимова, З. Р. Махкамова Текст. // Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание. Вып, 2. М., 1992.
  7. , Л.И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова, Л. В. Куликов Текст. М., 2000. — С. 207−212.
  8. , М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната / М. П. Аралова Текст.: Автореферат дис. канд.психол.наук. М., 1991. -22 с.
  9. , Н.Г. Социальные причины и механизмы формирования сиротства в раннем детстве / Н. Г. Аристова Текст. //
  10. Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание. М.: институт социологии РАО, 1992. — Вып, 2. — 74 с. — С. 525.
  11. , Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, С. А. Голынкина, A.M. Эткинд Текст. // Психологический журнал. -Т. 5. 1984. № 3. — С. 65−73.
  12. , JI.B. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/JI.B. Байбородова и др. Текст. -Ярославль, 1997.
  13. , И.Б. Некоторые проблемы социализации воспитанников детских домов / И. Б. Байтингер Текст. // Дети Молодежь -Общество. — Челябинск, 1998.-С. 103−104.
  14. , А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере Текст. М., 1999.
  15. , В.Е. Мировоззрение как системообразующий фактор личности / В. Е. Баранов, Г. Г. Филиппов Текст. // Проблемы развития целостности личности. JL, 1984.
  16. , Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Е. П. Белинская Текст. // «Вестник МГУ», сер. 14. Психология, 1997. -№ 4. С. 25−31.
  17. , Е.П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Текст. М., 2001. — С.30.
  18. , С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации у подростков / С. А. Беличева Текст.: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1989.
  19. , П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман Текст. -М., 1995.
  20. , JI.H. Диагностика психической напряжённости детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа / JI.H. Бережнова Текст.: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1995.
  21. , Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне Текст. -М., 1986.
  22. , М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова Текст. -СПб., 2008.
  23. , Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия / Г. А. Блатнер Текст. Пермь, 1993. — 105 с.
  24. , А.А. О личности по назначению и о личности по сути / А. А. Бодалев Текст. // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб., 1999
  25. , Л.И. Особенности самосознания у подростков / Л. И. Божович Текст. // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. С. 98−107.
  26. Большая советская энциклопедия / Электронный ресурс. Режим доступа: http://encycLyandex.ru/.
  27. , Дж. Привязанность / Дж. Боулби, пер. с англ. Текст. М.: Гардарики, 2003. — 477с.
  28. , А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский Текст. // Психологический журнал. Т. 12−14. 19 911 993.
  29. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов Текст. СПб.: Питер, 2000. — 528 с.
  30. , А.А. Современные подходы к системе содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Васильев Текст. // Детский дом. 2007. — № 2. — С. 38−49.
  31. , Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах / Е. В. Виноградова Текст.: Автореферат дис.. канд. психол.наук. -М., 1992. —18 с.
  32. Возрастные стандарты социализации детей-сирот Текст. М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1999.
  33. , Е. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Волкова, JI. Грибанова Текст. -М.: АСИ, 2001.
  34. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия / ред-сост. И. П. Иванова Текст. М.: АПО, 1996. — 104 с.
  35. Всемирная Федерация Терапевтических Сообществ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wftc.org/.
  36. Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России» 8−10.11.2006 Текст. // Вопросы психологии, 2007. № 1. — С. 182 183.
  37. , Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи / Л. П. Выговская Текст.: Автореферат дис. канд.психол.наук. Киев, 1991. -20 с.
  38. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский Текст. // Собр.соч. в 6 тт. Т.2. М., 1986. — 320 с.
  39. , Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова Текст. -М., 1991. 480 с.
  40. , Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.1. / Л. С. Выготский Текст. М., 1982.
  41. , З.Г. Теоретико методологические аспекты социализации личности / З. Г. Галлеев Текст. — Казань, 1998.
  42. , Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова Текст. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  43. , А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школ-интернатов / А. Е. Горбушин Текст. -М&bdquo- 1993.
