Актуальность. Анализ научной литературы показал, что понятие «позиция» рассматривалось с разных точек зрения в русле философии и педагогики — жизненная позиция (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В.В.Макаров); социологии и социальной психологии социальная позиция (Г.М.Андреева, И. С. Кон, Д. Б. Парыгин, Л. А. Петровская, А. В. Петровский и др.); психологии личности и психологии развития — позиция личности, внутренняя позиция (А.Г.Асмолов, Л. И. Божович, В.С.Мухина); психологии труда и педагогической психологии — профессииональная позиция, ролевая позиция (Е.В.Антонюк, Ю. М. Жуков, И. С. Кон, М. Д. Лаптева, В. С. Торохтий и др.), родительская позиция (Т.В.Архиреева, Т. В. Брагина, Т. В. Снегирева, Е. Л. Пороцкая, А. С. Спиваковская, А. А. Чекалина, О. В. Шапатина и др.)
При анализе работ, посвященных родительским позициям, выяснилось, что исследованы отдельные характеристики родительских позиций, описаны их когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие, показано влияние родительских позиций на развитие отношения ребенка к себе и его самоопределение, указано на то, что согласование родительских позиций является необходимым условием развития личности ребенка.
В целом современный этап исследования родительских позиций характеризуется следующими особенностями:
• отсутствием системного подхода к трактовке родительских позиций, то есть их связи с другими видами позиций личности (жизненная, личностная, социально-ролевая);
• нечеткостью, расширительной трактовкой понятия «родительская позиция» как одного из синонимов множества других терминов, обозначающих воспитательный процесс в семье: родительское воспитание, родительское отношение, тип воспитания, стиль воспитания, тактика воспитания;
• отсутствием общей классификации родительских позиций и слабой очерченностью специфики материнской и отцовской родительских позиций;
• рассмотрением родительских позиций в статичном состоянии при слабой изученности их динамики применительно к половозрастным и индивидуально-психологическим характеристикам детей;
• преобладанием исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и отсутствием подобных исследований в семьях подростков;
• отсутствием моделей и технологий формирования родительских (материнских и отцовских) позиций.
С другой стороны, результаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной ситуации развития подростков с изменением внутренней позиции личности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослыми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в самостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимости, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С.Выготский, В. С. Мухина, М. Ю. Кондратьев, А. В. Петровский, К. Н. Поливанова, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф. Райс и др.).
Особенности социальной ситуации развития подростков приводят к отчуждению подростков от родителей, которые должны принять подростковость и ее экспериментирование с независимостью (В.С.Мухина, 2000).
Более того, отрочество — это фаза онтогенеза, требующая обособления для внутренней работы, становления личности как «целого в себе». Поэтому эффективность семейного воспитания во многом зависит от гибкости родительских позиций, которая определяет меру свободы и самостоятельности растущей личности и соотносится с ее возрастно-половыми и индивидуально-психологическими особенностями. Однако, как показывают исследования и семейная практика, многие родители ригидны в своих установках на ребенка, материнская и отцовская позиции часто не дифференцируются и не согласуются между собой. Поскольку родительские позиции занимают важное место в интегральной структуре родительства, их неадекватность, особенно в отношении детей-подростков, является фактором нарушения воспитательной практики семьи.
Таким образом, возникает ряд противоречий: между перестройкой внутренней позиции подростков, проявлениями чувства взрослости, требующими обособления его личности, и практикой семейного воспитания, связанной с неадекватностью родительских позиций; между распространенностью неадекватного подхода к семейному воспитанию подростков и отсутствием научной трактовки сущности адекватности родительских позиций применительно к подростковому возрасту; между необходимостью адекватности родительского влияния на подростка и отсутствием психолого-педагогической технологии формирования адекватных родительских позиций.
Это и обусловило тему исследования: «Формирование родительских позиций отца».
Цель исследования: изучение особенностей родительских позиций отца и разработка психолого-педагогической технологии коррекции воспитательной практики семьи ребёнка.
Объект исследования: родительские позиции отца в аспекте их влияния на воспитательную практику семьи.
Предмет исследования: особенности родительских позиций отца в семьях и психолого-педагогическая технология формирования их адекватности.
Задачи исследования:
1. Обоснование психологической сущности родительской позиции отца как системы отношений родителя.
2. Уточнение теоретических представлений об адекватности родительских позиций отца и доказательство их влияния на воспитательную практику в семьях.
3. Определение критериев и разработка модели общей классификации родительских позиций отца.
4. Выявление типологии отцовской родительских позиции, факторов и психологических механизмов их реализации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в определении психологической сущности родительской позиции отца как системы отношений родителя в структуре позиций личности;
• в определении критериев родительских позиций отца и создании на этой основе модели их общей классификации;
• в уточнении специфики родительских отцовских позиций;
• в выявлении психологических механизмов реализации отцовской родительской позиции.