Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности мотивации социального успеха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития психологии прослеживается тенденция системного подхода к изучению мотивационной сферы личности, объединяющей мотивы как устойчивые личностные образования, отличные от ситуативных побуждений. Целый ряд экспериментов, включая настоящее исследование, показал, что в личностно-мотивационной системе человека важное место принадлежит мотиву достижения, который изучается… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВА И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Проблема мотива в психологии
    • 1. 2. Мотивация достижения как предмет психологических исследований
    • 1. 3. Мотив социального успеха как предмет психологических исследований
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
    • 3. 1. Результаты корреляционного и факторного анализа
    • 3. 2. Основные психологические особенности стремления к социальному успеху
    • 3. 3. Половозрастные особенности мотива социального успеха
    • 3. 4. Мотив социального успеха и особенности самооценки
    • 3. 5. Мотив избегания неудачи
    • 3. 6. Соотношение мотивов социального успеха и избегания неудачи в личностно-мотивационной системе
    • 3. 7. Мотив социального успеха и выбор карьеры
  • ВЫВОДЫ

Психологические особенности мотивации социального успеха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная реальность последних лет стимулирует появление новых ориентиров в системе культурных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование новых целей. В недалеком прошлом само понятие «социальный успех» ассоциировалось в сознании большинства людей с принадлежностью к верхам общества, а мотив социального успеха в полной мере актуализировался лишь по достижении человеком определенного общественного положения. Новая социально-экономическая ситуация в значительной степени изменила как условия приложения социальной мотивации в целом, так и особенности развития и реализации мотива социального успеха. Появление рыночных отношений, когда вполне реальным стало иметь свое дело, расширение возможностей для личной инициативы, для деловой и политической активности привело к тому, что в настоящее время потребность в социальном успехе развивается, осознается и начинает направлять поведение и деятельность человека достаточно рано, уже в период школьного обучения. Этому способствуют и изменения в системе образования. Растет число школ с углубленным изучением различных предметов, среди которых дисциплины, не входившие ранее в школьную программу — это основы менеджмента, практическая психология, психология общения, основы юридических и экономических знаний. Множится число лицеев и колледжей, где учащиеся не только обучаются по программам повышенной трудности, но также овладевают практическими знаниями, необходимыми для успешной реализации в обществе — это углубленное изучение иностранных языков, деловое общение и ведение переговоров, компьютерная грамотность и работа над своим имиджем.

Появились новые веяния в управлении, прежде всего обучение менеджменту, управлению кадрами, чего не было раньше, использование при подготовке руководителей социально-психологического тренинга, включая тренинг уверенности в себя, делового общения, переговоров и разрешения конфликтов, распространение психологических знаний также создают условия для реализации мотива социального успеха.

Таким образом, настоящая эпоха не только стимулирует развитие стремления к социальному успеху, но и предоставляет реальные условия для приложения этого стремления.

В отечественной и зарубежной психологии проблема мотивации социального успеха практически не рассматривалась. Основное внимание зарубежных исследователей было посвящено мотиву достижения, изучаемому, как правило, в лабораторных условиях, при выполнении деятельности по решению интеллектуальных задач (Аткинсон Дж., 1957; МакКлелланд Д., 1958; Вайнер Б., 1974; Хекхаузен X., 1986; и др.). Отечественные исследования также главным образом касались мотивационного процесса и отдельных аспектов мотивации деятельности (Степанский В.И., 1981; Магомед-Эминов М.Ж., 1987). В широком социальном контексте, как мотив социального успеха, мотив достижения не рассматривался. Затрагивались лишь отдельные его аспекты в связи с изучением проблемы самоутверждения (Сухомлинский В.А., 1971; Кузьминков И. И., 1972; Глоточкин А. Д. и Каширин В. П., 1982; Петровская Л. А., 1987), власти и социальной карьеры (Сьюпер Д., 1952; МакКлелланд Д., 1973; Толстая А. Н., 1991; Чикер В. А., 1987), соперничества (Спенс Дж. и Хелмрайх Р., 1983; Франкен Г. и Браун Д., 1995; др.), мотивации работы и мастерства (Спенс Дж. и Хелмрайх Р., 1983; Платов М. и Шейв Р., 1995; др.). Однако, до сих пор мотив социального успеха как самостоятельный сложный психологический феномен, как важный для развития человека социальный мотив не рассматривался.

Цель настоящей работы — определить психологическое содержание мотива социального успеха, понять его место в личностно-мотивационной системе человека и связь с социально-психологическими характеристиками личности, а также выяснить его роль в профессиональном самоопределении личности.

Предметом исследования явился мотив социального успеха как устойчивая личностная диспозиция, его структура и система взаимосвязей с лично-стно-мотивационной сферой человека.

Объект исследования — работающие взрослые трех различных профессий в возрасте от 26 до 45 лет и студенты Санкт-Петербургского и Поморского государственных университетов в возрасте от 18 до 25 лет, всего 531 человек.

Основные гипотезы исследования.

1. В социальном развитии личности важная роль принадлежит мотиву социального успеха, который является сложным психологическим образованием, связанным с основными особенностями единой личностно-мотиваци-онной системы человека, в том числе с особенностями самооценки. Представляя собой один из ведущих элементов этой системы, мотив социального успеха в значительной степени детерминирует выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе.

2. Стремление к социальному успеху стимулирует развитие тех свойств и характеристик личности, которые наиболее востребованы в сферах повышенной социальной активности и традиционно считаются мужскими (активность, уверенность в себе, жесткость поведения), поэтому при сильной выраженности мотива социального успеха у мужчин и женщин половые различия между ними будут стираться, главным образом за счет приближения личностно-мотивационной системы сильномотивированных женщин к мужскому типу.

3. Соотношение мотивов социального успеха и избегания неудачи в рамках единой личностно-мотивационной системы связано с акцентом на той или иной группе свойств системы и может служить основой для выделения отдельных ее типов (типов личности).

4. Профессиональная деятельность, ценностно-потребностная структура профессии «отбирает» людей с личностно-мотивационной системой, наиболее отвечающей ее особенностям, поэтому тип системы будет в значительной степени обусловливать профессиональное самоопределение и карьерные ориентации в юношеском возрасте, а также способствовать большей или меньшей эффективности деятельности в избранной сфере (бизнес, управление, художественное творчество).

Цели и гипотезы исследования определяют следующие его задачи:

1. Определить основные тенденции изучения мотивации достижения в отечественной и зарубежной психологии применительно к определенному историческому периоду, социо-культурным изменениям и требованиям профессиональной деятельности.

2. На основе опроса студентов различных факультетов ПГУ и работающих взрослых, семантического анализа понятий «социальный успех» и «мотив социального успеха», а также исходя из результатов предыдущих конкретных исследований мотивации достижения, определить основное содержание мотива социального успеха и обобщить опыт психологических исследований отдельных его аспектов. Разработать и апробировать методические средства изучения психологических особенностей мотива социального успеха.

3. На эмпирическом материале проанализировать особенности лично-стно-мотивационной системы человека, связанные с уровнем мотива социального успеха и преобладанием различных его компонентов.

4. Выявить половые и возрастные различия мотивации социального успеха и связанные с ними особенности личности.

5. Исходя из соотношения мотивов социального успеха и избегания неудачи в личностно-мотивационной системе, выделить типы системы и описать их основные психологические характеристики, проанализировать их связь с самооценкой личности и особенностями социальной активности.

6. Определить роль типа личностно-мотивационной системы в формировании карьерных ориентаций в юношеском возрасте. Изучить взаимосвязь типа личностно-мотивационной системы с эффективностью деятельности людей в трех сферах профессиональной самореализации — предпринимательство, управление, художественное творчество.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мотив социального успеха является сложным мотивом, включающим три ведущих компонента: стремление к признанию, известности, престижустремление к достижениям в значимой деятельностистремление к соперничеству. Его основное психологическое содержание передается совокупностью содержаний этих трех мотивов.

2. Специфика личностно-мотивационной системы в целом в значительной степени определяется уровнем мотива социального успеха и его особенностями, в частности, преобладанием тех или иных его компонентов.

3. Высокий уровень мотива социального успеха акцентирует ряд свойств личности, которые традиционно считаются мужскими (активность, уверенность в себе, жесткость поведения), создавая тем самым предпосылки для приближения личностно-мотивационной системы сильномотивированных женщин к мужскому типу.

4. На основе соотношения мотивов социального успеха и избегания неудачи в личностно-мотивационной системе человека можно выделить ряд типов личности, характеризующихся определенными психологическими особенностями и особенностями поведения.

5. Тип личностно-мотивационной системы в значительной степени обусловливает выбор сферы профессиональной самореализации в юношеском возрасте, а также может способствовать большей или меньшей эффективности деятельности в различных социальных сферах (бизнес, управление, художественное творчество).

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые мотив достижения рассматривается в широком социальном контексте, как мотив социального успеха, определяется его психологическое содержание и структура, его место в единой личностно-мотивационной системе человека, исследуются половые различия в развитии основных его компонентов, а также связанных с ними свойств личности.

Предложена типология личностно-мотивационной системы человека на основе особенностей мотивации социального успеха, рассмотрена взаимосвязь различных типов системы с профессиональным самоопределением и профессиональной эффективностью личности.

Для целей исследования созданы три оригинальные шкалы, которые могут быть использованы для изучения особенностей мотива социального успеха у лиц, начиная с юношеского возраста.

Практическая значимость работы. Результаты настоящего исследования найдут применение в работе психологической службы при оказании помощи молодежи в профессиональном самоопределении, а также в практике центров занятости населения при работе с людьми, которые собираются менять профессию. Материалы настоящей работы могут учитываться в психотерапевтической практике при оказании помощи людям, находящимся в мо-тивационном кризисе. Возможно использование результатов исследования в лекционных курсах и семинарских занятиях по социальной психологии, а также в последующих социально-психологических и кросс-культурных исследованиях проблем мотивации.

Модифицированный вариант личностного опросника Г. Ю. Айзенка и разработанные автором три оригинальные шкалы для измерения мотива социального успеха могут найти применение в исследовательской работе при изучении особенностей социальной мотивации личности.

Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования обсуждались на заседании кафедры социальной психологии СПбГУ, были представлены на научно-практической конференции (г.Санкт-Петербург), отражены в двух публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы — 192 страницы, 23 таблиц, 12 рисунков.

Список литературы

включает 166 наименований, из них 81 на иностранных языках.

188 ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование мотивации социального успеха позволяет сделать ряд выводов.

1. Словарные дефиниции мотива социального успеха по своему содержанию практически совпадают с представлениями о нем обыденного сознания и выделяют в его составе три ведущих компонента: стремление к признанию, известности, престижустремление к достижениям в значимой деятельностистремление к соперничеству. Эмпирический анализ мотива социального успеха подтвердил правомерность подхода к нему как к сложному мотиву, объединяющему три указанных мотивационных тенденции. Анализ общих результатов проведенного исследования позволяет утверждать, что мотив социального успеха является самостоятельным, имеющим сложную структуру мотивом и занимает важное место в личностно-мотивационной системе человека.

2. Единая личностно-мотивационная система свойств может быть описана у взрослых с помощью семи, а у студентов — пяти ведущих факторов, среди которых общими для обеих возрастных групп являются: экстраверсияинтроверсияэмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильностьавантюристичность — ответственностьстремление к социальному успехустремление к доверительным отношениям. Личностно-мотивационная система взрослых характеризуется дополнительными мотивационными факторами: жесткость — мягкостьманипулятивность — альтруизм.

3. По сравнению с юношеским возрастом, личностно-мотивационная система зрелых людей отличается сформированностью и интегрированно-стью компонентов, что проявляется в большем количестве базовых мотивационных факторов и их определенности. Мотив социального успеха у взрослых характеризуется большей дифференцированностью компонентов и, одновременно, более сложной системой связей между отдельными компонентами и системой в целом.

4. Преобладание одной из тенденций мотива социального успеха в значительной степени определяет специфику всей личностно-мотивационной системы и связано со следующими факторами: усиление или ослабление свойств того или иного базового фактора системы, особенности самооценкивозрастные особенности.

5. В юношеском возрасте по сравнению со зрелым возрастом наблюдается более выраженное стремление к социальному успеху. У юношества мотивы признания и соперничества преобладают над стремлением к достижениям в значимой деятельности. У зрелых людей преобладание какой-либо из тенденций не выявлено.

6. Люди с высоким уровнем мотива социального успеха по своему лич-ностно-мотивационному профилю значительно отличаются как от слабомотивированных, так и от большинства людей в целом. Их ведущими особенностями являются: высокая активность и уверенность в себевысокая общая самооценка, центральной характеристикой которой выступает уверенность в своем обаянии, при этом представительницы женского пола склонны наиболее высоко оценивать свои деловые качества (предприимчивость, практичность, организованность, предусмотрительность), а представители мужского пола — качества, необходимые общественному деятелю (личное влияние, интеллект, умение ладить с людьми).

7. Половые различия мотива социального успеха, не наблюдающиеся в юношеском возрасте, намечаются и усиливаются в зрелом: женщины в значительной степени утрачивают стремление к соперничеству и обретают большую мягкость поведения, то есть становятся менее доминантны, больше стремятся к партнерству и оказанию помощи.

8. Мужчины и женщины с сильным стремлением к социальному успеху, очень мало отличаясь друг от друга по личностным параметрам в целом, показывают различия в самом мотиве социального успеха: мужчины больше стремятся к признанию и соперничеству, чем к достижениям в значимой деятельности, а женщины — более к признанию и достижениям в значимой деятельности, чем к соперничеству. Такое распределение тенденций, очевидно, в значительной степени обусловлено самим обществом, в первую очередь по-лоролевой социализацией и социальными стереотипами мужественности и женственности, ориентирующими женщину на зависимость от мужчины.

9. Мотивированные на социальный успех мужчины по своим личностным особенностям значительно меньше отличаются от мужчин в целом, чем мотивированные на социальный успех женщины от женщин в целом. Сильное стремление к социальному успеху провоцирует развитие у женщин таких свойств, как доминантность, агрессивность, манипулятивность, склонность к риску, то есть тех, которые характеризуют маскулинность, и сдерживают развитие эмпатии, стремления к доверительным отношениям, готовность к помощи, то есть свойства, которые считаются фемининными. Таким образом, личностно-мотивационная система стремящихся к социальному успеху женщин приближается к мужскому типу.

10. Соотношение мотивов социального успеха и избегания неудачи вносит значительную определенность в личностно-мотивационную систему и может служить основанием для выделения семи типов личности, наступающий, защищающийся, ответственный, самоутверждающийся, интровертиро-ванный, осторожный, гармоничный. Каждый из выделенных типов характеризуется определенной спецификой личностно-мотивационной системы и особенностями поведения.

11. Тип личностно-мотивационной системы, не детерминируя конкретный профессиональный выбор в юношеском возрасте, в значительной степени определяет общие карьерные ориентации.

12. Тип личностно-мотивационной системы может способствовать большей или меньшей эффективности деятельности в различных областях. Если человек избирает деятельность, которая не отвечает его личностно-мотивационным особенностям, то самореализация в пределах этой сферы потребует от него дополнительных усилий как при овладении профессией, так и при работе над собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе развития психологии прослеживается тенденция системного подхода к изучению мотивационной сферы личности, объединяющей мотивы как устойчивые личностные образования, отличные от ситуативных побуждений. Целый ряд экспериментов, включая настоящее исследование, показал, что в личностно-мотивационной системе человека важное место принадлежит мотиву достижения, который изучается сегодня в различных аспектах: сущность мотива достижения и особенности мотиваци-онного процесса, особенности поведения людей с различными характеристиками мотива, онтогенетическое развитие мотива достижения, его социокультурные и половые особенности, мотив достижения и цели достижения, создание средств его измерения.

В современной психологии мотивации наметился подход к мотиву достижения как к сложному, многокомпонентному образованию, имеющему социокультурные особенности, однако до настоящего времени мотив достижения не рассматривался в социально-психологическом ключе, как мотив социального успеха. В психологических исследованиях лишь затрагивались различные его стороны в связи с разработкой других проблем.

Настоящее исследование было посвящено изучению мотива социального успеха как части единой личностно-мотивационной системы человека. Результаты исследования позволяют говорить о весьма значительной роли мотива социального успеха в профессиональном самоопределении и эффективности профессиональной деятельности, в формировании типа личности.

Раскрываемые в настоящей работе особенности личностно-мотиваци-онной системы человека, связанные с мотивом социального успеха, выявлены на основе эмпирических данных, полученных при помощи метода поперечных срезов. Необходимость изучения особенностей процесса формирования мотива социального успеха, генетических связей в динамике личностномотивационной системы требует проведения лонгиподных исследований, которые позволят более точно определить роль индивидных особенностей (темперамента) и системы ценностных ориентаций в формировании мотива социального успеха, выявить влияние семейного воспитания и школьного обучения, особенностей индивидуальной биографии на развитие основных его тенденций.

