Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самодетерминация становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость: полученные в диссертационном исследовании теоретико-эмпирические данные и сделанные на их основе обобщения в отношении формирования субъекта научно-исследовательской деятельности как психологического феномена обогащают информационную базу нескольких отраслей психологии: общей психологии, психологии личности, психологии развития, психологии творчества. Представленные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы изучения самодетерминации становления субъекта научно-исследовательской деятельности
    • 1. 1. Саморазвитие и само детерминация субъекта творчества
    • 1. 2. Научное творчество и научно-исследовательская деятельность 48 субъекта
    • 1. 3. Психологические детерминанты становления субъекта научно- 61 исследовательской деятельности
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических детерминант субъекта научно-исследовательской деятельности
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования общая характеристика)
    • 2. 3. Выявление психологических детерминант в процессе становления субъекта научно-исследовательской деятельности
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Самодетерминация становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В связи с динамичным социально-экономическим развитием общества возрастает потребность в специалистах, способных к самообразованию и самосовершенствованию в образовании и профессиональной деятельности. При этом они должны быть адаптивны к постоянным изменениям в сферах разработки и внедрения инновационных технологий и психологически готовы к принятию оригинальных и адекватных ситуациям решений. Это определяет необходимость интегративного и творческого подхода к изучению особенностей становления личности в условиях образовательной деятельности, как предполагаемого фундамента для успешного развития и становления специалиста-профессионала. Очевидно при этом, что научно-исследовательская деятельность в контексте проблемы становления специалистов, способных выступать субъектами саморазвития, рассматривается как психологическое основание творческой активности личности, её готовности к новому опыту и умения выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и мире. I.

Отдавая должное накопленному опыту в «психологии, следует отметить, что предметы психологических исследований в этой области формирования творческой личности достаточно разнообразны: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей и индивидуальных различий (Э. де Бонэ, Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын, В. М. Русалов, Б. М. Теплов, М. А. Холодная,) — креативное начало в самосозидании (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, К. Юнг) — интеллект и творчество, где критерием творчества выступает продукт мыслительной деятельности (Г.Айзенк, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, В. В. Селиванов, Ч. Спирмен, Е. П. Торранс, Д. В. Ушаков,) — творчество, как критерий активности саморазвития личности (М.М.Бахтин, Д. Б. Богоявленская, Я. А. Пономарев, Л. М. Попов, О.К.Тихомиров), творческая активность личности (В.И.Андреев,.

М.М.Кашапов).

Однако при всем разнообразии исследований в области творческого потенциала личности и психологических условий её формирования, феномен научного творчества рассматривался наряду с художественным творчеством, как один из видов творческого процесса. Таким образом, процессуальная сторона научной деятельности описывалась в рамках общих законов функционирования и этапов творческого акта, но психологические детерминанты продуктивности научно-исследовательской деятельности не были предметом изучения. Актуальность решения данной проблемы очевидна, исходя из вышесказанного, так как классический алгоритм научно-исследовательских действий формирует теоретическое мышление, навыки и умения исследователя, без которых современный специалист не способен выполнять свою роль создателя нового.

Основополагающие идеи научного творчества были исследованы в работах, которые берут свое начало с разработок проблемы мышления и научного мышления. В частности, это изучение роли интуитивного и сознательного в научном творчестве (Ж.Адамар, В. Ф. Асмус, Л. де Бройль, М. Бунге, Г. Г. Гельмгольц, Р. Декарт, К. Дункер, Д. Пойа, К. Поппер, А. Пуанкаре), а так же определение этапов научного творчества (М.С.Бернштейн, Б. М. Кедров, Ю. И. Иориш, А. А. Налчаджян, П. Н. Пестеров, М.Г.Ярошевский).

В данном аспекте возникает необходимость рассматривать научно-исследовательскую деятельность как творческий процесс, так как основным критерием творчества является результат творчества, а основным признаком творчества являются научные, технические, художественные или иные открытия. Таким образом, научно-исследовательская деятельность представляет собой особый вид творческой деятельности, задающий свои алгоритмы достижения, получения нового результата-продукта.

Особая роль в исследовании отводится положениям о психологическом механизме творчества (А.В.Брушлинский, С. Л. Рубинштейн, Я. А. Пономарев, Л. М. Попов, В. В. Селиванов, Д.В.Ушаков), подтверждающим зависимость психологических образований от процессов их формирования при достижении результата.

Настоящее исследование посвящено проблеме выявления психологических аспектов детерминации становления субъекта научно-исследовательской деятельности.

В соответствии с заявленной проблемой, сформулирована цель исследования: выявить комплекс психологических детерминант становления субъекта научно-исследовательской деятельности и определить характер само детерминации на разных этапах этого становления в вузе. I.

Объект исследования: научное творчество субъекта научно-исследовательской деятельности.

Предмет исследования: психологические аспекты самодетерминации становления субъекта научно-исследовательской деятельности в контексте вузовского обучения.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научных подходов к пониманию научно-исследовательской деятельности как процесса творчества, основных теорий и концепций, касающихся проблемы творческого мышления, с целью теоретического обоснования предпринятого исследования.

2. Теоретически обосновать комплекс само детерминант субъекта научно-исследовательской деятельности.

3. Выделить этапы научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов в процессе вузовского образования.

4. Выявить на основе системного подхода комплекс психологических детерминант субъекта научно-исследовательской деятельности и его представленность на выделенных этапах этой деятельности.

Гипотеза исследования: становление студентов и аспирантов как субъектов научно-исследовательской деятельности определяется комплексом самодетерминант, причем характер самодетерминации на каждом этапе этого I становления соответствует особенностям содержания самого этапа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: принцип детерминизма (C.JI. Рубинштейн), согласно которому все психические явления рассматриваются как зависящие от порождающих их факторов: внешних и внутреннихположения о детерминации многоплановой, многоуровневой, многомерной и принцип системно-структурного подхода в соответствии с которым интеллектуально-личностный параметр имеет структурированное строение (Б.Ф. Ломов) — принцип субъекта (C.JI. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, К.А. Абульханова), согласно которому человек как субъект труда, познания, общения, жизнедеятельностиэто активный член общества по преобразованию мира и себяпринцип трансформации и концепция развития творческой личности (Я.А. Пономарев), модель системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта саморазвития и концепция человека как субъекта развития, саморазвития (JI.M. Попов), согласно которой интеллектуально-деятельностное развитие субъекта осуществляется как постоянные взаимопереходы внешних действий во внутренние с расширением диапазонаконцепция профессионального самоопределения личности (Е. А. Климов).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: метод классификации и систематизации, метод обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительный метод, общенаучный поисковый метод — анализ научной литературы, методической литературы и электронных информационных средств по ключевым для данной работы вопросамэмпирические: метод тестированиядиагностические: «Опросник самоотношения» (МИС) В. В. Столина, P.C. Пантелеевамногофакторный личностный опросник «Самоактуализационный тест (САТ)» (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз), разработанный на базе опросника личностных ориентаций (POI), «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Д.А. Леонтьев), который является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика, тест «Способность к самоуправлению» (Н.М. Пейсахов), позволяющий выявить сформиройанность системы самоуправления субъектом иерархией форм своей психической активности: переживаний, познания, поведения, общения.

Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистики, интерпретационные методы, теоретическое моделирование.

Научная новизна:

1. Теоретико-эмпирические результаты послужили основой для создания комплекса психологических детерминант, обеспечивающих формирование субъекта научно-исследовательской деятельности. К числу наиболее значимых отнесены факторы самодетерминации: «самоуверенность», «самоценность», «самокритичность», «локус контро ля-Жизнь», «анализ противоречий», «целеполагание», «планирование», «критерии оценки», «способность самоуправления», входящие в базовый блок самодетерминант.

2. На основе концепции трансформации этапов развития явления в структурные уровни его организации (принцип ЭУС) произведено последовательное выделение этапов профессионального становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении (студентов и аспирантов): «оптации», «адаптации», «интернальности», «мастерства». Данные I этапы интерпретируются как структурные уровни организации субъекта научно-исследовательской деятельности.

3. Определена степень выраженности базового блока самодетерминант субъекта на различных этапах включенности в научно-исследовательскую деятельность: «самоуверенность», «самоценность», «самокритичность», «локус контроля-Жизнь», «анализ противоречий», «целеполагание», «планирование», «критерии оценки», «способность самоуправления». Доказано, что от этапа «оптации» до этапа «мастерства» происходит переориентация от внешних условий (детерминант), стимулирующих развитие субъекта, к условиям внутренней самоорганизации (самодетерминантам), стимулирующим продуктивное развитие.

4. На этапе «оптации» базовый блок детерминант состоит из следующих факторов: «самокритичность», «планирование" — на этапе «адаптации» — «самоуверенность», «самоценность», «планирование" — на этапе «интернальности» — самоценность». На этапе «мастерства» научно-исследовательской деятельности самодетерминация обуславливает синкретичное использование всех названных на предшествующих этапах ступеней — «самоуверенность», «самоценность», «самокритичность», «планирование», с включением в общую структуру таких показателей как: «локус контроля-Жизнь», «анализ противоречий», «целеполагание», «способность самоуправления», «критерии оценки» в их целостной взаимосвязи. '.

Теоретическая значимость: полученные в диссертационном исследовании теоретико-эмпирические данные и сделанные на их основе обобщения в отношении формирования субъекта научно-исследовательской деятельности как психологического феномена обогащают информационную базу нескольких отраслей психологии: общей психологии, психологии личности, психологии развития, психологии творчества. Представленные в нем материалы могут быть использованы для дальнейших исследований по проблемам изучения научно-исследовательской деятельности, по организации эффективного формирования и развития субъекта научно-исследовательской деятельности на профессиональном уровне, по проблемам психологического сопровождения в рамках научной деятельности, для эффективной подготовки студентов к I обучению в аспирантуре и магистратуре.

Так же диссертационная работа конкретизирует ряд положений концепции человека как субъекта развития, саморазвития, согласно которой интеллектуально-деятельностное развитие субъекта имеет в своем составе интеллектуально-инициативный компонент и детерминантные характеристики. Психологические детерминанты были выделены в соответствии с основными показателями субъектной деятельности и активности для того, чтобы выявить обусловленность внутреннеплановых действий с личностнодетерминантным комплексом для создания целостного представления и психологической организации субъекта развития и саморазвития, субъекта научно-исследовательской деятельности.

Практическая значимость исследования. Выявленный комплекс психологических детерминант может быть положен в основу разработки дидактической системы целенаправленного развития и формирования субъекта научно-исследовательской деятельности, и в основу образовательной программы системы профессиональной подготовки научных работников, специалистов научно-исследовательской деятельности, способных к самообразованию и самосовершенствованию в образовании и профессиональной деятельности, адаптивнщх к постоянным изменениям, к гибкому и быстрому реагированию в условиях различных изменений в общественных системах и успешно осуществляющих разработку и внедрение инновационных технологий.

Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть выражен в разработке и внедрении в практику преподавателей высшей школы по стимулированию развития или учета особенностей необходимых психологических детерминант субъекта научно-исследовательской деятельности, субъекта развития в образовательной деятельности.

Результаты работы имеют практическую значимость для специалистов по подготовке аспирантов, научных работников — ученых, преподавателей высшей школы, руководителей, ведущих специалистов разных производственных организаций, формируя при этом интеллектуальную элиту нашего общества.

Выявленные особенности психологической детерминации аспирантов как субъектов научно-исследовательской деятельности могут быть использованы психологическими службами при необходимости формирования научно-исследовательской мотивации студентов.

В целом, результаты исследования могут использоваться в лекционных курсах для любой категории слушателейзаинтересованных в осмыслении психологических аспектов творческой и научно-исследовательской деятельности.

Достоверность и надежность обеспечивается исходными методологическим принципами, подбором адекватных методов исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, репрезентативностью выборки испытуемых, а также использованием адекватных^ методов математической статистики, соблюдением правил и норм психологического исследования, соотнесением результатов различных методик, подтверждением предположений результатами исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати, обсуждением на заседаниях кафедры психологии личности факультета психологии Казанского государственного I университета. Принципы данной работы легли в основу программы спецкурса. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту: 1. Развитие субъекта научно-исследовательской деятельности на вузовском этапе его становления осуществляется как планомерное движение от этапа к этапу, которые в последующем формируют психологический механизм данного субъекта по принципу трансформации (принцип ЭУС), когда пройденные этапы становятся соответствующими уровнями строения субъекта научно-исследовательской деятельности, образуя в каждом случае специфическое, динамическое, психологическое пространство, обусловленное степенью выраженности комплекса само детерминант.

2. Для характеристики содержания процесса становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузе ¿-ыли выделены и теоретически обоснованы этапа профессионального становления субъекта научно-исследовательской деятельности в процессе вузовского образования:

1) этап оптации научно-исследовательской деятельности;

2) этап адаптации к научно-исследовательской деятельности;

3) этап интернальности научно-исследовательской деятельности;

4) ' этап мастерства научно-исследовательской деятельности.

3. На каждом этапе научного творчества в системе вузовского образования существует определенная система психологических детерминант и самодетерминант, включающая как те, которые специфичны для каждого этапа — «способность самоуправления», «ценностные ориентации самоактуализирующейся личности» и те, которые способствуют переходу от одного этапа к другому — «самоуверенность», «самоценность», «самокритичность», «локус контроля-Жизнь», «анализ противоречий», «планирование», «критерии оценки».

4. Выделены психологические показатели характерные только для этапа мастерства научно-исследовательской деятельности, такие как «коррекция» и «креативность», наличие взаимосвязи показателей «анализа противоречий» и «локус контроля-Жизнь», при отсутствии в целостной плеяде «познавательных потребностей» и «самопринятия».

Организация и этапы исследования:

Первый этап — подготовительный: '• осмысление теоретических и эмпирических направлений исследованияформулировался концептуальный замысел и категориально-понятийный аппарат, обеспечивающий проведение диссертационного исследования.

Второй этап — констатирующий: определение контингента испытуемых, поиск и анализ методов и методик, обоснование их выбора в соответствии с целями и задачами диссертационного исследования, проведение диагностического обследования испытуемых, в том числе и пилотажного.

Третий этап — аналитический: математико-статистическая обработка результатов эмпирического исследования. I.

Четвертый этап — заключительный: итоговое оформление результатов диссертационного исследования, разработка рекомендации по психологическому сопровождению формирования субъекта научно-исследовательской деятельности.

Базу проведения исследования составили студенты и аспиранты Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Всего в исследовании приняли участие 330 человек.

Структура диссертации:

Работа состоит из Введения, двух глав, выводов, Заключения, библиографии и приложений.

Общие выводы.

1. Теоретический анализ работ по проблеме развития субъекта научноисследовательской деятельности и научного творчества позволяет определить в качестве системообразующего принципа научно-исследовательской деятельности научное творчество.

2. Творческое развитие субъекта научно-исследовательской деятельности осуществляется путем самодетерминации и саморазвития, и происходит согласно принципу трансформации с учетом предыдущих этапов развития в их интегральной и синкретичной представленности.

3. В комплексе детерминант развития субъекта научно-исследовательской деятельности ведущую роль играет самодетерминация.

4. В результате теоретического анализа подходов к развитию субъекта научного творчества и проведенного эмпирического исследования был выявлен I комплекс самодетерминант, включающий в себя: самосознание, творческую и целевую направленности, самостоятельную активность.

5. Показано, что становление субъекта научно-исследовательской деятельности проходит соответственно этапам оптации, адаптации, интерналъности, мастерства.

6. Характер самодетерминации на каждом этапе становления субъекта научно-исследовательской деятельности соответствует особенностям содержания самого этапа:

— Этап оптации определяется постижением требований выбранной профессии в высшем учебном заведении и содержания научного аппаратаI познанием новых социальных ролей и способов взаимодействия. Характер

I самодетерминации на данном этапе определяется такими показателями, как самоуверенность, самоценность, планирование, отражающими представления о ценности своей личности при адекватном выборе средств достижения цели.

— Содержанием этапа адаптации являются вхождение в профессию и привыкание к ней, а также овладение и применение научного инструментария в I профессиональной деятельности. Самодетерминация на данном этапе характеризуется самоуверенностью, самоценностью, способностью самоуправления, что подразумевает представление о ценности своей личности при условии успешного освоения действительности.

Содержание этапа интернальности подразумевает начальное осуществление научно-исследовательской деятельности и приобретение профессионального опыта. Характер самодетерминации на данном этапе определяется таким показателем, как самоценность, свидетельствующим о, детерминирующей роли стремления к признанию. В рамках научно-исследовательской деятельности в юношескбм возрасте оно является мотивом вступления в эту деятельность.

— Содержание этапа мастерства заключается в квалифицированном выполнении научно-исследовательской деятельности в аспирантуре. Мастерство — это уровень её продуктивного выполнения, подразумевающий самопроектирование творческой деятельности. Характер самодетерминации на данном этапе выражается в показателях самоуверенности, самоценности, самокритичности, локуса контроля-Жизнь, анализа противоречий, целеполагания, планирования, критериев оценки, способности самоуправления, которые характеризуют человека, способного к созданию нового продукта на основе выделения четких критериев своей деятельности. I I.

147 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении хотелось бы отметить, что самодетерминация субъекта научно-исследовательской деятельности есть показатель существующего развития в творческом направлении, которое обеспечивается наличием определенных психологических детерминант и благодаря им предстает в своем психологическом выражении. Согласно цели проведенного исследования психологические детерминанты были выделены в соответствии с основными показателями субъектной деятельности (активности) для создания целостного представления о психологической организации субъекта развития и саморазвития, субъекта научно-исследовательской деятельности.

Как показывают многочисленные исследования, научно-исследовательская деятельность является неотъемлемой составляющей творческого развития субъекта. Психологические механизмы, которые задействованы в данном I процессе, благодаря своим самодетерминирующим свойствам, гарантируют оптимизацию процесса достижения квалифицированного выполнение такого вида профессиональной деятельности как научно-исследовательской. Исследование, в рамках этого направления, определяется необходимостью психологического сопровождения вузовского обучения, как фундамента профессиональной сферы развития субъекта научно-исследовательской деятельности, так как основным критериям творчества является результат творчества, а основным признаком творчества являются научные, технические, художественные или иные открытия и научно-исследовательская деятельность представляет собой особый вид творческой деятельности, задающий свои алгоритмы достижения, получения этого нового результата.

Проблеме изучения психологических механизмов творчества посвящены исследования A.B. Брушлинского, C.JI. Рубинштейна, Я. А. Пономарева, В. В. Селиванова, Д. В. Ушакова и др. а также и JIM. Попова в рамках концепции субъекта саморазвития, что и предопределило изучение именно психологической самодетерминации субъекта научно-исследовательской деятельности как первопричины творческого развития. Самодетерминация ничто иное, как способность субъекта исходя из внутренней психической организации и организованности самообуславливать процесс своего развития в различных видах жизнедеятельности, а творческое развитие и научно-творческое развитие субъекта неразрывно связано с самостимулированием, исходя из внутренних побуждений продуктивности собственной деятельности.

В научно-исследовательской деятельности — этот результат оценивается достаточно однозначно и определенно, исходя из заданного алгоритма его достижения, что является бесспорным доказательством достижения уровня профессионализма в научно-исследовательской деятельности и результатом которой является ничто иное, как интеллектуальную деятельность (активность) субъекта стремящегося к развитию. Данный процесс невозможно рассматривать в отрыве от психологической организации субъекта научно-исследовательской деятельности, так как личностные особенности являются основополагающими при совершении внутреннеплановых действий, нацеленных на получение нового результата.

Целью нашего исследования было выявление характера самодетерминации в процессе становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузе. Результатом этого выявления стало определение представлений в рамках психологии научного творчества этапов в вузовском образовании в рамках профессионального становления субъекта научно-исследовательской и определении роли психологической детерминации обусловливающей переход от одного этапа к другому. Было выявлено то, что:

— развитие субъекта научно-исследоватёльской деятельности происходит, исходя из детерминирующей роли психологической самодетерминации и согласно принципу трансформации (ЭУС) к учетом предыдущих элементов развития;

— субъект научно-исследовательской деятельности характеризуется в своем становлении развитием творческой направленности, общей способности самоуправления и коррекции, разделением ценностей самоактуализирующейся личности;

