Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внимание. 
Виды и функции внимания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мнению Л. М. Веккера, внимание органически взаимосвязано со всеми промежуточными уровнями организации психических явлений, располагающимися между исходными сенсорно-перцептивными процессами и сознаниями как интегральной психической структурой. Таким образом, Л. М. Веккер доказывает, что внимание действительно является сквозным психическим процессом наряду с памятью и воображением. Концентрация… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Определение внимания, функции внимания
  • 2. Свойства и виды внимания
  • 3. Классификация процессов внимания в современной психологии
  • Заключение
  • Список литературы

Вся организованная психическая деятельность человека характеризуется известной избирательностью. Эту избирательность психических процессов в психологии принято называть вниманием, понимая под ним как тот фактор, который обеспечивает выделение существенных для психической деятельности элементов, так и тот процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психической деятельности. Внимание это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте предмете, событии, образе.

Проблема внимания стала центральной при изучении психофизиологических механизмов познавательных процессов — восприятия, мышления, принятия решения. Внимание интенсивно изучается в связи с выявлением факторов, влияющих на эффективность деятельности человека, включая его обучение. Оно включено в контекст изучения механизмов регуляции уровня бодрствования, функций моделирующей системы мозга, а также проблемы сознания.

Вообще проблема внимания занимает чрезвычайно своеобразное и очень противоречивое положение в общей систем психологических знаний. В отечественной и зарубежной психологии вопросами изучения внимания занимались Веккер Л. М., Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Лурия А. Р. и др.

Как бы не был талантлив человек, он не достигнет высоких результатов в своей деятельности, если внимание его плохо организовано, если он часто рассеян. Наилучшим условием для продуктивной работы, для активного мышления создаются, когда человек внимателен. Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия, быстроту и четкость их мышления, контроль за выполнением самостоятельных заданий. Именно внимание в значительной мере определяет ход и результаты любой деятельности человека.

Внимание. Виды и функции внимания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Определение внимания, функции внимания

Различные подходы к пониманию внимания и к фактам селективности психических процессов в истории изучения внимания в психологии делали почти невозможным научное решение вопроса о мозговых механизмах.

Только после внесения в психологию исторического принципа анализа сложных форм психической деятельности, связанного, прежде всего с работами Л. С. Выготского и его сотрудников; установление новых физиологических факторов, раскрывающих механизмы селективного протекания нейрофизиологических процессов стало возможным в корне пересмотреть классические взгляды на процессе внимания и по-новому трактовать явление внимания.

Чтобы понять, как возникает селективная активация в мозге создающая физиологическую основу как произвольного, так и непроизвольного внимания, необходимо детально рассмотреть структуру и функции моделирующей системы мозга, объединяющей активирующие и другие мозговые центры.

По определению Даниловой Н. Н., моделирующая система мозга реализует свои функции через особый класс функциональных систем, регулирующих процессы активации в составе различных видов деятельности. Она регулирует цикл бодрствование сон, стадии и фазы сна, уровни и специфику функциональных состояний во время бодрствования, а также процессы внимания благодаря ее способности создавать как локальные, так и генерализованные эффекты активации и инактивации в нервной системе. Моделирующая система мозга представлена многими активизирующими структурами, находящимися в сложных взаимоотношениях друг с другом и локализированными на разных уровнях ЦНС.

По мнению Л. С. Выготского, рассматривая вопрос о мозговой организации внимания необходима дифференциация, как в отношении отдельных структур мозга, так и в отношении отдельных форм внимания.

Большую роль в организации внимания играют любые доли головного мозга. А. Р. Лурия приводит примеры описания поведения больных при клинических поражениях любные доли мозга. Больные потеряли возможность, сосредоточится на данной инструкции и затормозить реакции на любые побочные раздражители. Это доказывает, что лобные доли мозга принимают непосредственное участие в активации, вызываемой речевой инструкцией.

По мнению Л. М. Веккера, внимание органически взаимосвязано со всеми промежуточными уровнями организации психических явлений, располагающимися между исходными сенсорно-перцептивными процессами и сознаниями как интегральной психической структурой. Таким образом, Л. М. Веккер доказывает, что внимание действительно является сквозным психическим процессом наряду с памятью и воображением.

Распределение и переключение объединяется по критерию своей операционной природы, потому что распределение и переключение представляют собой действия, поддающиеся произвольной регуляции. В противоположность этому такая характеристика внимания, как объем, охватывающая все его уровни, не поддается прямому произвольному регулированию. Объем входит в рамки произвольного внимания, но сам по себе, как таковой, он прямой произвольной регуляции не подлежит. Распределение и переключение внимания, хотя в принципе и могут осуществляться непроизвольно, однако подлежат и произвольному управлению, и связаны, поэтому с высшими, активно-операциональными формами организации процессов внимания.

Концентрация внимания включает в себя два аспекта, выражающие ее промежуточный характер: во-первых, сам феномен концентрированности примыкает к качественно-объемной характеристики внимания, и, во-вторых, концентрация воплощает в себе его активно-операционную, произвольно регулируемую характеристику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой