Социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей
![Диссертация: Социально-психологические условия социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей](https://westud.ru/work/2513308/cover.png)
Диссертация
В условиях развивающей среды ТСПС «Китеж» происходит интенсивное личностное развитие детей-сирот. Форма жизнеорганизации сообщества (правила, расписание, обязанности) способствуют становлению волевой сферы детей в направлении повышения уровня ответственности и жизненной активности, формирования адекватной самооценки и уровня притязаний. Семья и безопасное социальное окружение способствуют… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения социализации детей-сирот
- 1. 1. Подходы к определению социализации, ее содержания, стадий и критериев социализированное&trade
- 1. 2. Личностная зрелость как основной критерий социализации
- 1. 3. Психологические факторы социализации личности
- 1. 4. Особенности социализации детей в государственных учреждениях для детей-сирот и в альтернативных формах жизнеустройства
- Глава 2. Анализ социально-психологических условий социализации детей-сирот в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей
- 2. 1. Особенности создания и функционирования развивающей среды терапевтического сообщества приемных семей
- 2. 2. Анализ социально-психологических условий социализации детей-сирот в терапевтическом сообществе приемных семей «Китеж»
- 2. 3. Принципы, методы и приемы психологического сопровождения процесса социализации детей-сирот
- Глава 3. Эмпирическое изучение особенностей личностного развития детей-сирот, воспитывающихся в развивающей среде терапевтического сообщества приемных семей
- 3. 1. Описание выборки исследования, методического инструментария и процедуры проведения лонгитюда
- 3. 2. Характеристика особенностей личностного. развития детей на момент поступления в «Китеж» по результатам констатирующего этапа исследования
- 3. 3. Исследование динамики развития рядовых компонентов личностной зрелости воспитанников «Китежа» во время проведения формирующего эксперимента
- 3. 3. 1. Развитие терпимости подростков, воспитывающихся в терапевтическом сообществе приемных семей «Китеж»
- 3. 3. 2. Развитие самооценки и уровня притязаний, особенности самореализации подростков
- 3. 3. 3. Развитие ответственности подростков, проживающих в терапевтическом сообществе приемных семей «Китеж»
- 3. 4. Исследование развития интегральных компонентов личностной зрелости в условиях развивающей среды по результатам четвертого этапа исследования)
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская Текст. — М.: Наука, 1980. -335 с.
- Аксенова, В.И. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения / В. И. Аксенова, Н. П. Бушкова, Н. А. Палиева Текст. Ставрополь, 2003. — 116 с.
- Амонашвили, Ш. А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили Текст. -М., 2000. 274 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева Текст.: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
- Анисимов, В.И. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях / В. И. Анисимов Текст. // Социальные, проблемы сиротства. М.: Институт социологии РАО, 1992. — 158 с.
- Анисимова, И.В. Некоторые особенности психо-социальной адаптации воспитанников школ — интернатов / И. В. Анисимова, З. Р. Махкамова Текст. // Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание. Вып, 2. М., 1992.
- Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова, Л. В. Куликов Текст. М., 2000. — С. 207−212.
- Аралова, М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната / М. П. Аралова Текст.: Автореферат дис. канд.психол.наук. М., 1991. -22 с.
- Аристова, Н.Г. Социальные причины и механизмы формирования сиротства в раннем детстве / Н. Г. Аристова Текст. //
- Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание. М.: институт социологии РАО, 1992. — Вып, 2. — 74 с. — С. 525.
- Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е. Ф. Бажин, С. А. Голынкина, A.M. Эткинд Текст. // Психологический журнал. -Т. 5. 1984. № 3. — С. 65−73.
- Байбородова, JI.B. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/JI.B. Байбородова и др. Текст. -Ярославль, 1997.
- Байтингер, И.Б. Некоторые проблемы социализации воспитанников детских домов / И. Б. Байтингер Текст. // Дети Молодежь -Общество. — Челябинск, 1998.-С. 103−104.
- Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере Текст. М., 1999.
- Баранов, В.Е. Мировоззрение как системообразующий фактор личности / В. Е. Баранов, Г. Г. Филиппов Текст. // Проблемы развития целостности личности. JL, 1984.
- Белинская, Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Е. П. Белинская Текст. // «Вестник МГУ», сер. 14. Психология, 1997. -№ 4. С. 25−31.
- Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Текст. М., 2001. — С.30.
- Беличева, С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации у подростков / С. А. Беличева Текст.: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1989.
- Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман Текст. -М., 1995.
- Бережнова, JI.H. Диагностика психической напряжённости детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа / JI.H. Бережнова Текст.: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1995.
- Берне, Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне Текст. -М., 1986.
- Битянова, М.Р. Социальная психология / М. Р. Битянова Текст. -СПб., 2008.
- Блатнер, Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия / Г. А. Блатнер Текст. Пермь, 1993. — 105 с.
- Бодалев, А.А. О личности по назначению и о личности по сути / А. А. Бодалев Текст. // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб., 1999
- Божович, Л.И. Особенности самосознания у подростков / Л. И. Божович Текст. // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. С. 98−107.
- Большая советская энциклопедия / Электронный ресурс. Режим доступа: http://encycLyandex.ru/.
- Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби, пер. с англ. Текст. М.: Гардарики, 2003. — 477с.
- Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский Текст. // Психологический журнал. Т. 12−14. 19 911 993.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов Текст. СПб.: Питер, 2000. — 528 с.
- Васильев, А.А. Современные подходы к системе содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А. А. Васильев Текст. // Детский дом. 2007. — № 2. — С. 38−49.
- Виноградова, Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах / Е. В. Виноградова Текст.: Автореферат дис.. канд. психол.наук. -М., 1992. —18 с.
- Возрастные стандарты социализации детей-сирот Текст. М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1999.
- Волкова, Е. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Волкова, JI. Грибанова Текст. -М.: АСИ, 2001.
- Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия / ред-сост. И. П. Иванова Текст. М.: АПО, 1996. — 104 с.
- Всемирная Федерация Терапевтических Сообществ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wftc.org/.
- Всероссийская конференция «Пути решения проблемы сиротства в России» 8−10.11.2006 Текст. // Вопросы психологии, 2007. № 1. — С. 182 183.
- Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи / Л. П. Выговская Текст.: Автореферат дис. канд.психол.наук. Киев, 1991. -20 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский Текст. // Собр.соч. в 6 тт. Т.2. М., 1986. — 320 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова Текст. -М., 1991. 480 с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.1. / Л. С. Выготский Текст. М., 1982.
- Галлеев, З.Г. Теоретико методологические аспекты социализации личности / З. Г. Галлеев Текст. — Казань, 1998.
- Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова Текст. СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
- Горбушин, А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школ-интернатов / А. Е. Горбушин Текст. -М&bdquo- 1993.
- Гриценко, В.В., Смотрова, Т.Н. Ценностно-нормативные основы интеграции этнических мигрантов в российском обществе / В. В. Гриценко, Т. Н. Смотрова Текст. Смоленск: Универсум, 2008. — 152 с.
- Дементьева, И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания / И. Ф. Дементьева Текст. // Социологические исследования. 1991. -№ 9. — С. 72−78.
- Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: современные проблемы и перспективы в условиях рынка / И. Ф. Дементьева Текст. // Социальные проблемы сиротства. М.: Институт социологии РАО, 1992. — 158 с. — С. 7−34.
- Дементьева, И.Ф. Приемная семья институт защиты детства / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко Текст. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой Текст. М.1998. — 143 с.
- Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. М Шипицыной Текст. СПб, 2003. — 144 с.
- Дубровина, И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению основное новообразование ранней юности / И. В. Дубровина Текст. // Формирование личности старшеклассника. -М., 1989.
- Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И. В. Дубровина, М. И. Лисина Текст. // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
- Дубровина, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома/ И. В. Дубровина, А. Г. Рузская Текст.-М.: Просвещение, 1990.
- Дьяконова, Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков-воспитанников детских домов / Т. И. Дьяконова Текст.: Автореферат дис. канд.психол.наук. СПб., 2000. -20 с.
- Евдокимова, Ю.Б. Идеализированный образ родителей как фактор девиантного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи / Ю. Б. Евдокимова Текст.: Автореферат дис.. канд.психол.наук. Калуга, 2004.-19 с.
- Жданова, М.А. К проблеме социально-педагогической реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей / М. А. Жданова Текст. // Проблемы педагогической инноватики и профессиональной школе. Спб., 2004. — 291 с. — С. 55−57.
- Иванова, Н. П. Возрастные стандарты социализации детей-сирот / Н. П. Иванова, О. В. Заводилкина, И. А. Бобылева Текст. М.: Дом, 1999. -60 с.
- Иноземцева, З.П. Дети-сироты и современная социокультурная среда / З. П. Иноземцева Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tovievich.ru.
- Исламов, Э.А. Как обеспечить социализацию подростков: предпроектный анализ и проект / Э. А. Исламов Текст. // Школьные технологии. 2000. — № 4, — с.59−61.
- Каверина, В.И. Формирование ценностно-нормативных представлений воспитанников сургутского детского дома по типу «семья» / В. И. Каверина Текст. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1997. -№ 2. С. 66−77.
- Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев Текст. -СПб.: Речь, 2004.-70 с.
- Карвасарский, Б. Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов / Б. Д. Карвасарсркий Электронный ресурс. Режим доступа: http://bookap.by.ru/index.shtm.
- Ковалева, A.JI. Социализация личности- норма и отклонение / A.JI. Ковалева Текст. М.: Голос, 1996. — 222 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. JI.M. Шипицыной, Е. И. Казаковой Текст. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. -106 с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон Текст. М., 1988.
- Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М. Ю. Кондратьев Текст. Воронеж, 1997.
- Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Л. М. Шипицыной Текст. СПб.: ИСПиП, 2000.
- Кочкина, Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному к профессиональному самоопределению в условиях дома детства / Л. С. Кочкина Текст.: Автореф дис. .канд. пед. наук. М. т 1998.
- Кошелева, Л.Н. В семье и без семьи / Л. Н. Кошелева и др. Текст. -Сургут: Гради, 2001.
- Красницкая, Г. С. Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красницкая и др. Текст. М: Дрофа, 2001.
- Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю. И. Кривов Текст. // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 11−22.
- Кузнецов, П.С. Концепция социальной адаптации / П. С. Кузнецов Текст. Саратов, 2000.
- Кутан Б.А. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов / Б. А. Кутан Текст. Курган: «Исеть», 1997.
- Лавринец, К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентации подростков детского дома / К. Ю. Лавринец Текст.: Автореферат дис. .канд. пед. наук. -Карачаевск, 2003. -23с.с/
- Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, 3. Матейчек Текст. Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. — 334с.
- Лебедева, Е.О. Детские дома: быть или не быть? / Е. О. Лебедева Текст. //Детский дом. 2007. — № 2. — С. 5−17.
- Лебедева, Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева Текст. // Психологический журнал. -2001. Т.22 — № 3 — С. 26−36.
- Лебедева, Н.М. Ценности культуры и развитие общества / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко Текст. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
- Левкович, В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка / В. П. Левкович Текст. // Психология личности и образ жизни. М., 1987. — С. 68−72.
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. B.C. Мухина Текст. -М.: Просвещение, 1991. 223 с.
- Лукина, А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях / А. К. Лукина Текст. // Педагогика. 2002. — № 1.
- Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу Текст.-М., 1997.
- Маслоу, А.Г. Самоактализация / А. Г. Маслоу Текст. // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Меньшикова, Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия / Е. С. Меньшикова Текст. // Психологический журнал. Т. 14. № 6. 1993.-С. 110−118.
- Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид Текст. М., 1988.
- Миллер, С. Психология игры / С. Миллер Текст. СПб., 1999.
- Михайлина, М.Ю. Социальная адаптация депривированных детей: социокультурный аспект / М. Ю. Михайлина Текст. Саратов, 1997.
- Морозов, Д.В. Воспитание детей в развивающей среде «Китежа» / Д. В. Морозов Текст. М., 2007 — 270 с.
- Морозов, Д.В. Поколение «Китеж». Ваш приемный ребенок / Д. В. Морозов Текст. М., РИПОЛ классик, 2008. -256 е.: ил.
- Москвина, В. Социализация детей-сирот через разновозрастную группу / В. Москвина Текст. // Воспитание школьников. 2006. — № 1. -С. 37−41.
- Мудрик, А.В. Социализация человека / А. В. Мудрик Текст. М., 2004.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина Текст.: Учебник для студ. Вузов 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 456 с.
- Мухина, B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / B.C. Мухина Текст. // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 32−39.
- Мухина, B.C. Реабилитация социально депривированных детей в условиях детского дома / B.C. Мухина Текст. // Актуальные проблемы социальной психологии. Тезисы научных сообщений. Часть 3. -Кострома, 1986.- 162 с. -С 129−130.
- Мюссен, П. Развитие личности ребенка / П. Мюссен, Д. Контер, А. Хьюстон Текст. -М., 1987.
- Нелидова, А.Л. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома / А. Л. Нелидова, Т. Т. Щелина Текст. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -2003. -№ 2.
- Новиков, В.В. Психологические механизмы влияния социокультурной среды на формирование личности /В.В- Новиков Текст. // Человек в современной социокультурной ситуации. Спб., 1994. — С. 69−71.
- Ньюкомб, Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб Текст. -СПб, 2002.
- Обухова, Л.Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте / Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко Текст. М.: МГУ, 1994.
- Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева Текст. М., 1999.
- Овчарова, Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка / Р. В. Овчарова Текст. Архангельск, 1994.
- Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева Текст. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А. А. Осипова Текст. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.
- Ослон, В.Н. Деинституционализация детей-сирот в ракурсе системного анализа. Перспективы психологической службы в условиях деинституционализации / В. Н. Ослон Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tovievich.ru.
- Осницкий, А.К. Проблемы субъективной активности / А. К. Осницкий Текст. // Вопросы психологии, 1996. -№ 1. С. 5−19.
- Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением: Сб. науч. трудов. -М: Прометей, 1989.
- Палей, И.М. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов/ И. М. Палей, B.C. Магун Текст. // Социальная психология. Л.: ЛГУ, 1979. С. 90−106.
- Палиева, Н.А. Формирование ценностных ориентаций детей-сирот в условиях детского дома / Н. А. Палиева Текст. // Вестник У РАО, 2007. -№ 2 (36).-С. 74−77.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин Текст. -М., 1991.
- Пере, М. Психологические факторы: влияние социализации / М. Пере Текст. // Клиническая психология. СПб., 2002. — С. 281−320.
- Петровский, А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода / А. В. Петровский Текст. // Вопросы психологии. № 1. 1991. — С. 57−66.
- ИЗ. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер Текст.-СПб., 2003.
- Пилиповский, В.Я. Концепция социализации в Западной педагогике / В. Я. Пилиповский Текст. // Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе. М., 1991.
- Попов, В.И. Формирование социально адаптированной личности воспитанника детского дома в процессе трудовой деятельности / В. И. Попов Текст. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2003. —22 с.
- Практикум по психодиагностике / Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева Текст. М., 1984. — 232 с.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Л. В. Байбородовой Текст. -Ярославль: ЯрГПУ, 1997. 196 с.
- Приёмная семья проблемы, настоящее, будущее. Тезисы докладов межд. практ. конф. (28−31 мая 1999 г.) Текст. — СПб.: Изд-во Общественного Благотворительного Фонда «Родительский мост» (серия «Это-я»), 1999.-48с.
- Прихожан, A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / A.M. Прихожан Текст. // Научнометодические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. — С.110−118.
- Прихожан, A.M. Притязания и зрелости личности / A.M. Прихожан Текст. // Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
- Прихожан, A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых Текст. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 416 е.: ил.
- Проблемы 'социального сиротства: причины, предупреждение, пути решения / Под ред. В. Г. Боровик, С. Н. Калашниковой Текст. -Белгород, 2002. -91 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской, Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР Текст. — М.: Педагогика, 1990.-264 с.
- Психическое развитие детей-сирот / ред. JI. M,. Шипицына Текст. СПб.: МИСиР, 1996. — 48 с.
- Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова Текст. 2-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. — 752 с.
- Психология развивающейся личности./ Под ред. А. В. Петровского Текст.-М., 1987.
- Радина, Н.К. Развитие самопринятия у детей в условиях детского учреждения закрытого типа / Н. К. Ралина Текст.: Автореферат дис.. канд.психол.наук. Нижний Новгород, 1995. — 17 с.
- Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе Текст. СПб, 2000.
- Реан, А.А. Личностная зрелость и социальная практика / А. А. Реан Текст. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — СПб., 1995.
- Реан, А.А. Социальная защищенность детей-сирот / А. А. Реан Текст. // Профессиональное образование. Столица. 2007. — № 2. — С. 5−6.
- Рейковский, Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «я» / Я. Рейковский Текст. // Вестник МГУ, Серия Психология. 1981. — № 1.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности) / X. Ремшмидт Текст. М., 1994.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов Текст.: Учебное пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 е.: ил.
- Роджерс, К. К науке о личности / К. Роджерс Текст. // История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М., 1986.
- Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейдберг Текст. -М., 2002.
- Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум Текст. СПб.: Речь, 2007. — 365 с.
- Розум, С.И. Психологические условия формирования нормальной личности / С. И. Розум Текст. // Ананьевские чтения 98. Тезисы научно-практической конференции. — СПб, 1998.-С. 122−123.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн Текст. СПб.: Питер, 1999. — 342 с.
- Рюмшина, Л.И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающимися в семье и в детском доме / Л. И. Рюмшина Текст.: Автореф, дис. канд. психол. наук. -М., 1990. — 19 с.
- Семья, Г. В. Мониторинг положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и развитие семейных форм их устройства в ЦФО в 2006г. / Г. В. Семья Электронный ресурс. Режим доступа: http-.//www.usynovite.ru/f/experience/ intadopt/2.docM
- Семья, Г. В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей / Г. В. Семья, Н. Ф. Плясов, Г. И. Плясова Текст. М.: Полиграф сервис, 2001. — 176 с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии / Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев Текст. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Слюсарев, К.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности / К. В. Слюсарев Текст.: Автореф, дис. канд. психол. наук.-СПб., 1992. 19 с.
- Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер Текст. М.: Феникс, 1994.-687 с.
- Соколов, Э.В. Семья как источник воспитательных воздействий / Э. В. Соколов, Е. Н. Дукович Текст. // Семьи как объект философского и социологического исследования. Л.: Наука, 1974. -150 с.
- Соловьёв, А.В. Зрелая личность: понятийный анализ / А. В. Соловьёв Текст. // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция. М., 1992.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лабунской Текст. М.: Гардарики, 2001. — 397 с.
- Травникова, Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома / Н. Г. Травникова Текст.: Автореферат дис.. канд. психол. наук. -СПб, 1999. -22 с.
- Терновская, М.Ф. Развитие патронатного воспитания в регионах России / М. Ф. Терновская, Н. П. Иванова Текст. М.: Слово, 2002. — 126 с.
- Трапезникова, Т.М. Формирование личности ребенка в условиях семьи / Т. М. Трапезникова Текст. // Человек: Индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб.: СПбГУ, 1998. — С. 90−108.
- Трухманова, Е.Н. Личностные особенности подростков сирот и подростков, оставшихся без родительского попечения, как фактор их дезадаптации / Е. Н. Трухманова Текст.: Автореферат дис. канд.психол.наук. М., 2004. — 26 с.
- Фейгенберг, Е.И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности / Е. И. Фейгенберг, А. Г. Асмолов Текст. // Вопросы психологии. № 6. 1994. — С. 74−79
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной Текст. М.: Педагогика, 1987.- 181 с.
- Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд Текст. -М.: Наука, 1991.-456 с.
- Хрусталькова, Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи / Н. А. Хрусталькова Текст. // Педагогика. 2007. — № 2. — С. 52−58.
- Чепурных, Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях / Е. Чепурных Текст. // Народное образование. — 2001.-№ 7.-С. 23−27.
- Чернова, О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков / О. Л. Чернова Текст.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1991.
- Шабанов, А.А. Проблемы формирования жизнестойкости у детей, лишенных родительского попечения / А. А. Шабанов Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.tovievich.ru.
- Шамионов, P.M. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации. Автореферат дис.. докт.психол.наук. — Ярославль, 2002. — 46 с.
- Шамионов, P.M. Личность и ее становление в процессе социализации / P.M. Шамионов Текст. Саратов, 2000.
- Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) / Д. Б. Эльконин Текст. -М.: Тривола, 1994. 168 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон Текст. -М., 1996.
- Юречко О.Н. Мир ценностей как фактор социализации / О. Н. Юречко Текст.: Автореферат дис.. канд.филос.наук. М., 1995. — 26 с.
- Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов Текст. // Мир России. 1995.-Том 4.- №№ 3−4. — С. 158−182.
- Якиманская, И.С. О модели личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская Текст. // Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Часть 1. -Тула: ТГПИ, 1994. 82 с.
- Bananji, M.R., Prentice D.A. The Self in Social Context / M.R.Bananji, D.A. Prentice Text. // Annual Review of Psychology. 1994. — Vol.45. — P.297−332.
- Caims, K. Attachment, trauma and resilience. Therapeutic caring for children / K. Cairns Text. BAAF (UK), 2002. — 182 p.
- Crittenden, P. M. The organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture, and Context / P.M. Crittenden, A.H. Claussen (ed) Text. -Cambridge: Cambridge University Press, 2003. -432p.
- Gallese, V. The roots of empathy: The shared manifold hypothesis and the neural basis of intersubjectivity / V. Gallese Text. // Psychopathology. Vol. 36. № 4.-London, 2003. -C. 171−180
- Grossman, K.E. Capturing the wider view of attachment: a reanalysis of Ainsworth strange situation / K.E. Grossman, C.E. Izard (ed) Text. // Measuring emotions in infants and children. Vol. 2. N.-Y., 1990.
- Kestenberg, J. Children and Parents: Psychoanalytic Studies in Development / J. Kestenberg Text. — New York: Jason Aronson, 1975.
- Main, T. The concept of the therapeutic community: variations and vicissitudes / T. Main Text. // The Evolution of Group Analysis ed. by M. Pines. -London: «Karnac Books», 1983.
- McAuley, С. Children in long- term fostering / C. McAuley Text. -Averby: Aldershot, 1996.
- Sherborn, V. Developmental Movements for Children / V. Sherborn Text. Cambrige- Cambrige University Press, 1990.
- Triseliotis, J. Delivering Foster Care / J. Triseliotis, M. Borland, M. Hill Text. London: BAAF, 2000. — 250 p.
- Wentworth W.M. Context and Understanding. An Inquiry into Socialization Theory / W.M. Wentworth Text. -N.Y.: Oxford, 1980.
- White G. Socialization / G. White Text., London, 1977.
- Zaporah, R. Action Theatre: Improvisation of presence / R. Zaporah Text. North Atlantic Books, Berkeley, California, 1995. — 275 p.