Представляют интерес кросс-культурные исследования мотивации достижения, сравнительное изучение ее особенностей у представителей сельского и городского социумов, что позволит выявить как общие закономерности в формировании мотива социального успеха и личностно-мотивационной системы в целом, так и специфические личностно-мотивационные характеристики, обусловленные особенностями различных культур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.И. Словарь синонимов русского языка. — М., 1969. С.408−409.
  2. .Г. Комплексное изучение человека в психологическом исследовании // Вопросы психологии. 1968, № 6. С. 45−46.
  3. .Г. О продлемах современного человекознания. М., 1977. — 371 с.
  4. А. Психологическое тестирование. М., 1982, т.1, С. 125−205.
  5. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум.-М., 1982, С.140−143.
  6. В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С.172−192.
  7. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 197. -158 с.
  8. P.P., Орлов А. Б. Преодоление в зарубежной психологии традиционных факторных подходов к детерминации поведения // Вестник МГУ, «Психология», 1977, № 2. С.37−43.
  9. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. С.7−44.
  10. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ, «Психология». 1980, № 2. С.3−12.
  11. П.Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. С. 116−118.
  12. Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. -Автореферат дисс.. канд. псих. наук. СПб., 1993. — 16с.
  13. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. — 257 с.
  14. Н.Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации, -М., 1986.- 199 с.
  15. Н.Вилюнас В. К- Теория деятельности и проблемы мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. МГУ, 1983. С. 191−200.
  16. В.К., Захаров В. П. Психологическое тестирование: Учебное пособие. -Л., 1982. С.77−100.
  17. В.А. Системные описания в психологии. ЛГУ, 1984. 176 с.
  18. В.К. Уровень притязаний и характеристики интеллекта // Учен. Записки ЛГУ, 1973, № 368, «Психология», вып.5. С.101−106.
  19. В.К. Уровень притязаний и «энергетические» характеристики // Человек и общество. 1973, вып. 13. С. 144−148.
  20. В.К. Саморегуляция личности в экспериментальном исследовании уровня притязаний // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 9, ЛГУ, 1979. С.58−64.
  21. А.Д., Каширин В. П. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе // Психологический журнал. 1989, т. З, № 4. С.67−77.
  22. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопрося психологии. 1989, № 6. С.100−108.
  23. В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985, № 3. С.113−122.
  24. В.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995, т. 16, № 2. С.27−41.
  25. В.П. Исследование социально-психологических проблем самоутверждения личности // Социологические исследования. 1979, № 2. С.82−89.
  26. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. -193 с.
  27. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий /Под ред.Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. ЛГУ. 1987. С. 5, 75,108.
  28. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. — 174 с.
  29. КотикМ.А. Психология безопасности. Таллин, 1981. — 356 с.
  30. М.Л. Мотив социального успеха // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Выпуск 2, часть 2, СПб., 1996.
  31. М.Л. Возрастные особенности мотива социального успеха // Психология: Итоги и перспективы. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1996. С.83−84.
  32. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982, т. З, № 3. С.3−14.
  33. И.И. К анализу понятия «самоутверждение личности» // Свобода и ее содержание. Волгоград, 1972 С.102−116.
  34. Л.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению. СПб., 1995. — 136с.
  35. В.Н. Тудности межличностного общения.-Автореферат дисс.. доктора псих. наук. СПбГУ, 1991. 38 с.
  36. В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конферениции. СПбГУ, 1995. С.34−36.
  37. В.Н., Кубышкина М. Л. Мотивация достижения в личностном профиле студента // Ломоносовские чтения: Тезисы докладов. Архангельск, 1996. С. 128−130.
  38. Латынов В В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психологический журнал. 1995, т.16, № 6. С.90−100.
  39. А.Н. Потребности, мотивы и сознание // 28 Международный Психологический Конгресс: Симпозиум 13. М., 1966. С.5−12.
  40. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекций. МГУ, 1971.-38 с. 41 .Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  41. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975, № 2. С.31−45.
  42. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. -Автореферат дисс.. канд. психолог.наук. МГУ, 1987. 23 с. 43а. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. МГУ, 1991. -144 с.
  43. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986, № 5. С. 161−168.
  44. B.C., Литвинцева А. З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. — М., 1993. — 61 с.
  45. О.Г. Изучениен уровня притязаний в комплексном психологическом исследовании // Ученые записки ЛГУ. Экспериментальная и прикладная психологи. Вып. З, 1971. С.73−79.
  46. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 254 с.
  47. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебное пособие. -Пермь, 1971.- 120 с.
  48. С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. -Киев, 1975.- 144 с.
  49. A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. -М., 1977. С.37−63.
  50. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — 426 с.
  51. Нартова-Бочавер С. К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи // Психологический журнал. 1992, т. 13, № 4. С. 15−23.
  52. Е.Е. Методы изучения мотивации личности. МГУ, 1988. 82 с. 54.0буховский К. Психология влечений человека. — М., 1972. — 247 с.
  53. Общая психодиагностика /Под ред.А. А. Бодалева, В. В. Столина. МГУ, 1987. С.53−113, 155−179.
  54. С.И. Словарь русского языка. М., 1985.
  55. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. 1989, № 5. С.27−34.
  56. И.М., Мельниченко О. Г. Исследование связи между динамикой уровня притязаний и характеристиками интеллекта в зависимости от свойств личности // Экспериментальная и прикладная психология. Вып.7, 1976. С.46−51.
  57. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестник МГУ, «Психология». 1983, № 4. С.23−32.
  58. JI.A. Самоутверждение: пути истинные и ложные. М., 1987. — 63 с.
  59. В.А. Активность субъекта в условиях риска Автореферат дисс.. канд. психолог.наук. МГУ, 1977. — 24 с.
  60. Л.Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология. СПбГУ. 1997. С.146−157,178−180.
  61. Практикум по психодиагностике: Психодиагностика мотивации и саморегуляции. МГУ. 1989. 189 с.
  62. Практикум по психодиагностике: Прикладная психодиагностика. МГУ. 1992.
  63. A.C. Потребность, мотив, установка. // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С.32−35.
  64. Психологический словарь /Под ред.В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. С.8
  65. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996. С. 102, 344.
  66. Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990. С. 110, 291.
  67. Психология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В. М. Мельникова. М., 1987. — 367 с.
  68. Е.И. Статистические методики анализа и обработки наблюдений.-М., 1968. С.154−157.
  69. М.С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии // Системные исследования. М., 1974. С. 187−234.
  70. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
  71. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996. — 350 с.
  72. Словарь русского языка. М., 1984. Т.1. С.437- Т.З. С. 266, 298, 371, 385.
  73. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. -176 с.
  74. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. 1981, № 6. С. 59−74.
  75. В.А. Рождение гражданина. М., 1971. С.45−64.
  76. Дж.Т., Неслер М. С. Основы социальной власти и социального влияния // Иностранная психология. 1994, т.2, № 2(4). С.25−31.
  77. Тест возрастающей трудности (методика Равена) // Лучшие психологические тесты. -Петрозаводск, 1992. С.23−40.
  78. А.Н. Управление карьерой в организациях // Психология управления. Учебное пособие. /Под ред.А. В. Федотова. Л., 1991.
  79. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. — 450 с.
  80. А.А. Мотивационная саморегуляция человека. Ташкент, 1987.- 135 с.
  81. X. Мотивация и деятельность, — М., 1986, 1 и 2 том.
  82. Человек. Производство. Управление. Психологический словарь-справоч-ник руководителя. /Под ред. А. А. Крылова и В. П. Сочивко Л., 1982. С. 93.
  83. Е.И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К. Идентификаций одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии. 1996, № 1. С.97−107.
  84. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. Boston, 1937. 388p.
  85. Allport G.W. Pattern and growth in personality. N.Y., 1964. — 593p.
  86. Allport G.W. Personality and social encounter: selected essays. Chicago, 1981. 412 p.
  87. Atkinson J.W. An introduction to motivation. N. Y., 1965. 335p.
  88. Beit-Hallahmi B. Achievement motivation and economic growth: A replication. //Personality and Social Psychology Bulletin. 1980, v6, p 210−215.
  89. Blankenship V. The relationship between consummatory value of success and achievement-task difficulty. // Jour. of Personality and Social Psychology. 1982, v42, p 901−914.
  90. W., & Bluen S.D. Assessing a multidimentional type A behaviour scale. // Personality and Individual differences. 1992, vl3, p 977−986.
  91. Carbonell J.L. Sex roles and leadership revisited. // Jour. of Applied Psychology. 1984, v67, p 44−50.
  92. T., & Lynn R. A multifactorial approach to achievement motivation. The development of a comprehensive measure. // Jour. of Occupational Psychology. 1989, v62, p 301−312.
  93. Contrada R.J. Type A behavior, personality, and cardiovascular responses to stress. // Jour. of Personality and Social Psycholigy. 1985, v57, p 895−903.
  94. Cooper W.H. An achievement motivation nomological network. //Jour.of Personality and Social Psychology. — 1983, v44, p 841−861.
  95. V.C., & Battle E.S. The antecedants and adult correlates of academic and intellectual achievement effort. // L. Hill (Ed.), Minnesota Symposia on Child Psychology (vol.4). Minneapolis: University of Minnesota Press, 1970.p.l21−156.
  96. C.S. & Leggett E.L. A social-cognitive approach to motivation and personality. // Psychological Review, 1988, v95, p 256−273.
  97. L.E., Adler T., & Meece J.L. Sex differences in achievement: A test of Alternate theories. // Jour. of Personality and Social Psychology, 1984, v46, p 26−43.
  98. A.J., & Harackiewicz J.M. Goal setting, achievement orientation, andintrinsic motivation. // Jour. of Personality and Social Psychology. 1994, v66, p 968−980.
  99. A.J., & Harackiewicz J.M. Approach and avoidance achievement goals and intrinsic motivation: A mediation analysis. // Jour. of Personality and Social Psychology. 1996, v70, p 461−475.
  100. Emerson R.M. Power-dependence relations. // American Sociological Review. 1962, v27, p 31−41.
  101. Encyclopedia of sociolody. Guilford, Connecticut, 1974.
  102. H.J., & Wilson G. Know your own personality. London, 1991.120 p.
  103. S.M., & Phillips J.S. Goal utility, task satisfaction, and the self-appraisal hypothesis of type A behavior. // Jour. of Personality and Social Psychology, 1990, v56, p 465−570.
  104. French J.R.P., & Raven B.N. The bases of social power. // D. Cartwright (Ed.), Studies in social power. Institute for Social Research. 1959, p 150−167.
  105. Friedman M.,& Rosenman R. Type A behavior and your heart. N. Y., 1974.356 p.
  106. Hamilton J.O. Motivation and risk-taking behavior: A test of Atkinson’s theory. // Jour. of Personality and Social Psychology, 1974, v29, p 856−864.
  107. Heckhausen H. Concern with one’s competence. Developmental shifts in person-environment interaction. // D. Magnusson, Allen V. L,(Ed.), Human development, an interactional perspective. N.Y., 1983, p 167−185.
  108. B.HennigM., & Jardin A. The managerial woman. N.Y., 1977. 278 p.
  109. J.R., Williams CH.R., & Klein H.J. An empirical examination of the antecedents of commitment to difficult doals. // Jour. of Applied psychology. 1989, v74, p 18−23.
  110. J.R., & Klein H.J. Goal commitment and the goal-setting process: Problems, prospects and proposals for future research. // Jour. of Applied psychology. 1987, v72, 212−220.
  111. Hornby A.S. Oxford Students' Dictionary of Current English. Oxford-Moscow, 1983.
  112. M.S., & Revelle W. Personality, motivation, and performance: A theory of the relationship between individual differences and information processing. // Psychological Review, 1984, v91, p 153−184.
  113. J.M., Farese D.M., & La Du T.J. Assessing competitiveness: A validation study of the Competitiveness Index. // Personality and Individual Differences. 1992, vl3, p 1153−1156.
  114. V.L., & Neale M.A. Effects of self- and competitor goals on performance in an interdependent bargaining task. // Jour. of Applied Psychology. 1987, v72, p 197−203.
  115. J., & Blankenship V. Behavioral change in a constant environment: Shift to more difficult tasks with constant probability of success. // Jour. of Personalityand Social Psychology, 1979, v37, p 551−563.
  116. Lichtenstein P., Pedersen N.L., Plomin R., de Faire U., & McClearn G.E. Type A behavior pattern, related personality traits and self-reported coronary heart disease. // Personality and Individual Differences, 1989, vlO, p 419−426.
  117. Liebrand W.B.G., & van Run G.J. The effects of social motives on behavior in social dilemmas in two cultures. // Jour. of Experimental Social Psychology. 1985, v21, p 86−102.
  118. Th.E., & Agami-Rozenblat O. Self-esteem, need for achievement and sex-role orientation among Kibbutz and urban men and women. // Personality and Individual Differences. 1993, vl5, p 523−529.
  119. Lobel T.E., Gur S., & Yerushalmi H. Cheating behavior of sex-typed and androgynous children in sex-stereotyped and non-sex-stereotyped tasks. // Jour. of Research in Personality, 1989, v23, p 302−312.
  120. Locke E.A. Goal theory vs. Control theory. Contrasting approaches to understanding work motivation. // Motivation and Emotion, 1991, vl 5, p 9−28.
  121. Lynn R. Sex differences in competitiveness and the valuation of money in twenty countries. // Jour. of Social Psychology. 1993, vl 33, p 507−511.
  122. Madsen K.B. Theories of motivation. Copenhagen: Manksguard, 1968, p 365.
  123. Madsen K.B. Theories of motivation. Englewood Cliffs (N.J.): Prentica Holl, 1973, 387p.
  124. Maslow A.N. Motivation and personality. N.Y., 1954, 411 p.
