Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству
![Диссертация: Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству](https://westud.ru/work/3190994/cover.png)
Диссертация
После проведенной с родителями работы произошли изменения в характере семейного воспитания подростков, которые склонны к домашнему воровству. Изменения можно отметить на уровне когнитивного компонента родительско-детских взаимодействий: оптимизировалось восприятие и понимание подростка родителем. Также произошли изменения на уровне эмоционального компонента родительско-детских взаимодействий… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психологическая поддержка родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству, как предмет научной рефлексии
- 1. 1. Проблема психологической поддержки в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Роль семейного воспитания в формировании отклоняющегося поведения детей и подростков
- 1. 3. Феномен домашнего воровства в подростковом возрасте
- 1. 4. Место психологической поддержки родителей в практике оказания психологической помощи семье
- Глава 2. Организация и методы исследования психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству
- 2. 1. Основные задачи и этапы экспериментального исследования
- 2. 2. Методы и методики исследования
- 2. 3. Модель психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству
- Глава 3. Обсуждение результатов опытно —экспериментальной работы
- 3. 1. Анализ характера взаимодействий родителя и подростка, склонного к домашнему воровству
- 3. 2. Программа психологической поддержки родителей подростке! которые склонны к домашнему воровству
- 3. 3. Анализ результатов реализации программы психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.-368 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
- Александров A.A. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации // Патологические нарушения поведения у подростков. JL, 1973. С. 37 —48.
- Алексеева А. С., Меновщиков В. Ю. Семейная психотерапия в центре психологической помощи. — М.: НИИ семьи, 1998.
- Алексеева J1.C., Меновщиков В. Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 174 с.
- Алмазов Б.Н. Психолого -педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1997.(41)
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. // Избр. Психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2, С. 10 — 127.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.
- Антипова И.Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция./ Практическая психодиагностика и психологическое консультирование/ Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. — Ростов — на — Дону: Ирбис, 1998.-С. 168−196
- М.Антонян Ю. М., Бородин C.B. Преступность и психические аномалии. -М., 1987.
- Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луйс, 1980. — 254 с.
- Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи. // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. — С. 26−33
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-768 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
- Асмолов А.Г. Со = действие ребенку развитие личности. // Забота -поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 3944.
- Аувяэрт Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Автореф. канд. дисс. М., 1981. — 24 с.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1997.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1991.—224 с.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Апрель — Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999.-512 с.
- Бассин Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии// Руководство по психотерапии. -М., 1974. С. 39−53.
- Бейкер К. Г. Профессии, связанные с охраной душевного здоровья: Теория семьи и семейная терапия в США (краткий обзор) // Вопр. психологии. — 1993. — № 2. — С. 16−26.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993.— 199 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха, как ее создать. М.: Просвещение, 1991. -168 с.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. -СПб., изд-во «Братство», 1992. 224 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
- Берталанфи Л. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., Наука, 1969. — С. 3 — 25.
- Битянова Н.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.-298 с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200 с.
- Бодапев A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. -М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
- Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2001.- 1536 с., с. 150
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.— 301 с.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. 160 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 1997.-336 с.
- Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 45 -55.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1985, № 4. — с. 31−37.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореф. дис. канд. психол. наук. M., 1987. — 21 с.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. —144 с.
- Василенко Д.В. Психологическая поддержка развития личности студентов-мигрантов. Автореф. дис.. канд. психол. н. Ставрополь, 2001. -24с.
- Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Изд. Центр «Академия», 1996.
- Вдовиченко A.A. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. JI., 1976. С. 23 24.
- Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. — 224 с.
- Винникот Д. Разговор с родителями. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.-112 с.
- Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
- Власова О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов: Дисс. на соискание уч. степ. канд. психол. наук. Ставрополь, 1998.-179 с.
- Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей: эпохальная и внутригрупповая. М., 1976. -279 с.
- Волкова А.И. О психологической поддержке развития личности детей в образовательном процессе дошкольных учреждений / Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. 4.1., Ростов-н/Д., 1998.-С. 145.
- Воложин А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987. — 176 с.
- Выготский J1.C. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1983. Т.5.С. 257−321.
- Выготский JI.C. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.
- Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. М.: ИННО-ВАТОР, 1996.-С. 11−38.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение. — J1.: Медицина, 1977. 265 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, с участием в данном тираже ООО «Творческий Центр Сфера», 2000. 240 с.
- Глэдцинг С. Психологическое консультирование. СПб.: Питер, 2002.736 с.
- Горшков В.А. в соавт. Основы философии. Ставрополь, 1996. — 216 с.
- Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. // Психологический журнал. 1994. № 2. С. 57 65.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета- М.: Совершенство, 1997. -116с.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы//Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. A.A. Крылова, J1.A. Коростылевой. СПб., 1997.
- Гройсман A.A. Психология: личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1992.
- Гройсман A.A. Психотерапевтические методы в системе профилактики невротических расстройств у студентов. Дис. докт. мед. наук. J1., 1988. -507с.
- Грофф С. Трансперсональные опыты//Человек. 1995, № 5.
- Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка. — М.: Рус.яз., 1982. -Т.З С. 381.
- Двойменный И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников. // Социологические исследования. 1994. № 8 -9. С. 115−119.
- Деев В.Г. Зависимость содержания самооценки правонарушителей от уровня направленности их личности // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. С. 287 289.
- Джайнотт X. Родители и дети / Пер. с англ. М.: Знание. 1986.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс — Универс», 1993. — 336 с.
- Дмитриев К.Ф., Ериф М. И., Эткинд A.M. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи//Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3, Л., М., 1985. С. 287 292.
- Донцов А.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1987.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. — 160 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: издательство «Питер», 2000.-320 с.
- Дубинин Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1989.— 352 с.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Иванов Н.Я. О гипертимном типе акцентуаций личности у подростков // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. С. 72 79.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
- Искольдекий Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии).//Вопросы психологии, 1985. № 6. С. 146— 151.
- Каган В. Девиантное поведение./ Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под общ. ред. Ю. С. Циркина. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 752 с.
- Каган В. Делинквентное поведение. // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под общ.ред. Ю.С. Цирки-на. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 752 с.
- Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 54 61.
- Карвасарский Б.Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223с.
- Ковалев В.В. О психогенных патологических формированиях (разви-тиях) у детей и подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. С. С. Корсакова. 1969. № 10. С. 1543 1549.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1979.-607 с.
- Ковалев Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.. канд. психол. Наук. М., 1980.
- Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах запада // Психологический журнал, 1989. Т. 10, № 1.
- Ковалев Г. А., Коряк Н. М., Петровская JI.A. Проблемы активного социального обучения // Вопросы психологии, 1982, № 5.
- Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Научно-методическое пособие/ Под ред. В. Ю. Меновщикова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Прогресс, 1984.- 335 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». M., 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. — M., 1980. 192 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979. -176 с.
- Кондаков И.М., Сухарев A.B. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития. // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158- 164.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 69 78.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
- Консультирование детей в психолого-педагогическом центре/ Под ред. Л. С. Алексеевой.- М.: НИИ семьи, 1998. 168 с.
- Котова И.Б. Идея личности в российской психологии. Автореферат. док. пс. наук.- М., 1994. — 42 с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Рос- - тов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. -112 с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов-н/Д., 1997.- 144 с.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит.
- М.: Академический проект, 1999. 240 с.
- Кравцова М. Почему дети воруют? // «Школьный психолог», 2003 г., № 35, 37, 38.
- Краткая философская энциклопедия. -М., Прогресс, 1994. 576с.
- Краткий психологический словарь / Сост Л.А.Карпенко- Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: Политиздат, 1985. 431 с.
- Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний.1. М.1998.
- Кривцова C.B. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., Генезис, 1997.-228 с.
- Крипнер С., Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии //Психологический ж-л. 1993. Т. 14. № 2. С. 113—126.
- Крэйг Г. Психология развития. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 992с.
- Кудрявцев C.B. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Психологический журнал. 1988. № 2. Т.9. С.55−62.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
- Куликова Т.А. Семеная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Зхаведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
- Кэмерон Бэндлер JI. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. — 288 с.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
- Левкович В.П. Моральные нормы — регуляторы поведения личности. // Советская педагогика. 1976. № 3 С. 96 107.
- Ледер С. Этические вопросы психотерапии. -В кн.: Транскультурные исследования в психотерапии. Л., 1989. С.27−35.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. -М., 1983. 392с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.-247 с.
- Лидере А.Г. Группы личностного роста с подростками//Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.61−69.
- Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к обучению в техническом вузе: Дисс. на соискание уч. степ, канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 152 с.
- Линде Н. Д. Психотерапия в социальной работе. — М.: Институт молодежи, 1996.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.-256 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 446 с.
- Лэндрет Г.-Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.— 368 с.
- Маданес К. Стратегическая семейная терапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-208 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. 150 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. университета, 1982.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1997.
- Масляев О.И. Психология личности. Донецк: Сталкер, 1997. -416с.
- Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 1998.- 109 с.
- Методики оказания социально психологической помощи семье и детям/ Е. В. Бурмистрова, В. Ю. Меновщиков, Н. Г. Осухова и др.- Под общ.ред. Н.Г. Осуховой- М-во труда и социального развития Российской Федерации и др. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
- Миньковский Г. М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы // Проблемы ранней профилактики и правонарушений несовершеннолетних. — М., 1978.
- Мишина Т. М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии.— JL, 1976.
- Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Издательство «Лань" — Санкт — Петербургский университет МВД России, 1999. — 128 с.
- Мороз О.М. Анализ содержания образа «Я» у несовершеннолетних правонарушителей // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. С. 312−314.
- Москаленко В.Д. Что угодно для души? — М.: Панорама, 1991. — 48 с.
- Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. -М., 1971. 176 с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л. 1983.-240 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка.// Психологический журнал. Т. 1. № 5. С. 43 53.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. 423с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 144 с.
- Мягер В.К. Психогигиена и психопрофилактика . -JI., 1983. -146с.
- Мяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Пер. с финск. — М.: Просвещение, 1993.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии. М., 1987.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. A.A. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Невский И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. М., 1982. — 53 с.
- Недбаева C.B. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. СПб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2000.-342 с.
- Нельсон Джоунс Р. Теория и практика консультирования.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464 с.
- Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. — М.: Смысл, 1999.- 112 с.
- Немов P.C. Основы психологического консультирования. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 528 с.
- Немов P.C. Психология: Учб. Для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
- Нетик К., Вечерка К., Нойман Л. Об индивидуальности предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних.// Вопросы борьбы с преступностью. Вып 47. М., 1988. С. 178 180.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000.-507 с.
- Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования / Сост. И. М. Каманов. Выпуск 1. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 144 с.
- Обозов H.H. Межличностные отношения-JL: Изд-во ЛГУ, 1979.-151 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н. Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. -750 с.
- Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Основные направления современной психотерапии./ Научн.редакц. А. М. Боковиковой. М.: «Когито-Центр», 2000. — 379 е., С. 268 — 300.
- Осипова A.A. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 512 с.
- Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания / практикум по гештальт-терапии/ -М.: Гиль-Эстель, 1993, 240с.
- Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи//Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально психологического тренинга. М., 1982.
- Петровский A.B. Быть личностью — М., Педагогика, 1990 — 110 с.
- Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания . М., 1981.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский A.B. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15 -30.
- Петровский A.B. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии 1991, № 1.-с.7−18.
- Петровский A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью» // Вопросы философии. 1982. — № 3.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. -528 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности./ Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-244с.
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дис. доктора пс. наук (в форме научного доклада) -М., 1993. 76с.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-н/Д., 1998. — 88 с.
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61 — 69.
- Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. И предисл. Пилиповского В. Я. — М.: Прогресс, 1992.- 256 с.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.
- Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000. 528 с.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Ю. Н. Хрящевой. — СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2002. 256 с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.-576 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. / Составитель Куликов Л. В. СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 480 с.
- Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Академия, 1996.
- Психология развивиающейся личности / Под ред А.В.Петровского- Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 240 с
- Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987. С. 105−108.
- Психология. Учебник. — М.: «Проспект», 1998. — 584с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1998−752 с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. -303 с.
- Развитие личности ребенка. М., 1987. — 272 с.
- Райгородский Д.Я. Психология семьи. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М». 2002. — 752 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 624 с.
- Ратинов А.Р. Личность преступника как криминально- психологическая проблема. //Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М., 1988. С. 11−121.
- Реан A.A. Локус контроля делинквентной личности. // Психологический журнал. Том 15. 1994. № 2. С. 52−56.
- Реан A.A. Характерологические особенности подростков — делинквентов. // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 139 144.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Унверс», 1994. — 480 с.
- Розин В.М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 160 с.
- Розин В.М. Психология: теория и практика.- М.: Форум, 1997. — 296 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.-712 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-384 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. — 192 с.
- Селецкий А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. — Киев, 1981.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 123 с.
- Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., Педагогика, 1989.
- Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. — Сб., 1995.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
- Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. — М.: Издательство НОРМА, 1998. 285 с.
- Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф.докт.дисс. Ростов н/Д, 1998. 46 с.
- Славина J1.C. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. / Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 156 — 161.
- Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести / Пер. с англ. И. Сергеевой, В. Кагана. — М.: Смысл- СПб.: Гармония, 1994
- Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М.: Изд. МГУ, 1988.
- Спиваковская A.C. Как быть родителем (о психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 158 с.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подроткового возраста.-СПб., 1999. 748 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб пособие для учителей и родителей. — М.: Издательский центр «академия»,!998.—320 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 С.
- Столин В.В. Семья как объект психодиагностики и внебрачной психотерапии // Семья и формирование личности. М., 1981. — С. 26−38.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1971. — 336 с.
- Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от домашнего насилия: Научно-методическое пособие/ Под ред. Л. С. Алексеевой. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 208 с.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 64 с.
- Томилина А.Д. Социально-психологическая работа в системе службы занятости/Основы социальной работы/Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: Инфра-М, 1997.-368 с.
- Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В. А. Татенко. — Киев, 1985.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
- Федотова Н.Ф. Некоторые вопросы межличностного познания в семье // Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева- Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1981. — 224 с. С. 177 — 195
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 31 -41.
- Фельдштейн Д.И. Формализм в воспитании и неформалы // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 24 31.
- Филонов Л. Б Психологические барьеры трудновоспитуемых детей и преодоление их контактным взаимодействием // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников / Ред. М. А. Алемаскин.-М., 1980. С.21−31.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.
- Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/ Л. С. Алексеева, Е. В. Бурмистрова, Н. Н. Чупракова, Л. А. Косолапова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 192 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
- Фримен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. -384 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 447.
- Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1998.-352 с.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1964. 325 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М. Педагогика, 1989. — 160 с.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.-М.:Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. — 608 с.
- Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992., С. 14 — 22.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Пер. с финск. — М.: Просвещение. — 1993.
- Циркин С.Ю. (общая редакция). Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-752 с.
- Черников А.В. Системная семейная психотерапия: Интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 208 с.
- Шапиро А. 3. Психолого-гуманистические проблемы позитивности -негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 45—56.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1998,-512 с.
- Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.-336 с.
- Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000.-384 с.
- Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 69 78.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель =-Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 512 с.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979. — 152 с.
- Шур Э. Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности в Америке. М., 1977. — 326 с.
- Щукина Н. П. Консультирование как метод социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. / Под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. — М.: Институт социальной работы. 1997. — Т. 1. — С. 265−270.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие./ Под общей редакцией д.м.н., проф. Л.И. Вассерма-на. М.: «Фолиум», 1996,48 с.
- Эйдемиллер Э.Г. О взаимной перцепции в семьях подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстройствами. — В сб.: Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973.
- Эйдемиллер Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психоподобных состояний в подростковом возрасте. Астореф. дис. канд. психол. наук. — Л., 1976. — 22 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: ЗАО «Питер», 1999. 656с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 34 — 47.
- Эльконин Д.Б. Послесловие // В кн.: Выготский J1.C. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. М., 1984.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
- Юркевич Н. Г. Советсткая семья. Минск, 1970. 208 с.
- Юферова Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях. / Вопросы психологии. 1975. -№ 2. — С. 113 — 123.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.
- Barrett-Lennard. G.T. Process, effects and structure in intensive groups: A theoretical-descriptive analesis. In C.L.Cooper (Ed.), Theories of group process, London, 1975.
- Brearly, J. Counselling and social work. — Buckingham: Open University Press, 1995.
- Cobb S. Social support as a moderation of life stress // Psychosomatic Medicine. 1976. V. 38. N 5. P. 300−314.
- Crnic K., Greenberg M., Robinson N., Ragozin A. Material stress and social support: effects on the mother-infant relationship from birth eighteen months // Amer. J. Orthopsychiatry. 1984. V. 52. N 2. P. 224−235.
- Crove Т. K., Jonson E. L. Support for mothers of infants born at risk // Therary in pediatrics. 1991. V. 11. N 3. P. 89−98.
- Cutrona С. E., Suhr J. A. Controllability of stressful svents and satisfaction with spose support behaviours // Communication Res. 1992. V. 12. N 2. P. 154−174.
- Coulshed, V. Social work practice. An introduction. 2nd ed. —London: BASW, 1994.
- Egan, G. The skilled helper (5th ed.). — Belmont, CA: Brooks/Cole, 1994.
- Ekman P. Why kids lie? — Penguin Books, 1991.
- Fiedmann M. L., Andrews M. Family support and child adjestment singl-parent families // Issues in Comprihenciye Pediatric Nursing. 1990. V. 13. № 4. P. 289−304.
- Gordan, T., Burch, N. Teacher Effectiveness Training. N.Y., 1974.
- Gordon T. P.E.T. in action (A guide to parent effectiveness training). — Toronto, Bantam Books, 1979.
- Herbert, M. (ed.). Psychology for social workers. —London: BPS books, 1993.
- Heron, J. Helping the client (3rd ed.). —London: SAGE, 1993.
- Jacobson S. W., Frye K. F. Effects of material social support on attachment: Experimental Evidence // Child Development. 1991. V. 62. N 3. P. 572 582.
- Joetting A. Patterns of support among in laws in United States: a review of researsh // J. Family Issues. 1990. V. 11. № 1. P. 67−90.
- Kovar L.C. Wasted Lives A Study A children in mental Hospital and their Families. NY., 1979, p.p. 1 -27
- Kretschmer E., Reifund als Grudd ron Krise und Psychose. Stuttgart, 1972. 245 s.
- Kulas Henrik. Change and stability of locus of control in early adolescence.//Pol. Psycol. Bull. 1988. № 2. P. 139- 141. r> 298. Locus of control and attitudea to authority among adolescents// Pers. And1.divid. Differ., 1988. № 1. P. 181 183.
- McLaughlin K. Pastoral care in the school of England/Child Development. 1996. V. 82. N3. P. 157−181.
- Micheau L. Lestrouble du charactere. Paris, 1964. 112 p.
- Morinada Y. S. Sakata K., Koshi R. Marital satisfaction and division of family related tasks among Japanese married couples // Psichol. Reports. 1992. V. 70. N l.P. 163−168.
- Norton K., Dolan B. Personality disorder and parenting // Parental Psychiatric Disorder. Distress Parents and Their Families/ Eds. M. Gopfert, J. Web>. ster, M.V. Seeman. Cambridge: University Press, 1996. — P. 219 — 231.
- Rogers C. Empathy: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. Vol. 5. P. 2- 10.
- Veiel H., Bauman U. (Eds.). The meaning and measurement of social support: The series in clinical and community psychology. N. Y.: Hemisphere Publishing Corp., 1992.
- Vorverg M. Metodishe grundlanden der Vesthaltenstraining // Social Psychologisches Training. Jena, 1971.
- Zeng Yin Chen, Stanford M. Dornbush relation aspects of adolescent emotional autonomy to acodemic acheivemental deviant behavoir // J. Adolescent Research. 1998. V. 13. № 13. P. 219 221.
- Технические этапы процесса психологического консультирования
- Г. Хэмбли Р. Мэй Г. С. Абрамова В.Ю.Менов щи ко в Ю.С.Алешина
- Решение Трансфор- Выработка Решение. Коррекционвыводы). мация лич- альтернатив- ное воздейстности. ных решений. вие.- Обобщение Выход из Завершениерезюме, пере- контакта. беседы. ход от обуче- ния к дейст- вию.
- Основные поведенческие синдромы родителей (по Р.В. Овчаровой)
- Поведенческий синдром Формулировка проблемы клиентом Форма психологической помощи
- Синдром личностного неблагополучия. Жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже не состояние неврозов). Индивидуальная, групповая терапия родителей, участие родителей в группе личностного роста.