Самодетерминация становления субъекта научно-исследовательской деятельности в вузовском обучении
Диссертация
Теоретическая значимость: полученные в диссертационном исследовании теоретико-эмпирические данные и сделанные на их основе обобщения в отношении формирования субъекта научно-исследовательской деятельности как психологического феномена обогащают информационную базу нескольких отраслей психологии: общей психологии, психологии личности, психологии развития, психологии творчества. Представленные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы изучения самодетерминации становления субъекта научно-исследовательской деятельности
- 1. 1. Саморазвитие и само детерминация субъекта творчества
- 1. 2. Научное творчество и научно-исследовательская деятельность 48 субъекта
- 1. 3. Психологические детерминанты становления субъекта научно- 61 исследовательской деятельности
- ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических детерминант субъекта научно-исследовательской деятельности
- 2. 1. Организация и методы исследования
- 2. 2. Анализ и интерпретация результатов исследования общая характеристика)
- 2. 3. Выявление психологических детерминант в процессе становления субъекта научно-исследовательской деятельности
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- БИБЛИОГРАФИЯ
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова-М.: Наука, 1973. -288с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская М.: Наука, 1980. — 241с.
- Абульханова-Славская К. А. Философско-психологическая концепция С. JI. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский — М.: Наука, 1989.— 248 с.
- Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 89 с.
- Акимова Ю.Н. Типы личности студентов в современных условиях высшего образования России: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Ю. Н. Акимова Ярославль, 2007. — 23 с. •
- Алексеев П.В. Теория познания и диалектика: Учеб. пособие для вузов / П. В. Алексеев, A.B. Панин-М.: Высшая шк., 1991.-383 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев JI.: Изд-во ЛГУ, 1968−339с.
- Ананьев Б. Г. Избранные труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев — М., 1980. —Т. I. — 232 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев -СПб.: Питер, 2001.-271 с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев —Л., 1968. — 338 с.
- П.Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева —М.: Аспект
- Пресс, 1997.—376 с. 12. Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д. А. Андреева // Человек и общество. — М., 1973. Вып. XI-II. — С. 25−27.
- Анцыферова JI. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 3−18.
- Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 426−433.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1994, № 1. — С.3−16.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1993, № 2. -С.3−16.
- Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова // Психология личности в трудах отечественных психологов СПб.: Питер, 2000. — С.207−213.
- Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов — М.: Изд-во МГУ, 1990,—367 с.
- Берншгейн H.A. Физиология движений и активность / H.A. Бернштейн -М.: Наука, 1990.-235 с.
- Бернштейн М.С. Психология научного творчества / H.A. Бернштейн // «Вопросы психологи», 1965, № 3.-С.38−53.
- Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? / И. А. Бескова // Научное издание. Под ред. д.филос.н. И. П. Меркулова М.: Институт философии Российская академия наук (ИФРАН), 1993. — 198с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Д. Б. Богоявленская Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. — 160с.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев М.: Наука, 1998. — 223с.
- Бодалев A.A. Акме эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека / A.A. Бодалев // Мир психологии. — 1998, № 1. — С.59−65.
- Божович JI. И. Психологические закономерности формирования личности / Л. И. Божович // Вопр. психол. — 1976t — № 6. — С. 34−44.
- Боно Э. Нестандартное мышление / Э. Боно / Самоучитель. Пер. с англ. -Мн.: ООО «Поппури», 2006. 272с.
- Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь — М.: Мысль, 1988.— 301 с.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский -М., 1994. 298с.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта / A.B. Брушлинский, отв. ред. В. В. Знаков М.: Изд-во ИП РАН, 2003. — 350с.
- Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке / A.B. Брушлинский // Психол. журн. — 1991. — № 6. — С. 6−10.31 .Брушлинский A.B. Творческий процесс как предмет исследования / A.B. Брушлинский // «Вопросы философии», 1965, № 7. с. 24−39.