  125. McClelland D.C. The achieving society. Princeton: Van Nostrand, 1961,213 p.
  126. McClelland D.C. Power: the inner experience. N.Y., 1975. 379 p.
  127. McClelland D.C. Humand motivation. Cambridge University Press, 1989. 453p.
  128. McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.H., & Lowell E.L. The achievement motive. N.Y., 1976, 386 p.
  129. McClelland D.C., Koestner R., & Weinberger J. How do self-attributed and implicit motives differ? // Psychological Review. 1989, v96, p 690−702.
  130. McClelland D.C.,& Pilon D.A. Sources of adult motives in pattens of parent behavior in early childhood. // Jour. of Personality and Social Psychology. 1983, v44, p 564−574.
  131. Meece J.L., Eccles-Parsons J., Kaczala C.M., Goff S.B., & Futterman R. Sex differences in math achievement: Toward a model of academic choice. // Psychological Bulletin, 1982, v91, p 324−348.
  132. Motivation and society: (a volume in honor of David C. McClelland). San Francisco, 1982. 299p.
  133. New Webster’s Dictionary of the English Language. Delhy, India, 1988. vl43.Nicholls J.G. Achievement motivation: Conceptions of ability, subjective experiance, task choice, and performance. // Psychological Review. 1984, v91, p 328−346.
  134. Nowlis V. The development and modification of motivational systems in personality. // Current theory and research in motivation. A Symposium Lincoln University of Nebraska press. 1953, pi 14−138.
  135. D.F., & Pipai J.E. Challenge seeking and the type A coronary phone behavior pattern. //Jour.of Personality and Social Psychology. 1984, v46, p 1328−1334.
  136. M.J., & Shave R. Social value orientations avd the expression of achievement motivation. // Jour. of Social Psychology. 1995, vl35, p 71−81.
  137. Racicot B.M., Day D.V., & Lord R.G. Type A behavior pattern and goal setting under different conditions of choice. //Motivation and Emotion. 1991, vl5, p.67−79.
  138. Ragins B.R. Barriers to mentoring: The female manager’s dilemma. // Human Relations. 1989. V42, p 1−22.
  139. B.R., & Sundstrom E. Gender and power in organizations: A longitudinal perspective. // Psychological Bulletin. 1989, vl05, p 51−88.
  140. M., & Price-Williams D.R. Achievement motivation in children of three ethnic groups in thr Unitied States. // Jour. of Cross-Cultural Psychology. f1976, № 7, p 49−60.
  141. D., Hare R.D., Waters E., & Russell J.A. Affect and sensation seeking. // Motivation and Emotion. 1984, v8, p 205−209.
  142. Rollett B.A. Achievement motivation versus effort avoiding motivation. // J.T.Spence., G.E.Izard (Eds.) Motivation, Emotion and Personality. Celected /revised papers. 23 International Congress of Psychology. North Holland, 1985, v5, p 77−85.
  143. Roberts T.A. Gender and the influence of evaluations on self-assessments in achievement settings. // Psychological Bulletin. 1991, vl02, p 297−308.
  144. Scapinello K.F. Enhancing Differences in the achievement attributions of high-and low- motivation groups. // Jour. of Social Psychology. 1989, vl29, p 357−363.
  145. J.A., & Rush M.C. Achievement motivation and the dynamics of task difficulty choice. // Jour. of Personality and Social Psychology. 1991, v60, p 165−172.
  146. J., Friedman K., & Blasi J. Sex role strain among Kibbutz adolescents and adults: A developmental perspective. // Jour. of Youth and Adolescence. 1986, vl5, p 223−242.
  147. J.T., & Helmreich R.L. Achievement-related motives and behavior. // J.T.Spence (Ed.), Achievement and Achievement Motives: Psychological and sociological approaches. San Francisco, 1983, p 7−74.
  148. Spence J.T. Achievement and achievement motivation: A cultural perspective. // J.T.Spence & C.E.Izard (Eds.), Motivation, Emotion and Personality. Selected/revised papers. 23 International Congress of Psychology. North Holland, 1985, v5, p 65−75.
  149. D., Andrews I.R., & Struthers J.T. Leadership influence: Goal interdependence and power. // Jour. of Social Psychology. 1992, vl32, p 39−50.
  150. Tripathi K.N. Competition and intrinsic motivation. // Jour. of Social Psychology. 1992, vl32, p 709−715.
  151. Trudewind C. The development of achievement motivation and individual differences: Ecological determinants. // W. Hartup (Ed.), Review of child development research. The University of Chicago press, 1982, p 669−774.
  152. Type A behavior pattern: research, theory and intervention. /B.K.Houston & C.E. Snyder (Eds.) N.Y., 1988, 387 p.
  153. Weiner B. An attribution theory of achievement motivation and emotion. // Psychological Review. 1985, v92, p 548−573.
  154. B., & Kukla A. An attributional analysis of achievement motivation. // Jour. Of Personality and Social Psychology. 1970, vl5, p 1−20.
  155. N.D., & Reading A.E. Personality correlates of type A behavior. // Personality and Individual Differences. 1989, vlO, p 991−996.
Заполнить форму текущей работой