Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие коммуникативных способностей студентов технического вуза при обучении иностранному языку: На примере английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сначала студентам был предложен тест-опросник «Коммуникативные 0 и организаторские склонности» (КОС — 2), содержащий 40 вопросов. На каждый из вопросов следовало ответить «Да» или «Нет». Время на выполнение методики — 10 — 15 минут. За каждый ответ «Да» и ответ «Нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывался один балл. При обработке… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические и теоретические проблемы формирования и развития коммуникативных способностей
    • 1. 1. Понятие способностей в психологии
    • 1. 2. Проблема общения и коммуникативных способностей в современной психолого-педагогической литературе
    • 1. 3. Роль общения в студенческом возрасте
  • Глава 2. Развитие коммуникативных способностей в процессе обучения иностранному языку (английскому)
    • 2. 1. Основные подходы к исследованию коммуникативной функции речи
    • 2. 2. Иностранный язык как средство развития коммуникативных способностей
    • 2. 3. Современные методы развития коммуникативных способностей
  • Глава 3. Экспериментальное исследование процесса развития коммуникативных способностей студентов технического вуза
    • 3. 1. Результаты констатирующего эксперимента на определение наличного уровня развития коммуникативных способностей студентов технического вуза
    • 3. 2. Возможности интенсификации развития коммуникативных способностей студентов технического посредством работы по специально разработанной системе занятий
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментального исследования

Развитие коммуникативных способностей студентов технического вуза при обучении иностранному языку: На примере английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, произошедшие в российском обществе за последние десять лет, значительно повысили требования, предъявляемые к работникам всех сфер общественной деятельности. Если при существовавшей ранее уравниловке в оплате труда, относительной стабильности настоящего и прогнозируемости будущего работнику достаточно было быть хорошим исполнителем, то теперь наряду с высоким профессионализмом во главу угла ставятся такие черты как инициативность, предприимчивость, рационализм, динамичность, способность быстро подстраиваться под ситуации, здоровый оптимизм, коммуникабельность.

Все эти черты не могут существовать без наличия у человека коммуникативных способностей.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы 20-го века заметил, что успех того или иного человека в его финансовых делах в технической сфере или инженерном деле зависят процентов на пятнадцать от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми.

Высокий уровень развитости коммуникативных способностей работника обеспечивает реальный психологический контакт с коллегами, начальниками и подчиненными, преодоление разнообразных психологических барьеров, которые возникают в процессе их взаимодействия, плодотворность их межличностных взаимоотношений, посредством которых сочетаются деловой и личностный уровни общения.

Весьма значительным в структуре коммуникативных способностей работника является перцептивный компонент, в котором выделяют такие составляющие, как умение адекватно оценивать личностные черты и эмоциональное состояние партнеров по общению, правильно интерпретировать высказывания и невербальный аккомпанент взаимодействия, определять характер отношений, складывающихся в процессе общения" , — отмечает Е. А. Орлова [130. С. 11].

Для выявления актуальности проблемы развития коммуникативных способностей среди студентов 5-го курса НИ РХТУ был проведен опрос на тему: «Считаете ли Вы необходимым обучать культуре общения в вузе?» Из 600 опрошенных 81% ответили утвердительно, 10% не думали об этом, 9% ответили отрицательно.

Таким образом, перед преподавателем технического вуза встает задача развития коммуникативных способностей у студентов — будущих работников предприятий и фирм.

Учебными планами Новомосковского института Российского химико-технологического университета предусмотрен только один обязательный для изучения всеми специальностями курс «Психология». Количество часов распределяется следующим образом: для всех специальностей технологического, механического, кибернетического и энергетического профиля предусмотрено 75 часов (17 ч. — лекции, 17ч. — практические занятия, 41ч. — самостоятельная работа студентов). Для специальностей экономического профиля (менеджмент, бухучет и аудит) — 70 часов (34ч. — лекции, 17ч. — практические занятия).

Очевидно недостаточное количество времени, уделяемое преподаванию психологических дисциплин в техническом вузе.

Анализ учебных планов и перечень дисциплин, изучаемых в технических высших учебных заведениях, выявил ряд учебных предметов, при преподавании которых возможно развитие у студентов коммуникативных способностей. Одним из таких предметов является иностранный язык.

В последнее время значение предмета «иностранный язык» возросло. Без знания иностранного языка (особенно, английского) практически невозможно устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу, отсюда и огромное желание студентов овладеть речевой деятельностью на иностранном языке. В этом им должны помочь практические занятия по иностранному языку в вузе.

Перед практическими занятиями по иностранному языку можно поставить задачу развития коммуникативных способностей у будущих работников предприятий и фирм.

Во многих работах, посвященных психологии общения в качестве основного момента в оптимальном общении рассматривается коммуникативная ситуация, когда людям есть что сказать, когда они заинтересованы в том, чтобы высказаться.

Создание коммуникативной ситуации — это один из методов, способствующих развитию коммуникативных способностей у студента технического вуза.

Другой метод — это формирование понятия (нового умственного действия) (Гальперин П.Я.) об определенном аспекте психологии общения посредством работы с текстами на английском языке. Для проверки эффективности данного метода было проведено психолого-педагогическое исследование.

Проблема исследования — существующее противоречие между объективной необходимостью развития у студентов технического вуза коммуникативных способностей и отсутствием полноценных методических разработок в этой области.

Цель исследования — разработка специальной системы занятий, направленной на развитие коммуникативных способностей студентов технического вуза. Реализовать эту систему предлагается на занятии по иностранному языку, в частности, английскому.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили такие положения современной психологии и педагогики как необходимость обеспечения единства сознания и деятельности в профессиональной подготовке, существенная роль общения и коммуникативных способностей в жизни человека, методы общения в профессиональной деятельности. (Г.М.Андреева, А. А. Бодалев, Н. П. Ерастов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, М. ИЛисина, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов).

Объект исследования — коммуникативные способности студентов первого курса разных факультетов НИ РХТУ.

Предмет исследования — развитие коммуникативных способностей студентов НИ РХТУ при обучении иностранному языку.

Гипотеза теоретического и опытно-экспериментального исследования состояла в возможности развития коммуникативных способностей у студентов технического вуза посредством применения в учебном процессе специальной системы занятий обучающе-развивающего характера.

Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.Выявить современную трактовку сущности коммуникативных способностей работников фирм и предприятий.

3.Дать психолого-педагогическую характеристику современных методов развития коммуникативных способностей.

4.Провести анализ существующих методов развития коммуникативных способностей студентов технического вуза при обучении иностранному языку.

5.Разработать и обосновать специальную систему занятий по развитию коммуникативных способностей будущих работников предприятий и фирм при обучении иностранному языку, в частности, английскому и показать ее эффективность.

Данные задачи решались с помощью следующих методов: психолого-педагогического эксперимента, тестирования, наблюдения. Их реализация осуществлялась с применением: наблюдения по схеме Е. М. Горюновой, основанной на характеристике коммуникативного и лингвистического типов овладения иностранным языком Э. А. Голубевойметодики выявления коммуникативных и организаторских склонностей по данным составителей рабочей книги практического психологаметодики Айзенка на определение экстравер-тированности, интровертированности и нейротизмаметодики И. Р. Алтуниной (1999), трансформированной для использования на занятии по английскому языку.

Надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемыстатистическими методами количественного анализа полученных данных, включающими среднегрупповой анализ, критерий Мак-Немара («G-» критерий знаков), критерий Фишера.

Новизна исследования состоит в том, что в работе:

1. Осуществлено комплексное исследование наличного уровня развития коммуникативных способностей студентов технического вуза;

2. Выявлены структурные компоненты коммуникативных способностей студентов технического вуза;

3. Создана, теоретически и экспериментально обоснована специальная система занятий, направленная на развитие коммуникативных способностей, сочетающая в ситуационном подходе работу с разными видами текстов на английском языке (информационными, психологическими заданиями, психологическими инструкциями) и выполнение творческих заданий к диалогам;

4. Предпринята попытка целенаправленного развития коммуникативных способностей студентов разных факультетов НИ РХТУ посредством работы по специально созданной системе занятий в процессе обучения иностранному языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе коммуникативных способностей будущих работников фирм и предприятийв изучении профессионального аспекта делового общения в период подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельностив изучении особенностей развития коммуникативных способностей при реализации практической обучающей системы занятий в процессе обучения иностранному языку. Данное исследование продолжает перспективное направление в психологии развития.

Практическая значимость состоит в разработке эффективной, комплексной системы занятий, направленной на развитие коммуникативных способностей у будущих работников фирм и предприятий. Система может использоваться в процессе преподавания иностранных языков в вузах, в лекциях и практических занятиях по общей и педагогической психологии в вузах, на курсах повышения квалификации преподавателей иностранного языка.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в Новомосковском институте Российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии развития Тульского госпедуниверситета им. Л. Н. Толстого, кафедры иностранных языков Новомосковского института РХТУ им. Д. И. Менделеева, кафедры психологии труда Московского государственного социального университета, а также и на ежегодных внутривузовских и межвузовских научных и научно-практических конференциях в Новомосковском институте при РХТУ им. Д. И. Менделеева и Тульском госпедуниверситете им. Л. Н. Толстого. (1999;2004гг.).

Работа включает в себя три главы, библиографический список использованной литературы и приложения. Общий объем работы 188 страниц. Текст иллюстрирован двумя графиками и двумя рисунками. Количественные данные представлены в 27 таблицах.

Выводы к И-й главе.

В результате проведенного нами теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Коммуникативная функция предстает как комплексная, включающая несколько взаимосвязанных аспектов. С помощью речи осуществляется передача мыслей и чувств от одного человека к другому. Через нее оказывается воздействие, устанавливается контакт с собеседником.

2. Очевидна неразрывность речи и коммуникативной функции. Исходя из темы нашего исследования, логично предположить, что развитие коммуникативных способностей неотделимо от развития речи. Следовательно, учебный предмет, основной задачей которого является обучение речи, может способствовать процессу развития коммуникативных способностей. В учебном плане технического высшего учебного заведения таким предметом является иностранный язык.

3. Учебная дисциплина иностранный язык выполняет следующие функции:

1) обеспечение общего развития обучаемого, расширение его кругозора, его знаний об окружающем мире, о людях, говорящих на этом языке, о произведениях культуры, о других национальных культурах;

2) целенаправленное воспитание студентов в целом, а также определенных качеств их личности, необходимых для их профессионального становления;

3) внесение заметного вклада в культуру умственного труда;

4) развитие творческих способностей обучаемых;

5) развитие познавательной и коммуникативной функции мышления;

6) содействие повышению речевой культуры.

4. Иностранный язык является источником информации и средством развития коммуникативных способностей через организацию учебного процесса. Влияние учебного процесса на развитие коммуникативных способностей у студентов вуза в большей степени зависит от того, что станет материалом задач, решаемых ими, как будут ставится и приниматься эти задачи, как и какие способы их решения будут осваиваться учащимися. Задача — это как бы инвариантный момент обучения, присущий всем видам и формам усвоения опыта, независимо от того, идет ли речь об опыте когнитивном, практическом, творческом или личностно-смысловом [169, С. 139].

5. На современном этапе недооценивается роль текста на иностранном языке в создании и решении речемыслительных задач.

6. Дать студенту знание законов социального взаимодействия посредством работы с текстом, содержащим информационный материал по аспектам психологии общения значит сформировать у него понятия о различных аспектах психологии общения.

Формирование понятий происходит по этапам формирования умственных действий, описанных П. Я. Гальпериным.

Развитие коммуникативных способностей происходит в психической деятельности, конкретное содержание которой раскрывается в умственном действии, следовательно, формируя у студента понятия, раскрывающие законы общения людей, мы пытаемся снять проблему психологического «барьера» при выполнении речевых упражнений, непосредственно направленных на обучение общению и способствуем развитию коммуникативных способностей.

Глава III.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА.

РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА.

3.1. Результаты констатирующего эксперимента на определение наличного уровня развития коммуникативных способностей студентов технического вуза.

Экспериментальное исследование развития коммуникативных способностей у будущих работников фирм и предприятий включало предварительный этап, констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперименты.

Для проведения экспериментального исследования мы использовали методику выявления коммуникативных склонностей по данным составителей рабочей книги практического психолога [154. С. 281−283], методику Айзенка на определение экстравертированности, интровертированности и нейротизма [150. С. 185−188] и методику И. Р. Алтуниной, трансформированную для использования на занятии по английскому языку [6. С. 124].

На предварительном этапе была изучена реальная картина сформирова-нности коммуникативных способностей у студентов Новомосковского института при Российском Химико-технологическом университете имени Д. И. Менделеева. С этой целью были проведены наблюдения занятий по английскому языку на первом курсе института на следующих факультетах: производство органических веществ (ПОВ), производство неорганических веществ (ПНВ), промышленная теплоэнергетика (Э), экономика и управление (ЭиУ) и на факультете кибернетики (К). Наблюдение проводилось по разработанной нами схеме (см. приложение 1). За основу была взята характеристика коммуникативного и лингвистического типов овладения иностранным языком Голубевой Э. А. Согласно ее исследованиям, коммуникативному типу присущи следующие показатели:

1. Коммуникативная активность;

2. Направленность внимания на речевую деятельность;

3. Общая успешность в обучении интенсивным методом;

4. Относительное равновесие непроизвольного и произвольного запоминания. Лучшая продуктивность слуховой памяти;

5. Способность узнавать зрительные образы при краткосрочном предъявлении изображений;

6. Высокая степень выраженности образно-действенного стиля деятельности;

7. Лабильность во второй сигнальной системе;

8. Языковые способности: а. сравнительно большой объем языковой и речевой продукции (беглость речи) — б. высокая скорость выполнения отдельных лингвистических задачв. наличие некачественных решенийг. быстрый отказ от задачи при первых неудачных попытках.

9. Преобладание I — сигнальных функций («художники»);

10. Деятельность в целом характеризуется непроизвольностью, импульсивностью, свернутостью отдельных действий (краткостью ориентировочных действий, меньшим самоконтролем и т. д.);

11. Большая лабильность Н. С. Показатели лингвистического типа:

1. Невыразительность коммуникативных действий (пассивность в общении, длительные ЛП речевых действий, трудности понимания иностранного языка на слух);

2. Направленность внимания на языковую систему (язык);

3. Относительно более высокая успешность по овладению средствами иностранного языка по сравнению с успешностью в речевых и коммуникативных навыках и умениях;

4. Преобладание произвольного запоминания;

5. Способность словесно описать отличительные признаки эталона от других на него похожих изображений при более длительной экспозиции (Юс.);

6. Относительно высокая степень выраженности словесно-логического стиля деятельности;

7. Инертность во второй сигнальной системе («исполнение инструкций»);

8. Языковые способности: а. небольшой объем языковой и речевой продукцииб. более низкая скорость выполнения лингвистических задачв. высокое качество выполнения лингвистических задачг. хорошее качество решений аналитических задач;

9. Преобладание П — сигнальных функций («мыслители»);

10. Деятельность в целом характеризуется произвольностью, опосредованием, осторожностью в принятии решений, развернутостью действий (длительностью ориентировочных и исполнительских фаз деятельности, высоким самоконтролем и произвольной саморегуляцией).

И. Большая инертность Н.С. [49. С. 123].

При разработке схемы наблюдений мы опирались на такие аспекты характеристики коммуникативного и лингвистического типов Э. А. Голубевой, как коммуникативная активность — невыразительность коммуникативных действийсоотношения произвольного и непроизвольного запоминанияобъем языковой и речевой продукции, скорость и качество выполнения отдельных лингвистических задач.

Общее количество студентов, за которыми велось наблюдение, составило 150 человек. Занятия проводились с одной группой факультета ПОВ, с одной группой факультета ПНВ, с одной группой энергетического факультета (Э), двумя группами факультета экономики и управления: бухгалтерский учет (ЭиУ) и менеджмент (Э и У (м)) и одной группой на факультете кибернетики (К) (каждая группа включала 25 студентов). Результаты наблюдения внесены в таблицу 1.

На первом занятии во всех группах было проведено лингвистическое тестирование. Каждый правильный ответ оценивался в один балл. Максимальная сумма баллов — 36. После подсчета количества баллов у каждого студента группы был подсчитан средний балл по группе.

По результатам наблюдения можно сделать вывод о небольшом объеме языковой и речевой продукции во всех наблюдаемых группах.

Второе занятие было посвящено анализу восприятия речи на английском языке на слух. Текст на аудирование был составлен на основе лексического материала, изучаемого в средней общеобразовательной школе. Незнакомые слова были записаны на доске и заранее проработаны. Текст был прочитан два раза, затем студентов попросили написать по-русски все, что они поняли из прослушанного. Количество студентов, получивших удовлетворительные оценки, выражен в процентах.

Учитывая, что все данные ниже пятидесяти процентов, можно сделать вывод о невыразительности коммуникативных действий [49. С. 124].

На третьем занятии выявлялось соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. Сначала проверялось знание слов, заданных для заучивания наизусть на предыдущем занятии, а затем было предложено выучить группу новых слов непосредственно на занятии за определенное количество времени.

По всем группам можно сделать вывод о преобладании произвольного запоминания.

На четвертом занятии необходимо было сделать письменный перевод текста объемом в 1 тыс. знаков с английского на русский язык. Время выполнения 35 мин. Количество справившихся с заданием указано в таблице 1.

На основании указанных результатов можно сделать вывод о низкой скорости выполнения лингвистических задач.

Пятое занятие во всех наблюдаемых группах было посвящено проверке домашнего задания: пересказ на английском языке предварительно проработанного текста. Количество ответивших на 4 и 5 выражено в %.

Так как средний процентный показатель по шести группам составил 47,2%, то очевидно среднее качество выполнения лингвистических задач.

Результаты наблюдения занятий по английскому языку Таблица 1.

Группа Лингвистическое тестирование (в баллах) Уровень понимания текста Скорость выполнения лингвистических задач Качество выполнения лингвистических задач.

ПОВ 12 23% 44% 48%.

ПНВ 14 21% 40% 60%.

Э 12 5% 37% 31,5%.

ЭиУ 16 31% 51% 51,5%.

ЭиУ (м) 14 30% 49% 49,5%.

К 18 15% 38% 53%.

Среднее значение 14,3 20,8% 43,2% 48,9%.

Результаты предварительного этапа подтвердили нашу гипотезу о том, что многие студенты института испытывают серьезные затруднения как в общении на английском, так и на русском языке. Среди студентов преобладает лингвистический тип [49. С. 124].

Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении у студентов НИ РХТУ наличного уровня развития коммуникативных способностей.

В виду отсутствия базисной методики на определение у личности коммуникативных способностей, нам пришлось воспользоваться тремя различными психо-ди агностическими методиками. Для того, чтобы выявить состояние с развитием коммуникативных способностей у студентов в целом, была использована методика выявления коммуникативных склонностей по данным составителей рабочей книги практического психолога [154. С.281−283]. Для выявления наличия у студентов комплекса структурных компонентов коммуникативных способностей, таких как, общительность (контактность), разговорчивость, отзывчивость, инициативность, активность была использована методика Айзенка на определение экстравертированности, интровертированности и нейротизма [150. С. 185 188]. Известно, что весь комплекс указанных выше структурных компонентов присутствует у экстравертов, как эмоционально устойчивых, так и эмоционально неустойчивых. В связи с этим, анализируя результаты использования методики, мы сосредоточились на данных, полученных для экстравертированного типа личности.

Также подвергся диагностике уровень развития компонентов коммуникативного поведения, которые мы считаем возможным отнести к подкомпонентам коммуникативных способностей. Для этого мы воспользовались методикой И. Р. Алтуниной, трансформированной для использования на занятии по английскому языку. ,.

Выбор структурных компонентов коммуникативных способностей студентов технического вуза определялся теоретическим исследованием способностей на двух уровнях: психологическом и социально-психологическом и необходимостью их наличия в структуре личности руководителя предприятия или фирмы.

Сначала студентам был предложен тест-опросник «Коммуникативные 0 и организаторские склонности» (КОС — 2), содержащий 40 вопросов. На каждый из вопросов следовало ответить «Да» или «Нет». Время на выполнение методики — 10 — 15 минут. За каждый ответ «Да» и ответ «Нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в Ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывался один балл. При обработке результатов мы пользовались Ключом для коммуникативных склонностей и не подсчитывали данные для организаторских склонностей. Экспериментально было установлено три уровня коммуникативных склонностей. Данные по тесту-опроснику КОС — 2 представлены в таблице 2.

Показатели обладания коммуникативными склонностями Таблица 2.

Название группы Кол-во студентов Кол-во студентов, обладающих коммуникативными склонностями, по уровням в % низкий средний высокий.

1 ПОВ 25 32 52 16.

2 ПИВ 25 40 48 12.

3 Э 25 64 36.

4 Э и У 25 52 48.

5 Э и У (м) 25 48 52.

6 К 25 44 48 8.

Средний показатель 47 51 6.

Студенты, показавшие низкий уровень коммуникативных склонностей, не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно, испытывают трудности в установлении контактов с людьми.

Для студентов, показавших средний уровень коммуникативных склонностей, характерно стремление к контактам с людьми, однако потенциал их склонности не отличается высокой устойчивостью. Требуется работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Испытуемые, показавшие высокий уровень проявления коммуникативных склонностей, не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении.

Исходя из полученных данных, отраженных в таблице 2, среднее количество студентов, показавших низкий уровень коммуникативных склонностей, составило 47%, причем самое большое количество испытуемых с низким уровнем коммуникативных склонностей (64%) учатся в группе Э (энергетический факультет). Среднее количество студентов, показавших средний уровень коммуникативных склонностей, составило 51%, самый большой показатель у студентов технологического и экономического факультетов — 52%. Среднее количество испытуемых с высоким уровнем коммуникативных склонностей составило 6%. Самый высокий показатель у студентов технологического факультета (ПОВ) — 16%.

Таким образом, можно сделать вывод о преобладании у испытуемых среднего уровня коммуникативных склонностей.

Затем студентам был предложен опросник E.P.I методики Айзенка на определение экстравертированности, интровертированности и нейротизма [150. С. 185−188]. Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из этих трех факторов. Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей.

Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя, обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроения, озабоченности, чувствительности, эмоциональности, импульсивности.

Соотнеся все выше изложенное со структурой коммуникативных способностей, можно сделать вывод, что структурные элементы коммуникативных способностей в большей степени находят свое отражение в экстравертированном типе личности.

Заключение

.

Рассмотренная нами проблема необходимости развития коммуникативных способностей у студентов технического вуза является очень современной и актуальной. Технические вузы нашей страны готовят профессиональные кадры для промышленности, которая ждет нового импульса для своего развития. Такое развитие могут осуществить только высокопрофессиональные кадры, умеющие ладить с людьми, преодолевать психологические барьеры в общении, находить выход из любой конфликтной ситуации.

Известный американский бизнесмен, руководитель автомобильной корпорации «Крайслер» Ли Якокка так охарактеризовал умение взаимодействовать со своими коллегами и подчиненными: «Я знаю человека, всю жизнь проработавшего в автомобильном бизнесе. Он высокообразован, отличается высокой организованностью. Он блестящий стратег, один из самых крупных специалистов в своей компании. И тем не менее его никогда не назначали на высшие посты, и только потому, что он не умел обращаться с людьми.» [205.С. 82].

Пытаясь изменить неудовлетворительную ситуацию с развитием коммуникативных способностей студентов технического вуза, мы осуществили данное теоретическое и экспериментальное исследование.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили такие положения современной психологии и педагогики как утверждение положения о природе задатков и способностей, о необходимости обеспечения единства сознания и деятельности в профессиональной подготовке работника предприятия и фирмы, о существенной роли общения и коммуникативных способностей в жизни человека, о методах общения в профессиональной деятельности. (А.А.Бодалев, Н. П. Ерастов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, М. И. Лесина, С. Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов).

В процессе исследования мы попытались решить следующие задачи:

1) провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2) выявить современную трактовку сущности коммуникативных способностей работников фирм и предприятий;

3) дать психолого-педагогическую характеристику современных методов развития коммуникативных способностей;

4) провести анализ существующих методов развития коммуникативных способностей студентов технического вуза при обучении иностранному языку;

5) разработать и обосновать систему занятий по развитию коммуникативных способностей будущих работников предприятий и фирм при обучении иностранному языку, в частности, английскому и показать ее эффективность.

Данные задачи решались с помощью следующих методов: психолого-педагогического эксперимента, тестирования, наблюдения. Их реализация осуществлялась с применением:

1) наблюдения по схеме Е. М. Горюновой, основанной на характеристике коммуникативного и лингвистического типов овладения иностранным языком Э. А. Голубевой;

2) методики выявления коммуникативных и организаторских склонностей по данным составителей рабочей книги практического психолога;

3) методики Айзенка на определение экстравертированности, интровертированности и нейротизма;

4) методики И. Р. Алтуниной (1999), трансформированной для использования на занятии по английскому языку.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Коммуникативные способности — это индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями.

2. Структурными элементами коммуникативных способностей студентов технического вуза предлагается считать: общительность, разговорчивость, отзывчивость, инициативность, активность, компоненты коммуникативного поведения: положение в пространстве, перемещение в пространстве, пантомимика, жесты, мимика, словесные высказывания, скорость реакции, наблюдение за партнером, подстройка под партнера, напряженность в общении.

Выбор структурных компонентов коммуникативных способностей студентов технического вуза определяется теоретическим исследованием коммуникативных способностей на двух уровнях (психологическом, социально-психологическом) и необходимостью их наличия в структуре личности руководителя предприятия или фирмы.

3. Экспериментальное исследование развития коммуникативных способностей у будущих работников фирм и предприятий включало предварительный этап, констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный эксперименты.

На предварительном этапе была изучена реальная картина развития коммуникативных способностей у студентов Новомосковского института РХТУ им. Д. И. Менделеева. С этой целью были проведены наблюдения занятий по английскому языку, которое выявило небольшой объем языковой и речевой продукции во всех наблюдаемых группах, невыразительность коммуникативных действий, преобладание произвольного запоминания, низкую скорость и среднее качество выполнения лингвистических задач. Среди студентов преобладает лингвистический тип (Э.А.Голубева, 1989), который характеризуется невыразительностью коммуникативных действий (пассивность в общении, трудность запоминания иностранного языка на слух) — направленностью внимания на языковую системуотносительно более высокой успешностью по овладению средствами иностранного языка по сравнению с успешностью в речевых и коммуникативных навыках и уменияхпреобладанием произвольного запоминанияотносительно высокой степенью выраженности словесно-логического стиля деятельностиотличиями в языковых способностях.

4. Цель констатирующего эксперимента заключалась в выявлении у студентов НИ РХТУ наличного уровня коммуникативных способностей. Необходимо было проверить, насколько выражены у студентов следующие компоненты способностей: общительность, разговорчивость, отзывчивость, инициативность, активность (психологический уровень). Также подвергся диагностике уровень развития показателей коммуникативного поведения, которые мы считаем возможным отнести к подкомпонентам коммуникативных способностей (социо-психологический уровень).

Результаты тестирования коммуникативных склонностей (КОС-2) показали, что: самым низким уровнем коммуникативных склонностей обладают студенты энергетического факультета (64%). По среднему уровню самый высокий результат показали студенты технологического и экономического факультетов (51%). Самый высокий уровень у студентов группы ПОВ (технологический факультет) -16%. Очевидно преобладание среднего уровня коммуникативных склонностей.

После опроса по E.P.I методике Айзенка на определение экстравертированности, интровертированности и нейротизма был сделан вывод о том, что более широким спектром структурных элементов коммуникативных способностей обладают студенты факультета кибернетики — будущие программисты, операторы, аппаратчики, работники банков (52%). Студенты факультета экономики и управления — будущие менеджеры и экономисты имеют самый низкий показатель в графе «экстраверт эмоционально устойчивый» — 20%, но самый высокий — 36% показатель в графе «экстраверт эмоционально неустойчивый» (активный, чувствительный, лабильный).

Студенты технологических и энергетического факультета обладают промежуточным показателем по широкому спектру структурных элементов, характерного для экстраверта эмоционально устойчивого — 32%, 28%.

По результатам диагностики коммуникативного поведения оказалось, что налицо низкий уровень развития структурных компонентов коммуникативного поведения у студентов НИ РХТУ.

Что касается уровня развития отдельных признаков коммуникативного поведения, то очевидна необходимость развития невербальных подструктурных компонентов коммуникативных способностей.

На основе результатов констатирующего эксперимента был сделан вывод о средненизком уровне развития коммуникативных способностей у студентов НИ РХТУ и необходимости создания специальной системы занятий для его повышения.

5. Формирующий эксперимент представлял собой работу по специально созданной системе занятий.

В состав системы мы включили текстыинформационные, тексты — психологическое задание и тексты — психологическая инструкция, были предложены креативные задания к диалогам, служащим иллюстрацией к материалам текста.

Работа по системе в экспериментальных группах охватила 28 практических занятий.

6. Результаты контрольного эксперимента явно указали на то, что произошел прирост числа испытуемых, находящихся на среднем и высоком уровне коммуникативных склонностейчто касается типа личности, то в большей степени смещение произошло по линии нейротизма в сторону большей эмоциональной стабильностиисходя из результатов первичной и вторичной статистической обработки, подтвердилась гипотеза о том, что система занятий способствует развитию коммуникативного поведения.

Использование системы занятий по английскому языку, направленной на развитие коммуникативных способностей, позволяет более эффективно готовить студентов к профессиональной деятельности, раскрывает их творческие способности, придает им уверенности в общении, учит находить выход из конфликтной ситуации, ладить с людьми, способствует совершенствованию личности будущего руководителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Введение в практическую психологию /Г.С. Абрамова.-Екатеренбург, 1995.-220с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология /К.А. Абульханова-Славская.-М., 1980.-335с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности /К.А. Абульханова-Славская// Психологический журнал.-1985.-№ 5.- С.3−18
  4. , А. Практика и теория индивидуальной психологии /А. Адлер.-М., 1995.-292с.
  5. , Т.К. Деловой английский. English for Business. Часть 1−2: Учебник английского языка /Т.К. Алексеева, В. Г. Дарская, Л. А. Лясецкая и др.-М.:Вече, 2000.-640с.
  6. , И.Р. Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей: Дис.. канд. психол. наук 19.00.07 /И.Р. Алтунина.-М., 1999.-213с.
  7. , Б.Г. Возрастная психология взрослых /Б.Г. Ананьев.-Л., 1971.-356с.
  8. , Б.Г. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов) /Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев и др.-Л., 1976.-290с.
  9. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Б.Г. Ананьев.-Воронеж, 1996.-383с.
  10. , Б.Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний /Б.Г. Ананьев //Вестник высшей школы.-1972.-№ 7.-С. 19−24.
  11. , Б.Г. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Б.Г. Ананьев, И. В. Кузьмина.-Л., 1974.-123с.
  12. , Г. М. Межличностное восприятие в группе /Г.М. Андреева, А. И. Донцова.-М., 1981.-295с.
  13. , Г. М. Социальная психология /Г.М.Андреева.-М.:Наука, 1994.-324с.
  14. , Д.А. Проблемы адаптации студента /Д.А. Андреева // Молодежь и образование.-М., 1972.-С. 194−203.
  15. , О.М. Самооценка в структурной личности студента: Дис.. канд. психол. наук /О.М. Анисимова.-Л., 1984.-183с.
  16. , В.Л. Обшение как фактор социальной адаптации студентов / В. Л. Арбенина //Проблемы адаптации студентов.-Вильмос, 1978.-С.62−63.
  17. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей /Т.И.Артемьева.-М., 1977.-263с.
  18. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования /А.Г. Амолов.-М., 1984.-201с.
  19. , А.Г. Психология /А.Г. Асмолов.-М., 1990.-367с.
  20. , И. Я вас слушаю. Советы руководителю /И. Атватер.-М., 1984.- 111с.
  21. , А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности /А.В.Батаршев.-М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-176с.
  22. Бим, И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач /ИЛ. Бим, А. А. Леонтьев //Общая методика обучения иностранным языкам.-М.: Русский язык, 1991.-С.99−111.
  23. Бир, С. Наука управления /С. Бир.-М., 1971.-150с.
  24. , И.С. Бизнес-курс английского языка. Словарь -справочник /И.С. Богацкий, Н. М. Дюканова.-Киев:Логос, 1997.-325с.
  25. , Д.Я. Внутригрупповые взаимоотношения и общительность /Д.Я. Богданович //Социально-психологические илингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми.-Л., 1970.-С.36−37.
  26. , Н.Н. Об исследовании восприятия коммуникатора /Н.Н. Богомолова //Проблемы восприятия и познания людьми друг друга.-Краснодар, 1977.-С.115−128.
  27. , Д.Б. Тезисы интеллектуальной активности. / Д. Б. Богоявленская, И. А. Сусоколова //Сборник психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. Под редакцией Я. А. Понамарева.-М., Наука, 1990.-С. 159−171.
  28. , А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей /А.А. Бодалев// Вопросы психологии.-1984.-№ 1.-С. 18−25.
  29. , А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности /А.А. Бодалев.-Л., 1970.-80с.
  30. , А.А. Личность и общение /А.А. Бодалев.-М., 983.-103с.
  31. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович.-М., 1968.-464с.
  32. , И.А. Английский для международного сотрудничества /И.А. Бонк.-Издание СП «Прим-Ди», 1992.-352с.
  33. , И.А. Учебник английского языка в 2 частях.,-М.: Высшая школаД991.-1150с.
  34. , Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности /Б.С. Братусь //Подросток и юноша.-М., 1977.-С.21−64.
  35. , Л.П. Общественные отношения и общение /Л.П. Буева // Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.-С.37−49.
  36. , В.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей учителя иностранного языка: Дис.. канд. психол. наук 19.00.05 /В.В. Бурлаков.-Калуга, 1991.-263с.
  37. , Г. С. Проблема коммуникативных способностей членовпервичных учебно-воспитательных коллективов. Автореферат, дисс. на поиск ученой степени, кандидат психологических наук /Г.С. Васильев.-М., 1977.-21с.
  38. , Н. Кибернетика и общества /Н. Винер.- М., 1971.-210с.
  39. , К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К. Н. Волков, — М., 1981.-98с.
  40. , А.С. Проблемы возраста /А.С. Выготский //Собр. соч. М.:ПедагогикаД984.-Т.4. — 259с.
  41. , JI.C. Собрание сочинений /А.С. Выготский.-М., 1982.
  42. , П.Я. Введение в психологию /П.Я. Гальперин.-М., 2000.-263с.
  43. , П.Я. Опыт изучения и формирования умственных действий. /П.Я. Гальперин //Доклады на совещании по психологии (июль 1953)-Издательство АПНРСФСР, 1954.-432с.
  44. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /Н.И. Гез, М. В. Ляковицкий, А. А. Миролюбов и др.-М., 1982.-303с.
  45. , Ф. Инженерная психология /Ф. Генов.-София, 1978.-385с.
  46. , Т.С. Пути сотрудничества вузов с производством /Т.С. Георгиева //Вестник высшей школы.-М., 1988.-С. 10−28.
  47. , С. Гимнастика чувств. Термины творческой психотехники /С. Гиппиус.-М.-Л., 1967.-295с.
  48. , Э.А. Комплексное исследование способностей /Э.А. Голубева //Вопросы психологии.-1986.,№ 5.-С.ЗЗ-45.
  49. , Э.А. Способности и склонности: комплексное исследование / Э. А. Голубева.-М., 1989.-154с.
  50. , Е.М. Определение уровня коммуникативных способностей у студентов НИ РХТУ /Е.М. Горюнова //Материалы внутривузовской конференции.-1111У им. Л. Н. Толстого, 2002.-С.97−102.
  51. , П. Логика и речевое общение. Лингвистическая прагматика. Новое в зарубежной лингвистике /П. Грайс.-М., 1986.-С.217−237.
  52. , Г. Л. Студент и его деятельность /Г.Л. Давидюк.-Минск. БГУ, 1978.-159с.
  53. , В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. -М., 1986.-120с.
  54. Дейк ван, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация /Т.А. Дейк ван.-М., 1989.-103с.
  55. , И.А. Психология общения и развития личности /И.А. Джидарьян //Психология формирования и развития личности.-М., 1981,-С.127−158.
  56. , В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин.- Издательство «Питер», 1999.-350с.
  57. , А.П. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы /А.П. Дьяков, Г. В. Горченко и др.-Воронеж, издательство ВГУ, 1991.-160с.
  58. , М.И. Психология высшей школы /М.И. Дьяченко, Л. А. Кадыбович.-Минск. БГУ, 1981 .-382с.
  59. , Н.П. Развитие лингвистического мышления школьников (проблема и метод) /Н.П. Ерастов.-Ярославль, 1968.-140с.
  60. , Л.В. Исследование возрастных различий в уровне активности, общительности у старших школьников и студентов /Л.В. Жемчугова //Вопросы психологии личности и деятельности.-Свердловск, 1982.-С.21 -28.
  61. , Л.А. Деловой английский /Л.А. Журавченко, Е. Г. Пикалова, B.C. Чопорова.-Вече, 1997.-263с.
  62. , Л.А. Деловой английский /Л.А. Журавченко, Е. Г. Пикалова, B.C. Чопорова, Шах-Назарова.-Вече, 1998.-304с.
  63. , Д.Н. Психологическая структура способностей //
  64. Развитие и диагностика способностей.- М.:Наука, 1991.-С.83−100.
  65. , Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дис.. канд. психол. наук /Е.В. Залюбовская.-М., 1984.-192с.
  66. , А.В. Психология обучения старшеклассников /А.В. 3ахарова.-м.,.-1976.-230с.
  67. , В.А. История языкознания XIX—XX вв.еков в очерках и извлечениях /В.А. Звегинцев.-М., 1965.-З05с.
  68. , В.А. Предложение и его отношение к языку и речи /В.А. Звегинцев.-М., 1973 .-54с.
  69. , И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке /И.А. Зимняя.-М //Кн. для учителя.,-М.:Просвещение, 1985.-160с.
  70. , И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного) /И.А. Зимняя.-М.:Русский язык, 1989.-219с.
  71. , В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии /В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов.-М., 1994.-130с.
  72. , Е.Г. Общение как фактор развития личности Автореферат дисс. кандидата психологических наук /Е.Г. Злобина.-Минск, 1980.-53С.
  73. , Ф.И. Потребность школьника в признании и методика ее исследования /Ф.И. Иващенко //Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1981 .-С.291−295.
  74. М.К. Индивидульно-психологические особенности усвоения иностранного языка взрослыми учащимися при интенсивном обучении /М.К. Кабардов //Новые исследования в психологии.-М., 1982.-№ 1-С.-37−45.
  75. , B.C. О понятии «адаптация студентов в вузе» /B.C.
  76. Кадочкина //Оптимизация процессов формирования личности студента.-Куйбышев, 1980.-С.83−94.
  77. , Л.И. Значение профессионально направленного общения студентов на занятии по иностранному языку для оптимизации учебного процесса /Л.И. Карлинская //Оптимизация учебно-воспитательного процесса в высшей школе.-Куйбышев, 1984.-С.81−82.
  78. , С.Ф. Мастер общения. Советы практического психолога /С.Ф. Касаткин.-Питер, 2002.-128с.
  79. , Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. /Г.А. Китайгородская.-М., 1982.
  80. , А.Г. Психологические особенности человека /А.Г. Ковалев, В. И. Мясшцев //Наука и искусство.-Л., 1963.-С.44−61.
  81. Кон, И. С. Дружба. /И.С. Кон.-М., 1986.-102с.
  82. Кон, И. С. Психология ранней юности /И.С. Кон.-Москва, Просвещение, 1989 г.-120с.
  83. Кон, И. С. Психология юношеского возраста /И.С. Кон.-М., 1979.90с.
  84. , Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.-Минск, 1976.-88с.
  85. , Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Автореферат дисс. кандидата психологических наук /Я.Л. Коломинский.-МинскД980.-58с.
  86. , В.А. Общение и познавательные процессы /В.А. Кольцова.-Издательство Наука.-110с.
  87. Краткий психологический словарь /Ред. сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп.-Ростов Н/Д: Издательство Феникс, 1999.-512с.
  88. , Р.Л. Восприятие членов малой группы ееруководителем и самой группой /Р.Л. Кричевский //Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами.-М., 1974.-С.53−67.
  89. , P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе /P.JI. Кричевский 2-ое издание доп. и перераб.-М., 1996.-180с.
  90. , А.И. Психологическая проблема исследования активности человека /А.И. Крупное //Вопросы психологии.-М., 1984.-№ 3.-С.25−32.
  91. , А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов /А.И. Крупное // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе.-М., 1986.-С.92−102.
  92. , Е.С. Социально-психологическая особенность личности /Е.С. Кузьмин //Социальная психология личности.-Л., 1974.-С.8−12.
  93. , В.И. Искусство управлять общением /В.И. Курбатов.-Ростов Н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-352с.
  94. , Я. О динамике психологического здоровья студентов на основе материалов самооценки /Я. Кыргесаар //Организация учебного процесса.-Тарту, 1975.-вып.4.-С.26−37.
  95. , Н.С. Возрастные особенности развития склонностей / Н. С. Лейтес //Проблемы общественной возрастной и педагогической психологии.-М.,-1978.-С.48−63.
  96. , Н.С. Об изучение проблемы склонностей в русле идей Б.М.Теплова /Н.С. Лейтес //Вопросы психологии.-1976.-№ 5.-С.15−28.
  97. , Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников /Н.С. Лейтес //Вопросы психологии.-1985.-№ 1 .-С.53−70.
  98. , Н.С. Способность, труд, талант /И.С. Лейтес.-М., 1961.220с.
  99. . Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей /Н.С. Лейтес // Проблемы дифференциальной психологии.-М., 1977.-С.223−233.
  100. Лейтес.Н. С. Умственные способности и возраст /Н.С. Лейтес.-М.: Педагогика, 1971 .-231с.
  101. , Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений /Г.Л. Лендгрет.-М., 1994.-368с.
  102. , А.А. Общение как объект психологического исследования /А.А.Леонтьев //Методологические проблемы социальной психологии.-М., 1975.-С.
  103. , А.А. Психология общения /А.А.Леонтьев.-Тарту, 1973.-283с.
  104. , А.А. Психология общения /А.А. Леонтьев.-М.: Смысл, 1997.-365с.
  105. , А. А. Функции и формы речи (язык, речевая деятельность) /А.А. Леонтьев.-М., 1969.-С.241−255.
  106. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев.-М., 1975.-210с.
  107. , А.Н. О формировании способностей /А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии.-М., 1960.-№ 1.-С.51−70.
  108. , Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы /Х.И. Лийметс //Проблемы подготовки к общению.-Таллин, 1979.-С.5−8.
  109. , М.И. Изучение становления потребности в общение со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста /М.И. Лисина //Психолого-педагогические проблемы общения.-М., 1979.- С.58−77.
  110. , М.И. Проблемы онтогенеза общения /М.И. Лисина.-М., 1986.-281с.
  111. , В.Т. Личность студента /В.Т. Лисовский, А. В. Дмитриев.-Л., 1974.-190с.
  112. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии /Б.Ф. Ломов.-М., 1991.-211с.
  113. , Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида /Б.Ф.Ломов //Психологические проблемы социальной регуляции поведения.-М., 1976.-275с.
  114. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов.-М.: Наука, 1984.-155с.
  115. , А.Л. Английский язык для студентов энергетических специальностей: Учеб. пособие /А.Л. Луговая.-М.: Высшая школа- Издательский центр «Академия», 2001.-150с.
  116. , Н.А. Настольная книга бизнесмена. /Н.А. Лукьянова. -Руссо, 1996.-570с.
  117. , А.Р. Язык и сознание /А.Р. Лурия.-М., 1979.-94с.
  118. , Я. Искусство общения. Методы НЛП на практике /Я. Макларен.-М., Издательство Эксмо, 2002.-320с.
  119. , Р.А. Коммуникативный потенциал человека и еговлияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис канд. психол. наук
  120. Р.А. Максимова.-М., 1981 .-230с.
  121. , А. Основы общей лингвистики /А. Мартине //Новая лингвистика.-выпуск 3.-М., 1963.-181с.
  122. Маслыко, Е. А Моделирование устного общения в обучении иноязычной речи /Е.А. Маслыко //Вопросы лингвистики и методика преподавания иностранным язынам.-Министерство «Науки и техники», 1978.-С.70−85.
  123. , П.Г. Многоплановость студенческой деятельности как фактор коллективообразования /П.Г. Медведев //Автореферат дис. кандидата психологических наук.-М., 1980.-23с.
  124. , JI.В. Достижение психологической и педагогической науки в практику (по материалам всероссийской конференции) /Л.В. Меньшикова, С. И. Мещерякова //Вестник высшей школы.-М., 1984.-№ 8.-С.35−38.
  125. , Л.В. Студенческий коллектив как фактор развития профессионально значимых нравственных качеств личности будущих педагогов /Л.В. Меньшикова //Автореферат дис. кандидата психологических наук.-Л., 1975.-23с.
  126. , Дж. Планы и структура поведения /Дж. Миллер, Е. Галанстер, К. Прибрам.-М., 1965.-237с.
  127. , А.А. Изучение иностранных языков: средство развития личности /А.А. Миролюбов //Советская педагогика.М., 1989.-№ 6.-С.13−18.
  128. , Н.Н. Облик руководителя //Новый мир.-М., 1988.-№ 4,-С. 176−188.
  129. , B.C. К проблеме социального развития ребенка /B.C. Мухина //Психологический журнал.-1980.-ТI № 5.-С.43−53.
  130. , Р.С. Психология образования. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн.2. Психология /Р.С. Немов.-М.: Просвещение: Владос, 1994.-496с.
  131. , Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. /Р.С. Немов.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-Кн. 3.-640с.
  132. , Н.И. Роль обучения в компенсации некоторых нейро динамических дефектов у умственно отсталых детей. /Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии.-М., 1957.-№ 2.-С.54−65.
  133. , Е.М. Роль общения в профессиональной подготовке студентов педвуза /Е.М. Никиреев, Р. М. Фатыхова //Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя.-М., 1981.-С.99−111.
  134. , Е.А. Психологические основы формирования оптимального педагогического общения будущего учителя /Е.А. Орлова.-Тула: Изд. ТГПУ им. JI.H. Толстого, 1997.-182с.
  135. , Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: Дис.. канд. психол. наук/Т.Ю. Осипова.- Томск, 2000.-187с.
  136. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А. В. Петровского.-М., 1986.
  137. , Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии /Д.А.Ошанин //Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение.-М., 1977.
  138. , Н.Д. Коммуникативная функция речи: (Интенциональная и интерактивная составляющие) Дис. д-ра психол. наук /Н.Д. Павлова.-М., 1999.-696с.
  139. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению /Е.И. Пассов.-М.: Просвещение, 1991.-223с.
  140. , Е.И. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность /Е.И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова.-М. .Просвещение, 1993.-159с.
  141. , И.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов /И.М. Пейсахов.-Казань, 1977.-123с.
  142. Т.В. Социально-психологические аспекты общения студентов /Т.В. Пелевина //Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми /Т.В. Пелевина.-Л., 1970.-С. 125−126.
  143. , О.В. Формирование умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Диссертация на соиск. ученой степени кандидата психологических наук /О.В. Пенькова.-Волгоград, 2001 .-200с.
  144. , А.В. Введение в психологию /А.В. Петровский.-М., 1996.-320с.
  145. , А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы /А.В. Петровский.-М.: Издательство МГУ, 1986.-303с.
  146. , Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации /Е.Ю. Петяева //Вестник Московского университета.-М., 1983.-С.23−33.
  147. , Ж. Речь и мышление ребенка /Ж. Пиаже.-Л., 1932.-232с.
  148. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов.-М., 1981.-340с.
  149. , К.К. Проблемы способностей /К.К.Платонов.-М., 1972.-303с.
  150. , Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Дис. канд. психол. наук /Л.А. Поварницына.-М., 1987.-205с.
  151. , В.М. Влияние направленности студента на его учебную деятельность: Дис.. канд. психол. наук /В.М. Поляруж.-М., 1989.-193с.
  152. , Т.Ю. Английский язык для инженеров: Учеб. /Т.Ю. Полякова, Е. В. Синявская, О. И. Тынкова, Э. С. Улановская.-М.: Высш. шк., 2000.-463с.
  153. Практическая психология в текстах, или Как научиться понимать себя и других.-М.: АСТ-Пресс, 2000.376-с.:ил.
  154. , А.М. К вопросу об удовлетворении потребности в межличностном общении /А.М. Прихожан //Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.-С.227−229.
  155. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.-М., 1979.-301 с.
  156. Психология развивающейся личности. А. В. Петровского.-М., 1987.-310с.
  157. Рабочая книга практического психолога: Технологияэффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). Красная площадь, 1996.-259с.
  158. , Б.Л. Каким образом преуспевающие технические специалисты добиваются высоких результатов /Б.Л. Розенбаум // Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение.-М., 1991.-№ 2.-С. 194−196.
  159. , Е.В. Функции иностранного языка как учебного предмета в системе обучения в университете /Е.В. Рощина //Иностранные языки на неспециальных факультетах.-Л.: Издательство Л1 У, 1978.-С.З-6.
  160. , А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: Дис.. канд. психол. наук/А.А. Рояк.-М., 1975.-200с.
  161. , СЛ. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн.-М., 1997
  162. , С.Л. Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи /С.Л.Рубинштейн.-М., 1991.-С.154−161.
  163. , С.Л. Принципы и пути развития психологии /С.Л.Рубинштейн.-М., 1959.-250с.
  164. , С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории /С.Л. Рубинштейн //Вопросы психологии.-М., 1960.-№ 3.-С.54−66.
  165. , Л.И. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза. /Л.И. Рувинский.-М., МГУ, 1980.-143с.
  166. , В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки: Автореферат дис. кандидата психологических наук /В.В. Рыжов.-М., 1980.-25с.
  167. , Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста /Ю.А. Самарина //Вестник высшей школы.-М.1969.-№ 8.-С.16−21.
  168. , Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности /Н.В. Самоукина.-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем» Издательство ЭКМОС, 1999.-325с.
  169. , B.C. Особенности доверительного общения: Дис.. канд. психол. наук/B.C. Сафонов.-М., 1977.-247с.
  170. , A.JI. Социальная психология управления /А.Л. Свенцицикий.-Л., 1986.-301с.
  171. , Э.И. Английский язык для химиков: Учеб. для студентов химико-технолог. спец. вузов /Э.И. Серебренникова.-М.: Высш. шк., 1987.-400с.: ил.
  172. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков.-М.:"Логос"Ю, 1999.-272с.
  173. , Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко.-Санкт-Петербург: Изд-во Социально-психологический центр, 1996.-350с.
  174. , С.Н. Акмеологические факторы продуктивной деятельности специалистов кадровых служб: Автореферат кандидата психологических дисциплин /С.Н. Ситник.-М., 2001 .-25с.
  175. , В. А. Структура устноязычной коммуникации и вопросы обучения устной речи на иностранном языке /В.А. Скалкин //Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия.-М.: Русский язык, 1991.-С.179−180.
  176. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы /Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой.-Л., 1974.
  177. , Ю.С. Семиотическая структура языка (три функции итри формальных аппарата языка) /Ю.С. Степанов //изв.АНСССТ, сер. ЛИЯ, т.32 вып.4.-М., 1973.
  178. , Н. Наука и управление /Н. Стефанов.-С., 1970.-310с.
  179. , В.В. Самосознание /В.В. Столин.-М., 1983.-286.
  180. Студент на пороге XXI века: Монография. Отв.ред. Н. И. Рейнвальд.-М.: Дон, 1990.
  181. , Л.И. Некоторые тенденции направленности студенчества на интеллектуальное развитие /Л.И. Сугакова //Проблемы активности студентов.-Ростов-на-Дону., 1975.-С.28−41.
  182. , В.А. Собрание сочинений /В.А. Сухомлинский.-М., 1960.-т.5.-С.94.
  183. , Н.Д. Экспериментальное исследование макроструктуры деятельности общения студентов: Автореферат дис. канд. психол. наук/Н.Д. Творогова.-М., 1977.-18с.
  184. , О. Курс для высшего управленческого персонала /О. Тейд //Экономика.-М., 1970.-80с.
  185. , Б.М. Способности и одаренность /Б.М. Теплов //Хрестоматия по возрастной и пед. психологии.-М., 1981.-С.31.
  186. , Б.М. Собрание трудов. Т.2. /Б.М. Теплов.-М., 1985.-С.170.
  187. Типовая программа по иностранному языку для вузов неязыковых специальностей.-М., 1996.-40с.
  188. , Л.И. Организаторские способности и их развитие /Л.И. Уманский //Ученые записки.-КПН, Курск, 1967.-№ 21.-190с.
  189. , А.А. Психология управления /А.А. Урбанович.-Минск, Харвест, 2002.-250с.
  190. , Т.Н. Психология речи и психолингвистика /Т.Н. Ушакова //Психологический журнал от 12.6.1991.-С.12−25.
  191. , Г. А. Формирование коммуникативных способностей у будущих учителей начальных классов. Автореферат /Г.А. Фаллер.-М., 2000.24с.
  192. , Р.М. Влияние характера общения на формирование профессионального направления студента педвуза: Автореферат дис. канд. психол. наук /Р.М. Фатыхова.-М., 1982.-16с.
  193. , Ф.А. Предупреждение трудностей общения /Ф.А. Фрадкин // Общение как педагогическая проблема.-М., 1974.-С.71−77.
  194. , Н. О понятии «правильной грамматики» /Н. Хомский //Новое в лингвистике.-М., 1965,-вып.4.-С.120−134.
  195. , Г. И. Учебник логики /Г.И.Челпанов.-М.-Л., 1946.-350с.
  196. , Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.В.Черемошкина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-368с.
  197. , Ш. Н. Потребность престижа, потребности быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в переходном возрасте / Ш. Н. Чхартишвили //Некоторые вопросы психологии и педагогики и социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.-С.ЗЗ-82.
  198. , В.Д. Деятельность и способности /В.Д.Шадриков.-М., 1994.-350с.
  199. , В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика /В.Д. Шадриков, Л. В. Черемошкина.-М.: Педагогика, 1990.-176с.
  200. , В.Д. Способности человека /В.Д.Шадриков.-М.Воронеж, 1997.-290с.
  201. , В.Д. Способность, одаренность, талант /Развитие и диагностика способностей.-М.: НаукаД991, — 184 с.
  202. , В.М. Руководитель и подчиненные /В.М. Шепель //Московский рабочий.-М., 1972.-С.37−38.
  203. , Т. Социальная психология. /Т. Шибутани.-Ростов Н/Д, издательство «Деникс», 1999.-544с.
  204. , Д.Б. Некоторые вопросы психологии. Усвоениеграмоты /Д.Б. Эльконин //Вопросы психологии.-М., 1956.-№ 5.-С.74−85.
  205. , Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста /Д.Б. Эльконин //Доклады АПН РСФСР.-М., 1957.-№ 1 .-С.58−74.
  206. , Р. Лингвистика и поэтика. Структурализм: «за» и «против» /Р. Якобсон.-М., 1975.-305с.
  207. Якокка, Ли Карьера менеджера /Ли Якокка.-М.: Прогресс, 1991.384с.
  208. Adler, Towne, Looking out /Looking in: Interpersonal communication.-New York. 1987.-608p.
  209. Argyle M. The psychology of interpersonal behavior //Harmonds worth (m2): Penguin books.-1967.-222p.
  210. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action.-Boston, 1971.-290p.
  211. Dunvett M., Lawoer E. etal. Managerial Behavior, Performance and Effectiveness.-New York, 1970.-31Op.
  212. Eisler R.M., Frederiksen L.W. Perfecting social skills: A guide to interpersonal behavior development.-NY.: Plenum Press, 1980.-226p.
  213. Erikson, E.H. Identity and the life cycle.-New York, International Universities Press, 1959.-405p.
  214. Kennedy, Everything is negotiable.-London Random century ltd, 1990.-180p.
  215. Levinek Group psychotherapy: practice and development.-NY, 1979.250p.
  216. Levinson P.J. The seasons of a man’s life.-NY.: Ballantine Books, 1979.-380p.
  217. Levinson P.J. Toward a conception of the adult life cource // N/J/Smesler & E.H.Erikson (Edt.), Themes of work and love in adulthood.-Cambridge, M.Q.: Harvard University Press, 1980.-P. 140−160.
  218. Malan D.N. Individual psychotherapy and the study of psychodynamics, Butter worth, 1979.-275p.
  219. Rogers C. Nondirective counseling: client-centered therapy // Psychotherapy and counseling.-Chicago, 1969.-P. 169−209.
  220. Ruch F.L. Psychology and life //Glenview (II1): Scott, Foresman, 1975.-790p.
  221. Trower P., Bryant В., Argyle M. Social skills and mental health.-L.: Menthuen, 1978.-306p.
  222. Zimbardo P.G. Psychology and life, Scott, Foresman, 1975.-790p.t177
Заполнить форму текущей работой