  44. , В.В., Смотрова, Т.Н. Ценностно-нормативные основы интеграции этнических мигрантов в российском обществе / В. В. Гриценко, Т. Н. Смотрова Текст. Смоленск: Универсум, 2008. — 152 с.
  45. , И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания / И. Ф. Дементьева Текст. // Социологические исследования. 1991. -№ 9. — С. 72−78.
  46. , И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: современные проблемы и перспективы в условиях рынка / И. Ф. Дементьева Текст. // Социальные проблемы сиротства. М.: Институт социологии РАО, 1992. — 158 с. — С. 7−34.
  47. , И.Ф. Приемная семья институт защиты детства / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко Текст. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.
  48. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой Текст. М.1998. — 143 с.
  49. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. М Шипицыной Текст. СПб, 2003. — 144 с.
  50. , И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению основное новообразование ранней юности / И. В. Дубровина Текст. // Формирование личности старшеклассника. -М., 1989.
  51. , И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И. В. Дубровина, М. И. Лисина Текст. // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
  52. , И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома/ И. В. Дубровина, А. Г. Рузская Текст.-М.: Просвещение, 1990.
  53. , Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков-воспитанников детских домов / Т. И. Дьяконова Текст.: Автореферат дис. канд.психол.наук. СПб., 2000. -20 с.
  54. , Ю.Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи / Ю. Б. Евдокимова Текст.: Автореферат дис.. канд.психол.наук. Калуга, 2004.-19 с.
  55. , М.А. К проблеме социально-педагогической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей / М. А. Жданова Текст. // Проблемы педагогической инноватики и профессиональной школе. Спб., 2004. — 291 с. — С. 55−57.
  56. , Н. П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина, И. А. Бобылева Текст. М.: Дом, 1999. -60 с.
  57. , З.П. Дети-сироты и современная социокультурная среда / З. П. Иноземцева Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tovievich.ru.
  58. , Э.А. Как обеспечить социализацию подростков: предпроектный анализ и проект / Э. А. Исламов Текст. // Школьные технологии. 2000. — № 4, — с.59−61.
  59. , В.И. Формирование ценностно-нормативных представлений воспитанников сургутского детского дома по типу «семья» / В. И. Каверина Текст. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1997. -№ 2. С. 66−77.
  60. , В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев Текст. -СПб.: Речь, 2004.-70 с.
  61. , Б. Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов / Б. Д. Карвасарсркий Электронный ресурс. Режим доступа: http://bookap.by.ru/index.shtm.
  62. , A.JI. Социализация личности- норма и отклонение / A.JI. Ковалева Текст. М.: Голос, 1996. — 222 с.
  63. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. JI.M. Шипицыной, Е. И. Казаковой Текст. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. -106 с.
  64. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон Текст. М., 1988.
  65. , М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М. Ю. Кондратьев Текст. Воронеж, 1997.
  66. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Л. М. Шипицыной Текст. СПб.: ИСПиП, 2000.
  67. , Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному к профессиональному самоопределению в условиях дома детства / Л. С. Кочкина Текст.: Автореф дис. .канд. пед. наук. М. т 1998.
  68. , Л.Н. В семье и без семьи / Л. Н. Кошелева и др. Текст. -Сургут: Гради, 2001.
  69. , Г. С. Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красницкая и др. Текст. М: Дрофа, 2001.
  70. , Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов Текст. // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 11−22.
  71. , П.С. Концепция социальной адаптации / П. С. Кузнецов Текст. Саратов, 2000.
  72. .А. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов / Б. А. Кутан Текст. Курган: «Исеть», 1997.
  73. , К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентации подростков детского дома / К. Ю. Лавринец Текст.: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -Карачаевск, 2003. -23с.с/
  74. , И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, 3. Матейчек Текст. Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. — 334с.
  75. , Е.О. Детские дома: быть или не быть? / Е. О. Лебедева Текст. //Детский дом. 2007. — № 2. — С. 5−17.
  76. , Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева Текст. // Психологический журнал. -2001. Т.22 — № 3 — С. 26−36.
  77. , Н.М. Ценности культуры и развитие общества / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко Текст. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
  78. , В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка / В. П. Левкович Текст. // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 68−72.
  79. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. B.C. Мухина Текст. -М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  80. , А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях / А. К. Лукина Текст. // Педагогика. 2002. — № 1.
  81. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу Текст.-М., 1997.
  82. , А.Г. Самоактализация / А. Г. Маслоу Текст. // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  83. , Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия / Е. С. Меньшикова Текст. // Психологический журнал. Т. 14. № 6. 1993.-С. 110−118.
  84. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид Текст. М., 1988.
  85. , С. Психология игры / С. Миллер Текст. СПб., 1999.
  86. , М.Ю. Социальная адаптация депривированных детей: социокультурный аспект / М. Ю. Михайлина Текст. Саратов, 1997.
  87. , Д.В. Воспитание детей в развивающей среде «Китежа» / Д. В. Морозов Текст. М., 2007 — 270 с.
  88. , Д.В. Поколение «Китеж». Ваш приемный ребенок / Д. В. Морозов Текст. М., РИПОЛ классик, 2008. -256 е.: ил.
  89. , В. Социализация детей-сирот через разновозрастную группу / В. Москвина Текст. // Воспитание школьников. 2006. — № 1. -С. 37−41.
  90. , А.В. Социализация человека / А. В. Мудрик Текст. М., 2004.
  91. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина Текст.: Учебник для студ. Вузов 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 456 с.
  92. , B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / B.C. Мухина Текст. // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 32−39.
  93. , B.C. Реабилитация социально депривированных детей в условиях детского дома / B.C. Мухина Текст. // Актуальные проблемы социальной психологии. Тезисы научных сообщений. Часть 3. -Кострома, 1986.- 162 с. -С 129−130.
  94. , П. Развитие личности ребенка / П. Мюссен, Д. Контер, А. Хьюстон Текст. -М., 1987.
  95. , А.Л. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома / А. Л. Нелидова, Т. Т. Щелина Текст. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2003. -№ 2.
  96. , В.В. Психологические механизмы влияния социокультурной среды на формирование личности /В.В- Новиков Текст. // Человек в современной социокультурной ситуации. Спб., 1994. — С. 69−71.
  97. , Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб Текст. -СПб, 2002.
  98. , Л.Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте / Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко Текст. М.: МГУ, 1994.
  99. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева Текст. М., 1999.
  100. , Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка / Р. В. Овчарова Текст. Архангельск, 1994.
  101. , Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева Текст. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
  102. , А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова Текст. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.
  103. , В.Н. Деинституционализация детей-сирот в ракурсе системного анализа. Перспективы психологической службы в условиях деинституционализации / В. Н. Ослон Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tovievich.ru.
  104. , А.К. Проблемы субъективной активности / А. К. Осницкий Текст. // Вопросы психологии, 1996. -№ 1. С. 5−19.
  105. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением: Сб. науч. трудов. -М: Прометей, 1989.
  106. , И.М. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов/ И. М. Палей, B.C. Магун Текст. // Социальная психология. Л.: ЛГУ, 1979. С. 90−106.
  107. , Н.А. Формирование ценностных ориентаций детей-сирот в условиях детского дома / Н. А. Палиева Текст. // Вестник У РАО, 2007. -№ 2 (36).-С. 74−77.
  108. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин Текст. -М., 1991.
  109. , М. Психологические факторы: влияние социализации / М. Пере Текст. // Клиническая психология. СПб., 2002. — С. 281−320.
  110. , А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода / А. В. Петровский Текст. // Вопросы психологии. № 1. 1991. — С. 57−66.
  111. ИЗ. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер Текст.-СПб., 2003.
  112. , В.Я. Концепция социализации в Западной педагогике / В. Я. Пилиповский Текст. // Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе. М., 1991.
  113. , В.И. Формирование социально адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности / В. И. Попов Текст. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2003. —22 с.
  114. Практикум по психодиагностике / Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева Текст. М., 1984. — 232 с.
  115. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Л. В. Байбородовой Текст. -Ярославль: ЯрГПУ, 1997. 196 с.
  116. Приёмная семья проблемы, настоящее, будущее. Тезисы докладов межд. практ. конф. (28−31 мая 1999 г.) Текст. — СПб.: Изд-во Общественного Благотворительного Фонда «Родительский мост» (серия «Это-я»), 1999.-48с.
  117. , A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / A.M. Прихожан Текст. // Научнометодические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. — С.110−118.
  118. , A.M. Притязания и зрелости личности / A.M. Прихожан Текст. // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
  119. , A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых Текст. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 416 е.: ил.
  120. Проблемы 'социального сиротства: причины, предупреждение, пути решения / Под ред. В. Г. Боровик, С. Н. Калашниковой Текст. -Белгород, 2002. -91 с.
  121. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской, Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР Текст. — М.: Педагогика, 1990.-264 с.
  122. Психическое развитие детей-сирот / ред. JI. M,. Шипицына Текст. СПб.: МИСиР, 1996. — 48 с.
  123. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова Текст. 2-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. — 752 с.
  124. Психология развивающейся личности./ Под ред. А. В. Петровского Текст.-М., 1987.
  125. , Н.К. Развитие самопринятия у детей в условиях детского учреждения закрытого типа / Н. К. Ралина Текст.: Автореферат дис.. канд.психол.наук. Нижний Новгород, 1995. — 17 с.
  126. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе Текст. СПб, 2000.
  127. , А.А. Личностная зрелость и социальная практика / А. А. Реан Текст. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — СПб., 1995.
  128. , А.А. Социальная защищенность детей-сирот / А. А. Реан Текст. // Профессиональное образование. Столица. 2007. — № 2. — С. 5−6.
  129. , Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «я» / Я. Рейковский Текст. // Вестник МГУ, Серия Психология. 1981. — № 1.
  130. , X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности) / X. Ремшмидт Текст. М., 1994.
  131. , Е.И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов Текст.: Учебное пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 е.: ил.
  132. , К. К науке о личности / К. Роджерс Текст. // История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М., 1986.
  133. , К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейдберг Текст. -М., 2002.
  134. , С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум Текст. СПб.: Речь, 2007. — 365 с.
  135. , С.И. Психологические условия формирования нормальной личности / С. И. Розум Текст. // Ананьевские чтения 98. Тезисы научно-практической конференции. — СПб, 1998.-С. 122−123.
  136. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн Текст. СПб.: Питер, 1999. — 342 с.
  137. , Л.И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме / Л. И. Рюмшина Текст.: Автореф, дис. канд. психол. наук. -М., 1990. — 19 с.
  138. , Г. В. Мониторинг положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и развитие семейных форм их устройства в ЦФО в 2006г. / Г. В. Семья Электронный ресурс. Режим доступа: http-.//www.usynovite.ru/f/experience/ intadopt/2.docM
  139. , Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей / Г. В. Семья, Н. Ф. Плясов, Г. И. Плясова Текст. М.: Полиграф сервис, 2001. — 176 с.
  140. , В.И. Основы психологической антропологии / Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев Текст. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  141. , К.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности / К. В. Слюсарев Текст.: Автореф, дис. канд. психол. наук.-СПб., 1992. 19 с.
  142. , Н. Социология / Н. Смелзер Текст. М.: Феникс, 1994.-687 с.
  143. , Э.В. Семья как источник воспитательных воздействий / Э. В. Соколов, Е. Н. Дукович Текст. // Семьи как объект философского и социологического исследования. Л.: Наука, 1974. -150 с.
  144. , А.В. Зрелая личность: понятийный анализ / А. В. Соловьёв Текст. // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция. М., 1992.
  145. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лабунской Текст. М.: Гардарики, 2001. — 397 с.
  146. , Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома / Н. Г. Травникова Текст.: Автореферат дис.. канд. психол. наук. -СПб, 1999. -22 с.
  147. , М.Ф. Развитие патронатного воспитания в регионах России / М. Ф. Терновская, Н. П. Иванова Текст. М.: Слово, 2002. — 126 с.
  148. , Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи / Т. М. Трапезникова Текст. // Человек: Индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб.: СПбГУ, 1998. — С. 90−108.
  149. , Е.Н. Личностные особенности подростков сирот и подростков, оставшихся без родительского попечения, как фактор их дезадаптации / Е. Н. Трухманова Текст.: Автореферат дис. канд.психол.наук. М., 2004. — 26 с.
  150. , Е.И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Е. И. Фейгенберг, А. Г. Асмолов Текст. // Вопросы психологии. № 6. 1994. — С. 74−79
  151. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной Текст. М.: Педагогика, 1987.- 181 с.
  152. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд Текст. -М.: Наука, 1991.-456 с.
  153. , Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи / Н. А. Хрусталькова Текст. // Педагогика. 2007. — № 2. — С. 52−58.
  154. , Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е. Чепурных Текст. // Народное образование. — 2001.-№ 7.-С. 23−27.
  155. , О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков / О. Л. Чернова Текст.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1991.
  156. , А.А. Проблемы формирования жизнестойкости у детей, лишенных родительского попечения / А. А. Шабанов Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.tovievich.ru.
  157. , P.M. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации. Автореферат дис.. докт.психол.наук. — Ярославль, 2002. — 46 с.
  158. , P.M. Личность и ее становление в процессе социализации / P.M. Шамионов Текст. Саратов, 2000.
  159. , Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Д. Б. Эльконин Текст. -М.: Тривола, 1994. 168 с.
  160. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон Текст. -М., 1996.
  161. О.Н. Мир ценностей как фактор социализации / О. Н. Юречко Текст.: Автореферат дис.. канд.филос.наук. М., 1995. — 26 с.
  162. , В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов Текст. // Мир России. 1995.-Том 4.- №№ 3−4. — С. 158−182.
  163. , И.С. О модели личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская Текст. // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Часть 1. -Тула: ТГПИ, 1994. 82 с.
  164. Bananji, M.R., Prentice D.A. The Self in Social Context / M.R.Bananji, D.A. Prentice Text. // Annual Review of Psychology. 1994. — Vol.45. — P.297−332.
  165. Caims, K. Attachment, trauma and resilience. Therapeutic caring for children / K. Cairns Text. BAAF (UK), 2002. — 182 p.
  166. Crittenden, P. M. The organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture, and Context / P.M. Crittenden, A.H. Claussen (ed) Text. -Cambridge: Cambridge University Press, 2003. -432p.
  167. Gallese, V. The roots of empathy: The shared manifold hypothesis and the neural basis of intersubjectivity / V. Gallese Text. // Psychopathology. Vol. 36. № 4.-London, 2003. -C. 171−180
  168. Grossman, K.E. Capturing the wider view of attachment: a reanalysis of Ainsworth strange situation / K.E. Grossman, C.E. Izard (ed) Text. // Measuring emotions in infants and children. Vol. 2. N.-Y., 1990.
  169. Kestenberg, J. Children and Parents: Psychoanalytic Studies in Development / J. Kestenberg Text. — New York: Jason Aronson, 1975.
  170. Main, T. The concept of the therapeutic community: variations and vicissitudes / T. Main Text. // The Evolution of Group Analysis ed. by M. Pines. -London: «Karnac Books», 1983.
  171. McAuley, С. Children in long- term fostering / C. McAuley Text. -Averby: Aldershot, 1996.
  172. Sherborn, V. Developmental Movements for Children / V. Sherborn Text. Cambrige- Cambrige University Press, 1990.
  173. Triseliotis, J. Delivering Foster Care / J. Triseliotis, M. Borland, M. Hill Text. London: BAAF, 2000. — 250 p.
  174. Wentworth W.M. Context and Understanding. An Inquiry into Socialization Theory / W.M. Wentworth Text. -N.Y.: Oxford, 1980.
  175. White G. Socialization / G. White Text., London, 1977.
  176. Zaporah, R. Action Theatre: Improvisation of presence / R. Zaporah Text. North Atlantic Books, Berkeley, California, 1995. — 275 p.
Заполнить форму текущей работой