Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование воли как овладение собственным поведением

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У нерешительных людей наибольшие трудности связаны с необходимостью принятия решения. Они не умеют и не любят этого делать. По если решение ими принято, последующие этапы действия могут протекать вполне адекватно. Другие люди, напротив, принимают решение быстро и легко, но импульсивно, без необходимого обдумывания всех его последствий и способов достижения принятой цели. Их тоже нельзя отнести… Читать ещё >

Формирование воли как овладение собственным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воля — специфически человеческое качество. В поведении животных имеются лишь некоторые ее аналоги. К ним относится, например, рефлекс свободы, заключающийся в том, что животные способны преодолевать препятствия при насильственном ограничении движений. Это врожденная реакция узкого действия исключительно в рамках приспособительного поведения и актуальных биологических потребностей. Только человек способен проявлять специфическую активность, направленную на то, что необходимо, что соответствует социально одобряемым нормам поведения, вопреки своим непосредственным интересам и потребностям, субъективно переживаемым как «я хочу!» .

Воля — продукт общественно-исторического развития и формируется прижизненно как способность противостоять власти актуальных потребностей и импульсивных желаний.

Волевая активность требует преобразования взаимоотношений индивида со средой, формирования у пего сознания, новых видов потребностей и способов их удовлетворения. Па основе потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата у человека формируется сознательная ориентировка по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане представления, воображения. Цель направляет и регулирует деятельность. Но цель, которая должна осуществиться как результат действия, теряет свои регулирующие функции, если она далека и трудна. Расширение и усложнение целей в процессе жизнедеятельности сделали пути их достижения более тяжелыми. Возникла необходимость в формировании более сложных действий и механизмов их саморегуляции, которые были бы адекватны достижению далеких и труднодостигаемых целей.

Волевые качества личности и их значение в деятельности учителя. Требования и критерии эффективного осуществления волевых действий определили содержание и структуру способностей к волевой активности — специфический комплекс волевых качеств личности, которые необходимы человеку на всех этапах волевого действия.

Качество, которое позволяет успешно ставить перед собой и другими людьми новые цели, называется инициативностью. Развитие инициативности расширяет возможности человека к творчеству в различных видах деятельности, повышает лидерские и организаторские способности, безынициативный человек — это потенциальный исполнитель и подчиненный. Ему будет трудно, если возникнет необходимость взять на себя функции руководителя. Для учителя инициативность, организаторские способности — профессионально значимые качества, которые должны целенаправленно развиваться в процессе профессиональной подготовки.

На этапе борьбы мотивов помогает решительность — способность быстро принимать решения, но не импульсивно, а обдуманно, со знанием дела, и затем быстро претворять их в жизнь. Нерешительный человек принимает решение долго, мучительно, неоднократно меняет его. Обычно он привлекает к обсуждению и принятию решения других людей, с тем чтобы впоследствии возложить на них ответственность. Принятое в таких условиях решение не обладает побудительной силой и нередко вообще не реализуется. Нерешительные люди имеют склонность избегать ситуации, в которых им нужно принимать важные решения, предпочитают пускать дело на самотек.

Претворение принятого решения в жизнь требует от человека исполнительности, целеустремленности, настойчивости, терпеливости, дисциплинированности, смелости.

На всех этапах волевого акта человеку важно проявлять самостоятельность, уметь принимать решения и совершать действия без помощи других, руководствуясь собственными взглядами, используя свои знания и умения. Многие люди испытывают чувство удовлетворения, радости и даже счастья не тогда, когда достигают желаемого, а от самого процесса его достижения.

пример

Особенность педагогической деятельности заключается в том, что это деятельность с отсроченным результатом. Цели обучения и воспитания учащихся достигаются в течение длительного времени. Чтобы сохранять высокий уровень волевой активности, эффективно решать педагогические задачи, повышать педагогическое мастерство, учителю важно сформировать в себе волевые качества, позволяющие добиваться отдаленных целей.

Осуществление волевых действий вызывает у человека разнообразные эмоции: в случае достижения успеха — положительные, в случае неудачи, неспособности преодолеть препятствия — отрицательные, например, страх перед трудностями, перед поражением или страх совершить какое-либо необходимое, но связанное с опасностью действие. В подобных ситуациях человек нередко испытывает чувство стыда: не справился, подвел других, не оправдал надежд. Вспыльчивость, раздражение, гнев часто выражаются субъектом в форме аффекта — потери контроля над собой. Человек обвиняет в своих неудачах других людей, вступает с ними в конфликт. При повторных и длительных неудачах у него возникают стрессы, развивается состояние фрустрации, он теряет веру в себя.

