Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная работа с группой в конце XX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шварц увидел в некритическом отношении к целям групповой работы последствия идеологии психоанализа, который долгое время доминировал в практике групповой деятельности. Стремление выйти на разнообразные модели работы, с его точки зрения, привели к плюралистическим подходам в понимании поведения человека, в результате чего стали размыты идентификационные связи социальной групповой работы, что… Читать ещё >

Социальная работа с группой в конце XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальная работа с группой широкое распространение в Европе получает с 60-х гг., когда в США уже сложились целые направления данного вида социальной практики.

Данный период практики социальной работы с группой характеризуется расширением деятельности и развитием методов работы, которая направлена на расширение индивидуальных возможностей человека, его самоактуализацию, развитие гуманистических ценностей.

Несмотря на то что проблемы идентичности групповой работы с социальной работой потеряли свою научную актуальность, дискуссии относительно целей и функций социальной работы с группой оставались.

Секции групповой работы Национальной ассоциации социальной работы в 70-е гг. в конечном итоге все же удалось сформулировать основные цели социальной работы с группой (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Основные цели социальной работы с группой

Корректирующие группы.

Профилактические группы.

Группы позитивного роста и развития.

Группы повышения самооценки.

Группы гражданской ответственности участия.

Получение позитивного опыта в ситуациях социальных и индивидуальных дисфункций.

Предотвращение социальных и индивидуальных кризисов в ситуациях, где имеется опасность ухудшения процесса жизнедеятельности.

Развитие индивидуумов в период кризисных жизненных циклов.

Самореализация через значимые межличностные отношения.

Формирование демократических ценностей среди членов группы как активных участников общественной жизни.

Несмотря на то что цели групповой работы все же были определены, противоречия в теоретических подходах оставались. Так, Г. Вил сон считала, что цели групповой работы имеют более широкий спектр, чем те, которые были определены, хотя она согласилась с тем, что невозможно дать идеальной модели групповой работы, учитывающей все многообразие ее форм.

Шварц увидел в некритическом отношении к целям групповой работы последствия идеологии психоанализа, который долгое время доминировал в практике групповой деятельности. Стремление выйти на разнообразные модели работы, с его точки зрения, привели к плюралистическим подходам в понимании поведения человека, в результате чего стали размыты идентификационные связи социальной групповой работы, что и привело к «размытости ее целей» .

В этот период продолжается поиск эффективных моделей помощи индивиду в трудной жизненной ситуации, а это требовало расширения знания о человеке и его ситуации. Теория систем, бихевиоризм, экзистенциализм стали играть в данный период большое значение при определении концептуальных стратегий (рис. 10.4).

Концептуальные стратегии работы с группой в конце XX в.

Рис. 10.4. Концептуальные стратегии работы с группой в конце XX в.

Теория систем Берталанффи, так же как в свое время теория социальных систем Т. Парсонса, позволяла авторам искать обобщенные принципы понимания различных социальных, биологических и психических феноменов, чтобы найти оптимальные модели помощи.

Перспективы системного подхода привлекали внимание к различным путям решения проблем клиента. Системное видение позволяло рассматривать различные формы и явления в единой сети связей, отношений и взаимовлияний. Такой подход позволил увидеть новые возможности для адаптации индивидуумов в пределах функционирования системы, найти новые подходы к изменению трудной жизненной ситуации.

В данный период возрастает интерес к проблемно-ориентированным исследованиям в теории социальной работы с группой, в этой связи концепции социобихевиоризма начинают играть особую роль.

Социобихевиоризм давал возможность понимания человеческого поведения не методом проб и ошибок, а путем наблюдения за опытом других, выдвигая концепции «научение через наблюдение» и «научение без проб» .

Такой подход позволял комбинировать опыт практики социальной работы и других помогающих профессий, использовать его в качестве проверенного знания применительно к групповой работе, а это не могло не отразиться на расширении ее методов (рис. 10.5). В центре групп лечения использовали методы наблюдения за способами поведения, рассматривали его варианты от агрессивного до кооперативного, формировали новые формы поведения в период сессий, активизировали прошлый позитивный опыт, ранее не проявлявшийся во взаимодействии.

Основные тенденции работы с группой.

Рис. 10.5. Основные тенденции работы с группой.

Экзистенциализм представлял другую область интересов в теории групповой работы. В отличие от психоанализа, который был системой взглядов, объединенных определенной научной школой, экзистенциализм выражал широкий спектр взглядов. Тем не менее привлекательность его для групповой работы состояла в том, что он давал возможность подходить к рассмотрению сущности жизни человека, его целей и приоритетов. Такие важные понятия, как свобода, выбор, ответственность, обретали свое новое значение в практике работы с группой.

В отличие от других подходов экзистенциальная рефлексия базируется на том, что человеческое поведение не может быть понято в оценочных и формализированные понятиях и что человеческое взаимодействие не предсказуемо, но индивидуумы имеют стремление к свободе, чтобы в конечном итоге «стать» самим собой.

М. Хартфорд постаралась суммировать некоторые тенденции, которые имели место в работе с группой более чем десятилетие. Развивался интерес в области групповой терапии, программы которой были ранее характерны для индивидуальной работы. Метод групповой работы развивался применительно к агентствам, различным областям практики на основе собственных теоретических подходов. Расширился инструментарий групповой работы, профессиональные отношения, программа, стали самостоятельными методы работы с группой.

В течение этого периода выходит множество учебников, освещающих различные стороны групповой работы. Групповая работа рассматривалась как программированная деятельность, где внимание обращалось на межгрупповое взаимодействие, вербальную и невербальную коммуникацию, процесс групповой динамики в микрогруппе.

Стали появляться в этот период работы теоретического характера. В них рассматривались проблемно-ориентированные подходы, использование научных методов в диагностировании, оценке и вмешательстве. Происходит осмысление роли социальных и поведенческих наук в систематизации социоповеденческих методов лечения. Находят развитие комплексные поведенческие подходы к лечебной работе в группе, которые основаны на комбинации динамики группы и методах модификации поведения.

В 70-е гг. наметилась актуальность групповой работы в Европе, когда расширилась сеть агентств по работе с семьей, временного и дневного пребывания в стационарах. Именно тогда появляются групповые консультанты.

Определенным образом развитие групповой работы в мире ускорили международные симпозиумы, а также специальные журналы по проблемам групповой работы.

Вторая тенденция, характерная для этого времени, была связана с отходом от классических методов работы, демократизацией и развитием личностных ресурсов и переходом к работе с клиентами со специфическими нуждами, например работа с детьми, перенесшими сексуальное насилие, работа с лицами, вышедшими из мест заключения, нон-сексистская практика и т. п.

В конце XX в. во многих международных школах начали преподавать групповые методы работы в качестве основных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой