Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дистанционное обучение. 
Методика преподавания психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Онлайн-обучение является перспективной формой дистанционного обучения и может осуществляться в рамках обычных (очных) образовательных программ, а также в условиях заочного образования. Преподавание курса может быть полностью или частично онлайн через Интернет. Оно дает больше свободы в организации учебного процесса. В случае, когда курс полностью осуществляется в режиме онлайн, преподаватель… Читать ещё >

Дистанционное обучение. Методика преподавания психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что такое дистанционное обучение. В современное образование широко внедряются различные дистанционные технологии обучения, использующие телевидение, Интернет, новые формы хранения и передачи информации. Дистанционными считаются формы обучения, которые предоставляют возможность исключить (или значительно ограничить) непосредственный личный контакт преподавателя с обучающимися. Новейшие педагогические технологии позволяют учиться дома, на работе или в любом другом удобном для студентов месте и гибко планировать время учебных занятий. Такая возможность важна для современных деловых и мобильных людей, а также для людей с ограниченными физическими возможностями. Ведущие вузы США, Канады, Японии, Англии, Германии, Франции имеют собственные телекоммуникационные системы или сети. Новая технология оказалась перспективной; развитие таких дистанционных технологий обучения происходит и в России.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможностей обучения непосредственно по месту жительства, работы или временного пребывания. Такое обучение имеет гибкий характер, студенты обычно нс посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров. Им предоставляются необходимые учебники и учебные пособия, разрабатываются четкие обучающие программы. Консультации обучающихся проводятся через сеть филиалов, телестудии и компьютерные сети.

Модели дистанционного обучения. Рассмотрим варианты (модели) организации дистанционного обучения. Консультационная модель является традиционной и до сих пор широко используемой в дистанционном образовании. Она предполагает регулярное посещение студентами консультационного (учебного) центра, где они прослушивают лекции, встречаются с другими студентами и преподавателями, получают необходимые им разъяснения и результаты оценки предыдущих работ. Преподаватели дают рекомендации о том, что и как необходимо изучить, студенты приносят свои домашние задания. Учебный процесс контролируется в консультационном центре тьюторами.

Модель кейс-технологии предполагает большую самостоятельность учащихся в учебной деятельности. Она напоминает схему заочного обучения, но имеет современное оснащение. Студент получает набор (комплект, кейс) учебных материалов, основу которого составляют бумажные учебные пособия, могут также включаться видеоматериалы и СИ. На установочном занятии тьютор объясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, инструктирует по организации самостоятельной работы. Затем периодически проводится консультирование и проверка тестов. Контролируемая самостоятельная работа составляет основу учебного процесса. Завершается изучение предмета заключительным занятием, па котором обсуждаются наиболее трудные вопросы. Экзамены проводятся, как правило, в письменной очной форме.

Модель корреспондентского обучения — это обучение по переписке. Преподаватели и студенты постоянно обмениваются учебными материалами, домашними заданиями и результатами. Очные контакты не планируются. Студенты получают:

  • 1) учебные материалы, которые они должны изучить за определенный промежуток времени;
  • 2) задания, которые необходимо выполнить;
  • 3) вопросы, на которые необходимо ответить.

Преподаватель консультирует и проверяет контрольные работы. Студент посылает все выполненные задания преподавателю и получает ответ, в котором содержится не только формальная оценка, но и анализ содержания ответов, рекомендации. Обмен информацией может происходить как по почте, так и по другим каналам связи: телефону, факсу, компьютерным сетям. Модель в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения студента отсутствуют телекоммуникации.

Радиотелевизионная модель обучения. Для доставки учебной информации в данном случае используются телевидение и радио. На их основе проводятся установочные занятия и лекции, самоподготовка осуществляется по учебным пособиям. Контрольные работы пишутся и высылаются учащимися. Консультации, экзамены реализуются обычно в очной форме.

Модель сетевого обучения базируется на использовании сети Интернет. После зачисления на учебный курс учащийся получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и фамилию тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов. Общение с преподавателем реализуется посредством электронной почты, телеили видеосвязи. Экзамены реализуются в очной форме или с помощью видео-конференцсвязи[1].

Для успешной учебы студентов в системе дистанционного обучения необходимы хорошо подготовленные учебные пособия, которые должны отличаться четкостью изложения, наглядностью материала и оптимальной краткостью, а также выполнять методические функции руководства обучением.

Доставка учебной информации, как правило, осуществляется либо по почте (текстовые материалы, СВ-диски), либо с использованием систем телекоммуникации (телевидение, Интернет, электронная почта). Важную роль для связи с преподавателем играет телефон, факс, электронная почта. Групповая работа, интерактивные формы обучения реализуются в форме телеи видеоконференций, дискуссионных групп в режиме онлайн.

В современных условиях прогресса электронной связи основными дистанционными образовательными технологиями являются интернет-технология и телекоммуникационная технология. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически проработанные информационные базы данных, которые включают фонд основной учебной и учебнометодической литературы, фонд периодических изданий, фонд научной литературы (в виде изданий на различных типах носителей). При дистанционном обучении каждому обучающемуся с помощью телекоммуникаций обеспечивается доступ к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана.

Средства дистанционного обучения. В традиционном учебном процессе средствами обучения являются печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске и конспекты, плакаты, кинои видеофильмы, а также слово преподавателя. В дистанционном образовании средства обучения значительно шире. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения дистанционного обучения используются:

  • — специализированные учебники с мультимедийным сопровождением;
  • — электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия;
  • — тренинговые компьютерные программы;
  • — компьютерные лабораторные практикумы;
  • — коитрольно-тестирующие комплекты;
  • — учебные видеофильмы и аудиозаписи;
  • — компьютерные сети.

Электронные учебные пособия и комплексы имеют ряд преимуществ:

  • — компактность хранения в памяти компьютера или на СВ; гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;
  • — возможность оперативного внесения изменений и дополнений;
  • — удобство пересылки по электронной почте.

В сущности, это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, позволяющее использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Компьютерные обучающие системы позволяют дифференцировать процесс обучения, дают учащемуся обратную связь об ошибках, обеспечивают самоконтроль и самокоррекцию, демонстрируют визуальную информацию, моделируют и имитируют процессы, дают возможность проводить лабораторные работы в условиях виртуальной реальности.

Компьютерные сети представляют собой множество компьютеров, соединенных каналами связи, которые осуществляют хранение и передачу информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет соединила вместе многие источники информации, прежде разделенные. Они стали доступны для всех. Для пользователя (учащегося) появилась возможность быстро получить текст источника, пользуясь компьютером, подключенным к Сети, и неважно, в каком городе или поселке, в какой стране этот компьютер находится. Учащийся почти не ограничен пространственными и временными рамками для получения информации[1]

Современное дистанционное обучение требует от учащихся определенной компьютерной компетентности, понимания, как устроена Сеть, знания соответствующей терминологии и владения компьютерными навыками на уровне квалифицированного пользователя. Интернет несет в себе громадный потенциал образовательных услуг. Значительная часть пользователей работает в сети Интернет в диалоговом режиме, который требует постоянного участия пользователя в управлении поиском информации в Сети и ее «скачивании». В диалоговом режиме главное средство поиска информации в сети Интернет — Всемирная паутина (WWW — World Wide Web). Для навигации и просмотра интернет-ресурсов необходима специальная программа — браузер. Браузер — это программа навигации и просмотра интернет-ресурсов по их URL (Universal Resource Locator — универсальная ссылка). Наиболее распространенными браузерами для работы в настоящее время являются Internet Explorer, Firefox и Google Chrome.

Для поиска информационных страниц в Сети нужно знать их URL, т. е. адрес, используемый веб-браузером для поиска ресурса в Интернете и представляющий собой стандартизированную строку символов, указывающую местонахождение ресурса или документа в Интернете. Данная строка обычно начинается с указания типа протокола (например, FTP://, если документ находится на FTP-сервере или, если он на веб-узле), за которым следует идентификатор конкретной информации, например, имя домена, которому принадлежит сервер, название организации или путь имени файла на этом сервере.

Поскольку мировая компьютерная сеть огромна, существует проблема поиска нужной информации. Для этого можно воспользоваться поисковыми системами, например, google.ru или google.com. Эти поисковые системы эффективны также для поиска статей и других электронных материалов, опубликованных в Интернете.

Особенности учебных занятий в дистанционном обучении.

Хотя самостоятельная работа студентов является основной в дистанционном обучении, традиционные виды учебных занятий — лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены — также в нем используются. Однако проявляются некоторые специфические особенности в их проведении.

Лекции, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем, но имеют другие преимущества. Для их записи используются аудиои видеокассеты, СО-диски. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Семинары дистанционного обучения являются активной формой учебных занятий и могут проводиться в виде видеоконференций. Они позволяют включиться в дискуссию в любой момент, вернуться назад, просмотреть предыдущие высказывания. Преподаватель выступает в роли равноправного партнера. Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете: 1) «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно, возможно, даже с использованием звука и изображения; 2) отсроченные по времени дискуссии, которые чаще всего и называют электронными конференциями, или телеконференциями.

Консультации являются формой руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Для этого используется телефонная связь и электронная почта, которая стала таким же типичным средством телекоммуникации, как телефон и факс, и служит для пересылки текстовых сообщений, а также файлов, содержащих компьютерную программу, графическое изображение, электронную таблицу, документ в текстовом редакторе, а также аудиои видеоинформацию. Электронная почта может использоваться для пересылки учебных материалов, заданий, для обсуждения неясных вопросов. Это отличное средство консультации, которым студенты пользуются все чаще. Электронная почта удобнее (не нужно договариваться о встрече с преподавателем и ехать), дешевле многих других средств передачи сообщений, допускает удобный асинхронный режим консультирования (можно спросить и заниматься другими делами; преподаватель ответит, когда сможет).

Лабораторные работы в дистанционном обучении предназначены для практического усвоения материала и могут использовать мультимедиа-технологии, имитационное моделирование. Виртуальная реальность позволяет продемонстрировать студентам явления, которые в обычных условиях показать сложно или вообще невозможно.

Контроль в дистанционном образовании предназначен для проверки результатов теоретического и практического усвоения учебного материала и широко использует тестовые формы. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий с использованием компьютера и Интернета.

Консультационные сессии, называемые порой тьюториалы, во время которых преподаватель (тьютор) и студенты встречаются друг с другом, направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов, консультирование по трудным вопросам. Широко используются метод анализа конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, имитационные упражнения, групповые дискуссии, различные формы групповой работы.

Надежность оценки усвоения знаний и умений студентов в системе дистанционного обучения достигается за счет того, что текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются или традиционными методами, или с использованием электронных средств (например, электронное тестирование), обеспечивающих идентификацию личности. Традиционные методы оценивания оказываются незаменимыми там, где необходима очная демонстрация профессиональных умений. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Онлайн-обучение является перспективной формой дистанционного обучения и может осуществляться в рамках обычных (очных) образовательных программ, а также в условиях заочного образования. Преподавание курса может быть полностью или частично онлайн через Интернет. Оно дает больше свободы в организации учебного процесса. В случае, когда курс полностью осуществляется в режиме онлайн, преподаватель и студенты могут находиться в разных частях страны или даже в разных странах; они собираются в виртуальной аудитории. В других случаях преподаватель использует онлайн-преподавание как дополнение к своему традиционному аудиторному курсу. Например, он размещает там информационные материалы, собирает студенческие работы или организует дискуссионную работу в малых студенческих группах. Такая форма проведения онлайн-курса получила название «гибридный курс» (Hybrid course).

Для того чтобы войти в виртуальную аудиторию, преподаватель или студент печатает URL сайта, на котором размещен учебный курс, где ему предлагается ввести пользовательское имя и пароль. В результате он входит на веб-сайт, на котором находятся навигационные кнопки. Преподаватель может, используя их, управлять размещением материалов и организацией содержания сайта. Например, он может размещать любые документы по курсу: программу, вопросы к семинару, задания или дополнительные информационные материалы, необходимые для студентов. Преподавателю предоставляется возможность размещать задания, видеть тс из них, которые выполнены студентами, помещать к ним свои комментарии и оценивать их. Он может организовать групповую дискуссию, просматривать участие в ней студентов и участвовать сам, помещая свои комментарии. Преподаватель также использует возможности электронной почты, которые имеются на сайте, для рассылки сообщений всем студентам данного курса одновременно. В качестве материалов можно помещать статьи для дополнительного чтения, а также видеофрагменты психологических наблюдений или экспериментов.

Чем онлайн курс отличается от обычного? Прежде всего, тем, что преподаватель не имеет возможности воздействовать голосом, интонацией, мимикой, позой, жестами, что обычно помогает в общении со студентами. Он не может улыбнуться в знак одобрения, вместо этого нелепая маленькая иконка ©. По крайней мере, в настоящее время преподаватель может полагаться прежде всего на электронное слово, если он хочет что-то сказать студентам, поэтому важно обращать внимание на стиль и интонацию, как она выражается в письменной форме. Однако возможность моментально обмениваться информацией и эмоциями делает электронную коммуникацию очень привлекательной для студентов, перед которыми открываются удобные формы сотрудничества друг с другом при работе над совместными проектами. Им не обязательно собираться всем вместе в одно время и в одном месте. В перспективе появляются возможности использования анимации, имитации, а также других медиаэффектов.

Для того чтобы преподавать онлайн, вовсе нет необходимости в знаниях программирования и сложных интернет-технологий. Базовых пользовательских умений вполне достаточно. В настоящее время разработаны и успешно используются многими преподавателями программы управления курсом (course management software programs), такие как Блэкбод (Blackboard), ВебСиТи (VebCT) и др. При ближайшем знакомстве они достаточно просты в использовании.

Использование дистанционных средств обучения ограничено в определенных областях науки и практики, в которых необходима непосредственная демонстрация и реальное взаимодействие с объектом изучения. Например, обучение экспериментальной психологии трудно реализовать через дистанционное обучение. Элементы дистанционного образования могут, однако, использоваться совместно с обычными формами обучения.

Получение профессиональных умений в гуманитарных и естественных областях также не может быть полностью реализовано в технологии дистанционного обучения. Например, обучение клинической психологии, изучение методов психотерапии требуют реального взаимодействия с пациентами и клиентами под наблюдением опытного клинициста. В связи с этим в профессиональной подготовке дистанционное обучение рассматривается как дополнительное средство. Больше возможностей в этом плане имеют различные виды дополнительного образования и повышение квалификации; обучающиеся здесь в большей мере проявляют ответственность и самостоятельность.

  • [1] Педагогические технологии. С. 267—312.
  • [2] Педагогические технологии. С. 267—312.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой