Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исторические этапы становления психологии художественного творчества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторой долей иронии относится к тем, кто тратит на овладение искусством свое время и деньги. Вспомним хотя бы хрестоматийную басню Крылова о Попрыгунье-Стрекозе, которая все лето пела и плясала, и о ее антиподе — Труженике-муравье, который в это же время упорно трудился, запасая пропитание на зиму. Эту басню специалисты по воспитанию в советское время трактовали как пример порицания великим… Читать ещё >

Исторические этапы становления психологии художественного творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение понятия «искусство»

Художественное творчество — создание книг, симфоний, картин, театральных, оперных и балетных постановок — существует в рамках той деятельности, которую относят к области искусства. В свою очередь, искусство специалисты рассматривают как форму общественного сознания, позволяющую отражать действительность в форме художественных образов.

В разные эпохи представление о том, что такое искусство, менялось и понималось по-разному. В Древней Греции такого понятия вообще не существовало и вместо него употреблялся термин «techne», которое одновременно обозначало и ремесло, и красиво сделанные предметы быта. Они занимали промежуточную область между материальным и духовным производством. У Гомера термины «sophie» (мудрость) и «techne» (искусство, ремесло) были слиты и понимались как явления, очень сходные между собой. Мы могли бы сказать, что это было «мудрое ремесло».

Искусство, неотделимое от технического ремесла, долгое время, вплоть до средних веков, не противопоставлялось духовным видам деятельности.

«В эпоху Возрождения, — отмечает видный отечественный философ В. П. Шестаков, — художник становится носителем эстетических и этических ценностей. Этическое понятие о доблести — virtu — приобретает эстетическое значение, обозначая человека, виртуозно и свободно владеющего своим делом… На смену средневековому представлению о совершенном человеке как знатоке, умеющем все созерцать и обо всем рассуждать, выступает идеал человека, умеющего все делать»1.

' Шестаков В.П. Эстетические категории. М, 1983. С. 257 — 258.

Средневековый термин «ars» в отличие от античного techne относился прежде всего к определенным видам ремесла. Термин «art», который сегодня является общепринятым для обозначения всех видов искусства, появляется только в XVIII в. Он относился в первую очередь к так называемым «изящным» искусствам, куда входили музыка, живопись и скульптура.

История искусства свидетельствует, что оно родилось из синкретической, многосоставляющей практической и духовной деятельности человека, каковой в течение долгого времени выступал народный фольклор.

Поначалу песни, танцы, всевозможные художества в прикладных искусствах были органично вплетены в повседневную жизнь наших предков. Они использовались ими как магические способы воздействия на природу и животных, а затем и на самих себя с целью элементарного выживания и обладания всем тем, что для этого необходимо — пищей, одеждой, защитой от внешних врагов в виде суровой природы, злых зверей и враждебных племен. Впоследствии художественная деятельность, как приносящая человеку духовную радость, не связанную с грубой материальной полезностью, стала отделяться от практической, становиться все более и более самостоятельной, пока, наконец, фантазия художника не стала полностью независимой. С этой независимостью она получила возможность целиком отдаваться свободному творчеству в процессе воплощения художественного образа.

Художники всех времен и народов при создании своих произведений использовали свое дарование не только как способ передачи образов окружающего их мира, но и для выражения своего собственного внутреннего мира. В свою очередь созданные произведения искусства создавали публику — читателей, зрителей и слушателей, способных их воспринимать и наслаждаться их формой, возбуждающей чувства при помощи красок, звуков, движений, интонаций, линий и форм. Через чувственные образы внешнего и внутреннего мира художника их созерцатели — зрители, слушатели, а впоследствии и читатели — лучше могли познавать самих себя. Чувства удовольствия от сопереживания, возникавшие при этом, стали называть эстетическими, от греческого слова aisthetikos, что в переводе означает «чувствующий, относящийся к чувственному восприятию». Поэтому эстетику как науку стали определять и как науку об эстетическом отношении к действительности, и как науку о творчестве по законам красоты. Художественное творчество, генерирующее искусство, становится сердцевиной эстетического отношения к действительности.

Сам термин «эстетика» был введен в XVIII в. немецким философом Баумгартеном, который указывал на то, что «цель эстетики — совершенство чувственного познания как такового, и это и есть красота»1.

Поначалу красота, привносимая человеком в свою жизнь, была тесно связана с украшением конкретной вещи, так или иначе ему служившей. Это могли быть не только предметы домашней утвари, но и ритуальные танцы перед трудной охотой, приводившие психику охотников в надлежащее боевое состояние. Постепенно создание этой красоты стало целью деятельности, которая впоследствии получила название художественной.

Почему ни одно общество, даже самое простое и примитивное, не может обходиться без искусства? Зачем и почему огромное количество людей занимается созданием произведений искусства, от которых на первый взгляд нет никакой практической пользы, но они тратят на это огромное количество усилий, времени, материальных средств, а другие люди без этих произведений искусства не могут обойтись? Ответ будет такой — несмотря на кажущуюся непрактичность искусства, оно удовлетворяет очень важные глубинные общественные потребности, без удовлетворения которых люди просто не смогут жить. Эта потребность получила название эстетической. Под ней понимается потребность бескорыстного созерцания красоты, разлитой как в окружающей человека природе, так и в создаваемых им предметах и вещах материального мира. Эта потребность находит свое достойное объяснение в современных психологических концепциях.

Обыденное сознание нередко утверждает практическую бесполезность произведений искусства и с.

' Баумгартен А. Эстетика // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли Т. II. С. 455.

некоторой долей иронии относится к тем, кто тратит на овладение искусством свое время и деньги. Вспомним хотя бы хрестоматийную басню Крылова о Попрыгунье-Стрекозе, которая все лето пела и плясала, и о ее антиподе — Труженике-муравье, который в это же время упорно трудился, запасая пропитание на зиму. Эту басню специалисты по воспитанию в советское время трактовали как пример порицания великим баснописцем Стрекозы за ее легкомысленное поведение. Но если представить, что Стрекоза своим пением и танцами могла приносить тому же Муравью какую-то духовную радость, отчего он начинал лучше трудиться, то тогда жизнь Стрекозы приобретает свой смысл, который заключается в наполнении жизни простых тружеников красотой, поэзией и радостью чувств. Хорошо об этом сказал поэт Яков Полонский:

Сколько раз твердила чернь поэту:

Ты, как ветер, не даешь плода, Хлебных зерен ты не сеешь к лету, Жатвы не сбираешь в осень никогда.

Да, —.

Дух поэта — ветер; но когда он веет, В небе облака с грозой плывут, Под грозой тучней родная нива зреет, И цветы роскошнее цветут.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой