Развитие коммуникативных способностей студентов технического вуза при обучении иностранному языку: На примере английского языка
Диссертация
Сначала студентам был предложен тест-опросник «Коммуникативные 0 и организаторские склонности» (КОС — 2), содержащий 40 вопросов. На каждый из вопросов следовало ответить «Да» или «Нет». Время на выполнение методики — 10 — 15 минут. За каждый ответ «Да» и ответ «Нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывался один балл. При обработке… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические и теоретические проблемы формирования и развития коммуникативных способностей
- 1. 1. Понятие способностей в психологии
- 1. 2. Проблема общения и коммуникативных способностей в современной психолого-педагогической литературе
- 1. 3. Роль общения в студенческом возрасте
- Глава 2. Развитие коммуникативных способностей в процессе обучения иностранному языку (английскому)
- 2. 1. Основные подходы к исследованию коммуникативной функции речи
- 2. 2. Иностранный язык как средство развития коммуникативных способностей
- 2. 3. Современные методы развития коммуникативных способностей
- Глава 3. Экспериментальное исследование процесса развития коммуникативных способностей студентов технического вуза
- 3. 1. Результаты констатирующего эксперимента на определение наличного уровня развития коммуникативных способностей студентов технического вуза
- 3. 2. Возможности интенсификации развития коммуникативных способностей студентов технического посредством работы по специально разработанной системе занятий
- 3. 3. Анализ результатов экспериментального исследования
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию /Г.С. Абрамова.-Екатеренбург, 1995.-220с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология /К.А. Абульханова-Славская.-М., 1980.-335с.
- Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности /К.А. Абульханова-Славская// Психологический журнал.-1985.-№ 5.- С.3−18
- Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии /А. Адлер.-М., 1995.-292с.
- Алексеева, Т.К. Деловой английский. English for Business. Часть 1−2: Учебник английского языка /Т.К. Алексеева, В. Г. Дарская, Л. А. Лясецкая и др.-М.:Вече, 2000.-640с.
- Алтунина, И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей: Дис.. канд. психол. наук 19.00.07 /И.Р. Алтунина.-М., 1999.-213с.
- Ананьев, Б.Г. Возрастная психология взрослых /Б.Г. Ананьев.-Л., 1971.-356с.
- Ананьев, Б.Г. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) /Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев и др.-Л., 1976.-290с.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Б.Г. Ананьев.-Воронеж, 1996.-383с.
- Ананьев, Б.Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний /Б.Г. Ананьев //Вестник высшей школы.-1972.-№ 7.-С. 19−24.
- Ананьев, Б.Г. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Б.Г. Ананьев, И. В. Кузьмина.-Л., 1974.-123с.
- Андреева, Г. М. Межличностное восприятие в группе /Г.М. Андреева, А. И. Донцова.-М., 1981.-295с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология /Г.М.Андреева.-М.:Наука, 1994.-324с.
- Андреева, Д.А. Проблемы адаптации студента /Д.А. Андреева // Молодежь и образование.-М., 1972.-С. 194−203.
- Анисимова, О.М. Самооценка в структурной личности студента: Дис.. канд. психол. наук /О.М. Анисимова.-Л., 1984.-183с.
- Арбенина, В.Л. Обшение как фактор социальной адаптации студентов / В. Л. Арбенина //Проблемы адаптации студентов.-Вильмос, 1978.-С.62−63.
- Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей /Т.И.Артемьева.-М., 1977.-263с.
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования /А.Г. Амолов.-М., 1984.-201с.
- Асмолов, А.Г. Психология /А.Г. Асмолов.-М., 1990.-367с.
- Атватер, И. Я вас слушаю. Советы руководителю /И. Атватер.-М., 1984.- 111с.
- Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности /А.В.Батаршев.-М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-176с.
- Бим, И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач /ИЛ. Бим, А. А. Леонтьев //Общая методика обучения иностранным языкам.-М.: Русский язык, 1991.-С.99−111.
- Бир, С. Наука управления /С. Бир.-М., 1971.-150с.
- Богацкий, И.С. Бизнес-курс английского языка. Словарь -справочник /И.С. Богацкий, Н. М. Дюканова.-Киев:Логос, 1997.-325с.
- Богданович, Д.Я. Внутригрупповые взаимоотношения и общительность /Д.Я. Богданович //Социально-психологические илингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми.-Л., 1970.-С.36−37.
- Богомолова, Н.Н. Об исследовании восприятия коммуникатора /Н.Н. Богомолова //Проблемы восприятия и познания людьми друг друга.-Краснодар, 1977.-С.115−128.
- Богоявленская, Д.Б. Тезисы интеллектуальной активности. / Д. Б. Богоявленская, И. А. Сусоколова //Сборник психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. Под редакцией Я. А. Понамарева.-М., Наука, 1990.-С. 159−171.
- Бодалев, А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей /А.А. Бодалев// Вопросы психологии.-1984.-№ 1.-С. 18−25.
- Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности /А.А. Бодалев.-Л., 1970.-80с.
- Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А. Бодалев.-М., 983.-103с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович.-М., 1968.-464с.
- Бонк, И.А. Английский для международного сотрудничества /И.А. Бонк.-Издание СП «Прим-Ди», 1992.-352с.
- Бонк, И.А. Учебник английского языка в 2 частях.,-М.: Высшая школаД991.-1150с.
- Братусь, Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности /Б.С. Братусь //Подросток и юноша.-М., 1977.-С.21−64.
- Буева, Л.П. Общественные отношения и общение /Л.П. Буева // Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.-С.37−49.
- Бурлаков, В.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей учителя иностранного языка: Дис.. канд. психол. наук 19.00.05 /В.В. Бурлаков.-Калуга, 1991.-263с.
- Васильев, Г. С. Проблема коммуникативных способностей членовпервичных учебно-воспитательных коллективов. Автореферат, дисс. на поиск ученой степени, кандидат психологических наук /Г.С. Васильев.-М., 1977.-21с.
- Винер, Н. Кибернетика и общества /Н. Винер.- М., 1971.-210с.
- Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков, — М., 1981.-98с.
- Выготский, А.С. Проблемы возраста /А.С. Выготский //Собр. соч. М.:ПедагогикаД984.-Т.4. — 259с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений /А.С. Выготский.-М., 1982.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию /П.Я. Гальперин.-М., 2000.-263с.
- Гальперин, П.Я. Опыт изучения и формирования умственных действий. /П.Я. Гальперин //Доклады на совещании по психологии (июль 1953)-Издательство АПНРСФСР, 1954.-432с.
- Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Н.И. Гез, М. В. Ляковицкий, А. А. Миролюбов и др.-М., 1982.-303с.
- Генов, Ф. Инженерная психология /Ф. Генов.-София, 1978.-385с.
- Георгиева, Т.С. Пути сотрудничества вузов с производством /Т.С. Георгиева //Вестник высшей школы.-М., 1988.-С. 10−28.
- Гиппиус, С. Гимнастика чувств. Термины творческой психотехники /С. Гиппиус.-М.-Л., 1967.-295с.
- Голубева, Э.А. Комплексное исследование способностей /Э.А. Голубева //Вопросы психологии.-1986.,№ 5.-С.ЗЗ-45.
- Голубева, Э.А. Способности и склонности: комплексное исследование / Э. А. Голубева.-М., 1989.-154с.
- Горюнова, Е.М. Определение уровня коммуникативных способностей у студентов НИ РХТУ /Е.М. Горюнова //Материалы внутривузовской конференции.-1111У им. Л. Н. Толстого, 2002.-С.97−102.
- Грайс, П. Логика и речевое общение. Лингвистическая прагматика. Новое в зарубежной лингвистике /П. Грайс.-М., 1986.-С.217−237.
- Давидюк, Г. Л. Студент и его деятельность /Г.Л. Давидюк.-Минск. БГУ, 1978.-159с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. -М., 1986.-120с.
- Дейк ван, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация /Т.А. Дейк ван.-М., 1989.-103с.
- Джидарьян, И.А. Психология общения и развития личности /И.А. Джидарьян //Психология формирования и развития личности.-М., 1981,-С.127−158.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин.- Издательство «Питер», 1999.-350с.
- Дьяков, А.П. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы /А.П. Дьяков, Г. В. Горченко и др.-Воронеж, издательство ВГУ, 1991.-160с.
- Дьяченко, М.И. Психология высшей школы /М.И. Дьяченко, Л. А. Кадыбович.-Минск. БГУ, 1981 .-382с.
- Ерастов, Н.П. Развитие лингвистического мышления школьников (проблема и метод) /Н.П. Ерастов.-Ярославль, 1968.-140с.
- Жемчугова, Л.В. Исследование возрастных различий в уровне активности, общительности у старших школьников и студентов /Л.В. Жемчугова //Вопросы психологии личности и деятельности.-Свердловск, 1982.-С.21 -28.
- Журавченко, Л.А. Деловой английский /Л.А. Журавченко, Е. Г. Пикалова, B.C. Чопорова.-Вече, 1997.-263с.
- Журавченко, Л.А. Деловой английский /Л.А. Журавченко, Е. Г. Пикалова, B.C. Чопорова, Шах-Назарова.-Вече, 1998.-304с.
- Завалишина, Д.Н. Психологическая структура способностей //
- Развитие и диагностика способностей.- М.:Наука, 1991.-С.83−100.
- Залюбовская, Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дис.. канд. психол. наук /Е.В. Залюбовская.-М., 1984.-192с.
- Захарова, А.В. Психология обучения старшеклассников /А.В. 3ахарова.-м.,.-1976.-230с.
- Звегинцев, В.А. История языкознания XIX—XX вв.еков в очерках и извлечениях /В.А. Звегинцев.-М., 1965.-З05с.
- Звегинцев, В.А. Предложение и его отношение к языку и речи /В.А. Звегинцев.-М., 1973 .-54с.
- Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке /И.А. Зимняя.-М //Кн. для учителя.,-М.:Просвещение, 1985.-160с.
- Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного) /И.А. Зимняя.-М.:Русский язык, 1989.-219с.
- Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии /В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов.-М., 1994.-130с.
- Злобина, Е.Г. Общение как фактор развития личности Автореферат дисс. кандидата психологических наук /Е.Г. Злобина.-Минск, 1980.-53С.
- Иващенко, Ф.И. Потребность школьника в признании и методика ее исследования /Ф.И. Иващенко //Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1981 .-С.291−295.
- Кабардов М.К. Индивидульно-психологические особенности усвоения иностранного языка взрослыми учащимися при интенсивном обучении /М.К. Кабардов //Новые исследования в психологии.-М., 1982.-№ 1-С.-37−45.
- Кадочкина, B.C. О понятии «адаптация студентов в вузе» /B.C.
- Кадочкина //Оптимизация процессов формирования личности студента.-Куйбышев, 1980.-С.83−94.
- Карлинская, Л.И. Значение профессионально направленного общения студентов на занятии по иностранному языку для оптимизации учебного процесса /Л.И. Карлинская //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в высшей школе.-Куйбышев, 1984.-С.81−82.
- Касаткин, С.Ф. Мастер общения. Советы практического психолога /С.Ф. Касаткин.-Питер, 2002.-128с.
- Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. /Г.А. Китайгородская.-М., 1982.
- Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека /А.Г. Ковалев, В. И. Мясшцев //Наука и искусство.-Л., 1963.-С.44−61.
- Кон, И. С. Дружба. /И.С. Кон.-М., 1986.-102с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности /И.С. Кон.-Москва, Просвещение, 1989 г.-120с.
- Кон, И. С. Психология юношеского возраста /И.С. Кон.-М., 1979.90с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.-Минск, 1976.-88с.
- Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Автореферат дисс. кандидата психологических наук /Я.Л. Коломинский.-МинскД980.-58с.
- Кольцова, В.А. Общение и познавательные процессы /В.А. Кольцова.-Издательство Наука.-110с.
- Краткий психологический словарь /Ред. сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп.-Ростов Н/Д: Издательство Феникс, 1999.-512с.
- Кричевский, Р.Л. Восприятие членов малой группы ееруководителем и самой группой /Р.Л. Кричевский //Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами.-М., 1974.-С.53−67.
- Кричевский, P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе /P.JI. Кричевский 2-ое издание доп. и перераб.-М., 1996.-180с.
- Крупное, А.И. Психологическая проблема исследования активности человека /А.И. Крупное //Вопросы психологии.-М., 1984.-№ 3.-С.25−32.
- Крупное, А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов /А.И. Крупное // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе.-М., 1986.-С.92−102.
- Кузьмин, Е.С. Социально-психологическая особенность личности /Е.С. Кузьмин //Социальная психология личности.-Л., 1974.-С.8−12.
- Курбатов, В.И. Искусство управлять общением /В.И. Курбатов.-Ростов Н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-352с.
- Кыргесаар, Я. О динамике психологического здоровья студентов на основе материалов самооценки /Я. Кыргесаар //Организация учебного процесса.-Тарту, 1975.-вып.4.-С.26−37.
- Лейтес, Н.С. Возрастные особенности развития склонностей / Н. С. Лейтес //Проблемы общественной возрастной и педагогической психологии.-М.,-1978.-С.48−63.
- Лейтес, Н.С. Об изучение проблемы склонностей в русле идей Б.М.Теплова /Н.С. Лейтес //Вопросы психологии.-1976.-№ 5.-С.15−28.
- Лейтес, Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников /Н.С. Лейтес //Вопросы психологии.-1985.-№ 1 .-С.53−70.
- Лейтес, Н.С. Способность, труд, талант /И.С. Лейтес.-М., 1961.220с.
- Лейтес. Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей /Н.С. Лейтес // Проблемы дифференциальной психологии.-М., 1977.-С.223−233.
- Лейтес.Н. С. Умственные способности и возраст /Н.С. Лейтес.-М.: Педагогика, 1971 .-231с.
- Лендгрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений /Г.Л. Лендгрет.-М., 1994.-368с.
- Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования /А.А.Леонтьев //Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.-С.
- Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А.Леонтьев.-Тарту, 1973.-283с.
- Леонтьев, А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев.-М.: Смысл, 1997.-365с.
- Леонтьев, А. А. Функции и формы речи (язык, речевая деятельность) /А.А. Леонтьев.-М., 1969.-С.241−255.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев.-М., 1975.-210с.
- Леонтьев, А.Н. О формировании способностей /А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии.-М., 1960.-№ 1.-С.51−70.
- Лийметс, Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы /Х.И. Лийметс //Проблемы подготовки к общению.-Таллин, 1979.-С.5−8.
- Лисина, М.И. Изучение становления потребности в общение со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста /М.И. Лисина //Психолого-педагогические проблемы общения.-М., 1979.- С.58−77.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И. Лисина.-М., 1986.-281с.
- Лисовский, В.Т. Личность студента /В.Т. Лисовский, А. В. Дмитриев.-Л., 1974.-190с.
- Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии /Б.Ф. Ломов.-М., 1991.-211с.
- Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида /Б.Ф.Ломов //Психологические проблемы социальной регуляции поведения.-М., 1976.-275с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов.-М.: Наука, 1984.-155с.
- Луговая, А.Л. Английский язык для студентов энергетических специальностей: Учеб. пособие /А.Л. Луговая.-М.: Высшая школа- Издательский центр «Академия», 2001.-150с.
- Лукьянова, Н.А. Настольная книга бизнесмена. /Н.А. Лукьянова. -Руссо, 1996.-570с.
- Лурия, А.Р. Язык и сознание /А.Р. Лурия.-М., 1979.-94с.
- Макларен, Я. Искусство общения. Методы НЛП на практике /Я. Макларен.-М., Издательство Эксмо, 2002.-320с.
- Максимова, Р.А. Коммуникативный потенциал человека и еговлияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис канд. психол. наук
- Р.А. Максимова.-М., 1981 .-230с.
- Мартине, А. Основы общей лингвистики /А. Мартине //Новая лингвистика.-выпуск 3.-М., 1963.-181с.
- Маслыко, Е. А Моделирование устного общения в обучении иноязычной речи /Е.А. Маслыко //Вопросы лингвистики и методика преподавания иностранным язынам.-Министерство «Науки и техники», 1978.-С.70−85.
- Медведев, П.Г. Многоплановость студенческой деятельности как фактор коллективообразования /П.Г. Медведев //Автореферат дис. кандидата психологических наук.-М., 1980.-23с.
- Меньшикова, JI.В. Достижение психологической и педагогической науки в практику (по материалам всероссийской конференции) /Л.В. Меньшикова, С. И. Мещерякова //Вестник высшей школы.-М., 1984.-№ 8.-С.35−38.
- Меньшикова, Л.В. Студенческий коллектив как фактор развития профессионально значимых нравственных качеств личности будущих педагогов /Л.В. Меньшикова //Автореферат дис. кандидата психологических наук.-Л., 1975.-23с.
- Миллер, Дж. Планы и структура поведения /Дж. Миллер, Е. Галанстер, К. Прибрам.-М., 1965.-237с.
- Миролюбов, А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности /А.А. Миролюбов //Советская педагогика.М., 1989.-№ 6.-С.13−18.
- Моисеев, Н.Н. Облик руководителя //Новый мир.-М., 1988.-№ 4,-С. 176−188.
- Мухина, B.C. К проблеме социального развития ребенка /B.C. Мухина //Психологический журнал.-1980.-ТI № 5.-С.43−53.
- Немов, Р.С. Психология образования. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн.2. Психология /Р.С. Немов.-М.: Просвещение: Владос, 1994.-496с.
- Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. /Р.С. Немов.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-Кн. 3.-640с.
- Непомнящая, Н.И. Роль обучения в компенсации некоторых нейро динамических дефектов у умственно отсталых детей. /Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии.-М., 1957.-№ 2.-С.54−65.
- Никиреев, Е.М. Роль общения в профессиональной подготовке студентов педвуза /Е.М. Никиреев, Р. М. Фатыхова //Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя.-М., 1981.-С.99−111.
- Орлова, Е.А. Психологические основы формирования оптимального педагогического общения будущего учителя /Е.А. Орлова.-Тула: Изд. ТГПУ им. JI.H. Толстого, 1997.-182с.
- Осипова, Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: Дис.. канд. психол. наук/Т.Ю. Осипова.- Томск, 2000.-187с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А. В. Петровского.-М., 1986.
- Ошанин, Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии /Д.А.Ошанин //Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение.-М., 1977.
- Павлова, Н.Д. Коммуникативная функция речи: (Интенциональная и интерактивная составляющие) Дис. д-ра психол. наук /Н.Д. Павлова.-М., 1999.-696с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению /Е.И. Пассов.-М.: Просвещение, 1991.-223с.
- Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность /Е.И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова.-М. .Просвещение, 1993.-159с.
- Пейсахов, И.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов /И.М. Пейсахов.-Казань, 1977.-123с.
- Пелевина Т.В. Социально-психологические аспекты общения студентов /Т.В. Пелевина //Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми /Т.В. Пелевина.-Л., 1970.-С. 125−126.
- Пенькова, О.В. Формирование умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Диссертация на соиск. ученой степени кандидата психологических наук /О.В. Пенькова.-Волгоград, 2001 .-200с.
- Петровский, А.В. Введение в психологию /А.В. Петровский.-М., 1996.-320с.
- Петровский, А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы /А.В. Петровский.-М.: Издательство МГУ, 1986.-303с.
- Петяева, Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации /Е.Ю. Петяева //Вестник Московского университета.-М., 1983.-С.23−33.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка /Ж. Пиаже.-Л., 1932.-232с.
- Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов.-М., 1981.-340с.
- Платонов, К.К. Проблемы способностей /К.К.Платонов.-М., 1972.-303с.
- Поварницына, Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Дис. канд. психол. наук /Л.А. Поварницына.-М., 1987.-205с.
- Поляруж, В.М. Влияние направленности студента на его учебную деятельность: Дис.. канд. психол. наук /В.М. Поляруж.-М., 1989.-193с.
- Полякова, Т.Ю. Английский язык для инженеров: Учеб. /Т.Ю. Полякова, Е. В. Синявская, О. И. Тынкова, Э. С. Улановская.-М.: Высш. шк., 2000.-463с.
- Практическая психология в текстах, или Как научиться понимать себя и других.-М.: АСТ-Пресс, 2000.376-с.:ил.
- Прихожан, А.М. К вопросу об удовлетворении потребности в межличностном общении /А.М. Прихожан //Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.-С.227−229.
- Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.-М., 1979.-301 с.
- Психология развивающейся личности. А. В. Петровского.-М., 1987.-310с.
- Рабочая книга практического психолога: Технологияэффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). Красная площадь, 1996.-259с.
- Розенбаум, Б.Л. Каким образом преуспевающие технические специалисты добиваются высоких результатов /Б.Л. Розенбаум // Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение.-М., 1991.-№ 2.-С. 194−196.
- Рощина, Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете /Е.В. Рощина //Иностранные языки на неспециальных факультетах.-Л.: Издательство Л1 У, 1978.-С.З-6.
- Рояк, А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Дис.. канд. психол. наук/А.А. Рояк.-М., 1975.-200с.
- Рубинштейн, СЛ. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн.-М., 1997
- Рубинштейн, С.Л. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи /С.Л.Рубинштейн.-М., 1991.-С.154−161.
- Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии /С.Л.Рубинштейн.-М., 1959.-250с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории /С.Л. Рубинштейн //Вопросы психологии.-М., 1960.-№ 3.-С.54−66.
- Рувинский, Л.И. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза. /Л.И. Рувинский.-М., МГУ, 1980.-143с.
- Рыжов, В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки: Автореферат дис. кандидата психологических наук /В.В. Рыжов.-М., 1980.-25с.
- Самарин, Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста /Ю.А. Самарина //Вестник высшей школы.-М.1969.-№ 8.-С.16−21.
- Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности /Н.В. Самоукина.-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» Издательство ЭКМОС, 1999.-325с.
- Сафонов, B.C. Особенности доверительного общения: Дис.. канд. психол. наук/B.C. Сафонов.-М., 1977.-247с.
- Свенцицикий, A.JI. Социальная психология управления /А.Л. Свенцицикий.-Л., 1986.-301с.
- Серебренникова, Э.И. Английский язык для химиков: Учеб. для студентов химико-технолог. спец. вузов /Э.И. Серебренникова.-М.: Высш. шк., 1987.-400с.: ил.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков.-М.:"Логос"Ю, 1999.-272с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко.-Санкт-Петербург: Изд-во Социально-психологический центр, 1996.-350с.
- Ситник, С.Н. Акмеологические факторы продуктивной деятельности специалистов кадровых служб: Автореферат кандидата психологических дисциплин /С.Н. Ситник.-М., 2001 .-25с.
- Скалкин, В. А. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке /В.А. Скалкин //Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия.-М.: Русский язык, 1991.-С.179−180.
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой.-Л., 1974.
- Степанов, Ю.С. Семиотическая структура языка (три функции итри формальных аппарата языка) /Ю.С. Степанов //изв.АНСССТ, сер. ЛИЯ, т.32 вып.4.-М., 1973.
- Стефанов, Н. Наука и управление /Н. Стефанов.-С., 1970.-310с.
- Столин, В.В. Самосознание /В.В. Столин.-М., 1983.-286.
- Студент на пороге XXI века: Монография. Отв.ред. Н. И. Рейнвальд.-М.: Дон, 1990.
- Сугакова, Л.И. Некоторые тенденции направленности студенчества на интеллектуальное развитие /Л.И. Сугакова //Проблемы активности студентов.-Ростов-на-Дону., 1975.-С.28−41.
- Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений /В.А. Сухомлинский.-М., 1960.-т.5.-С.94.
- Творогова, Н.Д. Экспериментальное исследование макроструктуры деятельности общения студентов: Автореферат дис. канд. психол. наук/Н.Д. Творогова.-М., 1977.-18с.
- Тейд, О. Курс для высшего управленческого персонала /О. Тейд //Экономика.-М., 1970.-80с.
- Теплов, Б.М. Способности и одаренность /Б.М. Теплов //Хрестоматия по возрастной и пед. психологии.-М., 1981.-С.31.
- Теплов, Б.М. Собрание трудов. Т.2. /Б.М. Теплов.-М., 1985.-С.170.
- Типовая программа по иностранному языку для вузов неязыковых специальностей.-М., 1996.-40с.
- Уманский, Л.И. Организаторские способности и их развитие /Л.И. Уманский //Ученые записки.-КПН, Курск, 1967.-№ 21.-190с.
- Урбанович, А.А. Психология управления /А.А. Урбанович.-Минск, Харвест, 2002.-250с.
- Ушакова, Т.Н. Психология речи и психолингвистика /Т.Н. Ушакова //Психологический журнал от 12.6.1991.-С.12−25.
- Фаллер, Г. А. Формирование коммуникативных способностей у будущих учителей начальных классов. Автореферат /Г.А. Фаллер.-М., 2000.24с.
- Фатыхова, Р.М. Влияние характера общения на формирование профессионального направления студента педвуза: Автореферат дис. канд. психол. наук /Р.М. Фатыхова.-М., 1982.-16с.
- Фрадкин, Ф.А. Предупреждение трудностей общения /Ф.А. Фрадкин // Общение как педагогическая проблема.-М., 1974.-С.71−77.
- Хомский, Н. О понятии «правильной грамматики» /Н. Хомский //Новое в лингвистике.-М., 1965,-вып.4.-С.120−134.
- Челпанов, Г. И. Учебник логики /Г.И.Челпанов.-М.-Л., 1946.-350с.
- Черемошкина, Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.В.Черемошкина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-368с.
- Чхартишвили, Ш. Н. Потребность престижа, потребности быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в переходном возрасте / Ш. Н. Чхартишвили //Некоторые вопросы психологии и педагогики и социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.-С.ЗЗ-82.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности /В.Д.Шадриков.-М., 1994.-350с.
- Шадриков, В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика /В.Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина.-М.: Педагогика, 1990.-176с.
- Шадриков, В.Д. Способности человека /В.Д.Шадриков.-М.Воронеж, 1997.-290с.
- Шадриков, В.Д. Способность, одаренность, талант /Развитие и диагностика способностей.-М.: НаукаД991, — 184 с.
- Шепель, В.М. Руководитель и подчиненные /В.М. Шепель //Московский рабочий.-М., 1972.-С.37−38.
- Шибутани, Т. Социальная психология. /Т. Шибутани.-Ростов Н/Д, издательство «Деникс», 1999.-544с.
- Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы психологии. Усвоениеграмоты /Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии.-М., 1956.-№ 5.-С.74−85.
- Эльконин, Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста /Д.Б. Эльконин //Доклады АПН РСФСР.-М., 1957.-№ 1 .-С.58−74.
- Якобсон, Р. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против» /Р. Якобсон.-М., 1975.-305с.
- Якокка, Ли Карьера менеджера /Ли Якокка.-М.: Прогресс, 1991.384с.
- Adler, Towne, Looking out /Looking in: Interpersonal communication.-New York. 1987.-608p.
- Argyle M. The psychology of interpersonal behavior //Harmonds worth (m2): Penguin books.-1967.-222p.
- Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action.-Boston, 1971.-290p.
- Dunvett M., Lawoer E. etal. Managerial Behavior, Performance and Effectiveness.-New York, 1970.-31Op.
- Eisler R.M., Frederiksen L.W. Perfecting social skills: A guide to interpersonal behavior development.-NY.: Plenum Press, 1980.-226p.
- Erikson, E.H. Identity and the life cycle.-New York, International Universities Press, 1959.-405p.
- Kennedy, Everything is negotiable.-London Random century ltd, 1990.-180p.
- Levinek Group psychotherapy: practice and development.-NY, 1979.250p.
- Levinson P.J. The seasons of a man’s life.-NY.: Ballantine Books, 1979.-380p.
- Levinson P.J. Toward a conception of the adult life cource // N/J/Smesler & E.H.Erikson (Edt.), Themes of work and love in adulthood.-Cambridge, M.Q.: Harvard University Press, 1980.-P. 140−160.
- Malan D.N. Individual psychotherapy and the study of psychodynamics, Butter worth, 1979.-275p.
- Rogers C. Nondirective counseling: client-centered therapy // Psychotherapy and counseling.-Chicago, 1969.-P. 169−209.
- Ruch F.L. Psychology and life //Glenview (II1): Scott, Foresman, 1975.-790p.
- Trower P., Bryant В., Argyle M. Social skills and mental health.-L.: Menthuen, 1978.-306p.
- Zimbardo P.G. Psychology and life, Scott, Foresman, 1975.-790p.t177