Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теоретическом аспекте определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов: интеграции междисциплинарных исследований, направленных на изучение индивидуального своеобразия личности; применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности; соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения субъектных свойств в психологии
    • 1. 1. Понятие субъекта и активности субъекта в психологии
    • 1. 2. Субъектность как системное свойство индивидуальности. Онтогенез субъектных свойств
  • Выводы по 1 главе 1
  • Глава 2. Метод проектов как новая педагогическая технология
    • 2. 1. История развития и сущность методов проектов
    • 2. 2. Классификация учебных проектов
  • Выводы по 2 главе 3
  • Глава 3. Метод проектов в формировании субъектности детей старшего дошкольного возраста
    • 3. 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
    • 3. 2. Формирование субъектности старших дошкольников через нравственно-патриотическое воспитание в проектной деятельности
  • Выводы по 3 главе 6
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.

Актуальность темы

в теоретическом аспекте определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов: интеграции междисциплинарных исследований, направленных на изучение индивидуального своеобразия личности; применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности; соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т. д.

Социальная практика в настоящее время ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования.

Решение многих прикладных психологических задач требует знания особенностей индивидуальности, надежной диагностики и оценки её свойств как целостной системы — в конечном счете именно понимание индивидуальности ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспитания, профориентации и профотбора, эффективной психотерапии и т. д.

Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю. Многие науки претендуют на монопольное исследование индивидуальности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий препятствует интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности.

Проблема системного исследовани индивидуальности рассматривается в работах В. В. Белоуса (1982, 1989, 1996, 2000), Э. А. Голубевой (1983), М. С. Егоровой (1995, 1997), А. И. Крупнова (1983, 1987), И.В. Равич-Щербо (1999), В. М. Русалова (1982, 1985, 1986, 1989), Т. Ф. Базылевич (1998, 1999, 2000), О. А. Ахвердовой (1998), И. В. Боева (2000), В. А. Барабанщикова (1997, 2000, 2003) и др.

Современные исследования в рамках общей психологии и психологии личности характеризуются акцентированием интегративности и целостности психических явлений. Эта тенденция связана с усилением субъектного подхода к анализу психики (С.Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А.В. Брушлинский), в соответствии с которым и психические процессы, и деятельность рассматриваются в конкретной отнесенности к тому, кому они принадлежат. Субъект выполняет роль стержня или интегрирующего звена, объединяющего различные проявления (компоненты, модальности) психики и уровни ее организации.

Категория субъекта в психологии постепенно превращается из общего методологического принципа в операционализированное понятие, которое находит объективизацию в различных областях психологической науки. Однако на сегодняшний момент недостаточно разработаны механизмы формирования субъектных свойств, закономерности их динамики в процессе становления индивидуальности, ее отдельных параметров и интегративных, системных характеристик. В рамках системного подхода субъект может изучаться как дифференцированное многомерное целое (система).

С учетом вышесказанного была сформулирована цель исследования проанализировать влияние проектной деятельности детей дошкольного возраста на развитие субъектности.

Объект исследования — развитие субъектности.

Предмет исследования влияние проектной деятельности на развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.Д. Введение в теорию динамических систем: язык основных понятий; основная стратегия метамоделирования // Синергетика и психология. Тексты. Вып.1. — М.: МГСУ «Союз», 1997. — С. 252−276.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987.-С. 10−14.
  4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989. — 289 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности // Психологический журнал, 1994. — № 4 — С. 39−56.
  6. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-246 с.
  7. Абульханова-Славская К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психологический журнал, 1991.-№ 4.-С.З-14.
  8. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал, 2001.-№ 5.-С.11−18.
  9. Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: Дисс.канд. психол. наук. — М., 2001. -194 с.
  10. Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в
  11. процессе профессиональной подготовки: Дисс… д-ра пед. наук. — М., 1998. ;
  12. с.
  13. Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дис… канд. психол. наук. — М., 1992. — 205 с
  14. Н.Е. Проектная деятельность дошколшьников: пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5−7 лет М., Мозаика-Сервис, 2008 112с
  15. О.С. Технология проектного обучения//Завуч. — 1999.- № 6. С. 1−5
  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под редакцией Е. С. Полат. М.: Издательский центр Академия, 1999 г. с.47
  17. Н.В. Тип темперамента и стиль совместной учебной деятельности: Автореф. дис… канд. психол. наук. — Тбилиси, 1988. — 20 с.
  18. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, № 2, 1995. — С. 5−19.
  19. сипова А. А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -512 с.
  20. А. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте.: Автореф. дис… канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 1991. — 200 с.
  21. сницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии, 1996, № 1. — С. 5−11.
  22. сницкий А. К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии, 1999, № 1. — С. 92−104.
  23. А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: Дисс. д-ра психол. наук — М, 2001. — 370 с.
  24. И.П. Избранные труды. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. -616 с.
  25. Л.Н. Сущность субъектной активности студентов. — М., 2000.
  26. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. с.124
  27. А.В. Быть личностью. — М.: Педагогика, 1990. — С.286
  28. С.Л. Бытие и сознание. — М.: Акад. наук СССР, 1997. c.32
  29. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999.- с.438
  30. Е.А. Ранние этапы развития субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта/Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М.: ПЕРСЭ, 2002. с.35
  31. М.П. Педагогические технологии: теоретические основы Ир. проектирование. — СПБ., 1998. с.237
  32. М.П. Педагогические технологии: теоретические основы Ир. проектирование. — СПБ., 1998. с. 238
  33. В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психол. журн., № 3, — С. 30.
  34. В.А., Краюшенко Н. Г. Психологические факторы специализации и успешности субъектов в видах охранной деятельности // Вестник МУ. Сер.14. Психология, 1998, № 3. — С. 53−63
  35. Д.И. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Наука, 2002. — 432с.
  36. Е.А. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Лира — пресс, 2001. — 102с.
  37. О.А. Детская психология. — М.: Наука, 2001.-368 с.
  38. И.В. Возрастная психология. -М.: Лира, 2005. — 349 с.
  39. Д. Б. Психология игры. — М.: Академия, 2001.-219с.
Заполнить форму текущей работой