Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена высокой социальной значимостью профессиональной деятельности сотрудников УИС, в том числе младших инспекторов отделов охраны и безопасности. Выполняя важнейшие обеспечивающие функции, они создают условия для эффективного исполнения наказаний, исправления и ресоциализации осужденных. Их профессиональная деятельность характеризуется большой сложностью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологический анализ подходов к изучению адаптационного потенциала в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы
    • 1. 1. Психологическая характеристика процесса развития адаптационного потенциала в профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Специфика внешних и внутренних условий, обеспечивающих процесс развития профессионального адаптационного потенциала сотрудников уголовно-исполнительной системы
    • 1. 3. Психологическая модель процесса развития адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
  • ГЛАВА II. Психологическое обеспечение процесса развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
    • 2. 1. Организация эмпирического исследования уровней развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
    • 2. 2. Психологическая характеристика уровней развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
    • 2. 3. Программа развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности
    • 2. 4. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования процесса развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности

Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена высокой социальной значимостью профессиональной деятельности сотрудников УИС, в том числе младших инспекторов отделов охраны и безопасности. Выполняя важнейшие обеспечивающие функции, они создают условия для эффективного исполнения наказаний, исправления и ресоциализации осужденных. Их профессиональная деятельность характеризуется большой сложностью, связанной не только с особенностями объекта воздействия (различные категории людей и их общностей, совершивших уголовные преступления, имеющих высокий уровень личностной деформации и социальной опасности), но и спецификой условий, в которых она осуществляется (высокая степень закрытости, изолированности от общества, правовая регламентация, опасность для физического и психического здоровья) [164]. Преодоление названных и иных негативных обстоятельств профессиональной деятельности требует от сотрудников УИС актуализации личностных ресурсов, специальной психологической подготовленности к службе, особенно в период адаптации к ней. Развитие профессионального адаптационного потенциала сотрудников уголовно-исполнительной системы детерминировано рядом факторов:

— сложные и зачастую экстремальные условия несения службы и необходимость адаптации в этих условиях;

— социальная незащищенность и стремление к преодолению неблагоприятных жизненных ситуаций;

— мало развитое умение противодействовать негативному влиянию субкультуры осужденных и не сформированная коммуникативная компетентность самих сотрудников;

— стремление к сохранению собственного профессионального статуса в коллективе сотрудников и четкое восприятие содержания образа своей профессиональной деятельности;

— недостаточно развитые самооценка и самоуважение (в силу низкого социального статуса самой профессии);

— нереализованная потребность в ощущении собственной безопасности и близких родственников и низкое владение навыками общего самоконтроля, самообладания и настойчивости;

— слабо выраженная способность к анализу и оценке своей личности, поведения, деятельности.

Эти факторы обусловливают целесообразность их преодоления, поскольку развитый профессиональный адаптационный потенциал как совокупность внутриличностных свойств (ресурсов) сотрудников пенитенциарной системы способствует полноценному выполнению служебных обязанностей, преодолению неблагоприятных условий профессиональной деятельности, определяя тем самым эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы в целом [65, 115]. Таким образом, необходимость развития внутриличностных ресурсов сотрудников продиктована как современными требованиями реформирования уголовно-исполнительной системы, российского и международного законодательства, так и с позиции сохранения личности сотрудника пенитенциарной системы.

Вместе с тем исследование показывает, что специальных научно обоснованных психологических программ развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности, подтвердивших свою эффективность на практике, до сих пор нет. Таким образом, возникает ряд противоречий: с одной стороны, между значительным вниманием к психологическим проблемам профессиональной адаптации и недостаточным количеством исследований в области юридической психологии по проблемам развития адаптационного потенциала, посвященных сотрудникам пенитенциарной системы. С другой стороны, между имеющимися в психологической литературе данными о значимости внутриличностных ресурсов сотрудника УИС и необходимости их развития, способствующих личностному становлению в служебной деятельности, и системным опытом внедрения имеющихся разработок в психологическую практику уголовно-исполнительной системы.

Следовательно, разработка научно обоснованной психологической программы развития профессионального адаптационного потенциала личности сотрудника в профессиональной деятельности является актуальной проблемой.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования.

Общетеоретические подходы к изучению проблемы адаптационного потенциала разнообразны, исследовались в нескольких направлениях и рассматривались в контексте понятия «адаптация». Теоретико-методологические основы исследования адаптации личности заложены в трудах: Л. И. Анцыферовой (1999), А. В. Брушлинского (1993),.

A.Б. Георгиевского (1989), В. Т. Кудрявцева (1996), А. Н. Леонтьева (1972), Б. Ф. Ломова (1984) И. А. Милославовой (1974), А. А. Реана (1999), Г. Селье (1960) и ряда других авторов.

В рамках отечественной психологической науки различные аспекты проблемы адаптационного потенциала разрабатывалось такими учеными, как: К.А. Абульханова-Славская (1980), Л. А. Александрова (2004), Л. В. Корель (1999), Д. А. Леонтьев (2000), А. Г. Маклаков (2001), А. А. Реан, (2006), В. Г. Якунин (2004), Л. Н. Собчик (1998), А. Л. Свеницкий (1986),.

B.Д. Шадриков (1980).

Адаптационный потенциал как совокупность социально-психологических свойств личности в особых условиях деятельности и общения исследовали: Б. С. Братусь (1988), В. П. Казначеев (1980), И. К. Кряжева (1983), Л.А. Китаев-Смык (1983), В. И. Лебедев (1996), Б. М. Теплов, B.C. Мерлин (1983) и другие авторы.

Специфика процесса развития адаптационного потенциала в контексте различных направлений профессиональной адаптации кадров УИС к службе исследовалась: М. Г. Дебольским (1990), В. И. Белослудцевым (1993), Б. Г. Бовиным (1997), Р. Г. Галикеевым (1990), В. М. Поздняковым (1992), В. Ф. Пирожковым, А. Д. Глоточкиным (1975), А. В. Пищелко (1998),.

А.И. Ушатиковым (2003), А. В. Чечковой (2001) и другими учеными. Объектом их исследования являлись психологические особенности личности сотрудника ОВД и УИС, формирующиеся под воздействием условий профессиональной деятельности, а также морально-психологические факторы возникновения профессиональной деформации личности специалиста, уточнялись характер ее проявлений в процессе профессиональной деятельности и общения, были обозначены профилактические пути и средства, способствующие успешному выполнению служебной деятельности.

Вместе с тем практически не представлено исследований, посвященных адаптационному потенциалу сотрудников уголовно-исполнительной системы с точки зрения профессионального саморазвития субъекта труда, рассматривающего его личностное становление в служебной деятельности в контексте целостной жизнедеятельности. В частности, исследование С. П. Безносова (2004) о роли профессиональной деятельности, в отличие от других ее видов, в процессе (де)формирования личности акцентирует внимание на психологическом аспекте влияния профессионального труда на личность работников, взаимосвязи субъектных и личностных параметров специалистов. Между тем именно этот фактор является, по мнению большинства исследователей, значимым, определяющим с позиций гуманистических подходов.

Объект исследования — профессиональный адаптационный потенциал младших инспекторов отделов охраны и безопасности, предопределяющий успешную личностную самореализацию и результативность служебной деятельности.

Предмет исследования — развитие профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в профессиональной деятельности исправительных учреждений.

Цель исследования — изучить профессиональный адаптационный потенциал младших инспекторов отделов охраны и безопасности, способствующий успешной служебной деятельности. Разработать и апробировать в ходе эксперимента программу развития адаптационного потенциала в профессиональной деятельности младших инспекторов отделов охраны и безопасности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать степень научной разработанности проблемы адаптационного потенциала в отечественной и зарубежной психологии.

2. Выявить условия, обеспечивающие развитие адаптационного потенциала в профессиональной деятельности младших инспекторов отделов охраны и безопасности.

3. Определить психологические механизмы развития профессионального адаптационного потенциала.

4. Организовать и провести изучение адаптационного потенциала в профессиональной деятельности младших инспекторов отделов охраны и безопасности.

5. Определить уровни развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности.

6. Разработать и апробировать психологическую программу развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в служебной деятельности.

Гипотеза исследования:

1. В структуре профессионального адаптационного потенциала выделяются ведущие компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий, причем совокупность высоко развитых мотивационного и когнитивного компонентов определяет ядро профессионального адаптационного потенциала.

2. Развитие профессионального адаптационного потенциала проходит в три основных этапа:

— формирование адекватной мотивации, направленной на достижение профессиональных успехов;

— изменение психологического стиля общения личности младших инспекторов, отработка новых социально-психологических, личностных свойств, особенностей общения;

— закрепление когнитивных и поведенческих проявлений.

Методология и методы исследования.

Методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные принципы психологической науки: системности, детерминизма, развития (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. П. Деркач, Б. М. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.), методологические положения о единстве внешних и внутренних условий в формировании свойств личности (С.Л. Рубинштейн), взаимосвязи и взаимообусловленности профессиональной деятельности и целостной жизнедеятельности специалиста (Л.И. Анцыферова, А. Г. Асмолов Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, В. А. Петровский,.

A.Л. Свенцицкий, В. А. Толочек, В. Д. Шадриков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов: общенаучный метод — теоретико-методологический анализ научной литературы в области предмета исследованияэмпирические методы — беседа, анкетирование («Моти-вационный фактор профессионального выбора», «Незаконченные предложения»), анализ результатов психодиагностического обследования («Ценностные ориентации» М. Рокича, «Уровень притязаний личности» (опросник.

B.К. Гербачевского), «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса» (адаптация Н.В. Гришиной), «Метод диагностики межличностных отношений» (ДМО), «Волевой самоконтроль», «Методика определения локализации контроля" — программа математической обработки Statistica v 6.0- методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона, метод углового преобразования Фишера). На этапе формирующей работы использовались теоретико-экспериментальное моделирование психологической программы развития адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в профессиональной деятельности, эксперимент по проверке ее результативности.

Этапы исследования за период 2004 — 2007 гг. включали:

Первый этап — информационно-аналитический. На данном этапе проводился анализ теоретических источников с целью осмысления проблемы исследования, степени ее разработанности, подбор и поэтапное исследование методик в соответствии с определенными целями и задачами, разрабатывалась психологическая структура профессионального адаптационного потенциала сотрудников. При этом были подобраны объективно-психологические параметры для изучения, выделены критерии оценки, сформулированы теоретические положения исследования.

Второй этап — эмпирический. В целях проверки выдвинутой гипотезы был проведен констатирующий эксперимент: обработка, анализ результатов, их количественная и качественная оценка с использованием методов математической статистики, теоретическая интерпретация.

Третий этап — опытно-развивающий. На данном этапе была разработана и подвергнута экспериментальной проверке психологическая программа развития адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в профессиональной деятельности в ходе их первоначальной профессиональной подготовки на базе учебного центра УФСИН России по Республике Мордовия.

Четвертый этап — заключительный, на котором была проведена обработка и осмысление полученных эмпирических данных, их анализ, интерпретация, систематизация и обобщение, сформулированы выводы, подготовлена рукопись диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что проведено изучение профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности, выявлены содержательные особенности изучаемого феномена, в частности, определена психологическая структура профессионального адаптационного потенциала, уточнены оценочные критерии его уровней у младших инспекторов отделов охраны и безопасности, обеспечивающих исполнение наказаний осужденных. Также были научно обоснованы основные направления развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в профессиональной деятельности. Разработана психологическая программа развития профессионального адаптационного потенциала. При этом было экспериментально подтверждено ее позитивное влияние на развитие профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволили определить адаптационный потенциал сотрудника УИС в правоприменительной деятельности как совокупность психологических свойств (внутриличностных ресурсов), развивающихся в динамическом процессе преобразования личности под воздействием окружающей профессиональной среды исправительных учреждений.

Полученные данные позволяют дополнить представления о личности сотрудника в пенитенциарной психологии, более полно раскрыть имеющиеся в психологии представления о специфике профессионального адаптационного потенциала сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также обосновать пути его развития.

Практическая значимость заключается в том, что на основе исследования психологической структуры профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в служебной деятельности разработана научно обоснованная программа, способствующая его развитию. Использование этой программы в процессе первоначальной профессиональной подготовки позволяет повысить уровень профессиональной направленности и мотивации, способствует более четкому восприятию содержания служебной деятельности, развитию конструктивных межличностных отношений, повышению самооценки сотрудников отделов охраны и безопасности. Универсальность научно разработанной программы дает возможность последующей разработки специальных программ направленных, прежде всего на саморазвитие, самосовершенствование, самоактуализацию специалистов УИС в процессе профессиональной адаптации.