— этап мастерства научно-исследовательской деятельности соответствует уровню научного творчества в рамках вузовского образования в процессе профессиональной подготовки, включающий формирование следующих психологических детерминант субъекта научно-исследовательской деятельности: самоуверенности, самоценности, самокритичности, локуса контроля-Жизнь, анализа противоречий, целеполагания, планирования, критериев оценки, способности самоуправления;

— этапами определяющими (детерминирующими) уровень научного творчества в процессе вузовского образования являются условно названные: этап оптации, этап адаптации, этап интернальности, этап мастерства;

— на каждом этапе научного творчества в системе вузовского образования существует наряду со специфичной системой психологических детерминант существуют и, те, которые специфичны для каждого этапа — «способность самоуправления», «ценностные ориентации самоактуализирующейся личности» и те, которые способствуют переходу от одного этапа к другому -«самоуверенность», «самоценность», «самокритичность», «локус контроля-Жизнь», «анализ противоречий», «целеполагание», «планирование», «критерии оценки" — с различием в сопутствующих психологических детерминантах.

Перспективные направления исследования в рамках обозначенной темы диссертации потенциальным этапом развития психологических детерминант продуктивной научно-исследовательской деятельности был выделен этап адаптации к научно-исследовательской деятельности, который требует I наибольшего внимания при психологическом сопровождении. Вследствие! этого необходима разработка программы психологического сопровождения и ее внедрение в практику преподавателей высшей школы по стимулированию развития необходимых психологических детерминант субъекта научно-исследовательской деятельности, субъекта развития в образовательной деятельности, специалистов по подготовке аспирантов и научных работников и разработка программ для психологических служб при необходимости формирования научно-исследовательской мотивации студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-М.: Наука, 1973. -288с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская М.: Наука, 1980. — 241с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Философско-психологическая концепция С. JI. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский — М.: Наука, 1989.— 248 с.
  4. В.А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 89 с.
  5. Ю.Н. Типы личности студентов в современных условиях высшего образования России: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Ю. Н. Акимова Ярославль, 2007. — 23 с. •
  6. П.В. Теория познания и диалектика: Учеб. пособие для вузов / П. В. Алексеев, A.B. Панин-М.: Высшая шк., 1991.-383 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев JI.: Изд-во ЛГУ, 1968−339с.
  8. . Г. Избранные труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев — М., 1980. —Т. I. — 232 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев -СПб.: Питер, 2001.-271 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев —Л., 1968. — 338 с.
  11. П.Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева —М.: Аспект
  12. Пресс, 1997.—376 с. 12. Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // Человек и общество. — М., 1973. Вып. XI-II. — С. 25−27.
  13. JI. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 3−18.
  14. Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 426−433.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994, № 1. — С.3−16.
  16. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1993, № 2. -С.3−16.
  17. Л.И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Психология личности в трудах отечественных психологов СПб.: Питер, 2000. — С.207−213.
  18. А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов — М.: Изд-во МГУ, 1990,—367 с.
  19. H.A. Физиология движений и активность / H.A. Бернштейн -М.: Наука, 1990.-235 с.
  20. М.С. Психология научного творчества / H.A. Бернштейн // «Вопросы психологи», 1965, № 3.-С.38−53.
  21. И.А. Как возможно творческое мышление? / И. А. Бескова // Научное издание. Под ред. д.филос.н. И. П. Меркулова М.: Институт философии Российская академия наук (ИФРАН), 1993. — 198с.
  22. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д. Б. Богоявленская Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. — 160с.
  23. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев М.: Наука, 1998. — 223с.
  24. A.A. Акме эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека / A.A. Бодалев // Мир психологии. — 1998, № 1. — С.59−65.
  25. JI. И. Психологические закономерности формирования личности / Л. И. Божович // Вопр. психол. — 1976t — № 6. — С. 34−44.
  26. Э. Нестандартное мышление / Э. Боно / Самоучитель. Пер. с англ. -Мн.: ООО «Поппури», 2006. 272с.
  27. . С. Аномалии личности / Б. С. Братусь — М.: Мысль, 1988.— 301 с.
  28. A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский -М., 1994. 298с.
  29. A.B. Психология субъекта / A.B. Брушлинский, отв. ред. В. В. Знаков М.: Изд-во ИП РАН, 2003. — 350с.
  30. А. В. Проблема субъекта в психологической науке / A.B. Брушлинский // Психол. журн. — 1991. — № 6. — С. 6−10.31 .Брушлинский A.B. Творческий процесс как предмет исследования / A.B. Брушлинский // «Вопросы философии», 1965, № 7. с. 24−39.
  31. A.B. Психология субъекта это психология созидания /
  32. A.B. Брушлинский // Психология созидания. Ежегодник РПО. Казань, 2000. — Том 7. — Вып. 1. — С.261−263.
  33. Ю.В. Становление профессионально-личностных новообразований будущего специалиста / Ю. В. Варданян // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования/ Под ред.
  34. B.Я. Ляудис, H.H. Корж. М.: РПО, 1998. — с.34−35.
  35. Л.С. Социальная ситуация развития / Л. С. Выготский // Психология социальных ситуаций. Сост. и общ.ред. Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. С.239−248.
  36. Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- Под ред.
  37. B. В. Давыдова. —М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  38. Н.Ю. Индивидуально-психологические условия развития активности субъекта в процессе профессионального обучения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Н. Ю. Выгузова. Тамбов, 2007. — 23 с.
  39. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994, № 3.1. С.43−52.
  40. Л .Я. Измерение уровня самоактуализации личности / Л .Я. Гозман, М. В. Кроз // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С.91−114.
  41. О.В. Развитие субъекта профессионального самоопределения в процессе обучения в школе и вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. В. Гринько. Москва, 2006. — 24 с.
  42. Н.В. Индивидуальность: человек как субъект жизни / Н.В. Гришина//Психологические проблемы самореализации личности. Вып.6 / Под ред. ГЛ.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2002.1. C.15−23.
  43. O.E. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентации^ Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, с.45−47.
  44. A.A. Метод олого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Деркач М.: Наука, 1999. — 392 с.
  45. В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин Спб.: Питер, 2001.-420с.
  46. К. Психология продуктивного (творческого) мышления / К. Дункер «Психология мышления». М., 1965. — 234с.
  47. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя М.: Логос. — 384с.
  48. В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков Самара.: Сам ГПУ.2000.-188С.
  49. Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении / Е. И. Изотова / Учеб пособ. для студентов высш.учеб.завед. М., изд. центр «Академия», 2007 — 288с. I
  50. Интеллект и творчество. Сборник научных трудов. Ответственный редактор: к. психол. н. Воронин А. Н. Москва, Издательство «Институт психологии РАН», 1999. — 290с.
  51. A.B. Процессы принятия решения в регуляции деятельности / A.B. Карпов // Психологический журнал. 1991, № 1. — Т. 12. — С.42−53.
  52. М.М. Совершенствование творческого мышления профессионала /М.М. Кашапов // Монография под научн. ред. проф. A.B. Карпова. М. Ярославль: МАПН, 2006. — 316с.
  53. .М. День одного великого открытия / Б. М. Кедров М., 1958. -334с. !
  54. .М. Диалектический анализ великого научного открытия /Б.М. Кедров // «Вопросы философии», 1969, № 3. С. 18−27.
  55. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512с.
  56. Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов Воронеж: Феникс, 1996. -232с.
  57. A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие. / А. М. Колышко. -К62 Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
  58. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) / И. С. Кон — М.: Просвещение, 1979. — 174с.
  59. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  60. П.В. Диалектика как логика и теория познания / П. В. Копнин -М.: Наука, 1973.-324 с.
  61. П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин- М.: Наука, 1973.-280 с.
  62. П.С. Адаптация как функция развития личности / П. С. Кузнецов -Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, 1991. 76с.
  63. В.А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский М.: Наука, 1980.-301с. >
  64. А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев — М.: Политиздат, 1975.—304с.
  65. Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев —М., 1992. — 16 с.
  66. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев М.: «Смысл», 1992. — 17 с.
  67. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. -2000, № 1,-Т. 21, —С. 15−25.
  68. Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: матер. III всерос. Науч.-прат. Конф. / под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т- 2005. — 248с.
  69. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  70. .Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов // Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -384 с.
  71. . Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений / Б. Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -—М., 1989.— С. 6−23.
  72. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов — М.: Наука, 1984.^46 с.
  73. А. Психология бытия: Пер. с англ. / А. Маслоу — М.: Рефл-бук- Киев: Вак-лер, 1997.— 304 с.
  74. А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. —М.: Изд-во МГУ, 1982.— С. 108−118.
  75. В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 35−38.
  76. A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества) / A.A. Налчаджян М., Мысль, 1972. — 271с.
  77. Научное открытие и его восприятие. Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. Издательство «Наука», Москва, 1971. 313с.
  78. М.Н. Закономерности динамики психических явлений / Н. М. Пейсахов Казань: Изд-во КГУ, 1984. — 235 с.
  79. Н.М. Практическая психология (научные основы) / Н. М. Пейсахов, М. Н. Шевцов. Казань: Изд-во КГУ, 1991. — 121 с.
  80. П.Н. Философско-психологические аспекты творчества.I
  81. К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов — М.: Наука, 1986. —254 с.
  82. Я.А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев -М.: Наука, 1960.-254с. 1
  83. Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев М.: Наука, 1976.-212с.
  84. К. Логика и рост научного знания. Избранные работы / К. Поппер -М.: Прогресс, 1983.-314с.
  85. Л.М. Инициатива и общение в творчестве / Л. М. Попов Казань: КГУ 1983.-78с.
  86. Л.М. Добро и Зло в психологии человека / Л. М. Попов, А. П. Кашин, Т. А. Старшинова. Казань: Изд-во КГУ, 2000. — 176 с.
  87. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов Казань: КГУ, 1990 — 241с.
  88. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с. 9 9. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб. научн. трудов. -М.: Институт психологии РАН, 1991. 277с.
  89. Психология творчества:' школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 264с.
  90. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2003 — 672с.
  91. A.A. Возрастная периодиз’ация / A.A. Реан // Психологиячеловека от рождения до смерти. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С.90
  92. К. Что значит «становиться человеком»? / К. Роджерс // Психология личности. Под ред. Д. Я. Райгородского. Хрестоматия. -Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. Том 1. — С.363−378.
  93. К. Клиентоцентрировайная терапия: Пер. с англ. / К. Роджерс — М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. —320 с.
  94. С.Л. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн -СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  95. С. Л. Проблемы общей психологии 2-е изд. / С. Л. Рубинштейн — М., 1976.-—416 с.
  96. С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологи. 1986. № 4. С.101−108.
  97. Н.И. Самоотношение личности / Н. И. Саржвеладзе // Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. С.174−207.
  98. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие / В. Ф. Сафин Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1986. — 142 с.
  99. В.В. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного / В. В. Селиванов, H.H. Плетневская Смоленск: Универсум, 2003. — 142с. 1
  100. Социальная психология научного коллектива. Коллектив. монография под ред. проф. Ярошевского М. Г., М., наука, 1987. -214с.
  101. А.Г. Сознание и самосознание/ А. Г. Спиркин М., 1972. — 256с.
  102. .М. Избранные труды.- В 2-х т. / Б. М. Теплов М.: Педагогика, 1985. Т.1. — 328с., Т.2. — 360с.
  103. О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / О. П. Терновская Н.Ю. Москва, 2006. — 20 с.
  104. O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров М.: МГУ, 1984. — 367с.
  105. Д.В. Психология интеллекта: структурно-динамическая теория. / Д. В. Ушаков М.: ИП РАН, 2003. — 263с.
  106. Д.В. Мышление и интеллект / Д. В. Ушаков // Современная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, М.: Инфра-МД999. 234с.
  107. М.Г. Психология нау, ки / М. Г. Ярошевский // «Вопросы философии», 1967, № 5.С. 23−39.
  108. М.Г. Логика развития науки и деятельность ученого / М. Г. Ярошевский «Вопросы философии», 1969, № 3. С. 45−67.
  109. Cattell R.B. Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment Hi. Educational Psychology. 1963. V.54. p. 1−22.
  110. Guillford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: MC.GrawhiU. 1967.
  111. Torrance E.P. The nature of creativity as mamtest in its testing. // In: RJ. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y. Canbiidg University Press. 1988. pp. 43−75.
  112. Wollach MA., Kogan N. A new look of the creativity -intelligence distinction. J. of Personality. 1965. V.33. № 3. p. 348−369.
Заполнить форму текущей работой