Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Посттравматический стресс. 
Психологическое консультирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень важно для людей, переживших травму, обращение к собственным ресурсам. Нужно помочь человеку открыть их в себе. Это может быть и уход в безопасное место (придуманное или реальное), и обращение к внешним ресурсам (родным, близким, друзьям), к природе. Интересен опыт института «Олимпия», благотворительной общественной организации в штате Калифорния (США), которая использует первозданную… Читать ещё >

Посттравматический стресс. Психологическое консультирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Словосочетание «посттравматическое стрессовое расстройство» все более активно входит не только в язык профессионалов, работающих с категорией лиц, переживших травму, но и в обиход простых людей. Войны, катастрофы, бедствия приводят к тому, что людей, страдающих посттравматическим расстройством, становится все больше и больше. Например, исследования подтверждают, что все участники войн испытывают на себе последствия различных психотравмирующих факторов (А. Фрюкхольм, А. И. Воробьев, В. И. Булыко, А. В. Рустанович). Актуальность этой проблемы настолько высока, что постоянно проводятся новые исследования, которые позволяют не только выработать представление о данном расстройстве, но и обозначить направления работы с людьми, пережившими травму. Если раньше казалось, что редкий и только узко специализированный психолог работает с посттравматическим стрессом, то сейчас нужно быть готовым к тому, что любой из практикующих психотерапевтов может встретиться с таким человеком или в профессиональном, или в личном пространстве. Задачей данного фрагмента является знакомство с понятием и особенностями переживаний людей после травмы.

Травма подразумевает внезапную, массированную и непреодолимую угрозу безопасности человека. Характерной чертой травматического события является его внезапность и быстрота, так что мозг человека часто не успевает обработать его, что приводит к информационной перегрузке. Человек не может осознать, что с ним произошло и что ему теперь делать. Травматическое событие нарушает привычный образ жизни человека. Травматический стресс может быть результатом различных угрожающих жизни событий, включая природные бедствия (наводнения, ураганы, землетрясения), сексуальное злоупотребление, сексуальное насилие, нахождение в зоне военных действий (бомбежки, стрельба и т. д.), присутствие при ужасных событиях, случающихся с другими людьми, несчастные случаи, катастрофы. Существует много типов травматических ситуаций, но характерным для посттравматического стресса становится переживание человеком чувства беспомощности, ужаса, бессилия, страха, ощущения невозможности что-либо сделать. Итак, посттравматическое стрессовое расстройство — это комплекс реакций (физических, эмоциональных, поведенческих, психологических, когнитивных) на травму. Следует при этом подчеркнуть, что посттравматическое стрессовое расстройство — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Разные люди по-разному реагируют на травму. Развитие постгравматического стрессового расстройства обусловлено личностными особенностями людей, наличием алкогольной или наркотической зависимости, социальным контекстом, предшествующим травматическим опытом (несчастные случаи в прошлом, насилие в детстве и т. д.), возрастом (преодоление экстремальных ситуаций труднее для молодых и пожилых людей), множественностью стрессора и т. д. Такие личностные особенности, как высокая самооценка, способность к эмоциональному самоконтролю, ощущение важности собственного существования, чувство независимости, открытость изменениям, способность извлекать опыт из различных ситуаций и интеграция травматического опыта других, помогают пережить травму. Из исследования, проведенного В. Винтер, следует, что часть испытуемых, воевавших в Чечне, оценила свое пребывание там как позитивный жизненный опыт, способствующий повышению самоуважения и личностному росту.

Психологи выделяют ряд факторов, усиливающих страдания людей, переживающих травму:

> Внезапность. Чем внезапнее событие, тем оно более разрушительно.

> Отсутствие похожего опыта. Люди зачастую не имеют опыта переживания подобных моментов в своей жизни и научиться этому не могут.

> Длительность и интенсивность стресса. Стресс может быть сильным и очень продолжительным. В этом случае посттравматические стрессы усиливаются с каждым последующим днем.

> Недостаток контроля. Находясь в центре события, человек теряет контроль над ситуацией (например, никто не может контролировать природные бедствия), перестает верить в то, что он способен что-то контролировать в собственной жизни.

> Горе и утрата. В данном случае имеется в виду утрата как близких людей (природные бедствия, несчастные случаи, катастрофы, войны), так и социального положения.

> Постоянные изменения. Зачастую становится невозможным восстановить те условия, которые были раньше, и человеку приходится существовать в совершенно новых, иногда враждебных для него условиях.

> Экспозиция смерти. Столкновение со смертью (угроза собственной жизни либо смерть другого человека) может вызвать тяжелый экзистенциальный кризис.

> Моральная неуверенность. Человек, оказавшийся в ситуации катастрофы, должен принимать быстрые решения, которые связаны с его системой ценностей — кого спасать, кого обвинять, как реагировать.

> Поведение во время событий. Оценка собственного поведения сильно влияет на переживание травматического события. Может возникнуть чувство вины за выживание, что вызывает повышенную критичность к себе и другим, самообвинение, самоуничижение.

> Масштаб разрушений. Здесь можно говорить онеобходимости адаптироваться к новым условиям существования.

Для диагностики посттравматического стрессового расстройства существуют критерии, занесенные в версию диагностического стандарта — DSM-IV:

А. Человек находился под воздействием травмирующего события, при котором имели место следующие явления:

  • 1. Человек был свидетелем или участником события или событий, которые представляли реальную или возможную угрозу (смерть, серьезный вред или нарушение физической целостности) самому больному или другим людям.
  • 2. Реакция проявлялась в виде страха, беспомощности или ужаса. У детей это может выразиться в дезорганизованном или ажитированном поведении.

Б. Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких проявлений:

  • 1. Повторные, навязчивые воспоминания о событиях, включая образы, мысли или ощущения. У детей возможны игры, отражающие пережитую травму.
  • 2. Повторяющиеся и вызывающие значительное беспокойство сны о пережитом событии. Это могут быть также страшные сны непонятного содержания.
  • 3. Такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова (иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды, которые могут возникать в состоянии опьянения или при пробуждении).
  • 4. Сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-либо аспект травмирующего события.
  • 5. Физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-либо аспект травмирующего события.

В. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и общее оцепенение (отсутствующие до травмы), о которых свидетельствуют по крайней мере три признака из следующих:

  • 1. Попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой.
  • 2. Попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме.
  • 3. Частичная или полная амнезия важных аспектов травмы.
  • 4. Выраженное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности или к участию в них.
  • 5. Чувство отрешенности или отчужденности от окружающих.
  • 6. Сужение диапазона аффективной реакции (например, неспособность переживать любовь).
  • 7. Неспособность ориентироваться на длительную жизненную перспективу (например, человек не планирует заниматься карьерой, жениться и т. д.)

Г. Устойчивые проявления повышенного возбуждения (отсутствующие до травмы), о которых свидетельствуют не менее двух признаков из следующих:

  • 1. Трудности при засыпании или нарушение продолжительности сна.
  • 2. Раздражительность или вспышки гнева.
  • 3. Трудность концентрации внимания.
  • 4. Сверхнастороженность.
  • 5. Усиленная реакция на испуг.

Д. Продолжительность расстройства (признаки, описанные в пунктах Б, В, Г) более одного месяца.

Е. Расстройство вызывает клинически значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой и других сферах жизнедеятельности.

Выделяют острый (если симптомы сохраняются менее трех месяцев), хронический (если симптомы сохраняются три месяца и более) и отсроченный (если симптомы возникают по меньшей мере через шесть месяцев после окончания воздействия стрессора) типы расстройства.

Как мы видим, посттравматическое стрессовое расстройство существует в медицинской психологии не только как понятие, но и как диагноз и критерии оценки. Однако с посттравматическим стрессом встречаются в своей практике не только медицинские психологи, но и психологи, работающие, например, в школе. Поэтому иметь представление о посттравматическом стрессе должен любой психолог, работающий с людьми. Психологическое консультирование не может пройти мимо этого вопроса. Это вовсе не значит, что любой неопытный психологконсультант может взять на себя ответственность за консультирование такого человека, ведь это чревато повторной травмой, но, если психолог-консультант в силах оказать адекватную в данной ситуации помощь, он не должен отказывать в ней клиенту. Следует осознавать важность обеспечения комплексного подхода к человеку, страдающему посттравматическим стрессовым расстройством, и привлекать к совместной деятельности других специалистов, а также использовать медикаментозную помощь.

Diane Malnekoff считает, что в отличие от расстройства, описанного в DSM-IV, существует нормальный посттравматический стресс, который характеризуется тремя основными типами реакции: переживанием заново ситуации; поведенческим избеганием и/или эмоциональной нечувствительностью к стимулам, ассоциирующимся с событием; повышенной психологической возбудимостью.

Переживание заново травматической ситуации. При этом повышается чувствительность к стимулам, которые напоминают травму. Например, ветераны войны могут чувствовать страх и пытаться спрятаться при ударах грома; люди, пережившие землетрясение, иногда ощущают беспокойство при вибрации дома от проезжающего трамвая или грузовика. Люди реагируют на стимул так же, как реагировали на начальное событие. Навязчивые, непроизвольные воспоминания о событии, кошмарные сны — это другие формы переживания события заново. Существуют так называемые «flash back», которые представляют собой внезапные вспышки пережитого в сознании. Во время этих вспышек воспоминания о случившемся настолько ярки, что события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее реальными. Очень часто человек начинает вести себя соответственно этим вспышкам, то есть он может стать агрессивным, или спрятаться под кроватью, или производить какие-либо действия, которые со стороны могут казаться ненормальными и восприниматься неадекватно ситуации.

Поведенческое избегание и/или эмоциональная нечувствительность проявляются в том, что люди, пережившие травму, часто пытаются избежать мыслей и чувств, которые могут вызывать воспоминания о ней. При описании травматичного события человек вдруг обнаруживает, что не помнит какую-то его часть и всячески избегает любых ситуаций, которые напоминают о травме. Эмоциональная нечувствительность может выражаться в снижении или полном отсутствии активности, которая была им свойственна раньше, в избегании и отгороженности от других людей, в неустроенности личной жизни, в снижении способности радоваться и вообще чувствовать.

Повышенная психологическая возбудимость выражается в нарушениях сна, преувеличенной реакции испуга, учащенном пульсе и других физиологических реакциях. Она может проявляться в повышенной раздражительности, ярости, гневе, тяге к насилию. Например, исследование В. Винтер подтверждает, что для обследованных участников войны в Чечне характерна общая тревожность, которая проявляется в беспокойстве, страхе, неуверенности в себе. Они в значительной степени страдают от чрезмерной раздражительности по различным поводам. По данным А. Л. Пушкарева, В. А. Доморацкого и Е. Г. Гордеевой, возбудимость проявляется также в снижении устойчивости внимания, повышенной осторожности, бдительности.

Важные показатели наличия посттравматического стресса — депрессия, тревога, соматические проблемы, импульсивное поведение, нарушение чувства времени. Очень часто, пытаясь заглушить навязчивые воспоминания о травматичных событиях, человек начинает злоупотреблять наркотическими веществами, алкоголем.

Diane Malnekoff выделяет четыре категории симптомов посттравматического стресса: эмоциональные, когнитивные, физические и психосоциальные.

Эмоциональные: шок, гнев, страх, ужас, горе, неверие, ярость, вина, ранимость, раздражительность, беспомощность, отстранение, безразличие.

Когнитивные: сниженная концентрация внимания, смущение, замешательство, дезориентация, рассеянность, снижение продуктивности, снижение интересов, ориентация на прошлое.

Физические: утомительность, усталость, бессонница, ночные кошмары, гипервозбудимость, преувеличенная реакция испуга, соматические заболевания, напряжение.

Психосоциальные: отчуждение, социальный уход, удаление, повышенное напряжение во взаимоотношениях, злоупотребления, профессиональная нетрудоспособность, семейные проблемы.

Доктор Левайн (американский психотерапевт) отмечает, что посттравматические симптомы представляют собой незаконченные реакции, напоминающие симптоматические до тех пор, пока они не получат разрешения. В этом случае посттравматические реакции представляют собой ответные реакции, как бы «остановившиеся во времени». Он утверждает, что между боевой травмой и неразрешенными проблемами, оставшимися с детства или происшедшими в ранней юности, существует связь. Поэтому в процессе терапии обязательно всплывают старые травмы. Можно согласиться с тем, что если они «всплывают», нужно уделять им внимание, но, скорее всего, человек в кризисном состоянии не сможет справиться с множеством травм, пережитых им. Поэтому более важно концентрироваться на чем-то одном, и только когда клиент будет достаточно готов к тому, чтобы обращаться к старым травмам, начать прорабатывать и их. Как и в работе с кризисом, здесь важно концентрировать свое внимание на проблеме, а не на истории человека.

Можно отметить, что при посттравматическом стрессе происходят нарушения на всех уровнях человеческого существования, поэтому и восстановление должно происходить на всех этих уровнях. Ни в коем случае нельзя преуменьшать значение такого факта, как упорядочивание обыденного жизненного существования. Важно помочь человеку, перенесшему травму, войти в нормальное русло собственной жизни. Здесь будут полезны следующие рекомендации: составление плана на день, разумная диета (особенно у детей), выполнение физических упражнений. Упорядочивание помогает восстановить контроль над собственной жизнью и поддерживать нормальный уровень выживания. Иногда простые вопросы о том, как живет человек, как он заботится о себе, как получает удовольствие в данный период жизни, какие потребности у него существуют и как он их осуществляет, стимулируют клиента к пересмотру собственной жизни в строну ее упорядочивания.

Также важно позволить человеку переживать и страдать. Консультант всегда должен помнить сам и напоминать клиенту о том, что все, что с ним происходит, — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Для того чтобы клиент смог позволить себе переживать посттравматический стресс во всей полноте, сам консультант должен быть готов к тому, что обязательно возникнут сильные чувства, и создать такие условия, чтобы клиент смог к этим переживаниям обратиться. Особое значение в этом случае приобретает безопасность. Человеку, пережившему травму, сложно почувствовать себя в безопасности: все напоминает о случившемся, воспоминания приносят сильную боль. Поэтому задача консультанта — сделать все возможное, чтобы создать атмосферу доверительности и безопасности. Нельзя заставлять человека рассказывать о событии, нужно следовать за ним и создавать условия для того, чтобы человек сам обратился к пережитому. Посттравматический стресс нередко сопровождается переживанием потери, причем это может быть потеря близкого человека, привычного образа жизни и т. д. Важно помочь клиенту переживать это горе. Горевание и оплакивание — важнейший процесс на пути к выздоровлению. Г. Перри пишет о том, что горе — это не болезнь или психологическая проблема, а способ прорваться через переживание потери. Поощряйте человека к гореванию.

Не избегайте говорить о случившемся несчастье и о переживаниях, связанных с ним. Этим вы поддержите человека и поможете ему установить связь между симптомами, которые у него присутствуют, и травматическим событием, прояснить хаос переживаний. Говорите о чувствах, которые возникали и возникают сейчас. Иногда важно прояснить как человек приспосабливается к изменившейся жизни. Можно задавать такие вопросы:

> Какие другие значительные события или потери случались в вашей жизни до травматического события?

> Как вы приспосабливались к этому событию?

> Какие стрессовые события переживаете сейчас?

> Как много у вас социальной поддержки? Как вы ее принимаете?

> Что для вас значило травмирующее событие?

> Как травмирующее событие отразилось на вашей жизни, работе, здоровье?

> Какие стратегии вы применяли для того, чтобы справиться с травмой?

Эти вопросы помогают получить представление о воздействии травматического события и направлении оказания поддержки. Однако следует помнить, что вопросы не являются самоцелью, как, впрочем, и другие методы и техники, и вряд ли принесут пользу, если концентрироваться только на них. Они важны как вспомогательное средство, но не более того.

Иногда возникает необходимость обратиться за помощью к близким людям человека, переживающего травму.

Поэтому важно сохранять контакты со значимыми для клиента людьми. Непрофессиональная поддержка окружающих не менее результативна, чем профессиональная помощь. Она может выражаться в тактильных контактах, контактах глаз, ободряющих словах, слушании, разговорах о переживаниях. Очень полезны встречи с людьми, пережившими схожие травмы, например, существуют сообщества воинов-интернационалистов или группы женщин, переживших насилие, и т. д. Причем эти сообщества необязательно строятся по принципу групповой терапии, это могут быть объединения людей, которые оказывают друг другу необходимую поддержку.

Не забывайте о том, как важно, чтобы кто-то был рядом с человеком, когда он обращается к болезненным переживаниям. Возможно, вам вообще не придется говорить, но ваше присутствие рядом с клиентом может быть тем единственным средством, которое в данный момент является для него лечебным.

Помогайте человеку интегрировать травматичный опыт. Важно осознать, что произошло. Имеется в виду не только само событие, но и отношение к нему, наполнение его своим личностным смыслом. Ведь человек реагирует не на событие, а на то, как он его воспринимает и какой смысл оно для него приобретает. В. Каган отмечает, что объективные события — даже самые необычные — не несут в себе травмирующего или драматического значения, которое формируется при встрече события с личностными смыслами.

Очень часто участники военных действий занимают позицию «жертвы», возлагая всю ответственность за травмирующее их состояние на государство, правительство, окружающих. В этом случае задача консультанта — помочь клиенту осознать ответственность за свою жизнь, а точнее, помочь ему вернуть себе ответственность, а следовательно, и контроль над собственным существованием.

Не пытайтесь успокоить человека, пережившего травму. Слова о том, что могло быть и хуже, не приведут к осознанию этого факта, но могут подтолкнуть человека к мысли, что вы не понимаете и не принимаете его. То, что происходит с ним, уникально, болезненно и зачастую невыносимо, и он не поверит вашим словам. Просто старайтесь поддержать его в его переживаниях.

Очень важно для людей, переживших травму, обращение к собственным ресурсам. Нужно помочь человеку открыть их в себе. Это может быть и уход в безопасное место (придуманное или реальное), и обращение к внешним ресурсам (родным, близким, друзьям), к природе. Интересен опыт института «Олимпия», благотворительной общественной организации в штате Калифорния (США), которая использует первозданную природу в качестве среды, предоставляющей человеку возможность непосредственно испытать переход от травматической фиксации к скрытым резервам своего организма. Переживаемые в уединении с природой ощущения мгновенности и беспредельности происходящих в ней перемен не таят опасности и потому могут стать эффективным терапевтическим средством при лечении последствий посттравматического стресса. Природа помогает восстановить внутреннее равновесие и вернуться к себе. Осознание единения с миром, переживание «здесь и сейчас» наполняет человека природной терапией и позволяет почувствовать себя живым.

Положительные результаты в работе с посттравматическим стрессом дает арттерапия. Рисунок, лепка, музыка и т. д. помогают опосредованно обращаться к травматичному опыту даже тогда, когда человек не готов говорить о нем прямо. Использование искусства помогает познать собственный творческий потенциал и высвободить здоровую энергию, и, следовательно, вновь обратиться к собственным ресурсам.

По мнению А. Л. Пушкарева, В. А. Доморацкого и Е. Г. Гордеевой, посттравматическая психотерапия может проходить в три этапа:

  • •Фустановление доверительного безопасного контакта, дающего право на «получение доступа» к тщательно охраняемому травматическому материалу;
  • •Фтерапия, центрированная на травме, с исследованием травматического материала, работа с избеганием, отрешенностью и отчужденностью;
  • -Фстадия, помогающая человеку отделиться от травмы и воссоединиться с семьей, друзьями, обществом.

Говоря о работе с посттравматическим стрессом, следует отметить необходимость не только длительной помощи людям, пережившим травму, но и краткосрочной «скорой» помощи, которую имеет смысл осуществлять на месте событий (например, на месте стихийных бедствий и катастроф в «горячей» точке). Психологическая помощь, которая оказывается людям вскоре после участия их в травматической ситуации, получила название дебрифинга. Е. М. Черепанова описывает психологический дебрифинг как особым образом организованное обсуждение, которое может проводиться как психологом, так и специально обученным персоналом, рассматриваемое как форма кризисной интервенции и проводимое в группах людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие. Общая цель группового обсуждения — минимизация психологических страданий. Дебрифинг позволяет решить следующие задачи:

  • -у* проработка впечатлений, реакций и чувств;
  • •Фпомощь в когнитивной организации переживаемого опыта путем понимания как событий, так и реакций;

уменьшение индивидуального и группового напряжения;

? уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций, то есть нормализация состояния путем обсуждения чувств и реальной возможности поделиться друг с другом своими переживаниями;

<�• мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания;

подготовка к переживанию тех симптомов или реакций, которые могут возникнуть;

-О- определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.

При проведении дебрифинга принято выделять три части (проработку основных чувств участников и измерение интенсивности стресса команды; детальное обсуждение симптомов, обеспечение чувства защищенности и поддержки, мобилизация ресурсов; обеспечение информацией и формирование планов на будущее) и семь фаз:

> Вводная фаза. Ведущий представляет себя, свою команду, обозначает цели и задачи работы, определяет правила дебрифинга.