Результаты исследования нашли применение в деятельности психологов учебных центров УИС и пенитенциарных учреждений при разработке учебного материала по психологической подготовке к будущей профессиональной деятельности, а также при проведении обучающих семинаров с сотрудниками в процессе первоначальной профессиональной подготовки в учебных центрах ФСИН России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены совокупностью используемых современных общетеоретических положений и методологических позиций, применением комплексных, взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования, адекватных объекту, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, количественного и качественного анализа результатов исследования с помощью методов математической статистики. Выборка испытуемых составила 196 сотрудников младшего начальствующего состава отдела охраны и отдела безопасности УФСИН России по Республике Мордовия, проходящих первоначальную профессиональную подготовку на базе учебного центра. Из них 93 сотрудника мужского пола и 103 сотрудника женского пола. Стаж работы в уголовно-исполнительной системе — до 1 года. Средний возраст обследуемых — 32 года. Состоят в браке — 142 человека, 21 — холосты, 33 человека разведены. Высшее образование имеют 4 человека, 154 — среднее техническое, среднее специальное, 38 человек — среднее.

Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональный адаптационный потенциал младших инспекторов отделов охраны и безопасности представляет собой внутренний ресурс в виде психологических свойств, развивающихся в динамическом процессе преобразования личности под воздействием окружающей профессиональной среды исправительных учреждений. В психологической структуре профессионального адаптационного потенциала выделены ведущие компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий.

2. Условиями, обеспечивающими процесс развития профессионального адаптационного потенциала являются: внутренние условия (формирование профессиональной мотивации, направленной на достижение успехаспособствование принятию профессиональных ценностейформирование образа и содержания профессиональной деятельностиумение осуществлять общий самоконтрольовладение навыками самообладания и настойчивостиконструктивный анализ, оценка своей личности, поведения, деятельности) — внешние условия (знание специфики профессиональной средыизучение особенностей социально-психологического окружения, формирование готовности к конструктивному межличностному общению в профессиональном коллективе, на разных уровнях субъект — объектного и субъект — субъектного взаимодействия).

3. Обоснованный и апробированный в исследовании комплекс диагностических методов позволяет выявить дефицитарные компоненты профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности и определить пути его оптимизации в зависимости от уровня их развития.

4. Психологическая программа развития профессионального адаптационного потенциала, включающая в себя три последовательных этапа 1) формирование навыков эффективной коммуникации- 2) формирование навыков уверенного (ассертивного) поведения- 3) достижение личностного роста, развитие профессионального самосознания младших инспекторов отделов охраны и безопасности оказывает позитивное воздействие на внутриличностные ресурсы, способствующие успешности процесса профессионализации, развитию адаптивных способностей личности профессионала. В целом у сотрудников, участвующих в этой работе, значимо повышается мотивация к достижению успеха, приобретаются навыки конструктивного межличностного общения, повышается самооценка.

Результаты исследования прошли апробацию на базе учебного центра УФСИН России по Республике Мордовия. Основные положения диссертационного исследования изложены в научных публикациях, докладах и сообщениях автоpa на научных конференциях, в том числе: на межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы развития личности» (Рязань, 2005) — межрегиональном научно-методическом семинаре «Актуальные проблемы современной акмеологии» (Рязань, 2006) — научно-практической конференции «Деев-ские чтения» (Рязань, 2007) — втором межрегиональном семинаре аспирантов «Человек в изменяющемся мире: социально-психологические проблемы» (Тамбов, 2007) — и внедрены в процесс подготовки специалистов к практической деятельности психологической службы УФСИН России по Республике Мордовия, УФСИН России по Орловской области, а также в учебный процесс учебного центра ФГУ ЦИТО УФСИН России по Рязанской области.

Структура диссертационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована диаграммами, графиками и таблицами.

Заключение

.

В диссертационном исследовании по одной из наиболее актуальных психологических тем был проведен теоретико-методологический анализ научных подходов к проблеме развития профессионального адаптационного потенциала в деятельности такой специфической категории специалистов как сотрудники УИС. Теоретически обоснована психологическая структура профессионального адаптационного потенциала сотрудника уголовно-исполнительной системы. Выявлены психологические механизмы развития профессионального адаптационного потенциала, его уровни, а также выделены оценочные критерии, по которым можно судить о направлении процесса развития профессионального адаптационного потенциала. Разработана научно обоснованная психологическая программа развития профессионального адаптационного потенциала и экспериментально доказана ее эффективность.

В настоящее время наукой и практикой большое внимание уделяется личностной проблематике в профессиональной деятельности, поэтому создание условий и мотивации роста профессионализма сотрудников, соответствие профессиональной и морально-психологической подготовки, организация целенаправленного воспитательного воздействия на сотрудника являются основными направлениями психологических мер совершенствования профессионализации. Вопросы профессионального становления, совершенствования, саморазвития, самореализации сотрудников уголовно-исполнительной системы являются на современном этапе реформирования пенитенциарной системы очень актуальным, что подчеркивается в положениях «Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006;2010 годы». В качестве основных выводов по диссертационному исследованию выступили следующие:

1. Адаптационный потенциал младших инспекторов отделов охраны и безопасности в профессиональной деятельности является совокупностью психологических свойств (внутриличностных ресурсов), развивающихся в динамическом процессе преобразования личности под воздействием окружающей профессиональной среды исправительных учреждений. Психологическая структура профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в профессиональной деятельности состоит из мотивационного (мотивация достиженияценности личностного ростаустойчивость интереса к выполняемой профессиональной деятельности) — когнитивного (сформированный содержательный образ профессиональной деятельностивладение навыками конструктивного межличностного взаимодействиястремление к адекватной самооценке, самоуважению) — поведенческого (умение осуществлять общий самоконтрольвладение навыками самообладания и настойчивостиумение конструктивно анализировать, оценивать свою личность, поведение, деятельность) компонентов.

2. Процесс развития адаптационного потенциала обеспечивают условия, выделенные как внутренние условия (формирование профессиональной мотивации, направленной на достижение успехаспособствование принятию профессиональных ценностейформирование образа и содержания профессиональной деятельностиумение осуществлять общий самоконтрольовладение навыками самообладания и настойчивостиконструктивный анализ, оценка своей личности, поведения, деятельности) — внешние условия (знание специфики профессиональной средыизучение особенностей социально-психологического окружения, формирование готовности к конструктивному межличностному общению в профессиональном коллективе, на разных уровнях субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия).

3. Программа создает необходимые психологические условия, направленные на развитие профессионального адаптационного потенциала. Эти условия позитивно влияют на психологическую структуру профессионального адаптационного потенциала сотрудников, инициируют внутриличностные изменения, актуализируют психологический процесс развития уровней профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности в профессиональной деятельности.

4. Позитивное воздействие психологической программы развития профессионального адаптационного потенциала на внутриличностные ресурсы заключается в таких показателях, как: положительная динамика мотивации к достижению успеха, приобретение навыков конструктивного межличностного общения, повышение самооценки.

На основе проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации:

— оптимизировать процесс развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности с помощью целенаправленного изучения и воздействия в специально организованных психологических условиях, на основе дифференцированного психологического сопровождения. Это может быть реализовано как в процессе прохождения первоначальной профессиональной подготовки, так и во время выполнения служебных обязанностей, путем создания целевых тренинговых групп;

— проводить постоянный целенаправленный мониторинг и формирование личностно-профессиональных качеств сотрудника на основе требований, предъявляемых государством, обществом и международными Европейскими пенитенциарными правилами.

— при групповой психокоррекционной работе с младшими инспекторами отделов охраны и безопасности использовать научно обоснованную в настоящем исследовании развивающую программу с учетом результатов диагностики.

Перспективными направлениями дальнейших научных исследований являются:

— разработка целостной системы психокоррекционного сопровождения младших инспекторов отделов охраны и безопасности в процессе развития профессионального адаптационного потенциала;

— изучение взаимовлияний профессионального становления, развития, саморазвития сотрудника УИС как субъекта труда и его личностного становления в служебной деятельности в контексте целостной жизнедеятельности;

— разработка дифференцированных психологических программ, направленных на оптимизацию процесса развития профессионального адаптационного потенциала сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности-М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях. М, 1988.
  3. Г. И. Студент как субъект образовательного процесса. М.- Рязань: РИНФО, 1998 г. — 160 с.
  4. Г. И., Купцов И. И., Аксенов А. Н. Субъект и образование (методология и история проблемы). Рязань: РИНФО, 2000. — 97 с.
  5. Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2004. — с. 82 — 90.
  6. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976 г. — 272 с.
  7. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей (программа содействия успешной адаптации) / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2006.-216 с.
  8. Ю.А. Адаптированные методы изучения человека в условиях ИТУ.-М., 1996, — 36 с.
  9. И.И. Занимательная психология для юристов: учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана- Закон и порядок, 2001. — 206 с.
  10. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  11. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.-326 с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.- 19 с.
  13. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. — Т.20, — № 1. С. 6 19.
  14. АсмоловА.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -423 с.
  15. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. — № 1.
  16. И.А. Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе: Дис. канд. психол. наук. Л., 1985.
  17. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.-272 с.
  18. В. М. Крук И.В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. -Ростов н/Дону: Феникс, 1996. 445 с.
  19. В.А., Обозное А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности // Психол. журн. 1998. — Т.19. — № 5. с. 38−53.
  20. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М. 1981.-159 с.
  21. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1998.
  22. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  23. А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. — № 6. — с. 9 — 16
  24. А.В. С.Л.Рубинштейн родоначальник деятельностно-го подхода в психологической науке // Психол. журн. — 1989. — № 3. — с. 11 -17.
  25. М.Н., Русалинова А. А. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — с.92−97.
  26. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1999. — с.352
  27. В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Юрид. лит., 1991.-189 с.
  28. Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: Автореф. дис. канд. психол. наук., -М., 1977.
  29. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1979.
  30. В. Очерк психологии / Под ред. проф. Н. Я. Грота. -М., 1897.-391 с.
  31. Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
  32. Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, Т.3,1983.
  33. Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, Т.5,1983.
  34. Д.В., Ворона А. А., Пономаренко В. А. Некоторые подходы к формированию образовательной среды для повышения мотивации к освоению опасных профессий // Прикладная психология. -1998,-№ 4.,-с. 42−49.
  35. ГэлбрейтДж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  36. ВВ. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психол. журн. 1998. — Т. 19, — № 6. с. 20 — 27.
  37. М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов: Метод, материалы. М., Академия МВД России. 1996. — 36 с.
  38. Л.Д., Супрун А. П., Ярошенко А. И. Психологические аспекты индивидуальной профадаптации: Учеб. пособие. Барнаул, 1990. — 86 с.
  39. А.Л., Пищелко А. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров работников ОВД на основе новых информационных технологий. Домодедово: РИПК МВД России, 1995. — 83 с.
  40. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. — 254 с.
  41. В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 1997. 256 с.
  42. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб., 1994.
  43. Европейские пенитенциарные правила. 2006.
  44. М.И. Психологический энциклопедический словарь. М 2006. -198 с.
  45. М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006., — 560 с.
  46. Д.Н. Модели профессионального развития человека // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В. А. Бодрова. М., 2004.
  47. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1998. — Т. 18, — № 6. — с.35 — 44.
  48. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб., М.:Логос, 2001.
  49. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992.-378 с.
  50. О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  51. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  52. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 460 с.
  53. Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. — 750 с.
  54. Информационный бюллетень ГУИН МВД России. -М., 1995.-№ 26.5 5. Информационный бюллетень ГУИН Минюста России. -М., 1999.-№ 44.
  55. В.Г. Педагогическая психология: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2003, 366 с.
  56. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. -190 с.
  57. Г. В. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказания, в условиях реформы уголовно-исполнительной системы: Сб. науч. тр. М.:1996. с. 23 — 36.
  58. В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие. СПб. 1999. — с. 96 — 98.
  59. Kumaee-Смык JI.A. Психология стресса. -М., 1983.
  60. Е.А. Введение в психологию труда. М. МГУ, 1988.
  61. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.-304 с.
  62. И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран. М., 2002 .
  63. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова и др. Т. 1, М., 1982.
  64. Кон КС. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-267 с.
  65. Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы.-М. 2005.
  66. В.Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Психологический словарь. 3-е изд. доп. и перераб. М., 2004
  67. JI.B. Генезис и механизм адаптаций в постсоциалистической России: теоретико-методологический подход. Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск. 1999.
  68. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.-255 с.
  69. В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  70. И.К. Социально-психологические факторы адаптирован-ности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1983.
  71. Т.В., Шегурова В. Ю. Анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии.1983. -№ 2. -с. 51 -59.
  72. М.И. Адаптация выпускников вузов пенитенциарного профиля к воспитательной деятельности в колонии. Рязань. 1999.
  73. Купцов ИИ Психология. Курс лекций. Рязань, 2001. — 68 с.
  74. Купцов ИИ Человек как единство телесного, душевного и духовного: Материалы VIII Рос. науч. конф. Рязань, 1999. — с. 2 -6
  75. Т.А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Дисс. канд. психол. наук. Л., 1980.
  76. С.А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2001
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-222 с.
  78. А.Н. Проблемы развития психики. М, 1959
  79. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  80. Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации //Учен. зап. кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братусь, Д.А. Леонтьев1. М.: Смысл, 2002.
  81. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение/ Под ред. Л. М. Митиной. М. 2005.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984
  83. . Ф. Методология проблемы психологии. М., Наука, 1984
  84. С.А. Профессиональное самовоспитание сотрудников органов исполняющих наказание. Рязань. 1993. — 123 с.
  85. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. -Т. 22. -№ 1. — С. 16−24.
  86. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 256 с.
  87. B.C. Взаимосвязь развития индивидуальности и развития коллектива как фактор стабильности кадров / Прикладные проблемы психологии. М.: Наука, 1983. с.24−39.
  88. Методические рекомендации по предупреждению самоубийств сотрудников ОВД // Информ. обзор. № 2, — 1995
  89. Методические рекомендации по психологической подготовке личного состава спецподразделений ОВД. М., 1996.
  90. Методы современной психотерапии: Учеб. пособие / сост. Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова. М.: Класс, 2001., — 480 с.
  91. А.А., Завьялова Ж. В. Работа с возражениями и сопротивлениями. СПб.: Речь, 2004. — 96 с.
  92. Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях: Сб. ст. Домодедово, 1994. — 106 с.
  93. И. Н. Профориентация и профотбор как факторы повышения производительности труда. Киев: Знание, 1976. — 24 с.
  94. А.А. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988.
  95. С.А. Проблемы исполнения наказания и деятельности уголовно-исполнительной системы: Сборник научных трудов. М., 1997.
  96. Р.С. Психология: В 2 т. -М., 1994.
  97. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576 с.
  98. В.В. Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. СПб., 2003. — 176 с.
  99. Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. -М.: Пед. общество России, 2001.-367 с.
  100. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигма проекции, практики. М.: Логос, 1995. — 312 с.
  101. Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова. -М., 2005.-912 с.
  102. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М, 1997.
  103. В.Н. Психология человека. М., 2000. — 284 с.
  104. А.И. Психологические основы формирования отношений сотрудников ИТУ в процессе исполнения уголовного наказания. Рязань. 1984.10 В. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сб. упражнений для тренеров. СПб.: Питер, 2002. — 160 с.
  105. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология: Пер. с фр. М.: Просвещение, 1969.
  106. А.В. Психосоциальная реабилитация работников органов внутренних дел после чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 1998. с.32
  107. Платонов К. К Краткий словарь психологических понятий: Учеб. пособие. М: Высш. шк., 1981, — 110 с.
  108. К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — 212 с.
  109. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986.-255 с.
  110. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука. 1986.-345 с.
  111. Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000.
  112. О повышении роли психологической службы в организации и проведении отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22 апреля 1999. № 170
  113. По утверждению Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005. № 238
  114. Прикладная психология и психоанализ. М., 1998. — № 2. — с.34 — 42.
  115. Прикладные проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1983.-296 с.
  116. Проблемы профессионального общения сотрудников ОВД: Материалы научно-практической конференции. Домодедово. 1996. — 40 с.
  117. А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния //Психол. журн. 1999. — Т.20, -№ 2. — с. 115−124.
  118. Психологический словарь / В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, И. О. Гордеева: изд. 3-е, доп. и перераб. М. 2004.
  119. Психология в исправительно-трудовых учреждениях: Сб. ст. Домодедово: РИПК МВД России, 1993.
  120. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5 ч. / Под ред. А. Ф. Дунаева, А.С. Батыше-ва.-М, 1992.
  121. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой М., 2002. — 270 с.
  122. Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л. В. Кулакова. СПб.: Питер, 2002. — 427 с.
  123. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского, М.: Педагогика, 1987. с.238
  124. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова М. 2005.-416 с.
