Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Дифференциальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Замысел этой книги родился в процессе разработки занятий по учебной дисциплине «Дифференциальная психология» (на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина). Такой подход, с одной стороны, позволил представить материал с точки зрения фундаментального рассмотрения проблем дифференциальной психологии, с другой стороны задать материалу учебника… Читать ещё >

Введение. Дифференциальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Темпы жизни в современном обществе таковы, что людям в различных сферах деятельности зачастую приходится работать на пределе своих возможностей. Зачастую от окружающих можно услышать, что кто-то прибывает в цейтноте, постоянно попадает в стрессовые ситуации и т. д. Не так давно появилось такое понятие, как синдром хронической усталости. Одной из основных причин такого положения дел является бурное информационнотехническое развитие человечества, которое достигло такого уровня, на котором прием, усвоение, переработка и прикладное применение информации в практической жизни и деятельности без учета индивидуальных особенностей самого человека становится невозможным. В настоящее время трудно себе представить какую-либо учебную или профессиональную деятельность, эффективность которой не подкреплялась бы психологическим подбором кадров способных к ее осуществлению. Точно так же трудно себе представить современного человека, у которого хотя бы один раз в жизни не возникала необходимость в психологической поддержке по бытовым, семейным, личным, производственным или каким-либо другим вопросам. Поэтому можно предположить, что информационно-техническое развитие человечества, без учета гуманитарных, в частности психологических, знаний, скорее, не представляется возможным.

Важным историческим моментом в развитии психологической науки является установление проблемы вариативности психических проявлений человека. Произошло осознание необходимости учета индивидуально-психологических различий, что привело к возникновению дифференциальной психологии, которая в свою очередь позволила расширить рамки экспериментальных исследований. В дальнейшем результаты исследований с учетом дифференциации по различным признакам дали положительные плоды в практическом их применении.

В настоящее время, подавляющее большинство научноисследовательских работ в различных отраслях психологических знаний применяет методологию и типологизацию дифференциальной психологии. Выходит в свет большое количество научных публикаций, посвященных решению задач, относящихся к вопросам индивидуальных различий.

Необходимость написания данного учебного пособия была вызвана рядом причин. Дифференциальная психология относится к базовым дисциплинам курса психологии. Однако в учебных планах отводится недостаточно много (а для студентов заочной формы обучения абсолютный минимум) времени на ее изучение. Существуют сложности в доступности уже выпущенных учебных пособий и книг по дифференциальной психологии. Тем самым у студентов снижается интерес к изучению данной дисциплины. Поэтому на основе материалов известных авторов, курса лекций по дифференциальной психологии и некоторых результатов исследований, выполненных как автором, так и студентами и преподавателями факультета психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина предпринята попытка изменения отношения к учебной дисциплине и повышения ее значимости.

В книге приводятся материалы, раскрывающие суть дифференциальной психологии, в качестве предмета которой выступают индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природа, источники и последствия этих различий. В конце глав предложен ряд заданий в формате контрольных вопросов; приведен список литературы по проблемам дифференциальной психологии для самостоятельного изучения и подготовки курсовых работ. Целям и задачам учебного пособия подчинена его структура, которая содержит три главы. Первая глава раскрывает историю, предмет и методы дифференциальной психологии. Дифференциальная психология рассматривается как психологическая наука. Описаны направления дифференциально-психологических исследований. Излагается классификация методов дифференциальной психологии. Приводится понятие психологической нормы.

Вторая глава посвящена рассмотрению источников личностных индивидуальных различий, в качестве которых представлены: характеристика человека как личности, темперамент, способности, направленность личности, мотивация.

В третьей главе раскрывается материал, представляющий индивидуальные различия между мужчинами и женщинами по некоторым физиологическим характеристикам, поведенческим и личностным особенностям.

В результате освоения курса студент должен:

знать

  • • историю развития дифференциальной психологии;
  • • предмет дифференциальной психологии;
  • • задачи дифференциальной психологии;
  • • источники индивидуальных различий;
  • • различия в индивидуальных характеристиках между полами;

уметь

  • • применять научный подход при решении проблемного вопроса;
  • • классифицировать методы дифференциальной психологии;
  • • определять специфику личностных индивидуальных различий;
  • • применять имеющиеся данные о различиях между полами при интерпретации результатов психодиагностики;

владеть

  • • направлениями функционирования психологии индивидуальных различий;
  • • типологией темперамента;
  • • представлениями о мотивационном процессе;
  • • способами половой дифференциации при организации психодиагностических исследований.

Замысел этой книги родился в процессе разработки занятий по учебной дисциплине «Дифференциальная психология» (на факультете психологии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина). Такой подход, с одной стороны, позволил представить материал с точки зрения фундаментального рассмотрения проблем дифференциальной психологии, с другой стороны задать материалу учебника практическую направленность в применении психологии индивидуальных различий при организации, проведении и интерпретации результатов психодиагностических исследований.

Предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов психологических и педагогических специальностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой