Социальная работа с группой в конце XX в
Шварц увидел в некритическом отношении к целям групповой работы последствия идеологии психоанализа, который долгое время доминировал в практике групповой деятельности. Стремление выйти на разнообразные модели работы, с его точки зрения, привели к плюралистическим подходам в понимании поведения человека, в результате чего стали размыты идентификационные связи социальной групповой работы, что… Читать ещё >
Социальная работа с группой в конце XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальная работа с группой широкое распространение в Европе получает с 60-х гг., когда в США уже сложились целые направления данного вида социальной практики.
Данный период практики социальной работы с группой характеризуется расширением деятельности и развитием методов работы, которая направлена на расширение индивидуальных возможностей человека, его самоактуализацию, развитие гуманистических ценностей.
Несмотря на то что проблемы идентичности групповой работы с социальной работой потеряли свою научную актуальность, дискуссии относительно целей и функций социальной работы с группой оставались.
Секции групповой работы Национальной ассоциации социальной работы в 70-е гг. в конечном итоге все же удалось сформулировать основные цели социальной работы с группой (табл. 10.2).
Таблица 10.2
Основные цели социальной работы с группой
Корректирующие группы. | Профилактические группы. | Группы позитивного роста и развития. | Группы повышения самооценки. | Группы гражданской ответственности участия. |
Получение позитивного опыта в ситуациях социальных и индивидуальных дисфункций. | Предотвращение социальных и индивидуальных кризисов в ситуациях, где имеется опасность ухудшения процесса жизнедеятельности. | Развитие индивидуумов в период кризисных жизненных циклов. | Самореализация через значимые межличностные отношения. | Формирование демократических ценностей среди членов группы как активных участников общественной жизни. |
Несмотря на то что цели групповой работы все же были определены, противоречия в теоретических подходах оставались. Так, Г. Вил сон считала, что цели групповой работы имеют более широкий спектр, чем те, которые были определены, хотя она согласилась с тем, что невозможно дать идеальной модели групповой работы, учитывающей все многообразие ее форм.
Шварц увидел в некритическом отношении к целям групповой работы последствия идеологии психоанализа, который долгое время доминировал в практике групповой деятельности. Стремление выйти на разнообразные модели работы, с его точки зрения, привели к плюралистическим подходам в понимании поведения человека, в результате чего стали размыты идентификационные связи социальной групповой работы, что и привело к «размытости ее целей» .
В этот период продолжается поиск эффективных моделей помощи индивиду в трудной жизненной ситуации, а это требовало расширения знания о человеке и его ситуации. Теория систем, бихевиоризм, экзистенциализм стали играть в данный период большое значение при определении концептуальных стратегий (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Концептуальные стратегии работы с группой в конце XX в.
Теория систем Берталанффи, так же как в свое время теория социальных систем Т. Парсонса, позволяла авторам искать обобщенные принципы понимания различных социальных, биологических и психических феноменов, чтобы найти оптимальные модели помощи.
Перспективы системного подхода привлекали внимание к различным путям решения проблем клиента. Системное видение позволяло рассматривать различные формы и явления в единой сети связей, отношений и взаимовлияний. Такой подход позволил увидеть новые возможности для адаптации индивидуумов в пределах функционирования системы, найти новые подходы к изменению трудной жизненной ситуации.
В данный период возрастает интерес к проблемно-ориентированным исследованиям в теории социальной работы с группой, в этой связи концепции социобихевиоризма начинают играть особую роль.
Социобихевиоризм давал возможность понимания человеческого поведения не методом проб и ошибок, а путем наблюдения за опытом других, выдвигая концепции «научение через наблюдение» и «научение без проб» .
Такой подход позволял комбинировать опыт практики социальной работы и других помогающих профессий, использовать его в качестве проверенного знания применительно к групповой работе, а это не могло не отразиться на расширении ее методов (рис. 10.5). В центре групп лечения использовали методы наблюдения за способами поведения, рассматривали его варианты от агрессивного до кооперативного, формировали новые формы поведения в период сессий, активизировали прошлый позитивный опыт, ранее не проявлявшийся во взаимодействии.
Рис. 10.5. Основные тенденции работы с группой.
Экзистенциализм представлял другую область интересов в теории групповой работы. В отличие от психоанализа, который был системой взглядов, объединенных определенной научной школой, экзистенциализм выражал широкий спектр взглядов. Тем не менее привлекательность его для групповой работы состояла в том, что он давал возможность подходить к рассмотрению сущности жизни человека, его целей и приоритетов. Такие важные понятия, как свобода, выбор, ответственность, обретали свое новое значение в практике работы с группой.
В отличие от других подходов экзистенциальная рефлексия базируется на том, что человеческое поведение не может быть понято в оценочных и формализированные понятиях и что человеческое взаимодействие не предсказуемо, но индивидуумы имеют стремление к свободе, чтобы в конечном итоге «стать» самим собой.
М. Хартфорд постаралась суммировать некоторые тенденции, которые имели место в работе с группой более чем десятилетие. Развивался интерес в области групповой терапии, программы которой были ранее характерны для индивидуальной работы. Метод групповой работы развивался применительно к агентствам, различным областям практики на основе собственных теоретических подходов. Расширился инструментарий групповой работы, профессиональные отношения, программа, стали самостоятельными методы работы с группой.
В течение этого периода выходит множество учебников, освещающих различные стороны групповой работы. Групповая работа рассматривалась как программированная деятельность, где внимание обращалось на межгрупповое взаимодействие, вербальную и невербальную коммуникацию, процесс групповой динамики в микрогруппе.
Стали появляться в этот период работы теоретического характера. В них рассматривались проблемно-ориентированные подходы, использование научных методов в диагностировании, оценке и вмешательстве. Происходит осмысление роли социальных и поведенческих наук в систематизации социоповеденческих методов лечения. Находят развитие комплексные поведенческие подходы к лечебной работе в группе, которые основаны на комбинации динамики группы и методах модификации поведения.
В 70-е гг. наметилась актуальность групповой работы в Европе, когда расширилась сеть агентств по работе с семьей, временного и дневного пребывания в стационарах. Именно тогда появляются групповые консультанты.
Определенным образом развитие групповой работы в мире ускорили международные симпозиумы, а также специальные журналы по проблемам групповой работы.
Вторая тенденция, характерная для этого времени, была связана с отходом от классических методов работы, демократизацией и развитием личностных ресурсов и переходом к работе с клиентами со специфическими нуждами, например работа с детьми, перенесшими сексуальное насилие, работа с лицами, вышедшими из мест заключения, нон-сексистская практика и т. п.
В конце XX в. во многих международных школах начали преподавать групповые методы работы в качестве основных.