Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Онтологизация психологического познания и ее проявление в этапах становления научной теории: На предмете смысловой теории мышления О.К. Тихомирова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2003), «Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования: психолого-педагогические и технологические аспекты» (Шадринск, 2004), «Проблемы психологической адаптации учащихся на различных этапах образовательного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Онтологизация психологического познания как тенденция развития науки и возможность ее объективации в историко-психологическом исследовании
    • 1. 1. Трансспективный анализ движения психологического познания: проблема выявления объективных тенденций развития науки
    • 1. 2. Онтологизация психологического познания как тенденция развития психологической науки
    • 1. 3. О возможности объективации процесса онтологизации психологического познания
  • Глава II. Проявление онтологизации психологического познания в процессе становления смысловой теории мышления O.K. Тихомирова
    • 2. 1. Антиредукционизм как основание для неклассического определения предмета исследования в смысловой теории мышления
    • 2. 2. Суть неклассического этапа: мышление как саморегулирующаяся система
    • 2. 3. Постнеклассический этап развития теории: от саморегуляции к самоорганизации
    • 2. 4. Движение понятийного аппарата смысловой теории мышления как проявление онтологизации
    • 2. 5. Развитие идей смысловой теории мышления на современном этапе становления психологического познания

Онтологизация психологического познания и ее проявление в этапах становления научной теории: На предмете смысловой теории мышления О.К. Тихомирова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из выраженных тенденций развития современной психологии является онтологизация психологического познания. Проявляется эта тенденция в возникновении разных и достаточно многочисленных концепций, выходящих за пределы понимания психики как отражения объективной реальности и связывающих ее роль и значение со становлением пространственно-временной развертки бытия человека, т. е., так или иначе, тяготеющих к утверждению того, что C.JI. Рубинштейн определил понятием «витальная онтология». Можно полагать, что в науке созревают предпосылки для понимания психики в контексте «многомерного бытия человека в многомерном мире» (В.П. Зинченко), и именно этот факт подтверждают факты возникновения концепций «жизненного мира человека» (Ф.Е. Василюк), «конструирования миров» (А.Г. Асмолов), становления «субъективной реальности» (В.И. Слободчиков), формирования «ментального пространства человека» (В.И. Кабрин), порождения «многомерного мира человека» (В.Е. Клочко) и др.

Разнообразие концепций, указывающих на онтологизацию психологического познания, тем не менее, не снимает проблему выявления процессуальных ее аспектов. Прежде всего, остается необъяснимым тот факт, что, начиная свои поиски с разных методологических позиций, исследователи приходят к сопоставимым результатам, а именно к констатации новой психологической реальности, утверждающей себя хотя бы и в форме различных понятийных конструктов, но в принципе конституирующей нечто общее. В связи с этим невольно актуализируется метафора JI.C. Выготского, полагавшего, что объективные тенденции развития науки «стоят за спиной исследователя» и определяют его ум и волю «с силой стальной пружины».

Для методологии психологического познания было бы весьма актуальным проследить действие этих «пружин» в конкретном случае, т. е. исторически реконструировать сам процесс онтологизации психологического познания по мере становления одной отдельно взятой научной школы. Здесь особую проблему составляет выбор научной школы, становление которой могло бы стать предметом историко-психологического исследования, имеющего своей целью выявление процессуального состава онтологизации, ее механизмов и конкретных проявлений. В качестве предмета исследования нами вовсе не случайно была выбрана смысловая теория мышления O.K. Тихомирова. Она возникла в начале 60-х годов прошлого века, основываясь на постулате классической науки «психика — отражение объективной реальности», а через тридцать лет (1992) O.K. Тихомиров сформулировал свою максиму, звучащую сколь онтологично, столь и постнеклассично: «Перед современным отечественным психологом, изучающим природу психического, лежат, по крайней мере, два пути. Один состоит в конкретизации представлений о психике как „отражении реальности“, второй — в разработке представлений о психике как порождении новой реальности. Я выбираю второй путь». Теория O.K. Тихомирова интересна тем, что она оказалась способной к саморазвитию, в процессе которого были последовательно ассимилированы идеалы классической, неклассической и постнеклассической рациональности, и, соответственно, все более высокие уровни системности профессионально-психологического мышления, адекватные указанным идеалам. Таким образом, возникает возможность детально проследить то, что JI.C. Выготский определил как процесс «перерождения научной ткани теории», выводящий к новому пониманию роли и миссии психического.

Принимая на себя эту задачу, мы полагали, что такой подход позволит обойти одну вполне реальную трудность историко-психологического анализа. Исследования А. В. Юревича показывают, что в науке существует разрыв между ее прошлым и настоящим. По мнению автора, этот разрыв является одним из признаков кризиса науки и выражается в том, что большинство психологических концепций строится «как бы на пустом месте», т. е. преемственность психологического знания является весьма условной (А.В. Юревич, 1992). По отношению же к процессу становления одной отдельно взятой научной школы эта проблема естественным образом снимается.

Целью исследования является получение данных о том, каким образом тенденция онтологизации психологического познания проявляется в этапах становления научной теории, в изменении категориального аппарата теории, в особенностях постановки и решения новых задач исследования.

Объектом исследования является онтологизация психологии, проявляющаяся в виде объективных тенденций ее развития.

Предметом исследования является процессуальная сторона онтологизации, выявляемая на примере становления смысловой теории мышления O.K. Тихомирова.

Гипотеза исследования. Тенденция онтологизации психологического познания может быть объективирована в процессе трансспективного анализа становления конкретной теории, если:

— теория, становление которой выступает в качестве предмета историко-психологического исследования, не осталась в пределах исходной парадигмы, а в своем самодвижении отразила те парадигмальные сдвиги, которые соответствуют последовательной смене идеалов научной рациональности (классицизм, неклассицизм, постнеклассицизм);

— категориальный аппарат теории достаточно развит, т. е. анализ его становления позволяет зафиксировать смену парадигиальных установок в форме появления понятий, посредством которых объективируются элементы или признаки новой психологической онтологии или механизмы порождения новой реальности.

Предполагается, что этим требованиям отвечает смысловая теория мышления O.K. Тихомирова.

Задачи исследования:

1. Определить возможности трансспективного анализа как методологического средства, позволяющего вскрывать объективные тенденции развития науки, в частности, и тенденцию ее онтологизации.

2. Объективировать процесс становления смысловой теории мышления O.K. Тихомирова, раскрывая собственно научный и социально-культурный контекст ее возникновения и развития.

3. Выявить конкретные проявления онтологизации психологического познания в динамике категориального строя теории, отвечающей этапам ее становления, отражающих закономерную смену используемых идеалов научной рациональности.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды методологов, внесших научный вклад в разработку проблемы этапов развития науки (B.C. Степин и др.) — идеи культурно-исторической психологии JI.C. Выготскогоисследования, осуществленные в рамках деятельностного подхода А. Н. Леонтьеваработы O.K. Тихомирова, его учеников и последователейидеи трансспективного анализа, разработанные В. Е. Клочко.

Методы исследования. Основными методами исследования выступили теоретический анализ специальных источников по теме диссертационного исследования, историко-категориальный и историко-системный подходы к анализу движения психологического познания, трансспективный анализ.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

— впервые доказана эффективность трансспективного анализа в качестве средства историко-психологического исследования, непосредственно направленного на объективацию тенденции онтологизации психологического познанияпоказано, что трансспективный анализ позволяет выявлять объективные тенденции развития науки даже в том случае, если его предметом является процесс становления одной (отвечающей определенным критериям) отдельно взятой научной школы;

— выявлено, что онтологизация манифестирует себя появлением категорий, референтом которых являются элементы или признаки новой психологической реальности (таких, как «ценностно-смысловая структура ситуации», «многомерный мир человека» и др.), и категорий, фиксирующих механизм порождения новой реальности («смыслообразование», «мотивообразование», «динамика поисковых познавательных потребностей» и др.).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— процесс становления научной школы показан как процесс закономерной трансформации профессионально-психологического мышления, отвечающего этапам движения науки (классицизм, неклассицизм, постнеклассицизм);

— выделены этапы становления научной теории, адекватные двум взаимообусловливающим тенденциям: последовательно (и системно) усложняющийся предмет исследования, который концентрирует поисковую направленность научной школы и трансформация типа профессионально-психологического мышления;

— выделены признаки, ориентируясь на которые можно делать суждения о том, как проявляется тенденция онтологизации психологического познания в динамике категориального строя научной теории.

Практическая значимость исследования связана с его ориентацией на прогнозирование ближайшего будущего науки, основанной на выявлении тенденций развития психологического познания. Знание объективных тенденций развития науки позволяет исследователю осознанно ориентироваться на общий ход психологического познания при определении исследовательской программы, ее целей, задач и методического инструментария. Результаты исследования могут быть использованы при проектировании и реализации базовых учебных курсов по общей психологии, истории психологии и методологических основ психологии, существенно дополняя или перестраивая сложившиеся представления о механизмах движения психологического познания и этапах становления психологической мысли.

Положения, выносимые на защиту.

1. Онтологизация психологического познания объективирует себя в динамике категориального аппарата, используемого в конкретной теории в ходе ее развития, и проявляется в форме разработки категорий, указывающих на новую психологическую реальность, имеющую совмещенную (системную, субъективно-объективную) природу и понятийно фиксирующих ее.

2. Результаты трансспективного анализа процесса становления смысловой теории мышления (O.K. Тихомиров) позволяют утверждать, что «парадигмальный сдвиг» (от понимания психики как «отражения реальности» к пониманию ее роли в «порождении новой реальности») не был спонтанной «игрой ума» ученого, но явился результатом закономерной трансформации профессионально-психологического мышления, на которое опирались как создатель, так и представители научной школы.

3. За 30 лет наиболее активной фазы своего развития (1965;1995 гг.) научная школа O.K. Тихомирова ассимилировала мышление классического, неклассического, постнеклассического уровнейименно выход на третий уровень системного видения психологической реальности позволил сформулировать парадигму, постулирующую новое (постнеклассическое) понимание функции и предназначения психического.

4. Сам процесс онтологизации, лежащий в основании «парадигмального сдвига», открывается в трансспективном анализе как процесс возникновения и становления категорий, конституирующих процесс онтологизации в двух формах: продуктивной, когда речь идет о появлении новых категорий, схватывающих элементы или признаки новой психологической реальности, и динамической, когда появляются категории, фиксирующие сам механизм порождения новой реальности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2003), «Актуальные проблемы личностно-ориентированного образования: психолого-педагогические и технологические аспекты» (Шадринск, 2004), «Проблемы психологической адаптации учащихся на различных этапах образовательного процесса» (Барнаул, 2004), региональных школах молодых ученых-психологов: «Многомерный мир человека как предмет психологического исследования» (Бийск, 2002) и «Современная психология: проявление парадигмальных установок в организации психологического исследования» (Бийск, 2003), совместных заседаниях кафедр психолого-педагогического блока. По материалам диссертационного исследования разработан и внедрен в Алтайском государственном университете спецкурс «Основные тенденции развития научной психологии в XXI веке» для будущих профессиональных психологов, клинических психологов. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 268 источников, в том числе 12 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 186 страниц.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Тенденция онтологизации психологического познания до сих пор объективировалась только в результате анализа различных теорий, возникновение и последующая дезинтеграция которых обусловливает «филогенез науки». Выход к исторической трансспективе движения психологического познания позволил преодолеть разрыв между современными концепциями, выходящими к «витальной онтологии», и уже сложившимися концепциями, возникновение которых можно теперь оценить как проявление давно уже наметившейся тенденции науки к онтологизации.

2. В частности, показано, что именно идея JI.C. Выготского о «единстве интеллекта и аффекта» стала методологическим основанием того, к чему пришла смысловая теория мышления O.K. Тихомирова, а именно, к открытию «неформальной ценностно-смысловой структуры ситуации» -многомерной реальности, в которой действует человек и которую он сам же и порождает своим действием. Можно полагать, что отсюда берет венчающая все здание теории O.K. Тихомирова мысль о психике не как аппарате отражения, а как важнейшем условии порождения новой реальности.

3. В последующем синтез идей O.K. Тихомирова с идеями К. Левина о «жизненном пространстве человека», представлениями Л. С. Выготского о «смысловом поле» и «транссубъективных пространствах» (Д.Н. Узнадзе) лег в основание теории самоорганизующихся психологических систем (ТПС) В. Е. Клочко. Главное место в этой теории занял системный конструкт «многомерный мир человека», благодаря которому человек и обретает способность действовать направленно, осмыслено и ответственно.

4. В процессе трансспективного анализа смысловой теории O.K. Тихомирова доказано, что сегодня тенденция онтологизации психологического познания проявляется настолько выраженно, что ее можно объективировать в рамках анализа становления одной конкретной теории, способной выступить в качестве предмета историко-психологического исследования. Говоря об указанной способности теории выступать в качестве предмета историко-психологического трансспекции, имеется в виду следующее условие: смогла ли теория в своем становлении последовательно пройти все три фазы становления, установленные философией науки (классицизм, неклассицизм, постнеклассицизм).

5. Если учесть, что в классической науке предметом исследования являются простые системы, в неклассической науке предметом исследования выступают сложные саморегулирующиеся системы, а в постнеклассической — сложные саморазвивающиеся (самоорганизующиеся) «человекоразмерные» системы (B.C. Степин), то можно утверждать, что смысловая теория мышления O.K. Тихомирова отвечает вышеозначенному условию. На первом этапе предметом исследования в ней выступает «мышление как высшая форма отражения материи». На втором этапе предметом является «саморегуляция мыслительной деятельности как системы». На третьем этапе появляются все признаки понимания мышления как проявления самоорганизации человека, понимаемого в качестве «открытой психологической системы», порождающей новообразования (смыслы, ценности, цели и т. д.), на которые она опирается в своем дальнейшем движении.

6. Показано, что импульс движения в постнеклассицизм теория получила уже на самой первой стадии своего становления: он связан с ярко выраженной антиредукционистской направленностью теории, не допускавшей метафор, связанных с переносом в психологию аналогов простых систем, компьютерных в том числе. Исследования процесса порождения психологических новообразований в регуляции мыслительной деятельности показали нормотворческий характер деятельности человека. Они вывели на передний план то, что уже не могло вписаться в сложившееся понимание саморегуляции как достаточно автоматизированного процесса достижения некоторой нормы: произошел выход теории за пределы «психологического гомеостаза» (саморегуляции).

7. Выделены признаки, ориентируясь на которые можно делать суждения о том, как проявляет себя тенденция онтологизации психологического познания в динамике категориального строя научной теории. В частности, прослежен процесс возникновения и становления категорий двух типов, в которых онтологизация манифестирует себя: продуктивных, референтом которых являются элементы или признаки новой психологической реальности (таких, как «ценностно-смысловая структура ситуации»), и динамических, фиксирующих механизм порождения новой реальности («смыслообразование» и др.) и ее трансформации («смыслоумирание»).

8. Так, за понятием «ценностно-смысловая структура ситуации», введенным на начальном этапе становления теории для обозначения специфики мыслительной деятельности человека в отличие от работы различных систем «искусственного интеллекта», постепенно стала открываться многомерная психологическая реальность, без признания которой невозможно объяснить избирательность психического отражениярасширяя предметное и проблемное поле в процессе открытия новой психологической онтологии, теория наметила основные пути преодоления дихотомии внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

9. Обобщая, можно сказать, что тенденция онтологизации психологического познания изначально возникает как сила, противостоящая гносеологической дуальности субъекта и объекта, закрепленной парадигмой «психика — отражение реальности», но выводит к «третьей» реальностиединству того и другого в рамках многомерной психологической реальности, представленного парадигмой «психика — порождение новой реальности». Этот вывод является результатом закономерной трансформации профессионально-психологического мышления, используемого как создателем, так и представителями научной школы на различных этапах становления теории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А., Воловикова М. И. А.В. Брушлинский: судьба, научное наследие // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 133−139.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. АрестоваО.Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988. — 23 с.
  4. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 786 с.
  5. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. -№ 1. — С. 3−12.
  6. Асмолов А.Г. XXI век: психология личности в век психологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность коммуникация -толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. -С. 10−20.
  7. Ю.Д. Исследование процессов целеобразования в интеллектуальной деятельности человека в условиях использования ЭВМ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1979. -24 с.
  8. Ю.Д., Васильев И. А., Войскунский А. Е., Тихомиров O.K. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. -№ 3. — С. 42−55.
  9. Ю.Д., Березанская Н. Б., Васильев И. А., Войскунский А. Е. Смысловая теория мышления // Творческое наследие А. В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во Инст. психологии РАН, 2003. — С. 24−30.
  10. БаланевД.Ю. Кибернетический редукционизм в психологии в контексте историко-системного подхода: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Барнаул, 1999. — 19 с.
  11. БелавинаИ.Г. Применение ЭВМ в режиме «диалога» для экспериментально-психологического изучения мышления: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1981. — 25 с.
  12. А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. -46 с.
  13. Н.Б. Анализ непроизвольных компонентов в структуре целеобразования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1978. -27 с.
  14. P.P. Экспериментальное исследование целеобразования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1978. -№ 4. — С. 50−57.
  15. P.P. Исследование видов целеобразования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1979. — 20 с.
  16. Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1978. — 25 с.
  17. А.В. Творческий процесс как предмет исследования // Вопросы философии. 1965. — № 7. — С. 64−73.
  18. А.В. О процессе поисков неизвестного в ходе решения мыслительной задачи. Сообщение I. Роль задачи в процессе мышления // Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1966.-Вып. VI.-С. 98−101.
  19. А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.-191 с.
  20. А.В. Возможен ли «искусственный интеллект»? // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. -С. 16−22.
  21. А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления (методологический анализ) // Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982. — С. 5−50.
  22. А.В. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. 1999. -№ 5. — С. 110−121.
  23. А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избр. психол. труды. Москва-Воронеж, 2003. — 406 с.
  24. И.А. К вопросу о возникновении эмоций в структуре мыслительной деятельности // Психология технического творчества: Тезисы докладов симпозиума, г. Москва. 11−13 декабря 1973 г. М., 1973. — С.225−230.
  25. И.А. К вопросу о дифференциации уровней умственной деятельности // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.-Вып. 5. -С.27−33.
  26. И.А. Теоретическое и экспериментальное исследование интеллектуальных эмоций: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1976. -25 с.
  27. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в актах целеобразования при решении мыслительных задач // Деятельность и психические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР, г. Москва. 27 июня-2 июля 1977 г.-М., 1977.-С. 51.
  28. И.А. Соотношение процессов целеобразования и интеллектуальных эмоций в ходе решения мыслительных задач // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. -М.: Наука, 1977.-С. 68−85.
  29. И.А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 55−62.
  30. И.А., Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 192 с.
  31. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. -№ 4.-С. 49−60.
  32. И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1999. -41 с.
  33. ВасилюкФ.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Предисловие В. П. Зинченко. М.: Изд-во МГУ, 1984−200 с.
  34. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3. -С. 90−101.
  35. ВасюковаЕ.Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста // Психологический журнал. 1995. -Т. 16. -№ 1. — С. 91−101.
  36. ВасюковаЕ.Е. Уровни развитие познавательной потребности и их проявление в мыслительной деятельности человека // Вопросы психологии. -1998.-№ 3.-С. 91−103.
  37. ВаулинаТ.А. Типы профессионально-психологического мышления: исторический и общепсихологический аспекты: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Барнаул, 2005. — 22 с.
  38. Н.Н. Выготский, Ильенков, Мамардашвили: опыт теоретической рефлексии и монизм в психологии // Вопросы философии. -1988.-№ 11.-С. 74−87.
  39. Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1972. 174 с.
  40. Ю.Е. Роль эмоций в творческой деятельности // Психология технического творчества: Тезисы докладов симпозиума, г. Москва. 11−13 декабря 1973 г.-М., 1973. С.231−234.
  41. Ю.Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1975. -С. 88−99.
  42. Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека // Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1975. -С. 50−87.
  43. Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 50−55.
  44. Ю.Е., Виноградова А. А. О влиянии «эмоционального закрепления» на процесс решения сложных мыслительных задач // «Искусственный интеллект» и психология / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1976.-С. 205−227.
  45. Ю.Е., Долбнев Д. Н., Стеклов Ю. В. Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования // Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1977. — С. 51−67.
  46. А.Е. Преобразования общения, опосредствованного компьютером: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1990. 26 с.
  47. А.Е. Психология компьютеризации история и современность // Творческое наследие А. В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. — М.: Изд-во Инст. психологии РАН, 2003. — С. 207−212.
  48. JI.C. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
  49. JI.C. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 291−436.
  50. JI.C. О психологических системах // Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 109−132.
  51. JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — С. 5−361.
  52. JI.C. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. унта.-Сер. 14. Психология.-1986.-№ 1.-С. 24−28.
  53. Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дисс. докт. психол. наук. Барнаул, 2002. — 299 с.
  54. Л.П. Структура умственной деятельности человека в условиях автоматизации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1973. -27 с.
  55. М.С. Культурно-историческая психология: от классической — к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. -2003.-№ 1.-С. 99−115.
  56. М.С. Постнеклассическая рациональность в культурной психологии // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 6. — С. 5−15.
  57. В.В. О перспективах теории деятельности // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. — 1993. -№ 2. — С. 25−30.
  58. К.Х., Демидов Ф. Д. Синергетика и образовательные ценности Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.biophys.msu.ru/awse/confer/MSE00/197.html-3K — 08.08.2000.
  59. Л.Д., Труевцев Д. В., Юсупов П. Р. Психосемантическийанализ смысловой структуры профессионального образа мира // Сибирский психологический журнал. 2004. — № 19. — С. 88−93.
  60. С.М. Целеобразование в совместной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1985.-23 с.
  61. ДолженкоВ.Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Барнаул, 2001. — 22 с.
  62. ДорфманЛ.Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-С. 3−19.
  63. ДорфманЛ.Я. Полисистемная организация метаиндивидуального мира//Психологический журнал. 1997. — Т. 18. -№ 2. — С. 3−17.
  64. К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления: Сб. пер. с нем. и англ. / Под ред. A.M. Матюшкина- М.: Прогресс, 1965. С. 21−85.
  65. К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления: Сб. пер. с нем. и англ. / Под ред. A.M. Матюшкина -М.: Прогресс, 1965. С. 86−234.
  66. ЕфановаМ.И. Проявление потенциала самореализации личности в особенностях познавательного целеобразования: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — Барнаул, 2005. 18 с.
  67. .В. Патология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.-244 с.
  68. .В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. унта, 1981.-116 с.
  69. ЗинченкоВ.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 7−20.
  70. ЗинченкоВ.П. От классической к органической психологии (продолжение) // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 6−25.
  71. В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. -№ 1.-С. 97−105.
  72. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М: Тривола, 1994. — 303 с.
  73. В.В. О мнемических компонентах целеобразования в наглядном мышлении // Деятельность и психические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР, г. Москва. 27 июня-2 июля 1977 г. М., 1977. — С. 61.
  74. В.В. Мнемические компоненты целеобразования в мыслительной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1978. -25 с.
  75. В.В. Влияние особенностей восприятия и оперативной памяти на процессы целеобразования при решении задачи // Вопросы психологии. 1979.-№ 5.-С. 106−112.
  76. В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 18−26.
  77. В.В. Психология понимания в познании и общении: Дисс. в виде науч. докл. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. М., 1995. — 77 с.
  78. В.В. А.В. Брушлинский: верность традициям и эволюция научных взглядов // Творческое наследие А.В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во Инст. Психологии РАН, 2003. — С. 17−24.
  79. Интеллект человека и программы ЭВМ / Отв. ред. O.K. Тихомирова. -М.: Наука, 1979.-231 с.
  80. В.И. Психологический универсум человека ноэтического // Психологический универсум образования человека ноэтического. Томск: Водолей, 1999. — С. 47−59.
  81. В.И. Личность как встреча // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность — коммуникация толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — С. 73−102.
  82. В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования: Учеб.-метод. пособие. Томск, ЦПКЖК, 2002. — 88 с.
  83. Е.А. Об амбифлекторной природе психического // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — М., 1992. — № 1. — С. 51−60.
  84. А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы: Дис. канд. психол. наук. -Барнаул, 2001. 167 с.
  85. А.В. Смыслообразование как механизм становления многомерного мира человека // Творческое наследие А. В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во Инст. Психологии РАН, 2003. — С. 364−368.
  86. В.Е. Целеобразование и формирование оценок в ходе постановки и решения мыслительных задач: Дисс. канд. психол. наук. -Караганда, 1977. 170 с.
  87. В.Е. Экспериментальное исследование инициации мыслительной деятельности // Деятельность и психические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР, г. Москва. 27 июня-2 июля 1977 г. М., 1977. — С. 64−65.
  88. В.Е. Целеобразование и формирование оценок в ходе постановки и решения мыслительных задач: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Караганда, 1978. — 23 с.
  89. В.Е. Целеобразование и динамика оценок в ходе решения мыслительных задач // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -С. 87−95.
  90. В.Е. Динамика типологических форм системного подхода в психологии и перспективы развития психологической науки. — Депонировано в ИНИОН АН СССР. № 29 171. — М., 1987. — 27 с.
  91. В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование (для слушателей ФПК и учителей): Учебное пособие. Караганда: Изд-во КарГу, 1987.-79 с.
  92. В.Е. Историко-системный подход в психологии // Методология и история психологии: Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. — С. 67−68.
  93. В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Дисс. докт. психол. наук. — М., 1991. 392 с.
  94. В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. 1995. — № 3−4. — С. 104−112.
  95. В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. 1996. — Вып. 2. — С. 7−18.
  96. В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. 1997. -Вып. 5.-С. 19−26.
  97. В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. — № 8−9. -С. 7−15.
  98. В.Е. Онтологизация психологии и психодиагностика // Психологическая диагностика в образовательной практике: Материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. -С. 3−8.
  99. В.Е. Предмет науки и психосинергетика // Психологическое исследование: методология, теория, методы. Материалы II региональной школы молодого ученого, г. Бийск. 27 февраля-2 марта 2000 г. Бийск, 2000. -С. 3−6.
  100. В.Е. Психосинергетика: новый взгляд на старые проблемы // Психологическая диагностика в образовательной практике: Материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. -С. 3−7.
  101. В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: Материалы региональной конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. -С. 3−7.
  102. В.Е. Контуры постнеклассической парадигмы в творчестве O.K. Тихомирова // Творческое наследие А. В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во Инст. психологии РАН, 2003. — С. 34−42.
  103. В.Е. Щит Персея и круг Хомы: психоисторический этюд // Сибирский психологический журнал. 2004. — № 19.-С. 11−17.
  104. В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. — 189 с.
  105. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во Томского унта, 1999.-154 с.
  106. В.Е., Джакупов С. М. Мыслительная деятельность и эмоции // Вопросы психологии. 1981. -№ 3. — С. 169−171.
  107. В.Е., Краснорядцева О. М. Инициация мышления. Деп. в ИНИОН АН СССР. — № 33 868. — Караганда: Караганд. гос. ун-т, 1988. -209 с.
  108. И 6. Князева Е. Н. Случайность, которая творит мир. Новые представления о самоорганизации в природе и обществе // В поисках нового мировидения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. -М.: Знание, 1991. С. 3−31.
  109. Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. М: Прогресс-Традиция, 2000. — С. 243−261.
  110. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 62−79.
  111. О.С. Исследование эмоциональной регуляции мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1982.- 16 с.
  112. Т.В. Целеобразование при решении задач в «диалоге» с ЭВМ в условиях общения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1980. -23 с.
  113. О.М. Регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1986. 25 с.
  114. О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Дисс. докт. психол. наук. М., 1996.-341 с.
  115. О.М. Методологические основания исследования мышления в реальной (профессиональной) деятельности // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. — Вып. 5. — С. 33−38.
  116. О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.- 114 с.
  117. К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал.-1990.-Т. 11. № 5. — С. 134−158.
  118. А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. -1972.-№ 9.-С. 129−140.
  119. А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии.1974.-№ 5.-С. 65−78.
  120. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  121. А.Н. Психология образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1979. — № 2. — С. 3−13.
  122. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  123. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1983. Т. 2. -318 с.
  124. А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 287 с.
  125. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. -511 с.
  126. Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-С. 40−54.
  127. Д.А., ПатяеваЕ.Ю. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. -№ 5.-С. 5−16.
  128. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  129. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 432 с.
  130. Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1988. 19 с.
  131. К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. -1997. -№ 3. С. 48−61.
  132. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. -1990.-365 с.
  133. Д., Прибрам К., Галантер Ю. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965. — 238 с.
  134. А.А. На пути к системной психологии развития // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. -№ 3. — С. 3−12.
  135. В.И. Категория субъекта: методология и исследования // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 140−144.
  136. П.А. Психология в аспекте типов научной рациональности // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 3−18.
  137. Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: Дисс. докт. психол. наук. Барнаул, 2005. — 346 с.
  138. Памяти Олега Константиновича Тихомирова // Вестник Моск. Унта.-Сер. 14. Психология.-2001.-№ 2.-С. 112.
  139. O.K. Тихомирова // Педагог: наука, технология, практика. -2001.-№ 1 (10).-С. 121.
  140. И.С. Онтология рациональности. Век XXI // Философские дескрипты. Вып. 2. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. — С. 208 213.
  141. К.К. Система психологии и тория отражения. М.: Наука, 1982.-309 с.
  142. Н.И. Влияние языков программирования на целеобразование в деятельности пользователя ЭВМ: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988. — 25 с.
  143. Э.Д., Тихомиров O.K. О функциях движений глаз // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — Вып. 1. — С. 25−30.
  144. И. Философия нестабильности. Вопросы философии. — 1991.-№ 6.-С. 46−57.
  145. И. Наука, разум и страсть // Знание-сила. 1997. — № 9. — С. 44−56.
  146. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М: Изд-во ИПРАН, 1997. — 574 с.
  147. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 232 с.
  148. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. O.K. Тихомиров. -М.: Наука, 1975. 254 с.
  149. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1977. — 259 с.
  150. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. — 128 с.
  151. В.Н. К пониманию эвристической деятельности в кибернетики и психологии // Вопросы психологии. 1965. — № 1. — С. 9−20.
  152. В.Н. Оперативное мышление в больших системах. M.-JL: Энергия, 1965. -375 с.
  153. В.Н. Психология мышления и принципы эвристического программирования // Вопросы психологии. 1967. -№ 6. — С. 101−117.
  154. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.-271 с.
  155. В.Н. Об изучении мышления как процесса // Вопросы психологии. 1969. — № 6. — С. 20−35.
  156. В.Н. Психология и кибернетика. М.: Педагогика, 1971. -231 с.
  157. С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  158. С.Л. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1976.-416 с.
  159. С.Л. Очерки, воспоминания, материалы. М: Наука, 1989.-435 с.
  160. П.В. Эмоциональное возбуждение и психический мутагенез // Тезисы докладов II симпозиума по проблеме «человек -машина». Тбилиси, 1966.
  161. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  162. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. -416 с.
  163. Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во МГУ, 1958.
  164. Е.Е. «Неклассическая» психология А.Н. Леонтьева и его школы // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 6 — С. 14−23.
  165. B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М: Прогресс — Традиция, 2000. — 743 с.
  166. B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. — № 8. — С. 5−17.
  167. Э.Д. Анализ отношения средств к цели как эвристика человека и машины // Проблемы нейрокибернетики: Рефераты докладов III Всесоюзной конференции по нейрокибернетике. 7−12 сентября 1967 г. -Р-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1967. С. 145−146.
  168. Э.Д. Психологический анализ эвристик человека: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1967. 17 с.
  169. Э.Д. Движения глаз в структуре интеллектуальной и мнестической функции // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. — Вып. 2. — С. 93−98.
  170. Э.Д. Исследование моторных компонентов умственной деятельности. Сообщение III. Движение глаз как индикатор процесса мышления // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1970. -№ 2.-С. 23−27.
  171. Э.Д. Продуктивные функции гипотез в структуре наглядно-действенного мышления человека // Психология технического творчества: Тезисы докладов симпозиума, г. Москва. 11−13 декабря 1973 г. -М., 1973.-С. 291−295.
  172. Э.Д. Виды и функции гипотез в структуре наглядно-действенного мышления // Психологические исследования творческой деятельности. / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. — С. 23−49.
  173. Э.Д. Роль мотивов в управлении мыслительной деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека: Доклады всесоюзной конференции, г. Москва 11−13 июня 1975 г. М.: Изд-во МГУ, 1975. — С. 168−177.
  174. Э.Д. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых действий в процессе мышления // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 91−100.
  175. Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности // «Искусственный интеллект» и психология / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1976.-С. 41−95.
  176. Э.Д. Функции мотивов в регуляции мышления человека // Деятельность и психические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР, г. Москва. 27 июня-2 июля 1977 г. М., 1977. -С. 84−85.
  177. Э.Д. Соотношение мотивов и целей в структуре деятельности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -С. 38−45.
  178. Э.Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека: Дисс. докт. психол. наук. -М., 1993.-370 с.
  179. Э. Д., Волкова Т. Г. Мотивация и процессы целеобразования // Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1977. — С. 21−50.
  180. Т.И. Роль эмоциональных факторов в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследованияинтеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 68−74.
  181. В.А. Исследование механизмов регуляции поиска решения задачи (эвристик): Автореф. дисс. канд. пед. наук (по психологии). М.: Изд-во МГУ, 1967.- 19 с.
  182. В.А. Исследование эвристик // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. Вып. 1. — С. 31−36.
  183. В.А. Процессы целеообразования в деятельности человека // Психология технического творчества: Тезисы докладов симпозиума, г. Москва. 11−13 декабря 1973 г. С. 295−299.
  184. В.А., Васильев И. А. Исследование процессов целеобразования при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. -1975.-№ 1.-С. 12−21.
  185. В.А., Васильев И. А. К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. O.K. Тихомиров. -М.: Наука, 1975. С. 100−142.
  186. O.K. Принцип избирательности в мышлении // Вопросы психологии. — 1965. № 6. — С. 16−32.
  187. O.K. Эвристики человека и машины // Вопросы философии. 1966. — № 4. — С. 99−109.
  188. O.K. Экспериментальный анализ эвристик // Эвристические процессы в мыслительной деятельности: XVIII Международный психологический конгресс. М.: Наука, 1966. -Симпозиум 25. — С. 25−32.
  189. O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретического и экспериментального исследования): Автореф. дисс. докт. пед. наук (по психологии). М.: Изд-во МГУ, 1967. — 32 с.
  190. O.K. Эвристика как проблема психологии мышления // Психологические исследования. Сборник статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-С. 87−100.
  191. O.K. «Искусственный интеллект» и мышление человека // Проблемы нейрокибернетики: Материалы III Всесоюзной конференции по нейрокибернетике (7−12 сент. 1967 г.). Р-н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1969. -Том III.-С. 128−133.
  192. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. 304 с.
  193. O.K. Мышление как психическая деятельность // Современные проблемы теории познания диалектического материализма. -М.: Мысль, 1970. Т. И. — С. 257−307.
  194. O.K. Психологические последствия компьютеризации // Человек и компьютер / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-Вып. 1.-С. 232−262.
  195. O.K. Некоторые актуальные проблемы развития психологической теории мышления // Психология технического творчества: Тезисы докладов симпозиума, г. Москва 11−13 декабря 1973 г. М., 1973. -С. 300−302.
  196. O.K. Информационная и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1974. — № 1. — С. 40−48.
  197. O.K. Познавательная потребность // Проблемы формирования социогенных потребностей: Материалы I всесоюзной конференции, г. Тбилиси. 4−6 ноября 1974. Тбилиси, 1974. — С. 102−105.
  198. O.K. Актуальные проблемы развития психологической теории мышления // Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. — С. 5−22.
