Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность
Диссертация
Для учителей, имеющих монолитную структуру, прогноз результативности коррекции неблагоприятен, особенно при интеллекте ниже среднего. В лучшем случае психокоррекция позволит этому учителю выработать более дифференцированные стереотипы, и с помощью психолога сделать более четкую самокатегоризацию, снижающую общую неадекватность индивидуальной концепции педагогической деятельности. Стереотипный… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Условия формирования адекватного педагогического сознания
- 1. 1. Индивидуальное сознание педагога практика
- 1. 2. Субъективное семантическое пространство учителя как модель педагогической реальности
- 1. 3. Роль рефлексии в преодолении противоречивости индивидуального сознания
- Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуальной системы значений учителя
- 2. 1. Программа эмпирического исследования
- 2. 2. Особенности индивидуальной концепции педагогической деятельности
- 2. 2. 1. Проявление противоречий индивидуального сознания в системе личностных конструктов
- 2. 2. 2. Типология индивидуальных особенностей проявления противоречий
- 2. 2. 3. Возможности конкретизации рабочей проблемы индивидуальной консультации
- 3. 1. Психологические механизмы коррекции индивидуальной концепции педагогической деятельности
- 3. 2. Рефлексивный анализ субъективного семантического пространства учителя
Список литературы
- Абдуллаева М.Н. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.03). М., 1993.- 21с.
- Абульханова К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания//Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 4. — С. 27−40.
- Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение//Вопр. психологии. -1990. -№ 4. С. 122.
- Алексеева JI.H. Рефлексия как средство творческого понимания. Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01). М., 1988. — 23с.
- Аминов В.А. Модели управления образованием и педагогические стили// Вопр. психологии. 1994. — № 2. С. 49−55.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 486с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339с.
- Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессий//Вопр. психологии. 1986. — № 3, — С. 127−133.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 127с.
- Артемьева Е.Ю. Семантические измерения как модели//Вестник МГУ, серия № 14. 1991. — № 1. — С.61−73.
- Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мираУ/Мышление и общение: активное взаимодействие с миром: Сборник психол. трудов. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1988. -с.52−66.
- Балл Г. А. Нормы деятельности и творческой активности//Вопр. психологии. 1990. — № 6. С.25−36.
- Балл Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение//Вопр. психологии. 1994. — № 4. — С.56−66.
- Байметов В.А. Диалог в профессиональном самоопределении (в контексте психологического консультирования по выбору профессии): Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.03). М., 1990. — 19с.
- Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя//Вопр. психологии. 1990. — № 2. С.153−164.
- Бассин В.Ф. Проблема бессознательного, М.: Медицина, 1968. -468с.
- Белых С.Л. Система личностных конструктов и успешность деятельности учителя//Системное исследование индивидуальности. Тезисы докл. Всес. конф. 19−22 июня 1991. Пермь: Изд-во ПГПУ, 1991. -С.151−152.
- Белых С.Л. Структура личности и успешность учите-ля//Профессионализм педагога. Тезисы докл. и сообщ. междун. науч.-практ. конф. Ижевск, Санкт-Петербург: Изд-во УдГУ, 1992. -С.9−11.
- Беребин М.А. Распространенность пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств у педагогов общеобразовательных школ/Юбозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. — № 1, С.98−100.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.-.Прогресс, 1979. -420с.
- Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности: Автореф. дис. .докт. психол. наук: (19.00.01). Киев, 1990. — 38с.
- Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности. Киев, 1991.
- Бондаренко О.Р. Психосемантические аспекты исследования образа учителя//Вестник МГУ, серия № 14. 1986. — № 1. С.30−35.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической нау-ке//Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 6. — С.3−11.
- Бэтдэлгэр Ж. Психологические механизмы возникновения личностной готовности детей к обучению в школе: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.07). М., 1994. — 21 с. .
- Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя- Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.07). М., 1986. — 17с.
- Верньо Ж. Когнитивная психология и обучение математике//Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 6. — С.88−98.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336с.
- Визгина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01). М., 1987. — 20с.
- Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное качество личности педагога: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.07). М., 1992. -19с.
- Выготский JI.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479с.
- Вяткин Б. А. Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности//Вопр. психологии. 1994. — № 4. — С.73−81.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 175с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. — 151с.
- Голицин Г. А. Рефлексия как фактор развития//Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: Сб. статей./ Ин-т истории, филологии и философии- Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987.-С. 54−60.
- Гриндер Д. Исправление школьного конвейера пер. с англ. СПб, 1992.-42с.
- Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии// Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: Сб. статей./ Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1987. — С. 43−48.
- Давыдов В.В., Лазарев B.C., Неверкович С. Д. К проблеме совершенствования методов подготовки руководителей/ЯТсихол. журн. 1989. -Т.10.-№ 1.С.32−41.
- Давыдов В.В., Неверкович С. Д., Самоукина А. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей//Вопр. психологии. -1990. -Xq3. С.76−84.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования, г М.: Педагогика, 1986. 239с.
- Доблаев Л.П. К вопросу о практическом мышлении// Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности: Тезисы докл. и сообщ. межвуз. науч.-практ. конф., 18−21 сент. 1984 г. Ярославль: ЯрГУ, 1984.
- Додонов Б.И. Эмоциональная направленность: Автореф. дис. .докт. психол. наук: (19.00.01). М., 1979. — 29с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272с.
- Драпак Е.В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01). Ярославль, 1994.
- Ефремова О.В. Субъективная семантика интрацепции при ипохондрических синдромах: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.04). -М., 1991.- 28с.
- Забродин Ю.М., Похилько В. И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик: предисловие // Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. — С.
- Забродин Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека//Вопр. психологии. 1989. — № 6. — С.100−108.
- Завалова Н.Д., Ломов Б, Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 172с.
- Захарова Е.Я. Влияние нормативных ценностных ориентаций педагогов на успешность их деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (19.00.07). Л. — 1989. — 20с.
- Зеличенко А.И., Степанова Г. И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов//Вопр. психологии. 1989. — № 3. С. 20−32.
- Зинченко В.П. Проблема «образующих» сознания в деятельной теории психики//Вопр. психологии. 1988. — № з. с. 25−34.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания//Вопр. психологии. 1991. № 2. С. 15−36.
- Змиевская JI.B. Влияние когнитивных структур личности учителя на результативность педагогического общения: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.07). Киев, 1988. — 17с.
- Игнатенко М.С. Концептуальные модели педагогического процесса в формирующемся профессиональном сознании учителя: Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб. — 18с.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир: Изд-во Владимир, гос. пед. ин-та, 1972. — 264с.
- Калмыкова Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа//Психол. журн. 1994. — Т. 15. — № 3. С. 28−41.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990ч- 140с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Прогресс, 1978. — 367с.
- Капустин С.А. Поляризованная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологической консульта-ции//Вестник МГУ, серия № 14. 1994. — № 1. С. 7−18.
- Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Дис. .канд. психол. наук: (19.00.05). СПб., 1994. — 202с. -Библ. с. 186−202.
- Килошенко М.И. Рефлексия как механизм управления жизнедея-тельностью//Человек в изменяющемся мире: социальные и психологические проблемы/Материалы научной конференции 20−23 апр. 1993 г. ч.2. — СПб. — 1993. — С.38−39.
- Козиев В.Н. Структура и содержание самосознания учителя// Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика: Сборник науч. трудов/ Отв. ред. Д. В. Ронзин. М., 1992. -С.30−45.
- Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли//Системные исследования. -М. 1976.
- Козлова И.Н. Теория личностных конструктов в современной психологии: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01). М. — 1976. -19с.
- Корнилов А.П. Диагностика рефлексивной функции самосознания // Психол. журн. -1995. Т. 16. — № 1. — С. 107−114.
- Копотев С.Л. Позиция личности: проблемы целостности и активности II Проблемы молодежи. Ижевск, 1989.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психол. очерк пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. — 261с.
- Кривошеев В.А. Рефлексия в деятельности начинающих учителей: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.07). Минск, 1991. — 24с.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М.: Мысль, 1988. — 204с.
- Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопр. психологии. 1985. — № 3. — С. 23−30.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117с.
- Кузьмина Н.В., Михалевская Г. И. Оценка профессиональной деятельности учителей: методические рекомендации. Гомель, 1990.
- Лавриненко А.И. К вопросу о психологических особенностях личности современного учителя // Психологическая служба системы образования: Науч. сообщ. к междун. конф. 26−28 окт. 1993 г. СПб., 1993. — Вып. 1. — С. 26−28.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304с.
- Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование И Вестник МГУ, серия № 14. 1990. — № 3. — С. 33−42.
- Лефевр В.Л. От психофизики к моделированию души // Вопр. философии. — 1990. — № 7. — С. 25−31.
- Ломов Б. Ф, Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 44.4с.
- Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений/ Под ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова. М., 1961. — С.185−191.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -190с.
- Махмурян К.С. Альтернативная система образования. Опыт США и Великобритании // Пед. образование. 1990. — Вып. 2.
- Метельский Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. Л.: Педагогика, 1979.
- Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с.
- Мильруд Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей // Вопр. психологии. 1990. -.№ 1. — С. 77−86.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Педагогика, 1994.
- Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
- Моргун В.Ф. Психолого-педагогическая диагностика личности будущего учителя в системе профессиональной ориентации. Киев: РУМК MHO УССР, 1990. — 63с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.:Наука: Ленингр. отд., 1993. — 240с.
- Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.М. КУлюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 102с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426с.
- Новохатько А.Г. К проблеме соотношения образа и сознания // Вопр. психологии. 1992. — № 1−2. — С. 129−137.
- Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник МГУ, серия № 14. 1994. — № 2.
- Огурцов А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: Сб. статей./ Ин-т истории, филологии и философии- Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 13−19.
- Осипова Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Автореф. дис. .докт. психол. наук: (19.00.07). М. — 1988.-41с.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 176с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания: Автореф. дис. .докт. психол. наук: (19.00.01). 1989. — 48с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М: Изд-во МГУ, 1988. -208с.
- Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопр. психологии. 1986. — № 3. — С, 133−143.
- Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследование индивидуального сознания // Вопр. психологии. 1982. — № 5. — С. 2335.
- Ю4.Похилько В. И. Индивидуальные системы значений как средство интерпретации результатов субъективного шкалирования в психометрике: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.0i). М. — 1985. С.
- Ю5.Похилько В. И., Федотова Е. О. Техники репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности: обзор зарубежных исследований // Вопр. психологии. 1984. — № 3. — С. 151−158.
- Попова И.В., Кисленко В. Я. Психологические основы профориентации на педагогические профессии: методические рекомендации. М. — 1989.
- Профессионализм педагога / Тезисы докл. и сообщ. междун. науч. практ. конф.: Ижевск, Санкт-Петербург. Ижевск, — 1992.
- Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: Сб. статей./ Ин-т истории, филологии и философии- Отв. ред. И.С. Ла-денко. Новосибирск: Наука, 1987. — 234с.
- Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика: Сборник науч. трудов/ Отв. ред. Д. В. Ронзин. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1992. 87с.
- Психологическая служба системы образования / Науч. сообщ. к междун. конф. 26−28 окт. 1993 г. СПб., 199'3. — 82с.
- Ш. Пулькина Т. Б. Психосемантические аспекты обучения иноязычному общению: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.07). СПб., 1993. — 16с.
- Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
- НЗ.Реан А. А. Рефлексивно- перцептивный анализ деятельности педагога // Вопр. психологии. 1990. — № 2. — С. 77−81.
- Рефлексивные процессы и творчество / Тезисы докл. и сообщ. к Все-соз. конф. 3−5 апр. 1990 г. Новосибирск: Наука, 1990. — 4.1. — 254с.
- Рефлексия в науке и обучении / Сб. науч. трудов. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1990. с.
- Пб.Розин М. В. Научные интерпретации предмета психологии от парадигмы естественно-научной к гуманитарной // Психол. журн. 1991. -Т.12. — № 2. — С. 5−15.
- Ш. Ронзин Д. В. Профессиональное сознание педагога как научно-практическая проблема // Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 5. — С. 6572.
- И9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Академия наук СССР, 1957. — 328с.
- Савенко Ю.С. Проблема комплексных психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний / Труды Московского науч.-иссл. инта психиатрии. 1974. — Т.68. — С.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.07). Л. — 1986. — 16с.
- Саймон Б. Общество и образование. Л.: Прогресс, — 1989. — 197с.
- Секун В.И. Регуляция деятельности как фактор структурной организации черт личности: Автореф. дис. .докт. психол. наук: (19.00.0). -Киев. 1989. -41с.
- Сергеева Л.А. Формирование профессионального образа педагога: Автореф. дис. .канд. пед. наук: (13.00.01). Л. — 1984. — 16с.
- Системное исследование индивидуальности / тезисы докл. Всесоюзной конф. 19−22 июня 1991 г. Пермь, 1991.
- Сластенин В.А. Комплексная программа «Учитель советской школы» // Сов. педагогика. 1986. — № 10. — С. 62−68.
- Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов / Тезисы докл. и сообщ. к науч.-метод, конф. 2−4 дек. 1986 г. Новосибирск: Наука, 1986.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Медицина, 1990.
- Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01). -М. 1992.- 30с.
- ВО.Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303с.
- Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика // Рефлексивные процессы и творчество / Тезисы докл. и сообщ. к Все-соз. конф. 3−5 апр. 1990 г. Новосибирск: Наука, 1990. — 4.1.
- Степанов С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопр. психологии. 1991. — № 5. — С. 5−14.
- Ш. Степанский В. И. Роль субъективных критериев успешности результата в регуляции деятельности // Вопр. психологии. № 3. — 1984. — С. 118−122.
- Стойков И.Д. Анализ защитных проявлений личности: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01). М. — 1986. — 20с.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис. .докт. психол. наук: (19.00.01). М. — 1985.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Педагогика, 1983. — 286с.
- Стоуне Э. Психопедагогйка. М.: Педагогика, 1984. — 470с.
- Сушков И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены //Психол. журн. 1994. -Т.13. -№ 1. — С. 158−167.
- Трофимова И.Н. Взаимосвязь темпераментальных характеристик с параметрами семантического пространства человека: Автореф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01). М. — 1995. — 21с.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
- Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник МГУ, серия № 14. 1993. — № 1. — С. 13−24.
- Тюков А.А. О путях описания механизмов рефлексии // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: Сб. статей./ Ин-т истории, филологии и философии- Отв. ред. И. С. Ладенко. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 68−75.
- Фастовец И.В. Формирование профессиональной направленности личности учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук: (19.00.07). -М. 1991. — 20с.
- Франселла Фм Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М: Прогресс, 1987. 234с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
- Ханина И.Б. Семантические факторы обучающего общения: Авто-реф. дис. .канд. психол. наук: (19.00.01). М. — 1986. — 19с.
- Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ, серия № 14. 1990. — № 3. — С.42−50.
- Хасан Б.И. Операции рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов / Тезисы докл. и сообщ. к науч.-метод, конф. 2−4 дек. 1986 г. Новосибирск: Наука, 1986. — С. 62−64.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМКВО: КГУ, 1990. — 73с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. — 144с.
- Чудновский B.C. Пути и перспективы самосознания при психических заболеваниях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1992. — № 1. С. 19−31.
- Шехтер М.С. Образные компоненты знания в обучении // Вопр. психологии. № 4. — 1991. — С. 50−58.
- Шехтер М.С. Об одной из важных целей адаптивного обучения // Вопр. психологии. 1994. — № 4. — С.92−99.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 157с.
- Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопр. психологии. 1982. — № 5. — С. 36−46.
- Щедровицкий Г. Л. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. — С. 12−28.
- Щедровицкий Г. Л. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. Г. Л. Щедро-вицкий и др. — М.: Касталь, — 1993. — С. 16−202.
- Эльконин Б.Д. Об одном из путей психологического исследования рефлексии // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: Сб. статей./ Ин-т истории, филологии и философии- Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. — С.
- Энрайт Дж. Гештальт как путь к просветлению. СПб., 1994.
- Якиманская И.С. Требования к программам, ориентированным на развитие // Вопр. психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77.
- Якунин В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 159с.
- Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
- Яныиин П.В. Психосемантические механизмы рисуночной проекции: Автореф. дис. канд. психол. наук: (19.00.01). М., 1990. — 25с.
- Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально- психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопр. психологии. 1990. — № 5. — С. 72−81.149