Психологические особенности профессионального развития педагогов с разными квалификационными характеристиками в системе дошкольных образовательных учреждений
Диссертация
Для подтверждения значимости предложенных условий при решении задач научного исследования нами было проведено пилотажное исследование, направленное на выявление уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Исследование показало, что в деятельности педагогов преобладают достаточный и критический уровень профессиональной компетентности, который, с одной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- 1. 1. Профессиональная компетентность как предмет научного исследования
- 1. 2. Структура профессиональной компетентности педагогов ДОУ с разными квалификационными характеристиками
- 1. 3. Критерии и показатели профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
- Выводы по Главе 1
- ГЛАВА II. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Особенности развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
- 2. 2. Психологические условия развития профессиональной компетентности педагога ДОУ
- 2. 3. Педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
- Выводы по Главе II
- ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- 3. 1. Организация и методы исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
- 3. 2. Программа развития профессиональной компетентности педагога ДОУ
- 3. 3. Анализ результатов развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
- Выводы по Главе III
Список литературы
- Абульханова, К.А. Психология и сознание личности Текст.: (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. тр./ К. А. Абульханова. — М.: Моск. психолого-социал. ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 218 с.
- Аверин, С.П. Социально-педагогический мониторинг как условие совершенствования деятельности ИПК РО по повышению квалификации работников образования в регионе Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. П. Аверин. Красноярск, 2000. — 25 с.
- Адольф, В.А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст.: Монография / В. А. Адольф. Красноярск: КрасГУ, 1998. — 309 с.
- Азаров, Ю.П. Проблемы и условия демократизации целостного педагогического процесса Текст. / Ю. П. Азаров, A.A. Чернышов / Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры: межвуз. сб. науч. тр.-М.: Б. и., 1989.-С. 3−14.
- Акмеологический словарь Текст. / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2005.- 161 с.
- Ананьев, Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта Текст. / Б. Г. Ананьев / Человек и общество: сб. Л.: Изд. ЛГУ, 1967. — Вып. 2. — С.235−249.
- Ангеловски, К. Учителя и инновации Текст.: кн. для учителя / К. Анге-ловски- пер. с макед. В. П. Диденко. М.: Просвещение, 1991. — 156 с.
- Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем Текст. / П. К. Анохин / Принципы системной организации функций. М.: Наука. — 1973. — С. 17−62.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова / Психология формирования и развития личности: сб. ст.-М.: Наука, 1981.-С. 3−19.
- Асаева, И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений Текст. / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. 2008. — № 4 — С. 3641.
- Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации работе Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / И. Н. Асаева. Екатеринбург, 2009. — 19 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека Текст. / А. Г. Асмолов. 4-е изд., испр. — М.: Изд-во «Смысл" — Academia, 2010. — 447 с.
- Астахова, C.B. Педагогика Текст.: курс лекций / C.B. Астахова. М.: Изд-во „Академия“, 2004. — 210 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество- системность, познание, управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
- Бабаева, Т.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду Текст. / Т. И. Бабаева, В. И. Логинова, H.A. Ноткина. М.: Изд-во „Детство-Пресс“, 2011. — 243 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст.: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Изд-во „Педагогика“, 1982. — 192 с.
- Барабаш, Е.Ю. Развитие профессионализма воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст.: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. Ю. Барабаш. Ставрополь, 2003. — 207 с.
- Безрукова, B.C. Педагогика Текст.: учеб. пособие / B.C. Безрукова. -Ростов-н/Д.: Изд-во „Феникс“, 2013.-381 с.
- Беличева, С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников Текст.: учеб. пособие / С. А. Беличева.-М. [и др.]- Питер, 2012.-331 с.
- Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании Электронный ресурс. / А. Г. Бермус // Эйдос: интернет-журнал. М., 1998−2013. — URL: http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910−12.htm (02.03.2011).
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования Текст. / М.Н. Бе-рулава. -М.: Изд-во „Совершенство“, 1998. 170 с.
- Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования Текст.: Монография / М. Н. Берулава. М.: Изд-во Гелиос АРВ, 2000. — 336 с.
- Бестужев-Лада, И. В. Народное образование: философия против утопии Текст. / И.В. Бестужев-Лада // Вопр. философии. 1995. — № 11. — С. 17
- Бизяева, A.A. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия Текст.: учеб. пособие / A.A. Бизяева. Псков: Изд-во ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004.-213 с.
- Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии Текст.: аналит. обзор [Микроформа] / Н. Р. Битянова. М.: Изд-во РГБ, 2009.
- Бодалев A.A. Психология общения Текст.: энциклопед. словарь / Под общ. ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во Когито-Центр, 2011. — 598 с.
- Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 8−14.
- Бондаревская, Е.В. Диагностика личностно-педагогической саморегуляции учителя Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. А Качан. Ростов н/Д.: Изд-во „Феникс“, 1996. — 53 с.
- Бондаревская, E.B. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во „Феникс“, 1997.-28 с.
- Бочарова, В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание Текст.: пос. / В. Г. Бочарова. М.: Изд-во ин-та соц.-пед. проблем сельской школы, 2007. — 222 с.
- Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия Текст.: Монография / Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во „Перемена“, 2000. — 223 с.
- Браже, Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования Текст. / Т. Г. Браже // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. СПб.: ИОВ РАО, 1992. — 85с.
- Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Изд-во „Наука“, 1994. — 12 с.
- Буре, P.C. Общение воспитателя с ребенком как средство гуманизации педагогического процесса Текст. / P.C. Буре, P.P. Лисина / Гуманизация пед. процесса дошкольного учреждения: межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1995.-С. 9−13.
- Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Б. Бичева Н. Новгород, 2003. — 196 с.
- Варданян, Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога Текст.: Монография / Ю. В. Варданян / Под научн. ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. — М., 2002. — 180 с.
- Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада Текст. / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. 2-е изд., доп., перераб. — Минск: Нар. Асвета, 1986. -160 с.
- Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
- Венгер, JI.A. Психология Текст. / JI. A Венгер, B.C. Мухина. М.: Изд-во „Просвещение“, 1988. — 335 с.
- Вербицкий, A.A. Гуманизация и компетентность: контексты и интеграция Текст. / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: МГПОУ, 2006. — 164 с.
- Вершловский, С.Г. Учитель о себе и о профессии Текст. / С.Г. Вер-шловский. Д.: Изд-во „Знание“, 1988. — 31 с.
- Волкова, E.H. Субъектность педагога: теория и практика Текст.: Дис.. д-рапсихол. наук: 19.00.07 / E.H. Волкова-М., 1998.-308 с.
- Волкова, Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции Текст. / Г. В. Волкова. Ростов н/Д., 2006. — 73 с.
- Воронцова, В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога Текст.: Монография / В. Г. Воронцова. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. — 421 с.
- Ворошилова, В.П. Становление педагогического мастерства учителя в системе повышения квалификации Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01,13.00.08/В.П. Ворошилова. Курган, 1996.- 18 с.
- Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии: взгляд на проф. подгот. учителя Текст. / Б. З. Вульфов. М.: Изд-во „Магистр“, 1995. — 111 с.
- Выготский, JI.C. Вопросы детской психологии Текст. / J1.C. Выготский. СПб.: Изд-во „Союз“, 1997. — 220 с.
- Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности Текст. / О. С. Газман / Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. М.: Изд. АПН СССР, 1989. — С.4−15.
- Гагин, Ю.А. Акмеологические очерки педагогического совершенства Текст. / Ю. А. Гагин. СПб.: Ред. журн. „Вестник БПА“, 1999. — 76 с.
- Гагин, Ю.А. Акмеологическое проектирование развития индивидуальности на основе концепции потенциальной осуществимости человека Текст.: учеб. пособие / Ю. А. Гагин. СПб.: СПбГАСУ, 1994. — 75 с.
- Годник, С.М. Становление профессиональной компетентности учителя Текст.: учеб. пособие / С. М. Годник, Г. А. Козберг. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. — 345 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования Текст.: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. -М.: Моск. психол.-социал. ин-т- Флинта, 1998. -428 с.
- Глуханюк, Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации Текст.: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Н. С. Глуханюк Екатеринбург, 2001. — 313 с.
- Глуханюк, Н.С. Психологические проблемы профессионально-педагогического образования: анализ исследований Текст. / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова, A.A. Печеркина // Изв. Уральского отд. РАО. Образование и наука. -2002. Вып. № 3 (15). — С. 127−139.
- Горбунова, JI.H. Исследовательски-ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования Текст.: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / JI.H. Горбунова -М., 2010.-412 с.
- Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики Текст.: Хрестоматия / Сост. Е. А. Гребенщикова [и др.] / Под ред. М.Ф. Шабае-вой. М.: Изд-во „Просвещение“, 1980. — 447 с.
- Григорьев, С.И. Основы современной социологии Текст.: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Ю. Е. Растов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. — 249 с.
- Гришина, И.С. К проблеме разработки концепции профессиональной компетентности педагога Текст. / И. С. Гришина // Дошюльна освгга. 2005. -№ 2 (8).
- Губанова, JI.B. Психологическая компетентность вузовского преподавателя иностранного языка Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. / JI.B. Губанова. Тверь, 1999. — 189 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великого русского языка Текст.: в 4-х тт. / В. И. Даль. М.: Дрофа- Рус. яз. Медиа, 2011.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Изд-во „Академия“, 2004. — 282 с.
- Деркач, A.A. Педагогическая акмеология Текст.: учебное пособие / A.A. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьева. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 159 с.
- Добудько, Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования Текст.: Авто-реф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. В. Добудько М., 1999.-44 с.
- Доронина, О.С. Компетенции как инструмент менеджмента, ориентированный на практическую деятельность в организации Текст. / О. С. Доронина // Консультант. 2010. — № 23. — С. 59−63.
- Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития Текст. / С. А. Дружилов. Новокузнецк: Изд-во ин-та повышения квалификации, 2002. — 242с.
- Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов Текст. / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. 2004. — № 2. — С. 82−86.
- Егорова, Т.Е. Психологическая культура руководителя Текст. / Т. Е. Егорова. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003. — 164 с.
- Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст. / С. Б. Елканов. М.: Изд-во „Просвещение“, 1989. — 189 с.
- Емельянов, Ю.И. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. И. Емельянов. Л.: Изд-во „Наука“, 1985. — С. 24−28.
- Ермолаева, М.Г. Разработка образовательных программ в системе повышения квалификации педагогов Текст. / М. Г. Ермолаева // Педагогика. -2005. № 7. — С.56−58.
- Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании : формирование и оценивание Текст.: метод, пособие / Н. Ф. Ефремова. М.: Изд-во „Национальное образование“, 2012. — 415 с.
- Жуков, В.И. 2000 год в истории российской высшей школы Текст. / В. И. Жуков. М.: Изд-во „Союз“, 2000. — 120 с.
- Жуков, В.И. Концепция инновационного развития образовательного процесса Московского государственного социального университета Текст. / В. И. Жуков, H.H. Пилипенко, Ю. Н. Малека. М.: Изд-во МГСУ „Союз“, 2001. -24 с.
- Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян. М.: Изд-во „ЭКСМО“, 2009. — 384 с.
- Занина, JT.B. Основы педагогического мастерства Текст. / JT.B. За-нина, Н. П. Меньшикова. Ростов н/Д: Изд-во „Феникс“, 2003. — 287 с.
- Захарова, Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Г. И. Захарова. Челябинск, 1999. — 24 с.
- Захарова, JI. H Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование Текст.: учеб. пособие / JI.H. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гуманит. центр, 1995. — 136 с.
- Зверева, В.И. Диагностика личностных качеств учителя Текст. / В. И. Зверева // Завуч. 1998. — № З.-С. 20.
- Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. -№ 4.
- Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Изд-во „Академия“, 2010.-174 с.
- Зеленина, Л.М. Философия образования и определение целей образования Текст. / Л. М. Зеленина // Вопр. философии. 1995. — № 11.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. М.: Исслед. центр, пробл. качества подгот. специалистов, 2004. — 38 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С.34−42.
- Зинченко, В.П. Психологический словарь Текст. / Под ред. В.П. Зин-ченко, Б. Г Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во „Педагогика-Пресс“, 1999.-440 с.
- Иванов, Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании Текст. / Д. И. Иванов. -М.: Изд-во „Чистые пруды“, 2007. -32 с.
- Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования: проблемы методологии и теории Текст.: Монография / Под ред. В. А. Извозчикова. СПб.: Изд-во „Образование“, 1996. — 222 с.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. /И.Ф. Исаев. — М.: Изд-во „Педагогика“, 1993.- 129 с.
- Карпова, М.Н. Содержание и структура профессиональных компетенций педагога изобразительного искусств Текст. / М. Н Карпова // Знание. Понимание. Умение. 2011. — № 1. — С. 238−242.
- Кашапов, М.М. Психология педагогического мышления Текст. / М. М. Кашапов. СПб.: Изд-во „Алетейя“, 2000. — 459 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Изд-во „Наука“, 1997. — 222 с.
- Клименко, Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. К. Клименко. Хабаровск, 1998. — 39 с.
- Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.
- Клюева, Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход) Текст.: Автореф. дис.. д-ра пси-хол. наук: 19.00.05 /Н.В. Клюева. Ярославль, 2000. — 55 с.
- Колесникова, И.А. Основы андрагогики Текст.: учеб. пособие / Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Изд-во „Академия“, 2003. — 240 с.
- Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание Текст. / И. С. Кон. -М.: Политиздат, 1984. 336 с.
- Корепанова, M.B. Основы педагогического мастерства Текст.: учеб. пособие / М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец. М.: Изд-во „Академия“, 2010. — 239 с.
- Косарев, В.В. Профессиональные болезни Текст. / В. В. Косарев, С. А. Бабанов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.-421 с.
- Котова, И.Б. Философские основания современной педагогики Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов н/Д.: Изд-во „Феникс“, 1994. -327с.
- Коточитова, Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления Текст.: Автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.07 /
- Е.В. Коточитова Ярославль, 2001. — 24 с.
- Краснянская, Т.М. Психология личной безопасности субъекта Текст.: Монография / Т. М. Краснянская. Ессентуки: РОССЫ, 2002. — 156 с.
- Кротова, Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Т. В. Кротова. М., 2005.-254 с.
- Крулехт, М.В. Педагогическая диагностика в образовательном процессе Текст. / М В. Крулехт / Готовимся к аттестации!: метод, пособие для педагогов ДОУ. СПб., 1999. — С.51−70.
- Кудрявцев, В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании Текст. / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. М.: Изд-во „МАКС Пресс“, 2005. 390 с.
- Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: ИЦПКС, 2001. -144 с.
- Кузьмина, H.B. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища Текст. / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк, 1990. — 89 с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. JL: Изд-во „Знание“, 1985. — 32 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986. -№ 2-С. 21−30.
- Кухарев, Н.В. Стимулирование педагогического творчества Текст. / Н. В. Кухарев, B.C. Решетько. Минск: Адукацыя i выхаванне, 1997. — 248 с.
- Ландшеер, В. Концепция минимальной компетентности Текст. / В. Ландшеер // Перспективы: вопросы образования. 1988. — № 1. — С.32.
- Лебедев, A.C. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / A.C. Лебедев. М., 2001. — 20 с.
- Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании Текст. / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл- Academia, 2004. — 345 с.
- Лисина, М. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. -М.: Изд-во „Педагогика“, 1986.-143 с.
- Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя Электронный ресурс. // Аттестация Б. м., б. г. — URL: http://attestatia.ru/index.php?option=comcontent&view=article&id=108&Itemid=13 4(21.06.2012).
- Лобанова, H.H. Профессиональная компетентность педагога Текст. / H.H. Лобанова, В. В. Косарев, А. П. Крючатов. Самара- СПб.: ОАО „СамВен“, 1997.- 107 с.
- Ломов, Б.Ф. Человек в системах управления Текст. / Б. Ф. Ломов. -М.: Изд-во „Знание“, 1967. 48 с.
- Лукьянова, М.И. Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности Текст.: учебное пособие / М. И. Лукьянова. Ульяновск: УИПКПРО, 2008. — 264 с.
- Май ер, A.A. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.A. Майер Барнаул, 2002. — 220 с.
- Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития Текст.: уч. по-соб. / В. Г. Маралов М.: Изд-во „Академия“, 2002. — 256 с.
- Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6 — С. 55−63.
- Маркова, A.K. Психологические проблемы повышения квалификации Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1994. — № 4. — С.65−67.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: Изд-во „Знание“, 1996. — 308 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. 3-е изд. -М. [и др.]- Питер, 201.-351 с.
- Митина, JI.M. Профессиональная деятельность и здоровье педагога Текст.: учеб. пособие / Под общ. ред. JI. М. Митиной. М.: Изд-во „Академия“, 2005. — 362 с.
- Митина, JI.M. Психология профессионального развития учителя Текст.: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / JI.M. Митина М., 1995. — 408 с.
- Михайлова, М.А. Мастер классы как перспективное направление модернизации обучения Текст. / М. А. Михайлова // Специалист. — 2010. -№ 3. -С. 22−23.
- Михайлова, H.H. Педагогика поддержки Текст.: учеб.-метод, пособие / H.H. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: Изд-во „Мирос“, 2001. — 70 с.
- Мищенко, А.И. Введение в педагогическую профессию Текст.: учеб. пособие / А. И. Мищенко. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1991. — 145 с.
- Молчанов, С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Текст./ С. Г. Молчанов. -Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. 255 с.
- Мудрик, A.B. Социализация и „смутное время“ Текст. / A.B. Муд-рик. М.: Изд-во „Знание“, 1991. — 78 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология Текст. / B.C. Мухина. 14-е изд., стер. — М.: Изд-во „Академия“, 2012.-655 с.
- Мухина, B.C. Таинство детства Текст.: в 2-х тт. / B.C. Мухина. -Екатеринбург: Изд-во У-Фактория, 2005. Т. 1. — 501 е., Т. 2. — 443 с.
- Мясищев, В.Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1960. — 428 с.
- Недбаева, C.B. Становление и развитие личностно ориентированной психологической практики в российском образовании Текст.: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Недбаева C.B. Ставрополь, 2001. — 42 с.
- Невзорова, Н.П. Развитие профессиональной саморегуляции будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. П. Невзорова Барнаул, 1998. — 249 с.
- Никандров, Н.Д. Образование в процессе социализации личности Текст. / Н. Д. Никандров // Вестник УРАО. 2008. — № 5. — С. 24−25.
- Новиков, A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков. -Изд. 2-е. М.: Изд-во „Эгвес“, 2006. — 488 с.
- Новикова, Л.И. Школа и среда Текст. / Л. И. Новикова. М.: Изд-во „Знание“, 1985.-79 с.
- Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / В. А. Новицкая. СПб., 2007. — 281 с.
- Нуруллин, P.A. Философия профессионального образования Текст.: Монография / P.A. Нуруллин. Казань: Изд-во „Данис“, 2012. — 179 с.
- Обозов, H.H. Феномены закономерности межличностного взаимодействия Текст. / H.H. Обозов // Вопросы психологии, межличностного познания и общения. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1986. — С. 131−140.
- Овчарова, P.B. Психологическая экспертиза профессиональной компетентности учителя Текст. / Р. В. Овчарова // Образование и наука. 2001. -№ 1.-С. 83−87.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Изд-во „Просвещение“, 2002. — 256 с.
- Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Изд-во „Оникс“, 2010. — 1357 с.
- Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения Текст.: пос. для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Под ред. Е. А. Панько. М.: Изд-во Университетское, 2002.-207 с.
- Ошанин, Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии Текст. / Д. А. Ошанин // Инженерная психология. Теория, методология, практическое применение. М.: Изд-во „Наука“, 1977. — С. 134 149.
- Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластенин и др. 3-е изд. -М.: Изд-во „Школа-Пресс“, 2000. — 512 с.
- Педагогика поддержки Текст. / Н. Касицина и др. СПб.: AHO Агентство образоват. сотрудничества, 2005. — 158 с.
- Переломова, H.A. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК Текст.: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / H.A. Переломова. Иркутск, 1999. -361 с.
- Петровский, В.А. Феномен субъектности в психологии личности Текст.: Дис.. .д-ра психол. наук: 19.00.11 / В. А. Петровский М., 1993.-76 с.
- Пинчук, Н.И. Формирование профессионально-педагогических умений учащихся дошкольных педучилищ в процессе педагогической практики Текст.: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Пинчук-М., 1992.- 132 с.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. -159 с.
- Повякель, Н.И. Профессиональное развитие субъекта деятельности Текст. / Н. И. Повякель // Физическое воспитание студентов. 2009. — №. 2. -С. 37−47.
- Поздняк, JI.B. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Поздняк, J1.B. М., 1984. — 23 с.
- Попова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Попова Ростов н/Д., 1996. — 17 с.
- Поташник, М.М. Управление качеством образования Текст.: Монография / М. М. Поташник [и др.] / Под ред. M. М. Поташника. Изд. 2-е, переNраб. и доп. М.: Педагогическое о-во России, 2006. — 443 с.
- Прахова, К.Е. Педпрактика в процессе формирования у студентов профессионально-педагогических умений старшего воспитателя дошкольного учреждения Текст.: Дис.. канд. пед. наук / Прахова К. Е. М., 1985. — 156 с.
- Приказ от 24.03. 2010 № 209."0 порядке аттестации педагогических работников, 2010−2011 г. г.» Текст. //Консультант-Плюс.
- Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе высшего профессионального образования Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Прозорова Хабаровск, 1998.-215 с.
- Прозументова, Т.Н. Переход к Открытому образовательному пространству: стратегия субъективации Текст. / Т. Н. Прозументова / Переход к Открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. Томск, 2003. — С. 81−118.
- Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров: социально-педагогические и психологические аспекты Текст.: материалы конф. / Сост. С. Г. Вершловский, Г. С. Сухобская. СПб.: ИОВ РАО, 1994.- 133 с.
- Профессиональная компетентность педагога в русле современных тенденций развития образования Текст.: сб. науч. ст. / Под. ред. Л. М. Коваленко, В. В. Малыхиной. Калининград: Изд-во Балтийского федерального унта им. Иммануила Канта, 2012. — 217 с.
- Психология детства Текст. / Под ред. A.A. Реана. СПб.: Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 350 с.
- Психология учителя Текст.: тез. докл. к VII съезду О-ва психологов СССР / Редкол. А. Б. Орлов, Л. М. Митина. М.: Б. и., 1988. — 183 с.
- Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации Текст. / В. П. Пугачев. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2005. — 279 с.
- Пятаева, С.А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Пятаева. Волгоград, 2005. — 148 с.
- Пятибратова, С.И. Совершенствование профессионализма учителя в процессе постдипломного образования (акмеологический подход) Текст.: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. И. Пятибратова. СПб, 2002. — 23 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация Текст. / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 394 с.
- Разина, H.A. Актуализация развивающего потенциала локальной профессиональной среды образовательного учреждения как условие профессионально-личностного развития педагога Текст. / H.A. Разина // Вестн. научной школы педагогов «АКМЕ». 2009. — Вып. 3.
- Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пос. для школьных психологов Текст. / Е. И. Рогов М.: Изд-во «Владос», 1998. -136 с.
- Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека ч Текст. / K.P. Роджерс. М.: Изд-во Прогресс- Универс, 1994. — 480 с.
- Розов, Н.С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе Текст. / Н. С. Розов. М.: Изд-во «Педагогика», 1993. — 75 с.
- Ромашина, С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога Текст.: учеб. пособие / С. Я. Ромашина. М.: Изд-во УРАО, 2005.- 172с.
- Рубинштейн, C.JT. Человек и мир Текст. / C. J1. Рубинштейн / Проблемы общей психологии. М.: Изд-во «Наука», 1973. — С. 255−382.
- Руденко, Н.Г. Формирование эмоциональной устойчивости будущего учителя в процессе профессиональной подготовки Текст. / Н. Г. Руденко, A.A. Черникова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 1. — С. 47−50.
- Рыбалкина, Н.В. Открытое пространство образования: способы пред-^ ставления и построения Текст. / Н. В. Рыбалкина // Переход к Открытому обра-1 зовательному пространству: стратегии инновационного управления. — Томск, 2003.-С. 24−31.
- Самородова, А.П. Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного учреждения Текст. / А. П. Самородова // Школьное образование. 2008. — № 3. -С. 75−80.
- Сахарчук, Е.И. Принципы управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный контекст Текст. / Е. И. Сахарчук // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. 2004. — № 1. — С. 65−69.
- Селезнева, Н.Т. Субъектно-развивающая парадигма: критерии и уровни субъектности Текст. / Н. Т. Селезнева, JI.H. Дроздова, Е. А. Куркотова //ч Психологические науки. 2010. — № 10. — С. 153−156.
- Семушина, Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л.Г. Семушина-М., 1979. 21с.
- Семаго, Н.Я. Руководство по психологической диагностике. Дошко-^ льный и младший школьный возраст Текст.: Монография / Н. Я. Семаго, М.М.
- Семаго. М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000. — 263 с.
- Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) Текст.: Монография / Н. К. Сергеев. СПб.- Волгоград: Изд-во «Перемена», 1997.- 166 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Изд-во «Логос», 1999.-272 с.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в управлениич педагогическими системами Текст.: учеб. пособие / В. П. Симонов. М.: Пед. общество России, 1999. 429 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Академия», 2002. — 576 с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Изд-во «Наука», 1995.-264 с.
- Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач Текст. / Л. Ф. Спирин. М.: Изд-во «Педагогика», 1997. — 234 с.
- Сурова, O.A. Курс «Компьютерные игровые комплексы» в системе подготовки кадров информатизации дошкольного образования Текст. / O.A. Сурова // Информатика и образование. 2009. — № 6. — С. 108.
- Сухобская, Г. С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат Текст. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Изд-во «Педагогика», 1990. — 102 с.
- Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 166 с.
- Сушко, И.А. Становление профессионализма учителя в системе муниципального образования Текст.: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Сушко.-М., 2003.-265 с.
- Сыманюк, Э.Э. Психологические основания профессиональных дест-рукций педагога Текст.: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Э. Э. Сыманюк. -Екатеринбург, 2005. 452 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. -302 с.
- Теория и методология социальной работы Текст.: учеб. пособие / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Изд-во «Наука», 1994. — 184 с.
- Технология социальной работы Текст.: учеб. пособие / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Изд-во «ВЛАДОС" — Моск. гос. соц. ун-т, 2002. — 236 с.
- Тонконогая, Е.П. Образование взрослых: поиск новой стратегии Текст. / Е. П. Тонконогая // Новые знания. 1997. — № 4. — С. 13−15.
- Тончий, Л.В. Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей Текст. / Л. В. Тончий. -М.: Институт социальной работы, 1997. 73 с.
- Урванцев, Л.П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе Текст. / Л. П. Урванцев, Н.В. Яковлева// Психол. журнал. 1995. — № 4. Т .16. — С. 98−108.
- Федоренко, М.В. Профессионально значимые качества педагога в контексте субъектного подхода Текст. / М. В. Федоренко // Гумашзащя нав-чально-виховного процессу: наук.-метод. зб! рник. (спецвып). Слов’янськ, 2007 — С.68−74.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. — 137 с.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 156 с.
- Фишман, Б.Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности- концептуальные основы региональной системы Текст. / Б. Е. Фишман // Педагогическое образование и наука. 2004. -№ 3. — С. 20−28.
- Ходакова, Н.П. Совершенствование профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе Текст. / Н. П. Ходакова // Научные исследования в образовании. 2010. — № 1. — С.48−52.
- Харитонова, H.B. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Харитонова. Магнитогорск, 2002. — 191 с.
- Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе / Е.И. Холо-стова. М.: ИД «Дашков и К», 2007. — 145 с.
- Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, A.B. Лоренсо. М.: Изд-во «Педагогика», 1994. -77 с.
- Храпова, М.П. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. П. Храпова. Астрахань, 2009. — 28 с.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Цвелюх, И.П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. П. Цвелюх. М., 2006. — 28 с.
- Центры образования взрослых Текст. / Под ред. Л. Н. Лесохиной, Т. В. Шадриной. М.: Изд-во «Педагогика», 1991. — 192 с.
- Цодикова, Д.С. Ключевые компетенции менеджера XX века Текст.: практ. курс / Д. С. Цодикова [Электронный ресурс]. URL: http:/www.buk.irk.ru/chairs /management/programs /zodikova.htm (17.05. 2012).
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст.: метод, пособие / М. А. Чошанов. М.: Нар. образование, 1996. — 157 с.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учеб. пособием / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во «Логос», 1996. — 320 с.
- Шалаев, И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом Текст. / И. К. Шалаев. М.: Изд-во МГПИ, 1987. — 53 с.
- Шамова, Т.П. Активизация учения школьников Текст. / Т.П. Ша-мова. М.: Изд-во «Педагогика», 1982. — 56 с.
- Шахматова, О.Н. Психология становления педагога профессиональной школы Текст.: коллект. моногр. / О. Н. Шахматова и др. / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. — 147 с.
- Шиян, О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя Текст. / О. М. Шиян // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 63−68.
- Шиянов, E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя Текст. / E.H. Шиянов. Ставрополь, 1991. — 74 с.
- Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала Текст. / Н. Б. Шмелева. М.: Дашков и К°, 2004. -92 с.
- Щекатунова, А.Д. Образовательная модель «школа-школа искусств» как личностно-развивающая система Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Д. Щекатунова. Волгоград, 1995. — 177 с.
- Шурова, Н.В. Профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Шурова -М., 1996.- 15 с.
- Щербакова, Т.Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития Текст. / Т. Н. Щербакова. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2005.- 109 с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу Текст. / Д. Б. Эльконин // Психология. М.: Изд-во «Педагогика», 1956.
- Юсуфбекова, Н.Р. О педагогической инноватике Текст. / Н.Р. Юсуфбекова// Советская педагогика. 1991. -№ 11. — С. 21−24.
- Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика Текст. / Под ред. В.И. Ядэш-ко, Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Просвещение», 1986. -413 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентирован-ного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.31−42.
- Яковлева, Г. В. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения Текст. / Г. В. Яковлева // Дошкольное воспитание. 2009. — № 10. -С. 88−95.
- Яковлева, Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача) Текст.: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. В. Яковлева. Ярославль, 1994. — 277 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Изд-во «Смысл», 2001. — 365 с.
- Britell, G.K. Competency and Excellence: The Search for an Egalitarian Standart. The Demand for a Universal Guarantee Текст. / G.K. Britell // Minimum Competency Achievement Testing. Berkeley, 1980. — P. 25.
- Drucker, P.F. Management Challenges for the 21st Century Текст. / P.F. Drucker.-N.Y., 1999.
- Evers, F.T. The Bases of Competence. Skills for Lifelong Learning and Employability Текст. / F.T. Evers, J.C. Rush, I. Berdrow. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1998.
- Perlmutter, M. Relationships between self-reported physical and mental health and intelligence performance across adulthood Текст. / M. Perlmutter, L. Nyquist // Journal of Gerontology. 1990. — № 45. — P. 145−155.
- Rickards, T. Creativity and the Management of Change Текст. / Т. Rickards, 1999.