Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После проведенной с родителями работы произошли изменения в характере семейного воспитания подростков, которые склонны к домашнему воровству. Изменения можно отметить на уровне когнитивного компонента родительско-детских взаимодействий: оптимизировалось восприятие и понимание подростка родителем. Также произошли изменения на уровне эмоционального компонента родительско-детских взаимодействий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая поддержка родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству, как предмет научной рефлексии
    • 1. 1. Проблема психологической поддержки в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Роль семейного воспитания в формировании отклоняющегося поведения детей и подростков
    • 1. 3. Феномен домашнего воровства в подростковом возрасте
    • 1. 4. Место психологической поддержки родителей в практике оказания психологической помощи семье
  • Глава 2. Организация и методы исследования психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству
    • 2. 1. Основные задачи и этапы экспериментального исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
    • 2. 3. Модель психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству
  • Глава 3. Обсуждение результатов опытно —экспериментальной работы
    • 3. 1. Анализ характера взаимодействий родителя и подростка, склонного к домашнему воровству
    • 3. 2. Программа психологической поддержки родителей подростке! которые склонны к домашнему воровству
    • 3. 3. Анализ результатов реализации программы психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству

Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость изучения проблемы психологической поддержки родителей как одной из актуальных проблем современной педагогической психологии сегодня обусловлена ростом числа семей, не справляющихся с реализацией своей воспитательной функции по разным причинам. Это приводит к появлению различных девиаций в поведении детей и подростков.

Теоретическими предпосылками для построения модели психологической поддержки родителей можно считать подход, разрабатываемый в гуманистической психологии (А.Адлер, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм, Ф. Перлз и др.), построенный на представлении о личностном способе существования человека как форме реализации его скрытых потенциалова также основные идеи, развиваемые в отечественной психологической науке в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, А. В. Петровского, В. А. Петровского, А. В. Брушлинского, О. С. Гозмана, А. Г. Асмолова: субъектности личности, гуманизма, возможности конструктивных преобразований личности в актах взаимодействия.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Во второй половине прошлого столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой темеразвитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Вместе с тем проводящаяся демократизация общественных институтов не могла не коснуться и семейных отношений.

Гуманистическая направленность и духовность становятся основными критериями определения значимости семейных агентов социализации и воспитания подрастающих поколений. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому её члену, его индивидуальным и самобытным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье действительно превращают семью в личностно развивающее пространство.

Проблема домашнего воровства подростков как одной из форм деви-антного поведения, рассматриваемая в отечественной психологии в контексте проблемы детского и подросткового воровства, мало изучена. Материал на эту тему представлен в основном в виде рекомендаций родителям и психологам, проводящим психокоррекционную работу с подростком, в разрозненных статьях. Особенно мало исследований о домашнем воровстве детей и подростков из так называемых благополучных семей, не справляющихся с реализацией воспитательной функции (исследователи определяют такие семьи как психолого — педагогически некомпетентные).

Случаи домашнего воровства — специфическая форма отклоняющегося поведения, практически единственный случай, когда «норма» определена не институционально, а тем, каким хотят видеть подростка окружающие его взрослые. Действияподростка, направленные на присвоение вещей членов семьи, могут субъективно негативно переживаться родителем, являться для него стрессомкроме того родитель должен в этой ситуации предпринять какие — либо действия в отношении ребенка и может испытывать связанное с этим чувство несостоятельности. Поэтому психологическая помощь родителю подростка, который склонен к домашнему воровству, имеет характер психологической поддержки.

В настоящее время в России растет число центров психолого-педагогической помощи населению, деятельность которых направлена на решение социально-психологических проблем, в том числе и связанных с различными аспектами семейного воспитания. Но в отечественной психологии только сейчас начинают складываться теоретические подходы к организации, функциям и основным направлениям деятельности различных служб и центров психолого-педагогической помощи семье и детям.

В то же время разработанные на сегодняшний день алгоритмы и технологии оказания психологической помощи семье, имеющей подростка с негативными девиациями в поведении, направлены либо на организацию психологической помощи самому подростку, либо на организацию психологической помощи родителю как функциональному субъекту родительско детских взаимоотношений. Нацелены такие программы в первую очередь на повышение воспитательной компетентности и эффективности родителя. Проблема психологической помощи семьям подростков, склонных к домашнему воровству, рассматривается в основном в русле психокоррекцион-ных мероприятий с подростками «группы риска», «трудными», «социально.

— дезадаптированными" (И.Г.Антипова и др.), а также программ психологической помощи семье, нацеленных на коррекцию «детско — родительских» и других семейных отношений (помощь реализуется в основном в рамках семейной психотерапии) (А.Я.Варга, А. И. Захаров, A.C. Спиваковская,.

A.В.Черников, Э. Г. Эйдемиллер и др.). Однако наблюдается недостаток программ профессиональной психологической поддержки родителей в решении ими собственных психологических проблем, отражающихся на реализации функции воспитания.

В западной и отечественной психологической практике уже разработаны и реализуются различные программы психологической помощи родителям (А.Адлер, Т. Гордон, Р. Дрейкурс, Х. Джайнотт, A.C. Варга, Ю.Б. Гип-пенрейтер, И. М. Желдак, А. И. Захаров, А. Е. Личко, И. М. Марковская, Е. А. Мухаматуллина, Р. В. Овчарова, Е. В. Сидоренко, A.C. Спиваковская, Э.Г. Эй-демиллер и др.). Эти программы затрагивают отдельные аспекты оказания психологической помощи родителям детей и подростков.

В современной психолого — педагогической литературе в достаточной степени представлены основные направления и методы психологической поддержки (М. Veiel, U. Bauman, Б. Леннер-Аксельсон, А. Маслоу, К. Роджерс, И. Тюлефорс, В. Франкл, И. Ялом, П. В. Волков и др.).

Но не разработана целостная технологическая модель профессиональной психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству.

Проблема влияния родителей на развитие личности ребенка интересовала многих представителей зарубежной и отечественной психологии (А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, З. Фрейд, А. Фрейд, С. Холл, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, П. Я. Гальперин,.

B.В.Давыдов, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Д. Б. Эльконин и др.).

Результаты проведенных исследования показывают, что решающую роль в возникновении отклонений поведения детей и подростков играют предельно конкретные, длительное время существующие условия воспитания (М.И.Буянов, А. И. Захаров, Б. Д. Карвасарский, П. Ф. Лесгафт, Е. А. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Особенно заметна роль семейного воспитания в формировании негативных отклонений поведения у подростков (криминологи Г. А. Аванесов, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, А. Р. Ратинов и др., психологи Т. Н. Курбатова, Э. Квятковская-Тохович, К. Нортон, Б. Долан).

По мнению ряда психологов, наиболее значимым фактором в развитии девиантного поведения подростков служат неблагоприятные семейные условия (Л.С.Алексеева, А. Г. Ковалев, Н. Д. Левитов, О. С. Подосян, В. А. Сонин, В. Я. Титоренко и др.). Чаще всего наиболее слабым звеном в системе социальных отношений, являющихся наиболее критическим «пусковым» моментом формирования девиантного поведения подростков, выступают отношения с родителями. Этому способствует автитарный стиль общения, гиперпротекция и гипоопека, эмоциональное отвержение и другие негармоничные типы воспитания (С.А. Беличева, И.В. Вейнгольд-Рыбкина, А. И. Великороднова, А. Е. Личко и др.).

Названные обстоятельства позволили сформулировать проблему исследования следующим образом: каково содержание, формы и методы психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: психологическая поддержка родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству.

Предмет исследования: формы и методы психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству.

В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что домашнее воровство у подростков является одной из форм девиантного поведения, сущность которого состоит в нарушении подростком семейных норм, регламентирующих обладание предметами материальной собственности, и воспринимаемом родителем как вторжение в его личностное пространство.

Это обуславливает потребность родителей в психологической поддержке, условиями эффективности которой являются: направленность психологической поддержки на повышение психологической компетентности родителя и снижение ригидности его личностных границиспользование форм работы, создающих ситуацию развития личности родителя как субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы, связанные с реализацией родительских функцийреализация форм работы, способствующих оптимизации системы воспитательных родительских воздействий по отношению к подросткуподбор методов работы, способствующих позитивным изменениям представлений родителя о подростке и отношения к нему.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические исследования, освещающие проблему психологической помощи родителямвыявить идеи, продуктивные для организации психологической поддержки родителей подростков, имеющих склонность к домашнему воровству.

2. Выявить характер детско — родительских взаимодействий в семьях, имеющих подростков, которые склонны к домашнему воровству.

3. Разработать и апробировать модель психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству.

4. Определить направления, принципы, содержание и методы реализации программы профессиональной психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству.

5. Выявить основные условия эффективности реализации программы психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству.

Методологической основой исследования явились общенаучные принципы исследования: детерминизмасистемного подхода (П.К. Анохин, Б. Г. Ананьев, В. В. Белоус, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, СЛ. Рубинштейн и др.) — развития (А. Маслоу, Э. Эриксон, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, A.C. Мухина, A.B. Петровский, Б. Д. Эльконин и др.) — а также психологические принципы исследования: единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — метод отраженной субъектности как психологический принцип исследования личностисоциальной обусловленности психикидеятельностный и личностный подходы в психологии.

Теоретической основой настоящей работы явились фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области психологии личности (К.А. Абульханова — Славская, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, A.B. Брушлинский, В. П. Зинченко, И. Б. Котова, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, В. А. Петровский, СЛ. Рубинштейн, И. Н. Семенов, В.И. Слободчи-ков и др.) — исследования по проблемам развития и формирования личности в онтогенезе (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Л. Н. Кулешова, М. И. Лисина, B.C. Мухина, A.B. Петровский, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин и др.) — исследования о влиянии стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка (А. Адлер, Д. Боумринд, Г. Крайг, К. Роджерс, М. И. Буянов, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, B.C. Мухина, Э. Г. Эйдемиллер и др.) — концептуальные положения о видах, способах и механизмах психологической поддержки личностного развития (А.Г. Асмолов, Л. Я. Газман, И. В. Дубровина, H.H. Загрядская, И. Б. Котова, C.B. Кривцова и др.) — практико-ориентированные исследования проблемы оказания психологической поддержки (Г.С. Абрамова, С. А. Беличева, О. Г. Власова, И. В. Дубровина, H.H. Загрядская, И. Е. Лилиенталь, C.B. Недбаева и др.). Таким образом, в своей работе мы опирались на теории и концепции отечественных и зарубежных ученых, которые позволяют всесторонне подойти к решению поставленной цели исследования.

В основу разработки модели психологической поддержки родителей подростков были положены ведущие идеи гуманистической психологии, идеи личностно-ориентированной психологической поддержки личности (А. Маслоу, Г. Меррей, К. Роджерс, А. Г. Асмолов, И. Б. Котова, В. А. Петровский и др.).

Выбор методов исследования определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном этапе. Для проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы исследования.

Теоретические методы исследования: метод теоретического анализа научной литературы, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта деятельности психологических служб и центров помощи и социальной защиты населения, метод моделирования.

Эмпирические методы исследования: анализ продуктов деятельности («архивный метод»), беседа, интервью, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Полученные результаты экспериментального исследования обрабатывались с помощью методов математико-статистического анализа данных.

Основу исследования составили констатирующий и формирующий эксперимент, в рамках которого использовались методы психологической диагностики, индивидуального и группового психологического консультирования, а также групповой психологический тренинг.

Экспериментальной базой исследования и контингентом испытуемых стал «Центр социальной помощи семье и детям» (г. Ставрополь). В пилотажном исследовании приняли участие 150 родителей. На этапе констатирующего и формирующего эксперимента приняли участие 48 родителей, стоящих на обслуживании в «Центре социальной помощи семье и детям».

Научная новизна работы заключается в том, что в ней дано авторское определение понятия «домашнее воровство" — показана его сущность и определены содержательные компоненты и виды психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровствуразработана и внедрена модель психологической поддержки родителейразработаны критерии эффективности психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству.

Теоретическая значимость исследования определяется обобщением теоретического и эмпирического материала в рамках проблемы психологической поддержки родителей подростков, склонных к домашнему воровству, а также разработкой технологии оказания психологической поддержки родителям подростков, склонных к домашнему воровству: определены содержание, направления, методы, принципы и условия эффективности деятельности педагога — психолога в условиях «Центра социальной помощи семье и детям».

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы, методики и практических рекомендаций для психологов, социальных педагогов учреждений социальной сферы, для родителей, педагогов и других специалистов, работающих с семьями подростков с девиантным поведением.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования, разнообразием фактологического материала, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, содержательным анализом результатов диагностических процедур, согласованностью теоретических положений и выводов, как между собой, так и с результатом эмпирического изучения. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом данных с использованием математико-статистических методов обработки в анализе и представлении эмпирических результатов.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Домашнее воровство является одной из форм девиантного поведения, сущность которого состоит в нарушении подростком семейных норм, регламентирующих обладание предметами материальной собственности, и воспринимаемого родителем как вторжение в его личностное пространство. Домашнее воровство подростков связано с нарушением взаимодействий подростка и родителя на уровне когнитивного (восприятие родителем подростка и представление о нем), эмоционального (отношение родителя к подростку) и поведенческого (определение родителем цели, задач воспитания и подбор средств их реализации) компонентов.

2. Основу содержания психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству, составляют: содействие личностному росту родителя через оптимизацию отношения родителя к себе, включающую развитие позитивного самоотношения и уверенности в себе, адекватную оценку и отношение к своим воспитательным возможностямразвитие психолого — педагогической компетентности родителя: формирование адекватных представлений о подростке, гармоничного отношения к подростку, оптимизация поведенческой стратегии в осуществлении руководства и контроля за подростком, формирование необходимых коммуникативных навыков.

3. Условиями эффективности реализации программы психологической поддержки родителей подростков, склонных к домашнему воровству, являются: использование форм работы, создающих ситуацию развития личности родителя как субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы, связанные с реализацией родительских функцийреализация форм работы, способствующих оптимизации системы воспитательных родительских воздействий по отношению к подросткуподбор методов работы, способствующих позитивным изменениям представлений родителя о подростке и отношения к нему.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем опытно — экспериментальной работы, в процессе их систематического обсуждения на семинарах и заседаниях кафедры психологии СевКав-ГТУ, а также нашли отражение в научных статьях, тезисах выступлений и научно-методических рекомендациях, внедренных в деятельности специалистов «Центра социальной помощи семье и детям» (г.Ставрополь) и СШ 7 (г.Ставрополь).

Структура и объем работы. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, библиографию и приложения. Текст диссертации иллюстрирован схемами и таблицами. Основное содержание диссертации изложено на 171 странице. Список использованной литературы включает 306 наименований, из них 29 — на иностранных языках.

Выводы 3 главы.

Анализ характера семейного воспитания подростков, которые склонны к домашнему воровству, (в случаях, когда причиной домашнего воровства подростков является нарушение взаимодействия родителей и подростков) показал нарушения процесса воспитания: на уровне протекции (преимущественно представлены типы негармоничного воспитания «потворствующая гиперпротекция» и «доминирующая гиперпротекция») — на уровне количества и качества требований к подростку.

Анализ данных исследования родительского отношения к подростку показал, что интегральное эмоциональное отношение к подростку большинства родителей находится на полюсе «отвержение». Выявлены нарушения межличностной дистанции общения родителей с подростком, «инфан-тилизация» подростка, а также авторитаризм как форма и направление контроля за поведением подростка.

Анализ результатов исследования психологических причин отклонений в семейном воспитании показал, что у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление подростка, воспитательная неуверенность, неразвитость родительских чувств, родители часто проецируют на подростка собственные нежелательные качества.

Родители часто погружены в себя, интровертированы. могут испытывать трудности, устанавливая эмоциональный контакт с подростком, склонны контролировать и меньше проявлять свои чувства в общении с подростком, демонстрируют достаточно высокий уровень нейротизма. У большинства родителей не развита проницательность, способность приспосабливаться, они демонстрируют ригидность, но в то же время практичны и добросовестны.

Исследование коммуникативных свойств и особенностей межличностных взаимодействий показало, что родители общительны, открыты, готовы к содружеству, предпочитают присоединяться в общении. И в то же время исследование эмоционально-волевых особенностей показало, что родители эмоционально не достаточно устойчивы, подвержены чувствам, легко теряют равновесие, беспокойны, конфликтны, склонны к чувству вины.

На основании построенной инструментальной модели и результатов психодиагностического исследования нами была разработана и апробирована программа психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству. Программа состояла из следующих этапов: диагностический этап, подготовительный этап («психообразование» родителей), основной этап (психологическая коррекция) и завершающий (контрольный) этап.

После проведенной с родителями работы произошли изменения в характере семейного воспитания подростков, которые склонны к домашнему воровству. Изменения можно отметить на уровне когнитивного компонента родительско-детских взаимодействий: оптимизировалось восприятие и понимание подростка родителем. Также произошли изменения на уровне эмоционального компонента родительско-детских взаимодействий: изменилось интегральное эмоциональное отношение родителя к подростку в сторону принятияизменилась межличностная дистанция в общении родителя с подростком в сторону более оптимальной для данного возрастного этапастали более адекватными родительские чувства по отношению к подростку. Изменения отмечены и на уровне поведенческого компонента родительскодетских взаимодействий: оптимизировались формы и направления контроля родителя за поведением подросткаоптимизировался уровень протекции родителя в процессе воспитания подросткастали более адекватными количество и качество требований к подростку, а так же санкций за нарушение требований.

Проведенное нами исследование также показало, что в результате участия родителей в программе психологической поддержки нашли разрешение личностные проблемы родителей, которые они пытались решить за счет подростка, и которые приводили к нарушению характера семейного воспитания.

Об эффективности проведенной нами работы по оказанию психологической поддержки родителям подростков, которые склонны к домашнему воровству, свидетельствует и сокращение числа рецидивов домашнего воровства подростков (по оценке родителей). Полученные результаты свидетельствуют о психологической адаптации родителей к изменившимся условиям воспитания подростка. Полученные нами эмпирическим путем данные подтверждают субъективное мнение родителей об эффективности групповых занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный нами анализ отечественной и зарубежной литературы, позволяет определить психологическую поддержку как деятельность, направленную на восстановление оптимального психологического состояния личности с целью полного или частичного разрешения проблемной ситуации.

Предпосылками развития концепции психологической поддержки можно считать подход, разрабатываемый в гуманистической психологии (А.Адлер, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм, Ф. Перлз и др.), построенный на представлении о личностном способе существования человека как форме реализации его скрытых потенциалова также основные идеи, развиваемые в отечественной психологической науке в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, А. В. Петровского, В. А. Петровского, А. В. Брушлинского, О. С. Гозмана, А. Г. Асмолова, А. Н. Леонтьева: субъектности личностигуманизмавозможности конструктивных преобразований личности в актах взаимодействия.

В современной психолого — педагогической литературе в достаточной степени представлены основные направления и методы психологической поддержки (М. УеЫ, и. Ваитап, Б. Леннер-Аксельсон, А. Маслоу, К. Роджерс, И. Тюлефорс, В. Франкл, И. Ялом, П. В. Волков и др.).

Опираясь на семантический анализ слов «воровство» и «домашний», а также на понимание детского и подросткового воровства различными авторами (И.Г.Антипова, Э. Х. Давыдова, А. А. Камин, М. Кравцова и др.), мы определили склонность подростка к домашнему воровству как одну из форм девиантного поведения, сущность которого состоит в нарушении подростком семейных норм, регламентирующих обладание предметами материальной собственности, и воспринимаемом родителем как вторжение в его личностное пространство. Это обуславливает потребность родителя в психологической поддержке.

Основой разработки в нашем исследовании теоретического аспекта проблемы психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству, явились представления зарубежных и отечественных психологов о влиянии родителей на развитие личности ребенка (А.Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, З. Фрейд, А. Фрейд,.

С.Холл, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Д. Б. Эльконин и др.) — о воспитательном потенциале семьи (А. Адлер Х. Е. Рихтер, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.) — о структурных компонентах процесса семейного воспитания: когнитивном — представление родителей о ребенке, эмоциональном — отношение к нему, поведенческом — система воздействия и характер обращения с ним (А.Я.Варга, В. И. Гарбузов, П. Ф. Лесгафт, В. Н. Мясищев, В.В.Столин).

По мнению ряда психологов, наиболее значимым фактором в развитии девиантного поведения подростков служат неблагоприятные семейные условия (Б.Долан, Э. Квятковская-Тохович, К. Нортон, Л. С. Алексеева, М. И. Буянов, А. И. Захаров, Б. Д. Карвасарский, А. Г. Ковалев, Т. Н. Курбатова, Н. Д. Левитов, П. ФЛесгафт, Е. АЛичко, О. С. Подосян, В. А. Сонин, В.Я. Ти-торенко, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.). Чаще всего наиболее критическим «пусковым» моментом формирования девиантного поведения подростков, выступают отношения с родителями (С.А. Беличева, И.В. Вейн-гольд-Рыбкина, А. И. Великороднова, А. Е. Личко и др.).

Анализ литературы показывает, что родители тех подростков, которые склонны к домашнему воровству, обращающиеся за психологической помощью, в большинстве случаев расценивают воровство как тайное вторжение в личную территорию и испытывают при этом чувство беспомощности (А.А.Камин и др.). Профилактическая и коррекционная работа в случаях склонности подростка к домашнему воровству обусловлена тем, что критерий оценки действий подростка родителями определяется скорее собственными моральными установками взрослого, чем институционально установленными нормами.

В процессе экспериментального исследования нами выявлены психолого — педагогические особенности детско — родительских взаимодействий в семьях, имеющих подростков, склонных к домашнему воровству: на уровне когнитивного компонента взаимодействий — нарушение восприятия и понимания подростка родителем- «инфантилизирование» подростка родителемигнорирование реального возраста подросткапроявление недоверия к подростку, восприятие его неуспешным, и, как следствие, стремление родителя сторого контролировать подросткана уровне эмоционального компонента взаимодействий — интегральное эмоциональное отношение родителя к подростку на полюсе «отвержение" — нарушение межличностной дистанции в общении с подросткомнегативные, недостаточно развитые родительские чувства по отношению к подросткуигнорирование потребностей подростка в эмоциональном контакте, общении с родителемна уровне поведенческого компонента взаимодействий — авторитаризм как форма и направление контроля за поведением подростканарушение уровня протекции родителя в процессе воспитания подростка (типы негармоничного воспитания «потворствующая гиперпротекция» и «доминирующая гиперпротекция») — неадекватное количество и качество требований к подростку.

Построенная нами в рамках диссертационного исследования модель психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству, гармонично сочетает два подхода к работе с родителями, выделенные нами при анализе литературы: клинически ориентированный, опирающийся на мнение о взаимозависимости между отклонениями в поведении детей и личными проблемами родителейи социальный или превентивный, предполагающий, что причиной негармоничного семейного воспитания является недостаток знаний родителей.

Основу содержания психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству, согласно разработанной модели, составляют содействие личностному росту родителя и развитие психолого — педагогической компетентности родителя. Предложенная модель явилась основанием разработки и апробации в деятельности психолога «Центра социальной помощи семье и детям» программы психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству. Программа включает в себя ряд компонентов: диагностический, «психообразовательный», психокоррекционный, контрольный.

В реализации модели психологической поддержки родителей подростков, склонных к домашнему воровству, нами использовались такие методы, как психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, индивидуальное и групповое психологическое консультирование, а также групповой психологический тренинг как форма психологической коррекции, направленной на оптимизацию семейного воепитания подростков. В зарубежной и отечественной психологии родительские группы показали себя как эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей (Р.Дрейкурс, Т. Гордон, Ю.Б. Гиппен-рейтер и др.).

Экспериментальное исследование показало положительное влияние предложенной программы, что проявилось в психоэмоциональной стабилизации личности родителя и повышении компетентности родителя в реализации функции воспитания подростка в семье.

На уровне когнитивного компонента родительско-детских взаимоотношений стало более адекватным восприятие и понимания подростка родителемродитель перестал инфантилизировать подростка, перестал игнорировать повзросление подростка, стал воспринимать подростка согласно особенностям его возраста, больше доверять подростку, воспринимать его более успешным, снизилось стремление родителя строго контролировать подростка, родитель начал постепенно передавать подростку ответственностьродитель перестал проецировать на подростка неприемлемые для него самого качества.

На уровне эмоционального компонента родительско-детских взаимоотношений изменилось интегральное эмоциональное отношение родителя к подростку в сторону принятияизменилась межличностная дистанция в общении с подростком в сторону более оптимальной для данного возрастного этапаоптимизировались родительские чувства по отношению к подросткууменьшилась фобия утраты ребенка, переживаемая родителемродительские чувства к подростку стали более адекватными, развитыми. Родители отметили, что стали чувствовать себя более уверенно в роли воспитателя.

На уровне поведенческого компонента родительско-детских взаимоотношений оптимизировалась форма и направление контроля родителя за поведением подросткауровень протекции родителя в процессе воспитания подросткастали более адекватными количество и качество требований к подростку.

Еще одним результатом реализации программы психологической поддержки родителей подростков, которые склонны к домашнему воровству, явилось сокращение числа рецидивов домашнего воровства у подростков (по оценке родителей).

Проведенное нами исследование показало, что условиями эффективности реализации в деятельности психолога программы психологической поддержки родителей являются: направленность психологической поддержки на повышение психологической компетентности родителя и снижение ригидности его личностных границиспользование форм работы, создающих ситуацию развития личности родителя как субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы, связанные с реализацией родительских функцийреализация форм работы, способствующих оптимизации системы воспитательных родительских воздействий по отношению к подросткуподбор методов работы, способствующих позитивным изменениям представлений родителя о подростке и отношения к немусоблюдение в профессиональной деятельности психолога по оказанию психологической поддержки родителям следующих принципов: добровольности и личностной ориентированности (персонификации) психологической поддержки родителяполисубъектности, системности, целенаправленности, комплексности, экологичности и ориентации на развитиеиспользование различных форм и методов психологической поддержки: психологического просвещения, психологического и психотерапевтического консультирования, психологической диагностики, психологической коррекции, психологического тренинга и других — соответственно реализуемой на каждом этапе программы цели.

Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу относительно сущности домашнего воровства подростков, а также относительно содержания и условий эффективности психологической поддержки родителей, реализуемой в деятельности психолога учреждений социальной сферы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.-368 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  4. A.A. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени психопатизации // Патологические нарушения поведения у подростков. JL, 1973. С. 37 —48.
  5. А. С., Меновщиков В. Ю. Семейная психотерапия в центре психологической помощи. — М.: НИИ семьи, 1998.
  6. Алексеева J1.C., Меновщиков В. Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.
  7. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 174 с.
  8. .Н. Психолого -педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1997.(41)
  9. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. // Избр. Психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2, С. 10 — 127.
  10. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.
  11. И.Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция./ Практическая психодиагностика и психологическое консультирование/ Под ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. — Ростов — на — Дону: Ирбис, 1998.-С. 168−196
  12. М.Антонян Ю. М., Бородин C.B. Преступность и психические аномалии. -М., 1987.
  13. С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луйс, 1980. — 254 с.
  14. Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи. // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. — С. 26−33
  15. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-768 с.
  16. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  17. А.Г. Со = действие ребенку развитие личности. // Забота -поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. — М.: ИННОВАТОР, 1996. — С. 3944.
  18. Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Автореф. канд. дисс. М., 1981. — 24 с.
  19. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1997.
  20. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1991.—224 с.
  21. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М.: Апрель — Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999.-512 с.
  22. Ф.В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. К современному пониманию психической травмы и общих принципов ее психотерапии// Руководство по психотерапии. -М., 1974. С. 39−53.
  23. К. Г. Профессии, связанные с охраной душевного здоровья: Теория семьи и семейная терапия в США (краткий обзор) // Вопр. психологии. — 1993. — № 2. — С. 16−26.
  24. С.А. Основы превентивной психологии. М., Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993.— 199 с.
  25. A.C. Ситуация успеха, как ее создать. М.: Просвещение, 1991. -168 с.
  26. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. -СПб., изд-во «Братство», 1992. 224 с.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  28. Л. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., Наука, 1969. — С. 3 — 25.
  29. Н.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998.-298 с.
  30. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
  31. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 200 с.
  32. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  33. Л. И. Проблемы формирования личности. -М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
  35. Большой толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2001.- 1536 с., с. 150
  36. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.— 301 с.
  37. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  38. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  39. Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. 160 с.
  40. Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 1997.-336 с.
  41. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 45 -55.
  42. А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1985, № 4. — с. 31−37.
  43. А.Я. Структура и типы родительского отношения. Автореф. дис. канд. психол. наук. M., 1987. — 21 с.
  44. А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. —144 с.
  45. Д.В. Психологическая поддержка развития личности студентов-мигрантов. Автореф. дис.. канд. психол. н. Ставрополь, 2001. -24с.
  46. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Изд. Центр «Академия», 1996.
  47. A.A. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. JI., 1976. С. 23 24.
  48. Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. — 224 с.
  49. Д. Разговор с родителями. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.-112 с.
  50. К., Бамберри В. Танцы с семьей. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
  51. О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов: Дисс. на соискание уч. степ. канд. психол. наук. Ставрополь, 1998.-179 с.
  52. В.Г. Акселерация роста и развития детей: эпохальная и внутригрупповая. М., 1976. -279 с.
  53. А.И. О психологической поддержке развития личности детей в образовательном процессе дошкольных учреждений / Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. 4.1., Ростов-н/Д., 1998.-С. 145.
  54. А.И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987. — 176 с.
  55. Выготский J1.C. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1983. Т.5.С. 257−321.
  56. JI.C. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.
  57. О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Забота поддержка — консультирование / Серия «Новые ценности образования» Под ред. Н. Б. Крыловой. / Выпуск № 6. М.: ИННО-ВАТОР, 1996.-С. 11−38.
  58. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. И. Неврозы у детей и их лечение. — J1.: Медицина, 1977. 265 с.
  59. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, с участием в данном тираже ООО «Творческий Центр Сфера», 2000. 240 с.
  60. С. Психологическое консультирование. СПб.: Питер, 2002.736 с.
  61. В.А. в соавт. Основы философии. Ставрополь, 1996. — 216 с.
  62. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. // Психологический журнал. 1994. № 2. С. 57 65.
  63. Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета- М.: Совершенство, 1997. -116с.
  64. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы//Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. A.A. Крылова, J1.A. Коростылевой. СПб., 1997.
  65. A.A. Психология: личность, творчество, регуляция состояний. М.: Магистр, 1992.
  66. A.A. Психотерапевтические методы в системе профилактики невротических расстройств у студентов. Дис. докт. мед. наук. J1., 1988. -507с.
  67. С. Трансперсональные опыты//Человек. 1995, № 5.
  68. В. Толковый словарь живого великого русского языка. — М.: Рус.яз., 1982. -Т.З С. 381.
  69. И.А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников. // Социологические исследования. 1994. № 8 -9. С. 115−119.
  70. В.Г. Зависимость содержания самооценки правонарушителей от уровня направленности их личности // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. С. 287 289.
  71. X. Родители и дети / Пер. с англ. М.: Знание. 1986.
  72. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс — Универс», 1993. — 336 с.
  73. К.Ф., Ериф М. И., Эткинд A.M. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи//Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3, Л., М., 1985. С. 287 292.
  74. А.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1987.
  75. В.Н. Психология семьи. М.: «КСП», 1996. — 160 с.
  76. В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: издательство «Питер», 2000.-320 с.
  77. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1989.— 352 с.
  78. И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
  79. Н.Я. О гипертимном типе акцентуаций личности у подростков // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972. С. 72 79.
  80. К.Э. Психология эмоций. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.
  81. Е.П. Мотивация и мотивы СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  82. Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии).//Вопросы психологии, 1985. № 6. С. 146— 151.
  83. В. Девиантное поведение./ Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под общ. ред. Ю. С. Циркина. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. 752 с.
  84. В. Делинквентное поведение. // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под общ.ред. Ю.С. Цирки-на. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 752 с.
  85. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 54 61.
  86. .Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
  87. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  88. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223с.
  89. В.В. О психогенных патологических формированиях (разви-тиях) у детей и подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. С. С. Корсакова. 1969. № 10. С. 1543 1549.
  90. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1979.-607 с.
  91. Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.. канд. психол. Наук. М., 1980.
  92. Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах запада // Психологический журнал, 1989. Т. 10, № 1.
  93. Г. А., Коряк Н. М., Петровская JI.A. Проблемы активного социального обучения // Вопросы психологии, 1982, № 5.
  94. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Научно-методическое пособие/ Под ред. В. Ю. Меновщикова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
  95. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Прогресс, 1984.- 335 с.
  96. Кон И. С. Открытие «Я». M., 1978. — 367 с.
  97. Кон И. С. Психология старшеклассника. — M., 1980. 192 с.
  98. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979. -176 с.
  99. И.М., Сухарев A.B. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития. // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158- 164.
  100. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 69 78.
  101. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
  102. Консультирование детей в психолого-педагогическом центре/ Под ред. Л. С. Алексеевой.- М.: НИИ семьи, 1998. 168 с.
  103. И.Б. Идея личности в российской психологии. Автореферат. док. пс. наук.- М., 1994. — 42 с.
  104. И.Б., Шиянов E.H. Педагогическое взаимодействие. Рос- - тов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. -112 с.
  105. И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов-н/Д., 1997.- 144 с.
  106. Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит.
  107. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
  108. М. Почему дети воруют? // «Школьный психолог», 2003 г., № 35, 37, 38.
  109. Краткая философская энциклопедия. -М., Прогресс, 1994. 576с.
  110. Краткий психологический словарь / Сост Л.А.Карпенко- Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  111. С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний.1. М.1998.
  112. C.B. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., Генезис, 1997.-228 с.
  113. С., Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии //Психологический ж-л. 1993. Т. 14. № 2. С. 113—126.
  114. Г. Психология развития. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 992с.
  115. C.B. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Психологический журнал. 1988. № 2. Т.9. С.55−62.
  116. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
  117. Т.А. Семеная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Зхаведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
  118. Кэмерон Бэндлер JI. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. — 288 с.
  119. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
  120. В.П. Моральные нормы — регуляторы поведения личности. // Советская педагогика. 1976. № 3 С. 96 107.
  121. С. Этические вопросы психотерапии. -В кн.: Транскультурные исследования в психотерапии. Л., 1989. С.27−35.
  122. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.1. -М., 1983. 392с.
  123. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.-247 с.
  124. А.Г. Группы личностного роста с подростками//Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С.61−69.
  125. И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к обучению в техническом вузе: Дисс. на соискание уч. степ, канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 152 с.
  126. Н. Д. Психотерапия в социальной работе. — М.: Институт молодежи, 1996.
  127. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.-256 с.
  128. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 446 с.
  129. Лэндрет Г.-Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.— 368 с.
  130. К. Стратегическая семейная терапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.
  131. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-208 с.
  132. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. 150 с.
  133. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во Моск. университета, 1982.
  134. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1997.
  135. О.И. Психология личности. Донецк: Сталкер, 1997. -416с.
  136. В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 1998.- 109 с.
  137. Методики оказания социально психологической помощи семье и детям/ Е. В. Бурмистрова, В. Ю. Меновщиков, Н. Г. Осухова и др.- Под общ.ред. Н.Г. Осуховой- М-во труда и социального развития Российской Федерации и др. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
  138. Г. М. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы // Проблемы ранней профилактики и правонарушений несовершеннолетних. — М., 1978.
  139. Т. М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии.— JL, 1976.
  140. Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Издательство «Лань" — Санкт — Петербургский университет МВД России, 1999. — 128 с.
  141. О.М. Анализ содержания образа «Я» у несовершеннолетних правонарушителей // Личность в системе общественных отношений. М., 1983. С. 312−314.
  142. В.Д. Что угодно для души? — М.: Панорама, 1991. — 48 с.
  143. A.B. О воспитании старшеклассников. -М., 1971. 176 с.
  144. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  145. К. Психология ответственности. Л. 1983.-240 с.
  146. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 456 с.
  147. B.C. К проблеме социального развития ребенка.// Психологический журнал. Т. 1. № 5. С. 43 53.
  148. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. 423с.
  149. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994. 144 с.
  150. В.К. Психогигиена и психопрофилактика . -JI., 1983. -146с.
  151. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Пер. с финск. — М.: Просвещение, 1993.
  152. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии. М., 1987.
  153. В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. A.A. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  154. И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. М., 1982. — 53 с.
  155. C.B. Психологические практики в отечественном образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий. СПб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2000.-342 с.
  156. Нельсон Джоунс Р. Теория и практика консультирования.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464 с.
  157. О.В. Личностный рост в терапевтической группе. — М.: Смысл, 1999.- 112 с.
  158. P.C. Основы психологического консультирования. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 528 с.
  159. P.C. Психология: Учб. Для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  160. К., Вечерка К., Нойман Л. Об индивидуальности предупреждения насильственных преступлений несовершеннолетних.// Вопросы борьбы с преступностью. Вып 47. М., 1988. С. 178 180.
  161. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000.-507 с.
  162. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования / Сост. И. М. Каманов. Выпуск 1. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 144 с.
  163. H.H. Межличностные отношения-JL: Изд-во ЛГУ, 1979.-151 с.
  164. С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н. Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. -750 с.
  165. А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Основные направления современной психотерапии./ Научн.редакц. А. М. Боковиковой. М.: «Когито-Центр», 2000. — 379 е., С. 268 — 300.
  166. A.A. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 512 с.
  167. Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания / практикум по гештальт-терапии/ -М.: Гиль-Эстель, 1993, 240с.
  168. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи//Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
  169. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально психологического тренинга. М., 1982.
  170. A.B. Быть личностью — М., Педагогика, 1990 — 110 с.
  171. A.B. Дети и тактика семейного воспитания . М., 1981.
  172. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  173. A.B. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии. // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15 -30.
  174. A.B. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии 1991, № 1.-с.7−18.
  175. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью» // Вопросы философии. 1982. — № 3.
  176. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. -528 с.
  177. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. -512 с.
  178. В.А. Психология неадаптивной активности./ Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-244с.
  179. В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Дис. доктора пс. наук (в форме научного доклада) -М., 1993. 76с.
  180. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-н/Д., 1998. — 88 с.
  181. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61 — 69.
  182. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. И предисл. Пилиповского В. Я. — М.: Прогресс, 1992.- 256 с.
  183. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.
  184. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000. 528 с.
  185. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Ю. Н. Хрящевой. — СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2002. 256 с.
  186. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.-576 с.
  187. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Составитель Куликов Л. В. СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 480 с.
  188. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Академия, 1996.
  189. Психология развивиающейся личности / Под ред А.В.Петровского- Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 240 с
  190. Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987. С. 105−108.
  191. Психология. Учебник. — М.: «Проспект», 1998. — 584с.
  192. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1998−752 с.
  193. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. -303 с.
  194. Развитие личности ребенка. М., 1987. — 272 с.
  195. Д.Я. Психология семьи. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М». 2002. — 752 с.
  196. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 624 с.
  197. А.Р. Личность преступника как криминально- психологическая проблема. //Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 47. М., 1988. С. 11−121.
  198. A.A. Локус контроля делинквентной личности. // Психологический журнал. Том 15. 1994. № 2. С. 52−56.
  199. A.A. Характерологические особенности подростков — делинквентов. // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 139 144.
  200. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Унверс», 1994. — 480 с.
  201. В.М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 160 с.
  202. В.М. Психология: теория и практика.- М.: Форум, 1997. — 296 с.
  203. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.-712 с.
  204. К. Групповая психотерапия. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-384 с.
  205. В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. — 192 с.
  206. А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. — Киев, 1981.
  207. Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 123 с.
  208. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., Педагогика, 1989.
  209. Е.В. Опыты реориентационного тренинга. — Сб., 1995.
  210. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
  211. О.Д. Психология уголовной ответственности. — М.: Издательство НОРМА, 1998. 285 с.
  212. Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.
  213. Т.П. Доверие как социально-психологическое явление. Автореф.докт.дисс. Ростов н/Д, 1998. 46 с.
  214. Славина J1.C. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. / Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 156 — 161.
  215. М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести / Пер. с англ. И. Сергеевой, В. Кагана. — М.: Смысл- СПб.: Гармония, 1994
  216. А. С. Профилактика детских неврозов. — М.: Изд. МГУ, 1988.
  217. A.C. Как быть родителем (о психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 158 с.
  218. Справочник по психологии и психиатрии детского и подроткового возраста.-СПб., 1999. 748 с.
  219. В.Г. Психология трудных школьников. Учеб пособие для учителей и родителей. — М.: Издательский центр «академия»,!998.—320 с.
  220. В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 С.
  221. В.В. Семья как объект психодиагностики и внебрачной психотерапии // Семья и формирование личности. М., 1981. — С. 26−38.
  222. В.А. Рождение гражданина. — М., 1971. — 336 с.
  223. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от домашнего насилия: Научно-методическое пособие/ Под ред. Л. С. Алексеевой. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 208 с.
  224. В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 64 с.
  225. А.Д. Социально-психологическая работа в системе службы занятости/Основы социальной работы/Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: Инфра-М, 1997.-368 с.
  226. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В. А. Татенко. — Киев, 1985.
  227. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
  228. Н.Ф. Некоторые вопросы межличностного познания в семье // Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева- Акад. Пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1981. — 224 с. С. 177 — 195
  229. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 31 -41.
  230. Д.И. Формализм в воспитании и неформалы // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 24 31.
  231. Филонов Л. Б Психологические барьеры трудновоспитуемых детей и преодоление их контактным взаимодействием // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников / Ред. М. А. Алемаскин.-М., 1980. С.21−31.
  232. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.
  233. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/ Л. С. Алексеева, Е. В. Бурмистрова, Н. Н. Чупракова, Л. А. Косолапова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. — 192 с.
  234. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  235. Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. -384 с.
  236. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 447.
  237. С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1998.-352 с.
  238. А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1964. 325 с.
  239. Г. Т. Семья глазами ребенка. М. Педагогика, 1989. — 160 с.
  240. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.-М.:Издательский центр «Академия», 2001.-208 с.
  241. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. — 608 с.
  242. Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992., С. 14 — 22.
  243. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Пер. с финск. — М.: Просвещение. — 1993.
  244. С.Ю. (общая редакция). Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-752 с.
  245. А.В. Системная семейная психотерапия: Интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 208 с.
  246. А. 3. Психолого-гуманистические проблемы позитивности -негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 45—56.
  247. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1998,-512 с.
  248. Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.-336 с.
  249. Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000.-384 с.
  250. Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 69 78.
  251. Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель =-Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 512 с.
  252. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979. — 152 с.
  253. Шур Э. Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности в Америке. М., 1977. — 326 с.
  254. Н. П. Консультирование как метод социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. / Под ред. А. М. Панова и Е. И. Холостовой. — М.: Институт социальной работы. 1997. — Т. 1. — С. 265−270.
  255. Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие./ Под общей редакцией д.м.н., проф. Л.И. Вассерма-на. М.: «Фолиум», 1996,48 с.
  256. Э.Г. О взаимной перцепции в семьях подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстройствами. — В сб.: Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973.
  257. Э.Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психоподобных состояний в подростковом возрасте. Астореф. дис. канд. психол. наук. — Л., 1976. — 22 с.
  258. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: ЗАО «Питер», 1999. 656с.
  259. Д.Б. Детская психология. М., 1960. — 328 с.
  260. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 34 — 47.
  261. Д.Б. Послесловие // В кн.: Выготский J1.C. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. М., 1984.
  262. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.
  263. Юркевич Н. Г. Советсткая семья. Минск, 1970. 208 с.
  264. Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях. / Вопросы психологии. 1975. -№ 2. — С. 113 — 123.
  265. Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.
  266. Barrett-Lennard. G.T. Process, effects and structure in intensive groups: A theoretical-descriptive analesis. In C.L.Cooper (Ed.), Theories of group process, London, 1975.
  267. Brearly, J. Counselling and social work. — Buckingham: Open University Press, 1995.
  268. Cobb S. Social support as a moderation of life stress // Psychosomatic Medicine. 1976. V. 38. N 5. P. 300−314.
  269. Crnic K., Greenberg M., Robinson N., Ragozin A. Material stress and social support: effects on the mother-infant relationship from birth eighteen months // Amer. J. Orthopsychiatry. 1984. V. 52. N 2. P. 224−235.
  270. Crove Т. K., Jonson E. L. Support for mothers of infants born at risk // Therary in pediatrics. 1991. V. 11. N 3. P. 89−98.
  271. Cutrona С. E., Suhr J. A. Controllability of stressful svents and satisfaction with spose support behaviours // Communication Res. 1992. V. 12. N 2. P. 154−174.
  272. Coulshed, V. Social work practice. An introduction. 2nd ed. —London: BASW, 1994.
  273. Egan, G. The skilled helper (5th ed.). — Belmont, CA: Brooks/Cole, 1994.
  274. Ekman P. Why kids lie? — Penguin Books, 1991.
  275. Fiedmann M. L., Andrews M. Family support and child adjestment singl-parent families // Issues in Comprihenciye Pediatric Nursing. 1990. V. 13. № 4. P. 289−304.
  276. Gordan, T., Burch, N. Teacher Effectiveness Training. N.Y., 1974.
  277. Gordon T. P.E.T. in action (A guide to parent effectiveness training). — Toronto, Bantam Books, 1979.
  278. , M. (ed.). Psychology for social workers. —London: BPS books, 1993.
  279. Heron, J. Helping the client (3rd ed.). —London: SAGE, 1993.
  280. Jacobson S. W., Frye K. F. Effects of material social support on attachment: Experimental Evidence // Child Development. 1991. V. 62. N 3. P. 572 582.
  281. Joetting A. Patterns of support among in laws in United States: a review of researsh // J. Family Issues. 1990. V. 11. № 1. P. 67−90.
  282. Kovar L.C. Wasted Lives A Study A children in mental Hospital and their Families. NY., 1979, p.p. 1 -27
  283. Kretschmer E., Reifund als Grudd ron Krise und Psychose. Stuttgart, 1972. 245 s.
  284. Kulas Henrik. Change and stability of locus of control in early adolescence.//Pol. Psycol. Bull. 1988. № 2. P. 139- 141. r> 298. Locus of control and attitudea to authority among adolescents// Pers. And1.divid. Differ., 1988. № 1. P. 181 183.
  285. McLaughlin K. Pastoral care in the school of England/Child Development. 1996. V. 82. N3. P. 157−181.
  286. Micheau L. Lestrouble du charactere. Paris, 1964. 112 p.
  287. Morinada Y. S. Sakata K., Koshi R. Marital satisfaction and division of family related tasks among Japanese married couples // Psichol. Reports. 1992. V. 70. N l.P. 163−168.
  288. Norton K., Dolan B. Personality disorder and parenting // Parental Psychiatric Disorder. Distress Parents and Their Families/ Eds. M. Gopfert, J. Web>. ster, M.V. Seeman. Cambridge: University Press, 1996. — P. 219 — 231.
  289. Rogers C. Empathy: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. Vol. 5. P. 2- 10.
  290. H., Bauman U. (Eds.). The meaning and measurement of social support: The series in clinical and community psychology. N. Y.: Hemisphere Publishing Corp., 1992.
  291. Vorverg M. Metodishe grundlanden der Vesthaltenstraining // Social Psychologisches Training. Jena, 1971.
  292. Zeng Yin Chen, Stanford M. Dornbush relation aspects of adolescent emotional autonomy to acodemic acheivemental deviant behavoir // J. Adolescent Research. 1998. V. 13. № 13. P. 219 221.
  293. Технические этапы процесса психологического консультирования
  294. Г. Хэмбли Р. Мэй Г. С. Абрамова В.Ю.Менов щи ко в Ю.С.Алешина
  295. Решение Трансфор- Выработка Решение. Коррекционвыводы). мация лич- альтернатив- ное воздейстности. ных решений. вие.- Обобщение Выход из Завершениерезюме, пере- контакта. беседы. ход от обуче- ния к дейст- вию.
  296. Основные поведенческие синдромы родителей (по Р.В. Овчаровой)
  297. Поведенческий синдром Формулировка проблемы клиентом Форма психологической помощи
  298. Синдром личностного неблагополучия. Жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные эмоции, неправильные действия (похоже не состояние неврозов). Индивидуальная, групповая терапия родителей, участие родителей в группе личностного роста.
Заполнить форму текущей работой