Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация как система (эмпирическая модель)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Системное представление о ситуации как совокупности характеристик социального события, воздействующих на индивида, позволяет рассматривать совместную деятельность участников группы (т.е. их со-бытие) в качестве важнейшего фактора, определяющего образ конкретной организации в представлениях ее участников и отвечающего критерию конвенциональной объективности. Формирование данного образа и его… Читать ещё >

Организация как система (эмпирическая модель) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многократные попытки исследователей представить организацию как систему приводили к различным представлениям о ее внутренней среде. Эго и классификация организации на формальную и неформальную ее составляющие, и попытка отделить управленческую и исполнительскую части. В производственных организациях легко различаются структуры, отвечающие за основной и вспомогательный процессы, а в коммерческих — подразделения, зарабатывающие деньги и обеспечивающие этот процесс. Однако прямая и очевидная морфологизация организационной реальности по-прежнему оставляет актуальным вопрос: что же составляет суть организации как социального института?

Предполагается, что одним из возможных путей ответа на этот вопрос могло бы быть обращение к носителям «опыта чувственных переживаний» организационной реальности, т. е. исследование представлений людей о том, что есть организация. Социальное представление, согласно основным положениям теории социальных представлений:

  • • выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена общности;
  • • является результатом взаимопроникновения субъекта и объекта, в котором сливаются воедино образ и значение;
  • • в социальном взаимодействии одновременно выполняет функции познания, регуляции и адаптации.

В этом смысле представление людей о собственной организации может рассматриваться как форма обыденного совместного знания (co-знания), обусловленного внутриорганизационным контекстом. Благодаря процессу объективизации снимается противоречие между субъектом и объектом управления, а процесс управления (по крайней мере, в его социально-психологическом измерении) может рассматриваться как адаптация имеющихся у работников образов о социальных общностях к идеальному представлению о данной организации.

В то же время не совсем понятно, что именно задает «каркас» внутриорганизационных шаблонов социальных представлений. Если прошлый опыт — то не ясно, как возникают новые паттерны; если же образцы вменяются «держателями основных ценностей» организации, то каков механизм интериоризации?

В определенной степени ответы на эти вопросы содержатся в исследованиях, которые принято относить к классу системноситуационных. Начиная с работ Фреда Фидлера, в социальной психологии активно используется принцип комплексного многофакторного представления о групповой ситуации. В последние годы практические работы и стремление к социальной релевантности выдвинули социальную ситуацию в качестве предмета специального рассмотрения социальных психологов1.

Отправным пунктом исследований, относящихся к данному направлению, служит понимание социальной ситуации в качестве «естественного фрагмента социальной жизни, определяемого включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельности»[1][2]. Это позволяет выявить систему универсальных факторов, определяющих любую ситуацию социального взаимодействия и проявляющих ее определенность. Важный момент данного подхода — введение такой единицы анализа социально-психологической феноменологии как социальное событие[3].

Системное представление о ситуации как совокупности характеристик социального события, воздействующих на индивида, позволяет рассматривать совместную деятельность участников группы (т.е. их со-бытие) в качестве важнейшего фактора, определяющего образ конкретной организации в представлениях ее участников и отвечающего критерию конвенциональной объективности. Формирование данного образа и его закрепление в поведенческих актах происходят параллельно в нескольких направлениях. Прежде всего, это касается целей организации, правил и набора исполняемых ролей или моделей внутриорганизационного взаимодействия.

С учетом сказанного автором была предпринята попытка выявления эмпирической модели внутреннего строения организации[4]. Мы исходили из предположения, что, но аналогии с имплицитными теориями личности можно, основываясь на представлениях работников об известных им организациях, разработать имплицитную теорию организации. В ходе многочисленных опросов и групповых дискуссий с работниками различных организаций, имеющими опыт управленческой деятельности (всего исследованием было охвачено более 1000 человек), в качестве центрального обсуждался вопрос о том, «без чего не может существовать ни одна организованная общность людей».

Автором получены следующие данные[5]. В социальном представлении отечественных управленцев, занимающих определенные уровни в структуре организации и имеющих различный опыт управленческой деятельности, по данным факторного анализа весьма отчетливо ирезентированы измерения организации, которые можно считать не сводимыми по отношению друг к другу элементами, составляющими ее внутреннюю среду (рис. 1.1).

Элементы организации.

Рис. 1.1. Элементы организации.

  • [1] Argyle М., Fumham A., Graham J. A. Social situations. Cambridge Univ. press, 1981.
  • [2] Шихирев П. H.

    Введение

    в российскую деловую культуру: учеб, пособие. М.:Новости, 2000.

  • [3] Argyle М., Fumham A., Graham J. A. Social situations.
  • [4] Базаров Т. 10. Социально-психологические методы и технологии управленияперсоналом: дис. д-ра психол. наук. М., 1999.
  • [5] Базаров Т. Ю. Социально-психологические методы и технологии управленияперсоналом: дис. д-ра психол. наук.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой