Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений
Диссертация
Актуальность исследования обусловлена высокой социальной значимостью профессиональной деятельности сотрудников УИС, в том числе младших инспекторов отделов охраны и безопасности. Выполняя важнейшие обеспечивающие функции, они создают условия для эффективного исполнения наказаний, исправления и ресоциализации осужденных. Их профессиональная деятельность характеризуется большой сложностью… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико — методологический анализ подходов к изучению адаптационного потенциала в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы
- 1. 1. Психологическая характеристика процесса развития адаптационного потенциала в профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 2. Специфика внешних и внутренних условий, обеспечивающих процесс развития профессионального адаптационного потенциала сотрудников уголовно-исполнительной системы
- 1. 3. Психологическая модель процесса развития адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
- ГЛАВА II. Психологическое обеспечение процесса развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
- 2. 1. Организация эмпирического исследования уровней развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
- 2. 2. Психологическая характеристика уровней развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
- 2. 3. Программа развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
- 2. 4. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования процесса развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
Список литературы
- Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности-М.: Наука, 1980.-334 с.
- Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях. М, 1988.
- Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. М.- Рязань: РИНФО, 1998 г. — 160 с.
- Аксенова Г. И., Купцов И. И., Аксенов А. Н. Субъект и образование (методология и история проблемы). Рязань: РИНФО, 2000. — 97 с.
- Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2004. — с. 82 — 90.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976 г. — 272 с.
- Алиева М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа содействия успешной адаптации) / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2006.-216 с.
- Алферов Ю.А. Адаптированные методы изучения человека в условиях ИТУ.-М., 1996, — 36 с.
- Аминов И.И. Занимательная психология для юристов: учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана- Закон и порядок, 2001. — 206 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.-326 с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.- 19 с.
- Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. — Т.20, — № 1. С. 6 19.
- АсмоловА.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -423 с.
- Асмолов А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 1.
- Баева И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе: Дис. канд. психол. наук. Л., 1985.
- Безносое С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.-272 с.
- Блейхер В. М. Крук И.В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. -Ростов н/Дону: Феникс, 1996. 445 с.
- Бодров В.А., Обозное А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности // Психол. журн. 1998. — Т.19. — № 5. с. 38−53.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М. 1981.-159 с.
- Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1998.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Бругшинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. — № 6. — с. 9 — 16
- Брушлинский А.В. С.Л.Рубинштейн родоначальник деятельностно-го подхода в психологической науке // Психол. журн. — 1989. — № 3. — с. 11 -17.
- Будякина М.Н., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — с.92−97.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1999. — с.352
- Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Юрид. лит., 1991.-189 с.
- Васильев Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: Автореф. дис. канд. психол. наук., -М., 1977.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1979.
- Вундт В. Очерк психологии / Под ред. проф. Н. Я. Грота. -М., 1897.-391 с.
- Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
- Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, Т.3,1983.
- Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, Т.5,1983.
- Гандер Д.В., Ворона А. А., Пономаренко В. А. Некоторые подходы к формированию образовательной среды для повышения мотивации к освоению опасных профессий // Прикладная психология. -1998,-№ 4.,-с. 42−49.
- ГэлбрейтДж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
- Давыдов ВВ. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психол. журн. 1998. — Т. 19, — № 6. с. 20 — 27.
- Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов: Метод, материалы. М., Академия МВД России. 1996. — 36 с.
- Демина Л.Д., Супрун А. П., Ярошенко А. И. Психологические аспекты индивидуальной профадаптации: Учеб. пособие. Барнаул, 1990. — 86 с.
- Денисова А.Л., Пищелко А. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров работников ОВД на основе новых информационных технологий. Домодедово: РИПК МВД России, 1995. — 83 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. — 254 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 1997. 256 с.
- Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994.
- Европейские пенитенциарные правила. 2006.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М 2006. -198 с.
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006., — 560 с.
- Завалишина Д.Н. Модели профессионального развития человека // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В. А. Бодрова. М., 2004.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1998. — Т. 18, — № 6. — с.35 — 44.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб., М.:Логос, 2001.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992.-378 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 460 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. — 750 с.
- Информационный бюллетень ГУИН МВД России. -М., 1995.-№ 26.5 5. Информационный бюллетень ГУИН Минюста России. -М., 1999.-№ 44.
- Казанская В.Г. Педагогическая психология: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2003, 366 с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. -190 с.
- Калманов Г. В. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказания, в условиях реформы уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. М.:1996. с. 23 — 36.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие. СПб. 1999. — с. 96 — 98.
- Kumaee-Смык JI.A. Психология стресса. -М., 1983.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М. МГУ, 1988.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.-304 с.
- Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран. М., 2002 .
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова и др. Т. 1, М., 1982.
- Кон КС. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-267 с.
- Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы.-М. 2005.
- Копорулина В.Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Психологический словарь. 3-е изд. доп. и перераб. М., 2004
- Корель JI.B. Генезис и механизм адаптаций в постсоциалистической России: теоретико-методологический подход. Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск. 1999.
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.-255 с.
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптирован-ности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1983.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии.1983. -№ 2. -с. 51 -59.
- Кузнецов М.И. Адаптация выпускников вузов пенитенциарного профиля к воспитательной деятельности в колонии. Рязань. 1999.
- Купцов ИИ Психология. Курс лекций. Рязань, 2001. — 68 с.
- Купцов ИИ Человек как единство телесного, душевного и духовного: Материалы VIII Рос. науч. конф. Рязань, 1999. — с. 2 -6
- Кухарева Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Дисс. канд. психол. наук. Л., 1980.
- Ларионова С.А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2001
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-222 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, 1959
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации //Учен. зап. кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братусь, Д.А. Леонтьев1. М.: Смысл, 2002.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение/ Под ред. Л. М. Митиной. М. 2005.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984
- Ломов Б. Ф. Методология проблемы психологии. М., Наука, 1984
- Лузгин С.А. Профессиональное самовоспитание сотрудников органов исполняющих наказание. Рязань. 1993. — 123 с.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. -Т. 22. -№ 1. — С. 16−24.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 256 с.
- Мерлин B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развития коллектива как фактор стабильности кадров / Прикладные проблемы психологии. М.: Наука, 1983. с.24−39.
- Методические рекомендации по предупреждению самоубийств сотрудников ОВД // Информ. обзор. № 2, — 1995
- Методические рекомендации по психологической подготовке личного состава спецподразделений ОВД. М., 1996.
- Методы современной психотерапии: Учеб. пособие / сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. М.: Класс, 2001., — 480 с.
- Моисеев А.А., Завьялова Ж. В. Работа с возражениями и сопротивлениями. СПб.: Речь, 2004. — 96 с.
- Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях: Сб. ст. Домодедово, 1994. — 106 с.
- Назимов И. Н. Профориентация и профотбор как факторы повышения производительности труда. Киев: Знание, 1976. — 24 с.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988.
- Наумов С.А. Проблемы исполнения наказания и деятельности уголовно-исполнительной системы: Сборник научных трудов. М., 1997.
- Немое Р.С. Психология: В 2 т. -М., 1994.
- Немое Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576 с.
- Никандров В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. СПб., 2003. — 176 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. -М.: Пед. общество России, 2001.-367 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигма проекции, практики. М.: Логос, 1995. — 312 с.
- Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова. -М., 2005.-912 с.
- Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М, 1997.
- Панферов В.Н. Психология человека. М., 2000. — 284 с.
- Папкин А.И. Психологические основы формирования отношений сотрудников ИТУ в процессе исполнения уголовного наказания. Рязань. 1984.10 В. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сб. упражнений для тренеров. СПб.: Питер, 2002. — 160 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология: Пер. с фр. М.: Просвещение, 1969.
- Пищелко А.В. Психосоциальная реабилитация работников органов внутренних дел после чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1998. с.32
- Платонов К. К Краткий словарь психологических понятий: Учеб. пособие. М: Высш. шк., 1981, — 110 с.
- Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — 212 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986.-255 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука. 1986.-345 с.
- Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.
- О повышении роли психологической службы в организации и проведении отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22 апреля 1999. № 170
- По утверждению Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005. № 238
- Прикладная психология и психоанализ. М., 1998. — № 2. — с.34 — 42.
- Прикладные проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1983.-296 с.
- Проблемы профессионального общения сотрудников ОВД: Материалы научно-практической конференции. Домодедово. 1996. — 40 с.
- Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния //Психол. журн. 1999. — Т.20, -№ 2. — с. 115−124.
- Психологический словарь / В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, И. О. Гордеева: изд. 3-е, доп. и перераб. М. 2004.
- Психология в исправительно-трудовых учреждениях: Сб. ст. Домодедово: РИПК МВД России, 1993.
- Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5 ч. / Под ред. А. Ф. Дунаева, А.С. Батыше-ва.-М, 1992.
- Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой М., 2002. — 270 с.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л. В. Кулакова. СПб.: Питер, 2002. — 427 с.
- Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского, М.: Педагогика, 1987. с.238
- Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова М. 2005.-416 с.
- Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М.: ACT, 2000. — 480 с.
- Психолого-криминологическая диагностика личности осужденного и социально-психологическое сопровождение исполнения уголовного наказания: Материалы междунар. науч.-практ. семин. /- Владимир, 2005. 172 с.
- Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева, А. В. Шамиса. М.: МВД России, 1998. — 208 с.
- Реформа уголовно-исполнительной системы России: состояние, проблемы, перспективы: Тезисы междунар. практ. конф. 28−29 октября 2004. Рязань, — 268 с.
- Романов В.В. Юридическая психология. М. 1998
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. -М. 1952. 308 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии М.: Педагогика, т. 2 1989.-467 с.
- Руфова H.JI. Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
- Самойлова В.А. Адаптация молодых специалистов на промышленном предприятии и пути ее оптимизации:
- Дисс.канд. психол. наук. Л., 1987.
- Сафронова И.Н. Показатели адаптации сотрудников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях пенитенциарных учреждениях: Дис. канд. психол. наук: Томск, 2003 с. 178
- Свенцицкий АЛ. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986,-175 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. / Под ред. В. М. Каганова. -М&bdquo- 1953.-332 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб, 2001.-350 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. -СПб.: Речь, 2002. 256 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996. -144 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. — № 6. с. 13 -20.
- Слободчиков В. И, Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. — 417 с.
- Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин. -М., 2003.-793 с.
- Собчик JJ.H. Введение в психологию индивидуальности. М.: И1 111 ИСП 2000.-512 с.
- Современная психология: справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999. — 345 с.
- Социальная психология / Под ред. A.M. Столяренко. -М. 2001.-510 с.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.- / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Стимсон Н. Подготовка и предоставление тренинговых материалов. СПб.: Питер, 2002. — 160 с.
- Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для вузов М., 2002. — 607 с.
- Столяренко Л Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2001. — 672 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-736 с.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2005. — 360 с.
- Сухарев А.В. и др. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека // Психол. журн.1998.-Т. 18,-№ 6.-с.64−72.
- Сухов А.Н. Негативные явления в общении сотрудников ИТУ с осужденными. Рязань, 1988.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. -М.: Академия, 1999
- Таранов Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1976.
- Теплое Б.М. Психология: Учеб. для средней школы. -М.- Л., 1951.
- Теплое Б.М. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. -М. 2007.-912 с.
- Толочек В. А. Современная психология труда. СПб, 2005.
- Txocmoe А.Ш., Колымба ИГ. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты (часть 2) // Психол. журн. 1998. -Т.19, — № 5.- с.81−87.
- Тышкова М.Н. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — с.23.
- Уголовно-исполнительная система: Стат. сб. 1993 -2003. -М. 2003.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. -М., 1996.
- Ушаков А.А. О возможности профессиональной деформации молодых сотрудников ИТУ и мерах ее преодоления. М., 1983.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. — 304 с.
- Ушатиков А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003.169. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности иколлектива сотрудников пенитенциарных учреждений: Учеб. пособие. Рязань, 1999.-198 с.
- Федеральная целевая программа «Реформирование уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 2006 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года № 636. — М., 2001.
- Фефелов В.А., Королев Г. И., Генералов B.C. Модель специалиста МТУ.-Рязань, 1980.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1983.
- Фопелъ К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. М.: Генезис, 2003. -160 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 442 с.
- Фромм СЛ. Душа человека. -М.: Республика, 1997.-317 с.
- Человек как субъект жизнедеятельности: Материалы IX Российской научной конференции. Рязань, 2002. — 232 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М. Логос, 1994. Шадриков В. Д. Методологические проблемы психологии профессионального обучения. // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. — М: Наука, 1981.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. // Психол. журн. 1980, — т.1 — № 3, — с.33−46
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
- Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. A.M. Столяренко. М, 2003. — 607 с.
- Ясперс К. Общая психология. М.: Наука, 1997. — 467 с.
- Maslow А.Н. Motivation and Personality. N.Y., 1954. — Р.92
- Maddi, Salvatore R., and Khoshaba, Deborah M. Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment, -1994 Oct, — V. 63 (n2). — P. 265 — 274.
- Norman Т. Psychology of Adjustment: understanding ourselvesand others. -N. Y.: Van Nostrand, 1978. P. 443.
- Khoshaba, D., & Maddi S. Early Antecedents of Hardiness 11 Consulting Psychology Journal. 1999. Vol. 51 (n2). — 106 — 117.