Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование родительской позиции отца

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нечеткостью, расширительной трактовкой понятия «родительская позиция» как одного из синонимов множества других терминов, обозначающих воспитательный процесс в семье: родительское воспитание, родительское отношение, тип воспитания, стиль воспитания, тактика воспитания; Особенности социальной ситуации развития подростков приводят к отчуждению подростков от родителей, которые должны принять… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Родительская позиция отца
  • 2. Отцовство как ценность и сфера самореализации личности
  • 3. Особенности формирование родительской компетенции
  • Заключение
  • Литература

Формирование родительской позиции отца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Анализ научной литературы показал, что понятие «позиция» рассматривалось с разных точек зрения в русле философии и педагогики — жизненная позиция (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В.В.Макаров); социологии и социальной психологии социальная позиция (Г.М.Андреева, И. С. Кон, Д. Б. Парыгин, Л. А. Петровская, А. В. Петровский и др.); психологии личности и психологии развития — позиция личности, внутренняя позиция (А.Г.Асмолов, Л. И. Божович, В.С.Мухина); психологии труда и педагогической психологии — профессииональная позиция, ролевая позиция (Е.В.Антонюк, Ю. М. Жуков, И. С. Кон, М. Д. Лаптева, В. С. Торохтий и др.), родительская позиция (Т.В.Архиреева, Т. В. Брагина, Т. В. Снегирева, Е. Л. Пороцкая, А. С. Спиваковская, А. А. Чекалина, О. В. Шапатина и др.)

При анализе работ, посвященных родительским позициям, выяснилось, что исследованы отдельные характеристики родительских позиций, описаны их когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие, показано влияние родительских позиций на развитие отношения ребенка к себе и его самоопределение, указано на то, что согласование родительских позиций является необходимым условием развития личности ребенка.

В целом современный этап исследования родительских позиций характеризуется следующими особенностями:

• отсутствием системного подхода к трактовке родительских позиций, то есть их связи с другими видами позиций личности (жизненная, личностная, социально-ролевая);

• нечеткостью, расширительной трактовкой понятия «родительская позиция» как одного из синонимов множества других терминов, обозначающих воспитательный процесс в семье: родительское воспитание, родительское отношение, тип воспитания, стиль воспитания, тактика воспитания;

• отсутствием общей классификации родительских позиций и слабой очерченностью специфики материнской и отцовской родительских позиций;

• рассмотрением родительских позиций в статичном состоянии при слабой изученности их динамики применительно к половозрастным и индивидуально-психологическим характеристикам детей;

• преобладанием исследований позиций родителей дошкольников и младших школьников и отсутствием подобных исследований в семьях подростков;

• отсутствием моделей и технологий формирования родительских (материнских и отцовских) позиций.

С другой стороны, результаты анализа исследований возрастной психологии указывают на отличительные особенности социальной ситуации развития подростков с изменением внутренней позиции личности, сменой значимых лиц и перестройкой отношений со взрослыми, формирующимся чувством взрослости и его потребностями в самостоятельности, самоопределении, самоутверждении и независимости, возросшей критичностью ума и рефлексивностью (Л.С.Выготский, В. С. Мухина, М. Ю. Кондратьев, А. В. Петровский, К. Н. Поливанова, Д. И. Фельдштейн, Э. Эриксон, Ф. Райс и др.).

Особенности социальной ситуации развития подростков приводят к отчуждению подростков от родителей, которые должны принять подростковость и ее экспериментирование с независимостью (В.С.Мухина, 2000).

Более того, отрочество — это фаза онтогенеза, требующая обособления для внутренней работы, становления личности как «целого в себе». Поэтому эффективность семейного воспитания во многом зависит от гибкости родительских позиций, которая определяет меру свободы и самостоятельности растущей личности и соотносится с ее возрастно-половыми и индивидуально-психологическими особенностями. Однако, как показывают исследования и семейная практика, многие родители ригидны в своих установках на ребенка, материнская и отцовская позиции часто не дифференцируются и не согласуются между собой. Поскольку родительские позиции занимают важное место в интегральной структуре родительства, их неадекватность, особенно в отношении детей-подростков, является фактором нарушения воспитательной практики семьи.

Таким образом, возникает ряд противоречий: между перестройкой внутренней позиции подростков, проявлениями чувства взрослости, требующими обособления его личности, и практикой семейного воспитания, связанной с неадекватностью родительских позиций; между распространенностью неадекватного подхода к семейному воспитанию подростков и отсутствием научной трактовки сущности адекватности родительских позиций применительно к подростковому возрасту; между необходимостью адекватности родительского влияния на подростка и отсутствием психолого-педагогической технологии формирования адекватных родительских позиций.

Это и обусловило тему исследования: «Формирование родительских позиций отца».

Цель исследования: изучение особенностей родительских позиций отца и разработка психолого-педагогической технологии коррекции воспитательной практики семьи ребёнка.

Объект исследования: родительские позиции отца в аспекте их влияния на воспитательную практику семьи.

Предмет исследования: особенности родительских позиций отца в семьях и психолого-педагогическая технология формирования их адекватности.

Задачи исследования:

1. Обоснование психологической сущности родительской позиции отца как системы отношений родителя.

2. Уточнение теоретических представлений об адекватности родительских позиций отца и доказательство их влияния на воспитательную практику в семьях.

3. Определение критериев и разработка модели общей классификации родительских позиций отца.

4. Выявление типологии отцовской родительских позиции, факторов и психологических механизмов их реализации.

Теоретическая значимость исследования заключается:

• в определении психологической сущности родительской позиции отца как системы отношений родителя в структуре позиций личности;

• в определении критериев родительских позиций отца и создании на этой основе модели их общей классификации;

• в уточнении специфики родительских отцовских позиций;

• в выявлении психологических механизмов реализации отцовской родительской позиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. — М: Академический Проект, 2001. — стр.247
  2. Акивис Д. С Отцовская любовь. — М.: Профиздат, 1989. — стр.56.
  3. И.С. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи // Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003. — стр.114.
  4. И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. — стр.51.
  5. Кон И. С. Этнография родительства. — М., 2000. — стр.84
  6. Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — стр.93.
  7. Р.В. Психология родительства. — М.: Академия, 2005. — стр.86−126.
  8. П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. — М., 1986. — стр. 59.
  9. Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений. — М.: Когито-Центр, 2003. — стр.76.
  10. Г. Г. Психология материнства: концептуальная модель. — М., 1999. — стр.143.
  11. Э. Эриксон Понимание и ответственность. 1964. — стр.42.
  12. Ross D.P. Fatherhood. Harvard: Harvard University Press, 1996.
  13. Т.В., Полевая Е. В. Мотивация отцовства как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1.
  14. Захарова Е. И Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- № 1.- с.9−17.
  15. Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура // Семейная психология и психотерапии. — 2001. — № 3.
  16. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., 1994.
  17. О.Р. Семья и ребёнок: возрастная динамика отношений. http://psylist.net
  18. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. http://lib.ru/PSIHO/KIDS/nevroz.txt
  19. И.В. Психология отцовства: обзор исследований и некоторые выводы о современном состоянии проблемы // Материалы III Интернет-конференции «Психология и семья» БГПУ им. М. Танка. http://psy-family.narod.ru/
  20. Шнейдер. Психология семейных отношений. http://psymania.info
Заполнить форму текущей работой