> Фаза фактов. Каждый человек кратко описывает то, что с ним произошло. Причем ведущий поощряет уточняющие вопросы членов группы, которые помогают восстановить объективную картину происшедшего.

> Фаза мыслей. Дебрифинг фокусируется на процессах принятия решений и мышления. Обсуждаются мысли, приходившие в голову во время события. Часто эти мысли кажутся неуместными, причудливыми, отражающими чувство страха.

> Фаза реагирования. Исследуются чувства, поэтому фаза эта наиболее длительная. Ведущему важно помочь людям рассказать о переживаниях, так как обсуждение их в группе может вызвать дополнительную поддержку, чувство общности и естественности реакций.

> Фаза симптомов. Обсуждаются реакции (эмоциональные, физические, когнитивные), которые люди пережили на месте действия, после его завершения, спустя какое-то время.

> Завершающая фаза. Ведущий обобщает реакции участников, пытается нормализовать состояние группы.

> Фаза реадаптации. Обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления. Создается внутригрупповой психологический контекст, рассматриваются дальнейшие способы поддержки друг друга. Обсуждаются возможность и необходимость обращения к профессиональной помощи.

Дебрифинг может быть продолжен спустя некоторое время. Важно помочь участникам ощутить поддержку и организовать условия для дальнейшего общения.

Итак, людям, пережившим травму, можно помочь. Конечно, мы лишь ознакомились с этой проблемой, не претендуя на ее всестороннее и глубокое исследование. Важно не забывать все те принципы работы с клиентами, которые уже описывались нами, и применять их в контексте посггравматического стресса. Необходимо помнить о целостном подходе к человеку и о целебных взаимоотношениях консультанта и клиента. Путь излечения — долгий и трудный, и, возможно, именно вы будете тем человеком, который пройдет его вместе с нуждающимся в помощи и поддержке. Важно не забывать, что восстановление после травмы — не мгновенное избавление или исцеление. Травма — хотя, конечно, лучше бы ее не было — стала частью жизненного опыта человека. Восстановление можно сравнить с «перевариванием» этого опыта. Оно необходимо, хотя и нелегко.

Лирическое отступление Жизнь собачья — проволока, заборы, Волю вижу редко, лишь тоску.

Ах, мой друг, я тосковать умею И привычно вою на луну.

Подойди ко мне, не бойся, —.

Я тебя не укушу.

Ты погладь меня по-свойски, просто, Дай лизнуть мне руку теплую свою.

Да, я грозный, мускулистый, Я — боец, а в сердце — пустота.

Люди! Я прошу вас — подойдите, Не оставьте одиноким пса!

У меня на морде много шрамов, А на сердце их — не сосчитать, Если б знал ты, как я жизнью ранен, Как устал надеяться и ждать.

Если бы знал ты боль мою и тяжесть… Вижу я — их тоже знаешь ты.

Мы и впрямь с тобой похожи малость — Телом разные, но души-то — одни. Видит Бог, я о тебе мечтаю, И в своих простых собачьих снах Вижу как с тобой в лесу гуляю, Сторожу иль сплю в твоих ногах.

Я готов бежать с тобою рядом, В драку влезть, вцепиться в горло б мог За тебя — всем сердцем и отвагой —.

Так подсказывает мой собачий долг.

Не боюсь ни крови и ни боли, —.

За тебя готов хоть жизнь свою отдать.

Смерти не боюсь, боюсь неволи, —.

Где мечты так просто в грязь втоптать.

Я смотрю в глаза твои и вижу, Что по крови мы — один в один:

И мечты, и жизни наши схожи —.

Одинокий пес и блудный сын.

Благодарен я тебе, что видишь Душу раненную ты мою, Ты меня лишь жалостью обидишь.

Ты люби, а не жалей — прошу!

Знаю я, меня ты не забудешь, Ведь с души не снять судьбы оков.

Благодарен я тебе, что любишь жизнь, свободу и бездомных псов.

Верю я, пройдем мы все дороги, И как будто схлынет сон лихой, —.

возвратимся Каждый к своему порогу:

Я — к хозяину, а ты — к себе домой.

А. А. Баканова

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой