Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические детерминанты и особенности подростковой безнадзорности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень самосознания и осмысления жизни (методика «СЖО» Д.А.Леонтьев) в группе безнадзорных подростков одинаковый с группой подростков из лицея, живущих в «проблемных» семьях, но значимо более низкий, по сравнению с группой подростков-гимназистов, находящихся в благополучной социальной ситуации развития (Т=-3,48, р=0,01). Безнадзорные подростки, по сравнению с гимназистами имеют значимо более… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ подростковой безнадзорности как социально-психологического феномена
    • 1. 1. Подростковая безнадзорность в системе социально — психологических учений
    • 1. 2. Причины подростковой безнадзорности
    • 1. 3. Внешние и внутренние факторы подростковой безнадзорности
  • Глава 2. Разработка модели социально — психологических детерминант и особенностей подростковой безнадзорности
    • 2. 1. Социальная ситуация развития как причина возникновения феномена подростковой безнадзорности
    • 2. 2. Организация проведения исследовательской работы
    • 2. 3. Описание модели психодиагностического исследования
  • Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей безнадзорных подростков
    • 3. 1. Особенности ценностно — смысловой сферы безнадзорных подростков
    • 3. 2. Личностные особенности и самооценка безнадзорных подростков
    • 3. 3. Особенности межличностных отношений, мотивация аффилиации, круг референтных лиц и способность безнадзорных подростков к патии
    • 3. 4. Факторная структура особенностей межличностного общения у безнадзорных подростков

    3.5. Результаты сопоставления социально-психологических особенностей личности безнадзорных подростков и подростков из неблагополучных семей, учащихся лицея и подростков из благополучных семей, учащихся гимназии групповой анализ).

Социально-психологические детерминанты и особенности подростковой безнадзорности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная диссертация посвящена изучению социально-психологических проблем подростковой безнадзорности.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современный период социального развития России характеризуется деформацией семейного образа жизни, феноменом вытеснения детства из семьи, нарушением родительско-детских отношений, ростом насилия, жестокого отношения к детям, количеством неблагополучных подростков и т. д. Это неслучайно, ведь наиболее уязвимым для влияния и последствий социально-экономического кризиса в любой стране, является подрастающее поколение. Духовная жизнь подростков, в силу недостаточной сформированности социально-психологической структуры их личности, в первую очередь системы ценностей, а также всего мировоззрения, подвергается насильственному воздействию со стороны асоциальных условий проживания, кризиса образования, дегуманизации общества в целом.

Растет количество беспризорных и безнадзорных подростков. Безнадзорным, согласно законодательству РФ (Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120ФЗ) признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Рост безнадзорности объясняется целым рядом социально-экономических причин, имеет специфику своего распространения в разных регионах России.

Состояние научной разработанности проблемы.

В отечественной социальной психологии в настоящее время интенсивно изучаются различные аспекты данной проблемы подростковой безнадзорности. В психологической литературе внимание уделяется описанию особенностей трудных жизненных ситуаций, приводящих к беспризорности и безнадзорности (М.А. Алемаскин, A.M. Прихожан, Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, JI.A. Регуш и др.), личности беспризорного и безнадзорного подростка (М.А. Алемаскин, Г. Г. Бочкарева, JI.M. Зюбин, В. А. Худик и др.), изучению закономерностей поведения таких подростков (Г.Е. Сухарева, В. В. Ковалев, К. Бартол, Р. Блэкборн, А. Г. Амбромова и др.). Разрабатываются технологии и направления деятельности психологической службы в школах (И.В. Дубровина, H.H. Толстых, A.M. Прихожан и др.) и учреждениях, где находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко, A.B. Быков, И. Ф. Дементьева и др.). Однако подростковая безнадзорность не достаточно описана как целостный социально-психологический феномен, не полностью раскрыты социально — психологические детерминанты и особенности ее развития в современных условиях.

Тема имеет особую практическую значимость, поскольку подростковая безнадзорность содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию не только личности, но и государства, способствуя росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывая нравственные устои общества.

Актуальность исследования обусловлена, таким образом, необходимостью углубления и расширения психологических знаний о подростковой безнадзорности и, наконец, социальной востребованностью разработки мер ее профилактики.

Объект исследования — безнадзорные подростки в возрасте 15−17 лет, проживающие в Мурманской области.

Предмет — социально-психологические детерминанты и особенности подростковой безнадзорности.

Цель исследования — выявить социально-психологические детерминанты и последствия подростковой безнадзорности в современных условиях.

Под социально-психологическими детерминантами подростковой безнадзорности в нашей работе понимается система взаимодействия внешних условий и внутренних факторов развития, которые приводят к подростковой безнадзорности и предопределяют формирование определенных социально-психологических особенностей личности подростка.

Гипотеза исследования заключается в том, что современная подростковая безнадзорность детерминирована комплексом социальных, социально-психологических и индивидуально-психологических причин, совокупность которых приводит к нарушениям социализации и деформации личности подростка.

Специфические последствия безнадзорности проявляются как на уровне социально-психологической структуры личности (мировоззрение, система ценностей, смысложизненных ориентации, доминирующие мотивы и др.), так в особенностях взаимоотношений с окружающиминарушения сферы общения и поведения в целом.

В соответствие с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: в теоретическом плане: изучить состояние проблемы социально-психологических детерминант и особенностей подростковой безнадзорности в отечественной и зарубежной литературев методическом плане: осуществить подбор и разработку психодиагностических методик изучения социально-психологических особенностей подростковой безнадзорности. в эмпирическом плане: выявить и сравнить особенности развития безнадзорных подростков, находящихся под влиянием выделенных социально-психологических детерминант.

Методологическую основу исследования составили принципы, разрабатываемые в отечественной психологии:

— рассмотрение подростковой безнадзорности с позиции двустороннего, взаимообусловленного процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских связей, в которые включается подросток по мере своего социального развития и взросления (М.А. Алемаскин, Г. Г. Бочкарева, JI.M. Зюбин, И. А. Горьковая, И. Л. Первова, A.M. Печенюк, Д. И. Фельдштейн и др.);

— общенаучные принципы социокультурной теории, где психическое развитие рассматривается как процесс качественных изменений, происходящих в психике людей в ходе усвоения ими социального опыта, представленного в культуре (JI. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев и др.);

— принцип единства сознания и деятельности, согласно которому исследование нарушения процесса развития ведущей деятельности возраста приводит к различным отклонениям в поведении и сознании индивида (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

— принцип детерминизма (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, Г. М. Андреева, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.).

Теоретическую базу исследования составляют основные положения:

— современной социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая, Д. А. Леонтьев, A.B. Петровский и др.);

— концепции поэтапного социального развития человека (Д.И. Фельдштейн);

— социально-психологической теории межличностного взаимодействия (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, Л. И. Божович, A.A. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.);

— теоретических и практико-ориентированных исследований по проблемам подростковой безнадзорности (В.К. Зарецкий, И. С. Кон, Л. Я. Олиференко, Е. Е. Чепурных, Т. И. Шульга, Л. М. Шипицина и др.).

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач исследования в работе применен комплекс методов: теоретический анализ и систематизация источниковтестирование, социально-психологические методы (опросы, беседы и др.), а также методы математической статистики.