  199. O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека: Доклады всесоюзной конференции, г. Москва 11 -13 июня 1975 г.-М.: Изд-во МГУ, 1975.-С. 179−192.
  200. O.K. Вклад психологических исследований мышления в общую теорию деятельности // Деятельность и психические процессы: Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов СССР, г. Москва. 27 июня-2 июля 1977 г. М., 1977. — С. 85.
  201. O.K. Понятие «цель» и «целеобразование в психологии // Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова. -М.: Наука, 1977. С. 5−20.
  202. O.K. Исследование целеобразования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. -№ 1. — С. 17−26.
  203. O.K. Теоретические проблемы исследования бессознательного // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 31−39.
  204. O.K. Проблемы системного подхода в психологической науке // Методологические проблемы общественных и гуманитарных наук. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 145−159.
  205. O.K. Теория психологических систем // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. — № 2. — С. 3−13.
  206. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 270 с.
  207. O.K. Понятия и принципы общей психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК факультетов психологии М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-87 с.
  208. O.K. Информационный век и теория JI.C. Выготского // Психологический журнал. 1993. — № 1. — С. 114−119.
  209. O.K. Теория деятельности, измененная информационной технологией // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. — № 2. -С. 31−41.
  210. O.K., Бабанин JI.H. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -204 с.
  211. O.K., Богданова Т. Г. Исследование структурирующей функции мотива // Психологический журнал. 1983. — Том 4. — № 6. — С. 5462.
  212. O.K., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик // Проблемы нейрокибернетики. Рефераты докладов III Всесоюзной конференции по нейрокибернетике. -Р-н/Д., 1967. С. 148−149.
  213. O.K., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — Вып. 1. -С. 3−24
  214. O.K., Знаков В. В. Мышление, знание, понимание // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. -№ 2. — С. 6−16.
  215. O.K., Клочко В. Е. Формирование оценок на начальной стадии решения задачи // Сборник научных трудов по гуманитарным наукам. Караганда: Карагандинский гос. ун-т, 1974. — С. 283−288.
  216. O.K., Клочко В. Е. Формирование оценок в ходе решения мыслительной задачи // Сборник научных трудов по гуманитарным наукам. -Караганда: Карагандинский гос. ун-т, 1974. С. 289−295.
  217. O.K., Клочко В. Е. Обнаружение противоречия как начальный этап формирования задачи // «Искусственный интеллект» и психология / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1976. — С. 176−205.
  218. O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 2331.
  219. O.K., Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Саморегуляция мыслительной деятельности на стадии инициации. Деп. в ИНИОН АН СССР. — № 15 772 — Караганда: Караганд. гос. ун-т, 1984. — 17 с.
  220. O.K., Телегина Э. Д. Анализ соотношения средств к цели как эвристика // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 75−90.
  221. O.K., Терехов В. А. Эвристики человека // Вопросы психологии. 1967. — № 2. — С. 26−41.
  222. O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи // Вопросы психологии. 1969. — № 4. — С. 6684.
  223. O.K., Познянская Э. Д. Исследование зрительного поиска как путь к анализу эвристик // Вопросы психологии. 1966. — № 4. — С. 39−53.
  224. O.K., Фугельзанг Ю. Е. Эмоциональные состояния как компонент эвристик // Проблемы нейрокибернетики: Рефераты докладов II межвузовской конференции по нейрокибернетике (30 сент. 5 окт. 1965 г.). -Р-н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1965. — С. 95−96.
  225. Д.Н. Теория установки. М.-Воронеж, 1977. — 447 с.
  226. ФраклВ. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общая ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  227. Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., 2001.-351 с.
  228. А.Г. Диалектика взаимодействия и отражения. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1985. 176 с.
  229. Г. А. Общая теория жизни: (Диалектика формирования). М.: Мысль, 1985.-256 с.
  230. А.В. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 6−14.
  231. А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. 1999. -№ 2. -С. 3−11.
  232. А.В. Психология и методология // Психологический журнал. 2000. — Т. 21.-№ 5.-С. 35−45.
  233. А.В. Интеграция психологии: утопия или реальность? // Вопросы психологии. 2005. — № 3. — С. 16−28.
  234. М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1971. С. 204−223.
  235. Buhler Ch. Basic Theoretical Concepts of Humanistic Psychology // Amer. Psychologist. 1971. — Vol. 26.
  236. De Groot A.D. Thought and choice in chess. The Hague: Mouton and Co, 1965.
  237. De Groot A.D., Jongman W. Heuristics in Perceptual Processes. An investigation of chess perception // Heuristic Processes in Thinking: 25 Symposium XVIII International Congress of Psychology. M.: Science, 1966.
  238. Frankl V. Logos, paradox and the search for meaning // Cognition and psychotherapy / M.J. Mahoney, A. Freeman. N.Y.: Plenum, 1985. — P. 259−275.
  239. Lewin K. Field theory in social science. -N.Y.: Mentor, 1959. 357 p.
  240. Newell A., Simon H.A. Programs as theories of higher mental processes. In Stacy R.W., Waxman B. (eds.) Computers in Biomedical Research Acad. Press. -N.Y.: Acad. Press., 1965.
  241. Newell A., Shaw J.C., Simon H.A. Chess-playing programs and the problem of complexity // J. Res. and Development (IBM) 1958. — vol. 2. — No. 4. — P. 320−335.
  242. Newell A., Shaw J. C, Simon H.A. Elements of theory of human problem solving //Psychological Review. 1958. — vol. 65. — No. 3. — P. 151−166.
  243. Newell A., Shaw J.C. and Simon H.A. The processes of creative thinking // Contemporary approaches to creative thinking. New York, 1963.
  244. Reitman W.R. Cognition and Thought. — New York: John Wiley a. Sons, 1965.
  245. Simon H.A., Newel 1 A. Information processing in computer and man // Am. Scientist. 1964. — № 52.
  246. Tikhomirov O.K. Experimental Analysis of Heuristics // Heuristic Processes in Thinking: 25 Symposium XVIII International Congress of Psychology. M.: Science, 1966. — P. 33−43.
Заполнить форму текущей работой