Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акмеологическая модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В условиях изменений устройства российского государства и общества местное самоуправление признано в качестве самостоятельного уровня власти и управления для осуществления непрерывного процесса совершенствования, реформирования и развития муниципального образования. Одним из условий формирования эффективной системы муниципальной службы является изменение в методах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
    • 1. 1. Сущностная характеристика профессиональной деятельности кадров управления
    • 1. 2. Психолого-акмеологические исследования профессиональной компетентности
    • 1. 3. Акмеологическая модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы
  • Выводы по I главе
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Эмпирическое исследование уровней развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы
    • 2. 2. Анализ особенностей взаимосвязи внутриструктурных характеристик профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы
    • 2. 3. Экспериментальное исследование уровневой динамики профессиональной компетентности кадров муниципального управления
    • 2. 4. Акмеологические условия и факторы развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы
  • Выводы по II главе

Акмеологическая модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях изменений устройства российского государства и общества местное самоуправление признано в качестве самостоятельного уровня власти и управления для осуществления непрерывного процесса совершенствования, реформирования и развития муниципального образования. Одним из условий формирования эффективной системы муниципальной службы является изменение в методах управления, осуществляемых в административных органах власти. Усложнение объектов и систем управления актуализирует проблему профессионализма руководителей системы муниципальной службы. Проведено немало конструктивных прикладных и теоретических исследований в области профессионализма управления (B.C. Агапов, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, P.JI. Кричевский, В. Н. Марков, Г. С. Михайлов, А. С. Огнев, Е. В. Селезнева, М. Ф. Секач, А. П. Федоркина и др.).

Эффективность выполнения управленческих функций, принятия и реализации управленческих решений определяется уровнем профессиональной компетентности руководителей органов местного самоуправления. Повышение требований к личностно-профессиональным качествам руководителей муниципальной службы, их опыту, умениям, способности осуществлять личностное и профессиональное развитие, иными словами, ко всему, что связано с их профессиональной компетентностью, обусловлено в первую очередь высокой сложностью управленческой деятельности, динамичностью управленческой ситуации, многоплановыми преобразованиями, наличием властных полномочий, жесткими и нередко противоречивыми требованиями, предъявляемыми к субъекту управленческой деятельности. В связи с особой значимостью проблема профессиональной компетентности управленческих кадров давно стала объектом анализа и научных исследований (А.А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, Ю. В. Синягин и др.).

Этими обстоятельствами объясняется растущий интерес к личности управленца и его профессиональной компетентности. С практической точки зрения это обусловливает необходимость развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы. Несмотря на активный интерес исследователей и высокую практическую значимость, многие аспекты этой проблемы остаются недостаточно изученными.

Состояние и степень разработанности проблемы. Наибольшее значение проблема профессиональной компетентности и ее места в структуре профессионализма приобрела в акмеологии (К.А. Абульханова, О. С. Анисимов,.

A.А. Бодалев, Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, В. М. Дьячков, В. Г. Зазыкин,.

B.Н. Маркин, Е. В. Селезнева, Е. А. Яблокова и др.), психологии профессионализма (P.JI. Кричевский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. С. Огнев и др.), психологии труда и профессионального развития (Е.А. Климов, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, Е. И. Рогов, В. А. Толочек и др.).

Одна из стратегий исследования профессиональной компетентности заключается в изучении компетентности представителей какой-либо профессиональной сферы: «профессионально-педагогическая» и «педагогическая компетентность» (Н.В. Кузьмина, Л. М. Митина, Н. Ю. Синягина и др.). Другая стратегия исследования связана с изучением компетентности в области психологической деятельности: «акмеологическая компетентность» (Ю.С. Артемов, С. В. Макаров, А. К. Маркова, А. Ф. Фоминых и др.), «социально-перцептивная компетентность» (А.А. Бодалев, И. Э. Вегерчук, Н. Н. Ершова, В. Г. Зазыкин, А. П. Федоркина и др.), «дифференциально-психологическая компетентность» (С.В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. А. Реан и др.), «аутопсихологическая компетентность» (И.В. Елшина, Т. Е. Егорова, О. И. Жданов, Л. А. Степнова и др.), «социальная компетентность» (Н.А. Рототаева и др.), «рефлексивная компетентность» (О.С. Анисимов, О. А. Полищук, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.).

Особую практическую значимость имеют результаты исследований, посвященных развитию профессиональной компетентности в рамках акмеологического подхода и разработке технологий личностнопрофессионального развития (А.А. Деркач, А. С. Гусева, А. В. Кириченко, А. С. Огнев и др.).

Однако необходимо отметить, что полного решения проблемы изучения и развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы еще не найдено. Научное и технологическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности управленческого персонала органов местного самоуправления слабо внедрено в практику. Недостаточная научная и практическая разработанность данной проблемы обнаруживает запрос на исследование структурно-содержательных и уровневых характеристик профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы и на разработку акмеологической модели ее развития. Пока еще остаются не полностью решенными следующие противоречия:

• между востребованностью общества иметь в органах местного самоуправления высококвалифицированных, профессионально подготовленных руководителей и отсутствием на местах специальной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации управленческих кадров;

• между необходимостью выполнения текущих профессиональных обязанностей и потребностью саморазвития и самосовершенствования руководителей муниципальной службы;

• между исследованиями профессиональной компетентности управленческих кадров как психолого-акмеологической проблемы и спецификой ее решения в муниципальном образовании.

В связи с отмеченными противоречиями существует проблема развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы, которая проявляется в том, что профессиональная компетентность как деятельностное и личностное явление постулируется, декларируется, но не всегда достигается. Отрицательными последствиями этого положения является снижение эффективности и недостаточный уровень владения руководителем профессиональной деятельности. Этим обусловлена актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Объект исследования — профессиональная компетентность руководителей муниципальной службы.

Предмет исследования — акмеологическая модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы.

Цель исследования — разработать акмеологическую модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы и апробировать ее в ходе тренинговой работы.

Задачи исследования:

• раскрыть структурно-содержательные характеристики профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы на основе анализа данной проблемы в современной психологической науке;

• выявить критерии, показатели и уровни развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы;

• проанализировать взаимосвязи профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы с их социально-демографическими, организационно-нормативными и личностными характеристиками;

• определить акмеологические условия и факторы развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы;

• разработать акмеологическую модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы и апробировать ее в ходе тренинговой работы.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что акмеологическая модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы, включающая структурно-содержательные характеристики профессиональной компетентности и технологическое обеспечение процесса ее развития, может быть успешно реализована при создании необходимых условий (социальных, организационных, акмеологических) и с учетом влияния таких факторов, как профессиональная мотивациясовокупность личностно-профессиональных качеств, необходимых для эффективного управленияпотенциал личноститворческое отношение к профессиональной деятельности.

Методологическую основу исследования составили положения отечественной психологии о системности психических явлений (В.А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.) — субъектный подход к пониманию развития личности (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн,.

А.В. Брушлинский и др.) — синергетический подход (И. Пригожин и др.) — общеметодологические принципы психологии и акмеологии: принцип субъекта деятельности (А.А. Деркач, Е. А. Климов, В. Д. Шадриков и др.) — принцип жизнедеятельности (К.А. Абульханова, Н. А. Рыбников и др.) — принцип моделирования (М. Вартофский, Е. Б. Старовойтенко, Г. П. Щедровицкий и др.) — оптимальности (В.Г. Асеев, А. С. Гусева и др.) — операционально-технологический принцип (О.С. Анисимов, В. Г. Зазыкин, Л. Г. Лаптев, Е. А. Яблокова и др.).

Теоретической основой исследования являются концепции, раскрывающие основные положения акмеологического подхода в изучении профессионализма и проблем его развития (К.А. Абульханова, О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. А. Коваль, О. В. Москаленко,.

A.С. Огнев, А. А. Реан, Ю. В. Синягин и др.) — психолого-акмеологические концепции профессиональной компетентности субъектов деятельности (Н.В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) — психологические концепции личности и ее развития (А.Г. Асмолов, А. А. Бодалев, К. К. Платонов и др.) — труды, посвященные разработке путей професионального становления и оптимизации деятельности специалистов (Н.И. Калаков, Л. Г. Лаптев, Е. А. Яблокова и др.) — теоретические подходы к пониманию сущности и психологического содержания управленческой деятельности (Т.Ю. Базаров, А. Л. Журавлев, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, В. Ф. Рубахин и др.) — исследования в области муниципального управления и функционирования местных органов власти (Г.В. Барабашев,.

B.И Васильев, Н. А. Емельянов, О. Е. Кутафин, B.C. Нечипоренко и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы исследования: анкетирование, опросметодики: «Управленческие качества» (для руководителей со стажем), «Стиль управления (для руководителей)», «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2), «Уровень эмпатических способностей» В. В. Бойко, «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера, «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Способность к прогнозированию» JI.A. Регуштестовая карта коммуникативной деятельности А.А. Леонтьева- «Ограничения управленческого потенциала» М. Вудкока, Д. Френсисаопросникианкеты по выявлению профессиональных мотивов, метод экспертной оценки и самооценки сформированности и реализации в управленческой деятельности профессиональных умений. Статистические методы обработки данных:' математическая оценка достоверности различий, корреляционный, факторный, кластерный анализ с использованием программного пакета SPSS 13.0 for., Windows.

Научная новизна исследования. Раскрыто содержание специального, а социального и индивидуально-личностного компонентов профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы и составляющих их видов компетентностей: профессионально-управленческой, профессионально-квалификационной, социально-психологической, коммуникативной, акмеологической, рефлексивной.

Выявлены критерии и показатели профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы. Внешним критерием является эффективность профессиональной деятельности руководителя, которая оценивается через демонстрацию, проявление профессиональной компетентности в ежедневной работе и результативность деятельности возглавляемой организации. Внутренние критерии (управленческий, коммуникативный, социальное взаимодействие, рефлексивный, потенциал развития) раскрываются через следующие показатели: склонность к управленческой деятельности, управленческий ресурс, способность вырабатывать оптимальную стратегию принятия и реализации управленческого решения, коммуникативные способности, владение приемами делового общения, способность вырабатывать стратегию профессионального взаимодействия и воздействия, умение ориентироваться во внутриличностном пространстве субъектов деятельности, социальная мобильность, способность анализировать результаты деятельности, профессиональное самопознание, направленность на профессиональное саморазвитие, проектирование карьерного роста.

Определены условия развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы: социальные, организационные, акмеологические.

Обнаружены факторы развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы: профессиональная мотивациясовокупность личностно-профессиональных качеств, необходимых для эффективного управленияпотенциал личноститворческое отношение к профессиональной деятельности.

Разработана акмеологическая модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы, включающая структурно-содержательные характеристики профессиональной компетентности, технологическое обеспечение процесса ее развития, условия и факторы развития профессиональной компетентности.

Теоретическая значимость исследования. Уточнено и конкретизировано содержание понятия профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы как системно-структурного, интегрального личностно-деятельностного образования, позволяющего выполнять профессиональную управленческую деятельность с высокой эффективностью.

Систематизированы уровни развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы: условно-допустимый, достаточно-стабильный, оптимально-продуктивный, отражающие степень сформированности ее структурных компонентов.

Доказано, что развитие профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы осуществляется более успешно при реализации акмеологической модели, раскрывающей основы процесса развития профессиональной компетентности в условиях тренинговой программы.

Практическая значимость исследования. Предложена методика психолого-акмеологического тренинга по развитию профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы.

Разработаны научно-практические рекомендации для управленческого персонала муниципальной службы с целью достижения высокой продуктивности в развитии их профессиональной компетентности.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться при обеспечении образовательного процесса вуза в учебных курсах: «Личность руководителя», «Психология профессионализма», «Развитие профессионально-важных качеств личности" — для совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров муниципальной службыв процессе повышения квалификации управленческого персонала.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечены применением в качестве теоретико-методологических оснований разработок и положений, получивших научное признаниекомплексностью методов, адекватных предмету, цели, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборкикорректностью и тщательностью проведения качественного анализа и статистической обработки исходных данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Структурно-функциональными компонентами профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы являются: специальный компонент (профессионально-управленческая и профессионально-квалификационная компетентность), социальный компонент (социально-психологическая и коммуникативная компетентность), индивидуально-личностный компонент (акмеологическая и рефлексивная компетентность).

2. Основными уровнями развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы являются оптимально-продуктивный, достаточно-стабильный и условно-допустимый, которые соответствуют сформированности критериев и их показателей: склонность к управленческой деятельности, управленческий ресурс, способность вырабатывать оптимальную стратегию принятия и реализации управленческого решения, коммуникативные способности, владение приемами делового общения, способность вырабатывать стратегию профессионального взаимодействия и воздействия, умение ориентироваться во внутриличностном пространстве субъектов деятельности, социальная мобильность, способность оценивать и анализировать результаты профессиональной деятельности, профессиональное самопознание, направленность на профессиональное саморазвитие, проектирование карьерного роста.

3. Социально-демографические характеристики руководителей муниципальной службы (пол, стаж руководства) обусловливают сформированность творческого подхода к решению управленческих задач, склонность к управленческой деятельности, способность к эффективному профессиональному взаимодействию и воздействию, сформированность эмпатийных умений, ведущий стиль управления.

4. Условиями развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы являются: социальные, организационные, акмеологические. Основными факторами, влияющими на развитие профессиональной компетентности, являются: профессиональная мотивациясовокупность личностно-профессиональных качеств, необходимых для эффективного управления (склонность к управленческой деятельности, способность вырабатывать оптимальную стратегию принятия и реализации управленческого решения, социальная мобильность, способность вырабатывать стратегию профессионального взаимодействия и воздействия) — потенциал личности (высокие уровни антиципации, мышления, преобладающий стиль управления) — творческое отношение к профессиональной деятельности.

5. Акмеологическая модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы раскрывает концептуальные основы процесса развития профессиональной компетентности и включает следующие компоненты: структурно-содержательные характеристики профессиональной компетентноститехнологическое обеспечение процесса развития профессиональной компетентности, состоящее из когнитивно-психологической (проблемные лекции, семинары) и технолого-акмеологической (тренинг) составляющихусловия и факторы, влияющие на развитие профессиональной компетентности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Ульяновского государственного университета (2004;2007гг.), освещались на Всероссийских научно-практических конференциях (Москва-Чебоксары-Ульяновск, 2005; Москва-Ульяновск, 2006, 2008), на Всероссийском социально-педагогическом конгрессе (Москва, 2006). Материалы диссертации включены в программу по курсу «Методика преподавания психологии». Результаты работы апробированы и внедрены на базе «Научно-исследовательского центра в области психологии и педагогики» в рамках работ по госконтракту № 02.438.11.7017 «Научно-организационное, методическое и техническое обеспечение организации и поддержки научно-образовательных центров в области психологии и педагогики» (РИ-16.0/018).

Организация исследования. В исследовании приняли участие представители муниципальной сферы управления, городских и районных образований, их подразделений и ведомств (Управление образованием мэрии г. Ульяновска, Комитет муниципальных выплат и реализации городских социальных программ мэрии г. Ульяновска, Комитет по физической культуре и спорту мэрии г. Ульяновска) на уровне председателей комитетов, руководителей организаций и их заместителей, начальников отделов и их заместителейсотрудники данных организаций. Всего было обследовано 154 респондента. Количество проанализированных протоколов — 1688.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами, графиками, рисунками.

Результаты исследования позволили разработать рекомендации для управленческого персонала муниципальной службы с целью достижения высокой продуктивности в развитии их профессиональной компетентности:

— выработка психологических и акмеологических путей, методов и технологий развития профессиональной компетентности;

— осуществление психодиагностики и коррекции психологических характеристик для содействия в овладении оптимальным стилем управленческой деятельности;

— проведение программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации и професионального самосовершенствования, способствующих непрерывному обновлению и обогащению профессиональных знаний.

Знание сущности, уровней и акмеологических особенностей профессиональной компетентности руководителей муниципального управления наметило перспективы дальнейших исследований, связанных с повышением эффективности форм и методов развития профессиональной компетентности с целью их методической реализации и внедрения в систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров в органах местного самоуправления.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-229 с. ISBN 5−244−380−1.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Модэк, 1999. — 216 с. — ISBN 5−89 395−127−1.
  3. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учеб. пособие — под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2006.-107 с.
  4. Акмеология: личностное и профессиональное развитие: материалы Международной науч. конф., 7−8 окт. 2004 г. — РАГС при Президенте РФ и др. — ред. О. Москаленко, Е.Селезнева.-М.: ЭКО, 2004.-613 с. ISBN 5−93 121−7 173.
  5. Акмеология: учебник / Абульханова-Славская и др. — под общ. ред. А. А. Деркача. 2-е изд, перераб. — М.: РАГС, 2006. — 422 с. — ISBN 5−77 290 202−4.
  6. Акмеология в системе деятельности государственных служащих — под. ред. А. А. Деркача. -Изд-во РАГС, 1999. 223 с.
  7. Акмеология: учебник — под общ. ред А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 650 с. — ISBN 5−7729−0138−9.
  8. Акмеология: учеб. пособие — под ред. Е. Н. Богданова и В. Г. Зазыкина. -Калуга: КГПУ, 2001.- 145 с. ISBN 5−88 725−006−6.
  9. Акмеология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. Деркач, В. Зазыкин СПб.: Питер, 2003. — 252 с. — ISBN 5−314−82−2 4000.
  10. Акмеология: итоги, проблемы, перспективы: матер, научно-практ. конф.- под. общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. — 267 с.
  11. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избран, психол. тр. / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева — Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. М. — Воронеж и др., 2005. — 431 с. — ISBN 589 502−572−2.
  12. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. 3 изд.
  13. СПб.и др., ПИТЕР, 2001.-282 с. ISBN 5−272−315−2.
  14. , О. С. Акмеология мышления / О. С. Анисимов. М.: Фирма «ЛМА», 1997. — 533 с. — ISBN 5−88 075−028−0 (В пер.).
  15. , О. С. Основы общей и управленческой акмеологии : учеб. пособие / О. С. Анисимов, А. А. Деркач М., 1995. — 264 с. — ISBN 5−88 075−009−4.
  16. , О. С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники / Анисимов О. С. — Рос. акад. госслужбы при Президенте России. М., 1998. — 771 с. — ISBN 5−93 098−001−2.
  17. , А. А. Управленческая деятельность : Практика и резервы организации / А. А. Атаев. М.: Экономика, 1988. — 251 с. — ISBN 5−282−3 201.
  18. , Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика/Г. В. Атаманчук. изд. 2-е, доп. — М.: РАГС, 2007. — 310 с. -ISBN 978−5-7729−0292−9 (В пер.).
  19. , Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие / Т. Ю. Базаров. -5-е изд. М.: Академия, 2007. — 218 с. — ISBN 978−5-7695−4235−0.
  20. , Н. В. Педагогика и практическая психологи / Н. Басова. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.-412 с. ISBN 5−222−465−1.
  21. , С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Бешелев, Ф. Гурвич. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Статистика, 1980.-263 с.
  22. , А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 165 с. — ISBN 5−89 349−105-Х.
  23. , А. А. Познание человека человеком : возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты / А. А. Бодалев, Н. В. Васина. СПб.: Речь, 2005. — 322 с. — ISBN 5−9268−0380−2 2000.
  24. , А. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы / А. Бодалев // Развитие социально-перцептивной компетенции личности. М., 1998. — С. 8−15.
  25. , А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев М.: Изд-во
  26. МГУ, 1988. 187 с. — ISBN 5−211−21−8.
  27. , А. А. Как становятся великими и выдающимися? / А. Бодалев, JL Рудкевич. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 285 с. — ISBN 5−89 939 089−1.
  28. , А. А. Общая психодиагностика / А. Бодалев, В. Столин. -СПб.: Изд-во «Речь», 2000.-440 стр. ISBN 5−9268−0026−1.
  29. , В. А. Психология профессиональной деятельности / В. А. Бодров. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. — 622 с. — ISBN 5−9270−0088−6.
  30. , А. В. Мышление и общение : (Анализ через синтез в процессе диалог, решения задач) / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов- Ин-т психологии РАН. СГПУ. Самара: Самар. дом печати, 1999 — 124 с. — ISBN 57 350−0281−3.
  31. Бурлачук, J1. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2007. — 685 с. — ISBN 978−5-94 723−387−2.
  32. , Е. Вершины жизни и пути их достижения: самоактуализация, акме и жизненный путь человека / Е. Вахромов // Приклад, псих, и психоанализ. 2001. — № 4. — С. 18−21.
  33. , И. Э. Оптимизация системы оценивания социально-перцептивной компетентности госслужащих: дис. .канд. псих, наук: 19.00.13. — М., 1999.-234 с.
  34. , Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. М., 1982. — 336 с.
  35. , А. А. Гуманизация и компетентность: контексты интеграции / А. Вербицкий, О. Ларионова. — Москва: МГПОУ, 2006 164 с. -ISBN 5−8288−0877-Х.
  36. , В. Р. Практический менеджмент персонала : пособие по кадровой работе/В.Р. Веснин. М.: Юристъ, 2003. — 495 с. — ISBN 5−79 750 105−8 (в пер.).
  37. , В. К. Психологические механизмы биологической мотивации / В. К. Вилюнас. М.: МГУ, 1986. — 206 с.
  38. , О. С. Менеджмент : учебник для студентов вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 2003. — 527 с. — ISBN 5−98 118 037−4.
  39. , М. Раскрепощенный менеджер : Для руководителя-практика: пер. с англ./М. Вудкок, Д. Фрэнсис- [Вступ. ст. Л. Евенко]. М.: «Дело», 1991. — 312 с. — ISBN 5−85 900−001−4 (В пер.).
  40. , Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 140 с. — ISBN 5−7562−0100−9.
  41. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. Давыдова В. В. М. :Педагогика-пресс, 1999. — 533. — ISBN
  42. , Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 1: Вопросы истории психологии / Л. С. Выготский — авт. послесл. и коммент. Э. С. Бейн и др. — М.: Педагогика, 1983.-486 с.
  43. , Д. М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани- Предисл. П. Г. Бунича.- Моск. ин-т экономики, политики и права. 3-е изд., перераб. М. :Изд-во МГТУ, 1998. — 331 с. — ISBN 5−7038−1324−7 (В пер.).
  44. , Ф. Психология управления: Основные пробл.: Пер. с болг. / Ф. Генов — общ. ред. и вступит, ст. Б. Ломова, В. Венды М.: Прогресс, 1982.-422 с.
  45. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. -М., 1998. 608 с.
  46. Государственная служба РФ: первые шаги и перспективы / Г. В. Атаманчук, Н. М. Казанцев и др. М.: РАГС, 1997. — 250. — ISBN 57 729−0010−2.
  47. Государственная служба: кадры, организация, управление: сб. науч. ст. — под общ. ред. Турчинова А. И. М.: РАГС, 2003. — 275 с.
  48. Государственное и муниципальной управление: сб. статей — под ред. Г. Атаманчука, Н. Емельянова. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 167 с.
  49. Государственной управление зарубежных стран: учеб. пособ. / С. Пронкин, О. Петрухина. М., 2001. — 415 с. — ISBN 5−7567−0152−4.
  50. Государственный служащий как человек и профессионал: информац.бюл. № 2 — гл. ред. В. Бойков. М.: РАГС, 1996. — 76 с.
  51. Государственный служащий современной России: социально-психологический анализ деятельности и ценностных ориентаций / В. Г. Игнатов и др. -Ростов н/Д, 1997. 319 с. — ISBN 5−87 872−051−5.
