Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери
Диссертация
Установленные различия в СО свидетельствует о принципиальной недостаточности широко используемой характеристики самооценки как «высокой» либо «низкой» на основе учет лишь ее эксплицитных (вербализуемых) компонентов. Полученные результаты показывают, что уже в младшем школьном возрасте возможно существенное расхождение внешне декларируемой и внутренне (бессознательно) ощущаемой самооценки. При… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование самооценки в онтогенезе
- 1. 1. Структура самосознания и виды самооценки
- 1. 2. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте
- 1. 3. Исследование имплицитной самооценки в современной психологии
- 1. 4. Поведенческие и личностные особенности детей с разным уровнем самооценки
- Глава 2. Привязанность к матери как фактор развития самооценки
- 2. 1. Понимание привязанности в классической и современных концепциях
- 2. 2. Привязанность к матери и общее психическое развитие ребенка
- 2. 3. Роль привязанности в развитии самооценки
- Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей самооценки у детей с разными типами эмоциональной привязанности к матери
- 3. 1. Общая характеристика исследования
- 3. 2. Схема и методики исследования
- 3. 3. Разработка и опробование методики исследования имплицитной самооценки
- 3. 4. Ход и результаты исследования
- 3. 4. 1. Характеристика привязанности к матери детей младшего школьного возраста
- 3. 4. 2. Характеристика эксплицитной самооценки детей на основе методики С. Хартер «Шкала самовосприятия для детей»
- 3. 4. 3. Характеристика адекватности самооценки детей на основе экспертных оценок учителей
- 3. 4. 4. Характеристика имплицитной самооценки детей на основе ассоциативного теста (ИАТ)
- 3. 4. 5. Характеристика уровня притязаний
- 3. 4. 6. Анализ представлений матерей о своем ребенке
- 3. 4. 7. Общая характеристика особенностей самооценки детей с разными типами привязанности к матери
Список литературы
- Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Дисс.канд. психол. наук. М., 2005.
- Авдеева Н.Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребенка первого года жизни.// Новые исследования в психологии, 1978, № 2 (19).
- Авдеева II.H. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии, 1996, № 4.
- Авдеева I I.H. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии, 1997, № 4.
- Авдеева Н.Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003.
- Агапов В. Н. Сшновление Я-концепции личности. М., 1999.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1980.
- Анкудинова Н.Н. Об особенностях оценки и самооценки учащихся l-x-4-x классов в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1978, № 4.
- Архиреева Т.В. Структура образа Я у младшего школьника // Новые психологические исследования. В. Новгород, 1999.
- Ю.Белобрыкина О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Новосибирск: ГЦРО, 2000.
- П.Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии, 2001, № 4.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Берцфаи Л.В., Захарова А. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач // Вопросы психологии, 1975, № 6.
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С.-Пб.: Речь, 2003.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: Международная пед. Академия, 1995.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестомашя по возрастной психоло1 ии / Под ред. О. А. Карабановой и др. 4.1. М.: РПО, 1999.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. Рекомендации для учителей. М., 1979.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности // Вопросы психологии, 1976, № 1.
- Большой психологический словарь. Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. С-Пб.: Прайм-Еврознак, 2003. Статья «Самооценка», 485−486.
- Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2004, № 2.
- Борисова И.А. Самооценка и привязанноеib: перспе! аивы дальнейших исследований // Материалы международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004». М., 2004.
- Борисова И.А. Роль эмоциональной привязанности к матери в формировании самооценки младших школьников // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». М., 2005.
- Борисова И.А. Самооценка детей с разными типами эмоциональной привязанности к матери // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы прикладной психологии». Калуга, 2006.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., РАН ИП, 1993.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, № 4.
- Бороздина Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний // Вопросы психологии, 1993, № 1.
- Бороздина Л.В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1988, № 1.
- Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
- Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дисс.канд.психол.наук. Новосибирск, 2000.
- Братусь Б.С. Психологические особенности уровня притязаний выбора целей при психопатиях // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1976, № 12.
- Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе//Вопросы психологии. 1971. № 3.
- Бурменская Г. В. Типологический подход в возрастной психологии развития // Весшик МГУ. Серия 14. Психология, 2000, № 4.
- Бурменская Г. В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьною возраста // Психологическая диагностика, 2005, № 4.
- Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002.
- Бурменская Г. В., Борисова И. А., Пупырева Е. В. Привязанность ребенка к матери и особенности его самооценки // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» в 3-х частях. Ч.1., М., 2003.
- Бурменская Г. В., Борисова И. А., Пупырева Е. В. Привязанность ребенка младшего школьного возраста к матери и особенности его самооценки // Ежегодник РПО, спец. выпуск, т.2. М., январь, 2006.
- Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. С-Пб.: ООО «ДиаСоф1ЮП», 2005.
- Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии, 1989, № 1.
- Веревкина Е.В. Вклад индивидных и социальных факторов в формирование самооценки детей 6−7 лет: Автореф. дисс.канд. психол. наук. С-Пб., 2003.
- Вопросы психологии личности дошкольника / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.
- Воспитание, обучение и психическое развитие. 4.2. М., 1977.
- Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983.-Т. 4.
- Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии, 2000, № 6.
- Джемс. У. Психология. М., 1991.
- Дилова М. Самооценка и компетентность личности // Актуальные вопросы психоло1 ии личности / Под ред. И. И. Чесноковой. М., 1988.
- Димитров И. Т. Целостная деятельность и «образ самого себя» у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1979, № 2 (21).
- Елагина М.Г. Соотношение общей и конкретной самооценки у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии, 1982, № 2 (27).
- Ермолаева Т.В., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Личностное развитие дошкольника на этапе кризиса 7 лет// Вопросы психологии, 1999, № 1.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989, № 1.
- Захарова А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1980, № 4.
- Захарова А.В., Андрущенко Т. Ю. К проблеме формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии, 1981, № 1 (а).
- Захарова А.В., Андрущенко Т. Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии, 1981, № 2 (б).
- Захарова А.В., Боцманова М. Э. Показатели и уровни рефлексии в оценке и самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии, 1983,№ 2.
- Искольдский И.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии, 1985, № 6.
- Исследования по проблемам возрастной и педа1 oiической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консулыирования. — М., 2004.
- Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возраст:. Дисс.канд.психол.наук. М., 1994.
- Ключникова Г. А. Методика изучения самооценки школьников // Вопросы психологии, 1984, № 1.
- Кон И.С. ОIкрыше «Я» М., 1978.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание // Новые исследования в психологии, 1984, № 4.
- Крайг Г. Психология развития. С-Пб.: Питер, 2000.
- Куненков С.А. Я-концепция в зарубежной психологии. М.: МОСУ, 2003.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. С.-Пб., Речь, 2000.
- Липкина А.И. Самооценка и формирование личности школьника // Вопросы психологии, 1973, № 12.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Педагогика, 1976.
- Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии, 1980, № 1.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.
- Лисина М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983.
- Магун B.C. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности. Л., 1976.
- Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии, 1983, № 5.
- Махаддинова Г. Н. Стиль воспитания и самооценка детей 8−10 лет// Семейная психология и семейная терапия, 2003, № 2.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 1999.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. Ред. Л. И. Божович, Л.В. Бла1 онадежной. М.: Просвещение, 1972.
- Неймарк М.С. Психоло1ический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в pa6oie // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. С-Пб.: Речь, 2001.
- Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Т.З. М., Мысль, 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Тривола, 1996.
- Овчинникова Т.Н. особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопросы психологии, 1986, № 4.
- Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Оценивая себя // Семья и школа, 1986, № 8, № 12.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: НПО «Модек», 2000.
- Прихожан A.M. .М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб: Питер, 2005.
- Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2000.
- Психология современною подростка / Под ред .Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.
- Пупырева Е.В. Типы эмоциональной привязанности к матери у детей младшего школьного возраста: Дипломная работа, М.: МГУ, 2003.
- Развитие личности ребенка. Общ.ред. A.M. Фонарева. М., Прогресс, 1987.
- Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., изд-во Института психотерапии, 2006.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка, как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии, 1969, № 4.
- Савонько Е. И. Возрастные особенности ориентации . // Новые исследования в психоло1 ии и возрастной физиологи, 1970, № 1.
- Сами I ова О. В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей в младшем школьном возрасте: Автореф. дисс.канд.психол.наук. Астрахань, 2002.
- Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: Дисс.канд.психол.наук. Кострома, 2002.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизмы ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, № 3.
- Свердлова Г. А. Роль взаимоотношений магери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка (старший дошкольный возраст): Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1995.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников//Учен. Записки Тамбовск. пед. института, 1956, вып. 10.
- Сильвестру А.И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте // Новые исследования в психоло1ИИ, 1978, № 2 (19).
- Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995, № 3.
- Смирнова Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности // Вопросы психологии, 1999, № 1.
- Соколова Е.Т., Федотова Е. О. Влияние мотивации конфликта и когнитивной недифференцированности на устойчивость самооценки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1986, № 1.
- Соколова Е.Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1986, № 2.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
- Спиркин А.Г. Самосознание и сознание. М.: Политиздат, 1972.
- Справочник по психоло1 ии и психиатрии детского и подросikoboi о возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. C-II6.: Питер, 2000.
- Стеркина Р.Б. Некоторые особенности самооценки детей дошкольного возраста // Воспитание, обучение и психология развития. 4.1. М., 1977.
- Сюлин В.В. Самосознание личноеIи. М., 1983.
- Хаймовская Н.А. Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому: Дисс.канд.психол.наук. М., 1998.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура/ Под ред. Г. В. Бурменской, Т. В. Панфиловой. М., Изд-во «Юрист». 1995.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Смысл, 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Пб.: Питер, 2000.
- Ци1 арели Ю. А. Зависимость адекватной самооценки от соотношения гностического и защитного компонентов // Теоретические и прикладные исследования саморегуляции. Казань, 1982.
- Чернышева Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста // Весгник МГУ. Сер. 14. Психология, 1997, № 3.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Швец И.Г. Родигельско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших школьников: Автореф. дисс.канд.наук. Ярославль, 2001.
- Шильштейн Е.С. Уровенвая организация системы Я // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1999, № 2.
- Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2000, № 2.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Эльконин Д.Б., Драгунова Т. В. и др. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
- Юлдашева С.М. Особенности проявления самооценки учащихся-подростков (5−8 классы) // Вопросы психологии, 1966, № 4.
- Яремчук М.В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. наук. М., 2006.
- Ainsworth M.D.S., Blehar М.С., Waters Е., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, N.J., Erlbaum. 1978.
- Alves-Martins M et al. Self-esteem and academic achievement among adolescents // Educational psychology, 2002, vol. 22, # 1.
- Baumgardner A. et al To be Noticed Favorably: Links between Private Self and Public Self//Personality and social psychology bull., 1990, vol. 16, # 2.
- Baumrind D. Parental disciplinary patterns and social competence in children // Youth and Society, 1978, vol. 9, # 3.
- Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance abuse // Journal of Early Adolescence, 1991, vol. 11, # 1.
- Bosson J. K., Brown R.P., Zeigler-hill V., Swann W.B. Selh-enhancement tendencies among people with high explicit self-esteem: the moderating role of implicit self-esteem // Self and identity, 2003, vol. 2,169−187.
- Bosson J. K., Swann W.B., Jr. & Pennebaker J. Stalking the perfect measure of implicit self-esteem: The blind men and the elephant revisited? // Journal of Personality and Social Psychology, 2000, vol. 79, 631−643.
- Bowker A. at al. Sports participations and self-esteem: variations as function of gender and gender role orientation // Sex roles: a journal of research, July, 2003.
- Burton S., Mitchell P. Judging who knows best about yourself: developmental change in citing the self across middle childhood // Child development, 2003, vol. 74, #2.
- Campbell J. at al. Self-esteem and clarity of the self-concept // Journal of personality and social psychology, 1990, vol. 59,538−549.
- Cassidy J. Child-mother attachment and the self in six-year-olds // Child Development, 1988, Vol. 59, # 1.
- Cassidy J. at al. Feedback seeking in children and adolescents: associations with self-perceptions, attachment representations and depression // Child development, 2003, vol. 74, # 2.
- Cole D. at al. The development of multiple domains of child and adolescent self-concept: a cohort sequential longitudinal design // Child development, 2001, vol. 72, #6.
- Coopersmith S. The Antecedents of Self-Esteem. San Francisco, W. H. Freeman and Co., 1967.
- Crocker J. at al. Contingencies of self-worth in college students: theory and measurement // Journal of personality and social psychology, 2003, vol. 85, # 5.
- Davis-Kean P.E., Sandler H.M. A meta-analysis of self-esteem for young children: a framework for future measures // Child Development, May/June 2001, Vol. 72, # 3.
- Deci, E. L., Ryan, R. M. Human autonomy: The basis for true self-esteem. In M. Kernis (Ed.), Efficacy, agency, and self-esteem. New York: Plenum, 1995.
- Eccles J.S. at al. Self-concepts, domain values, and self-esteem: relations and changes at early adolescence // Journal of Personality, 57:2, June, 1989.
- Farnham S.D. at al. Implicit self-esteem. Social identity and social cognition. In D. Abrams & M. Hogg (Eds.), Oxford, UK: Blackwell, 1999.
- Greenwald, A. G., & Banaji, M. R. Implicit social cognition: Attitudes, self-esteem, and stereotypes//Psychological Review, 1995, vol. 102, # 1.
- Greenwald, A. G., Banaji, M. R., Rudman, L. A., Farnham, S. D., Nosek, B. A., & Mellott, D. S. A unified theory of implicit attitudes, stereotypes, self-esteem, and self-concept // Psychological Review, 2002, vol. 109, # 1.
- Greenwald A.G., Farnham S. D. Using the implicit association test to measure self-esteem and self-concept // Journal of personality and social psychology, 2000, vol. 79, # 6.
- Greenwald, A. G., McGhee, D. E., & Schwartz, J. K. L. Measuring individual differences in implicit cognition: The implicit association test // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, vol. 74, # 6.
- Greenwald, A. G., Nosek, B. A., & Banaji, M. R. Understanding and Using the Implicit Association Test: I. An Improved Scoring Algorithm // Journal of Personality and Social Psychology, 2003, vol. 85, # 2.
- Greenwald A. G., at al. Using the Implicit Association Test to Measure Age Differences in Implicit Social Cognitions // Psychology and Aging, 2002, Vol. 17, # 3.
- Freitag, M., Belsky, J., Grossmann, K., Grossmann, K.E., Scheuerer-Engliseh, H. Continuity in parent-child relationships from infancy to middle childhood and relations with friendship competence // Child Development, 1996, vol. 67,1437−1455.
- Jacobs J. at al. Changes in children’s self-competence and values: gender and domain differences across grades one through twelve // Child development, 2002, vol. 73, # 2.
- Jordan C. at al. Secure and defensive high self-esteem // Journal of personality and social psychology, 2003, vol. 85, # 5.
- Harter S. The perceived competence scale for children // Child development, 1982, vol.53, 87−97.
- Harter S. Manual for the self-perception profile for children. Denver: University of Denver, 1985.
- Harter S. The development of self-representations. (In W. Damon (Series Ed.) & N. Eisenberg (Vol. Ed.), Handbook of child psychology: Vol.3. Social, emotional, and personality development (5th ed., pp. 553−617). New York: Wiley), 1998.
- Harter, S., Stocker, C., & Robinson, N. S. The perceived directionality of the link between approval and self-worth: The liabilities of a looking glass self-orientation among young adolescents // Journal of Research on Adolescence, 1996, vol. 6, # 2.
- Heimpel S.A. at al. Do people with low self-esteem really want to feel better? Self-esteem differences in motivation to repair negative moods // Journal of personality and social psychology, 2002, vol. 82, # 3.
- Higgins E.T. Continuities and discontinuities in self-regulatory and self-evaluative processes: a developmental theory relating self and affect // Journal of personality 57:2, June, 1989.
- Hughes J.N. at al. A positive view of self: risk or protection for aggressive children? // Development and Psychopathology, winter 1997, vol. 9, # 1.
- Kernis M.H. at al. There is more to self-esteem than whether it is high or low: the importance of stability of self-esteem //Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 6.
- Kernis M.H. Optimal self-esteem and authenticity: separating fantasy from reality // Psychological inquiry, 2003, vol. 14, # 1.
- Kernis M.H. at al. Fragile self-esteem in children and its associations with perceived patterns of parent-child communication. 1998 (in press).
- Kernis, M. H., & Paradise, A. W., Whitaker, D. J., Wheatman, S. R., & Goldman, B. N. Master of one’s psychological domain? Not likely if one’s self-esteem is unstable // Personality and Social Psychology Bulletin, 2000, vol. 26,1297−1305
- Kerns K.A. et al. Parent-child attachment and monitoring in middle childhood // Developmental psychology, 1999.
- Kerns K. A. et al. Attachment-based assessments of parent-child relationships in middle childhood // Developmental psychology, 2000, Vol. 36, # 5.
- Kirkpatrick L.A., Davis K.E. Attachment style, gender, and relationship stability: A longitudinal analysis//Journal of Personality and social psychology, 1994, vol. 66, #2.
- Kirkpatrick L. A. at al. The functional domain specificity of self-esteem and the differential prediction of aggression // Journal of personality and social psychology, 2002, vol. 82, # 1.
- Lieberman M., Doyle A.-B., Markiewicz D. Developmental patterns in security of attachment to mother and father in late childhood and early adolescence: associations with peer relations // Child Development, 1999, Vol. 70, #1.
- Lewis M., Ramsay D. Cortisol response to embarrassment and shame // Child development, 2002, vol. 73, # 4.
- Main, M., Kaplan, N., Cassidy, J. Security in infancy, childhood and adulthood: A move to the level of representation // Monographs of the Society for Research in Child Development, 1985, vol. 50, # 4.
- Main, M., Weston, D.R. The quality of the toddler’s relationship to mother and father: related to conflict behavior and readiness to establish new relationships // Child Development, 1981, vol. 52, # 3.
- Marsh H. W. Relations between global and specific domains of self: the importance of individual importance, certainty and ideals // Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 2.
- Mikulincer M. Adult attachment style and affect regulation: strategic variations in self-appraisals //Journal of personality and social psychology, 1998, vol. 75, # 2.
- Pelham, B. W., & Swann, W. В., Jr. From self-conceptions to self-worth: The sources and structure of self-esteem // Journal of Personality and Social Psychology, 1989, vol.57, #4.
- Roese N.J., Olson J.M. Self-esteem and counterfactual thinking // Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 1.
- Rosenberg M. Self-concept from middle childhood through adolescence. In J. Suls & A.G.Greenwald (Eds.) // Psychological perspective on the self (Vol.3), 1986.
- Ross M. at al. It feels like yesterday: self-esteem, valence of personal past experiences and judgments of subjective distance // Journal of personality and social psychology, 2002, vol. 82, 792−803.
- Rutland, A., Cameron, L., Milne, A. & McGeorge. Social norms and self-presentation: Children’s implicit and explicit intergroup attitudes. Child Development, 2005, vol. 76, # 2.
- Ryan, R. M., Deci, E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 2000, vol. 55, # 1.
- Seddikides C. Assessment enhancement and verification determinants of the self-evaluation process //Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 2.
- Setterlund M.B. at al. Who am I? Why am I here? Self-esteem, self-clarity, and prototype matching// Journal of personality and social psychology, 1993, vol. 65, # 4.
- Sroufe, L.A., Fleeson, J. Attachment and the construction of relationships. In W. Hartup & Z. Rubin, Relationships and Development. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1986.
- Tafarodi, R. W., & Swann, W. В., Jr. Two-dimensional self-esteem: Theory and measurement // Personality and Individual Differences, 2001, vol. 31, # 5.
- Thompson R.A. Early attachment and latter development. In J. Cassidy and P.R. Shaver (Eds.), Handbook of attachment: theory, research and clinical applications. New York: Guilford, 1999.
- Thompson R.A. The legacy of early attachments // Child Development, 2000, vol.71, #1.
- Verschueren K., Marcoen A. Representation of self and socioemotional competence in kindergartners: differential and combined effects of attachment to mother and to father // Child Development, January/February, 1999, Vol. 70, #1.
- Verschueren K., Buyck P., Marcoen A. Self-representations and socioemotional competence in young children a 3-year longitudinal study // Developmental Psychology, January 2001, Vol. 37, #1.