Умение владеть собой, своими эмоциями и действиями, способность сдерживать психологические и физиологические проявления, мешающие достижению цели, характеризуют такие волевые качества, как выдержка и самообладание.

пример

Указанные качества важны для учителя. В его работе нередко возникают конфликты с учащимися. Причины их многообразны: несогласие с оценкой, нарушение дисциплины, невыполнение педагогических требований и многое другое. Выдержка и самообладание позволяют учителю избежать срывов, предотвратить состояние аффекта, сохранить контроль над ситуацией и над собой и найти конструктивный способ разрешения конфликта.

Учитель несет ответственность за результаты своего труда, за применяемые по отношению к детям педагогические воздействия. В ответственности как волевом качестве личности заключена необходимость давать отчет в своих решениях и действиях, отвечать за их результат и возможные последствия.

пример

Способность человека к волевым действиям предполагает гармоничное развитие у него комплекса основных волевых качеств. О таком человеке говорят, что у него сильная воля. Субъект с сильной волей способен ставить перед собой труднодостижимые цели, принимать важные и сложные решения, претворять их в жизнь. Он умеет справляться с отрицательными эмоциями, возникающими при временных неудачах. Преодоление препятствий повышает его активность и может вызывать чувство удовольствия.

Человека с низким уровнем развития волевых качеств называют безвольным. Он предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, следует своим непосредственным влечениям, уступает своей лени. Если обстоятельства требуют от него выполнения сложного действия, связанного с достижением трудной цели, он обычно совершает его под влиянием внешнего давления, из страха перед наказанием или ради поощрения, не следуя своему волевому решению. Препятствия в такой ситуации вызывают отрицательные эмоции; активность, направленная на их преодоление, невысока, чувства ответственности за качество полученного результата человек не испытывает, так как действие совершается под влиянием внешних сил, а не как проявление собственной активности личности.

Волевые действия каждого человека характеризуются индивидуальными особенностями, которые определяются сочетанием и уровнем развития различных волевых и других личностных качеств. Вариантов здесь очень много. Например, человек проявляет высокую волевую активность только тогда, когда кто-то указывает ему, что и как нужно делать. Это может быть следствием низкого уровня развития инициативности при хорошей исполнительности и дисциплинированности. Такие люди, как правило, послушно готовы к принятию целей, поставленных перед ними другими, им присущи внушаемость или конформность.

Внушаемость выражается в снижении (или полном отсутствии) сознательности и критичности при восприятии и реализации кем-то внушаемого содержания. Человек неосознанно живет по внушенным установкам и направляет свои усилия на достижение навязанных целей деятельности. Ему нс свойственно проявление активности, направленной на осмысление целей, их логический анализ, оценку в соответствии со своим опытом и собственным пониманием ситуации, и он может оказаться полностью зависимым от желаний и целей других людей. Всякий человек внушаем, но индивидуальная выраженность этого качества варьирует очень существенно.

Конформность заключается в тенденции изменить свое поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием позиции других людей. Для конформного человека важно, чтобы его поведение соответствовало мнениям, оценкам или требованиям окружающих. Так, выбирая будущую профессию, некоторые молодые люди следуют не своим стремлениям, а подчиняются, например, совету, а иногда и давлению родителей, выбирают вуз по примеру товарища или отдают дань выбору модной, престижной профессии. Элементы конформизма присущи всякой личности, но степень его выраженности обусловлена целым рядом индивидуальных и социальных условий и обстоятельств, таких как возраст, образованность, специфика групп и др. (см. § 23.5).

пример

У нерешительных людей наибольшие трудности связаны с необходимостью принятия решения. Они не умеют и не любят этого делать. По если решение ими принято, последующие этапы действия могут протекать вполне адекватно. Другие люди, напротив, принимают решение быстро и легко, но импульсивно, без необходимого обдумывания всех его последствий и способов достижения принятой цели. Их тоже нельзя отнести к числу решительных. Принятые ими решения часто оказываются невыполненными или приводят не к тем результатам, к которым человек стремился. Еще один вариант негармоничного развития волевых качеств — сбои и нарушения, связанные с исполнительским звеном волевого действия. В этом случае человек способен принять обдуманное решение, правильно выбрать цель, но ему недостает практических умений, настойчивости, терпения довести дело до конца. А есть категория людей, которые осуществляют действия без должного контроля получаемых результатов, не заботятся об их соответствии нормам и эталонам. Однако качественных результатов деятельности они обычно не получают, нанося этим вред себе и другим.

Самоконтроль за качеством результатов важен практически во всех видах деятельности. Нарушение того или иного звена в структуре волевого акта всегда выступает следствием того, что человеку недостает самостоятельности и ответственности за дело, которое он выполняет, а иногда и за свою судьбу. Корни формирования безвольной личности или проявления «сбоев» в отдельных звеньях волевого действия лежат обычно в дефектах воспитания, стиле жизни человека, его взаимоотношений с другими людьми.

Воспитание воли. Формирование волевых качеств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Методами воспитания волевых качеств являются убеждение, разъяснения, произведения художественной литературы, рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удается преодолевать трудности. Эти методы направлены на раскрытие значения и смысла общественно значимых норм. Очень важен личный пример. Но одних этих методов недостаточно для того, чтобы человек смог перенести усваиваемые правила и нормы поведения в реальную жизнь. Нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер. Ни одно волевое качество нельзя воспитать, только разъясняя, призывая и показывая.

пример

Начиная с детских лет нужно создавать ситуации, в которых человек смог бы проявить желаемое качество. Это могут быть как реальные ситуации, так и ролевые игры. Процесс воспитания воли длителен. Он основан на постепенном включении в деятельность все более отдаленных целей, достижение которых требует приложения волевых усилий. Важно вовремя оказать человеку, и особенно ребенку, дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Но при этом нельзя ограничивать его самостоятельность. Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок всегда был послушным, в определенных пределах ему нужна свобода мыслей и действий, иначе он не сможет научиться сознательно и самостоятельно регулировать свои действия. Сохранить высокий уровень волевой активности помогают положительные эмоции, поэтому следует замечать даже самые малые успехи и вместе с ребенком радоваться им. Важно также помочь ребенку понять, что можно испытать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т. е. повысить в его глазах ценность совершения волевого действия. Не менее важно правильно относиться к ошибкам и неудачам ребенка: не ругать его за них, не унижать его достоинство, не вызывать чувство вины и неуспешности. Эти меры только снизят его самооценку и не принесут пользы. Следует помочь ребенку понять причину неудачи, наметить вместе с ним план дальнейших действий. В формировании воли стремление к успеху — более действенный мотив, чем избегание неудачи. Вот почему важно учить детей не бояться неудач, а извлекать из них полезный опыт. Человеку легче осуществлять волевые действия, используя ранее усвоенные правила поведения и сформированные полезные навыки. Если ученик усвоил, что в школу и в другие места нужно приходить вовремя, без опоздания, ему будет легче так планировать свое время, чтобы следовать этому правилу. Если он привык садиться за приготовление уроков в определенное время, ему будет легче отложить интересную книгу или преодолеть лень.

Осуществление волевых действий требует самоконтроля. Взрослым следует постепенно переходить от постоянного контроля за деятельностью ребенка к эпизодическому контролю, побуждая его к самоконтролю. Необходимо учитывать и возрастные особенности детей. В младшем школьном возрасте дети больше нуждаются во внешнем контроле, в большей степени проявляют готовность следовать инструкциям и выполнять требования. В подростковом возрасте внешний контроль уже не соответствует новым ценностям и стремлению личности к самоутверждению. Чрезмерный внешний контроль вызывает у подростков негативизм и упрямство.

Негативизм проявляется в отказе выполнять предъявляемые требования или в совершении действий, намеренно противоположных требованиям или ожиданиям других людей. Такие действия, как правило, лишены разумных оснований. Людьми, проявляющими негативизм, управлять так же легко, как и конформистами. Достаточно только ставить перед ними цели и формулировать требования, обратные тому, что действительно следует сделать.

Упрямство выражается в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему. Внешне оно напоминает волевое поведение, но таковым не является, так как осуществляется вопреки разумным доводам и часто во вред самому человеку.

У большинства подростков негативизм и упрямство — преходящие явления, отражающие кризис возраста. Применяя по отношению к ним методы физического наказания или психологического давления, можно временно добиться послушания, но не воспитать волю. Воспитание воли основано на уважении к личности, признании ее прав на самостоятельность и творчество.

Жизнь в обществе и воспитание формируют в человеке психологические механизмы произвольных действий и волевой активности. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями в процессе самовоспитания. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств.

Один из основоположников учения о воле французский психолог Теодюль Рибо (1839−1916) так определил ее значение: «Воля представляет собой венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью» .

Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств совершение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы по преобразованию действительности, преодолению и преобразованию себя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой