Социально-психологические детерминанты и особенности подростковой безнадзорности
Диссертация
Уровень самосознания и осмысления жизни (методика «СЖО» Д.А.Леонтьев) в группе безнадзорных подростков одинаковый с группой подростков из лицея, живущих в «проблемных» семьях, но значимо более низкий, по сравнению с группой подростков-гимназистов, находящихся в благополучной социальной ситуации развития (Т=-3,48, р=0,01). Безнадзорные подростки, по сравнению с гимназистами имеют значимо более… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологический анализ подростковой безнадзорности как социально-психологического феномена
- 1. 1. Подростковая безнадзорность в системе социально — психологических учений
- 1. 2. Причины подростковой безнадзорности
- 1. 3. Внешние и внутренние факторы подростковой безнадзорности
- Глава 2. Разработка модели социально — психологических детерминант и особенностей подростковой безнадзорности
- 2. 1. Социальная ситуация развития как причина возникновения феномена подростковой безнадзорности
- 2. 2. Организация проведения исследовательской работы
- 2. 3. Описание модели психодиагностического исследования
- Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей безнадзорных подростков
- 3. 1. Особенности ценностно — смысловой сферы безнадзорных подростков
- 3. 2. Личностные особенности и самооценка безнадзорных подростков
- 3. 3. Особенности межличностных отношений, мотивация аффилиации, круг референтных лиц и способность безнадзорных подростков к патии
- 3. 4. Факторная структура особенностей межличностного общения у безнадзорных подростков
3.5. Результаты сопоставления социально-психологических особенностей личности безнадзорных подростков и подростков из неблагополучных семей, учащихся лицея и подростков из благополучных семей, учащихся гимназии групповой анализ).
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. — М., 2000.- 416с.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности / Под ред. Д. И. Фельдштейн. М., 1999. — 217с.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.
- Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. -М. «Мысль», 1991. — 297с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. СПб., 1994.- 178с.
- Александрович Ф. Социальные, педагогические и психологические аспекты проблемы «уличных» детей и подростков в России // Магистр. 1999.-№ 6, — С.1−5.
- Алексеева Е.В., Регуш Л. А. Наш проблемный подросток. СПб., 1999. -245с.
- Алемаскин М.А. Межличностные отношения трудновоспитуемых школьников в коллективе класса // Проблемы социальной психологии. -М., 1971.- С.20−24.
- Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков- правонарушителей / Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 1968. — 117с.
- Алмазов Б.Н. О социальном пространстве реабилитационной педагогики // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. — С.40−56.
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. — 150с.
- Амбрумова А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологи.- М., 1983. С.40−51.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. Труды: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 10−127.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002. — 364с.
- Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Академия МВД, 1975. — С. 50−65.
- Антонян Ю.М., Лунеев В. В., Яковлев А. М. Мотивообразующие факторы преступного поведения // Криминальная мотивация. М., 1986.-С. 44−115.
- Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван. Луис, 1980. — 254с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. -413с.
- Аувяэрт Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Дисс. психол. наук.- М., 1981.- 187с.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1999.- 96с.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. — 378с.
- Бартол К. Психология криминального поведения. — СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2004.-352с.
- Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М., 2002. — 415с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии,— М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 199с.
- Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск. Средне-Уральск. Кн. Изд-во, 1984. — 129с.
- Беличева, С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1989.-45с.
- Бердяев H.A. Самопознание. М.: Изд-во «ДЭМ», 1990. — 335с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 422 с.
- Блонский П.П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1929.- 131с.
- Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб: Питер, 2004. — 496с.
- Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения личности. М.1978, 117с.
- Бодалев A.A. Личность в общении. -М.: Педагогика, 1983.- 272с.
- Бодалев A.A., Карлинская И. М., Пантилеев С. Р., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. -М.: Из-во МГУ, 141с.
- Божович Л. И. Благодежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: «Педагогика», 1972. 349с.
- Большаков, А.Г. О некоторых клинико-патогенетических закономерностях формирования синдрома бродяжничества у детей и подростков// Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.-С.83−89.
- Борисов, Г. Б. В мире подростка / Под ред. A.A. Бодалева.- М.: Медицина, 1982, — 295с.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис. докт. пед. наук.- М., 1991.- 401с.
- Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков- правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — С. 259−350.
- Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 2. — С. 4656.
- Боулби Дж. Привязанность. М., 2003. — 345с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб. «Питер», 1999. — 518с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра.- М.: Просвещение, 1988.- 207с.
- Быков A.B., Шульга Т. Н. Психологическая служба в учреждениях социально педагогической поддержки детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Изд — во УРАО, 2001. — 100с.
- Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии, 1989, № 1, — С. 45−57.
- Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003, — 656с.
- Васильева Т.Н. Характерологические корреляты психических состояний. Автореф. дис. кан. психол. наук. Казань, 1999. — 23с.
- Васильева, Ю. А Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал.- 1997. -Т. 18. № 2. — С.58- 78.
- Вингедер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование, 2000. С. 5−15.
- Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6-ти т. Т.5.- М., 1983.- С.257−321.
- Выготский, Л.С. Психология возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — С. 5 -242.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
- Гернет М.Н. Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества. Избр. соч. М., 1974.- С.246−247.
- Гобечия Ф.В. Психологические факторы поведения несовершеннолетних правонарушителей. Тбилиси. Мецниереба, 1979.-91с.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987. — С. 91−114.
- Граборов А.Н. Типы трудных детей. М.- Л.: Госиздат, 1930.-78с.
- Дармадехин C.B. Безнадзорность детей в России // Педагогика. 2001. — № 5. — С.З.
- Дебесс Морис. Подросток. СПб, 2004. — 126с.
- Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения// Аналитический вестник. М., 2002. — № 20 (176). — 129с.
- Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. М.: «Когито-Центр», 2000. — С.297−302.
- Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых/ Отв. ред. Слободская Е.Р.- Новосибирск, 1994.- 257с.
- Дзержинский Ф.Э. Детская беспризорность и ВЧК // Избр. статьи и речи. М.: ОГИЗ, 1947. — С.144.
- Долгова А.И. Проблемы профилактики криминогенных групп несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1980.-Вып.32.-С. 16−30.
- Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних,— М.: Юрид. Лит., 1981. 160с.
- Драгунова T.B. Некоторые общие вопросы изучения личности подростка // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении: Материалы конференции. М., 1968.- С.7−20.
- Дубинин Н.П., Кудрявцев В. Н. Генетика поведения, ответственность: о природе антиобщественных поступках и путях их предупреждения. — М.: Политиздат, 1989.- 351с.
- Дремова H.A. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних. -Дис.. канд. психол. наук.-М., 1972. 176с.
- Емельянов В. П, Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980. — 123с.
- Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С. 254−277.
- Жураковский В.М. О работе центров психолого педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми // Вестник образования, 1998. — № 11/12. — С. 67- 78.
- Заика Е.В., Крейдун Н. П., Ячина A.C. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии.- 1990.- № 9. -С.83−90.
- Зарецкий В.К., Дубровина В. Н., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. Монография. М. ООО «Вопросы психологии», 2002. — 199с.
- Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. 1999.- № 9. — С.233−235.
- Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. М., 2003. -416с.
- Зеленский А.Ф. Криминологические и уголовно- правовые аспекты неосознаваемой психической деятельности // Сов. государство и право.- 1984. -№ 9. — С.54−55.
- Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М.: Высшая школа, 1974. — 86с.
- Зюбин Л.М. Трудные дети. Л.: Знание, 1963. — 52с.
- Игошев К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. Лит., — 1989.-448.
- Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974. 166с.
- Игошев К.Е., Донцов А. И. Исследование ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. М., 1977.- 132с.
- Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. М.: Педагогика, 1972. — 350с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. М., 2002. — 749с.
- Кабанов М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: «Медицина», 1983. — 309с.
- Кайданова, О. Беспризорные дети. Практика работы опытной станции.- Л.: Госиздат, 1926. 73с.
- Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. — 416с.
- Каркищенко О. Система учреждений социальной профилактики детской безнадзорности в дореволюционной России // Мое Отечество.-1999.-№ 3.- С.69−779.
- Карпец И.И. Криминалогия неформальных молодежных объединений. М., 1989. 104с.
- Кащенко В.П. педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223с.
- Клейберг Ю.А., Дружинин В. Н., Руденский Е. В. Психология девиантного поведения. -М., 2001.- 159с.
- Климова С.Г. Компания пьяных подростков // Вопросы психологии, 1993. № 4.-С. 31−37.
- Ковалев В.В., Авербах Я. К., Вишнякова Ю. С., Заиров Г. К., Курапова Г. М., Семенов С. Ф., Сосюкало О. Д., Шахматов Н. Ф. Нарушения поведения у детей и подростков.- М., 1981, — 175с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск. Народная асвета, 1984. — 240с.
- Коломинский Я.Л. Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса // Вопросы психологии.-1967.-№ 3. С. 110−119.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. — 1980. -192с.
- Кон И. С. Социологическая психология. Москва — Воронеж. — 1999. -560с.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии.- 1997. № 3.- С. 69−78.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск «Беларусь», 1988.- 207с.
- Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации. Психология социальных ситуаций/ Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. — 416с.
- Короленко И.П., Завьялов В. Ю. Нарушение эмпатии у больных алкоголизмом // Эмоции и воображение. М., 1975. С. 51.
- Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972.- 120с.
- Кочетов А.И. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986.- 160с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. — 2000.- 987с.
- Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. — 271с.
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 315с.
- Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. -286с.
- Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф. С., Васильева Ю. А. Особенности регуляции деятельности психопатических личностей смысловыми (мотивационными) установками // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1984. -№ 12. -С.1815−1822.
- Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека.- М.: «Олма -Пресс», 2004. 864с.
- Курбанова Ю.А. Роль семьи в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вопросы уголовного права, процесса, прокурорского надзора, криминологии и криминалистики. -Душанбе, 1967. Сб.2. — С. 246−260.
- Курбатова Т.Н. Эмоционально поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей. Дис.. канд. психол. наук. — Л., 1981.-187с.
- Куфаев В.И. Причины детской беспризорности // Вестник просвещения. 1924. — № 9. -С.118−134.
- Куфаев В.И. Юные правонарушители / В. И. Куфаев. М.: Новая Москва,-1924.-230с.
- Кучинская Е.В. Отклонение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией // Вопросы психологии. 1996.- № 4. — С.55−62.
- Лавриенко А.И. К вопросу об устойчивости моральных суждений у школьников // Вопросы психологии, 1970. № 3. — С. 94−104.
- Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С. 251,268−276.
- Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М. «Педагогика», 1988. 161с.
- Левкович В.П. Моральные нормы- регуляторы поведения личности // Советская педагогика, 1976. № 3. — С.96−107.
- Леонгард К. Акцентуированные личности.- Ростов-на Дону: «Феникс», 2000. 539с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.- 302с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вест. Моск. унта. Сер. 14 Психология, 1996. С. 37.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 445с.
- Леонтьев Д.А., Бузин В. Н. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме // Вестник Моск. ун-та Сер. 14. Психология. 1992. -№ 3. -С.22−30.
- Лещинская Е.А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков.- Дисс. канд. психол. наук. Киев, 1992.- 174с.
- Лиханов А. Дети без родителей. М.: Просвещение, 1987. — 270с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.: «Медицина», 1983. 253 с.
- Лодкина Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми. Вологда: Изд-во ВГПИ «Русь», 1994. — 113с.
- Лунеев В.В. Личностные условия мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация. М., 1986.- С.98−115.
- Майерс Д. Социальная психология.- СПб, 2002.- 746с.
- Макаренко A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. — 333с.
- Макаренко A.C. Проблемы воспитания в советской школе // Собр. соч.: В 8 т.: М.: педагогика, 1984. Т.4. — С.203−208.
- Макеева А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков.- М., 2000, — 128с.
- Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М., 1994. 24с.
- Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии, 1988. № 3. С. 93−99.
- Макушкин Е.В., Гурьева В. А. Проблема уголовно-процессуальной дееспособности несовершеннолетних обвиняемых // Российский психиатрический журнал.- М. «Медицина», 1999. № 4.-С.15−21.
- Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. СПб: «Речь», 2002. — 255с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.: Питер, 2003. — 352с.
- Махов Ф.С. Особенности межличностного общения педагогически запущенных подростков // Советская педагогика. 1978. — № 5. — С. 39−47.
- Меликсетян A.C., Кузьнецова М. А., Никитина С. Р. Организация психолого-педагогической помощи учащимся с отклонениями в нравственном развитии и поведении // Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1985. С. 12−16.
- Мельникова Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков// Правозащитник.- 1999.- № 2. С. 17.
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992, -№ 4.-С. 91−97.
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. -1992, № 3, С. 104−115.
- Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками. — Киров: Кировский гос. Пед. ин-т, 1978. — 117с.
- Методы социальной психологии / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьевой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 182с.
- Миньковский Г. М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии: Тезисы докладов и сообщений на IV съезде общества психологов СССР. -Тбилиси, 1971.-С. 31−32.
- Миньковский Г. М. Особенности классификации несовершеннолетних преступников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: Всесоюзн. Ин-т МВД СССР, 1970.-С. 78−91.
- Можгинский Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм.- СПб., 1999. 127с.
- Монахов H.A. О социобиологических механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи // Сов. гос. и право. — 1989. — С. 55.
- Московичи С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. — Т1. № 2. — 84с.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. -95с.
- Мясищев В.Н. основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР, Т.2,М.: АПНРФСР, 1960.-С. 110−126.
- Невский И.А. «Трудное» детство, его причины, признаки и формы проявления // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: Всесоюзн. Ин-т МВД СССР, 1970.-С. 5−17.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972.-С. 112−146.
- Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. М., 2004. -184.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей.- СПб.: «Речь», 2001. 504с.
- Новицкий Ж. Л., Селиверстов Г. В. Особенности положения трудных подростков в коллективе класса // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: Всесоюзн. Ин-т МВД СССР, 1970. — С. 100−106.
- Новоселова A.C. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности детей // Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 1978. — С. 39−46.
- О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей// Официальные документы в образовании. 2002.- № 13.- С.6−40.
- О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми // Вестник образования.-1998.-№ 11−12.-С.67−72.
- Об организации работы по выполнению постановления Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год"// Вестник образования. — 2002.-№ 11.-С.23−34.
- Обухов В.М. Педагогическая диагностика отклонений в нравственном развитии подростков. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1973.- 181с.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Из-во Института Психотерапии, 2003. 319с.
- Огонесян М.Р. Феномен «запятнанной репутации» у несовершеннолетних правонарушителей // Социс. — 1992. № 8. — С. 73−89.
- Озеров В.А. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник: Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. М., 2002. — № 20 (176). — С. 6−17.
- Олиференко Л.Я., Чепурных Е. Е., Шульга Т. И., Быков А. В. Инновации в работе специалистов социально- психологических учреждений. М., 2001.- 310с.
- Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл. — 462с.
- Орлов А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С. 55 — 58.
- Ослон В.Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии, 2001. -№ 4.-С. 39−53.
- Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся / Под ред. И. Ф. Мягкова. Воронеж. ВГПИ, 1982. — 163с.
- Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. — М.1972. С.29−38.
- Первова И.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних: социо-типологический анализ. Дисс. доктора соц. наук. СПБ, 2000. -375с.
- Пискарев Д.П. Исследование социально-психологических стереотипов противоправного поведения молодежи. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Кострома, 1999. — 23с.
- Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1994, № 3. — С. 36−39.
- Полонский И.С. Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков и юношей. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1970. 167с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. «Наука», 1986.-255с.
- Потанин Г. М., Алемаскин М. А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М.: МОПИ, 1987. — 85с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Развитие личности в условиях психической депривации // Формирование личности в онтогенезе. М.: ПРосвещение, 1991. — С. 99−104.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб.: Издательство «Питер». 2000. — 624с.
- Ратинов А. Р. Структура и функции правового сознания/ Проблемы социологии права.- Вильнюс, 1970. 213с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М. «Прогресс», 1987. -419с.
- Реан A.A. Психологическая служба школы (принципы деятельности и работа с «трудными»). СПб., 1993. — 117с.
- Реан A.A. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК.- 2003. — 432с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. М.: Изд-во Владос- Пресс, 2003. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
- Ромек В.Г. Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техника / Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромека. -Ростов н/Д.: Южно-Рос. Гуманит. Ин-т, 2000. — С. 278−288.
- Роша А.Н. Роль микросреды в формировании преступных групп несовершеннолетних // Изучение и предупреждение преступности. — Воронеж, 1966. Вып. 2- С. 234−238.
- Рубинштейн C. JI Основы общей психологии,-СПб.: Питер, 2002. 720с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. -384с.
- Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования).-М., изд-во МГПУ, 1999.-276с.
- Саблина JI.C. Подростки с девиантным поведением.- Мурманск, 1999.-100с.
- Смелзер Н. Дж. Социология. Типы девиаций // Социс. 1992, № 2.-С. 98−113.
- Смелзер Н. Социология.- М.: Феникс, 1994.- 572с.
- Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 335с.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. — 475с.
- Стаменов С.К. Нравственно психологический облик несовершеннолетних правонарушителей и их статус. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1977. — 169с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для высших педагогических заведений. М.: Академия, 2001. -336с.
- Столин B.B. Самосознание личности.- Изд-во Московского Университета, 1983. 285с.
- Строганов Ю.А., Озерецкий С. Д. Диагностика психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Методические рекомендации / Под ред. А. Е. Личко.- Л., 1980.- 35с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- М.: Медицина, 1965. —ТЗ.- 335с.
- Сэдок Б. Дж., Каплан Г. И. Клиническая психиатрия/ Перевод с англ. Б. В. Стрелец. М., 1994. — В 2 т., Т.1 — 670с., Т. 2.- 523с.
- Тарас А.Е. острые углы воспитания. Сборник статей. Минск «Народная Асвета», 1990. — 102с.
- Тихомандрицкая O.A., Дубовская Е. М. Особенности изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно потребностной сферы // Мир психологии. 1999. № 3(19). — С.80−90.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.-217с.
- Толстых A.B. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991.- 139с.
- Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994.- С.38−46.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности детского коллектива// Вопросы психологии. 1977. -№ 2. — С. 78−90.
- Фельдштейн Д.И. Психологическое развитие личности в онтогенезе. М., 1989.-208с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 1999. — 672с.
- Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2002. — 432с.
- Феофанов К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // Социс. 1992.- № 5.- С. 88−92.
- Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001. 368с.
- ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 13.01.2001 № 1-ФЗ.
- Франки В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. — 287с.
- Франки В. Социальные кризисы и воспитание ответственности // Здравый смысл. 1999. № 11. С. 78−88.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, — 367с.
- Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2003. — 477с.
- Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001.-448с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М. «Педагогика», 1986.-397с.
- Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международн. Пед. Академия, 1994. — С. 143−148.
- Хоружий С. Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим // Психологические особенности самосознания подростка. Киев, 1980. С. 119—136.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. — 608с.
- Царегородцева, С. Можно ли победить беспризорность?/ Учительская газета.- 2003.-№ 18.- С.6−9.
- Шванцара И. Психодиагностика психического развития. Прага «АВИЦЕНУМ», 1978. 388с.
- Шереги Ф.Э. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ).- М.: ЦСП, 2003.-600с.
- Шереги Ф.Э., Арефьев A.A. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ). М.: ЦСП, 2003.-600с.
- Шереги Ф.Э., Арефьев A.JL, Вострокнутов Н. В., Зайцев С. Б., Никифоров Б. А. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 2001. — 48с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 544с.
- Шипицина JI.M. Дети социального риска и их воспитание. СПб. «Речь», 2003.- 143с.
- Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2003. — 976с.
- Эльконин Б.Д. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва — Воронеж. — 1995. — 416с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. Заведений. -М.: «Академия», 2001. -144с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: «Речь», 2002. — 416с.
- Юдашина Н. Ребенок бродяга: социальный портрет // Домашнее воспитание. — 2002. — № 2. — С.5- 9.
- Юнг К. Г. Избранное / Пер. с нем., Е. Б. Глушак, Г. А. Бутузов. -Мн.: ООО «Пупури», 1998. 448с.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1998. 595с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 89−106.
- Яссман JI.B. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Автореф. дис. доктор психол. наук. М., 1998.-27с.
- Abadia-Barrero, С. Е. Growing up in a world with AIDS: social advantages of having AIDS in Brazil. AIDS Care- 2002- vol.14- p: 417 -423.
- Adams, G. R., Gullotta, T., and Clancy, M. A. Homeless adolescents: a descriptive study of similarities and differences between runaways and throwaways. Adolescence- 1985- vol.20- p: 715 724.
- Amarasingham, R., Spalding, S. H., and Anderson, R. J. Disease conditions most frequently evaluated among the homeless in Dallas. J. Health Care Poor Underserved- 2001- vol.12- p: 162 176.
- Anarfi, J. K. Vulnerability to sexually transmitted disease: street children in Accra. Health Transit.Rev.- 1997- vol.7 Suppl- p: 281 306.
- Aneci Rosa, C. S., Borba, E. S., and Ebrahim, G. J. The street children of Recife: a study of their background. J.Trop.Pediatr.- 1992- vol.38- p: 34 40.
- Baldivieso, L. E. Inhalant abuse in Bolivia. NIDA Res. Monogr- 1995- vol.148- p: 50−63.
- Barge, F. C. and Norr, K. F. Homeless shelter policies for women in an urban environment. Image J.Nurs.Sch- 1991- vol.23- p: 145 149.
- Barrett, D. and Beckett, W. Child prostitution: reaching out to children who sell sex to survive. Br.J.Nurs.- 10−10−1996- vol.5- p: 1120 -1125.
- Bartek, J. K., McNamee, M. J., Baldwin, J. N., and Meade, C. S. The sheltered homeless and medications: implications for health care. J.Am.Acad.Nurse Pract.- 1996- vol.8- p: 571 576.
- Bassuk, E. L., Rubin, L., and Lauriat, A. Is homelessness a mental health problem? Am.J.Psychiatiy- 1984- vol.141- p: 1546 1550.
- Carmen, E. and Rieker, P. P. A psychosocial model of the victim-to-patient process. Implications for treatment. Psychiatr.Clin.North Am.- 1989- vol.12- p: 431 -443.
- Carney, T. and Tait, D. Caught between two systems? Guardianship and young people with a disability. Int.J.Law Psychiatry- 1997- vol.20- p: 141 -166.
- Dadds, M. R., Braddock, D., Cuers, S., Elliott, A., and Kelly, A. Personal and family distress in homeless adolescents. Community Ment. Health J.- 1993- vol.29- p: 413 422.
- Farrow, J. A., Deisher, R. W., and Brown, R. West Coast Scientific Symposium on Health Care of Runaway and Street Youth. Introduction. J.Adolesc.Health- 1991- vol. 12- p: 497 499.
- Frieden, T. R., Fujiwara, P. I., Washko, R. M., and Hamburg, M. A. Tuberculosis in New York City—turning the tide. N.Engl.J.Med.- 27−71 995- vol.333- p: 229−233.
- Gaetz, S. and Lee, J. Developing dental services for street youth. Ont.Dent.- 1995- vol.72- p: 34 37.
- Golden, R. E. and Baranov, M. S. The impact of the April 1992 civil unrest on the Los Angeles REI WIC program and its participants. Public Health Rep.- 1994- vol.109- p: 606 614.
- Henker, B., Whalen, C. K., and O’Neil, R. Worldly and workday worries: contemporary concerns of children and young adolescents. J.Abnorm.Child Psychol.- 1995- vol.23- p: 685 702.
- Herman, D. B., Susser, E. S., Struening, E. L., and Link, B. L. Adverse childhood experiences: are they risk factors for adult homelessness? Am.J.Public Health- 1997- vol.87- p: 249 255.
- Hoffman, D. and Rosenheck, R. Homeless mothers with severe mental illnesses and their children: predictors of family reunification. Psychiatr.Rehabil.J.- 2001- vol.25- p: 163 169.
- Kamieniecki, G. W. Prevalence of psychological distress and psychiatric disorders among homeless youth in Australia: a comparative review. Aust.N.Z.J.Psychiatry- 2001- vol.35- p: 352 358.
- Kelly, E. Homeless young people in cities. Midwife. Health Visit.Community Nurse- 1978- vol.14- p: 357 358.
- Kidd, S. A. and Krai, M. J. Suicide and prostitution among street youth: a qualitative analysis. Adolescence- 2002- vol.37- p: 411 430.
- Koopman, C., Rosario, M., and Rotheram-Borus, M. J. Alcohol and drug use and sexual behaviors placing runaways at risk for HIV infection. Addict.Behav.- 1994- vol.19- p: 95 103.
- Kluchon C. Values and Value Orientations in the Theory of Action// Toward a General Theory of Action/ T. Parsons. Cambridge: Harvard UP, 1951. P. 388−433
- Kosterlitz, J. No home, no help. Natl.J.(Wash.) — 8−9-1990- vol.22- p: 2120−2123.266. le Roux, J. and Smith, C. S. Is the street child phenomenon synonymous with deviant behavior? Adolescence- 1998- vol.33- p: 915 -925.
- Lempert, L. B. Women’s health from a woman’s point of view: a review of the literature. Health Care Women Int.- 1986- vol.7- p: 255 275.
- Morrow, R., Halbach, J. L., Hopkins, C., Wang, C., and Shortridge, L. A family practice model of health care for homeless people: collaboration with family nurse practitioners. Fam.Med.- 1992- vol.24- p: 312−316.
- Rotter J.B. Generalized expectancies fo internal versus external control of reinforcement/ J.B. Rotter// Psychol Monogrphs.- 1966.- V80.-P/ 1−28.
- Yates, G. L., MacKenzie, R. G., Pennbridge, J., and Swofford, A. A risk profile comparison of homeless youth involved in prostitution and homeless youth not involved. J.Adolesc.Health- 1991- vol.12- p: 545 548.