  125. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М.: ACT, 2000. — 480 с.
  126. Психолого-криминологическая диагностика личности осужденного и социально-психологическое сопровождение исполнения уголовного наказания: Материалы междунар. науч.-практ. семин. /- Владимир, 2005. 172 с.
  127. Рабочая книга пенитенциарного психолога / Под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева, А. В. Шамиса. М.: МВД России, 1998. — 208 с.
  128. Реформа уголовно-исполнительной системы России: состояние, проблемы, перспективы: Тезисы междунар. практ. конф. 28−29 октября 2004. Рязань, — 268 с.
  129. В.В. Юридическая психология. М. 1998
  130. СЛ. Бытие и сознание. -М. 1952. 308 с.
  131. СЛ. Основы общей психологии М.: Педагогика, т. 2 1989.-467 с.
  132. H.JI. Психологические условия адаптации молодых специалистов к современному рынку труда: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  133. В.А. Адаптация молодых специалистов на промышленном предприятии и пути ее оптимизации:
  134. Дисс.канд. психол. наук. Л., 1987.
  135. И.Н. Показатели адаптации сотрудников к профессиональной деятельности в экстремальных условиях пенитенциарных учреждениях: Дис. канд. психол. наук: Томск, 2003 с. 178
  136. АЛ. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986,-175 с.
  137. И.М. Избранные произведения. / Под ред. В. М. Каганова. -М&bdquo- 1953.-332 с.
  138. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб, 2001.-350 с.
  139. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. -СПб.: Речь, 2002. 256 с.
  140. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996. -144 с.
  141. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. — № 6. с. 13 -20.
  142. Слободчиков В. И, Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. — 417 с.
  143. Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин. -М., 2003.-793 с.
  144. JJ.H. Введение в психологию индивидуальности. М.: И1 111 ИСП 2000.-512 с.
  145. Современная психология: справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999. — 345 с.
  146. Социальная психология / Под ред. A.M. Столяренко. -М. 2001.-510 с.
  147. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.- / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  148. Н. Подготовка и предоставление тренинговых материалов. СПб.: Питер, 2002. — 160 с.
  149. A.M. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для вузов М., 2002. — 607 с.
  150. Столяренко Л Д. Основы психологии. Ростов н/Д., 2001. — 672 с.
  151. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-736 с.
  152. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Академия, 2005. — 360 с.
  153. А.В. и др. Этнофункциональный подход к психологическим показателям адаптации человека // Психол. журн.1998.-Т. 18,-№ 6.-с.64−72.
  154. А.Н. Негативные явления в общении сотрудников ИТУ с осужденными. Рязань, 1988.
  155. Н.Ф. Педагогическая психология. -М.: Академия, 1999
  156. Е.В. Социально-психологические проблемы адаптации молодого рабочего: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1976.
  157. .М. Психология: Учеб. для средней школы. -М.- Л., 1951.
  158. .М. Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.
  159. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. -М. 2007.-912 с.
  160. В. А. Современная психология труда. СПб, 2005.
  161. А.Ш., Колымба ИГ. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты (часть 2) // Психол. журн. 1998. -Т.19, — № 5.- с.81−87.
  162. М.Н. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — с.23.
  163. Уголовно-исполнительная система: Стат. сб. 1993 -2003. -М. 2003.
  164. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. -М., 1996.
  165. А.А. О возможности профессиональной деформации молодых сотрудников ИТУ и мерах ее преодоления. М., 1983.
  166. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1987. — 304 с.
  167. А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003.169. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности иколлектива сотрудников пенитенциарных учреждений: Учеб. пособие. Рязань, 1999.-198 с.
  168. Федеральная целевая программа «Реформирование уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 2006 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года № 636. — М., 2001.
  169. В.А., Королев Г. И., Генералов B.C. Модель специалиста МТУ.-Рязань, 1980.
  170. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  171. К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. М.: Генезис, 2003. -160 с.
  172. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 442 с.
  173. СЛ. Душа человека. -М.: Республика, 1997.-317 с.
  174. Человек как субъект жизнедеятельности: Материалы IX Российской научной конференции. Рязань, 2002. — 232 с.
  175. В.Д. Деятельность и способности. М. Логос, 1994. Шадриков В. Д. Методологические проблемы психологии профессионального обучения. // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. — М: Наука, 1981.
  176. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности.-М., 1982.
  177. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. // Психол. журн. 1980, — т.1 — № 3, — с.33−46
  178. Т. Социальная психология. М., 1969.
  179. П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
  180. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. A.M. Столяренко. М, 2003. — 607 с.
  181. К. Общая психология. М.: Наука, 1997. — 467 с.
  182. Maslow А.Н. Motivation and Personality. N.Y., 1954. — Р.92
  183. Maddi, Salvatore R., and Khoshaba, Deborah M. Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment, -1994 Oct, — V. 63 (n2). — P. 265 — 274.
  184. Norman Т. Psychology of Adjustment: understanding ourselvesand others. -N. Y.: Van Nostrand, 1978. P. 443.
  185. , D., & Maddi S. Early Antecedents of Hardiness 11 Consulting Psychology Journal. 1999. Vol. 51 (n2). — 106 — 117.
Заполнить форму текущей работой