  52. , В. Г. Теория управления : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 61 000 «Гос. и муницип. упр.» /В.Д. Граждан. М.: Гардарики, 2004.-415 с. — ISBN 5−8297−0165−0 3000.
  53. , И. В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования : Монография / И. В. Гришина — С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 231 с. — ISBN 5−7434−0284−1.
  54. , А. С, Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика: монография / А. С. Гусева, А. А. Деркач- Междунар. психол.-акмеол. конгресс-центр. -М., 1997. 299 с. — ISBN 5−87 305−003−1.
  55. , О. И. Конфликтологическая компетентность руководителя: опыт эмпирических исследований и акмеологические модели / О. И. Денисов — под. науч. ред. А. А. Деркача. — М., 2000. 52 с.
  56. , А. А. Акмеологические основы развития профессионала / А. А. Деркач. М.: МОДЭК, 2004. — 750 с. — ISBN 5−89 395−539−0.
  57. , А. А. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих / Деркач А. А., Зазыкин В. Г. и др. М.: РАГС, 1999. — 142 с.
  58. , А. Методология акмеологии / А. Деркач, Г. Михайлов // Психол. журнал. 1999. Т.20, № 4. — С. 56−65.
  59. , А. А. Психологическое изучение профессионального опыта управленца / А. Деркач, А. Маркова // Гос. Служба. 2001. — № 3. — С. 39−41.
  60. , А. А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А. А. Деркач, JI. Е. Орбан. М.: РАГС, 1995.-208 с.
  61. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: кн. З: Акмеологические резервы развития творческого потенциалаличности / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 537 с.
  62. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала / А. А. Деркач. -М.: Изд-во РАГС, 2001. 483 с.
  63. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 534 с.
  64. , А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: кн. 1: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. М.: РАГС, 2000. — 391 с. — ISBN 5−7729−0054−4.
  65. , А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности : учеб.-метод, пособие / А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева — под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2005. — 194 с.
  66. , А. А. Психолого-акмеологические условия и факторы развития профессиональной деятельности и личности госслужащих / А. А. Деркач // Научные доклады'99.-вып. 1.-М., 1999.-С. 164−172.
  67. , А. А., Психология развития профессионала : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
  68. , А. А. Личностно-профессиональное развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга : монография / Деркач А. А. и др.- под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. — 230 с.
  69. , А. А. Профессиограмма государственного служащего : учеб. пособие / А. А. Деркач, А. К. Маркова- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Изд-во РАГС, 1999 — 93 с.
  70. , А. А. Теоретические проблемы акмеологии / А. А. Деркач // Психология личности: новые исследования. -М., 1998. — С. 14−24.
  71. , А. А. Развитие Я-концепции руководителя в управленческой деятельности : учеб.-метод. пособие / Деркач А., Агапов В. — М., 2001. 39 с.
  72. , А. А. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих / А. Деркач, И. Семенов, С. Степанов^ -М. :РАГС, 1998.-248 с.
  73. , А. А. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии — вып.2 / А. Деркач, А. Ситников. — М.: Луч, 1993. 71 с.
  74. , А. Професиональнаякомпетентность как показатель качества образовния / А. Дорофеев // Высш. Образование в России, 2005. № 4. -С. 30−33.
  75. , Л. Г. Психологические проблемы профессиональной деятельности : Сб. ст. / АН СССР, Ин-т психологии — отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский. -М.: Наука, 1991. -166 с. ISBN 5−02−13 408−2.
  76. , В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., дополненное. СПб.: Питер, 2000. — 320 с. — ISBN 5−8046−0176−8.
  77. , О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. — СПб.: Речь, 2007. 238 с. — ISBN 5−9268−0585−6.
  78. , А. П. Управление персоналом : учеб. 3-е изд. — Н. Новгород: Нижегор. ин-т менеджмента и бизнеса, 2001. — 713 с. — ISBN 5 901 335−02−3.
  79. , И. Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих : дис. .канд. психол. наук: 19.00.13./И. Елина.-М., 1999.-201с.
  80. , В. Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих : Психологическое воздействие в деловом общении: Конспекты лекций / В. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1999. — 87 с.
  81. , В. Г. Психологические воздействия в деловом общении : учеб. пособие по курсу «Психология делового общения» / В. Г. Зазыкин, Н.А. Коваль- М-во образования РФ, ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. -57 с.
  82. , В. Г. Психологическая компетентность государственных s служащих / В. Г. Зазыкин // Психологическое обеспечение профессиональнойдеятельности государственных служащих. М.: РАГС, 2003. — С. 27−53.
  83. , Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. 2-е изд., стер — Москва: Академия, 2007. — 239 с. — ISBN 978−57 695−4482−8.
  84. , Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2003. — 478 с. — ISBN 5−89 502−341-Х.
  85. , И. А. Педагогическая психология : учеб. для студентов вузов / И. А. Зимняя. изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: ЛОГОС, 2003. — 382 с. — ISBN 5−94 010−018-Х (в пер.).
  86. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3442.
  87. , Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 207 с.
  88. , И. Ф. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность: учеб. пособие / И. Ф. Исаев, Л. Н. Макарова. — М.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. 194 с. — ISBN 5−94 779−010−6 (в обл.).
  89. , В. Е. Организационная психология: обучающий тестовый контроль / В. Е. Каган. -М.: Смысл, 1999. 95 с. — ISBN 5−89 357−057-Х.
  90. Кадровый потенциал государственной службы: оценка и аттестация- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации — Анисимов С. А. и др. — под общ. ред. А. А. Деркача. -М.: Изд-во РАГС, 2002. -79 с.
  91. , Т. Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы / Т. Г. Калачева. Н. Новгород., 1998. — 187 с. — ISBN 5−85 152−124−4.
  92. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании / О. Карпенко и др. // Инновации в образовании. — 2004. —№ 6. — С. 5−13.
  93. , Е. А. Психология: Воспитание. Обучение: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Климов. М.: Юнити, 2000. — 373 с. — ISBN 5−238−179−7.
  94. , Е. А. Психология профессионала : избранные психологические труды / Е. А. Климов. М.: МПСИ, 2003. — 454 с. — ISBN 5−89 502−509−9.
  95. , Е. А. Введение в психологию труда : учеб. / Е. А. Климов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2004. — 334 с. — ISBN 5−211−6 147−0.
  96. , О. Е. Лицом к лицу с будущим сотрудником: Как провести эффективное интервью при приеме на работу: учеб. пособие / Ольга Ковалева, Елена Юферова. М.: Айрис Пресс, 2001.-277 с. — ISBN 5−7836−0214−0.
  97. , Н. А. Психология личностного роста специалиста : материалы Всероссийской научно-практической конф.- под ред. Н. А. Коваль. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2007 — 345 с. — ISBN 978−5-89 016−308−0.
  98. , Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  99. , Н. А. Психология профессиональной деятельности : методич. пособие / Н. Корниенко. 3-е изд. — Новосибирск: СибАГС, 2004. — 130 с. — ISBN 5−8036−0176−4.
  100. Краткий психологический словарь — под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 512 с. — ISBN
  101. , Р. Л. Если Вы руководитель.: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. — 3-е изд., доп. и перераб.-М.: Дело, 1998.-398 с. ISBN 5−7749−0051−7.
  102. , Е. В. Ценности лидерства и лидерство ценностей : лидерство как предмет соц.-филос. анализа / Е. Кудряшова, М. Ананченко. — Архангельск: Помор, ун-т, 2004. 293 с. — ISBN 5−88 086−436−7.
  103. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 117 с. — ISBN 5−6 002 117−3 25.
  104. , Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб., 1993. — 54 с.
  105. , Б. В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. Л.: Медицина: Ленингр. отд-ние, 1984. — 216 с. — ISBN
  106. , Е. В. Общее и особенное в развитии профессиональной компетентности кадров управления : дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. / Куликова Е. В. М., 2006. — 161 с.
  107. , А. В. Политическое управление : сб. науч. тр. каф. политологии и полит, упр. / А. В. Кулинченко — редкол.: проф. В. А. Кулинченко и др. — Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М.: РАГС, 1998 .-368 с.
  108. ПО.Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев — М-во образования и науки РФ, Моск. гос. юрид. акад. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2006. — 669 с. — ISBN 5−482−718−9.
  109. Кэмерон-Бэндлер, Лесли Эмпринт-метод: рук. по воспроизведению компетентности / Лесли Кэмерон-Бэндлер, Дэвид Гордон, Майкл Лебо — пер. с англ.: О. Исакова. -М.: Олма-пресс, 2005.-318 с. ISBN 5−93 878−161−2.
  110. , Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях : Сб. работ: Перевод. / Дональд Кэмпбелл. СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. — 391 с. — ISBN 5−89 121−004−5 (В пер.).
  111. , Л. Г. Менеджмент: сущность, содержание, современные технологии: монография / Л. Г. Лаптев — Нац. ин-т бизнеса. — М., 1999. — 133 с.-ISBN 5−8309−0021−1.
  112. , A. H. Деятельность. Сознание. Личность: Перевод. / А. Леонтьев М.: Прогресс, 1983. — 253 с. — ISBN 87 7334 063.
  113. , А. Н. Эволюция психики : Избр. психол. тр. / А. Н. Леонтьев.- М.: Моск. психол.-соц. ун-т, 1999. 410 с. — ISBN 5−89 502−069−0.
  114. , Д. А. Очерк психологии личности : учеб. пособие для вузов по специальности «Психология» / Д. А. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Смысл, 1997.- 63 с. ISBN 5−89 357−008−1.
  115. Ли, Д. Практика группового тренинга: Вербал. и невербал. коммуникации. Совладание со стрессом визуал. поддержка. Оценка результатов тренинга / Дэвид Ли — Пер. с англ. А. Маслов. СПб. [и др.]: Питер, 2002. -221 с.-ISBN 5−318−80−0.
  116. Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих: акмеологический подход — под ред. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 295 с.
  117. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов — РАН. Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. — 349 е.- ISBN 5−2 008 309−7.
  118. , Б.Ф. Системность в психологии : избр. психол. тр. / Б.Ф. Ломов- РАО. Моск. психол.-соц. ин-т. М.: МПСИ, 2003. — 422 с. -ISBN 5−89 502−513−7.
  119. , Г. И. Социально-психологический тренинг: Методы моделирования и анализа ситуаций в соц.-психол. тренинге / Г. И. Марасанов. -3-е изд., испр. и доп. М.: Совершенство, 1998. — 206 с. — ISBN 5−8089−0004−2.
  120. , В.Н. Психодиагностика: диагностика личностно-профессионального потенциала. Диагностика мотивации: учеб. пособие / В. Н. Марков, Е. Г. Чирковская — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: РАГС, 2005. — 71 с. — ISBN 300.
  121. , А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 190 с. — ISBN 5−09−3 639-X.
  122. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Междунар. гуманитар, фонд «Знание», 1996. -310 с. — ISBN 5−87 633−016−7.
  123. , И. П. Какой руководитель нам нужен / И. П. Марченко. -М.: Экономика, 1993. 173 с. — ISBN 5−282−1 353−3.
  124. , А. Г. Маслоу о менеджменте: Самоактуализация., Просвещ. менеджмент. Орг. теория / А. Маслоу. М. и др.: Питер, 2003 (ГИПК Лениздат). -413 с. — ISBN 5−318−597−7 (в пер.).
  125. , А. С. Введение в политическую психологию : учеб. пособие / А. С. Мельничук, А. А. Шиверских, Е. А. Яблокова- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2001.-126 с.
  126. Менеджмент: учеб. пособие / Алексахина Ю. В. и др. — под ред.
  127. A. Залевского и Т. Кузьминой. М.: Изд-во МГОУ, 2005 — ISBN5−7045−0596−1.
  128. , М. Основы менеджмента / Майкл X. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури — пер. с англ. и ред. О. И. Медведь. — 3-е изд. Москва [и др.]: Вильяме, 2007. — 665 с. — ISBN 978−5-8459−1060−8 (В пер.).
  129. Местное самоуправление в Российской Федерации — под общ. ред.
  130. B. С. Мокрого, Т. А. Анчуткина и др. Москва: Сменные страницы, 2007 — 32 с.
  131. Местное самоуправление в Российской Федерации: слов.-справ. и схемы: учеб. пособие / Кабашов С. Ю. — Башк. акад. гос. службы и упр. при Президенте Респ. Башкортостан. Уфа, 2005. — 322 с. — ISBN 5−900 790−65−7.
  132. Методы акмеологических исследований: учеб. пособие /
  133. C. А. Анисимов и др. М.: РАГС, 2000. — 100 с.
  134. , О. В. Факторный анализ для психологов: учеб. пособие / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М.: «Психология», 2001. — 167 с.
  135. , О. В. Психология профессиональной карьеры государственного служащего : лекция / О. В. Москаленко — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 31 с. -ISBN 300.
  136. Муниципальная служба / Д. Ф. Аяцков и др. Правительство Сарат. обл. Аппарат Губернатора Сарат. обл. Поволж. акад. гос. службы. Саратов: изд-во Поволж. акад. гос. сл., 1999.-383 с. ISBN 5−8180−0091−5.
  137. Муниципальное управление: учебно-методическое сопровождение: учеб.-метод. пособие /Е. В. Зарукина и др. — Акад. менеджмента и рынка. Рос. науч. центр мест, самоупр. -М.: Логос, 2001. 63 с. — ISBN 5−94 010−074−0.
  138. Муниципальное управление как акмеологическая среда оптимизации стиля руководства: монография / П. А. Александрова, И. О. Соловьев. — М., 2007. 16 с. — ISBN 978−5-89 789−035−4.
  139. , В. Н. Психология отношений : избр. психол. тр./В. Н. Мясищев — под ред. А. А. Бодалева. М.: МПСИ, 2003. — 398 с. — ISBN 5−89 502 404−1.
  140. , А. П. Компетентность руководителя как условие оптимизации управления кадрами / А. Назаретян, И. Дроздов // Материалы межкафедральной научно-практической конференции. М, 1998. — С. 32−34.
  141. , В. Б. Оптимизация развития аутопсихологической компетентности государственных служащих : дис. .канд. псих, наук: 19.00.13. -М., 2001.-243 с.
  142. , В. С. Муниципальное управление: правовые основы муниципальной службы: учеб.-метод. пособие/В. С. Нечипоренко. М.: Логос, 2001. — 61 с. — ISBN 5−94 010−073−2.
  143. , А. В. Человек и государственное управление / А. Оболенский. М., 1987. — 325 с.
  144. , А. С. Рабочая книга организационного психолога : учеб. Пособие / А. С. Огнев, Ю. Н. Гончаров. Воронеж, 2000. — 298 с. — ISBN 5 900 270−41−6.
  145. , С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Российская акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М. :
  146. АТЕМП, 2006. 938 с. — ISBN 978−5-9 900 358−6-7 (В пер.).
  147. , А. М. Управление: искусство общения / А. М. Омаров. — М.- Сов. Россия, 1983. 237 с.
  148. , А. М. Социальное управление : некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980. — 269 с.
  149. Организационная психология: конспект лекций / подгот. Кошелева С. В. -М.: ACT — СПб.: Сова, 2005. 125 с. -ISBN5−17−28 144−7.
  150. , В. Н. Искусство управлять людьми : практ. рекомендации / В. Н. Панкратов. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 1999. — 136 с. — ISBN 5−89 939−002−6.
  151. , В. Н. Психотехнология управления людьми : практ. рук. / А. Н. Панкратов, В. Н. Панкратов. — М.: изд-во Института психотерапии, 2004. с. 293. — ISBN 5−89 939−111−1 (в пер.).
  152. Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих и эффективность их работы: учеб. пособие / Калачева Т. Г. — Рос. акад. гос. службы при Президенте. М.: РАГС, 2000. — 181 с.
  153. , В. В. Теории мотивации. Модуль 2: учеб. пособие для студентов специальностей «Менеджмент орг.», «Упр. персоналом"/В. В. Петров. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. — 91 с. — ISBN 5−7433−1061−0 (в обл.).
  154. , А. В. Личность в общении и деятельности : Межвуз. сб. науч. тр. //Ульянов, гос. пед. ин-т им. И. Н. Ульянова- редкол.: А. В. Петровский и др. Ульяновск: УГПИ, 1985. — 103 с.
  155. , А. В. История психологии : учеб. пособие / А. В. Петровский, М. Ярошевский. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1994. -445 е.-ISBN 5−7281−0105−4.
  156. , Н. П. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики/Р. Е. Тихонов, Н. П. Пищулин, В. Ф. Ковалевский — Рос. акад. управления.-М., 1993.- 71 с.
  157. , К. Занимательная психология / К. Платонов. 4-е изд. -СПб.: Питер-пресс, 1997. — 284 с. — ISBN 5−88 782−173−6.
  158. , К. К. Система психологии и теория отражения/ К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  159. Подготовка и повышение квалификации руководителей высшего звена: опыт, перспективы / П. Скипетров, И. Николов, Ф. Немеш и др. — под общ. ред. и с предисл. Д. Н. Бобрышева. -М.: Прогресс, 1985. 319 с.
  160. Подготовка кадров государственной службы: учеб.-метод. пособие / Катаева JI. И. и др. — под общ. ред. Е. А. Яблоковой — Рос. акад. Образования. 2-е изд.- М.: Флинта, 2004. — 161 с. — ISBN 5−89 349−902−6.
  161. , Т. А. Психология развития, акмеология. (психологические науки): метод, материалы / Т. Полозова — под общ. ред. А. Деркача — РАГС при президенте РФ. М.: РАГС, 2005. — 104 с.
  162. , В. А. Психология духовности / В. А. Пономаренко. М.: Магистр, 1998 — 162 с. — ISBN 5−89 317−085−7.
  163. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности — под ред. Г. Никифорова и др. СПб.: Речь, 2001. — 444 с. -ISBN 5−9268−0042−0.
  164. Практическая психодиагностика: Методики и тесты- ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах, 1998. — 669 с. — ISBN 5−89 570−005−5.
  165. Прикладная социальная психология: учеб. пособие /А. Н. Сухов и др.- под ред. А. Сухова, А. Деркача — Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1998. — 687 с. — ISBN 5−89 112−0348.
  166. Профессиограмма специалиста кадровой службы (федеральных и региональных органов исполнительной власти): учеб.-метод. пособ. / А. Деркач, А. Маркова — РАГС при Президенте РФ. М.: РАГС, 2001. — 24 с.
  167. Профессионализм в системе государственной службы / Игнатов В. Г., Албастова Л. Н. и др. — науч. ред. Ю. Г. Волков — Северо-Кавказ. Акад. Гос.
  168. Службы. Ростов н/Д, 1997. — 255 с. — ISBN 5−87 872−084−1.
  169. Профессионализм управленческих кадров: Сб. ст. — редкол. Иванов Г. И. (отв. ред.) [и др.] - Рос. акад. управления, Центр гос. кадровой политики и социал. управления, Науч.-информ. отд. — М., 1994. 93 с.
  170. Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы: учеб пособие / Анисимов С., Анисимов О., Асеев В. и др. — под ред. А. Деркача — РАГС при Президенте РФ. М.: РАГС, 2002. -278 с.
  171. Психодиагностика в кадровой работе: учеб. пособие / И. И. Носс — под общ. ред. А. А. Деркача — РАГС при Президенте РФ. М.: РАГС, 2007. 73 с.
  172. Психолого-диагностическое обеспечение профессиональной переподготовки кадров государственной службы: учеб.-метод. пособие /Ю. В. Синягин и др. — Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: РАГС, 2000. — 37 с.
  173. Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности: межвуз. сб. науч. тр.- под ред. Ю. В. Синягина, И. В. Калинина. -Ульяновск: СВНЦ. 1997. — 192 с. — ISBN 5−7769−0029−8
  174. Психологические основы формирования профессионального мышления: пособие к спецкурсу / В. П. Андронов — под ред. В. В. Давыдова. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. 82 с. — ISBN 5−7103−0003−9.
  175. Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы: психол.-акмеол. чтения — под общ. ред. А. А. Деркача — Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: РАГС, 1997. — 114 с.
  176. Психологический словарь — под ред. В. В. Давыдова и др. 2. изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-пресс, 2001. — 438 с. — ISBN 5−7155−0720−0.
  177. Психологическое обеспечение профессиональной деятельностигосударственных служащих: учеб.-метод. пособие / А. Я. Анцупов и др. — под общ. ред. А. Деркача — РАГС при Президенте РФ. М.: РАГС, 2003. — 109с.
  178. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности кадров государственной службы / А. Деркач, С. Анисимов, Н. Конюхов, Е. Костенко — Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 1997 — 44 с.
  179. Психологические тесты: в 2 т. — под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС-Прессс, 2007. — 248 с. — ISBN 978−5-305−225−6 (В пер.).
  180. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Гусева А. С., Деркач А. А., Долгова В. И. и др. отв. ред. А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин- РАГС при Президенте РФ. — М.: РАГС, 1996. — 183 с.
  181. Психология профессиональной деятельности: лекции «В, помощь преподавателю» /Анцупов А. Я. и др. — под общ. ред. А. А. Деркача — Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: РАГС, 2004. — 340 с.
  182. Психология: Словарь/Абраменкова В. В. и др.- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.- 494 с. — ISBN 5−250−364−8.
  183. , В. Г. Системное мышление и управление : (Тектология А. Богданова и кибернетика Н. Винера) / Пушкин В. Г., Урсул А. Д.- Рос. акад. управления, Ноосфер.-экол. ин-т, Акад. ноосферы. -М.: Луч, 1994.
  184. Рабочая книга практического психолога: учеб. пособие / К. А. Абульханова-Славская и др. М.: Изд. Ин-та Психиатрии, 2001. — 628 с. -ISBN 5−89 939−036−0.
  185. , Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. — М., 2002. — 394 с. ISBN 589 353−052−7.
  186. Развитие и оценка компетентности: материалы конференции, Москва 20−22 апреля 1996 г. — под ред. В. И. Белопольского,-И. Н. Трофимовой. М.: Ин-т психологии РАН, 1996. — 58 с.
  187. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика /Абульханова-Славская К. А. и др. — под общ. ред. Деркача А. А. -
  188. РАГС при Президенте РФ. М.: РАГС, 1998. — 102 с.
  189. Развитие и саморазвитие личности: сб. научных ст. — под общ. ред.
  190. A. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. — 299 с.
  191. , А. А. Акмеология личности / А. А. Реан // Психол. журн. 2000. Т.21, № 3. С. 88−95.
  192. , JI. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. СПб. — Речь, 2003. — 351 с. — ISBN 5−9268−0206−7.
  193. , С. Л. Избранные фило с офско-психо логические труды : Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн — Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1997. — 462 с. — ISBN 5−02−13 550-Х (В пер.).
  194. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Спб.: Питер, 1998.-705 с. ISBN 5−314−16−4.
  195. , К. Э. Групповая психотерапия — Психокоррекц. группы: теория и практика: пер. с англ. / К. Рудестам — общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. 2-е изд. — М., 1993. — 367 с. — ISBN 5−01−4 123−5.
  196. , Г. И. Методология научного исследования : учеб. пособие для студентов вузов / Г. И. Рузавин. М.: Юнити, 1999. — 316 с. — ISBN 5−23 800 085−5.
  197. Сборник спецкурсов по акмеологии и политической психологии: мет. мат-лы — РАУ. Каф. акмеологии и полит. Акмеологии — науч. ред. Деркач А., Яблокова Е. М., 1993. — 57 с.
  198. , Е. В. Развитие акмеологической культуры личности : учеб. пособие / Е. Селезнева — под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2007. — 198 с.
  199. , И. Социально-перцептивная компетентность как компонент психолого-акмеологической культуры рефлексивного правления / И. Семенов, Т. Болдина // Развитие социально-перцептивной компетенции личности. — М., 1998.-С. 30−41.
  200. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.
  201. B. Сидоренко. СПб.: Речь, 2006. — 350 с. — ISBN 5−9268−0010−2.
  202. , Ю. В. Личностно-профессиональный опросник РАГС и егомодификации / Ю. В. Синягин. —М.: Эслан, 2004. 49 с.
  203. , Ю. В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды / Ю. В. Синягин. М.: Радио, 2001. -272 с.
  204. , А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / А. П. Ситников — под ред. А. А. Деркача, Е. А. Яблоковой. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. 428 с. — ISBN 5−86 073−012−8.
  205. , В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений непедагогического профиля/В. Сластенин, В. Каширин. 5-е изд. — М. — Академия, 2007. — 477 с. — ISBN 978−5-7695−3851−3.
  206. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введ. в психологию субъективности: учеб. пособие / В. И. Слободчиков. М.: Школа-Пресс, 1995. — 383 с. — ISBN 5−88 527−081−3.
  207. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988. — 606 с. — ISBN 5−200−206−0 (В пер.).
  208. Служебная карьера: учеб.-метод. пособие / Гусева А. С. и др. — Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ- под ред. Е. В. Охотского. М.: Экономика, 1998. — с. 301. — ISBN 5−282−1 896−9.
  209. Советский энциклопедический словарь: Ок. 80 000 слов.- гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. — М.: Сов. Энцикл., 1982. — 1599 с.
  210. , Ю. Н. Служебное право — учебник / Ю. Н. Старилов. М.: Бек, 1996.-683 с. — ISBN 5−85 639−152−7 (В пер.).
  211. , Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология / Е. Степанова. СПб.: Алетейя, 2000. — 288 с. — ISBN 5−89 329−239−1.
  212. , С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Степанов — Рос. акад. наук. Ин-т психологии, Ин-т рефлексив. психологии сотворчества. М.: Наука, 2000. — 173 с. — ISBN 5−02−8 346−1.
  213. , JI. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями: учеб. пособие / Л. А. Степнова — Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рф. — М.: РАГС, 2001. — 129 с.
  214. , Г. В. Математико-психологические модели деятельности / Г. Сухо дольский. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. -62 с. -ISBN 5−86 708−033−1
  215. Тенденции развития психологической науки: сб. ст. — отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова — АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1989. — 268 с. — ISBN 5−02−13 313−2 (В пер.).
  216. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем: монография. / Л. С. Лисицына — М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию. — Спб., 2006. — 147 с. ISBN 5−7577−0319−9.
  217. , Б. М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов М.: Наука, 2004. — 440 с. — ISBN 5−02−32 760−3 (в пер.).
  218. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : избр. психол. тр. / Б. М. Теплов. М.: МПСИ, 2003. — 638 с. — ISBN 5−89 502−515−3.
  219. , В. А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих : учеб. пособие/В. Толочек- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: РАГС, 2003.- 155 с.
  220. , В. А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности / В. А. Толочек. М., 1992. — 76 с.
  221. , К. Тренинг. Настольная книга тренера / Кей Торн, Дэвид Маккей. СПб.: Питер, 2002. — 208 с. — ISBN 5−318−119-Х.
  222. , Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла : / Диана Трейси — пер. с англ. Е. Симоновой. М.: «Автор», 1993. — 155 с. — ISBN 585 212−054−5.
  223. , А. Профессионализм государственного служащего должен быть конструктивным/ А. Турчинов//Гос. служба.-2001.-№ 3.-С. 101−112.
  224. , Д. Н. Психология установки / Д. Узнадзе. Спб.: Питер, 2001. — 414 с. — ISBN 5−318−163−7.
  225. , JI. И. Психология организаторской деятельности школьников : учеб. пособие / JI. И. Уманский. — М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  226. Управление это наука и искусство: Сборник. — Сост. Г. Л. Подвойский. -М., 1992.-349 с.-ISBN 5−250−1 591−3 (В пер.).
  227. Управление персоналом: учеб. / Е. А. Аксенова, Т. Ю. Базаров и др. — под. ред. Т. Базарова. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 554 с. — ISBN 5−23 800 290−4.
  228. Управленческое консультирование: введ. в профессию / Междунар. орг. труда (Женева) — под ред. М. Кубра. 4-е изд. — М.: Планум, 2004. — 947 с. -ISBN 5−902 745−01−2.
  229. , К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий/ К. М. Ушаков. М.: Сентябрь, 2004. — 191 с. — ISBN 5−88 753−070−7.
  230. , А. Общее и промышленное управление: пер. с фр. /
  231. A. Файоль. -М.: журн. «Контроллинг», 1992. ISBN 5−86 005−013−5.
  232. Федерализм и местное самоуправление в России и Германии: современные тенденции развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. семинара- отв. ред. В. В. Невинский. Барнаул, 2004. — 222 с. — ISBN 5−79 040 391−3.
  233. Философский энциклопедический словарь — под ред. И. Т. Фролова. -5-е изд. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  234. , В. А. Психологическая диагностика организации и персонала /
  235. B. Чикер. СПб.: Речь, 2003. — 176 с. — ISBN 5−9268−0187−7.
  236. , В. А. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов — под ред. Чикер В. СПб.: Речь, 2007. — 368 с. — ISBN 5−9269−0568−6.
  237. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  238. , В. Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2000. 159 с. — ISBN 5−94 010−132−1.
  239. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовкаи компетентностный подход / В. Шадриков // Высш. Образование сегодня. -2004. № 8.-С. 26−31.
  240. , В. Д. Психология деятельности и способности человека : учеб. пособие для вузов / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и допол. — М.: Логос, 1996.-318 с.-ISBN 5−88 439−015−7 (В пер.).
  241. , В. Г. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент: учебник / В. Шипунов, Е. Кишкель. 2-е изд. — М., -2004. — 327 с. — ISBN 5−06−3 498−4.
  242. , Н. Б. Власть мотивации : харизма, 239. личность, успех: пер. с нем. Н. А. Врублевская. / Николаус Б. Энкельманн. 4-е изд.- М.: Интерэксперт, 2001. — 271 е.- ISBN 5−85 523−0880 3000.
  243. , P. X. Профессионализм управленческой деятельности / Р. Юсипов // Право и образование. 2004. — № 1. — С. 167−189.
  244. , Е. Е. Intelligence and Managerial success / E. Ghiselli // Psychol. Rep. 1963.- 121 V.
  245. Graduate Management Admission Test (GMAT0 // Bui. Of Inform, and Registration Form. Princeton, 1994.
  246. Rigel, K. F. The dialectic of human development / K. F. Rigel // American Psychologist. 1976. — Vol. 31. — P. 689−700.
  247. Stanford, N. Organization Design: The Collaborative Approach / Naomi Stanford. Oxford, 2005. — ISBN 0−7506−6367−7.
Заполнить форму текущей работой