- Брушлинский A.B. Психология субъекта это психология созидания /
- A.B. Брушлинский // Психология созидания. Ежегодник РПО. Казань, 2000. — Том 7. — Вып. 1. — С.261−263.
- Варданян Ю.В. Становление профессионально-личностных новообразований будущего специалиста / Ю. В. Варданян // Развивающаяся психология — основа гуманизации образования/ Под ред.
- B.Я. Ляудис, H.H. Корж. М.: РПО, 1998. — с.34−35.
- Выготский Л.С. Социальная ситуация развития / Л. С. Выготский // Психология социальных ситуаций. Сост. и общ.ред. Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. С.239−248.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- Под ред.
- B. В. Давыдова. —М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Выгузова Н.Ю. Индивидуально-психологические условия развития активности субъекта в процессе профессионального обучения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / Н. Ю. Выгузова. Тамбов, 2007. — 23 с.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994, № 3.1. С.43−52.
- Гозман Л .Я. Измерение уровня самоактуализации личности / Л .Я. Гозман, М. В. Кроз // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. — С.91−114.
- Гринько О.В. Развитие субъекта профессионального самоопределения в процессе обучения в школе и вузе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / О. В. Гринько. Москва, 2006. — 24 с.
- Гришина Н.В. Индивидуальность: человек как субъект жизни / Н.В. Гришина//Психологические проблемы самореализации личности. Вып.6 / Под ред. ГЛ.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2002.1. C.15−23.
- Дергачева O.E. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентации^ Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002, с.45−47.
- Деркач A.A. Метод олого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Деркач М.: Наука, 1999. — 392 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин Спб.: Питер, 2001.-420с.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления / К. Дункер «Психология мышления». М., 1965. — 234с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя М.: Логос. — 384с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков Самара.: Сам ГПУ.2000.-188С.
- Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении / Е. И. Изотова / Учеб пособ. для студентов высш.учеб.завед. М., изд. центр «Академия», 2007 — 288с. I
- Интеллект и творчество. Сборник научных трудов. Ответственный редактор: к. психол. н. Воронин А. Н. Москва, Издательство «Институт психологии РАН», 1999. — 290с.
- Карпов A.B. Процессы принятия решения в регуляции деятельности / A.B. Карпов // Психологический журнал. 1991, № 1. — Т. 12. — С.42−53.
- Кашапов М.М. Совершенствование творческого мышления профессионала /М.М. Кашапов // Монография под научн. ред. проф. A.B. Карпова. М. Ярославль: МАПН, 2006. — 316с.
- Кедров Б.М. День одного великого открытия / Б. М. Кедров М., 1958. -334с. !
- Кедров Б.М. Диалектический анализ великого научного открытия /Б.М. Кедров // «Вопросы философии», 1969, № 3. С. 18−27.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512с.
- Климов Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов Воронеж: Феникс, 1996. -232с.
- Колышко A.M. Психология самоотношения: Учеб. пособие. / А. М. Колышко. -К62 Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) / И. С. Кон — М.: Просвещение, 1979. — 174с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С. Кон М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания / П. В. Копнин -М.: Наука, 1973.-324 с.
- Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин- М.: Наука, 1973.-280 с.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности / П. С. Кузнецов -Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, 1991. 76с.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание / В. А. Лекторский М.: Наука, 1980.-301с. >
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев — М.: Политиздат, 1975.—304с.
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев —М., 1992. — 16 с.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев М.: «Смысл», 1992. — 17 с.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. -2000, № 1,-Т. 21, —С. 15−25.
- Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: матер. III всерос. Науч.-прат. Конф. / под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т- 2005. — 248с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
- Ломов Б.Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов // Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -384 с.
- Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений / Б. Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -—М., 1989.— С. 6−23.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов — М.: Наука, 1984.^46 с.
- Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. / А. Маслоу — М.: Рефл-бук- Киев: Вак-лер, 1997.— 304 с.
- Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. —М.: Изд-во МГУ, 1982.— С. 108−118.
- Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—С. 35−38.
- Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества) / A.A. Налчаджян М., Мысль, 1972. — 271с.
- Научное открытие и его восприятие. Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. Издательство «Наука», Москва, 1971. 313с.
- Пейсахов М.Н. Закономерности динамики психических явлений / Н. М. Пейсахов Казань: Изд-во КГУ, 1984. — 235 с.
- Пейсахов Н.М. Практическая психология (научные основы) / Н. М. Пейсахов, М. Н. Шевцов. Казань: Изд-во КГУ, 1991. — 121 с.
- Пестеров П.Н. Философско-психологические аспекты творчества.I
- Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов — М.: Наука, 1986. —254 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев -М.: Наука, 1960.-254с. 1
- Пономарев Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев М.: Наука, 1976.-212с.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы / К. Поппер -М.: Прогресс, 1983.-314с.
- Попов Л.М. Инициатива и общение в творчестве / Л. М. Попов Казань: КГУ 1983.-78с.
- Попов Л.М. Добро и Зло в психологии человека / Л. М. Попов, А. П. Кашин, Т. А. Старшинова. Казань: Изд-во КГУ, 2000. — 176 с.
- Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов Казань: КГУ, 1990 — 241с.
- Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с. 9 9. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб. научн. трудов. -М.: Институт психологии РАН, 1991. 277с.
- Психология творчества:' школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 264с.
- Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издат. Дом «Бахрах-М», 2003 — 672с.
- Реан A.A. Возрастная периодиз’ация / A.A. Реан // Психологиячеловека от рождения до смерти. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С.90
- Роджерс К. Что значит «становиться человеком»? / К. Роджерс // Психология личности. Под ред. Д. Я. Райгородского. Хрестоматия. -Самара: Издательский дом «Бахрах», 1999. Том 1. — С.363−378.
- Роджерс К. Клиентоцентрировайная терапия: Пер. с англ. / К. Роджерс — М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. —320 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн -СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии 2-е изд. / С. Л. Рубинштейн — М., 1976.-—416 с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологи. 1986. № 4. С.101−108.
- Саржвеладзе Н.И. Самоотношение личности / Н. И. Саржвеладзе // Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. С.174−207.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие / В. Ф. Сафин Свердл.пед.ин-т. Свердловск, 1986. — 142 с.
- Селиванов В.В. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного / В. В. Селиванов, H.H. Плетневская Смоленск: Универсум, 2003. — 142с. 1
- Социальная психология научного коллектива. Коллектив. монография под ред. проф. Ярошевского М. Г., М., наука, 1987. -214с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание/ А. Г. Спиркин М., 1972. — 256с.
- Теплов Б.М. Избранные труды.- В 2-х т. / Б. М. Теплов М.: Педагогика, 1985. Т.1. — 328с., Т.2. — 360с.
- Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / О. П. Терновская Н.Ю. Москва, 2006. — 20 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров М.: МГУ, 1984. — 367с.
- Ушаков Д.В. Психология интеллекта: структурно-динамическая теория. / Д. В. Ушаков М.: ИП РАН, 2003. — 263с.
- Ушаков Д.В. Мышление и интеллект / Д. В. Ушаков // Современная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, М.: Инфра-МД999. 234с.
- Ярошевский М.Г. Психология нау, ки / М. Г. Ярошевский // «Вопросы философии», 1967, № 5.С. 23−39.
- Ярошевский М.Г. Логика развития науки и деятельность ученого / М. Г. Ярошевский «Вопросы философии», 1969, № 3. С. 45−67.
- Cattell R.B. Theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment Hi. Educational Psychology. 1963. V.54. p. 1−22.
- Guillford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: MC.GrawhiU. 1967.
- Torrance E.P. The nature of creativity as mamtest in its testing. // In: RJ. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y. Canbiidg University Press. 1988. pp. 43−75.
- Wollach MA., Kogan N. A new look of the creativity -intelligence distinction. J. of Personality. 1965. V.33. № 3. p. 348−369.