Для изучения демографических данных о семье был применен опросник, отражающий структуру обследуемого контингента. Исследование свойств личности безнадзорных подростков осуществлялось с помощью опросника Р. Кеттела (HSPQвариант для подростков), который способствовал получению многогранной информации об индивидуальности личностидиагностики самооценки безнадзорных подростков (методика С.А. Будасси), позволяющей определить социальную адаптацию личности, являющуюся регулятором поведениятеста — опросника мотивации аффилиации «ТМА» М. Ш. Магомед — Эминова, позволяющий выявить два обобщенных устойчивых мотива личности: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО) — методики экспресс — диагностики эмпатии, выявляющей характеристики эмпатийного потенциала личности (И.М. Юсупов) — теста «Смысла жизненных ориентаций» (СЖО) Дж. Крамба — Махолика, адаптированного Д. А. Леонтьевым, позволяющего изучить особенности личностного самоопределения и методики «Ценностные ориентации», представляющей модификацию методики М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым, определяющую направленность личности и основу ее отношений к окружающему миру, самому себе, основу жизненной концепции. Изучение особенностей межличностного взаимодействия безнадзорных подростков осуществлялось с помощью методик диагностики межличностных отношений (ДМО) Л. Собчик и методики групповой референтометрии (A.A. Карелин), раскрывающей особенности социализации.

При подведении итогов, обобщении результатов эмпирического этапа исследования использовались методы математико — статистической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в: выявлении детерминирующей роли социальной ситуации безнадзорности в развитии подростка и выделении ее основных типов -«явной» и «скрытой" — анализе и обобщении основных социально-психологических характеристик социальной ситуации развития безнадзорных подростков, включающей нарушения детско-родительских отношений, в основе которых нередко: аморальные формы поведения взрослых (воровство, алкоголизм), недостаток контроля взрослого и отсутствие элементарной заботы о детях (непостоянство воспитательных мер, жестокие физические наказания, недостаток общения), неблагоприятные супружеские взаимоотношения между родителями (отсутствие проявлений привязанности, эмоциональное насилие, отчужденность) — включенность в референтные асоциальные группы (характеризующиеся бесцельным и бессодержательным времяпрепровождением, пьянством, незначительными правонарушениями) — описании нарушений психического развития безнадзорных, проявляющихся на уровне личности в неадекватной, чаще завышенной самооценке, низком уровне осмысленности жизни, размытостью ценностных ориентаций, незрелостью эмоционально-волевой сферы, ограниченностью мотивационно — потребностной сферы, фиксации на дефицитарных и аномальных потребностях;

— выявлении специфических особенностей образа жизни подростка у которых доминирует пустое времяпрепровождение, проявляется тяга к бродяжничеству, раннему началу половой жизни (склонность к половым извращениям) — употребление алкоголя и наркотиковучебная деятельность на развита (при низких познавательных способностях) и носит принудительных характер;

— выделении нарушений в межличностных отношениях, проявляющихся в наличие многообразных межличностных и внутриличностных конфликтов, обусловленных обидчивостью, недоверчивостью, склонностью к недовольству окружающими людьми и подозрительностью, низким уровнем эмпатийности;

— описании особенностей сферы общения, характеризующихся: низкой эмпатией, недоверчиво — скептическим стилем общения, формированием «сленговых» форм и средств общениятрудностями установления контакта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Подростковая безнадзорность — это особая социальная ситуация развития, которая характеризуется отсутствием контроля и надзора со стороны взрослых (в первую очередь родителей), нарушениями межличностных отношений в семье и школе, преобладанием бессодержательного времяпрепровождения, включенностью в асоциальные референтные группы. Эти особенности социальной ситуации развития детерминируют специфику процесса социализации и формирования личности безнадзорных подростков.

2. Последствия подростковой безнадзорности проявляются на трех социально-психологических уровнях: во-первых, личностно-деятельностном 9несформированность учебной и трудовой деятельности, трансформация социально-психологического ядра личности и др.) — во-вторых, групповом (специфика референтной группы, разделяемых норм и ценностей, принудительность включенности в группы просоциального характера, характер взаимоотношений со сверстниками и пр.) — в-третьих, общественном (социальная дезадаптация подрастающего поколения, рост преступности и алкоголизма несовершеннолетних, криминализация асоциальных подростковых групп, что создает дополнительные очаги напряжения и подрывает нравственные устои в обществе).

3. Наиболее значимыми последствиями подростковой безнадзорности на уровне личности являются деформация нравственного сознания, нарушения смысложизненных ориентаций, формирование неадекватной самооценки, незрелость эмоционально-волевой сферы, ограниченность мотивационно-потребностной сферы, конфликтность, недоверчивость, низкий уровень эмпатии и др. Данные особенности, в свою очередь, осложняют дальнейшую социализацию подростков.

Теоретическая значимость определяется выявлением специфических особенностей безнадзорных подростков как компонента поэтапной концепции социального развития личности подростков.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности создания эффективной программы организации профилактической работы, направленной на формирование у подростков ориентации на здоровый образ жизнив использовании при оказании психологической помощи и поддержки безнадзорным детям, компетентными органами в правотворческой деятельностипри разработке социальных программ профилактики безнадзорности, реализуемых в регионе (административно — территориальном образовании).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 269 источников и приложенийиллюстрирована 10 таблицами и 19 рисунками.

Выводы по третьей главе.

1. Неблагоприятная социальная ситуация развития является условием формирования определенных социально-психологических особенностей личности беспризорных подростков, определяет уровень осмысленности жизни, терминальные и инструментальные ценности, локус контроля, особенностей межличностных отношений, способность к эмпатин, мотивацию аффилиации, уровень самооценки и некоторые личностные черты.

2. В группе безнадзорных подростков показатели осмысленности жизни и личностного самоопределения средние (у 60%) и склонные к низким (30%) (Д.А.Леонтьев, методика «Смысложизненные ориентации»). Безнадзорные подростки (40%) имеют низкий и средний (33%) показатель по параметру «Локус контроля — Я», то есть подросткам свойственно неверие в свои силы контролировать события жизни. При этом по шкале «Локус контроля — жизнь» 50% подростков имеют средний показатель, то есть подростки в целом считают, что человек или близкие ему люди, могут планировать жизнь, контролировать ее ход, но сами подростки не уверены, что способны самостоятельно принимать решения и достигать ихих жизнь проходит неподконтрольно им. Безнадзорным подросткам свойственны средние (50%) и низкие (30%) показатели по шкале «Цели в жизни», среди подростков много лиц живущих сегодняшним днем, не строящих планы на будущее. Интересно, что 40% подростков имеют средний, а 33% высокий показатель по шкале «Процесс жизни», это означает, что жизнь они воспринимают как средне интересную и средне эмоционально насыщенную, некоторые подростки удовлетворены «беспризорной» жизнью.

3. Терминальными ценностями безнадзорных подростков являются: здоровье, хорошие и верные друзья, уверенность в себе, самостоятельность, любовь, и материальная обеспеченность. Инструментальными ценностями являются: воспитанность, ответственность, жизнерадостность, чуткость и трудолюбие (методика.

Ценностные ориентации" М. Рокич, А. Гоштаутас, М. А. Семенов,.

В.А.Ядов). Не значимыми терминальными ценностями являются: творчество, интересная работа, познание, равенство и свобода. Не значимыми инструментальными ценностями являются: широта взглядов, высокие запросы, непримиримость к недостаткам, образованность и исполнительность.

4. У безнадзорных подростков терминальная ценность «материальная обеспеченность обратно связана с инструментальной ценностью «образованность" — терминальная ценность «интересная работа» связана с ценностями «терпимость к взглядам и мнениям людей» и обратно связана с «высокими запросами" — терминальная ценность «любовь» обратно связана с «самоконтролем и сдержанностью», терминальная ценность «свобода» связана с «исполнительностью, дисциплинированностью», терминальная ценность «хорошие и верные друзья» связана с ценностями «чуткость, заботливость» и обратно связана с ценностями «образованность» и «самоконтроль, сдержанность" — терминальная ценность «познание, образование» обратно связана с инструментальной ценностью «умение настоять на своем, твердая воля», терминальная ценность «счастливая семейная жизнь» связана с ценностями «терпимость, умение прощать», «твердая воля» и обратно связана с «непримиримостью к недостаткам в себе и других" — терминальная ценность «творчество» связана с «высокими запросами" — терминальная ценность «равенство, равные возможности для всех» обратно связана с ценностью «широта взглядов, умение понять чужую точку зрения».

5. Осмысленность жизни выше у подростков, для которых более значимой является ценность непримиримость к недостаткам в себе и других и менее значима ценность счастливая семейная жизнь. У безнадзорных подростков найден феномен созависимости с родителями, которые ведут аморальный образ жизни, такие подростки слишком травмированы сложившейся в их семье неблагоприятной ситуацией. Показатели целеустремленности, направленности на достижение социальных и профессиональных целей выше у безнадзорных подростков для которых менее значимы терминальная ценность счастливая семейная жизнь и инструментальная ценность терпимость и умение прощать недостатки других. Более высокий показатель эмоциональной насыщенности жизни и интереса к процессу жизни наблюдается у подростков, для которых значимой ценностью является ценность непримиримость к недостаткам в себе и других и не значима ценность заботливость и чуткость. Локус контроля «я» свойственен подросткам, для которых более значима ценность — высокие запросы и менее значимы: терминальная ценность интересная работа и инструментальная ценность — терпимость к взглядам и мнениям других людей, умение прощать чужие ошибки Убеждение в управляемости жизни, в свободе выбора человеком пути, свойственна подросткам, для которых более значима терминальная ценность уверенность в себе (методика «СЖО» Д. А. Леонтьева и методика «ЦО» М. Рокич).

6. Референтными лицами для безнадзорных подростков (40−60%) являются друзья, лучший друг или подруга, что очень характерно для социальной ситуации развития в данном возрасте, определяет особенности личности и межличностных отношений подростков. Интересно, что родители, тоже составляют круг референтных лиц для подростков (20−40%), но только в ситуациях, когда принимаются значимые решения, связанные с организацией жизнедеятельности, обеспечением процесса жизни, например, о поездке в другой город, об изменении своей жизни. Так же родители являются значимыми лицами, которым подростки доверяют, с которыми откровенны при решении неприятных для подростков ситуаций, и родители являются «социальными зеркалами», помогающими разобраться подросткам со своими недостатками. Безнадзорные подростки рассматривают родителей в качестве примера в жизни (Методика «Внешне групповая референтометрия», А.А.Карелин).

7. У безнадзорных подростков (76,7%) развита мотивация аффилиации, причем у 26,7% преобладает мотив страх отвержения, у 26,7% развит мотив стремление к принятию, у 23,3% подростков интенсивно выражены оба мотива (методика «ТМА» А. Мехрабиан, М.Ш.Магомед-Эминов).

8. Безнадзорные подростки проявляют стилевые особенности в межличностных отношениях (методика «ДМО», Л. Собчик). У 50% подростков по четвертому октанту «Недоверчиво-скептический тип общения» диагностируется обидчивость, недоверчивость, неконформность, склонность к недовольству окружающими людьми и подозрительность. У 40% подростков по восьмому октанту «Сотрудничающеконвенциальный тип общения» диагностируется мягкосердечие, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм. 27% безнадзорных подростков по пятому октанту «покорно-застенчивый тип» проявляют чрезмерно покорное поведение, им свойственно повышенное чувство вины, самоуничижение. У 26% испытуемых наблюдается по первому октанту «Властнолидирующий тип общения» деспотический тип общения, потребность командовать и захватывать власть в отношениях с окружающими. По шести октантам, таким как «Независимо-доминирующий», «Прямолинейно-агрессивный», «Покорно-застенчивый», «Зависимо-послушный», «Сотрудничающеконвенциальный», «Ответственновеликодушный» у 57−70% безнадзорных подростков идеальный и реальный «я образы» умеренно расходятся, что является хорошим условием самосовершенствования. По октанту «Недоверчивоскептический тип общения» у 57% подростков значительные расхождения между идеальным и реальным образами «я», есть внутри личностный конфликт, безнадзорные подростки осознают некоторые черты своего поведения, такие как недоверчивость, обидчивость, проникнутость духом противоречия, и оценивают их как мешающие построению отношений с другими людьми.

9. Безнадзорным подросткам (70%) свойственен низкий, а 26,7% средний уровень развития эмпатии, то есть безнадзорные подростки испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, часто не могут понять эмоциональные проявления в поступках окружающих людей, предпочитают уединение, кажутся отчужденными (методика «Способность к эмпатии» И.М.Юсупов). У 86% безнадзорных подростков эмпатия по отношению к родителям развита на среднем уровне. У 77% подростков средне развита эмпатия по отношению к малознакомым людям. У 47% подростков показатель эмпатии к старикам низкий и очень низкий, они не находят взаимопонимания со стариками, испытывают затруднения в общении с ними, раздражаются находясь рядом. Ведут себя как личности отчужденные и толстокожие. У 50% безнадзорных подростков эмпатия к героям художественных произведений низкая.

10. Факторная структура особенностей межличностного общения безнадзорных подростков описывает 79,8% общей дисперсии и включает семь факторов: «Конформные тенденции межличностных отношений. Подчиняемость, неуверенность в себе, склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответственность в контактах с окружающими» (описывает 31,8% дисперсии), «Способность к эмпатии» (13,06%), «Неконформные тенденции в общении. Идеальный образ „я“ в общении» (9,5%), «Страх отвержения» (7,7%), «Эмпатия к родителям и старикам» (7,14%), «Неконформные тенденции в межличностных отношениях» (5,86%), «Неудовлетворенность собой. Недоверчиво-скептический тип межличностных отношений, заниженная самооценка, затянувшийся межличностный конфликт» (4,7%).

11. У безнадзорных подростков (47%) самооценка высокая и завышенная, у 27% самооценка близкая к высокой, и адекватная, и у 23% средняя и адекватная (методика «Самооценка» С.А.Будасси).

12. Безнадзорным подросткам свойственны следующие личностные особенности (методика 14РР (НБРС) — вариант для подростков), Р. Кеттелл): 67% безнадзорных подростков имеют крайне низкие показатели по фактору В, то есть не развитые умственные способности, они медленно соображают, необразованны, плохо обучаемы, имеют узкий спектр интеллектуальных интересов. По фактору <34 46% безнадзорных подростков имеют средние, а 43% крайне высокие показатели, то есть преобладают напряженные, фрустрированные, высоко тревожные личности.

13. Уровень самосознания и осмысления жизни (методика «СЖО» Д.А.Леонтьев) в группе безнадзорных подростков одинаковый с группой подростков из лицея, живущих в «проблемных» семьях, но значимо более низкий, по сравнению с группой подростков-гимназистов, находящихся в благополучной социальной ситуации развития (Т=-3,48, р=0,01). Безнадзорные подростки, по сравнению с гимназистами имеют значимо более низкий уровень целеполагания в жизни (по показателю «Цели в жизни») (Т=-2,79, р=0,01). Безнадзорным подросткам, по сравнению с подростками гимназистами характерно скорее неверие в управляемость жизни, это фаталисты, считающие, что жизнь не подвластна контролю со стороны человека, течет сама по себе (показатель «Локус контроля — жизнь», Т=-2,75, р=0,01), а так же неверие в свои силы управлять событиями собственной жизни, ощущение «яхозяин жизни» им свойственно в меньшей степени (показатель «Локус контроля — Я», Т=-1,87, р=0,10). Для безнадзорных подростков жизнь представляется менее интересной, и менее эмоционально насыщенной, приносящей удовольствие по сравнению с гимназистами (показатель «Процесс жизни», Т=-1,74, р=0,10). Безнадзорные подростки, по сравнению с подростками лицеистами, живущими в неблагополучных семьях, более удовлетворены процессом жизни (шкала «Процесс жизни» Т=1,87, р=0,10), такие подростки воспринимают свою жизнь с интересом, через призму «романтики улицы».

14. Общими для всех подростков являются терминальные ценности здоровье, любовь, хорошие и верные друзья, уверенность в себе, самостоятельность, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизньинструментальные ценности: воспитанность и трудолюбие. При этом, для безнадзорных подростков важной терминальной ценностью является «удовольствие», для подростков-лицеистов — «свобода», а для подростков из гимназии — «интересная работа" — для безнадзорных подростков важными инструментальными ценностями являются: смелость, рационализм, жизнерадостность, ответственность, чуткость. Для подростков-лицеистов: самоконтроль, широта взглядов, чуткость, терпимость, честность, образованность. Для подростков из гимназии: твердая воля, ответственность, жизнерадостность, образованность, честность, терпимость.

15. У безнадзорных подростков значимо более выражен страх отвержения, по сравнению с подросткамигимназистами (Т=4,09, р=0,01). При этом, у подростков-гимназистов более выражено стремление к принятию, по сравнению с безнадзорными подростками (Т=-1,71, р=0,10).

16. У безнадзорных подростков уровень способности к эмпатии значимо более низкий, чем в группе подростковлицеистов (Т=-1,95, р=0,05), и гимназистов (Т=-3,62, р=0,01).

17. Для всех подростков референтными лицами являются: лучший друг или подруга, друзья, родители. Для безнадзорных подростков, по сравнению с подростками гимназистами и лицеистами, субъективно более важными лицами, на мнение которых они ориентируются при решении жизненных вопросов, являются приятели, члены их компании, друзья.

18. У безнадзорных подростков, по сравнению с подростками из гимназии, и подростками из лицея, в среднем по группе более выражено недовольство окружающими людьми, подозрительность, обидчивость, недоверчивость (по октанту «Недоверчиво-скептический тип отношений», Т=2,92, р=0,01, Т=3,56, р=0,01). У безнадзорных подростков, по сравнению с подростками из гимназии, менее выражено стремлении к лидерству, желание быть советником, организатором, руководителем в коллективе (по октанту «Властнолидирующий тип отношений», Т=-1,73, р=0,10). У безнадзорных подростков, по сравнению с подростками из лицея, более выражена непосредственность, прямолинейность, вспыльчивость, иногда недружелюбие, настойчивость в достижении целей (по октанту «Прямолинейноагрессивный тип отношений», Т=3,62, р=0,01), а так же застенчивость, покорность, повышенное чувство вины, самоунижение, безнадзорные подростки охотно выполняют чужие обязанности (по октанту «Покорнозастенчивый тип отношений» Т=1,92, р=0,10).

19. У подростков гимназистов (90%) и безнадзорных (74%) подростков уровень самооценки одинаково в среднем высокий и даже завышенный. У подростков, учащихся в лицее, самооценка средняя, близкая к высокой, но значимо ниже, чем самооценка безнадзорных подростков (Т=2,89, р=0,01).

20. В группе безнадзорных подростков в среднем показатели интеллекта значимо более низкие по сравнению с подростками из гимназии (Т=-3,01, р=0,01), с подростками из лицея (Т=-2,01, р=0,05). В группе безнадзорных подростков показатели социабельности, зависимости от группы значимо более низкие по сравнению с подростками из лицея (Т=3,14, р=0,01). У безнадзорных подростков показатели напряженности, возбудимости, тревожности, значимо выше, чем в группе подростков из лицея и подростков из гимназии (Т=1,94, р=0,05, Т=2,55, р=0,01). Безнадзорные подростки — это личности более индивидуалистичные, замкнутые, чем подростки из лицея. (Т=1,87, р=0,10). Безнадзорные подростки по сравнению с подростками из гимназии, менее открытые и доверчивые, менее добрые и сердечные, менее легкие в общении и эмоционально экспрессивные личности. Среди безнадзорных подростков есть одновременно и личности склонные к уединению, отчужденные и подозрительные, и личности открытые и мягкосердечные (Т=-2,01, р=0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В работе проведен анализ социально — психологических детерминант и особенностей подростковой безнадзорности, т. е. раскрыты социальные условия жизнедеятельности таких подростков, показан социально-психологический портрет, включающий, особенности его общения, я-концепции.

Обзор литературы показал наличие исследований феномена безнадзорности и данных о социально — психологических особенностях безнадзорных подростков. С одной стороны, в рамках социологического подхода рассматривалось развитие и проявление подростковой безнадзорности в контексте социальной дезорганизации. Идеальная модель формирования подростковой безнадзорности в нашем исследовании была построена на основе поэтапной концепции социального развития человека и деятельностного подхода. Конкретизируя теоретическую модель, мы предприняли попытку более детальной проработки формирования взаимосвязанных блоков: внешних факторов воздействия, личностных факторов развития и собственной активности подростка. В процессе теоретического исследования были описаны факторы, влияющие на формирование подростковой безнадзорности.

Неблагоприятная социальная ситуация развития является условием формирования определенных социально-психологических особенностей личности безнадзорных подростков, определяющая низкий уровень осмысленности жизни, определенные терминальные и инструментальные ценности, локус контроля, особенности межличностных отношений, низкую эмпатийную способность.

Обобщая результаты теоретико — эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Подростковая безнадзорность — это особая социальная ситуация развития, которая характеризуется отсутствием контроля и надзора со стороны взрослых (особенно родителей), нарушениями межличностных отношений в семье и школе, преобладанием бессодержательного время препровождения, включенностью в асоциальные референтные группы. Эти особенности социальной ситуации развития детерминируют специфику процесса социализации и формирования личности безнадзорных подростков.

2. Теоретический анализ литературы показал, что последствия подростковой безнадзорности проявляются трояко. В первую очередь, макросоциальными факторами: неадекватностью содержания государственной политики защиты детства, складывающихся в России новых общественных формаций и отношений (социальная дезадаптация подростков, рост преступности и алкоголизма несовершеннолетних, криминализация асоциальных подростковых групп). Во — вторых, на микросоциальном уровне — групповом (специфика референтной группы, разделяемых норм и ценностей, принудительность включенности в группы просоциального характера и пр.). В — третьих, на личностно-деятельностном уровне (несформированность учебной и трудовой деятельности, трансформация социально-психологического ядра личности).

3. Для детей, утративших связи с первичными социальными группами, характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, воровство). Они негативно относятся к труду и имеют установку на паразитическое существование, противоправное поведение.

4. Длительное эмоциональное напряжение, связанное с депривацией родительской любви, препятствует адекватному психосоциальному развитию, способствует фиксации инфантильных форм поведения, проявляющихся в эмоционально — волевой незрелости, слабо развитом чувстве ответственности за свое поведение, отсутствии планов на будущее.

5. Ценностно-смысловая сфера безнадзорного подростка характеризуется ограниченностью конкретной жизненной ситуацией, а именно удовлетворением насущных потребностей, получением удовольствия от романтики улицы", без видения дальнейшей жизненной перспективы, целеустремленности. Личностное самоопределение формируется ущербно, показатели осмысленности жизни не высоки. Ответственность за свою жизнь, за самореализацию в жизни низкая.

6. Безнадзорные подростки характеризуются деформацией в формировании стиля межличностного общения, заключающейся в межличностном и внутриличностном конфликтах, обусловленных обидчивостью, недоверчивостью, склонностью к недовольству окружающими людьми и подозрительностью, низким уровнем эмпатийности.

7. Уровень самосознания и осмысления жизни в группе безнадзорных подростков одинаковый с группой подростков из лицея, живущих в «проблемных» семьях, но значимо более низкий, по сравнению с группой подростковгимназистов, находящихся в благополучной социальной ситуации развитии. Безнадзорные подростки, по сравнению с гимназистами имеют значимо более низкий уровень целеполагания в жизни, им свойственно убеждение, что жизнь течет сама по себе, а так же неверие в свои силы управлять событиями собственной жизни. Безнадзорные подростки, по сравнению с подростками лицеистами, живущими в неблагополучных семьях, более удовлетворены процессом жизни, они воспринимают свою жизнь с интересом, через призму «романтики улицы».

8. Для безнадзорных подростков важной терминальной ценностью является «удовольствие», для подростков лицея — «свобода», а для подростков гимназии — «интересная работа" — для безнадзорных подростков важными инструментальными ценностями являются: смелость, рационализм, жизнерадостность, ответственность, чуткость. Для подростков лицея: самоконтроль, широта взглядов, чуткость, терпимость, честность, образованность. Для подростков гимназии: твердая воля, ответственность, жизнерадостность, образованность, честность, терпимость.

9. У безнадзорных подростков значимо более выражен страх отвержения, по сравнению с подросткамигимназистами, при этом, у подростковгимназистов более выражено стремление к принятию, по сравнению с безнадзорными подростками.

10. В процессе изучения социально — психологических особенностей подростковой безнадзорности проявляются типы безнадзорности — «явной» (безнадзорные подростки) и «скрытой» (учащиеся лицея).

11. Причинами «явной» безнадзорности является отсутствие контроля со стороны взрослых, эмоциональное отторжение родителей от детей, разрыв ребенком отношений с семьей, неудовлетворение базовых потребностей.

12. Причинами «скрытой» безнадзорности является недостаточный контроль со стороны взрослых, чрезмерность запретов по отношению к ребенку, чрезмерная и нерегулярная строгость при наказании подростка за нарушение требований, материальное обеспечение является приоритетным по отношению к другим родительским обязанностям.

13. Уровень самосознания и осмысления жизни в группе подростков «явной» безнадзорности одинаковый с группой подростков «скрытой» безнадзорности, но значимо более низкий, по сравнению с группой подростков гимназии, находящихся в благополучной социальной ситуации развития. Подростки «явной» безнадзорности, по сравнению с подростками «скрытой» безнадзорности, более удовлетворены процессом жизни, они воспринимают свою жизнь с интересом, через призму «романтики улицы». Подростки «явной» безнадзорности, по сравнению с гимназистами имеют значимо более низкий уровень целеполагания в жизни, им свойственно убеждение, что жизнь течет сама по себе, а так же неверие в свои силы управлять событиями.

14. В группе подростков «явной» безнадзорности показатели социабильности, зависимости от группы значимо более низкие по сравнению с подростками из группы «скрытой» безнадзорности. Подростки «явной» безнадзорности индивидуалистичные, замкнутые, чем подростки «скрытой» безнадзорности. Подростки группы «явной» безнадзорности по сравнению с подростками гимназии, менее открытые и доверчивые, менее добрые и сердечные, менее легкие в общении и эмоционально экспрессивные личности. Среди группы подростков «явной» безнадзорности есть одновременно личности: 1. склонные к уединению, отчужденные и подозрительные- 2. личности открытые и мягкосердечные.

15. Для безнадзорных подростков, по сравнению с подростками гимназии и лицея, субъективно более важными лицами, на мнение которых они ориентируются при решении жизненных вопросов, являются приятели, члены их компании, друзья. У безнадзорных подростков уровень способности к эмпатии значимо более низкий, чем в группе подростков-лицеистов и гимназистов.

16. У безнадзорных подростков, по сравнению с подростками из гимназии, и подростками из лицея, в среднем по группе более выражено недовольство окружающими людьми, подозрительность, обидчивость, недоверчивость. У безнадзорных подростков, по сравнению с подростками из гимназии, менее выражено стремлении к лидерству, желание быть советником, организатором, руководителем в коллективе. У безнадзорных подростков, по сравнению с подростками из лицея, более выражена непосредственность, прямолинейность, вспыльчивость, иногда недружелюбие, настойчивость в достижении целей, а так же застенчивость, покорность, повышенное чувство вины, самоунижение, безнадзорные подростки охотно выполняют чужие обязанности.

На основе выводов нами были сделаны следующие практические рекомендации:

1. Полученные результаты необходимо внедрять в обучение будущих специалистов: социальных педагогов, социальных работников;

2. Дальнейшие исследования рассматриваемой проблемы необходимо продолжить в направлении изучения типа «скрытые безнадзорные» подростки, в изучении влияния социально — психологических особенностей безнадзорных подростков на отношение к ним их родителей.

На материале исследования можно строить диагностикоконсультативную деятельность психологов школ г. Мурманска. Результаты исследования необходимо использовать в проведении профилактики и коррекции подростковой безнадзорности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. — М., 2000.- 416с.
  2. К.А. Психология и сознание личности. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности / Под ред. Д. И. Фельдштейн. М., 1999. — 217с.
  3. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.
  4. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. -М. «Мысль», 1991. — 297с.
  5. В.А. Психология детей и подростков: Монография. СПб., 1994.- 178с.
  6. Ф. Социальные, педагогические и психологические аспекты проблемы «уличных» детей и подростков в России // Магистр. 1999.-№ 6, — С.1−5.
  7. Е.В., Регуш Л. А. Наш проблемный подросток. СПб., 1999. -245с.
  8. М.А. Межличностные отношения трудновоспитуемых школьников в коллективе класса // Проблемы социальной психологии. -М., 1971.- С.20−24.
  9. М.А. Психологическая характеристика личности подростков- правонарушителей / Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 1968. — 117с.
  10. .Н. О социальном пространстве реабилитационной педагогики // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. — С.40−56.
  11. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. -Свердловск, 1986. — 150с.
  12. А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике // Научные и организационные проблемы суицидологи.- М., 1983. С.40−51.
  13. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. Труды: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 10−127.
  14. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002. — 364с.
  15. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М.: Академия МВД, 1975. — С. 50−65.
  16. Ю.М., Лунеев В. В., Яковлев А. М. Мотивообразующие факторы преступного поведения // Криминальная мотивация. М., 1986.-С. 44−115.
  17. С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван. Луис, 1980. — 254с.
  18. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. -413с.
  19. Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Дисс. психол. наук.- М., 1981.- 187с.
  20. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1999.- 96с.
  21. А. Теория социального научения. СПб., 2000. — 378с.
  22. К. Психология криминального поведения. — СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2004.-352с.
  23. И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М., 2002. — 415с.
  24. С.А. Основы превентивной психологии,— М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 199с.
  25. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск. Средне-Уральск. Кн. Изд-во, 1984. — 129с.
  26. , С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1989.-45с.
  27. H.A. Самопознание. М.: Изд-во «ДЭМ», 1990. — 335с.
  28. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 422 с.
  29. П.П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1929.- 131с.
  30. Р. Психология криминального поведения. СПб: Питер, 2004. — 496с.
  31. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения личности. М.1978, 117с.
  32. A.A. Личность в общении. -М.: Педагогика, 1983.- 272с.
  33. A.A., Карлинская И. М., Пантилеев С. Р., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. -М.: Из-во МГУ, 141с.
  34. Л. И. Благодежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: «Педагогика», 1972. 349с.
  35. , А.Г. О некоторых клинико-патогенетических закономерностях формирования синдрома бродяжничества у детей и подростков// Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981.-С.83−89.
  36. , Г. Б. В мире подростка / Под ред. A.A. Бодалева.- М.: Медицина, 1982, — 295с.
  37. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис. докт. пед. наук.- М., 1991.- 401с.
  38. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков- правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — С. 259−350.
  39. , Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1981. № 2. — С. 4656.
  40. Дж. Привязанность. М., 2003. — 345с.
  41. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб. «Питер», 1999. — 518с.
  42. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра.- М.: Просвещение, 1988.- 207с.
  43. A.B., Шульга Т. Н. Психологическая служба в учреждениях социально педагогической поддержки детей и подростков: Учебное пособие. — М.: Изд — во УРАО, 2001. — 100с.
  44. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии, 1989, № 1, — С. 45−57.
  45. В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003, — 656с.
  46. Т.Н. Характерологические корреляты психических состояний. Автореф. дис. кан. психол. наук. Казань, 1999. — 23с.
  47. Васильева, Ю. А Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал.- 1997. -Т. 18. № 2. — С.58- 78.
  48. И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование, 2000. С. 5−15.
  49. , Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6-ти т. Т.5.- М., 1983.- С.257−321.
  50. , Л.С. Психология возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — С. 5 -242.
  51. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
  52. М.Н. Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества. Избр. соч. М., 1974.- С.246−247.
  53. Ф.В. Психологические факторы поведения несовершеннолетних правонарушителей. Тбилиси. Мецниереба, 1979.-91с.
  54. Л.Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987. — С. 91−114.
  55. А.Н. Типы трудных детей. М.- Л.: Госиздат, 1930.-78с.
  56. C.B. Безнадзорность детей в России // Педагогика. 2001. — № 5. — С.З.
  57. Дебесс Морис. Подросток. СПб, 2004. — 126с.
  58. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения// Аналитический вестник. М., 2002. — № 20 (176). — 129с.
  59. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. М.: «Когито-Центр», 2000. — С.297−302.
  60. Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых/ Отв. ред. Слободская Е.Р.- Новосибирск, 1994.- 257с.
  61. Ф.Э. Детская беспризорность и ВЧК // Избр. статьи и речи. М.: ОГИЗ, 1947. — С.144.
  62. А.И. Проблемы профилактики криминогенных групп несовершеннолетних // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1980.-Вып.32.-С. 16−30.
  63. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних,— М.: Юрид. Лит., 1981. 160с.
  64. T.B. Некоторые общие вопросы изучения личности подростка // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении: Материалы конференции. М., 1968.- С.7−20.
  65. Н.П., Кудрявцев В. Н. Генетика поведения, ответственность: о природе антиобщественных поступках и путях их предупреждения. — М.: Политиздат, 1989.- 351с.
  66. H.A. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних. -Дис.. канд. психол. наук.-М., 1972. 176с.
  67. Емельянов В. П, Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980. — 123с.
  68. Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С. 254−277.
  69. В.М. О работе центров психолого педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми // Вестник образования, 1998. — № 11/12. — С. 67- 78.
  70. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина A.C. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии.- 1990.- № 9. -С.83−90.
  71. В.К., Дубровина В. Н., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. Монография. М. ООО «Вопросы психологии», 2002. — 199с.
  72. О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. 1999.- № 9. — С.233−235.
  73. .В. Психология личности: норма и патология. М., 2003. -416с.
  74. А.Ф. Криминологические и уголовно- правовые аспекты неосознаваемой психической деятельности // Сов. государство и право.- 1984. -№ 9. — С.54−55.
  75. Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М.: Высшая школа, 1974. — 86с.
  76. Л.М. Трудные дети. Л.: Знание, 1963. — 52с.
  77. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. Лит., — 1989.-448.
  78. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974. 166с.
  79. К.Е., Донцов А. И. Исследование ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей. М., 1977.- 132с.
  80. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. М.: Педагогика, 1972. — 350с.
  81. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512с.
  82. Е.П. Эмоции и чувства. М., 2002. — 749с.
  83. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: «Медицина», 1983. — 309с.
  84. , О. Беспризорные дети. Практика работы опытной станции.- Л.: Госиздат, 1926. 73с.
  85. Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2002. — 416с.
  86. О. Система учреждений социальной профилактики детской безнадзорности в дореволюционной России // Мое Отечество.-1999.-№ 3.- С.69−779.
  87. И.И. Криминалогия неформальных молодежных объединений. М., 1989. 104с.
  88. В.П. педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223с.
  89. Ю.А., Дружинин В. Н., Руденский Е. В. Психология девиантного поведения. -М., 2001.- 159с.
  90. С.Г. Компания пьяных подростков // Вопросы психологии, 1993. № 4.-С. 31−37.
  91. В.В., Авербах Я. К., Вишнякова Ю. С., Заиров Г. К., Курапова Г. М., Семенов С. Ф., Сосюкало О. Д., Шахматов Н. Ф. Нарушения поведения у детей и подростков.- М., 1981, — 175с.
  92. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск. Народная асвета, 1984. — 240с.
  93. Я.Л. Пути изучения и формирования личных взаимоотношений между учениками класса // Вопросы психологии.-1967.-№ 3. С. 110−119.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  95. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. — 1980. -192с.
  96. Кон И. С. Социологическая психология. Москва — Воронеж. — 1999. -560с.
  97. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии.- 1997. № 3.- С. 69−78.
  98. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск «Беларусь», 1988.- 207с.
  99. Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации. Психология социальных ситуаций/ Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. — 416с.
  100. И.П., Завьялов В. Ю. Нарушение эмпатии у больных алкоголизмом // Эмоции и воображение. М., 1975. С. 51.
  101. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972.- 120с.
  102. А.И. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 1986.- 160с.
  103. Г. Психология развития. СПб.: Питер. — 2000.- 987с.
  104. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. — 271с.
  105. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 315с.
  106. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. -286с.
  107. И.А., Сафуанов Ф. С., Васильева Ю. А. Особенности регуляции деятельности психопатических личностей смысловыми (мотивационными) установками // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1984. -№ 12. -С.1815−1822.
  108. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека.- М.: «Олма -Пресс», 2004. 864с.
  109. Ю.А. Роль семьи в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вопросы уголовного права, процесса, прокурорского надзора, криминологии и криминалистики. -Душанбе, 1967. Сб.2. — С. 246−260.
  110. Т.Н. Эмоционально поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей. Дис.. канд. психол. наук. — Л., 1981.-187с.
  111. В.И. Причины детской беспризорности // Вестник просвещения. 1924. — № 9. -С.118−134.
  112. В.И. Юные правонарушители / В. И. Куфаев. М.: Новая Москва,-1924.-230с.
  113. Е.В. Отклонение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией // Вопросы психологии. 1996.- № 4. — С.55−62.
  114. А.И. К вопросу об устойчивости моральных суждений у школьников // Вопросы психологии, 1970. № 3. — С. 94−104.
  115. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С. 251,268−276.
  116. К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.- М. «Педагогика», 1988. 161с.
  117. В.П. Моральные нормы- регуляторы поведения личности // Советская педагогика, 1976. № 3. — С.96−107.
  118. К. Акцентуированные личности.- Ростов-на Дону: «Феникс», 2000. 539с.
  119. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304с.
  120. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972.- 302с.
  121. Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вест. Моск. унта. Сер. 14 Психология, 1996. С. 37.
  122. Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 445с.
  123. Д.А., Бузин В. Н. Особенности смысловой структуры мировоззрения при хроническом алкоголизме // Вестник Моск. ун-та Сер. 14. Психология. 1992. -№ 3. -С.22−30.
  124. Е.А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков.- Дисс. канд. психол. наук. Киев, 1992.- 174с.
  125. А. Дети без родителей. М.: Просвещение, 1987. — 270с.
  126. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.-Л.: «Медицина», 1983. 253 с.
  127. Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми. Вологда: Изд-во ВГПИ «Русь», 1994. — 113с.
  128. В.В. Личностные условия мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация. М., 1986.- С.98−115.
  129. Д. Социальная психология.- СПб, 2002.- 746с.
  130. A.C. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. — 333с.
  131. A.C. Проблемы воспитания в советской школе // Собр. соч.: В 8 т.: М.: педагогика, 1984. Т.4. — С.203−208.
  132. А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков.- М., 2000, — 128с.
  133. М.В. Психологические условия школьной адаптации. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М., 1994. 24с.
  134. Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии, 1988. № 3. С. 93−99.
  135. Е.В., Гурьева В. А. Проблема уголовно-процессуальной дееспособности несовершеннолетних обвиняемых // Российский психиатрический журнал.- М. «Медицина», 1999. № 4.-С.15−21.
  136. И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. СПб: «Речь», 2002. — 255с.
  137. А. Мотивация и личность. Спб.: Питер, 2003. — 352с.
  138. Ф.С. Особенности межличностного общения педагогически запущенных подростков // Советская педагогика. 1978. — № 5. — С. 39−47.
  139. A.C., Кузьнецова М. А., Никитина С. Р. Организация психолого-педагогической помощи учащимся с отклонениями в нравственном развитии и поведении // Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1985. С. 12−16.
  140. Э. Профилактика безнадзорности детей и подростков// Правозащитник.- 1999.- № 2. С. 17.
  141. Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. 1992, -№ 4.-С. 91−97.
  142. Р.К. Социальная структура и аномия // Социс. -1992, № 3, С. 104−115.
  143. Методы и педагогические приемы воспитательной работы с трудными подростками. — Киров: Кировский гос. Пед. ин-т, 1978. — 117с.
  144. Методы социальной психологии / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьевой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 182с.
  145. Г. М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии: Тезисы докладов и сообщений на IV съезде общества психологов СССР. -Тбилиси, 1971.-С. 31−32.
  146. Г. М. Особенности классификации несовершеннолетних преступников // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: Всесоюзн. Ин-т МВД СССР, 1970.-С. 78−91.
  147. Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм.- СПб., 1999. 127с.
  148. H.A. О социобиологических механизмах формирования антиобщественного поведения молодежи // Сов. гос. и право. — 1989. — С. 55.
  149. С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. — Т1. № 2. — 84с.
  150. A.B. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. -95с.
  151. В.Н. основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР, Т.2,М.: АПНРФСР, 1960.-С. 110−126.
  152. И.А. «Трудное» детство, его причины, признаки и формы проявления // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: Всесоюзн. Ин-т МВД СССР, 1970.-С. 5−17.
  153. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972.-С. 112−146.
  154. Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. М., 2004. -184.
  155. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей.- СПб.: «Речь», 2001. 504с.
  156. . Л., Селиверстов Г. В. Особенности положения трудных подростков в коллективе класса // Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. М.: Всесоюзн. Ин-т МВД СССР, 1970. — С. 100−106.
  157. A.C. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности детей // Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 1978. — С. 39−46.
  158. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей// Официальные документы в образовании. 2002.- № 13.- С.6−40.
  159. О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми // Вестник образования.-1998.-№ 11−12.-С.67−72.
  160. Об организации работы по выполнению постановления Правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год"// Вестник образования. — 2002.-№ 11.-С.23−34.
  161. В.М. Педагогическая диагностика отклонений в нравственном развитии подростков. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1973.- 181с.
  162. Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Из-во Института Психотерапии, 2003. 319с.
  163. М.Р. Феномен «запятнанной репутации» у несовершеннолетних правонарушителей // Социс. — 1992. № 8. — С. 73−89.
  164. В.А. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник: Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. М., 2002. — № 20 (176). — С. 6−17.
  165. Л.Я., Чепурных Е. Е., Шульга Т. И., Быков А. В. Инновации в работе специалистов социально- психологических учреждений. М., 2001.- 310с.
  166. Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл. — 462с.
  167. А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 2. С. 55 — 58.
  168. В.Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии, 2001. -№ 4.-С. 39−53.
  169. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся / Под ред. И. Ф. Мягкова. Воронеж. ВГПИ, 1982. — 163с.
  170. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. — М.1972. С.29−38.
  171. И.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних: социо-типологический анализ. Дисс. доктора соц. наук. СПБ, 2000. -375с.
  172. Д.П. Исследование социально-психологических стереотипов противоправного поведения молодежи. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Кострома, 1999. — 23с.
  173. М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1994, № 3. — С. 36−39.
  174. И.С. Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков и юношей. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1970. 167с.
  175. К.К. Структура и развитие личности. М. «Наука», 1986.-255с.
  176. Г. М., Алемаскин М. А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М.: МОПИ, 1987. — 85с.
  177. A.M., Толстых H.H. Развитие личности в условиях психической депривации // Формирование личности в онтогенезе. М.: ПРосвещение, 1991. — С. 99−104.
  178. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб.: Издательство «Питер». 2000. — 624с.
  179. Ратинов А. Р. Структура и функции правового сознания/ Проблемы социологии права.- Вильнюс, 1970. 213с.
  180. М. Помощь трудным детям. М. «Прогресс», 1987. -419с.
  181. A.A. Психологическая служба школы (принципы деятельности и работа с «трудными»). СПб., 1993. — 117с.
  182. A.A. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК.- 2003. — 432с.
  183. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. М.: Изд-во Владос- Пресс, 2003. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
  184. В.Г. Психологическое консультирование в ситуации выученной беспомощности // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техника / Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромека. -Ростов н/Д.: Южно-Рос. Гуманит. Ин-т, 2000. — С. 278−288.
  185. А.Н. Роль микросреды в формировании преступных групп несовершеннолетних // Изучение и предупреждение преступности. — Воронеж, 1966. Вып. 2- С. 234−238.
  186. Рубинштейн C. JI Основы общей психологии,-СПб.: Питер, 2002. 720с.
  187. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. -384с.
  188. .Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования).-М., изд-во МГПУ, 1999.-276с.
  189. JI.C. Подростки с девиантным поведением.- Мурманск, 1999.-100с.
  190. Н. Дж. Социология. Типы девиаций // Социс. 1992, № 2.-С. 98−113.
  191. Н. Социология.- М.: Феникс, 1994.- 572с.
  192. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 335с.
  193. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2000. — 475с.
  194. С.К. Нравственно психологический облик несовершеннолетних правонарушителей и их статус. Дис.. канд. психол. наук. -М., 1977. — 169с.
  195. В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для высших педагогических заведений. М.: Академия, 2001. -336с.
  196. B.B. Самосознание личности.- Изд-во Московского Университета, 1983. 285с.
  197. Ю.А., Озерецкий С. Д. Диагностика психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. Методические рекомендации / Под ред. А. Е. Личко.- Л., 1980.- 35с.
  198. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- М.: Медицина, 1965. —ТЗ.- 335с.
  199. . Дж., Каплан Г. И. Клиническая психиатрия/ Перевод с англ. Б. В. Стрелец. М., 1994. — В 2 т., Т.1 — 670с., Т. 2.- 523с.
  200. А.Е. острые углы воспитания. Сборник статей. Минск «Народная Асвета», 1990. — 102с.
  201. O.A., Дубовская Е. М. Особенности изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно потребностной сферы // Мир психологии. 1999. № 3(19). — С.80−90.
  202. О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.-217с.
  203. A.B. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991.- 139с.
  204. Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994.- С.38−46.
  205. Д.И. Психологические особенности детского коллектива// Вопросы психологии. 1977. -№ 2. — С. 78−90.
  206. Д.И. Психологическое развитие личности в онтогенезе. М., 1989.-208с.
  207. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого- социальный институт: Флинта, 1999. — 672с.
  208. , Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2002. — 432с.
  209. К.А. Социальная аномия: обзор подходов в американской социологии // Социс. 1992.- № 5.- С. 88−92.
  210. А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер, 2001. 368с.
  211. ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 13.01.2001 № 1-ФЗ.
  212. В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. — 287с.
  213. В. Социальные кризисы и воспитание ответственности // Здравый смысл. 1999. № 11. С. 78−88.
  214. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, — 367с.
  215. А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2003. — 477с.
  216. Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2001.-448с.
  217. X. Мотивация и деятельность. М. «Педагогика», 1986.-397с.
  218. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международн. Пед. Академия, 1994. — С. 143−148.
  219. С. Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим // Психологические особенности самосознания подростка. Киев, 1980. С. 119—136.
  220. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2001. — 608с.
  221. , С. Можно ли победить беспризорность?/ Учительская газета.- 2003.-№ 18.- С.6−9.
  222. И. Психодиагностика психического развития. Прага «АВИЦЕНУМ», 1978. 388с.
  223. Ф.Э. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ).- М.: ЦСП, 2003.-600с.
  224. Ф.Э., Арефьев A.A. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ). М.: ЦСП, 2003.-600с.
  225. Ф.Э., Арефьев A.JL, Вострокнутов Н. В., Зайцев С. Б., Никифоров Б. А. Девиации подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М., 2001. — 48с.
  226. Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 544с.
  227. JI.M. Дети социального риска и их воспитание. СПб. «Речь», 2003.- 143с.
  228. Д. Дети и подростки: психология развития. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2003. — 976с.
  229. .Д. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва — Воронеж. — 1995. — 416с.
  230. .Д. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. Заведений. -М.: «Академия», 2001. -144с.
  231. Э. Детство и общество. СПб.: «Речь», 2002. — 416с.
  232. Н. Ребенок бродяга: социальный портрет // Домашнее воспитание. — 2002. — № 2. — С.5- 9.
  233. Юнг К. Г. Избранное / Пер. с нем., Е. Б. Глушак, Г. А. Бутузов. -Мн.: ООО «Пупури», 1998. 448с.
  234. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 1998. 595с.
  235. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.-С. 89−106.
  236. JI.B. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Автореф. дис. доктор психол. наук. М., 1998.-27с.
  237. Abadia-Barrero, С. Е. Growing up in a world with AIDS: social advantages of having AIDS in Brazil. AIDS Care- 2002- vol.14- p: 417 -423.
  238. Adams, G. R., Gullotta, T., and Clancy, M. A. Homeless adolescents: a descriptive study of similarities and differences between runaways and throwaways. Adolescence- 1985- vol.20- p: 715 724.
  239. Amarasingham, R., Spalding, S. H., and Anderson, R. J. Disease conditions most frequently evaluated among the homeless in Dallas. J. Health Care Poor Underserved- 2001- vol.12- p: 162 176.
  240. Anarfi, J. K. Vulnerability to sexually transmitted disease: street children in Accra. Health Transit.Rev.- 1997- vol.7 Suppl- p: 281 306.
  241. Aneci Rosa, C. S., Borba, E. S., and Ebrahim, G. J. The street children of Recife: a study of their background. J.Trop.Pediatr.- 1992- vol.38- p: 34 40.
  242. Baldivieso, L. E. Inhalant abuse in Bolivia. NIDA Res. Monogr- 1995- vol.148- p: 50−63.
  243. Barge, F. C. and Norr, K. F. Homeless shelter policies for women in an urban environment. Image J.Nurs.Sch- 1991- vol.23- p: 145 149.
  244. Barrett, D. and Beckett, W. Child prostitution: reaching out to children who sell sex to survive. Br.J.Nurs.- 10−10−1996- vol.5- p: 1120 -1125.
  245. Bartek, J. K., McNamee, M. J., Baldwin, J. N., and Meade, C. S. The sheltered homeless and medications: implications for health care. J.Am.Acad.Nurse Pract.- 1996- vol.8- p: 571 576.
  246. Bassuk, E. L., Rubin, L., and Lauriat, A. Is homelessness a mental health problem? Am.J.Psychiatiy- 1984- vol.141- p: 1546 1550.
  247. Carmen, E. and Rieker, P. P. A psychosocial model of the victim-to-patient process. Implications for treatment. Psychiatr.Clin.North Am.- 1989- vol.12- p: 431 -443.
  248. Carney, T. and Tait, D. Caught between two systems? Guardianship and young people with a disability. Int.J.Law Psychiatry- 1997- vol.20- p: 141 -166.
  249. Dadds, M. R., Braddock, D., Cuers, S., Elliott, A., and Kelly, A. Personal and family distress in homeless adolescents. Community Ment. Health J.- 1993- vol.29- p: 413 422.
  250. Farrow, J. A., Deisher, R. W., and Brown, R. West Coast Scientific Symposium on Health Care of Runaway and Street Youth. Introduction. J.Adolesc.Health- 1991- vol. 12- p: 497 499.
  251. Frieden, T. R., Fujiwara, P. I., Washko, R. M., and Hamburg, M. A. Tuberculosis in New York City—turning the tide. N.Engl.J.Med.- 27−71 995- vol.333- p: 229−233.
  252. Gaetz, S. and Lee, J. Developing dental services for street youth. Ont.Dent.- 1995- vol.72- p: 34 37.
  253. Golden, R. E. and Baranov, M. S. The impact of the April 1992 civil unrest on the Los Angeles REI WIC program and its participants. Public Health Rep.- 1994- vol.109- p: 606 614.
  254. Henker, B., Whalen, C. K., and O’Neil, R. Worldly and workday worries: contemporary concerns of children and young adolescents. J.Abnorm.Child Psychol.- 1995- vol.23- p: 685 702.
  255. Herman, D. B., Susser, E. S., Struening, E. L., and Link, B. L. Adverse childhood experiences: are they risk factors for adult homelessness? Am.J.Public Health- 1997- vol.87- p: 249 255.
  256. Hoffman, D. and Rosenheck, R. Homeless mothers with severe mental illnesses and their children: predictors of family reunification. Psychiatr.Rehabil.J.- 2001- vol.25- p: 163 169.
  257. Kamieniecki, G. W. Prevalence of psychological distress and psychiatric disorders among homeless youth in Australia: a comparative review. Aust.N.Z.J.Psychiatry- 2001- vol.35- p: 352 358.
  258. Kelly, E. Homeless young people in cities. Midwife. Health Visit.Community Nurse- 1978- vol.14- p: 357 358.
  259. Kidd, S. A. and Krai, M. J. Suicide and prostitution among street youth: a qualitative analysis. Adolescence- 2002- vol.37- p: 411 430.
  260. Koopman, C., Rosario, M., and Rotheram-Borus, M. J. Alcohol and drug use and sexual behaviors placing runaways at risk for HIV infection. Addict.Behav.- 1994- vol.19- p: 95 103.
  261. Kluchon C. Values and Value Orientations in the Theory of Action// Toward a General Theory of Action/ T. Parsons. Cambridge: Harvard UP, 1951. P. 388−433
  262. Kosterlitz, J. No home, no help. Natl.J.(Wash.) — 8−9-1990- vol.22- p: 2120−2123.266. le Roux, J. and Smith, C. S. Is the street child phenomenon synonymous with deviant behavior? Adolescence- 1998- vol.33- p: 915 -925.
  263. Lempert, L. B. Women’s health from a woman’s point of view: a review of the literature. Health Care Women Int.- 1986- vol.7- p: 255 275.
  264. Morrow, R., Halbach, J. L., Hopkins, C., Wang, C., and Shortridge, L. A family practice model of health care for homeless people: collaboration with family nurse practitioners. Fam.Med.- 1992- vol.24- p: 312−316.
  265. Rotter J.B. Generalized expectancies fo internal versus external control of reinforcement/ J.B. Rotter// Psychol Monogrphs.- 1966.- V80.-P/ 1−28.
  266. Yates, G. L., MacKenzie, R. G., Pennbridge, J., and Swofford, A. A risk profile comparison of homeless youth involved in prostitution and homeless youth not involved. J.Adolesc.Health- 1991- vol.12- p: 545 548.
Заполнить форму текущей работой