Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Акмеолого-психологические условия эффективной деятельности управленческого коллектива

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под управленческим коллективом в настоящее время следует понимать системное, относительно устойчивое общественно значимое образование, представляющее собой организованную профессиональную группу, характеризующуюся общей социальной направленностью, объединенную общими ценностями, целями и задачами управленческой деятельности. В условиях организационной среды она осуществляет преднамеренное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Деятельность управленческого коллектива как объект акмеолого-психологического исследования
    • 1. 1. Коллективная управленческая деятельность как особый вид деятельности
    • 1. 2. Сущность и критериальные показатели эффективной деятельности управленческого коллектива
  • Глава 2. Акмеолого-психологические условия эффективной деятельности управленческого коллектива
    • 2. 1. Системность управленческого коллектива и управленческой деятельности
    • 2. 2. Система отношений и направленности субъектов управленческой деятельности
    • 2. 3. Компетентность специалистов в области управления как условие эффективности деятельности управленческого коллектива
    • 2. 4. Разработка модели эффективной деятельности управленческого коллектива
    • 2. 5. Конкретное исследование условий эффективной деятельности управленческого коллектива

Акмеолого-психологические условия эффективной деятельности управленческого коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие российского общества, среднего и малого бизнеса, модернизация экономики предполагает включенность различного рода организационных управленческих структур в социальные преобразования, их активную роль в различных сферах профессиональной деятельности.

Особый статус управленческой деятельности определяется высокой ценой достижений и ошибок в области управления. Сложность такой деятельности, необходимость выполнения многочисленных функций, построения эффективного взаимодействия, усложнение самих объектов и систем управления предъявляют высокие требования к субъектам, реализующим задачи управления.

В последние десятилетия в теории и практике управления наиболее употребляемым и распространенным стало понятие «команда», которое, с одной стороны, вытеснило широко распространенное ранее в отечественной науке понятие «коллектив», а с другой стороны, по содержанию — зачастую отождествляется с ним.

В связи с этим необходимо отметить, что понятие «команда» не может заменить понятие коллектива как целостного субъекта деятельности, имеющего социальную направленность, а существующие в психологии исследования коллектива как особой социальной общности на данном этапе развития российского общества перспективны и значимы не только в научно-исследовательском, но и практическом планах.

При этом важно подчеркнуть, что в настоящее время субъекты управления могут быть объединены и взаимодействовать по разным основаниям, что позволяет рассматривать их в различных вариантах: как управленческие команды, как коллективы, как некие новые «синтезированные варианты» организационных структур в зависимости от особенностей взаимодействия, целеполагания и степени социальной направленности их деятельности.

Необходимость исследования проблем эффективности деятельности современных управленческих структур диктуется тем, что в реальной действительности все более явным становится противоречие между декларируемой социальной направленностью и узко корпоративными интересами существующих в системе современной экономики России управленческих структур. В связи с этим встает задача коррекции их деятельности не только с точки зрения решения чисто экономических, но социальных и духовных проблем, их ценностной направленности в рамках таких социальных образований, как коллективы, научного обоснования их особенностей в новой социальной реальности.

Сегодня уже очевидно, что в поисках вариантов наиболее эффективной деятельности управленческих коллективов в рыночных условиях, предполагающих конкуренцию, нужны новые научные подходы, разработанные в акмеологии, в частности, компетентностный подход, ориентированный на раскрытие необходимых качеств профессионализма деятельности и личности субъектов управленческой деятельности в коллективах. Эффективность деятельности управленческих коллективов зависит от определенных условий, обеспечивающих успешность такой деятельности.

Все это послужило основой разработки представленной темы диссертационного исследования и определения его содержательной структуры.

Состояние разработанности проблемы исследования.

Проблема теории и методологии коллектива как особого социального образования, его сущность, структура, особенности развития были предметом специальных психологических исследований советского периода в трудах Г. М. Андреевой, В. М. Бехтерева, А. И. Донцова, Б. Ф. Ломова, A.C. Макаренко, A.B. Петровского, Л. И. Уманского, Е. А. Яблоковой и др.

Анализ проблем управления коллективами в отечественной науке представлен целым рядом научных трудов E.H. Барышникова, B.C. 4.

Безрукова, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревской, З. И. Васильева, Е. И. Казакова, И. А. Колесникова, Ю. А. Конаржевского, В. П. Симонова, Ю. П. Сокольникова, Н. М. Таланчука, Н. Е. Щуркова и др.

Современные исследования организационных управленческих структур, включая исследование команд и процесса командообразования в различных его аспектах осуществлялись В. Г. Зазыкиным, В. Н. Маркиным, Ю. В. Синягиным и др.

Непосредственное отношение к анализируемой проблеме имеют разработки акмеологии, которые представлены различными направлениями: как исследование системных свойств и качеств субъектов управления (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, В.Н. Маркин), в контексте исследования субъектного пространства специалистов в области управления (A.C. Огнев) — анализа условий и факторов достижения наивысшей продуктивности деятельности (В.Н. Марков) — исследование культуры управленческого труда (Е.В. Селезнева) — анализ развития профессиональных умений и навыков (Е.А. Климов, А.К. Маркова), готовности специалистов к эффективной управленческой деятельности (В .Г. Зазыкин) — раскрытие профессиональной управленческой компетентности в сфере управления (Ю.В. Синягин, JI.A. Степнова), а также исследование мотивации субъектов управления (В .Г. Асеев и др.).

Проведенный анализ, выявив многосторонность и многоплановость подходов к исследованию современных управленческих структур и управленческой деятельности, в то же время показал отсутствие целостного системного акмеолого-психологического представления как о самом феномене «управленческий коллектив» в современных условиях, так и условий его эффективной деятельности. В силу этого решение поставленной научной проблемы включало разработку научно-теоретических, в данном случае акмеолого-психологических основ изучения данного явления, а также содержательно-организационных положений, определяющих эффективность деятельности управленческого коллектива.

Цель исследования: определить и обосновать акмеолого-психологические условия эффективной деятельности управленческого коллектива.

Объект исследования: управленческий коллектив.

Предмет исследования: акмеолого-психологические условия эффективной деятельности управленческого коллектива.

Гипотеза исследования.

Повышение эффективности профессиональной деятельности современных управленческих структур связано с новыми качествами управленческих коллективов и достигается при условиях: социальной направленности их деятельности, достижения ценностно-ориентационного единства входящих в данный коллектив субъектов управления, сплоченности.

Оценка эффективности деятельности управленческого коллектива в новой социальной реальности предполагает определение компетенций и компетентностей деятельности субъектов управленческой деятельности.

Эффективность профессиональной деятельности управленческого коллектива зависит от компетентности субъектов, составляющих данный коллектив, и обеспечивается следующими акмеолого-психологическими условиями: социально-психологическими, познавательными, коммуникативными, креативными, организационно-управленческими, аутопсихологическими.

Задачи исследования.

1. Уточнить сущность понятия «управленческий коллектив», раскрыть его содержание, доказать необходимость акмеологического контекста его исследования как саморазвивающегося субъекта коллективной управленческой деятельности.

2. Определить критерии и показатели эффективной деятельности современного управленческого коллектива.

3. Выявить зависимость эффективности деятельности управленческого коллектива от компетентности составляющих его субъектов. В связи с этим определить структуру компетенций и компетентностей в деятельности управленческого коллектива.

4. Обосновать и эмпирически исследовать акмеолого-психологические условия и факторы эффективной деятельности управленческого коллектива.

5. Разработать акмеологическую модель эффективной деятельности управленческого коллектива.

Теоретико-методологическую базу исследования составили научные положения системного анализа психологических явлений и процессов в управленческой деятельности (В.Ф. Венда, Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов,.

A.К. Маркова) — положения о развитии личности в коллективе (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) — разработки о коллективном субъекте деятельности в контексте акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, A.A. Деркач, Е. А. Климов, Н.В. Кузьмина) — теории моделирования групповой и коллективной деятельности (О.С. Анисимов, Э. Г. Бокарев, В. Н. Садовский и др.) — теоретические положения о психологии отношений (А.Ф. Лазурский.

B.Н. Мясищев) — теоретические представления и содержание компетенций и компетентностей в управленческой деятельности (В.Г. Зазыкин, И. А. Зимняя, A.C. Карпенко, А. К. Маркова, Л.А. Степнова).

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялся комплекс научных методов: анкетирование, экспертный опрос, тестирование, системное моделирование, комплекс психодиагностических процедур, направленных на оценку профессиональных качеств специалистов в области управления и развития управленческих способностей.

Обобщение и анализ материалов эмпирического исследования осуществлялись с использованием стандартной программы обработки данных «Excel».

Эмпирическая база исследования.

Общая выборка лиц, принявших участие в эмпирическом исследовании, составила 177 человек.

Выборочную совокупность исследования составили управленческие коллективы 2-х государственных и 1-ой негосударственной организации. Кроме того, в качестве группы экспертов в исследовании участвовали слушатели Российской академии государственной службы при Президенте РФ — специалисты в области управления, имеющие практический опыт управленческой деятельности.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, валидностью использованных методов, проверкой полученных результатов на практике.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Уточнены в результате исследования сущность и содержание понятия «управленческий коллектив». В современных условиях управленческий коллектив можно определить как организованную саморазвивающуюся профессиональную группу, имеющую социальную направленность, объединенную общими ценностями, целями и задачами управленческой деятельности, где межличностное взаимодействие опосредовано ценностно-ориентационным единством и личностно значимым содержанием. С акмеологической точки зрения эти качества коллектива способствуют развитию как отдельной личности, так и группы в целом.

Определены критерии и показатели эффективной деятельности современного управленческого коллектива. К ним относятся: социальная направленность субъектов деятельности управленческого коллектива, ценностно-ориентационное единство членов коллективапозитивная динамика отношений как внутри коллектива, так и по отношению к внешним структурам управленческой деятельностисоответствие результатов деятельности управленческого коллектива поставленным перед ним целямпрогрессивное развитие как отдельных субъектов управленческого коллектива, так и коллектива как целостного социального образованиявысокая степень интегрированности организации в экономику страныматериальная, социальная, моральная мотивация субъектов управления в профессиональной деятельности и во взаимодействии с членами управленческого коллектива.

Выявлена зависимость эффективности деятельности управленческого коллектива от профессиональной компетентности субъектов управленческой деятельности. Установлена взаимосвязь между профессиональной компетентностью и овладением субъектами профессиональной управленческой деятельности совокупностью специальной, персональной, коммуникативной и рефлексивной компетенциями. Компетенции рассматриваются как наперед заданные социальные требования (нормы), необходимые для эффективного решения управленческих задач, а компетентность — как личностное свойство, означающее овладение субъектом профессиональной управленческой деятельности соответствующими компетенциями.

Выявлено, что профессиональная компетентность связана с качествами субъектности управленца. Субъектность определена как сложная интегративная характеристика личности управленца, отражающая активность в постановке и достижении целей, осознанность мотивов и компетенций, внутреннюю свободу и творческое начало. Она проявляется в таких качествах, как ответственность, самостоятельность, способность к целеполаганию, самоэффективность. Структура субъектности состоит из следующих блоков: мотивационно-ценностного (смысл ои целеобразующая подструктура) — интенционально-деятельностного направлен на формирование новых знаний, умений и навыков управленческой деятельности и личности субъекта управленческой деятельности) — рефлексивно-деятельностного (ориентирован на развитие 9 рефлексии и предполагает обоснованную критическую оценку своей деятельности в соотнесении с реальными требованиями к профессиональной управленческой деятельности в данный конкретно-исторический отрезок времени) — креативно-инновационного (ориентирован на развитие качеств, которые определяют возможности профессионального саморазвития и самосовершенствования субъектов).

Обоснованы и экспериментально определены акмеолого-психологические условия и факторы эффективной деятельности управленческого коллектива, которые преломляют в себе, с одной стороны, процессы целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, а с другой, — процессы раскрытия, самосозидания личностных свойств, способов общения и взаимодействия субъектов управленческой деятельности. Доказательно представлено, что эффективность профессиональной деятельности управленческого коллектива зависит от компетентности субъектов, составляющих данный коллектив, и обеспечивается следующими акмеолого-психологическими условиями: социально-психологическими, познавательными, коммуникативными, креативными, организационно-управленческими, аутопсихологическими, которые в свою очередь экстраполированы в систему отношений и компетентность субъектов деятельности управленческого коллектива. При этом критериями и показателями эффективности деятельности являются: позитивная динамика отношений и направленности субъектов управленческой деятельности в соответствии с социально значимыми целямидостигнутое прогрессивное развитие коллективасоответствие результатов управленческой деятельности поставленным перед коллективом целямстепень сплоченности управленческого коллективапозитивное отношение сотрудников организации к системе и механизмам управлениявысокий уровень мотивации субъектов управления к деятельности по предназначению в коллективе. Вместе с тем, компетентность субъектов управления предполагает знания, представления, программы действий, проявляющиеся в управленческой деятельности и внутриколлективном взаимодействии. Критерием профессиональной акмелогической компетентности является развитие профессионального самосознания и наличие Я-концепции развития субъектов управленческой деятельности.

Установлено, что к акмеологическим факторам развития компетентности относятся: осознание личностных и профессионально-значимых качеств субъектов управленияпрофессиональная рефлексия соответствия этих качеств компетенциямформирование деятельности профессионального самообразования с учетом индивидуальных способностей субъектов управленческой деятельности. К субъективным акмеологическим факторам развития профессиональной компетентности относятся: одаренность, профессиональные способности, положительная ориентация на профессию, способность развивать свой творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием.

Разработана акмеологическая модель эффективной деятельности субъектов управленческого коллектива на основе компонентной структуры социально-профессиональных компетенций. Модель включает: совокупность компетенций и компетентностей субъектов управленческой деятельности, а также механизмов их реализации. Механизмы реализации представлены в системе отношений субъектов и выражены в их направленности. Структура отношений в управленческом коллективе представлена: в отношениях субъектов управленческой деятельности самих к себе как субъектамв отношениях к другим субъектам управленческой деятельности — членам управленческого коллективав отношениях к управленческому коллективу как целомув отношении к управленческой деятельности как профессиив отношении к организации, частью которого является управленческий коллективв отношении к стилю управления в организациив отношении к обществу как потребителю услуг деятельности организациив отношении к государству и государственным структурам, обеспечивающим правовые основания деятельности организации.

Осуществлена экспертная оценка акмеолого-психологических условий и факторов, определяющих эффективность деятельности и развития управленческих коллективов, которая позволила оценить степень их значимости. Выявлено, что основными направлениями психолого-акмеологического обеспечения и развития деятельности управленческого коллектива являются: концептуально-методологическоепрофессиональное (с учетом специфики организации) — педагогическоепсихологическоесоциологическоеправовоекадровоекультурно-досуговоемедицинскоебытовое направления обеспечения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определенные в результате исследования акмеолого-психологические условия эффективной деятельности управленческого коллектива, а также разработанные подходы и модель эффективной управленческой деятельности могут быть применены в организациях различного управленческого профиля. Применение компетентностного подхода к оценке эффективности деятельности управленческого коллектива, реализованного в рамках данного исследования, позволяет выстроить перспективную стратегию и тактику акмеологического развития и оценки специалистов в области управления. Представленные критериальные основания эффективности деятельности управленческого коллектива позволяют применять оценку такой эффективности в рамках иных организаций, связанных с управленческой деятельностью. Разработка и системное применение акмеологических технологий, направленных на повышение эффективности деятельности управленческого коллектива, может быть основанием интегрированности технологий в учебный и воспитательный процесс вузов управленческого профиля.

Апробация и внедрение результатов осуществлялась в ходе проводимого эмпирического исследования как в процессе профессиональной деятельности нескольких управленческих коллективов, так и непосредственно в процессе профессиональной подготовки специалистов в области управления.

Результаты исследования нашли свое отражение в учебном пособии «Изучение личности в организации» (М.:РАГС-2006), отдельные положения диссертации и результаты исследования обсуждались в ходе научно-практической конференции «Акмеологические основания развития творческого потенциала учащихся», проводимой в РАГС при Президенте РФ 30 марта 2007 года, международной междисциплинарной конференции «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» (Москва, 13−15 декабря 2006 года), а также публиковались в сборниках научных статей «Акмеология и психология развития кадров управления» (М.: РАГС, 2007).

Положения, выносимые на защиту.

1. Под управленческим коллективом в настоящее время следует понимать системное, относительно устойчивое общественно значимое образование, представляющее собой организованную профессиональную группу, характеризующуюся общей социальной направленностью, объединенную общими ценностями, целями и задачами управленческой деятельности. В условиях организационной среды она осуществляет преднамеренное влияние, направленное на достижение целей управления. Межличностное взаимодействие в этой группе опосредовано общественно и личностно значимым содержанием, способствующим развитию как отдельной личности, так и группы в целом. При этом субъекты управленческой деятельности, входящие в управленческий коллектив, могут быть объединены в команды. Команды целенаправленно могут формироваться руководством организации для достижения оперативных целей управления и в отличие от коллектива имеют свои особенности (специфика взаимоотношений, профессиональной деятельности, ценностей, направленности). В настоящее время как команды, так и коллективы могут являться перспективными организационными структурами, ориентированными на решение различного рода управленческих задач.

2. Критериями и показателями эффективной деятельности современного управленческого коллектива являются: позитивная динамика отношений и направленности субъектов деятельности в соответствии с социально значимыми целямидостигнутое общественно и государственно ориентированное прогрессивное развитие коллективасоответствие результатов деятельности управленческого коллектива поставленным перед ним целямстепень сплоченности управленческого коллективаинтегрированность организации в экономику страныпозитивное отношение сотрудников организации к системе и механизмам управленияне только материальная, но социальная и моральная мотивация деятельности субъектов управления к профессиональной деятельности в управленческом коллективе.

Эффективность управленческого воздействия следует рассматривать как обобщающую характеристику следующих слагаемых: единства целей субъектов управленческой деятельности, их сосредоточенности на решении профессиональных задач, отражающих в том числе интересы общества и государствацелостности как единства и непротиворечивости двух его сторон — руководства и исполнениявключенности субъектов в совместную деятельность. Характеристика такой деятельности содержит в себе как количественный (количество субъектов), так и качественный параметры. Они проявляются в активности субъектов управленческой деятельности, непротиворечивости и взаимодополняемости управленческих и исполнительских действий и их согласованности.

3. Разработка стратегии и тактики повышения эффективности деятельности управленческого коллектива предполагает определение компетенций и компетентностей субъектов управленческой деятельности. При этом под компетентностью понимаются внутренние, потенциальные психические новообразования (знания, представления, программы, алгоритмы действий), которые проявляются в управленческой деятельности.

14 коллектива и внутриколлективном управленческом взаимодействии.

Особо необходимо выделить акмеологический компонент профессиональной компетентности (акмеологическая компетентность). Интегративным критерием профессиональной акмеологической компетентности является развитие профессионального самосознания и наличие Я-концепции развития субъектов управленческой деятельности, мотивирующих перестройку личности к самореализации в процессе профессиональной управленческой деятельности.

4.Акмеолого-психологическими условиями эффективной деятельности управленческого коллектива являются: системность деятельности и взаимодействия субъектов управленческой деятельности, оказывающих управленческое воздействие на подструктуры организацииспецифическая, соотнесенная с целями управления и взаимодействия система отношений и направленность их на достижение целей управления, связанная с интересами общества и государства, а также способствующая развитию субъектов управленческой деятельности, что, в свою очередь, создает основания для развития их личностных и профессиональных компетентностей.

5. Акмеологическая модель эффективной деятельности управленческого коллектива представляет собой трехуровневую совокупность элементов, включающую: описание условий и факторов, влияющих на эффективность деятельности и взаимодействия управленческого коллективаразработку системы обеспечения эффективной деятельности управленческого коллектива с выделением соответствующих направленийопределение слагаемых компетентности субъектов управленческой деятельности, а также систему отношений субъектов деятельности и взаимодействия с соответствующей им направленностью и ценностными ориентациями, а также механизмов их реализации.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Выводы.

В результате проведенных исследований определяется зависимость эффективности деятельности управленческого коллектива от профессиональной компетентности субъектов управленческой деятельности. Установлена взаимосвязь между профессиональной компетентностью и овладением субъектами профессиональной управленческой деятельности совокупностью специальной, персональной, коммуникативной и рефлексивной компетенциями. Компетенции рассматриваются как наперед заданные социальные требования (нормы), необходимые для эффективного решения управленческих задач, а компетентность — как личностное свойство, означающее овладение субъектом профессиональной управленческой деятельности соответствующими компетенциями.

Доказательно представлено, что эффективность профессиональной деятельности управленческого коллектива зависит от компетентности субъектов, составляющих данный коллектив, и обеспечивается следующими акмеолого-психологическими условиями: социально-психологическими, познавательными, коммуникативными, креативными, организационно-управленческими, аутопсихологическими.

Установлено, что к акмеологическим факторам развития компетентности относятся: осознание личностных и профессионально-значимых качеств субъектов управленияпрофессиональная рефлексия соответствия этих качеств компетенциямформирование деятельности профессионального самообразования с учетом индивидуальных способностей субъектов управленческой деятельности. К субъективным акмеологическим факторам развития профессиональной компетентности относятся: одаренность, профессиональные способности, положительная ориентация на профессию, способность развивать свой творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием.

Подтверждена гипотеза, что повышение эффективности профессиональной деятельности современных управленческих структур связано с новыми качествами управленческих коллективов и достигается при условиях: социальной направленности их деятельности, достижения ценностно-ориентационного единства входящих в данный коллектив субъектов управления, сплоченности.

Доказано, что оценка эффективности деятельности управленческого коллектива в новой социальной реальности предполагает определение компетенций и компетентностей деятельности субъектов управленческой деятельности.

Определено, что эффективность профессиональной деятельности управленческого коллектива зависит от компетентности субъектов, составляющих данный коллектив, и обеспечивается акмеологопсихологическими условиями: социально-психологическими,.

148 познавательными, коммуникативными, креативными, организационно-управленческими, аутопсихологическими.

Разработана акмеологическая модель эффективной деятельности субъектов управленческого коллектива на основе компонентной структуры социально-профессиональных компетенций. Модель включает: совокупность компетенций и компетентностей субъектов управленческой деятельности, а также механизмов их реализации. Механизмы реализации представлены в системе отношений субъектов и выражены в их направленности. Структура отношений в управленческом коллективе представлена: в отношениях субъектов управленческой деятельности самих к себе как субъектамв отношениях к другим субъектам управленческой деятельности — членам управленческого коллективав отношениях к управленческому коллективу как целомув отношении к управленческой деятельности как профессиив отношении к организации, частью которого является управленческий коллективв отношении к стилю управления в организациив отношении к обществу как потребителю услуг деятельности организациив отношении к государству и государственным структурам, обеспечивающим правовые основания деятельности организации.

Осуществлена экспертная оценка акмеолого-психологических условий и факторов, определяющих эффективность деятельности и развития управленческих коллективов, которые преломляют в себе, с одной стороны, процессы целенаправленного формирования знаний, умений и навыков, а с другой, — процессы раскрытия, самосозидания личностных свойств, способов общения и взаимодействия субъектов управленческой деятельности. Выявлено, что основными направлениями психолого-акмеологического обеспечения и развития деятельности управленческого коллектива являются: концептуально-методологическоепрофессиональное (с учетом специфики организации) — педагогическоепсихологическоесоциологическоеправовоекадровоекультурно-досуговоемедицинскоебытовое направления обеспечения.

В рамках акмеолого-психологического обеспечения формирования компетентности специалистов в области управления, работающих в условиях управленческих коллективов, предлагается соответствующая технологическая система.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Деятельность управленческого коллектива рассматривается как феномен междисциплинарный и системный. Под коллективом понимается группа людей, объединенная совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества, а сама деятельность управленческого коллектива рассматривается как высшая форма совместной деятельности и взаимодействия, цели которых вынесены за рамки группы (команды).

В диссертации определены особенности взаимодействия в системе деятельности управленческого коллектива, к которым относим: причинно-следственную связьвзаимообусловленность целей и контактов членов коллективаособый организационный морально-нравственный климат управленческого коллектива.

Проведенный анализ понятий «команда» и «коллектив» позволил определить: команду как коллектив при условии соотнесения с интересами обществакоманду как группу единомышленников ориентированную на решение задач организацииизолированную команду, интересы которой не совпадают с интересами остальных членов организации и общества.

На основании проведенного анализа коллектив определяется как более устойчивая и долговременная структура, поскольку опирается на интересы как членов самого коллектива, так и членов общества.

Управленческая деятельность коллектива как специфическая совместная трудовая деятельность не просто определяет специфику взаимодействия, а задает его социально значимую содержательную сторону, которая предполагает информационный обмен, определяет организацию коммуникативных сетей. Деятельность управленческого коллектива представляет собой единство руководства и исполнения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом психологическими «продуктами» управленческой деятельности являются определенные результаты, соответствующие целям совместной деятельности коллектива и общества, а.

151 сама деятельность является необходимым условием осуществления процессов управления.

Особой характеристикой управленческой интеракции, важной для исследования, является эффективность, которая рассматривается как обобщающая характеристика следующих слагаемых: единства целей субъектов управленческой деятельности, их сосредоточенности на решении профессиональных задач, отражающих, в свою очередь, интересы обществацелостности как наличия внешних и внутренних связей между элементами системы и целостности как единства и непротиворечивости двух его сторон — руководства и исполнениявключенности субъектов в совместную трудовую или другую деятельность, характеристика которой содержит в себе как количественный параметр — количество членов трудового коллектива, участвующих в управлении, так и качественный, предполагающий характер проявления активности членов коллектива в управленческом взаимодействиинепротиворечивости и взаимодополняемости управленческих и исполнительских действий, выражающихся в их согласованностиструктурированности как обязательной характеристики управленческого взаимодействия, которая отображает, во-первых, распределение функций, ролей между его участниками, а, во-вторых, сложность и интегрированность взаимодействияпространственно-временных параметров управленческого взаимодействия.

Содержание управленческого взаимодействия (в его горизонтальной и вертикальной составляющих) задается объективной необходимостью совместного осуществления руководителями равного или различного ранга тех или иных управленческих функций: выработки и принятия решений, планирования, распределения ресурсов, разграничения «полей» деятельности и областей компетенции, анализа ситуаций, обмена информацией, разработки стратегий мотивации и стимулирования сотрудников, регуляции социально-психологического климата и взаимоотношений в организации и.

152 т.д. При этом вышеназванные интеракционные процессы соответствуют всем основным отличительным признакам совместной деятельности.

Под эффективным управленческим взаимодействием в условиях управленческого коллектива нами понимается целенаправленная деятельность по созданию условий, предполагающих возможность достижения определенного результата, в качестве которого выступает профессионально ориентированная среда, а также морально-психологический климат управленческого коллектива, способствующий достижению профессионально-значимых целей и результатов управленческой деятельности коллектива.

Проведенный анализ позволил выделить показатели эффективной деятельности в условиях управленческого коллектива: определенные психические, необходимые и связанные с деятельностью новообразования его членов, соответствующие каждому этапу профессионального становления управленческого коллективавзаимосвязи с другими видами деятельности, востребованными организационной средойобеспечение процесса деятельности членов управленческого коллективасистема разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психических новообразований и позволяющих провести диагностику их уровняразвитие организации, осуществляющееся во взаимосвязи и взаимодействии с другими государственно-общественными образованиямиобщий уровень корпоративной культуры организации, соотносящейся с традициями других государственно-общественных образованийоснования и результаты экономического развития организации и материального благополучия членов управленческого коллектива соотносящиеся с развитием и благополучием специалистов в области управления других организаций подобного профиляуправленческие, ценностно-смысловые основания организационного устройства, влияющие на построение системы взаимоотношений членов управленческого коллективаопыт построения управленческих отношений, соотносимый с задачами управленческого коллективаобъективная заинтересованность членов управленческого коллектива в построении профессионально ориентированной системы отношенийинтеграция организации в региональную экономику, систему безопасности, образования и здравоохранения государства, которая отражает интересы общества.

Управленческая деятельность и взаимодействие коллектива определяется как движимая внутриколлективной и субъективной системой отношений (каждого субъекта коллектива) направленность на достижение коллективных целей, совпадающих с интересами организации и общества. Под коллективным управлением понимается процесс целенаправленного, организованного достижения управленческих целей. При этом внутриколлективное управление может рассматриваться также как элемент и система внутриорганизационной культуры.

В качестве условий, определяющих эффективность деятельности управленческого коллектива, нами определены: системность управленческого коллектива и управленческой деятельности;

— система отношений и направленности членов управленческого коллектива, ориентированных на решение задач деятельности в области управления;

— компетентность членов управленческого коллектива как необходимое условие эффективной деятельности в области управления организацией;

— комплексная модель эффективной деятельности и взаимодействия управленческого коллектива.

Управленческий коллектив как система может рассматриваться в спектре множества взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям управления, управленческого взаимодействия, прогрессивного развития организации, общества. При этом в структуру управленческого коллектива как системы входят следующие инвариантные элементы: субъекты деятельности и взаимодействия, цели управленческой и другой деятельности (общие и частные), содержание внутриколлективного взаимодействия и деятельности, процессы управления, формальные и неформальные лидеры, организационные формы деятельности в определенных условиях среды.

Структура системы, в качестве которой выступает управленческий коллектив, отражает устойчивый инвариант отношений, которые определяются как механизм эффективной деятельности управленческого коллектива и который как цель достигается посредством функционирования самой системы.

При этом система управления предполагает: сочетание элементов (методов, методик, технологий, атрибутов объектов, субъектов и пр.), характеризующееся их взаимодействием и взаимовлияниемналичие специфических отношений (созависимости, значимости, предпочтения, отрицания и т. д.) между субъектами процесса управленческой деятельностипредел делимости элементов системы управлениявзаимодействие с другими системамисостав, структуру и функционированиеопределенный смысл и результатотносительную устойчивостьуправляющие и управляемые элементы (подструктуры) — разноуровневость элементов.

Основной целью деятельности управленческого коллектива является эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата функционирования.

155 организации. При этом основными критериями и показателями выступают: результативностьвысокий уровень организации и самоорганизации субъектов и объектов управленияа также информационно-технологическая культура принятия и реализации решений в коллективе.

В качестве механизма управленческой деятельности и взаимодействия определяется система отношений и соответствующая направленность, при этом как самоотношение, так и отношение к другому может быть описано через валентность (положительный или отрицательный полюс отношения), степень выраженности (интенсивность отношения), избирательность (вычленение объекта отношения из действительности), осознанность (степень осознания реально существующей эмоционально-ценностной связи с объектом), цельность (гармоничное сочетание необходимых и достаточных элементов отношения).

В качестве важнейшего условия достижения эффективности управленческой деятельности и взаимодействия в коллективе рассматривается компетентность субъектов такой деятельности. Под компетенциями нами понимаются некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психические новообразования (знания, представления, программы, алгоритмы) действий, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. В исследовании рассматриваются социальные и профессиональные компетентности, трактуемые в узком смысле слова, как социальное взаимодействие и профессиональная деятельность в условиях управленческого коллектива.

Формирование компетентности управленческой деятельности в условиях управленческого коллектива и соответствующей оценки такой сформированности предопределяет необходимость и возможность использования акмеологических технологий и определяется самими задачами такой деятельности.

Компетентностный подход определяет в качестве результата.

156 способность к эффективному взаимодействию и деятельности в условиях управленческого коллектива, определяемую как социальную компетентность (или компонент компетентности социально-профессионального взаимодействия).

Акмеологический подход предполагает возможность становления и развития компетентности личности в области управленческой деятельности и ее взаимодействия в условиях управленческого коллектива до уровня акме, под которым нами понимается профессиональная направленность и зрелость, включающая: личностную ответственность за деятельность в области управления перед управленческим коллективом и сотрудниками организациигражданский долг перед государством и обществом за результаты управленческой деятельностиактивную жизненную позицию, под которой нами понимается обобщенный, установленный на основе самоопределения по отношению к объективным условиям, обстоятельствам ценностный способ жизни личности.

Для достижения практических целей, сопряженных с исследованием моделируемого явления, исследуемый объект рассматривался не как нечто целое, а как системная совокупность отдельных элементов, связанных (взаимодействующих) между собой некоторым образом. В качестве первого уровня разработанной нами модели представлены условия и факторы макросреды, влияющие на эффективность деятельности управленческого коллектива. Система обеспечения эффективной деятельностью управленческого коллектива представляет собой второй уровень разработанной нами целостной модели эффективной управленческой деятельности субъекта исследования, в качестве которого выступает управленческий коллектив. Третий уровень представленной нами модели отражает компетентность и компетентностный подход как важнейшее условие эффективной управленческой деятельности в коллективе.

В представленной модели определена система отношений членов управленческого коллектива, необходимых для успешной реализации управленческой деятельности и которые, обладая соответствующей направленностью, становятся механизмом успешной реализации управленческой деятельности в условиях управленческого коллектива,.

Эффективность деятельности определяется также качествами лиц, включенных в управленческий коллектив и решающих управленческие задачи, а также тем, насколько организованные действия соотнесены с особенностями субъектов, тем, как будут реализованы связи между структурой процесса управления и этими особенностями.

Опытно-экспериментальная проверка разработанной модели эффективной деятельности управленческого коллектива реализовывалась последовательно и предполагала исследование: системы обеспечения управленческой деятельности управленческого коллективасистемы подготовки кадров к эффективной управленческой деятельностиопределение компетенции (компетентности) членов управленческого коллективаисследование системы отношений и направленности каждого члена управленческого коллектива, влияющих на эффективность управленческой деятельности и взаимодействия.

Определены ключевые направления обеспечения деятельности управленческих коллективов.

Определены критерии эффективности деятельности управленческого коллектива:

— психические новообразования членов управленческого коллектива, соотнесенные с успешностью управленческой деятельности и взаимодействия (позитивная динамика отношений и направленности, мотивация к деятельности в условиях коллектива);

— комплексное обеспечение деятельности управленческого коллектива по приведенным основаниямпоследовательное прогрессивное развитие организации во взаимосвязи с другими структурами;

— основания и показатели экономического развития организации;

— интеграция организации в региональную экономику;

— отношения сотрудников организации к существующему механизму управления и управленческому коллективунаправленность взаимоотношений членов управленческого коллектива на решение задач деятельности в области управления;

— соответствие декларируемых целей управленческим коллективом достигнутым результатам деятельности организации.

Результаты проведенных исследований в целом показали, что эффективность деятельности управленческого коллектива определяется условиями, к которым отнесены: системность управленческого коллектива и управленческой деятельностисистема обеспечения деятельности управленческого коллективасистема отношений и направленности членов управленческого коллектива, а также компетентность членов управленческого коллектива.

Представленная в диссертации акмеологическая модель эффективной деятельности управленческого коллектива включает три класса моделей:

— модель самого объекта исследования, представленная комплексно;

— системную модель акмеологических условий, способствующих эффективной деятельности управленческого коллектива, которая приводится в контексте акмеологического знания как акмеологическая модель и наполняется тем содержанием, которое предполагает эффективную управленческую деятельность в спектре её определенных слагаемых;

— собственно акмеологическую модель эффективной деятельности управленческого коллектива, в которой соединяется акмеологическая модель условий, способствующих такой деятельности, и модель эффективной управленческой деятельности при включении в нее особенностей управленческого коллектива как объекта исследования.

Осуществленная опытно-экспериментальная проверка разработанной модели эффективной деятельности управленческого коллектива реализовывалась последовательно и позволила определить:

— структуру системы обеспечения управленческой деятельности управленческого коллектива;

— технологическую структуру системы подготовки кадров к эффективной управленческой деятельности;

— ключевые социально-профессиональные компетентности членов управленческого коллектива;

— систему отношений и направленности членов управленческого коллектива, влияющих на эффективность управленческой деятельности и взаимодействия.

Научно-практические рекомендации:

Результаты полученного исследования могут использоваться при проведении занятий по проблемам психологии и акмеологии управления, командообразования, формирования управленческих коллективов. Разработанные условия, критерии и показатели, определяющие эффективность деятельности и взаимодействия управленческого коллектива, могут являться основанием для построения системы деятельности управленческих коллективов.

Разработанная комплексная акмеологическая модель эффективной деятельности управленческого коллектива может быть рекомендована как технологический алгоритм создания системы эффективной управленческой деятельности.

Представленная в диссертационном исследовании система управленческих отношений и направленности предлагается как основание психолого-педагогической деятельности по развитию таковой.

Акмеологические технологии, определенные как наиболее эффективные для формирования компетентности специалистов управленческой деятельности в условиях управленческого коллектива, могут применяться для решения задач подготовки специалистов в области управления.

Компетентностный подход и приведенные компоненты компетентности управленческой деятельности и взаимодействия могут быть основанием для последующей разработки дескрипторов (слагаемых компонентов) управленческой деятельности и взаимодействия, а также разработки подходов к их оценке.

Дальнейшие исследования проблемы эффективности управленческой деятельности и взаимодействия в условиях управленческого коллектива могут предполагать исследование оценочных средств для определения эффективности деятельности и взаимодействия в условиях управленческого коллектива, оценку компетентностей субъектов управления, исследование особенностей управленческих коллективов, специфики их управленческой деятельности и взаимодействия в зависимости от ведомственной принадлежности, динамику управленческой деятельности и взаимодействия в управленческом коллективе в связи с динамикой влияющих условий и факторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-311с.
  2. К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  4. A.A. Гражданственность и гражданское участие (теоретико-методологический анализ): дис. канд. политич. наук: 23.00.01/ Айвазян A.A. Екатеринбург, 2001. — 140 с.
  5. А.Дж. Человек как предмет научного исследования.// Человек и его ценности. М. -1988.-С. 117−139.
  6. Акмеологические технологии личностно-профессионального развития государственных служащих: Сб. статей / под общ. ред. A.A. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2003. 276 с.
  7. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами./Под ред. A.B. Филиппова, М., 1989.
  8. Актуальные проблемы психологической теории и практики./Под ред. А. А. Крылова. СПб. 1995.
  9. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности.// Психологический журнал 1984.- Т.5.- № 5.- С.63−70.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1968.-339 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: ¦ Наука, 1977.-371с.
  12. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М.-Новгород: Изд-во С.Е.Т., 1995.-272с.
  13. К.Г., Бунгард В. Саморегулирующиеся рабочие группы: их организация и опыт деятельности // Иностранная психология. 1994. Том2. № 1(3). С. 29−34.
  14. Н.Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях // Психол.ж. 1994. — N 3. — С.99−105.
  15. Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира //Мышление и общение: активное взаимодействие с миром: Сб. научных трудов. Ярославль: облтипография, 1988.-С.41−52.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.:Мысль, 1976.-158с.
  17. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М.: Институт практической психологии.-1996.-768с.
  18. А.Г., Братусь Б. Г., Петровский В. А., Хараш А. У. О смысловых образованиях личности.// Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. -Таллинн. -1979.- С. 111−119.
  19. В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М., 1981.-264 с.
  20. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Методы исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал -Т 5. 1984. — № 3. — С. 152−162.
  21. Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство подчинение» в условиях производственного коллектива // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  22. Г., Бухгольц К. Стиль работы и образ жизни руководителя. М., Экономика, 1985.
  23. P.P. Формирование гражданских качеств старшеклассников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Бандура P.P. Киев, 1979.
  24. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Человек в социалистическом и буржуазном обществе. 1966. — С.254
  25. Е.Ю. Информационно методическое обеспечение процесса командообразования.- Диссер. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. -М., МГУ.- 1998 г.
  26. П.Г., Емельянов E.H., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
  27. Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. -М.: Медицина, 1976. 244 с.
  28. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность // Педология и восприятие. М., 1928. С.31−38.
  29. И.В. «Кадры: подбор и оценка», М., Московский рабочий, 1984.-39с.
  30. И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997.
  31. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.
  32. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  33. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. № 9, 2002. С.22−33.
  34. A.A. О предмете акмеологии //Психологический журнал. 1993. -№ 5.-т. 14., с.73−79.
  35. A.A., Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования нового человека. //Психологический журнал, 1983, N 6, с. 20−30.
  36. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
  37. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! 2-е изд. -Новосибирск: изд-во Новосибирского университета, 1989. — 190с.
  38. .С. Нравственное сознание личности. -М.:3нание, 1985.-64с.
  39. .С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
  40. Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества. // Человек в системе наук. Отв. ред. Фролов И. Т. -М. -1989. -С. 493−501.
  41. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216с.
  42. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Санкт-Петербург, 1999.
  43. В.А. Ценность и ценностные отношения.// Проблема ценности в философии. -М. -1966.-С.44−98.
  44. Ф.Е. Психология переживания. -М.: изд-во МГУ, 1984.-200с.
  45. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: изд-во МГУ, 1990.- 283с.
  46. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности.- Дисс. канд. психол. наук., М., 1996.
  47. .З. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании.-«Гуманизация образования».-№ 2.-1994.
  48. А. Система «директор-педагог»: единомышленники, противники, равнодушные. / ж. Директор школы, № 2, 1994, С. 10−17.
  49. П.Я. Проблема деятельности в советской психологии. // Проблема деятельности в советской психологии. М. 1977.
  50. Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1997.
  51. A.C. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: защищена 24.04.96/ Гаязов A.C. Бирск, 1996. — 299с.
  52. В. М. Исследование общественного мнения с позиций акмеологической и политической психологии. — М., 1994. — 274 с.
  53. В., Колобов А. Управленческая команда и мотивация работников./ Человек и труд, N 1, 1993.
  54. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс, 1990. -204с.
  55. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  56. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия — М., 1982.
  57. А., Семёнов А., Ядов В. Адаптированный вариант методики М.Рокича. // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л. 1979, С. 208−209.
  58. Грайф 3. Обучение самоорганизации: развивающийся подход //Иностранная психология.- 1994. -Том 2.- № 1(3). -С. 21−28.
  59. Ю.Д. Ценность и оценка в социальном познании. Автореферат дис. канд. филос. наук. -М.: МГУ, 1980.
  60. И.Н. Механизмы формирования ценностных ориентаций студентов. -Минск. Автореферат канд. дисс.-1987.
  61. А. С. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих / В сборнике «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы». — М.: Изд-во РАГС, 1996. С. 86−118.
  62. А. С., Козлов В. В. Прикладные психотехнологии в профессиональной деятельности. М., 1993. —201 с.
  63. , A.C. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика / A.C. Гусева, A.A. Деркач. М.: Агентство «Квант», 1997- 299 с.
  64. , A.C. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. Учебное пособие / A.C. Гусева, В. В. Лешин — М.: Изд-во РАГС, 2000. 117 с.
  65. В.В., Зинченко В. П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. — N 12. — С.
  66. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. — М.: Русс, яз., 1979.
  67. М.В. Проблема ценности и ценностного отношения. //Вестник Московского Университета. Серия философии. -М.-1974.- № 2.-С. 40−49.
  68. А. А. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993. — 137 с.
  69. А. А., Орбан JL Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995. — 187 с.
  70. A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
  71. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993. — 23 с.
  72. A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности.-М.:изд-во РАГС, 1993.- 112с.
  73. A.A., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегии подбора и формирования управленческой команды. М.: изд-во РАГС, 1999.-315с.
  74. АА., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. Москва, РАГС. 1999. — 144с.
  75. , A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2: Акмеологические основы управленческой деятельности / A.A. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 534 с.
  76. , A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: моногр. Кн. 1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Деркач. М.: б.и., 2000. — 391 с.
  77. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984.-208с.
  78. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме.// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М. -1976.- С. 254−277.
  79. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 48 с.
  80. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 18−24.
  81. , A.B. Методики изучения Я-концепции личности / A.B. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, Социум, 2000. -265 с.
  82. М.С. О философском понимании ценности. //Вестник ЛГУ.- Сер. 6.1987. -Выпуск 5. -С.44−50.
  83. И.В. Стратегии подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя. Дисс. канд.психол.наук. М., 1996.
  84. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах.-Дисс. д-ра психол. наук., М., 1998.
  85. Д.Ф., Дворянкина Е. К. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании. М., 1999.
  86. , A.B. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии / A.B. Кириченко. — М., 1998.- 370 с.
  87. А.И. Экономическая психология. М., 1987.
  88. , В.К. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного опыта) / В. К. Кларин. — М.: Знание. 1989. — 80с
  89. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление / Пер. с англ. М., 1974.
  90. Е.А. Психология профессионализма. М.-Воронеж: институт практической психологии, 1996. -400с.
  91. С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (8090-е годы). // Социологические исследования. -1995- № 1. -С. 59−72.
  92. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. М., 1990.
  93. A.M., Одинцова И. В. Акмеологические технолоии активно-игрового обучения. М.: РАГС, 2007. — 184 с.
  94. О.В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя. В сб.: Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности.-Ульяновск: УлГУ, 1997.-С. 163−178.
  95. А. Г. Психология личности. М.: Мысль, 1973. — 198 с.
  96. H.H. и др. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества. //Общественные науки и современность. -1992.-№ 1.-С. 36−45.
  97. Кон И. С. Социология личности.-М.:Политиздат, 1967.-383с.
  98. Н.И., Шаккум M.J1. Акмеология и тестология. М., 1996. -378 с.
  99. В.И. Управление формированием и развитием коллектива.- М.: РАГС, 1996.-90 с.
  100. Р.Д., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. -М.: МГУ, 1985.-224с.
  101. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
  102. A.A. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982.
  103. Кроник A.A.,. Психология человеческих отношений. Дубна: Издательский центр «Феникс», Издательство «Когито-Центр», 1998. — 224 с.
  104. .С. Варианты формирования ценностных ориентаций. // Формирование личности старшеклассника. -М. -1989.-С. 18−25.
  105. В.В. Философские интерпретации проблемы ценностей.// Вечные философские проблемы. Сборник научных трудов. Отв. ред. Антипов Г. А.-Новосибирск.- 1991.- С. 39−53.
  106. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Лениздат, 1974.
  107. Н. В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980. 149 с.
  108. Н. В. Профессионализм личности преподавателя. — М.: АПН, 1990.-149 с.
  109. Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. -Л. -1990.-214с.
  110. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 345с.
  111. A.A. «Единицы» и уровни деятельности. /Вест. Моск. ун-та. Сер. Психология, 1978, № 2.
  112. А.Н., Проблемы развития психики.— 2-е, дополненное изд.1. М: Мысль, 1965. — 574 с.
  113. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
  114. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-448 с.
  115. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание к руководству и использованию. (Под ред. А.Ф. Кудряшова). — Петрозаводск: Петроком, 1992. -327 с.
  116. A.C. Соч. М., 1958, Т.5. -475. с
  117. В.Н. Формирование профессионально-педагогических умений при подготовке и повышении квалификации учителя: учеб. Пособие. СПб.: Ленингр. обл. ИУУ, 1994.-52 с.
  118. В.Н. Рабочая тетрадь студента по изучению курса «Психология управления». -М.:РАГС, 2005. -147. с
  119. А.К. Психология профессионализма.-М. Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-308с.
  120. С.М. Системный подход к проектированию целостного педагогического процесса. Н. Новгород, 2001.
  121. А. Самоактуализация (Психология личности). — М., 1982. -291с.
  122. B.C. Психология индивидуальности. Москва-Воронеж, 1996. — 445 с.
  123. Методы акмеологического исследования. /Под ред. Анисимова С. А., Деркача А. А., Конюхова Н. И. М., 1994. — 291 с.
  124. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. -148 е.,
  125. , H.H. Математика в социальных науках // Математические методы в социологическом исследовании / H.H. Моисеев. — М., 1981. — 543 с.
  126. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., МГУ, 1981.
  127. , В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под ред. А.А.Бодалева- Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. — 356 с.
  128. P.C. Психологические критерии и условия эффективности работы коллектива. -М.: Педагогика, 1982. 64 с.
  129. Н.И. О ценности и её роли в структуре личности.// Проблемы формирования социогенных потребностей. -Тбилиси. -1974.-С. 124−127.
  130. , Я.Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика / Я. Г. Неуймин. Л.: Наука, 1984. — 187 с.
  131. И.Б. О моделировании сложных систем. М., 1965.
  132. Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
  133. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и шк. психологов. -Вып. 1.-М., 1995.
  134. H.H. Межличностные отношения. Л. Изд-во ЛГУ, 1979.-152с.
  135. H.H. Психология работы с людьми : М: МАУП, 1998, 228с.
  136. Общение и эффективность совместной деятельности. /Под ред. Андреевой Г. М., ЯноушекаЯ.А. М., 1987.
  137. , Г. Становление личности: Избр. тр.: Пер. с анг. / Под общ. ред. Леонтьева Д. А. М.: Смысл, 2002. — 462 с.
  138. Определение направленности личности /Альманах психологических тестов. М., 1995, с. 172−179.
  139. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС и В, А им. Дзержинского, 1995. — 387 с.
  140. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов: Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалев, Р. Б. Гительмахер и др. /Под общей редакцией А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М., 1995.
  141. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.-112с.
  142. В.И. Формирование ценностных ориентаций в процессе межличностного общения.// Социологические исследования.- 1984.- № 3.-С. 108−112.
  143. О.М. Система ценностей и структура личности. -Л. -Автореферат канд. дисс.-1979.
  144. .Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971.
  145. , Ф.И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. М.: Высшая школа, 1989. — 367с.
  146. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  147. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. — 255с.
  148. В.А. Личность в психологии.-М.- Ростов-на-Дону: изд-во Феникс.- 1996.-512с.
  149. , А. Человеческие качества / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1 985 311 с.
  150. Питер. Лоуренс Дж. Принцип Питера или почему дела идут вкривь и вкось. Прогресс, 1990.
  151. И. К. Структура и развитие личности. — М., 1986. -167с.
  152. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — Изд. 2-е, М.:Высшая школа, 1984. С. 55.
  153. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. -Харьков.-1991.-144с.
  154. A.B. Элита. -М.: изд-во Северокавказского научного Центра, 1996.-340С.
  155. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  156. А.И. Организации: системы и люди. М., 1983.
  157. Приказ Министерства образования Российской Федерации «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11.02.2002 г. № 393.
  158. Проблемы качества образования. Книга 2. Ключевые социальные компетентности студента\Материалы XIV Всероссийского совещания. -М.- Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва подг. спец-тов, 2004. С. 10.
  159. Психодиагностика в социалистических странах /Психологический бюллетень I-VIII -1983.
  160. Психодиагностика: теория и практика: Перевод с немецкого. М.: Прогресс, 1975.-329 с.
  161. Психологическая теория коллектива /Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979
  162. Психологические механизмы целеобразования. / Под ред. O.K. Тихомирова. М., Наука, 1977.
  163. Психологический словарь / Под. ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. 421 с.
  164. Психология развивающейся личности /Под ред. A.B. Петровского М.: Педагогика, 1987.
  165. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  166. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. М., 1996.
  167. К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
  168. Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях.: Пер. с англ. //Под ред. Л. И. Евенко.- М.:Экономика, 1980.-176с.
  169. Ю.А. Формирование управленческих кадров.: Пер. с англ. -М: Прогресс, 1982.-230 с.
  170. Е.С. Психология профессионального становления личности.-Дисс. д-ра психол. наук. М., 1992.
  171. С. Л. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1969. 179 с.
  172. , С.Л. Основы общей психологии / Сост., Авт. коммент. и послесл.: А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб. и др.: Питер, 1998.-712 с
  173. A.A. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом //Трудовой коллектив как объект и субъект управления.- Л.: ЛГУ, 1980.
  174. Г. и др. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ. с 15-го изд.-М.: Экономика, 1995.-335с.
  175. С.А., Голованов Л. В. Прогнозирование развития больших систем. М., 1975.
  176. А.Л. Социальная психология управления. -Л.: ЛГУ, 1986.-175с.
  177. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач.-М.:НИИ ОПП, 1990.-215с.
  178. Г. Чтоб не распалась связь времен.: Интервью с А.Асмоловым.// Нар. образование. 1993. С. 4.
  179. Серван Шрейбер Ж.-Л. Ремесло предпринимателя. М. Международные отношения. 1993.
  180. Н.Л. Методика изучения направленности личности. // Методики социально-психологической оценки личности и группы. / Подред. A.JI. Журавлева, В. Е. Семенова, Е. В. Тугаревой, В. А. Хащенко, М., 1990. С. 29−37.
  181. H.H. Формирование психологической подготовленности сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях. Дисс.канд.психол. наук.- СПб., 1996.
  182. Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. -М.: РАГС, 1996.-118с.
  183. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. Учебное пособие. М., Ульяновск, 1995.
  184. Ю.В. Руководитель организации и его команда. М. Ульяновск: фирма DARp, 1996.-112с.
  185. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика.Психотехнологии.-М., 1996.
  186. Современный словарь иностранных слов М.:Рус. яз., 1993.
  187. H.A. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды. Дисс. д-рапед. наук, Казань, 1997.
  188. С. Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-иновационный процесс: модель и метод изучения //Психология творчества: общая, диференциальная, прикладная. С. 54−91.
  189. С.Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. -М.: Луч, 1993. -63с.
  190. Стиль работы и образ жизни руководителей./Рук.авт.колл. К.Ладензак. -М.: Экономика, 1985.-279с.
  191. В.В. Когнитивно-мотивационная структура личности и отношение к другим людям. В кн.: Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическим воспитании. Таллин, 1979.
  192. В.В. Самосознание личности. М., 1984.
  193. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
  194. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л. Машиностроение. 1989.
  195. C.B. Образовательная среда школы: проблемы и подходы// Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития: Материалы шестой научно-практической конференции. СПб, «Образование — Культура», 2001.- С.9−18.
  196. Технологии эффективной профессиональной деятельности / Под ред. Деркача A.A. М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. — 397 с.
  197. С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Фолиум, 1996. 218 с.
  198. В.П. О ценностях жизни и культуры. -ЛГУ.- 1960.-124с.
  199. У. Психология труда в изменяющемся индустриальном мире // Иностранная психология. 1994. Том2. № 1(3). С. 13−20.
  200. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. //Коллектив и личность. М., 1975. -92с.
  201. Управление и проблема кадров. /Под ред. Г. Х. Попова и Г. А. Джавадова, М., 1972.- 203с.
  202. Д.И. Психология развивающейся личности. Москва-Воронеж, 1996. 512 с.
  203. A.B. Работа с кадрами. М., Экономика, 1990.-156с.
  204. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичева и др.-М.-1983.-840с.
  205. Флоровский Ю.В. A.C. Макаренко о формировании нравственныхчувств советского человека. — автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1954.
  206. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. М. 2004.
  207. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., Прогресс, 1987.
  208. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М.: Прогресс, 1990. 448 с.
  209. Э. Иметь или быть? Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1990.-330с.
  210. Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. -М.:Фонд «За экономическую грвмотность», 1992.-287с.
  211. А.У. Руководитель, его личность и деятельность. -М.: Знание. 1981.
  212. В.Н. Ценностные ориентации личности. Проблемы их типологического исследования.//Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. -М. -1983.-96с.
  213. В.Г. Ценностные ориентации в процессе становления и жизнедеятельности личности. -М. -Автореферат канд. дисс. -1983.
  214. X. Мотивация и деятельность.В 2-х т. -М.:Педагогика, 1986.-Т.1 -408с., Т.2−391с.
  215. X., Ламерс Ф. Совершенствование персонала // Иностранная психология. 1994. Том 2. № 1(3). С. 52−59.
  216. Ценности социальных групп и кризис общества. Сборник статей.// Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: ИФАН, 1991.-С.44−76, 88−91.
  217. Цит. по: Суслова Е. А. Акмеологическая модель диагностики профессиональной и личностной компетентности.//Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих: акмеологический подход.//Под. Ред. А. А. Деркача М.:РАГС, 2005. -С.42−43.
  218. Черноушек. Психология жизненной среды. М., Мысль., 1989.
  219. В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров. М., 1974.-64 с.
  220. Р.Х. Социально-психологические проблемы управления: руководитель и педагогический коллектив.- М.: Просвещение, 1990. 210с.
  221. , Р. Имитационное моделирование систем Искусство и наука / Р. Шеннон. — М.: Мир, 1978. — 417с.
  222. X. Отбор персонала // Иностранная психология. 1994. Том2. № 1(3). С. 35−43.
  223. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-212с.
  224. Юнг К. Психологические типы. / Под ред. В. Зелинского, С.-П. Ювенита.- М.: Издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995.-716с.
  225. Е.А. Социалистический коллектив: социальная природа, психология. -М.Мысль, 1984.-160с.
  226. В.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок.// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -М.- 1979.- С. 62−70.
  227. В.А. и др. Соотношение ценностных ориентаций и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга.// Личность и её ценностные ориентации. -Информ. бюллетень ИКСИ. -1969.- № 19.- С. 166.
  228. . Карьера менеджера.:Пер. с англ. -М.:Прогресс, 1990.-384с.
  229. Е.А. Педагогический ансамбль школы.- М.: Знание, 1987.
  230. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованиюнаучного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40−53.
  231. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
  232. Feldman F. Introductory Ethics. Englewood Cliffs (NY) Prentice Hall, 1978. 255c.
  233. Handbook of Organizational Behavior/ Jaw W. Lorsch, editor. New York. 1987.
  234. Hutmacher Walo. Key competencies for EuropeWReport of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a WSecondary Edication for Europe, Strasburg, 1997.
  235. Katzenbach, Jon R., Smith Douglas K. The wisdom of teams: creating the high-performance organization. Harvard University Press. 1994.
  236. Kayser Thomas A. Building Team Power: How to Unleash the Collaborative Genius of Work Teams: New York, 1994.
  237. Kluckhohn C. Values and Value-Orientations in the Theory of Action. An Exploration in Definition and Classification. In: Parsons T. & Shils E.A. (eds.), Toward a Generaral Theory of Action. New York: Harper, 388−434, 1954.
  238. Meulemann H. Value Change in West Germany, 1950−1980: Integration the Empirical Evidence. Social Science Information 22, 777−800, 1983.
  239. Morris C.W. Varieties of Human Values. Chicago: University Press, 1956.
  240. Oldemeyer E. Zum Problem der Umwertung von Werten. In: Ropohl G. und andere. Massstabe der Technikbewertung. Vortrage und Diskussionen. Dusseldorf: VDI, 11−65, 1978.
  241. Parker Glenn M., date. Cross-Functional Teams: working with allies, enemies, and other strangers 1st ed. San Francisco, 1994.-380p.
  242. Reber Artur S/ Dictionary of Psychology. Penguin Books. 1995.
  243. Rockeach M. Some Unresolved Issues in Theories of Beliefs, Attitudes, and Values. Page, M.M.(ed.) 1980. Nebraska Symposium on Motivation 1979. Lincoln: University of Nebraska Press, 27, 261−304, 1980.
  244. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values. N.Y., 1968.
  245. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York: Free Press, 1973.
  246. Roseborough M.E. Experimental Studies in Small Groups. Psychol. Bull, 50,275., 1953.
  247. Schioder B. Soziale Werte und Werthaltungen. Opladen, 1993.
  248. Scholtes Peter R. The Team Handbook: How to Use Teams to Improve Quality: Joiner Assotiates Inc. 1995.
  249. S.H. & Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values. Journal of Personality and Social Psychology, 53, 550−562, 1987.
  250. Sherif, M. The Psychology of Social Norms. New York: Harper& Row. 1936.
  251. Spranger E. Lebensformen. Geisteswissenschaftliche Psychologie und Ethik der Personlichkeit. Tubingen: Neomarius. (8.Auflage) (Erstmals erschienen 1913), 1950.
  252. Zander, A. Motives and goals in groups. New York: Academic Press. 1971.
  253. Материалы для проведения социометрии в управленческихколлективах
  254. Для проведения исследования необходимо подготовить следующее: — бланки предлагаемой ниже таблицы и списки специалистов исследуемой команды для каждого обследуемого.- бланк подведения общих итогов.
  255. Участникам исследования предлагается инструкция:1. Уважаемый коллега!
  256. Просим Вас принять участие в исследовании особенностей профессионального взаимодействия членов Вашего коллектива.
  257. Внимание! По условиям исследования Вы можете выбирать любого специалиста, кроме себя. Поэтому вначале найдите в списке Вашу фамилию и сделайте прочерк ответов.1. Благодарим за работу!
  258. Активен, настойчив в достижении высоких профессиональныхрезультатов
  259. Добросовестен, исполнителен
  260. Находчив, легко ориентируется в изменившихся условиях
  261. Обладает качествами лидера
  262. Умен, способен решать сложные интеллектуальные задачи
  263. Не является неизменным и может дорабатываться в связи с оцениваемой компонентной структурой компетентности.
  264. Имеет большой профессиональный опыт
  265. Уважителен и внимателен по отношению к людям
  266. Сообразителен, умеет быстро принимать правильные решения
  267. Является моральным авторитетом для сотрудников Ю. Начитан, обладает высокой общей эрудицией
  268. Способен брать на себя ответственность
  269. Имеет большой житейский опыт
  270. Хорошо разбирается в людях
  271. Обладает глубокими профессиональными знаниями
  272. Дел овит, способен создать рабочую обстановку16. Справедлив, принципиален
  273. Уживчив, доброжелателен 18. Откровенен, честен
  274. Способен критически оценить себя
  275. Наделен волевыми качествами
  276. Способен поставить нравственные ценности выше соображений карьеры
  277. Независим, самостоятелен в суждениях и поступках
  278. Способен ясно и убедительно излагать свои мысли
  279. Надежен, вселяет уверенность
  280. А.И. старший менеджер отдела продаж.
  281. И.И. менеджер отдела продаж.
  282. М.А. начальник отдела продаж.
  283. А.П. менеджер отдела продаж.
  284. А.И. старший менеджер отдела продаж.
Заполнить форму текущей работой